Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИТУРГИКО-БОГОСЛОВСКИЙ СМЫСЛ ЧИНОВ ПОГРЕБЕНИЯ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Работа №76341

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

религиоведение

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
197
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Богословское учение о смерти в чинах погребения мирских лиц 8
1.1 Понятие о смерти в православной традиции 8
1.2. Понятие о погребении. Краткий исторический обзор
древнехристианских обрядов погребения 12
1.3. Богословские аспекты священнодействий и текстов чина погребения
мирян 17
1.4. Богословские аспекты священнодействий и текстов чина погребения
младенцев 35
2 Богословский смысл чинов погребения духовных лиц 42
2.1 Богословские аспекты священнодействий и текстов чина погребения
монахов 42
2.2. Богословские аспекты священнодействий и текстов чина погребения священников 47
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 59

В современном безрелигиозном обществе смерть воспринимается как трагедия, о ней стараются не говорить и не думать. Человечество в попытках заглушить ужас перед неизвестностью смерти всецело занято упорной борьбой за сохранение красоты и молодости. Напротив, православное восприятие феномена смерти отличается своим позитивным настроем, ведь смерть для верующего человека - это лишь переход к иной форме бытия. Основа христианской веры - факт Воскресения из мертвых Г оспода Иисуса Христа. Также тема смерти играет важную роль и в богослужении: в молитвах верующие просят «христианской кончины, безболезненной, непостыдной, мирной», о даровании по смерти Царствия Небесного как себе, так и всем усопшим от века православным христианам; Церковь празднует такие праздники, как Успение Богородицы, Усекновение главы Иоанна Предтечи, дни преставления святых. В настоящее время чины погребения в православной Церкви делятся на несколько видов: погребение мирских людей, монахов, священников и младенцев. Хотя современный вид тех особенностей, которыми отличаются друг от друга все эти чины, выработан сравнительно недавно, однако основа их очень древняя.
В настоящей работе предлагается попытка богословско-литургического анализа чинопоследований мирского, монашеского, младенческого и священнического погребения.
Актуальность данной работы обусловлена, прежде всего, духовно-просветительскими задачами. Приходится признать, что отпевание светскими людьми воспринимается как магический обряд. В наши дни наблюдается небрежение в совершении частных богослужений в православных храмах юрисдикции Московского патриархата, в том числе и чина погребения. Ради экономии времени происходит упрощение чина погребения: сокращается количество стихир, 17-ой кафизмы, опускается возлияние елея на тело усопшего; также совершается невнятное и быстрое чтение молитв. Все это лишает чин погребения его назидательного смысла и обесценивает труд таких его составителей, как прпп. Феофан Начертанный, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит и др. Рассмотрение смысла и содержания чинов погребения мирян и монашествующих дает возможность осознать их важность для современного человека и понять, какими моментами можно пожертвовать, а какие необходимо оставить.
Целью нашей работы является выявление богословского смысла чинов погребения Русской Православной Церкви.
Задачи:
• проанализировать трактовку понятия «смерти» в православной традиции;
• проследить эволюцию чинов погребения в Русской Православной Церкви;
• рассмотреть символику и обрядовую сторону погребальных служб;
• систематизировать богословское учение о смерти в чинах погребения.
Объектом исследования в данной работе являются священнодействия и тексты погребения православных христиан.
Предметом исследования являются службы погребения православных христиан, представленные в Требнике, их религиозно-обрядовая
составляющая и символико-богословский анализ.
В данном исследовании мы используем следующие методы:
• герменевтический анализ (данный метод необходим для анализа чинов погребения и выявления сокрытого в них богословского смысла);
• опора на богословское наследие святых отцов (данный метод позволяет выявить православное отношение к феномену смерти);
• опора на литургический опыт Церкви (метод позволяет проследить эволюцию заупокойного богослужения).
Источниковую базу работы составили Большой и Малый требники, а также Библия и Следованная Псалтирь. Наряду с этим мы привлекали труды святых отцов и учителей Церкви, таких как блаж. Августин, свт. Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, преп. Иоанн Дамаскин, свт. Иоанн Златоуст, преп. Макарий Великий, свт. Симеон (Солунский), свт. Феован Затворник.
Осуществляемый ниже обзор литературы имеет целью охарактеризовать степень изученности исследуемой нами проблематики и те теоретические положения, от которых мы отправляемся в нашей работе.
Для работы над избранной нами темой необходимо обращение к разноплановой литературе, которую, с некоторой долей условности, можно разделить на три раздела. Во-первых, это труды православных богословов, в которых подробно объясняется православное отношение к смерти. Во- вторых, это литургические труды православных авторов, в которых подробно рассматриваются чины отпевания в Русской Православной Церкви и объясняется богословский смысл их отдельных моментов.
Книга прот. Геннадия Нефедова «Таинства и обряды в Православной Церкви» включает сведения о тех священнодействиях, которыми сопровождается жизнь верующего человека от рождения до смерти.
Следует выделить труды «Литургика: Таинства и обряды» Г.И. Шиманского и «На приходе» Т. Тихомирова. Главной особенностью данных работ является краткость и сжатость описания процессов, связанных с погребением внутри Православной Церкви.
Представляет интерес книга еп. Афанасия (Сахарова) «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви». В ней содержится разбор основных песнопений, которые используются во время панихид и отпеваний.
Более подробный взгляд на погребение дает книга Е. Тихомирова «Душа разлучается с телом». Здесь представлены основные моменты, связанные с толкованием текста погребальных служб.
Среди исследований, посвященных осмыслению понятия смерти в православной традиции, можно отметить работу «Куда идет душа? Раннее христианство и переселение душ» диак. Андрея Кураева, «Посмертная жизнь» А.И. Осипова, «Инструкция для бессмертных, или Что делать, если вы все-таки умерли» свящ. Даниила Сысоева и др.
Мы опирались также на статью прот. Алексия Князева «Смерть священника, как она представлена в Славянском Требнике».
Научная новизна исследования. Настоящая работа является систематизирующим исследованием по чинам погребения в Русской Православной Церкви, которое получено нами на основании анализа трудов о погребальных службах.
Положения, выносимые на защиту.
1. Восточная богословская традиция воспринимает смерть как противоестественное явление в жизни человека. Смерть не является переходом в небытие, а временное пребывание души вне тела. Вера в загробную жизнь выразилась в традиции провожать усопшего и молиться за его участь.
2. Обряды, совершаемые Церковью над гробом усопшего христианина, ведут свое начало от самих апостолов Христовых и первых христиан. Чин погребения усопших сформировался к XVII в. Постепенно из него выделились четыре чина погребения: мирян, младенцев, монахов и священнослужителей.
3. Присутствие в чинах погребения торжественного момента обусловлено их сходством с таинством крещения, надежда на прощение грехов и будущую жизнь отодвигают на второй план траур и скорбь родных и близких усопшего.
4. В гимнографии чинов отпевания отображены следующие богословские истины: грех есть причина появления болезни и смерти в человеческом роде; перед смертью все сословия равны как и перед судом Вседержителя; человек может получить прощение грехов по молитве родных, знакомых и Церкви; подлинный суд будет во время Второго пришествия Христова; после Страшного суда не будет болезни, смерти, но все умершие воскреснут в новых телах и т.д. При сокращении стихир и тропарей на каноне во время чинов погребения эти богословские идеи теряются и служба обретает характер траура, а не временного расставания.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенных исследований можно заключить, что в чинах погребения заключен глубокий богословский смысл: они содержат в себе учение Православной Церкви о смерти и о загробной участи людей. Обряды, совершаемые Церковью над гробом усопшего христианина, ведут свое начало от самих апостолов Христовых и первых христиан.
Чин погребения, совершенный во всем своем объеме, без сокращений и искажений, способен не только принести пользу душе усопшего и облегчить скорбь близких, но и дать нецерковным людям, впервые присутствующем на отпевании, пищу для размышления и исправления своей жизни.
В результате проделанной нами работы мы можем сделать следующие выводы:
1. Православные христиане видят в смерти не конец жизни, а переход ее на новый уровень, рождение в жизнь вечную. Бог не сотворил смерти. Она вошла в мир через Адама, как необходимое следствие отпадение человека от своего Творца. Последование погребения описывает этот противоестественный распад богоподобной природы человека.
2. Христианская практика молитвы за усопших появилась еще во времена апостолов и является неотъемлемой частью богослужения. Со временем молитва за усопших эволюционировала в отдельный чин, сформировавшийся к XVII в. В настоящее время наблюдается тенденция сокращения чинов отпевания, что отрицательно сказывается на смысле заупокойного богослужения.
3. Сами обряды, связанные с погребением человека, очень похожи на обряды Таинства Крещения. Например, по Уставу Церкви, на умершего возливается масло (как на крещеного). Как при крещении люди стоят со свечами, так и на панихидах. Покойник покрывается белым покровом, который напоминает о белой одежде Крещения. Как Крещение совершается один раз в жизни над человеком, также и отпевание. Также сама смерть воспринимается в христианской традиции как такое же рождение для человека, как и Крещение.
В самом отпевании присутствует радостный мотив, об этом говорят свечи в руках людей (как в великий праздник), цвет облачения священнослужителей - белый (а не чёрный) и т.д..
4. Чины погребения наполнены вероучительным смыслом, в них отсутствуют случайные или непродуманные элементы. Не смотря на траурную атмосферу, царящую вокруг покойника, чин погребения отличается своей торжественностью. Тексты молитвословий наполнены прошениями об усопшем, ободрениями и утешениями скорбящих. Последование заупокойных служб говорит о суетности, бесплотности и превратности человеческих пристрастий к чувственным удовольствиям, внешнему благополучию и славе этого мира. Обряд погребения состоит из песнопений, в которых кратко изображается участь человека в земной его жизни: за преступление заповеди последний, по повелению Бога, снова возвращается в землю, из которой был создан.
Над усопшими крещеными младенцами совершается особый чин, как над безгрешными созданиями. В его составе нет молитв об оставлении грехов, но есть прошения сподобить душу преставившегося младенца Царствия Небесного. Считается, что Младенцы после своего преставления становятся молитвенниками за живущих на земле.
Все чинопоследования погребения в современном Требнике содержат дихотомическое видение смерти и двойную позицию по отношению к ней. В случае, если в чине отпевания монахов больше иных подчеркивается утешительный, то есть светлый аспект смерти, то в чине погребения иереев с наибольшей полнотой и силой выражен трагический аспект смерти.
Само иерейское отпевание имеет много общего с мирским, тем самым погребальная служба как бы уравнивает пастыря с пасомыми, и это не случайно, ведь по слову Свящ. Писания, все предстанут перед страшным престолом Господа Славы «в равном достоинстве» (См.: Мф. 22, 37).
В чине иерейского погребения Псалом 118, ирмосы канона «Волною морскою», обнесение гроба с почившим вокруг храма напоминают службу Великой Субботы. Все, таким образом, очевидно свидетельствует о стремлении превратить похороны священника в подобие того, как Святая Церковь вспоминает в своем богослужении смерть Иисуса Христа, чтобы при этом подразумевалось, что смерть священника, а тем более его жизнь обязаны быть подобием жизни и смерти Господа.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования данных, полученных в результате исследования в учебных курсах по литургике и научных работах, посвящённых определённым областям литургики и истории литургической науки в России. Кроме того, полученные данные могут привлекаться при обсуждении вопросов, связанных с литургической жизнью Церкви, обрядами и Уставом богослужений.



1. Августин Аврелий, блаж. О Граде Божием/ блаж. Августин Аврелий. - СПб.: Алетейя, 1998. - 584 с.
2. Большой Требник. - СПб.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. - 311 с.
3. Вениамин (Краснопевков-Румовский), архиеп. Новая Скрижаль/
Архиеп. Вениамин (Краснопевков-Румовский). - Почаев: Свято¬
Успенская Почаевская Лавра, 2013. - 520 с.
4. Григорий Нисский, свт. Аскетические сочинения и письма/ Свт. Григорий Нисский.- М.: Совет Русской Православной Церкви, 2007. - 336 с.
5. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии [Электронный ресурс]. //Православная энциклопедия «Азбука веры». Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/o-tserkovnoj-ierarkhii
6. Евсевий Памфил. Церковная история/ Евсевий Памфил.- СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2013. - 544 с.
7. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры/ Преп. Иоанн Златоуст. - М.: Лодья, 2002. -463 с.
8. Иоанн Златоуст, свт. Беседа 4-ая на Послание ап. Павла к Евреям //Полное собрание творений свт. Иоанна Златоуста. В 12 т. Т.12. - М.: Радонеж, 2004 - С. 67-76
9. Иоанн Кронштадский, прав. Моя жизнь во Христе или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге / Прав. Иоанн Кронштадский. - Минск: Изд-во Белорусского Экзархата, 2005. - 688 с.
10. Макарий Великий, преп. Наставления о христианской жизни, выбранные из его Бесед святителем Феофаном Затворником/ Преп. Макарий Великий. - М.: Правило веры, 2011. - 288 с.
11.Осипов, А.И. Посмертная жизнь / А.И. Осипов. - М.: Даръ, 2007. - 224 с.
12. Отец Александр Мень отвечает на вопросы слушателей. - М.: Фонд имени Александра Меня, 1999. - 320 с.
13. Пантелеимон, архим. Тайны загробного мира/ Архим. Пантелеимон. - М.: Фонд Благовест, 1997. - 270 с.
14. Постановления Апостольские. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 236 с.
15. Православный обряд погребения. - М.: Даниловский благовестник, 1997. - 32 с.
16. Правильно ли мы поминаем усопших. - М.: Ковчег, 2015. - 48 с.
17. Прилуцкий, В., свящ. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и первой половине XVII в/ Свящ. В. Прилуцкий - М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 2000. - 471 с.
18. Рафаил (Карелин), архим. Умение умирать или искусство жить/ Архим. Рафаил (Карелин). - М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2011. - 448 с.
19. Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики . - Киев: Изд-во имени свт. Льва, папы Римского, 2005. - 368 с.
20. Сильничков, Н., свящ. Практическое руководство при совершении приходских треб/ Свящ. Н. Сильченков. - Киев: Изд-во имени свт. Льва, папы Римского, 2011. -216 с.
21. Силуан Афонский, преп. Жизнь и поучение/ Преп. Силуан (Афонский) - М.: Православная община, 1991. - 464 с.
22. Симеон (Солунский), свт. О бесчинно входящих в алтарь неосвящённых лицах и о чине погребения усопших [Электронный ресурс]. // Православная энциклопедия «Азбука веры». Режим доступа:ййрз://а2Ьука.ги/о1есЬшк/81шеоп_8о1ипзку/ргешибгоз1_пазйедо_ spaseniia/8 (Дата обращения: 16:03:2018).
23. Симфония по творениям свт. Григория Богослова [Электронный
ресурс]// Православная энциклопедия «Азбука веры». Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/simfonija-po- tvorenijam-svjatitelja-grigorija-bogoslova/289 (Дата обращения:
19:03.2018).
24. Следованная Псалтирь. - Сергиев Посад: СТСЛ, 1991.- 320 с.
25. Со святыми упокой [Электронный ресурс]. // Православная
энциклопедия «Азбука веры». Режим
доступа: https://azbyka.ru/so_svyatymi_upokoj#n30 (Дата обращения: 16:03:2018).
26. Сысоев, Д., свящ. Инструкция для бессмертных, или Что делать, если вы все-таки умерли/Свящ. Д. Сысоев. - М.: Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева, 2017. - 160 с.
27. Тихомиров, Е. Душа разлучается с телом/ Е. Тихомиров. - М.: Развитие духовности, культуры и науки, 2004. - 316 с.
28. Ткачев, А., прот. Приготовление к смерти/ Прот. А. Ткачев - М.: Изд- во Сретенского монастыря, 2010. - 16 с.
29. Требник. - М.: Издательский Совет Руссой Православной Церкви, 2002. - 608 с.
30. У Бога все живы. Православный обряд погребения. Основные ошибки при похоронах. Утешение скорбящему. Акафист. - М.: Благовест, 1995. - 128 с.
31. Успенский, Н., свящ. Как спасти душу от вечной погибели/ Свящ. Н. Успенский - М.: АНО «Развитие духовности, культуры и науки» при участии ООО «Аксиос», 2003. - 608 с.
32. Феофан Затворник, свт. Болезнь и смерть [Электронный ресурс]. //
Православная энциклопедия «Азбука веры».Режим
доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/bolezn-i-smert/2 (дата обращения: 17.03.2018).
33. Христианское отношение к смерти. - М.: Центр Благо, 1999. - 32с.
II. Исследования
34. Александр (Милеант), еп. Жизнь после смерти/ Еп. Александр (Милеант). - М.: АНО Развитие духовности, культуры и науки, 2005. - 64 с.
35. Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви/ Еп. Афанасий (Сахаров). - СПб.: Сатис, 1999. - 231 с.
36. Балашов. Н., прот. На пути к литургическому возрождению/ Прот.
Балашов Н. - М.: Культурно-просветительский центр «Духовная
библиотека», 2002. - 510 с.
37. Будущая загробная жизнь: Православное учение / сост. В.М. Зоберн. - М.: Эксмо, 2012. - 304 с.
38. Булгаков, С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей/ С.В. Булгаков. - СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2010. - 1272 с.
39. Булгаков, С.В. Православие: Праздники и посты. Богослужение. Требы. Расколы, ереси, секты. Противные христианству учения. Западные христианские вероисповедания. Соборы Восточной, Русской и Западной Церквей/ С. В. Булгаков. - М.: Современник, 1994. - 575 с.
40. Бухарев, И., прот. Краткое объяснение всенощной, литургии или обедни, последований таинств, погребения усопших, водосвящения и молебнов/ Прот. Бухарев И. - М.: Издание книжного магазина В. Думнова, под фирменным наследием Братьев Салаевых, 1904. -187 с.
41. Дьяченко, Г., иер. Уроки и примеры христианской веры. Опыт катихизической хрестоматии/ Иер. Г. Дьяченко - СПб.: Училищный Совет при Святейшем Синоде, 1900. - 1964 с.
42. Василиадис, Н. Таинство смерти/ Н. Василиадис. - Сергиев Посад: СТСЛ, 1998. - 546 с.
43. Голубинский, Е. В. История Русской Церкви. Период первый,
Киевский или Домонгольский. Первая половина первого тома/Е. В. Голубинский. - М.: Имп. Общество истории и древностей при
Московском университете, 1901. - 968 с.
44. Дебольский, Г.С., прот. Православная Церковь в ее таинствах, обрядах и требах/Прот. Г. С. Дебольский.- М.: Отчий дом, 1994. - 527 с.
45. Князев, А., прот. Смерть священника, как она представлена в
Славянском Требнике [Электронный ресурс]// Православная энциклопедия «Азбука веры». Режим доступа:
http: //www.pravmir.ru/smert-svyashhennika-kak-ona-predstavlena-v- slavyanskom-trebnike (Дата обращения: 14.03.2018).
46. Красносельцев, Н. К истории православного богослужения/ Н. Красносельцев. - Казань: Типография Имп. университета, 1889. - 244 с.
47. Культура Византии: IV в. - первая половина VII в. - М.: Наука, 1984. - 728 с.
48. Кураев, А., диак. Куда идет душа? Раннее христианство и переселение душ/ Диак. А. Кураев - Ростов на Дону: Троицкое слово, 2001. - 576 с.
49. Серафим (Роуз), иером. Душа после смерти/ Иером. Серафим (Роуз). - М.: Сретенский монастырь, 2009. - 389 с.
50. Смирнов, Ф. Богослужение христианское со времени апостолов до четвертого века/ Ф. Смирнов. - Киев: Типография С.Т. Еремеева, 1876. - 474 с.
51. Солдатов, А. Преодоление страха смерти в разных религиозных
традициях [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http: //www.bogoslov.ru/text/3693777/index.html (Дата
обращения 19:03.2018).
52. Сысоев, Д., свящ. Уроки святости/ свящ. Д. Сысоев. - М.:
Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2013. - 544 с.
53. Тихомиров Т., свящ. На приходе/ свящ. Т. Тихомиров - М.:
Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2002. - 624 с.
54. Успенский, Н.Д. Православная вечерня: Историко-литургический очерк. Чин всенощного бдения на Православном Востоке и в Русской Церкви/ Н. Д. Успенский. - М.: Совет Русской Православной Церкви, 2004. - 480 с.
III. Учебная литература
55. Антонов, Н.Р., свящ. Храм Божий и церковные службы [Электронный
ресурс]. // Православная энциклопедия «Азбука веры». Режим доступа: https: //azbyka.ru/xram-bozhij -i-cerkovnye-sluzhby#a_z 158 (Дата
обращения: 14.03.2018).
56. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие
[Электронный ресурс]// О Боге, как Судии и Мздовоздаятеле. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij _Bulgakov/pravoslavno-
dogmaticheskoe-bogoslovie-tom2/31 (Дата обращения 19:03.2018).
57. Нефедов, Г., прот. Таинства и обряды Православной Церкви/ Прот. Г. Нефедов - М.: Паломник, 1999. - 319 с.
58. Никольский, Г., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви/ Прот. Г. Никольский - СПб., 1907. - 894 с.
59.Чифлянов, Б. Литургика/ Б. Чифлянов. - София: Св. Климент
Охридски, 1998. - 435 с.
60. Шиманский, Г.И. Литургика: Таинства и обряды/ Г. И. Шиманский. - М.: Сретенский монастырь, 2003. - 351 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ