ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ (2004-2019
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Гендерная политика ЕС ......... 9
1.1 Гендерная политика в правовой системе ЕС ...... 9
1.2 Стратегии и программы по обеспечению гендерного равенства в ЕС
2. Современное состояние гендерного равенства в ЕС ..... 26
2.1 Проблема равенства доходов мужчин и женщин ..... 26
2.2 Проблемы женщин на рынке труда . . . .
2.3 Женщины в сфере высшего образования и в науке ..... 42
2.4 Сексизм как проявление гендерной дискриминации . .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Гендерная политика ЕС ......... 9
1.1 Гендерная политика в правовой системе ЕС ...... 9
1.2 Стратегии и программы по обеспечению гендерного равенства в ЕС
2. Современное состояние гендерного равенства в ЕС ..... 26
2.1 Проблема равенства доходов мужчин и женщин ..... 26
2.2 Проблемы женщин на рынке труда . . . .
2.3 Женщины в сфере высшего образования и в науке ..... 42
2.4 Сексизм как проявление гендерной дискриминации . .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
Равноправие - это понятие в последнее время обрело множество окрасов, отражающих не всем заметную социальную напряженность, существующую с середины прошлого века по сей день. Оно заключает в себе контекст столкновения множества мнений именно в том случае, когда речь идет о равноправии полов. Так, подчеркивая актуальность этой темы, хотелось бы добавить, что феминизм как явление возник больше века назад, и существует по сей день в его видоизмененной форме - борьбе женщин за сохранение и соблюдение своих прав на различных уровнях структуры Европейского Союза.
Эта напряженность наблюдается преимущественно в странах Европейского Союза, а продолжающиеся попытки достичь равенства полов на разных уровнях политики говорят об открытости и нерешенности вопроса на данный момент. Область гендерного равенства актуализировалась как часть общей политики ЕС, а равенство между мужчинами и женщинами стало частью «европейского проекта» с самого начала существования ЕЭС - с положения о равной оплате, зафиксированного в Римском договоре 1957 г.
Гендерная политика ЕС имела сильное влияние на работу и внутреннюю структуру основных органов Европейского сообщества. Но главной ее целью было воздействие именно на социальную среду. Оценивая результат такой политики сегодня, мы можем сказать, что положительные последствия определенно имеются, однако эта сфера - одна из тех, в которых, по мнению европейцев, они еще не достигли желаемых результатов. Европейский комиссар по вопросам гендерного равенства (2014 - 2019) Вера Йоурова в социальной сети Twitter опубликовала запись, подтверждающую этот тезис: «Я горжусь тем, чего мы достигли на данный момент по политике гендерного равенства ЕС. Но не время останавливаться. Прогресс идет медленно».
В повестке сегодняшнего дня в органах Евросоюза вопросы равенства полов, сексуальности и феминизма занимают далеко не последние позиции, и сегодня можно было бы предположить, что Европа готова к тому, чтобы навсегда искоренить нарушение прав женщин, насилие, несправедливость и другие проблемы, вытекающие из неравенства. Но готова ли на самом деле - этот вопрос нам и предстоит изучить далее.
Прежде, чем начать более подробное исследование данной темы, необходимо ввести несколько терминов. Гендерную политику исследователи О. В. Климашевская и А. В. Крутов определили как «деятельность органов государственной власти, направленную на достижение гендерного равенства во всех сферах жизнедеятельности общества». Гендерную систему шведская исследовательница Ивонн Хирдман рассматривает как «совокупность отношений между мужчинами и женщинами, включающую представления, неформальные и формальные правила и нормы, определенные в соответствии с местом, целями и положением полов в обществе. На главенствующих принципах гендерной системы строится распределение обязанностей, трудовой нагрузки, дохода, доступа к экономическим и интеллектуальным ресурсам и к принятию политических решений ».
Профессор О.А. Хасбулатова в своем исследовании «Гендерные стереотипы в политической культуре: специфика российского опыта» использует следующее
определение термина гендерные стереотипы: «Под гендерными стереотипами в политической культуре мы понимаем устойчивые, укоренившиеся в массовом сознании представления о целесообразности доминирования женщин в приватной сфере, а мужчин - в публичной, в том числе политической сфере».
Гендерное равноправие - «правовой принцип, юридический статус человека в отношениях с государством и другими людьми в реализации прав и обязанностей».
В статье «Формирование политики гендерного равноправия в Европейском союзе» Мария Штылева отметила важное разграничение между гендерным равенством и равноправием: «гендерное равенство - это социальный идеал, а равноправие - это инструмент, посредством которого достигается равенство», - исходя из этого можно заметить, что равноправие как инструмент в большей степени связано с правовым аспектом.
Также важное значение имеет гендерная асимметрия. Профессором О. Г. Овчаровой она понимается как «характеристика неравенства социально-политических позиций и статусов мужчин и женщин в политической сфере».
Ошибочно полагать, что вопросы равенства полов затрагивают лишь европейцев: Совет по правам человека ООН, подотчетный Генеральной Ассамблее и всем ее членам, также активно способствует решению вопросов, связанных с реализацией прав и свобод женщин по всему миру. Тем не менее, в июне 2018 г. США вышли из Совета, Никки Хейли - представитель США при ООН - назвала Совет «лицемерной организацией, пекущейся лишь о своих собственных интересах и превращающей права человека в насмешку», а чуть позже к Соединенным Штатам присоединился и Израиль. Это говорит нам о том, что различные акторы могут иметь разные мнения относительно реализации прав человека.
Однако уместно будет рассмотреть эту проблематику именно в рамках Европейского Союза как самого сильного экономико-политического союза государств. К тому же, Европа - это тот регион, в котором государства уже прошли по пути интеграции с середины XX в. до наших дней, причем эти государства сумели сохранить исторически сложившиеся в них социальные нормы и устои, находясь при этом под частичным контролем общего законодательства органов ЕС. Вместе с устоявшимися общественными нормами к началу XXI столетия сохранилось и гендерное неравенство. Сегодня центральные органы ЕС объединяют свои усилия, чтобы совместно бороться с нарушением этих прав на всех уровнях.
Мы будем пользоваться хронологическими рамками, охватывающими период с 2004 по 2019 гг., то есть начиная с момента самого масштабного расширения Евросоюза по количеству стран-участниц, которое обусловило формирование Евросоюза, каким мы его видим, по большей части, сегодня (за исключением присоединения Болгарии и Румынии в 2007 г.), и заканчивая обновлением состава Европейской Комиссии в конце 2019 г., когда председателем Еврокомиссии впервые стала женщина. Выбор именно таких хронологических рамок обусловлен тем, что самые заметные качественные изменения в гендерной политике наблюдаются именно в этот период, хотя и начались раньше (главным образом, с момента подписания Маастрихтского договора). «Можно считать, что до вступления в силу Маастрихтского договора в 1993 году политика в области гендерного равенства на уровне Сообщества не имела широких масштабов и ограничивалась главным образом положением женщин и мужчин на рынке труда», - говорится в докладе
Европейской Экономической Комиссии и Статистической Комиссии Экономическому и Социальному Совету ООН от 3 июля 2006 г. Таким образом, нововведения в гендерной политике до 2004 г. также будут затронуты в исследовании, но лишь косвенно. 2019 год также является символичным в этом отношении: именно в этом году происходит назначение новых сотрудников Европейской Комиссии, по итогам которого ее председателем стала Урсула фон дер Ляйен, первая женщина, возглавившая комиссию; также в составе комиссионеров женщин числится больше, чем когда-либо.
В рамках нашего исследования его объектом будет являться гендерное равенство в странах Европейского Союза, а предметом - эволюция гендерного равенства в странах Европейского Союза с 2004 по 2019 гг. Также в ходе исследования будет достигнута следующая цель: дать оценку современному состоянию гендерного равенства в Европейском Союзе.
Для ее достижения потребуется выполнить несколько задач:
1. Отразить основные тренды в эволюции гендерной политики ЕС;
2. Оценить реализацию программ по обеспечению гендерного равенства в ЕС;
3. Опираясь на отчеты Европейской Комиссии, общественных организаций и национальных правительств, а также на научные публикации, охарактеризовать основные проблемы и сделать вывод о текущем состоянии гендерного равенства в ЕС с учетом многообразия входящих в него стран-членов.
В работе были использованы различные группы источников и литературы:
1. База данных Eurostat и официальные сайты органов ЕС (Европейской Комиссии ec.europa.eu - и Европарламента - eur-lex.europa.eu) как сосредоточение официальной информации по проблеме исследования.
2. Международные договоры и акты (Договоры Европейского Союза) и отчетные документы Еврокомиссии, которые содержат информацию о ключевых изменениях в законодательстве и устройстве ЕС.
3. Программы и стратегии органов ЕС по гендерному равенству: различные дорожные карты, «Gender Action Plan», «Strategic Engagement for Gender Equality 2016-2019», «Европа 2020», «Criminal justice - EU strategy on victims’ rights 2020-2024», «Gender equality outside the EU - evaluation of EU support», «Gender equality & women’s rights worldwide - 2021-25 action plan», «Gender equality strategy 2020-2024», а также Институт Гендерного Равенства и его документальные отчеты.
4. Научные труды на русском и английском языках научных деятелей, занимающихся гендерными и социологическими исследованиями (преимущественно, «Journal of Gender Studies»), которые являются важным ориентиром для мониторинга гендерного равенства и отражают передовые тенденции в оценках проблемы экспертами. «Journal of gender studies» объединяет исследователей со всего мира, пишущих научные статьи о человеке, его поведении, социальных ролях, об общественных тенденциях и других социально значимых вопросах. Часто главной темой выступают гендерные исследования. Немалая часть авторов - европейцы. В исследовании будут задействованы труды таких авторов, как Л. Дж. Стентифорд, К. Тобио, Х. Савиньи, Р. Льюис, С. Марин, К. Кэнни, К. Санг, Л. Макалистер, А. Мэнсдоттер, Ш. Деоган. Часть из них выделяется тем, что предоставляет много конкретной информации, остальные же - обобщают и дают понимание контекста.
5. Европейские СМИ и социальные сети, которые частично помогают учитывать взгляды общественности, сотрудников органов ЕС и правительств на эту проблему (Twitter, Instagram, РИА Новости).
Таким образом, во внимание берется правовая и документальная база, научная литература и средства массовой информации.
Анализ литературы.
Тема имеет довольно большую обеспеченность исследованиями. Наибольшая часть из них представлена на английском языке, поскольку подавляющее большинство исследователей - граждане Евросоюза. Ученые очень широко и по-разному подходят к проблеме: с точки зрения социологии, психологии, внутренней политики, экономики. С каждой стороны прогнозируется выгода от гендерного равенства, но на данный момент еще нет ни одного автора, кто считал бы гендерную политику полностью эффективной. Большинство авторов сходятся во мнении, что гендерное равенство необходимо Европе, однако они расходятся в том, как это равенство должно выглядеть. Кто -то видит равенство в выравнивании заработной платы , а кто-то - в идеальной (и на сегодняшний день нереальной) концепции тотального равенства . Важным замечанием является то, что, в основном, авторы пишут только о равенстве в своей стране. Причем чем ближе страна к паритету мужчин и женщин, тем более узкие проблематики будут рассматриваться, тогда как авторы, пишущие про неравенство в южных странах, например, Италии или Испании, пишут о более глобальных и значимых проблемах.
Таким образом, научные статьи будут рассмотрены как теоретическая база, и все официальные отчеты - как результат прикладной деятельности. Не менее важными являются и статистические базы. Есть десятки способов установить степень неравенства, выбирая и совмещая отдельные критерии (например, в высшем образовании, в трудоустройстве и в экономике).
Методологической основой исследования являются общенаучные методы, такие как анализ, синтез, сравнительно-статистический метод (статистика Евростата, Мирового Экономического Форума, Европейского Института по Гендерному равенству позволяла наглядным образом сравнить положение женщин на рынке труда и в экономике по всем странам ЕС, это позволило выделить лидирующие и отстающие страны). Научная новизна результатов исследования заключается в отражении реальных проблем гендера европейской общественности и в формировании перспектив органов Евросоюза в обеспечении гендерного равенства.
Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования полученных итоговых тезисов и установок в разработке стратегий ЕС для обеспечения гендерного равенства.
Структура работы определяется целью и задачами научного исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений. В первом разделе первой главы составляется перечень действующих законов и существующих институтов, это помогает отследить интенсивность и эволюцию гендерной политики. Во втором разделе предоставляется анализ программ, дорожных карт и стратегий Евросоюза по обеспечению гендерного равноправия, оцениваются их результаты, также на основе существующих программ отслеживается эволюция гендерной политики. Вторая глава состоит их четырех разделов, каждый из которых посвящен определенной проблеме - неравной оплате труда, проблемам женщин в профессиональной деятельности и в технической отрасли, дискриминации в сфере высшего образования и сексизму (культурной дискриминации).
Эта напряженность наблюдается преимущественно в странах Европейского Союза, а продолжающиеся попытки достичь равенства полов на разных уровнях политики говорят об открытости и нерешенности вопроса на данный момент. Область гендерного равенства актуализировалась как часть общей политики ЕС, а равенство между мужчинами и женщинами стало частью «европейского проекта» с самого начала существования ЕЭС - с положения о равной оплате, зафиксированного в Римском договоре 1957 г.
Гендерная политика ЕС имела сильное влияние на работу и внутреннюю структуру основных органов Европейского сообщества. Но главной ее целью было воздействие именно на социальную среду. Оценивая результат такой политики сегодня, мы можем сказать, что положительные последствия определенно имеются, однако эта сфера - одна из тех, в которых, по мнению европейцев, они еще не достигли желаемых результатов. Европейский комиссар по вопросам гендерного равенства (2014 - 2019) Вера Йоурова в социальной сети Twitter опубликовала запись, подтверждающую этот тезис: «Я горжусь тем, чего мы достигли на данный момент по политике гендерного равенства ЕС. Но не время останавливаться. Прогресс идет медленно».
В повестке сегодняшнего дня в органах Евросоюза вопросы равенства полов, сексуальности и феминизма занимают далеко не последние позиции, и сегодня можно было бы предположить, что Европа готова к тому, чтобы навсегда искоренить нарушение прав женщин, насилие, несправедливость и другие проблемы, вытекающие из неравенства. Но готова ли на самом деле - этот вопрос нам и предстоит изучить далее.
Прежде, чем начать более подробное исследование данной темы, необходимо ввести несколько терминов. Гендерную политику исследователи О. В. Климашевская и А. В. Крутов определили как «деятельность органов государственной власти, направленную на достижение гендерного равенства во всех сферах жизнедеятельности общества». Гендерную систему шведская исследовательница Ивонн Хирдман рассматривает как «совокупность отношений между мужчинами и женщинами, включающую представления, неформальные и формальные правила и нормы, определенные в соответствии с местом, целями и положением полов в обществе. На главенствующих принципах гендерной системы строится распределение обязанностей, трудовой нагрузки, дохода, доступа к экономическим и интеллектуальным ресурсам и к принятию политических решений ».
Профессор О.А. Хасбулатова в своем исследовании «Гендерные стереотипы в политической культуре: специфика российского опыта» использует следующее
определение термина гендерные стереотипы: «Под гендерными стереотипами в политической культуре мы понимаем устойчивые, укоренившиеся в массовом сознании представления о целесообразности доминирования женщин в приватной сфере, а мужчин - в публичной, в том числе политической сфере».
Гендерное равноправие - «правовой принцип, юридический статус человека в отношениях с государством и другими людьми в реализации прав и обязанностей».
В статье «Формирование политики гендерного равноправия в Европейском союзе» Мария Штылева отметила важное разграничение между гендерным равенством и равноправием: «гендерное равенство - это социальный идеал, а равноправие - это инструмент, посредством которого достигается равенство», - исходя из этого можно заметить, что равноправие как инструмент в большей степени связано с правовым аспектом.
Также важное значение имеет гендерная асимметрия. Профессором О. Г. Овчаровой она понимается как «характеристика неравенства социально-политических позиций и статусов мужчин и женщин в политической сфере».
Ошибочно полагать, что вопросы равенства полов затрагивают лишь европейцев: Совет по правам человека ООН, подотчетный Генеральной Ассамблее и всем ее членам, также активно способствует решению вопросов, связанных с реализацией прав и свобод женщин по всему миру. Тем не менее, в июне 2018 г. США вышли из Совета, Никки Хейли - представитель США при ООН - назвала Совет «лицемерной организацией, пекущейся лишь о своих собственных интересах и превращающей права человека в насмешку», а чуть позже к Соединенным Штатам присоединился и Израиль. Это говорит нам о том, что различные акторы могут иметь разные мнения относительно реализации прав человека.
Однако уместно будет рассмотреть эту проблематику именно в рамках Европейского Союза как самого сильного экономико-политического союза государств. К тому же, Европа - это тот регион, в котором государства уже прошли по пути интеграции с середины XX в. до наших дней, причем эти государства сумели сохранить исторически сложившиеся в них социальные нормы и устои, находясь при этом под частичным контролем общего законодательства органов ЕС. Вместе с устоявшимися общественными нормами к началу XXI столетия сохранилось и гендерное неравенство. Сегодня центральные органы ЕС объединяют свои усилия, чтобы совместно бороться с нарушением этих прав на всех уровнях.
Мы будем пользоваться хронологическими рамками, охватывающими период с 2004 по 2019 гг., то есть начиная с момента самого масштабного расширения Евросоюза по количеству стран-участниц, которое обусловило формирование Евросоюза, каким мы его видим, по большей части, сегодня (за исключением присоединения Болгарии и Румынии в 2007 г.), и заканчивая обновлением состава Европейской Комиссии в конце 2019 г., когда председателем Еврокомиссии впервые стала женщина. Выбор именно таких хронологических рамок обусловлен тем, что самые заметные качественные изменения в гендерной политике наблюдаются именно в этот период, хотя и начались раньше (главным образом, с момента подписания Маастрихтского договора). «Можно считать, что до вступления в силу Маастрихтского договора в 1993 году политика в области гендерного равенства на уровне Сообщества не имела широких масштабов и ограничивалась главным образом положением женщин и мужчин на рынке труда», - говорится в докладе
Европейской Экономической Комиссии и Статистической Комиссии Экономическому и Социальному Совету ООН от 3 июля 2006 г. Таким образом, нововведения в гендерной политике до 2004 г. также будут затронуты в исследовании, но лишь косвенно. 2019 год также является символичным в этом отношении: именно в этом году происходит назначение новых сотрудников Европейской Комиссии, по итогам которого ее председателем стала Урсула фон дер Ляйен, первая женщина, возглавившая комиссию; также в составе комиссионеров женщин числится больше, чем когда-либо.
В рамках нашего исследования его объектом будет являться гендерное равенство в странах Европейского Союза, а предметом - эволюция гендерного равенства в странах Европейского Союза с 2004 по 2019 гг. Также в ходе исследования будет достигнута следующая цель: дать оценку современному состоянию гендерного равенства в Европейском Союзе.
Для ее достижения потребуется выполнить несколько задач:
1. Отразить основные тренды в эволюции гендерной политики ЕС;
2. Оценить реализацию программ по обеспечению гендерного равенства в ЕС;
3. Опираясь на отчеты Европейской Комиссии, общественных организаций и национальных правительств, а также на научные публикации, охарактеризовать основные проблемы и сделать вывод о текущем состоянии гендерного равенства в ЕС с учетом многообразия входящих в него стран-членов.
В работе были использованы различные группы источников и литературы:
1. База данных Eurostat и официальные сайты органов ЕС (Европейской Комиссии ec.europa.eu - и Европарламента - eur-lex.europa.eu) как сосредоточение официальной информации по проблеме исследования.
2. Международные договоры и акты (Договоры Европейского Союза) и отчетные документы Еврокомиссии, которые содержат информацию о ключевых изменениях в законодательстве и устройстве ЕС.
3. Программы и стратегии органов ЕС по гендерному равенству: различные дорожные карты, «Gender Action Plan», «Strategic Engagement for Gender Equality 2016-2019», «Европа 2020», «Criminal justice - EU strategy on victims’ rights 2020-2024», «Gender equality outside the EU - evaluation of EU support», «Gender equality & women’s rights worldwide - 2021-25 action plan», «Gender equality strategy 2020-2024», а также Институт Гендерного Равенства и его документальные отчеты.
4. Научные труды на русском и английском языках научных деятелей, занимающихся гендерными и социологическими исследованиями (преимущественно, «Journal of Gender Studies»), которые являются важным ориентиром для мониторинга гендерного равенства и отражают передовые тенденции в оценках проблемы экспертами. «Journal of gender studies» объединяет исследователей со всего мира, пишущих научные статьи о человеке, его поведении, социальных ролях, об общественных тенденциях и других социально значимых вопросах. Часто главной темой выступают гендерные исследования. Немалая часть авторов - европейцы. В исследовании будут задействованы труды таких авторов, как Л. Дж. Стентифорд, К. Тобио, Х. Савиньи, Р. Льюис, С. Марин, К. Кэнни, К. Санг, Л. Макалистер, А. Мэнсдоттер, Ш. Деоган. Часть из них выделяется тем, что предоставляет много конкретной информации, остальные же - обобщают и дают понимание контекста.
5. Европейские СМИ и социальные сети, которые частично помогают учитывать взгляды общественности, сотрудников органов ЕС и правительств на эту проблему (Twitter, Instagram, РИА Новости).
Таким образом, во внимание берется правовая и документальная база, научная литература и средства массовой информации.
Анализ литературы.
Тема имеет довольно большую обеспеченность исследованиями. Наибольшая часть из них представлена на английском языке, поскольку подавляющее большинство исследователей - граждане Евросоюза. Ученые очень широко и по-разному подходят к проблеме: с точки зрения социологии, психологии, внутренней политики, экономики. С каждой стороны прогнозируется выгода от гендерного равенства, но на данный момент еще нет ни одного автора, кто считал бы гендерную политику полностью эффективной. Большинство авторов сходятся во мнении, что гендерное равенство необходимо Европе, однако они расходятся в том, как это равенство должно выглядеть. Кто -то видит равенство в выравнивании заработной платы , а кто-то - в идеальной (и на сегодняшний день нереальной) концепции тотального равенства . Важным замечанием является то, что, в основном, авторы пишут только о равенстве в своей стране. Причем чем ближе страна к паритету мужчин и женщин, тем более узкие проблематики будут рассматриваться, тогда как авторы, пишущие про неравенство в южных странах, например, Италии или Испании, пишут о более глобальных и значимых проблемах.
Таким образом, научные статьи будут рассмотрены как теоретическая база, и все официальные отчеты - как результат прикладной деятельности. Не менее важными являются и статистические базы. Есть десятки способов установить степень неравенства, выбирая и совмещая отдельные критерии (например, в высшем образовании, в трудоустройстве и в экономике).
Методологической основой исследования являются общенаучные методы, такие как анализ, синтез, сравнительно-статистический метод (статистика Евростата, Мирового Экономического Форума, Европейского Института по Гендерному равенству позволяла наглядным образом сравнить положение женщин на рынке труда и в экономике по всем странам ЕС, это позволило выделить лидирующие и отстающие страны). Научная новизна результатов исследования заключается в отражении реальных проблем гендера европейской общественности и в формировании перспектив органов Евросоюза в обеспечении гендерного равенства.
Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования полученных итоговых тезисов и установок в разработке стратегий ЕС для обеспечения гендерного равенства.
Структура работы определяется целью и задачами научного исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений. В первом разделе первой главы составляется перечень действующих законов и существующих институтов, это помогает отследить интенсивность и эволюцию гендерной политики. Во втором разделе предоставляется анализ программ, дорожных карт и стратегий Евросоюза по обеспечению гендерного равноправия, оцениваются их результаты, также на основе существующих программ отслеживается эволюция гендерной политики. Вторая глава состоит их четырех разделов, каждый из которых посвящен определенной проблеме - неравной оплате труда, проблемам женщин в профессиональной деятельности и в технической отрасли, дискриминации в сфере высшего образования и сексизму (культурной дискриминации).
По итогам данного исследования были выполнены три поставленные задачи. Во - первых, была проанализирована гендерная политика ЕС, а именно:
Правовая и институциональная база. С конца XX столетия внутри Евросоюза было учреждено несколько десятков организаций, действующих по сей день как самостоятельно, так и под контролем органов ЕС и национальных правительств. Они могут выполнять функции по контролю исполнения законодательства и стратегий, а также проводить консультации. Гендерное равенство сегодня закреплено в Договорах ЕС как один из приоритетов политики ЕС. Главные органы, ответственные за разработку гендерной политики, это Бюро по вопросам занятости и равных возможностей для женщин, Женское бюро информации, Европейский социальный фонд, Европейская Экономическая Комиссия ООН и Европейский Институт по Гендерному Равенству.
Реализация программ по обеспечению гендерного равенства. Программы и стратегии продолжают давать новый импульс актуализации гендерных проблем и их решению. Так, гендерная политика становится динамичной, когда она сопровождается программами: если существование проблемы признается на разных уровнях, это означает, что государства заинтересованы в том, чтобы повысить качество жизни граждан. Поэтому для каждой стратегии ставится ряд конкретных целей, назначаются ответственные за их реализацию лица и органы, устанавливаются сроки выполнения, прогнозируются результаты. Всего с 2004 по 2019 гг. было принято порядка 10 обширных наднациональных программ, несколько десятков национальных, и около сотни более локальных программ, привязанных к определенной сфере (образование, занятость, социальное обеспечение и тд.).
Во-вторых, были выявлены основные тренды в эволюции гендерной политики ЕС. Учитывая постепенный рост интенсивности в создании организаций и принятии программ и стратегий, можно выделить основные тенденции в эволюции гендерной политики. Так, к 2004 г. уже был налажен структурный подход к обеспечению гендерного равенства (возросло количество упоминаний понятия равенства полов в договорах ЕС, введен и описан принцип гибкости и тесного сотрудничества между странами ЕС, равенство между мужчинами и женщинами было названо одной из целей Сообщества). К 2010 появилась устойчивая тенденция разрабатывать и проводить программы по равенству, а также цель добиться равенства полов более прочно закрепилась в законодательстве. Данный этап можно охарактеризовать становлением гендерной политики как общественной ценности. На протяжении последних девяти лет идея о гендерном равенстве еще прочнее закреплялась, теперь - на уровне личности. Этот этап ознаменован началом общественной трансформации, когда гражданин осознанно приходит к пониманию равенства, и когда тенденции в осмыслении гендерных проблем обществом более или менее соответствует тенденциям в гендерной политике.
В-третьих, были охарактеризованы основные проблемы европейского населения, связанные с дискриминацией женщин, с учетом многообразия входящих в ЕС стран-членов.
Неравная оплата мужского и женского труда. Статистические базы данных содержат конкретную информацию о том, в каких странах женщины зарабатывают меньше мужчин: эта разница больше в южных странах и меньше - в северных. Средняя разница между зарплатами мужчин и женщин составляет 16%. На основе исследования этой проблемы можно сделать следующие выводы: за неравной оплатой труда стоят более глобальные проблемы, такие как недостаточное финансовое благополучие женщин и недостаточная экономическая эффективность различных отраслей и предприятий, предоставляющих рабочие места. Также доказано, что существуют объективные и субъективные факторы, влияющие на данный феномен. На европейском рынке труда наблюдается сегрегация по сферам занятости. Традиции и стереотипы также играют не последнюю роль. Также выявлена прямая взаимосвязь неравной оплаты труда с образованием и самим рынком труда, - это сферы, без преобразований которых женщины не смогут достичь паритета в зарплате с мужчинами. Помимо этого, существуют и альтернативные элементы материального неравенства (разница в ценовой политике относительно аналогичных мужских и женских товаров, отношение к финансовым рискам, накоплениям и расходованию средств).
Безработица и недопредставленность женщин в технической отрасли. Обращая внимание на статистические показатели безработицы по странам ЕС, мы выявили отстающие и лидирующие страны. Малое количество женщин, занятых в инженерной отрасли - это еще одно проявление сегрегации, усиливающейся набором стереотипов, «холодным климатом» в учебных аудиториях и рабочих помещениях, а также культурой «лэддизма». Во время исследования этой проблемы было окончательно установлено, что распространение дискриминации не ограничено какими-либо пространственными и временными рамками, поэтому и подходить к проблеме нужно комплексно, охватывая все возможные сферы.
Дискриминация в студенческой, научной и академической среде. Здесь имеет место факт преобладания мужчин в научной сфере. Если рассматривать студенческое социальное пространство, то можно обратить внимание на распространенную культуру «лэддизма» и на создание женских феминистских сообществ как попытку противостоять женоненавистничеству. В профессорских кругах численное преобладание мужчин может выступать причиной того, что женщины не могут полноценно реализовать свой потенциал, а нежелание девушек продолжать научную карьеру только усиливает диспропорцию в количестве. Эти препятствия главным образом заключаются в доминировании ряда стереотипов, порождающих гендерную сегрегацию на рынке труда. Эти убеждения девушкам начинают навязывать еще со школы (со стороны учителей и одноклассников), затем - в университете и на рабочем месте.
Сексизм. Это явление может сопровождать женскую часть населения на всех этапах жизни во всех сферах. Мы пользовались этим термином для введения общей переменной, чтобы оценить влияние сексизма на быт, выбор профессии и карьеру женщин. Сегодня можно наблюдать попытки мониторинга локальных проявлений сексизма европейским обществом, но нет возможности получить полноценную централизованную поддержку в виде наложения санкций на «обидчика» или компенсации жертве. Военная культура воспитывает маскулинный менталитет и поведение в мужчинах, что только усиливает культурную дискриминацию. Если прогрессивная часть общества обнаруживает новые проблемы, то подавляющая часть не проявляет гибкости к изменениям и сопротивляется гендерной политике из социокультурных соображений, а также под влиянием стереотипов. Именно поэтому успех гендерной политики сегодня ограничен. Исследователи расходятся в мнениях насчет идеалистической модели, в которой мужчины и женщины переняли бы друг у друга ряд особенностей и обладали бы полным паритетом в социальном пространстве.
На основе полученных результатов хотелось бы предложить несколько новых тезисов, закрепляющих представление о проблемах общества в ЕС и способных послужить новой отправной точкой для дальнейших реформирований гендерной политики.
Первым из них является следующий: гендерное равенство, скорее всего, наступает тогда, когда за права женщин начинают бороться мужчины. Умозрительное применение такой модели гипотетически способно «перевернуть» картину и решить проблему дискриминации двумя методами одновременно. Во-первых, мужчина будет способен пресечь насилие того или иного вида своим влиянием со стороны, при этом находясь в одном «контексте» с мужчиной, являющимся источником дискриминации (будь то взаимоотношения в студенческом пространстве, городской администрации или офисе). Во- вторых, факт того, что в соблюдении прав женщин будет заинтересована часть мужского населения ЕС, будет являться главным маркером для того, чтобы понять, что дискриминация по признаку пола на этом заканчивается, и начинается общая борьба за социальное равенство.
Следующее важное наблюдение заключается в том, что равная оплата труда, как и равное финансовое благосостояние женщин и мужчин в целом, может быть достигнута только в том случае, если принимаются меры по обеспечению паритета на всех уровнях, в которых участвуют все заинтересованные стороны и учитываются все причинные факторы разрыва в оплате труда. Органам ЕС и его населению крайне важно иметь полное представление о последствиях разрыва в оплате труда и повсеместно распространять примеры передовой практики, возможно, приводя при этом случаи наибольшего разрыва в качестве антипримера.
Механизм, с помощью которого следует проводить гендерную политику, был опробован институтами Евросоюза еще в первом десятилетии текущего века. Главным образом сюда можно отнести социальную политику. И это один из ключевых аспектов, в котором сегодня не наблюдается таких интенсивных изменений, как, например, в экономическом аспекте. Женщины в Италии и других южных странах, отличающихся высокой женской безработицей, сглаживают недостатки социальной политики, возлагая на себя обязанности по уходу за новорожденными детьми и больными родственниками. Наши предположения здесь сводятся к тому, что, усилив социальную политику, государство может избавить женщину от необходимости такой работы. Вследствие этого у женщин не будет прерываться профессиональная карьера, частично сбалансируется оплата труда, повысится финансовое благосостояние и заметно сократится процент безработицы. Это наблюдение в то же время является подтверждением того, что имеется четкая связь между социальной и экономической политикой государств.
В процессе изучения гендерного дисбаланса были выявлены структурный, культурный и индивидуальный уровень насилия. Так, под структурным насилием мы понимаем недостаточную гендерную ориентированность социальной и экономической политики и негативные последствия, проявляющиеся в быту и трудоустройстве девушек; под культурным - набор стереотипов и убеждений, использующихся для повсеместного навязывания как мужчинам, так и девушкам их традиционных паттернов поведения и соотнесения себя с окружающей средой; под индивидуальным - совокупность частных случаев ментального воздействия и домогательств со стороны студентов, коллег по работе или начальства. В совокупности культурной дискриминацией эти элементы можно объединить в понятие сексизма.
Сегодняшние проблемы гендерного дисбаланса распознаются и закрепляются в общественном сознании быстрее, чем развивается правоохранительная система, в связи с чем прогрессивная часть населения Евросоюза, идентифицирующая все новые виды насилия над личностью, не может получить соответствующей централизованной поддержки. Возможно, проблема кроется в том, что привычным для населения способом наказания виновного в случае физического насилия является уголовный процесс и приговор, а средством поддержки жертвы - психологическая помощь и материальная компенсация. Качественно новым преобразованием было бы введение превентивной профилактики дискриминации.
В связи с этим, на базе исследования хотелось бы предложить следующую модель для профилактики и борьбы с сексизмом, которая могла бы действовать по следующему алгоритму:
1. Частный случай попытки насилия любого уровня оглашается женщиной или группой женщин, которые сообщают об этом начальству/руководителю/лицу, стоящему выше по должности в конкретной организации.
2. Начальство признает этот факт как существующую проблему и передает данные в ответственные статистические службы или правозащитные органы. При этом должно соблюдаться важное условие: начальство должно быть на стороне своего коллектива из соображений эффективности работы предприятия, независимо от отрасли.
3. Осуществляется попытка комплексного подхода к проблеме: информация о подобных случаях собирается из других стран и предприятий. Данные анализируются на предмет того, имеют ли такие случаи систематическую основу. Это поможет понять, на каком уровне следует вносить изменения - на уровне предприятий конкретной отрасли, на уровне государства или всего ЕС.
4. На базе Еврокомиссии и ответственных Генеральных директоратов собирается рабочая группа для формирования новой законодательной инициативы.
5. По принципу обычной законодательной инициативы проект проходит стадии согласования на всех необходимых уровнях (в Европарламенте и Совете).
Отдельного внимания требует культурное насилие и фактор лэддизма. Если расценивать это как психологическое воздействие, то полезно было бы принимать меры, исходя из побуждений помочь, в первую очередь, «обвиняемому». Это значит, что если жертва страдает от психологического насилия, то и «обвиняемый» должен получить необходимые консультации, которые скорректировали бы его мышление, но не уголовное наказание. Это могла бы быть просветительская деятельность или психологические консультации, но для этого в конкретной организации/университете должен работать ответственный за это сотрудник, налаживающий коммуникацию как между коллегами, так и коллег с подчиненными. Это предложение может стать одним из будущих законопроектов Европейской Комиссии.
К общим итогам работы следует добавить одно уточнение. Изначально работа должна была выполняться в контексте рассмотрения политических и наднациональных преобразований в пространстве Евросоюза, однако иногда было необходимо углубиться еще и в социологические и психологические исследования, исходя из соображений, что углубленное понимание сути проблем приведет к правильному их осмыслению и позитивному результату.
Ответ на главный вопрос, в каком состоянии находится гендерное равенство в Европейском Союзе сегодня, умещается в одну фразу - состояние удовлетворительное, но есть позитивная динамика. Это значит, что среди служащих общеевропейских и государственных органов, среди работников по найму в разных отраслях, в студенческом и молодежном обществе во всем пространстве ЕС присутствуют женщины и девушки, испытывающие дискриминацию по признаку пола, но в то же время ЕС видится как безопасное для общества пространство, максимально приближенное к равным условиям. Эта дискриминация может быть как незначительной, так и колоссально влияющей на жизнь и быт девушек; может быть оставлена без внимания, а может незамедлительно вызвать общественный резонанс, может быть пресечена институтами, законами и правоохранительными органами и повлечь масштабные общественные волнения или изменения. Задача гендерной политики ЕС в этом - вовремя обнаруживать необходимость реформ, находить нужные инструменты для их проведения и совершенствовать подходы и методы.
Правовая и институциональная база. С конца XX столетия внутри Евросоюза было учреждено несколько десятков организаций, действующих по сей день как самостоятельно, так и под контролем органов ЕС и национальных правительств. Они могут выполнять функции по контролю исполнения законодательства и стратегий, а также проводить консультации. Гендерное равенство сегодня закреплено в Договорах ЕС как один из приоритетов политики ЕС. Главные органы, ответственные за разработку гендерной политики, это Бюро по вопросам занятости и равных возможностей для женщин, Женское бюро информации, Европейский социальный фонд, Европейская Экономическая Комиссия ООН и Европейский Институт по Гендерному Равенству.
Реализация программ по обеспечению гендерного равенства. Программы и стратегии продолжают давать новый импульс актуализации гендерных проблем и их решению. Так, гендерная политика становится динамичной, когда она сопровождается программами: если существование проблемы признается на разных уровнях, это означает, что государства заинтересованы в том, чтобы повысить качество жизни граждан. Поэтому для каждой стратегии ставится ряд конкретных целей, назначаются ответственные за их реализацию лица и органы, устанавливаются сроки выполнения, прогнозируются результаты. Всего с 2004 по 2019 гг. было принято порядка 10 обширных наднациональных программ, несколько десятков национальных, и около сотни более локальных программ, привязанных к определенной сфере (образование, занятость, социальное обеспечение и тд.).
Во-вторых, были выявлены основные тренды в эволюции гендерной политики ЕС. Учитывая постепенный рост интенсивности в создании организаций и принятии программ и стратегий, можно выделить основные тенденции в эволюции гендерной политики. Так, к 2004 г. уже был налажен структурный подход к обеспечению гендерного равенства (возросло количество упоминаний понятия равенства полов в договорах ЕС, введен и описан принцип гибкости и тесного сотрудничества между странами ЕС, равенство между мужчинами и женщинами было названо одной из целей Сообщества). К 2010 появилась устойчивая тенденция разрабатывать и проводить программы по равенству, а также цель добиться равенства полов более прочно закрепилась в законодательстве. Данный этап можно охарактеризовать становлением гендерной политики как общественной ценности. На протяжении последних девяти лет идея о гендерном равенстве еще прочнее закреплялась, теперь - на уровне личности. Этот этап ознаменован началом общественной трансформации, когда гражданин осознанно приходит к пониманию равенства, и когда тенденции в осмыслении гендерных проблем обществом более или менее соответствует тенденциям в гендерной политике.
В-третьих, были охарактеризованы основные проблемы европейского населения, связанные с дискриминацией женщин, с учетом многообразия входящих в ЕС стран-членов.
Неравная оплата мужского и женского труда. Статистические базы данных содержат конкретную информацию о том, в каких странах женщины зарабатывают меньше мужчин: эта разница больше в южных странах и меньше - в северных. Средняя разница между зарплатами мужчин и женщин составляет 16%. На основе исследования этой проблемы можно сделать следующие выводы: за неравной оплатой труда стоят более глобальные проблемы, такие как недостаточное финансовое благополучие женщин и недостаточная экономическая эффективность различных отраслей и предприятий, предоставляющих рабочие места. Также доказано, что существуют объективные и субъективные факторы, влияющие на данный феномен. На европейском рынке труда наблюдается сегрегация по сферам занятости. Традиции и стереотипы также играют не последнюю роль. Также выявлена прямая взаимосвязь неравной оплаты труда с образованием и самим рынком труда, - это сферы, без преобразований которых женщины не смогут достичь паритета в зарплате с мужчинами. Помимо этого, существуют и альтернативные элементы материального неравенства (разница в ценовой политике относительно аналогичных мужских и женских товаров, отношение к финансовым рискам, накоплениям и расходованию средств).
Безработица и недопредставленность женщин в технической отрасли. Обращая внимание на статистические показатели безработицы по странам ЕС, мы выявили отстающие и лидирующие страны. Малое количество женщин, занятых в инженерной отрасли - это еще одно проявление сегрегации, усиливающейся набором стереотипов, «холодным климатом» в учебных аудиториях и рабочих помещениях, а также культурой «лэддизма». Во время исследования этой проблемы было окончательно установлено, что распространение дискриминации не ограничено какими-либо пространственными и временными рамками, поэтому и подходить к проблеме нужно комплексно, охватывая все возможные сферы.
Дискриминация в студенческой, научной и академической среде. Здесь имеет место факт преобладания мужчин в научной сфере. Если рассматривать студенческое социальное пространство, то можно обратить внимание на распространенную культуру «лэддизма» и на создание женских феминистских сообществ как попытку противостоять женоненавистничеству. В профессорских кругах численное преобладание мужчин может выступать причиной того, что женщины не могут полноценно реализовать свой потенциал, а нежелание девушек продолжать научную карьеру только усиливает диспропорцию в количестве. Эти препятствия главным образом заключаются в доминировании ряда стереотипов, порождающих гендерную сегрегацию на рынке труда. Эти убеждения девушкам начинают навязывать еще со школы (со стороны учителей и одноклассников), затем - в университете и на рабочем месте.
Сексизм. Это явление может сопровождать женскую часть населения на всех этапах жизни во всех сферах. Мы пользовались этим термином для введения общей переменной, чтобы оценить влияние сексизма на быт, выбор профессии и карьеру женщин. Сегодня можно наблюдать попытки мониторинга локальных проявлений сексизма европейским обществом, но нет возможности получить полноценную централизованную поддержку в виде наложения санкций на «обидчика» или компенсации жертве. Военная культура воспитывает маскулинный менталитет и поведение в мужчинах, что только усиливает культурную дискриминацию. Если прогрессивная часть общества обнаруживает новые проблемы, то подавляющая часть не проявляет гибкости к изменениям и сопротивляется гендерной политике из социокультурных соображений, а также под влиянием стереотипов. Именно поэтому успех гендерной политики сегодня ограничен. Исследователи расходятся в мнениях насчет идеалистической модели, в которой мужчины и женщины переняли бы друг у друга ряд особенностей и обладали бы полным паритетом в социальном пространстве.
На основе полученных результатов хотелось бы предложить несколько новых тезисов, закрепляющих представление о проблемах общества в ЕС и способных послужить новой отправной точкой для дальнейших реформирований гендерной политики.
Первым из них является следующий: гендерное равенство, скорее всего, наступает тогда, когда за права женщин начинают бороться мужчины. Умозрительное применение такой модели гипотетически способно «перевернуть» картину и решить проблему дискриминации двумя методами одновременно. Во-первых, мужчина будет способен пресечь насилие того или иного вида своим влиянием со стороны, при этом находясь в одном «контексте» с мужчиной, являющимся источником дискриминации (будь то взаимоотношения в студенческом пространстве, городской администрации или офисе). Во- вторых, факт того, что в соблюдении прав женщин будет заинтересована часть мужского населения ЕС, будет являться главным маркером для того, чтобы понять, что дискриминация по признаку пола на этом заканчивается, и начинается общая борьба за социальное равенство.
Следующее важное наблюдение заключается в том, что равная оплата труда, как и равное финансовое благосостояние женщин и мужчин в целом, может быть достигнута только в том случае, если принимаются меры по обеспечению паритета на всех уровнях, в которых участвуют все заинтересованные стороны и учитываются все причинные факторы разрыва в оплате труда. Органам ЕС и его населению крайне важно иметь полное представление о последствиях разрыва в оплате труда и повсеместно распространять примеры передовой практики, возможно, приводя при этом случаи наибольшего разрыва в качестве антипримера.
Механизм, с помощью которого следует проводить гендерную политику, был опробован институтами Евросоюза еще в первом десятилетии текущего века. Главным образом сюда можно отнести социальную политику. И это один из ключевых аспектов, в котором сегодня не наблюдается таких интенсивных изменений, как, например, в экономическом аспекте. Женщины в Италии и других южных странах, отличающихся высокой женской безработицей, сглаживают недостатки социальной политики, возлагая на себя обязанности по уходу за новорожденными детьми и больными родственниками. Наши предположения здесь сводятся к тому, что, усилив социальную политику, государство может избавить женщину от необходимости такой работы. Вследствие этого у женщин не будет прерываться профессиональная карьера, частично сбалансируется оплата труда, повысится финансовое благосостояние и заметно сократится процент безработицы. Это наблюдение в то же время является подтверждением того, что имеется четкая связь между социальной и экономической политикой государств.
В процессе изучения гендерного дисбаланса были выявлены структурный, культурный и индивидуальный уровень насилия. Так, под структурным насилием мы понимаем недостаточную гендерную ориентированность социальной и экономической политики и негативные последствия, проявляющиеся в быту и трудоустройстве девушек; под культурным - набор стереотипов и убеждений, использующихся для повсеместного навязывания как мужчинам, так и девушкам их традиционных паттернов поведения и соотнесения себя с окружающей средой; под индивидуальным - совокупность частных случаев ментального воздействия и домогательств со стороны студентов, коллег по работе или начальства. В совокупности культурной дискриминацией эти элементы можно объединить в понятие сексизма.
Сегодняшние проблемы гендерного дисбаланса распознаются и закрепляются в общественном сознании быстрее, чем развивается правоохранительная система, в связи с чем прогрессивная часть населения Евросоюза, идентифицирующая все новые виды насилия над личностью, не может получить соответствующей централизованной поддержки. Возможно, проблема кроется в том, что привычным для населения способом наказания виновного в случае физического насилия является уголовный процесс и приговор, а средством поддержки жертвы - психологическая помощь и материальная компенсация. Качественно новым преобразованием было бы введение превентивной профилактики дискриминации.
В связи с этим, на базе исследования хотелось бы предложить следующую модель для профилактики и борьбы с сексизмом, которая могла бы действовать по следующему алгоритму:
1. Частный случай попытки насилия любого уровня оглашается женщиной или группой женщин, которые сообщают об этом начальству/руководителю/лицу, стоящему выше по должности в конкретной организации.
2. Начальство признает этот факт как существующую проблему и передает данные в ответственные статистические службы или правозащитные органы. При этом должно соблюдаться важное условие: начальство должно быть на стороне своего коллектива из соображений эффективности работы предприятия, независимо от отрасли.
3. Осуществляется попытка комплексного подхода к проблеме: информация о подобных случаях собирается из других стран и предприятий. Данные анализируются на предмет того, имеют ли такие случаи систематическую основу. Это поможет понять, на каком уровне следует вносить изменения - на уровне предприятий конкретной отрасли, на уровне государства или всего ЕС.
4. На базе Еврокомиссии и ответственных Генеральных директоратов собирается рабочая группа для формирования новой законодательной инициативы.
5. По принципу обычной законодательной инициативы проект проходит стадии согласования на всех необходимых уровнях (в Европарламенте и Совете).
Отдельного внимания требует культурное насилие и фактор лэддизма. Если расценивать это как психологическое воздействие, то полезно было бы принимать меры, исходя из побуждений помочь, в первую очередь, «обвиняемому». Это значит, что если жертва страдает от психологического насилия, то и «обвиняемый» должен получить необходимые консультации, которые скорректировали бы его мышление, но не уголовное наказание. Это могла бы быть просветительская деятельность или психологические консультации, но для этого в конкретной организации/университете должен работать ответственный за это сотрудник, налаживающий коммуникацию как между коллегами, так и коллег с подчиненными. Это предложение может стать одним из будущих законопроектов Европейской Комиссии.
К общим итогам работы следует добавить одно уточнение. Изначально работа должна была выполняться в контексте рассмотрения политических и наднациональных преобразований в пространстве Евросоюза, однако иногда было необходимо углубиться еще и в социологические и психологические исследования, исходя из соображений, что углубленное понимание сути проблем приведет к правильному их осмыслению и позитивному результату.
Ответ на главный вопрос, в каком состоянии находится гендерное равенство в Европейском Союзе сегодня, умещается в одну фразу - состояние удовлетворительное, но есть позитивная динамика. Это значит, что среди служащих общеевропейских и государственных органов, среди работников по найму в разных отраслях, в студенческом и молодежном обществе во всем пространстве ЕС присутствуют женщины и девушки, испытывающие дискриминацию по признаку пола, но в то же время ЕС видится как безопасное для общества пространство, максимально приближенное к равным условиям. Эта дискриминация может быть как незначительной, так и колоссально влияющей на жизнь и быт девушек; может быть оставлена без внимания, а может незамедлительно вызвать общественный резонанс, может быть пресечена институтами, законами и правоохранительными органами и повлечь масштабные общественные волнения или изменения. Задача гендерной политики ЕС в этом - вовремя обнаруживать необходимость реформ, находить нужные инструменты для их проведения и совершенствовать подходы и методы.
Подобные работы
- Международно-правовое обеспечение гендерного равенства
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ В ПОЛИТИКЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНСТИТУТОВ В НАЧАЛЕ 21 ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ООН)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2020 - Конституционный принцип равенства перед законом и судом в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2020 - Миграционная политика Италии в контексте обеспечения демографической безопасности в Европейском союзе
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНО СИММЕТРИЧНОГО РЫНКА ТРУДА В УСЛОВИЯХ ДЕФИЦИТА КАДРОВ
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - ОПЫТ ГЕРМАНИИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИСКРИМИНАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Принцип недопущения дискриминации в трудовом праве
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - Социально-трудовые права женщин в России
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - ПОКОЛЕНИЕ «ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ» В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ФРГ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021



