Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №76398

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы103
Год сдачи2020
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
322
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в
начальной школе
1.1. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
1.2. Психолого-педагогические проблемы младших школьников с
19 ограниченными возможностями здоровья
1.3. Психолого-педагогическое сопровождение как условие развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Экспериментальная апробация программы по коррекции эмоционально-волевой сферы младших школьников с ограниченными 34 возможностями здоровья
2.1. Изучение эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными
возможностями здоровья
2.2. Формирующий этап эксперимента по апробации коррекционно-
развивающей программы
2.3. Исследование эффективности экспериментальной работы 54
Выводы по второй главе 59
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 62
Приложения 67


Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что одной из острых проблем современной школы является проблема повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы реальные возможности учащихся с ОВЗ и условия, в которых протекает их учебная деятельность. Особенно актуальной эта проблема становится в связи с появлением альтернативных учебных заведений и введением государственных стандартов на все виды образования.
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка с ОВЗ в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.
Начиная с 90-х годов XX столетия, в нашей стране пропагандируется идея интегрированного образования детей с ОВЗ. Психологи подчеркивают, что интеграция должна обеспечить «психологическую готовность» детей к совместному обучению. Для этого необходимо переосмысление обществом отношения к детям с ОВЗ, признание их равных прав на получение образования, разработка конкретных программ сопровождения детей с ОВЗ для оптимальной реализации их возрастных возможностей. Таким образом, включение детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся учащихся требует значительных изменений в организации процесса обучения, необходимости обеспечения комплексной психолого-педагогической деятельности по сопровождению данной категории учащихся на протяжении всего периода его обучения в условиях общеобразовательной школы.
В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние 2 десятилетия резко возросло число детей с различными формами нарушений психического и соматического развития. Около 5-7% из них - дети с нарушениями генетического характера, результатом которых являются характерные особенности их психического и интеллектуального развития. Однако многие дети с ограниченными возможностями здоровья находятся в общеобразовательных учреждениях в ситуации «естественной», «вынужденной в силу разных обстоятельств» или псевдоинтеграции, характеризующейся невозможностью выполнения в данный момент условий успешности организации этого процесса.
Для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и модернизация коррекционно -развивающих программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогической деятельности по сопровождению участников образовательного процесса с категорией ОВЗ.
Противоречие между увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе и недостаточной разработанностью проблемы психолого-педагогического сопровождения обусловило актуальность и определило тему исследования - «Психолого-педагогическая деятельность по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе».
Объект исследования: психолого-педагогическая деятельность по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: коррекция эмоционально-волевой сферы младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная апробация программы по коррекции эмоционально-волевой сферы младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.
2. Теоретически обосновать программу по коррекции эмоционально-волевой сферы школьников с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах общеобразовательной школы.
3. Экспериментально проверить эффективность программы по коррекции эмоционально-волевой сферы младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическая деятельность по сопровождению младших школьников с ограниченными возможностями здоровья по разработанной программе будет эффективно способствовать коррекции эмоционально-волевой сферы при условии, если:
- учитываются психологические особенности, специфические потребности детей с ОВЗ и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии;
- оказывается помощь в разрешении трудностей в обучении, изменение в ограниченном представлении об окружающем мире;
- осуществляется сопровождение взаимоотношений детей с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками , родителями и учителями;
- создается благоприятный психологический климат для реализации индивидуальных способностей обучающихся данной категории;
- проводятся консультации для родителей и педагогов, с целью ознакомления с причинами отклонений учащихся в учебе или поведении.
Методы исследования: анализ специальной литературы по проблеме исследования, эксперимент, включающий тестирование, опрос, наблюдение, диагностика, беседа.
Теоретической и методологической основой дипломной работы являются исследования посвященные закономерностям и особенностям , имеющих общий характер и прослеживающихся в развитии детей, относящихся к различным типам нарушений (Выготский Л. С., Власова Т. А., Занков Л. В., Лубовский В. И., Шиф Ж. И. и др.), а также работы, посвященные интегрированному обучению
детей с ограниченными возможностями здоровья (Н.Н. Малофеев, Э.В. Миронова, Н.М. Назарова, Г.Н. Пенин). Кроме того, использовались научные работы Л. И. Акатова, Б. С. Бондаренко, А. Р. Маллера, С. Я. Рубинштейна и др., затрагивающие анализ системности, непрерывности и вариативности психолого-педагогического сопровождение детей с ОВЗ.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что получены новые данные об особенностях взаимоотношений между детьми с ограниченными возможностями здоровья и их ближайшим средовым окружением в условиях общеобразовательной школы; доказано, что взаимоотношения детей с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками в этих условиях требуют специального педагогического сопровождения; определены пути педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе их взаимоотношений с развивающимися в норме сверстниками в младших классах общеобразовательной школы, выявлена их эффективность.
Практическая значимость: Полученные результаты экспериментального исследования могут быть использованы педагогами-психологами, учителями при организации работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, описанная коррекционно-развивающая программа работы в условиях школы может служить ориентиром при сопровождении детей с ОВЗ в образовательном учреждении. Выявление психологических особенностей детей с ОВЗ будет способствовать успешной профилактической работе по психолого-педагогическому сопровождению детей данной категории, содействовать разработке и более широкому использованию индивидуальных коррекционно-развивающих программ, которые будут учитывать потребности детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей, так как необходимо чётко представлять, что влияет на успешность обеспечения оптимального развития ребенка и интеграции в социум. Полученные психологические знания позволят расширить теоретические данные и сферу их применения, могут быть использованы как специалистами, так и выработаны рекомендации по обучению и воспитанию для педагогов и родителей. Материалы дипломной работы могут быть использованы студентами при подготовке к семинарским занятиям, а также написании докладов или рефератов по схожей тематике.
Экспериментальная база исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе МОБУ Гимназии №44 им. В.А. Сухомлинского г. Сочи.
В эксперименте принимали участие учащиеся 1-4 классов, дети с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют статусы: ЗПР - 21 человек, УО - 1 человек, РАС - 1 человек, ТНР- 1 человек, гиперкинетическое расстройство поведения - 1 человек, слабовидящий - 1 человек.
1 этап (сентябрь-октябрь 2019 г.) - изучение и анализ научной, психолого-педагогической, медицинской литературы по проблеме исследования, определение цели и задач исследования, разработка программы опытно - экспериментальной работы.
2 этап (сентябрь-октябрь 2019 г.) - проведение работы констатирующего характера: изучение состояния педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, экспериментальное изучение взаимоотношений детей с ближайшим средовым окружением.
3 этап (октябрь-февраль 2019-2020 гг.) - формирующая работа по организации педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации.
4 этап (февраль-март 2020 г.) - анализ, систематизация и обобщение полученных результатов.
Структура и объем работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
Перед началом нашего исследования перед нами стоял ряд задач, и мы их выполнили. Нами была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по теме - теоретические аспекты проблемы психолого-педагогического сопровождения младших учеников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. На основе анализа нужной литературы выявили особенности проявления эмоциональных нарушений младших школьников. Была составлена и апробирована коррекционно-развивающая программа «Психокоррекция эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ» состоящая из двух блоков, коррекционные занятия с младшими школьниками и консультации педагогов и родителей. Программа строилась с учетом индивидуальных особенностей и специфических потребностей детей с ОВЗ. Результаты исследования показали положительные результаты.
Подтвердилась гипотеза о том, что психолого-педагогическая деятельность по сопровождению младших школьников с ограниченными возможностями здоровья по разработанной программе будет эффективно способствовать коррекции эмоционально-волевой сферы при специально созданных условиях.
Таким образом, все поставленные нами задачи были выполнены. Цель достигнута. Для детей младшего школьного возраста реализованная коррекционно-развивающая программа: «Психокоррекция эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ» повлияла положительно.
Коррекционная работа требует комплексного воздействия в целом на личность ребенка. Она должна строиться не только с учетом недостатков эмоционального развития детей с ОВЗ, но и учитывать их индивидуальные особенности психического развития.
Современное состояние теоретического и прикладного аспектов проблемы эмоционального развития детей данной категории, требует углубленного экспериментального изучения его специфики, разработки технологий выявления индивидуальных особенностей эмоциональной сферы особенных детей, создания методического обеспечения коррекционно-развивающей помощи им.
Таким образом, коррекционно-развивающее обучение детей с отклонениями в развитии является одним из методов комплексной реабилитации состояния здоровья, направленной на преодоление социальных ограничений, вызванных болезнью, путем развития их познавательных и личностных возможностей.
Целенаправленная психолого-педагогическая деятельность по сопровождению детей с ОВЗ, создание необходимых условий для гармоничного всестороннего развития, обеспечивает психологическую безопасность, способствует формированию социального доверия, развитию социальных эмоций у детей с ОВЗ.



1. Акатов, Л. И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Л. И. Акатов. - Москва: Просвещение, 2004. - 276 с.
2. Алехина, С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина; под общей редакцией Н. В. Лалетина; Сибирский Федеральный университет, Красноярск гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2013. - С. 71. - 95.
3. Алябьева, Е.А. Психогимнастика. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.
4. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - М.: Проспект, 1999. - 199с.
5. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. - Москва: Просвещение, 1985. - 208 с.
6. Багаева, Г.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева. - Москва: ВЛАДОС, 2005. - 451с.
7. Битянова, М.Р., Азарова, Т. В., Афанасьева, Е. И., Васильева, Н. Л. Практическая психология в образовании. Работа психолога в начальной школе. [Электронный ресурс] /Детская психология/ Режим доступа: http://childpsy.ru/lib/books/id/8741.php
8. Большакова, Ю.В. Психолого-педагогические особенности сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве / Ю. В. Большакова. - Москва: Педагогика, 2002. - 349 с.
9. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1978. - 699с.
10. Бондаренко, Б. С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации / Б. С. Бондаренко. - Москва: Владос, 2009. - 300 с.
11. Буянов, М. И. Об узловых вопросах организации психотерапевтической помощи детям и подросткам / М. И. Буянов. - Москва: Педагогика, 1971 - 349с.
12. Ваньева, А.Ю. Игры для профилактики психоэмоционального напряжения у
дошкольников. Автор: Ваньева А.Ю. [Электронный ресурс] /Пед-копилка/ Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blo gs/ana-yurevna-vaneva/igry-dlja-
profilaktiki-psihoyemocionalnogo-naprjazhenija-u-doshkolnikov.html
13. Вельтищев, Ю.В. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста. / Вельтищев Ю.В. [Электронный ресурс] /Челдети/ Режим доступа:http://doshvozrast.ru/ozdorov/ozdorovlenie16.htm
14. Власова, Т. А. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой и [др.] - Москва: Педагогика, 2004. - 119 с.
15. Выготский, Л. С. Основные проблемы дефектологии // Том 5 из собрания сочинений в шести томах / Л. С. Выготский. - Москва: Педагогика, 1983. - 368с.
16. Григорьева, Л. Г. Дети с проблемами в развитии / Л. Г. Григорьева. -Москва: Академкнига, 2002. - 213 с.
17. Гусева Г. М. Планирование работы по профилактике психоэмоционального напряжения детей. 2012. [Электронный ресурс] /Дошколенок/ Режим доступа: https://dohcolonoc.ru/stati/632-profilaktika-psikhoemotsionalnogo-napryazheniya.html
18. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - Москва,
2009. - 544 с.
19. Егоров, П. Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями / П. Р. Егоров // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 3. - С. 35-39.
20. Егорова, Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова. - Балашов: Николаев, 2002. - 80 с.
21. Зайцева, И. А. Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушина, И. А. Зайцевой. Изд-е 2-е, перераб. И доп. - Москва: ИКЦ “МарТ”; Ростов-на-Дону: Издательский центр “МарТ”, 2009. - 352 с.
22. Кальфф, Д. Метод «Песочная терапия» в психологическом консультировании. [Электронный ресурс]/Оказание психологической помощи/ Режим доступа:http://olga2901l.narod.ru/ sandplya.html
23. Киселева, Н. А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / Н. А. Киселева, И. Ю. Левченко. - Москва: Коррекционная педагогика, 2005. - 210 с.
24. Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко. Москва: Школьная Пресса, 2004. - 64 с.
25. Крюкова, С.В., Слободчикова И.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. - 2002. — 208 с.
26. Куражева, И. Ю., Вараева Н.В., Тузаева Н.С., Козлова И.А. «Цветик семицветик». Программа развивающих занятий для дошкольников 3-4лет. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. - 88 с.
27. Лапшин, В. А. Основы дефектологии / В. А. Лапшин. - Москва: Просвещение, 1991. - 143 с.
28. Лебединский, В. В. Нарушение психического развития / В. В. Лебединский. - Москва: Педагогика. - 2004. - 306 с.
29. Лебединская, К. С. Задержка психического развития / К. С. Лебединская. - Москва: Педагогика. 2007. - 280 с.
30. Левченко, И.Ю., Приходько О.Г., Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л.И. Плаксиной. Старшая группа (для детей с ОВЗ) Чевычелова Е.А. 2017. - 74 с.
31. Лернер, И. Я. Методы обучения. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х Т. -Т 1 / И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин. - Москва: Научное изд-во “Большая российская энциклопедия”, 2000. - 608 с.
32. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А. Р. Маллер. - Москва: Издательский центр «Академии»,
2010. - 208 с.
33. Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А. Р. Маллер. - Москва: Педагогика - Пресс, 2006. - 284 с.
34. Малофеев, Н. Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев // Российская академия образования. - Москва, 2008. - 66 с.
35. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. - Санкт-Петербург: Речь, 2004. - 220 с.
36. Метиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы детей [Текст] / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. - М.: Просвещение,2000. - 97 с.
37. Никитина, О. Н. Песочное рисование в психолого -педагогической практике. Санкт-Петербург, 2013. / Никитина, О. Н. Глибина Е.Л. «Методическое пособие по развитию. - 2013. - 201 с.
38. Семинар Никитиной О.Н. Соснина М.В. Методика sand - art: Психотерапевтические ресурсы песочного рисования. Институт практической психологии «Иматон». 13.04.2020.
39. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. - М., 1997. - 960 с.
40. Панфилова, Е. В. Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Панфилова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 141-143.
41. Петрова, Н. В. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через воспитание дружеских взаимоотношений во время игр / Н. В. Петрова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3 — С. 48-51.
42. Пособие по технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья / под ред. Гусляковой Л. Г. - Москва: Социальное здоровье России, 2007. - 210 с.
43. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов / С. Я. Рубинштейн. - Москва: Просвещение, 1986 - 192с.
44. Селищева, Т.В. Коррекционно-развивающие занятия с детьми 7-9 лет. Полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия. Психолого-педагогическое сопровождение школьников, ISBN: 978-5-7057-4654-5. - 2017. - 192 с.
45. Соколова, Н. Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. - Москва: 2005. - 180 с.
46. Солодянкина, О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье / О. В. Солодянкина. - Москва: АРКТИ, - 2007. - 80 с.
47. Сорокин, В. М. Специальная психология / В. М. Сорокин. - Санкт Петербург: Речь, - 2003. - 216 с.
48. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья / под ред. А. Поликовой. - Москва: КТМУ, - 2009. - 207 с.
49. Староверова, М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие / М. С. Староверова. — Москва: Владос, - 2011. — 167 с.
50. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст] /Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль.: Академия развития, - 1996. - 192 с.
51. Шевченко, С. Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С. Г. Шевченко. - Москва: АРКТИ, - 2001. - 224 с.
52. Шипицына, Л. М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста / Л. М. Шпицина. - Москва: ВЛАДОС, - 2008. - 92 с.
53. Щепко, Е. Л. Психодиагностика нарушений развития / Е. Л. Щепко. - Москва: Академия, - 2000. - 410 с.
54. Щур, В. Г. Методика «Лесенка». [Электронный ресурс] / Инфоурок/ Режим доступа:https ://infourok.ru/metodika lesenka avtor v. g. schur-374167.html
55. Эльконин, Д.Б. Детская психология Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стереотипное. — М.: Издательский центр "Академия", - 2007. — 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ