ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО ДОСУГА МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ Г. БЕЛГОРОДА)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КУЛЬТУРНОГО ДОСУГА 6
§ 1.1. Сущность досуга как культурного явления 6
§ 1.2. История становления культурного досуга молодежи 13
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО ДОСУГА
МОЛОДЕЖИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 26
§ 2.1. Культурный досуг молодежи периода 1890-1920-х
годов 26
§ 2.2. Культурный досуг молодежи в современной России 30
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОГО ДОСУГА МОЛОДЕЖИ
БЕЛГОРОДА 37
§ 3.1. Современные формы досуга молодежи г. Белгорода 37
§ 3.2. Экскурсия как эффективная форма формирования
культурного досуга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КУЛЬТУРНОГО ДОСУГА 6
§ 1.1. Сущность досуга как культурного явления 6
§ 1.2. История становления культурного досуга молодежи 13
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО ДОСУГА
МОЛОДЕЖИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 26
§ 2.1. Культурный досуг молодежи периода 1890-1920-х
годов 26
§ 2.2. Культурный досуг молодежи в современной России 30
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОГО ДОСУГА МОЛОДЕЖИ
БЕЛГОРОДА 37
§ 3.1. Современные формы досуга молодежи г. Белгорода 37
§ 3.2. Экскурсия как эффективная форма формирования
культурного досуга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Актуальность исследования. Молодежь, как самая динамичная, активная социальная группа общества, не смотря на свою противоречивую природу, является главным двигателем развития общества. Существует множество факторов, способствующих становлению молодежи, ее культуры, важными из которых являются институты семьи и образования. Однако немаловажную роль в этом процессе играет и культурный досуг.
Главным аспектом, определяющим специфику и качество свободного времени населения России в целом является направленность досуговой активности [18]. Важной особенностью досуговой деятельности становится преобладание личных интересов, устремлений личности, возможность самостоятельно распоряжаться своим временем, в отличие от других сфер жизнедеятельности. Как утверждает современный исследователь С.В. Козин, на сегодняшний день культурно-досуговая деятельность самоцельна и самоценна, она не является подготовкой к другой деятельности, а в совершенстве служит развитию способностей, реализации интересов, духовному развитию личности [27, с. 71].
В последние годы проводится множество социологических исследований, выявляющих проблемные стороны досуга молодежи. Результаты исследований указывают, что большая часть молодежи в выборе своего досуга предпочитает пассивные его формы. Досуг сегодня носит в большей степени потребительский характер. Такая ситуация приводит к изменению содержания досуга, понижению его уровня, что так же отражается на общей культуре общества.
Ретроспективный анализ исторической ситуации общественного развития XX века, позволяет говорить о том, что свободное время молодежи было более организовано и заполнено, оно вплеталось в общую канву государственного строительства. Государственная культурная политика опиралась на особые идеологические основы, в ней было заложено формирование ценностных ориентаций советской молодежи, которая направлялась на работу в строительные отряды, колхозы. Там, благодаря деятельности домов культуры, молодежь проводила свой досуг. Сегодня современная молодежь сама выбирает форму досуга по интересам, доступности. В большей степени сегодня она предоставлена сама себе. Часто, время досуга молодого поколения направлено на антисоциальную деятельность. Как следствие, в молодежной среде наблюдается тенденция к криминализации досуга, который выражается в росте молодежной преступности, девиантном поведении, алкоголизме, наркомании, неформальных течений [47]. Поэтому, организация культурного досуга молодежи является одной из актуальных проблем современного общества, так как использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности или социальной группы.
Степень научной разработанности исследуемой темы. Теоретической основой исследования стали научные труды известных ученых в области культуры досуга как: Л.И. Михайлова, Л.А. Акимова, С.Н. Иконникова, С.И. Хрупин, Ю.А. Стрельцов, Г.В. Головина, Б.Б. Батуева, Н.Ф. Максютин.
Проблемы досуговой деятельности, концепции, модели и признаки досуговой деятельности рассматриваются в трудах А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова.
Большое значение для исследования имеют работы отечественных ученых по вопросу досуга молодежи, таких как В.Т. Лисовский, Э.В. Соколов, Н.В. Котельникова, А.С. Носова, Г.А. Опарин, Л.Б. Осипова.
Социокультурные проекты в сфере досуга представлены в трудах Л.В Секретовой и О.А. Ермолаевой.
Объектом исследования является культурный досуг в молодежной среде.
Предметом исследования формирование культурного досуга молодежи г.Белгорода.
Цель работы - рассмотреть содержательные основы культурного досуга молодежи и процесс его формирования на примере Белгорода.
Цель выпускной квалификационной работы предусматривает решение следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность досуга;
- проанализировать историю становления культурного досуга молодежи;
- рассмотреть культурный досуг 1890-х - 1920-х годов;
- выявить тенденции формирования культурного досуга в современной России;
- изучить предпочтения культурного досуга молодежи Белгорода;
- разработать культурный досуг на основе социокультурного проектирования.
Методы исследования бакалаврской работы: В качестве общенаучных методов исследования применены анализ и синтез. В качестве частных методов исследования применены сравнительный, аксиологический и исторический.
Апробация результатов исследования. Результаты бакалаврской работы были представлены в докладе на научно-практической конференции «Интеграция как базовый фактор создания и развития социокультурного пространства города» 24-25 ноября 2016г.; опубликована статья:
1. Формирование современного городского пространства (постановка вопроса). Интеграция как базовый фактор создания и развития культурно-образовательного пространства города: сборник материалов Международной научно-практической конференции, 24¬25 ноября 2016г. / сост Н.М.Гончаренко. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2017. - 220с. - С.78-80.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в культурно-просветительской деятельности, педагогической практике, социокультурном проектировании.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, состоящего из 67 источников.
Главным аспектом, определяющим специфику и качество свободного времени населения России в целом является направленность досуговой активности [18]. Важной особенностью досуговой деятельности становится преобладание личных интересов, устремлений личности, возможность самостоятельно распоряжаться своим временем, в отличие от других сфер жизнедеятельности. Как утверждает современный исследователь С.В. Козин, на сегодняшний день культурно-досуговая деятельность самоцельна и самоценна, она не является подготовкой к другой деятельности, а в совершенстве служит развитию способностей, реализации интересов, духовному развитию личности [27, с. 71].
В последние годы проводится множество социологических исследований, выявляющих проблемные стороны досуга молодежи. Результаты исследований указывают, что большая часть молодежи в выборе своего досуга предпочитает пассивные его формы. Досуг сегодня носит в большей степени потребительский характер. Такая ситуация приводит к изменению содержания досуга, понижению его уровня, что так же отражается на общей культуре общества.
Ретроспективный анализ исторической ситуации общественного развития XX века, позволяет говорить о том, что свободное время молодежи было более организовано и заполнено, оно вплеталось в общую канву государственного строительства. Государственная культурная политика опиралась на особые идеологические основы, в ней было заложено формирование ценностных ориентаций советской молодежи, которая направлялась на работу в строительные отряды, колхозы. Там, благодаря деятельности домов культуры, молодежь проводила свой досуг. Сегодня современная молодежь сама выбирает форму досуга по интересам, доступности. В большей степени сегодня она предоставлена сама себе. Часто, время досуга молодого поколения направлено на антисоциальную деятельность. Как следствие, в молодежной среде наблюдается тенденция к криминализации досуга, который выражается в росте молодежной преступности, девиантном поведении, алкоголизме, наркомании, неформальных течений [47]. Поэтому, организация культурного досуга молодежи является одной из актуальных проблем современного общества, так как использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности или социальной группы.
Степень научной разработанности исследуемой темы. Теоретической основой исследования стали научные труды известных ученых в области культуры досуга как: Л.И. Михайлова, Л.А. Акимова, С.Н. Иконникова, С.И. Хрупин, Ю.А. Стрельцов, Г.В. Головина, Б.Б. Батуева, Н.Ф. Максютин.
Проблемы досуговой деятельности, концепции, модели и признаки досуговой деятельности рассматриваются в трудах А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова.
Большое значение для исследования имеют работы отечественных ученых по вопросу досуга молодежи, таких как В.Т. Лисовский, Э.В. Соколов, Н.В. Котельникова, А.С. Носова, Г.А. Опарин, Л.Б. Осипова.
Социокультурные проекты в сфере досуга представлены в трудах Л.В Секретовой и О.А. Ермолаевой.
Объектом исследования является культурный досуг в молодежной среде.
Предметом исследования формирование культурного досуга молодежи г.Белгорода.
Цель работы - рассмотреть содержательные основы культурного досуга молодежи и процесс его формирования на примере Белгорода.
Цель выпускной квалификационной работы предусматривает решение следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность досуга;
- проанализировать историю становления культурного досуга молодежи;
- рассмотреть культурный досуг 1890-х - 1920-х годов;
- выявить тенденции формирования культурного досуга в современной России;
- изучить предпочтения культурного досуга молодежи Белгорода;
- разработать культурный досуг на основе социокультурного проектирования.
Методы исследования бакалаврской работы: В качестве общенаучных методов исследования применены анализ и синтез. В качестве частных методов исследования применены сравнительный, аксиологический и исторический.
Апробация результатов исследования. Результаты бакалаврской работы были представлены в докладе на научно-практической конференции «Интеграция как базовый фактор создания и развития социокультурного пространства города» 24-25 ноября 2016г.; опубликована статья:
1. Формирование современного городского пространства (постановка вопроса). Интеграция как базовый фактор создания и развития культурно-образовательного пространства города: сборник материалов Международной научно-практической конференции, 24¬25 ноября 2016г. / сост Н.М.Гончаренко. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2017. - 220с. - С.78-80.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в культурно-просветительской деятельности, педагогической практике, социокультурном проектировании.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, состоящего из 67 источников.
В ходе дипломной работы мы рассмотрели сущностные основы досуга. В осмыслении досуга как социокультурного явления, можно отметить, что он тесно связан с интересами человека, с его деятельностью, в первую очередь творческой, познавательной, духовной, ценностно-ориентационной. Досуг позволяет раскрыть духовный, физический, эстетический потенциал человека. Проведенный анализ определений досуга, позволил интерпретировать досуг как свободную от обязательств деятельность, имеющую качественную характеристику, во время которой развиваются умственные и физические способности человека. На основе представленных в научном культурологическом знании типологии досуга и концептуальным основам, мы определяем культурный досуг как сферу свободного времени, в период которого молодежь стремится удовлетворить свои интересы, реализовать личные способности, пройти важный этап социализации, развить чувство прекрасного и развить свой духовный и интеллектуальный потенциал. Мы определили роль культурного досуга и его значение для молодежи.
Исследование динамики культурно-досуговой деятельности дает более полное понимание сущности этого феномена, способствует рассмотрению закономерного развития общества. Рассмотрение досуга в его исторической динамике позволяет выявить общие закономерности, которые присутствуют во всей человеческой истории.
Таким образом, рассмотрев развитие культурного досуга в динамике, мы можем отметить, что вплоть до XVIII века не существует такого понятия как молодежный досуг, который интересует нас в данном исследовании. До этого времени досуг имеет в основном различие на мужской-женский и досуг знати и крестьян, а так же было выявлено разделение досуга на домашний и в общественном месте. Можно отметить, что культурный досуг прошел длительный путь своего становления, в ходе которого сложились известные нам формы его проявления. Нами в ходе работы выявлены исторически сложившиеся формы досуговой деятельности, такие как театр, коллекционирование, любовь к чтению, праздники, в процессе развития некоторые формы досуга исчезли, например, такие как молодежные весенне-летние хороводы на Руси.
Для России период 1890-х-1920-х годов был очень противоречив и выразителен. На фоне мирового прогресса происходило много событий и новых явлений. Все эти общественные изменения и рост открытости повседневной жизни человека внесли ряд изменений в сферу досуга.
В это время появляются новые виды культурного досуга, которые остаются популярными и в XXI веке, такие как кинематограф, фестивали воздухоплавания и др. Вначале XX века зарождается феномен так называемой массовой культуры, чему так же способствовали открытия научно-технического прогресса. Рост грамотности населения так же оказал влияние на повышение досуговой культуры молодежи. Намечается подъем интереса к спорту, в том числе к его массовым проявлениям. В 1980-е-1920-е годы в культурно-досуговой сфере связаны с большими изменениями, которые отразились в будущем.
Важно отметить, что в современной России культурный досуг приобретает законодательную поддержку, в которой делается попытка охватить все направления, условия для развития и поддержки культурного досуга. Приоритетным культурным досугом современной молодежи, в отличие от прошлого века, становится общение с друзьями, просмотр телевизора и проведение времени за компьютером, в интернете. Досуг принимает все более пассивные формы. Лишь малая часть молодежи проявляет интерес и желание проводить свой досуг культурно, занимаясь саморазвитием. С этим связан повышенный интерес к социокультурному проектированию, ведь именно с помощью проектирования можно решить многие проблемы культурного досуга молодежи.
Молодые люди г. Белгорода занимаются активно своим здоровьем, что является очень правильным, мы в свою очередь хотим заинтересовать их в том, чтобы они принимали участие в развитии города, были активными, знали его историю, желали узнавать новое о нем. Это мы хотим сделать по средствам экскурсии как одной из эффективных форм проведения культурного досуга.
Основными направлениями и формами культурного досуга молодежи г.Белгорода проявляются в общении с друзьями, работе за компьютером, посещении кино, театров и музеев, а так же в повышенном интересе к здоровому образу жизни. Так как молодежь составляет 1/3 населения города, управление молодежной политики города плотно занимается вопросом молодежного досуга. Ведь существует четкое понимание важности данного вопроса, так как культурный досуг является одним из институтов социализации личности. Благодаря нему через знакомство с достижениями культуры происходит духовный и интеллектуальный подъем.
А так же выявили проблемное поле культурного досуга молодежи г.Белгорода, которое выражается в малой заинтересованности подробнее узнать историю своего города через культурно-исторические памятники.
Таким образом, формирование культурного досуга молодежи является на сегодня очень актуальным вопросом в целом и в частности в городе Белгороде. Проблема организации культурного досуга состоит в том, что молодежь обладает небольшим запасом информации об истории города и его памятников, а так же в минимизации желания проводить свой досуг с пользой для духовного развития личности. Как один из видов организации досуга мы предлагаем создание экскурсии «Белгород - музей под открытым небом», которая позволит молодежи больше узнать о своем родном городе и стать более заинтересованной в его активном развитии.
Исследование динамики культурно-досуговой деятельности дает более полное понимание сущности этого феномена, способствует рассмотрению закономерного развития общества. Рассмотрение досуга в его исторической динамике позволяет выявить общие закономерности, которые присутствуют во всей человеческой истории.
Таким образом, рассмотрев развитие культурного досуга в динамике, мы можем отметить, что вплоть до XVIII века не существует такого понятия как молодежный досуг, который интересует нас в данном исследовании. До этого времени досуг имеет в основном различие на мужской-женский и досуг знати и крестьян, а так же было выявлено разделение досуга на домашний и в общественном месте. Можно отметить, что культурный досуг прошел длительный путь своего становления, в ходе которого сложились известные нам формы его проявления. Нами в ходе работы выявлены исторически сложившиеся формы досуговой деятельности, такие как театр, коллекционирование, любовь к чтению, праздники, в процессе развития некоторые формы досуга исчезли, например, такие как молодежные весенне-летние хороводы на Руси.
Для России период 1890-х-1920-х годов был очень противоречив и выразителен. На фоне мирового прогресса происходило много событий и новых явлений. Все эти общественные изменения и рост открытости повседневной жизни человека внесли ряд изменений в сферу досуга.
В это время появляются новые виды культурного досуга, которые остаются популярными и в XXI веке, такие как кинематограф, фестивали воздухоплавания и др. Вначале XX века зарождается феномен так называемой массовой культуры, чему так же способствовали открытия научно-технического прогресса. Рост грамотности населения так же оказал влияние на повышение досуговой культуры молодежи. Намечается подъем интереса к спорту, в том числе к его массовым проявлениям. В 1980-е-1920-е годы в культурно-досуговой сфере связаны с большими изменениями, которые отразились в будущем.
Важно отметить, что в современной России культурный досуг приобретает законодательную поддержку, в которой делается попытка охватить все направления, условия для развития и поддержки культурного досуга. Приоритетным культурным досугом современной молодежи, в отличие от прошлого века, становится общение с друзьями, просмотр телевизора и проведение времени за компьютером, в интернете. Досуг принимает все более пассивные формы. Лишь малая часть молодежи проявляет интерес и желание проводить свой досуг культурно, занимаясь саморазвитием. С этим связан повышенный интерес к социокультурному проектированию, ведь именно с помощью проектирования можно решить многие проблемы культурного досуга молодежи.
Молодые люди г. Белгорода занимаются активно своим здоровьем, что является очень правильным, мы в свою очередь хотим заинтересовать их в том, чтобы они принимали участие в развитии города, были активными, знали его историю, желали узнавать новое о нем. Это мы хотим сделать по средствам экскурсии как одной из эффективных форм проведения культурного досуга.
Основными направлениями и формами культурного досуга молодежи г.Белгорода проявляются в общении с друзьями, работе за компьютером, посещении кино, театров и музеев, а так же в повышенном интересе к здоровому образу жизни. Так как молодежь составляет 1/3 населения города, управление молодежной политики города плотно занимается вопросом молодежного досуга. Ведь существует четкое понимание важности данного вопроса, так как культурный досуг является одним из институтов социализации личности. Благодаря нему через знакомство с достижениями культуры происходит духовный и интеллектуальный подъем.
А так же выявили проблемное поле культурного досуга молодежи г.Белгорода, которое выражается в малой заинтересованности подробнее узнать историю своего города через культурно-исторические памятники.
Таким образом, формирование культурного досуга молодежи является на сегодня очень актуальным вопросом в целом и в частности в городе Белгороде. Проблема организации культурного досуга состоит в том, что молодежь обладает небольшим запасом информации об истории города и его памятников, а так же в минимизации желания проводить свой досуг с пользой для духовного развития личности. Как один из видов организации досуга мы предлагаем создание экскурсии «Белгород - музей под открытым небом», которая позволит молодежи больше узнать о своем родном городе и стать более заинтересованной в его активном развитии.
Подобные работы
- Организация досуга учащейся молодежи на базе высших учебных заведений (на примере НИУ «БелГУ»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ ПО СОХРАНЕНИЮ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРУЖСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ(НА ПРИМЕРЕ БЕЛЯНСКОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ШЕБЕКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГАБЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖИ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ
ОБЛАСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ “ЦЕНТР МОЛОДЁЖНЫХ ИНИЦИАТИВ”)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНО-КОММЕРЧЕСКОГО ДОСУГА В РАЗВИТИИ ДОСУГОВОЙ КУЛЬТУРЫ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ Г. БЕЛГОРОДА)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2016 - ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ АКЦЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2016 - «НОЧЬ МУЗЕЕВ» КАК КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ: СУЩНОСТЬ, ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ Г. БЕЛГОРОДА)
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ БРЕНДА ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА БЕЛГОРОД)
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018



