Введение
1Теоретические аспекты проблемы психологической готовности к школе 6
1.1 Психологическая готовность к школе, как предмет психолого-педагогических исследований 6
1.2 Психологические особенности старшего дошкольного возраста 13
1.3 Средства формирования психологической готовности к школьному обучению 26
2Практические аспекты проблемы психологической готовности к школьному обучению детей в условиях дошкольного образовательного учреждения 36
2.1Исследование психологической готовности детей к школьному
обучению 36
2.2Упражнения по формированию психологической готовности к
школьному обучению 44
Заключение 49
Список литературы: 52
ПриложениЯ 60
Актуальность. Поступление в школу - один из важных этапов в жизни ребенка, влекущий за собой резкую смену режима и условий жизни. Обучение в школе состоит из совокупности различных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных; привнося в жизнь ребенка новые и сложные требования к его личности. Для того, чтобы состоялась успешная учебная деятельность, ребенок должен быть психологически и эмоционально готов к обучению в школе.
Психологическая готовность является важным компонентом школьного обучения, она включает в себя множество факторов необходимых ребенку на данном жизненном этапе. С одной стороны от определения путей формирования, ее показателей готовности и сущности зависит определение целей, задач и содержание воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях, с другой стороны насколько может быть успешным последующее обучение и развитие детей в школе. Психологическая готовность к школе достаточно многогранное понятие, ведь она предполагает развитие всех сторон личности ребенка, а не только отдельные умения, знания и навыки.
Теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С. Выготского. Данной проблемой занимались и другие классики отечественной детской психологии Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, современные специалисты так же продолжают ей заниматься - Н.И. Гуткина, Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, И.В. Дубровина, B.C. Мухина и другие.
Исследованием проблемы психологической готовности к школьному обучению занимались: Л.С. Выготский, М.Ю. Стожарова, А.И. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Л.С. Славина, Н.А. Менчинская, А.Г. Гогоберидзе, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, Л.А. Венгер, Н.В. Нижегородцева, Г.А. Урунтаева, В.Д. Шадриков, Н.И. Гуткина, А.И.
Герцен, В.С. Мухина, И.В. Дубровина, Н.Г. Салмина, Г. Витцлак, Й. Шванцара, М.М. Безруких, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, А.А. Люблинская, Р.В. Овчарова и другие.
Проблема. Все компоненты психологической готовности к школьному обучению играют большую роль в школьной учебной деятельности ребенка. Для успешного обучения необходимо, чтобы все компоненты психологической готовности были сформированы на уровне нормы. Низкий уровень даже одного из компонентов может привести к сложностям как при начальном этапе школьного обучения, так и в дальнейшем. На данный момент для формирования нормы каждого компонента недостаточно только стандартной программы дошкольного образовательного учреждения, необходимо проведение дополнительных упражнений.
Обозначенные актуальность и проблема обосновали выбор темы исследования: «Средства формирования психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: психологическая готовность к школе детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: средства формирования психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: исследование средств формирования
психологической готовности детей к школьному обучению и разработка системы упражнений, для дошкольников по формированию психологической готовности к школьному обучению.
Задачи исследования:
1.Определить психологическую готовность к школе, как предмет психолого-педагогических исследований;
2. Изучить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть средства формирования психологической готовности к школьному обучению;
4. Исследовать психологическую готовность детей к школьному обучению;
5. Составить систему упражнений по формированию психологической готовности детей к школьному обучению.
Методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы - теоретические методы; методы психодиагностики, психолого-педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов - эмпирические методы.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №177 г. Владивосток.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (68), приложений (2).
Выпускная квалификационная работа на тему «Средства формирования психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста», выполнена с целью исследования средств формирования психологической готовности детей к школьному обучению и разработки системы упражнений, рекомендаций к занятиям для дошкольников по формированию психологической готовности к школьному обучению.
Развитие психологической готовности к школьному обучению является важным фактором для детей дошкольного возраста. От нее зависит насколько успешным будет дальнейшее обучение и процесс адаптации ребенка в новых условиях.
Из всех возможных компонентов, мы решили остановиться на исследованиях Л.И. Божович, Н.Г. Салминой, Е.Е. Кравцовой, Г.Г. Кравцова и др., взяв за основу исследования четыре компонента психологической готовности к школе: личностный, социально-личностный, эмоционально¬волевой, интеллектуальный.
На данный момент не существует конкретного определения психологической готовности к школе, так же нет и точной классификации ее компонентов. Нельзя сказать, что одна из приведенных выше классификаций является неверной, т.к. они все схожи и некоторые имеет более широкую направленность. Часть аспектов психологической готовности может входить сразу в несколько компонентов, так, например, речь может являться частью личностного компонента, так и иметь прямое отношение к социальному компоненту. Ребенку, имеющему проблемы с речевым развитием, будет сложно обучаться в школе, и на это могут влиять следующие факторы: окружение (как сверстники, так и взрослые), отношение ребенка к самому себе, принятие себя и другие.
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста охватывают несколько сфер: когнитивную, эмоциональную, поведенческую и обеспечивают возможность развития устойчивых познавательных и нравственных интересов.
Подготовка детей к школе должна быть всесторонней. Необходимо сформировать систему определенных качеств, которые составляют психологическую готовность к школе. Выработка таких качеств — одна из важнейших задач воспитателей дошкольных учреждений. Так же не стоит забывать про индивидуальные особенности детей и их способности.
Психологическая готовность к школе должна формироваться не только в стенах дошкольного образовательного учреждения, но и при дополнительных занятиях как с родителями, так и с педагогами, психологами.
Согласно результатам проведенной диагностики, примерно четверть детей не готовы к школьному обучению несмотря на то, что средний возраст испытуемых составляет семь лет и располагает переходу на следующую ступень обучения.
Диагностика интеллектуального компонента психологической готовности к школьному обучению при помощи методики Керна - Йерасека «Ориентационный тест школьной зрелости» показала следующие результаты: низкий уровень - 45%, средний уровень - 40%, высокий уровень - 15%.
Диагностика эмоционально-волевого компонента психологической готовности к школьному обучению при помощи методики Д. Б. Эльконина «Графический диктант» показала следующие результаты: низкий уровень - 40%, средний уровень - 20%, высокий уровень - 40%.
Диагностика мотивационно-личностного компонента психологической готовности к школьному обучению при помощи методики С.А. Банкова «Тестовая беседа» показала следующие результаты: низкий уровень - 25%, средний уровень - 55%, высокий уровень - 20%.
Диагностика социального компонента психологической готовности к школьному обучению при помощи методики Н.И. Гуткиной «Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе» показала следующие результаты: низкий уровень - 0%, средний уровень - 25%, высокий уровень - 75%.
Результаты диагностики четырех компонентов показывают, что только уровень социального компонента соответствует необходимым нормам школьного обучения. Из результатов следует вывод, что обучения в дошкольном образовательном учреждении недостаточно, необходимы дополнительные занятия с каждым ребенком как индивидуальные, так и групповые.
Согласно результатам проведенной диагностики мы составили программу на 20 занятий, рассчитанных на 20 академических часов. Занятия направлены на повышение уровня психологической готовности к школьному обучению.
Основная структура каждого занятия состоит из специальных игр и упражнений для повышения уровня психологической готовности дошкольника, путем развития когнитивных и познавательных процессов, мелкой моторики, коммуникативности и т.д.
Таким образом, поставленные цель и задачи в работе выполнены.
1. Акатова Н.С. Взаимосвязь познавательного развития и новообразований личности детей старшего дошкольного возраста в разных условиях обучения и воспитания: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07/ Акатова Наталья Сергеевна. -М., 2010. —24 с.
2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети. М., 1980.
3. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. - Спб.: ООО «Издательство «Детство Пресс», 2011. - 96 с.
4. Андросова Ю.В. Психологическая готовность к школе и преемственность программ дошкольного и начального образования Начальная школа плюс. До и После. 2012. № 6. С. 75-78.
5. Андросова Ю.В. Психологическая готовность к школе как фактор обеспечения преемственности основных общеобразовательных программ дошкольного и начального образования Сибирский педагогический журнал. 2012. № 3. С. 237-240.
6. Антонюк В.З. Формирование интеллектуальной готовности старшего дошкольника к учебе в школе. - Балтийский гуманитарный журнал. - 2013. - № 3. - С. 5-7.
7. Архипова И.А. Диагностика психического развития ребенка. 250 тестов, заданий и упражнений для адаптации ребенка к школе. - Спб.: Наука и Техника, 2008. - 256 с.
8. Бабкина Е.В. Изучение факторов, оказывающих влияние на психологическую готовность к деятельности в экстремальных ситуациях Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 2. С. 263¬265.
9. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками /М.Р. Битянова. — Изд-во: Феникс, 2011. — 304 с. ISBN: 978-5¬4237-0218-2
10. Бойкина М.В. Об интеллектуальной готовности дошкольников к школьному обучению. - Академический вестник. Вестник Санкт- Петербургской академии пост дипломного педагогического образования. -
2014. - № 2 (25). - С. 40-42.
11. Братусь, Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности / Б. С. Братусь. М.: Знание, 2007. - 64 с
12. Васильева Н.Л. Психологическая готовность к школе глазами педагогов Детский сад: теория и практика. 2014. № 6 (42). С. 14-19.
13. Венгер А.Л. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006
14. Венгер А.Л., Эльконина Д.Б. Особенности психического развития детей 6 - 7 -летнего возраста. - М., 1998.
15. Венгер Е.А. Психодиагностика в детском саду. - М., 2003.
16. Венгер Е.А., Венгер А.Л. Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагополучных вариантов. - М., 1990.
17. Венгер Л.А., Мухина В.С. Дошкольная психология: Учебное пособие для педучилищ. - М.: Просвещение, 1988. - 335 с.
18. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. — М.: Наши книги, 2008. — 112 с.
19. Волков Б.С., Волкова Н.В. Готовим ребенка к школе. 4-е изд., перераб. и доп. - Спб.: Питер, 2009. - 192 с.
20. Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство «ЭКСМО- Пресс», 2002. - 108 с.
21. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект, 2003. - 256с.
22. Герасимов М.В. Возрастная психология: Личность от молодости до старости: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.В. Герасимова, М.В. Гомезо, Г.В. Горелова, Л.В. Орлова. - М.: Педагогика, 2001. - 272 с.
23. Головей Л.А, Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2001. 688 с.
24. Горохова С.А., Макушкина О.М. Психологическая готовность родителей к обучению в школе и психологическая готовность детей Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 591-2. С. 148-150.
25. Грудненко Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-практ. конф. № 3. - Новосибирск: СибАК, 2010.
26. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. — 4-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2004. — 208с.
27. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием Психологическая наука и образование. 2010. № 3. С. 106-115.
28. Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 191-196.
29. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные
психолого-педагогические технологии в дошкольном
образовании/монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 192 с.
30. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 208 с.
31. Екшембеева Г.Н., Кулкаева Р.М. Интеллектуальная готовность дошкольника к школе: сущность и критерии. В сборнике: Актуальные вопросы современной науки Материалы XXV Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли; Научный редактор И.А. Рудакова. - М., 2014. - С. 61-63.
32. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений /. - М.: 2000, 158 с.
33. Ефимова О. Н., Шаповалова И. П. Мотивационная готовность как компонент психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 109-112.
34. Захарова Л.Е. Диагностика речевого развития дошкольников в условиях ДО // Дополнительное образование и воспитание: Науч. жур. — М.: «Витязь-М», 2009. №9. — С. 24—27.
35. Захарова Л.Е. Проблема развития понятийного мышления как показателя психологической готовности к школе / JI.E. Захарова// Вестник Пятигорского гос. лингвистического ун-та: Науч. жур. — Пятигорск, 2010. — №4. — С. 296—299.
36. Захарова Л.Е. Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы старших дошкольников как фактор психологической готовности к школе. Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2012. - № 2. - С. 268-271.
37. Зверева А.С. Влияние мотивов учения на психологическую готовность дошкольников Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2016. № 1 (5). С. 109-111.
38. Ильина М.Н. Подготовка к школе. С.-Пб.: Дельта, 1999. - 224 с.
39. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. - Изд. 7-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 442 с.
40. Калмыкова Е.А., Трудокова О.М. Психологическая готовность детей с нарушениями слуха к переходу на ступень основного общего образования Теоретические и прикладные аспекты современной науки.
2015. № 7-10. С. 61-64.
41. Касвинов С.Г. Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков. - Харьков: Райдер, 2013. - 460 с
42. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. Конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2004. - 64 с. (Психологическая служба).
43. Колесникова Н.А. Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2017.№ 1 (41). С. 79-84.
44. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. — М.: Знание, 1987. — 80 с.
45. Лавлинская О.И.Готовность старшего дошкольника к речевому общению и его психологическое здоровье. Культура физическая и здоровье. 2008. № 5. С. 13-15.
46. Малютина С. В. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 63-65.
47. Меньшикова Е.А. Психологическая готовность к школе - предпосылка развития активной познавательной позиции у младших школьников Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 10. С. 111-114.
48. Н.Г. Кувашова, Е.В. Нестерова Методика подготовки детей к
школе: психологические тесты, основные требования, упражнения /
Волгоград: Учитель, 2002.
49. Некрасова О.А., Чуйкова И.В. Психологическая готовность как результат подготовки будущего педагога дошкольной образовательной организации к профессиональной деятельности European Social Science Journal. 2015. № 4. С. 134-138.
50. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Просвещение, 1995. 512 с.
51. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
52. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: ГНОМ и Д, 2005. - 160 с.
53. Пиаже Ж., Инедельдер Б. Генезис элементарных логических структур Электронный ресурс. / Ж. Пиаже, Б. Инедельдер. — М.: Изд-во Директ- Медиа,2008. — 755 с.
54. Полянская Е.Н. Психологическая готовность к школе в общеобразовательных и логопедических группах Психология обучения. 2014. № 1. С. 35-45.
55. Распопова С.Г. Подготовка детей старшей группы детского сада к обучению в школе. В сборнике: Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога материалы Всероссийской научно-практической конференции преподавателей и студентов. - 2013. - С. 58-59.
56. Римашевская Л. Социально - личностное развитие // Дошкольное воспитание. 2007. - № 6. - С. 18 - 20.
57. Савва Л.И., Трубайчук Л.В., Долгова В.И., Павлова В.И.,
Камскова Ю.Г., Сиваков В.И., Волчегорская Е.Ю., Худякова Н.Л., Коломийченко Л.В., Пономарёва Л.И. Феномен развития детей дошкольного возраста: коллективная монография / Москва, 2013. - 234 с.
58. Семенова Т.С. Психологическая готовность к школе: диагностика и пути коррекции Психология обучения. 2013. № 2. С. 43-49.
59. Сергеева О.А., Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2014. Т. 4. № 11. С. 1292-1294.
60. Сорокоумова Е.А., Журинская В.О. Психологическая готовность к школе детей поколения Z Коллекция гуманитарных исследований. 2017. № 3 (6). С. 69-76.
61. Теппер Е.А., Гришкевич Н.Ю. Возраст ребенка и готовность к началу систематического школьного обучения. Сибирское медицинское обозрение. - 2011.- № 1 (67). -С. 12-16.
62. Угрюмова Ю.С., Ларионова Л.А. Влияние учебной мотивации и ценностей на психологическую готовность к профессиональной деятельности у студентов-психологов Молодежный вестник ИрГТУ. 2014. № 1. С. 23.
63. Усачев, А.Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. М: " Ангстрем", 1993. - 84 с.
64. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн // Педагогика: Науч. жур. — 2010. - №7. — С. 3-11.
65. Хапачева С.М., Дзеверук В.С. Социально-психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 12. С. 91-95.
66. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. — М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016. — 48 с. (Психологическая служба.)
67. Шевелева Д.Е. Влияние особенностей развития впф на психологическую готовность к школе Вестник Университета Российской академии образования. 2008. № 1. С. 127-128.
68. Шкоркина Т.Б. Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению. - Технологическое образование и устойчивое развитие региона. - 2011. - Т. 1. - № 1-1 (5). - С. 93-97.