Введение……………………………………………………………..……………3
Глава 1 Формообразование в церковной архитектуре
1.1 Принципы композиционно-художественного формообразования.............7
1.2 Композиционный анализ……………………………………........................11
1.3 Роль функциональных особенностей в формообразования………………16
1.4 Архитектура православных храмов……………………………...…………19
1.5 Золотое сечение…………………………………….……………..…………24
1.6 Вавилоны в архитектуре древности…………………………….….………28
Глава 2. Аналитическое исследование храма Успения Божией Матери в
Чебоксарах
2.1 История храма………………………………………………….……………30
2.2 Золотое сечение………………………………………………….……..……32
2.3 Идейный замысел……………………………………………….…….….….34
2.4 Композиционный анализ……………………………………………………38
2.5 Анализ ритмов и пропорциональных соотношений………………….…...40
2.6 Определение дизайн-концепции и воплощение идеи………………..……42
Глава 3. Методика преподавания учебного модуля
3.1 Психолого-педагогическое обоснование темы…………………….………44
3.2 Методика преподавания ......……………………………………….……..…48
3.3 Структура учебной программы дисциплины "Формообразование"….…54
3.4 План-конспекты занятий……………………………………………………58
Заключение…………………………………………………………...…………69
Библиографический список…………………………………………………..…71
Приложение
На основании закона РФ «Об образовании», Федеральной
программы развития образования в России цель современного образования
есть воспитание активной, творческой, всесторонне развитой личности.
Процесс профессионального образования должен обеспечить все
необходимые условия для самосовершенствования, самореализации
личности, получения обучающимися студентами профессии и
соответствующей квалификации.
Развитие культуры и научно-технического потенциала
воздействует непосредственно на взаимосвязь человека с предметнопространственной средой и оказывает влияние на процессы её
формообразования. По причине таких изменений, происходят определение
приоритетных целей при обучении студентов педагогических вузов по
дисциплине «Формообразование». В процессе обучения будущего специалиста главную роль заслуживает практический фактор, основной целью которого является развитие дизайнерских умений. Однако стоит отметить, что формирование дизайнерских умений является не возможным, без изучения системы художественных дисциплин, где раскрывается уровень художественной деятельности - композиционное формообразование. Композиционное формообразование способствует развитию дизайнерского умения у будущего специалиста-педагога профессионального обучения. Также, композиционное формообразование формирует творческое мировоззрение, пространственное мышление, овладение художественными методами реализации проекта и композиционным мастерством, способствует определению творческой индивидуальности и художественного вкуса - основных важных элементов, без которых не возможна успешная профессиональная деятельность педагога.
Для современного дизайна, направленного на актуализацию русской культуры, церковь является одним из правильных и чуть ли не единственной нитью между прошлым и современностью. С тех пор, как Церковь получила второе дыхание, прошло не так уж и много времени! Изучено многое, но многое еще предстоит понять. Нашему поколению, предстоит трудная и кропотливая работа по восстановлению того богатства, которое мы потеряли в советском прошлом. Винить старшее поколение в его бессердечности, конечно же, не стоит, хотя и натворено было дел не мало, хотя бы по той причине, что Церковь учит нас не судить, не говоря уже о том, что мы еще сами далеко не идеальны. Современное общество, после 90 -х годов осталось разрушенной, разрозненной и обнищавшей, словно в наказание за грехи перед Церковью. И посему, словно в далекие времена, на пороге зарождения Русского государства, когда церковь стала инструментом и стимулятором его начала и объединения, ровно так же и сегодня Церковь послужит на благо нашей великой державе: воспитания и образования, объединения и процветания...
Изучение Церкви как искусства, является важным пунктом обучения людей творческих специальностей, в том числе и дизайнерских специальностей. Именно через церковную самобытность и искусство, дизайнер, являясь проводником между искусством и бытом, способен сохранить нашу индивидуальность, отличающего нас от другого мира. Именно в церковной архитектуре сохранилось много образцов искусства, в частности русского стиля, с его неповторимостью. В прошлом быт и религия переплетались между собой неразрывно. Сегодня же они разделены, в силу глобализации мира и печального периода, в отношении Церкви, нашей 4
вышеизложенное является причиной обоснования выбранной темы и раскрытием актуальности темы. Которое останется неизменно главным при подготовке дизайнеров профессионального обучения, пока существует Русское государство, как бы оно не называлось.
Цель исследования: выполнить макет Храма Успения Пресвятой Богородицы.
Задачи исследования:
Провести сбор информации по теме дипломного проекта;
Выполнить аналитическое исследование материала;
Изучить принципы формообразование прототипов;
Выполнить анализ Храма Успения Пресвятой Богородицы;
Выполнить графическую работу по наглядному анализу Храма;
Выполнить восстановленный макет храма;
Разработать методику преподавания учебного модуля
«Формообразующие линии в макетировании».
Объект исследования: формообразование церковной архитектуры.
Предмет исследования: Храм Успения Пресвятой Богородицы в Чебоксарах.
Методы исследования: анализ, синтез, структурирование,
моделирование, проектирование.
Основные принципы и закономерности формообразования, определение их наилучшего соотношения частей и пропорций сооружения подвергались апробации на протяжении многих веков в процессе ежедневного применения операций разбивки и измерения. Основываясь на знаниях принципов пропорций, золотого сечения, заключая в себе художественно-композиционную идею, зодчие многих веков и разных цивилизаций воплощали свои проекты. Изученная литература по рассматриваемой проблеме позволило определить, что законы золотого сечения были актуальны не только для строителей разных эпох, но они еще и применялись иконописцами и мозаичниками.
Выявилось много занимательных фактов и знаний, изучая материал к выпускной квалификационной работе для выполнения данной работы. Что в очередной раз подкрепляет убеждения многоаспектности использования этих нерушимых правил золотого сечения, пропорций, законов формообразования и необходимости ее дальнейшего изучения. А также исчезают любые колебания в необходимости использования закономерностей и законов: золотого сечения, симметрии, свойств квадрата, соотношения пропорциональности в зодчестве различных построек в Древней Руси.
Работая над выпускной квалификационной работой, изучены материалы о церковной архитектуре. На основе этого рассматривались разнообразные проекты анализа храмовых сооружений и общественных художественно-культурно значимых зданий. Изучены методы и принципы анализа и синтеза. В итоге выполнен анализ Храма Успения Божией Матери в Чебоксарах. Анализ заключил в себе разбор идеи вложенного в архитектуру храма и его художественно-композиционного замысла. А также работа заключила в себе графический анализ - метроритмических закономерностей, правил пропорционирования и соотношения величин, композиционный анализ геометрических тел, анализ подчинения рассматриваемой храмовой 69
Цель исследования выполнить макет Храма Успения Пресвятой Богородицы достигнута. Для достижения цели дипломного проекта решались много промежуточных задач. Было проведено сбор информации по теме выпускной квалификационной работы, выполнены аналитические исследования информации, изучены принципы формообразования на основе прототипов, выполнен самостоятельный анализ объекта исследования - Храма Успения Божией Матери. Анализ воплощен в графических чертежах и размещен на планшетах, после чего выполнен макет самого храма в виде до разрушения. А также проведен связь выпускной квалификационной работы с профессиональным обучением, через разбор методики преподавания учебного модуля «Формообразующие линии в макетировании» и опробации его на практике.
Итог работы над выпускной квалификационной работой: изучение принципов формообразования церковной архитектуры в комплексе методикой преподавания учебного модуля, имеет большое значение в процессе подготовки студентов по специальности «Профессиональное обучение (Дизайн)».