СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение
1Теоретические аспекты проблемы психологической готовности к школе 6
1.1 Психологическая готовность к школе, как предмет психолого-педагогических исследований 6
1.2 Психологические особенности старшего дошкольного возраста 13
1.3 Средства формирования психологической готовности к школьному обучению 26
2Практические аспекты проблемы психологической готовности к школьному обучению детей в условиях дошкольного образовательного учреждения 36
2.1Исследование психологической готовности детей к школьному
обучению 36
2.2Упражнения по формированию психологической готовности к
школьному обучению 44
Заключение 49
Список литературы: 52
ПриложениЯ 60
1Теоретические аспекты проблемы психологической готовности к школе 6
1.1 Психологическая готовность к школе, как предмет психолого-педагогических исследований 6
1.2 Психологические особенности старшего дошкольного возраста 13
1.3 Средства формирования психологической готовности к школьному обучению 26
2Практические аспекты проблемы психологической готовности к школьному обучению детей в условиях дошкольного образовательного учреждения 36
2.1Исследование психологической готовности детей к школьному
обучению 36
2.2Упражнения по формированию психологической готовности к
школьному обучению 44
Заключение 49
Список литературы: 52
ПриложениЯ 60
Актуальность. Поступление в школу - один из важных этапов в жизни ребенка, влекущий за собой резкую смену режима и условий жизни. Обучение в школе состоит из совокупности различных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных; привнося в жизнь ребенка новые и сложные требования к его личности. Для того, чтобы состоялась успешная учебная деятельность, ребенок должен быть психологически и эмоционально готов к обучению в школе.
Психологическая готовность является важным компонентом школьного обучения, она включает в себя множество факторов необходимых ребенку на данном жизненном этапе. С одной стороны от определения путей формирования, ее показателей готовности и сущности зависит определение целей, задач и содержание воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях, с другой стороны насколько может быть успешным последующее обучение и развитие детей в школе. Психологическая готовность к школе достаточно многогранное понятие, ведь она предполагает развитие всех сторон личности ребенка, а не только отдельные умения, знания и навыки.
Теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С. Выготского. Данной проблемой занимались и другие классики отечественной детской психологии Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, современные специалисты так же продолжают ей заниматься - Н.И. Гуткина, Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, И.В. Дубровина, B.C. Мухина и другие.
Исследованием проблемы психологической готовности к школьному обучению занимались: Л.С. Выготский, М.Ю. Стожарова, А.И. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Л.С. Славина, Н.А. Менчинская, А.Г. Гогоберидзе, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, Л.А. Венгер, Н.В. Нижегородцева, Г.А. Урунтаева, В.Д. Шадриков, Н.И. Гуткина, А.И.
Герцен, В.С. Мухина, И.В. Дубровина, Н.Г. Салмина, Г. Витцлак, Й. Шванцара, М.М. Безруких, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, А.А. Люблинская, Р.В. Овчарова и другие.
Проблема. Все компоненты психологической готовности к школьному обучению играют большую роль в школьной учебной деятельности ребенка. Для успешного обучения необходимо, чтобы все компоненты психологической готовности были сформированы на уровне нормы. Низкий уровень даже одного из компонентов может привести к сложностям как при начальном этапе школьного обучения, так и в дальнейшем. На данный момент для формирования нормы каждого компонента недостаточно только стандартной программы дошкольного образовательного учреждения, необходимо проведение дополнительных упражнений.
Обозначенные актуальность и проблема обосновали выбор темы исследования: «Средства формирования психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: психологическая готовность к школе детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: средства формирования психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: исследование средств формирования
психологической готовности детей к школьному обучению и разработка системы упражнений, для дошкольников по формированию психологической готовности к школьному обучению.
Задачи исследования:
1.Определить психологическую готовность к школе, как предмет психолого-педагогических исследований;
2. Изучить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть средства формирования психологической готовности к школьному обучению;
4. Исследовать психологическую готовность детей к школьному обучению;
5. Составить систему упражнений по формированию психологической готовности детей к школьному обучению.
Методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы - теоретические методы; методы психодиагностики, психолого-педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов - эмпирические методы.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №177 г. Владивосток.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (68), приложений (2).
Психологическая готовность является важным компонентом школьного обучения, она включает в себя множество факторов необходимых ребенку на данном жизненном этапе. С одной стороны от определения путей формирования, ее показателей готовности и сущности зависит определение целей, задач и содержание воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях, с другой стороны насколько может быть успешным последующее обучение и развитие детей в школе. Психологическая готовность к школе достаточно многогранное понятие, ведь она предполагает развитие всех сторон личности ребенка, а не только отдельные умения, знания и навыки.
Теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С. Выготского. Данной проблемой занимались и другие классики отечественной детской психологии Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, современные специалисты так же продолжают ей заниматься - Н.И. Гуткина, Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, И.В. Дубровина, B.C. Мухина и другие.
Исследованием проблемы психологической готовности к школьному обучению занимались: Л.С. Выготский, М.Ю. Стожарова, А.И. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Л.С. Славина, Н.А. Менчинская, А.Г. Гогоберидзе, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, Л.А. Венгер, Н.В. Нижегородцева, Г.А. Урунтаева, В.Д. Шадриков, Н.И. Гуткина, А.И.
Герцен, В.С. Мухина, И.В. Дубровина, Н.Г. Салмина, Г. Витцлак, Й. Шванцара, М.М. Безруких, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, А.А. Люблинская, Р.В. Овчарова и другие.
Проблема. Все компоненты психологической готовности к школьному обучению играют большую роль в школьной учебной деятельности ребенка. Для успешного обучения необходимо, чтобы все компоненты психологической готовности были сформированы на уровне нормы. Низкий уровень даже одного из компонентов может привести к сложностям как при начальном этапе школьного обучения, так и в дальнейшем. На данный момент для формирования нормы каждого компонента недостаточно только стандартной программы дошкольного образовательного учреждения, необходимо проведение дополнительных упражнений.
Обозначенные актуальность и проблема обосновали выбор темы исследования: «Средства формирования психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: психологическая готовность к школе детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: средства формирования психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: исследование средств формирования
психологической готовности детей к школьному обучению и разработка системы упражнений, для дошкольников по формированию психологической готовности к школьному обучению.
Задачи исследования:
1.Определить психологическую готовность к школе, как предмет психолого-педагогических исследований;
2. Изучить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть средства формирования психологической готовности к школьному обучению;
4. Исследовать психологическую готовность детей к школьному обучению;
5. Составить систему упражнений по формированию психологической готовности детей к школьному обучению.
Методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы - теоретические методы; методы психодиагностики, психолого-педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов - эмпирические методы.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №177 г. Владивосток.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (68), приложений (2).
Выпускная квалификационная работа на тему «Средства формирования психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста», выполнена с целью исследования средств формирования психологической готовности детей к школьному обучению и разработки системы упражнений, рекомендаций к занятиям для дошкольников по формированию психологической готовности к школьному обучению.
Развитие психологической готовности к школьному обучению является важным фактором для детей дошкольного возраста. От нее зависит насколько успешным будет дальнейшее обучение и процесс адаптации ребенка в новых условиях.
Из всех возможных компонентов, мы решили остановиться на исследованиях Л.И. Божович, Н.Г. Салминой, Е.Е. Кравцовой, Г.Г. Кравцова и др., взяв за основу исследования четыре компонента психологической готовности к школе: личностный, социально-личностный, эмоционально¬волевой, интеллектуальный.
На данный момент не существует конкретного определения психологической готовности к школе, так же нет и точной классификации ее компонентов. Нельзя сказать, что одна из приведенных выше классификаций является неверной, т.к. они все схожи и некоторые имеет более широкую направленность. Часть аспектов психологической готовности может входить сразу в несколько компонентов, так, например, речь может являться частью личностного компонента, так и иметь прямое отношение к социальному компоненту. Ребенку, имеющему проблемы с речевым развитием, будет сложно обучаться в школе, и на это могут влиять следующие факторы: окружение (как сверстники, так и взрослые), отношение ребенка к самому себе, принятие себя и другие.
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста охватывают несколько сфер: когнитивную, эмоциональную, поведенческую и обеспечивают возможность развития устойчивых познавательных и нравственных интересов.
Подготовка детей к школе должна быть всесторонней. Необходимо сформировать систему определенных качеств, которые составляют психологическую готовность к школе. Выработка таких качеств — одна из важнейших задач воспитателей дошкольных учреждений. Так же не стоит забывать про индивидуальные особенности детей и их способности.
Психологическая готовность к школе должна формироваться не только в стенах дошкольного образовательного учреждения, но и при дополнительных занятиях как с родителями, так и с педагогами, психологами.
Согласно результатам проведенной диагностики, примерно четверть детей не готовы к школьному обучению несмотря на то, что средний возраст испытуемых составляет семь лет и располагает переходу на следующую ступень обучения.
Диагностика интеллектуального компонента психологической готовности к школьному обучению при помощи методики Керна - Йерасека «Ориентационный тест школьной зрелости» показала следующие результаты: низкий уровень - 45%, средний уровень - 40%, высокий уровень - 15%.
Диагностика эмоционально-волевого компонента психологической готовности к школьному обучению при помощи методики Д. Б. Эльконина «Графический диктант» показала следующие результаты: низкий уровень - 40%, средний уровень - 20%, высокий уровень - 40%.
Диагностика мотивационно-личностного компонента психологической готовности к школьному обучению при помощи методики С.А. Банкова «Тестовая беседа» показала следующие результаты: низкий уровень - 25%, средний уровень - 55%, высокий уровень - 20%.
Диагностика социального компонента психологической готовности к школьному обучению при помощи методики Н.И. Гуткиной «Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе» показала следующие результаты: низкий уровень - 0%, средний уровень - 25%, высокий уровень - 75%.
Результаты диагностики четырех компонентов показывают, что только уровень социального компонента соответствует необходимым нормам школьного обучения. Из результатов следует вывод, что обучения в дошкольном образовательном учреждении недостаточно, необходимы дополнительные занятия с каждым ребенком как индивидуальные, так и групповые.
Согласно результатам проведенной диагностики мы составили программу на 20 занятий, рассчитанных на 20 академических часов. Занятия направлены на повышение уровня психологической готовности к школьному обучению.
Основная структура каждого занятия состоит из специальных игр и упражнений для повышения уровня психологической готовности дошкольника, путем развития когнитивных и познавательных процессов, мелкой моторики, коммуникативности и т.д.
Таким образом, поставленные цель и задачи в работе выполнены.
Развитие психологической готовности к школьному обучению является важным фактором для детей дошкольного возраста. От нее зависит насколько успешным будет дальнейшее обучение и процесс адаптации ребенка в новых условиях.
Из всех возможных компонентов, мы решили остановиться на исследованиях Л.И. Божович, Н.Г. Салминой, Е.Е. Кравцовой, Г.Г. Кравцова и др., взяв за основу исследования четыре компонента психологической готовности к школе: личностный, социально-личностный, эмоционально¬волевой, интеллектуальный.
На данный момент не существует конкретного определения психологической готовности к школе, так же нет и точной классификации ее компонентов. Нельзя сказать, что одна из приведенных выше классификаций является неверной, т.к. они все схожи и некоторые имеет более широкую направленность. Часть аспектов психологической готовности может входить сразу в несколько компонентов, так, например, речь может являться частью личностного компонента, так и иметь прямое отношение к социальному компоненту. Ребенку, имеющему проблемы с речевым развитием, будет сложно обучаться в школе, и на это могут влиять следующие факторы: окружение (как сверстники, так и взрослые), отношение ребенка к самому себе, принятие себя и другие.
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста охватывают несколько сфер: когнитивную, эмоциональную, поведенческую и обеспечивают возможность развития устойчивых познавательных и нравственных интересов.
Подготовка детей к школе должна быть всесторонней. Необходимо сформировать систему определенных качеств, которые составляют психологическую готовность к школе. Выработка таких качеств — одна из важнейших задач воспитателей дошкольных учреждений. Так же не стоит забывать про индивидуальные особенности детей и их способности.
Психологическая готовность к школе должна формироваться не только в стенах дошкольного образовательного учреждения, но и при дополнительных занятиях как с родителями, так и с педагогами, психологами.
Согласно результатам проведенной диагностики, примерно четверть детей не готовы к школьному обучению несмотря на то, что средний возраст испытуемых составляет семь лет и располагает переходу на следующую ступень обучения.
Диагностика интеллектуального компонента психологической готовности к школьному обучению при помощи методики Керна - Йерасека «Ориентационный тест школьной зрелости» показала следующие результаты: низкий уровень - 45%, средний уровень - 40%, высокий уровень - 15%.
Диагностика эмоционально-волевого компонента психологической готовности к школьному обучению при помощи методики Д. Б. Эльконина «Графический диктант» показала следующие результаты: низкий уровень - 40%, средний уровень - 20%, высокий уровень - 40%.
Диагностика мотивационно-личностного компонента психологической готовности к школьному обучению при помощи методики С.А. Банкова «Тестовая беседа» показала следующие результаты: низкий уровень - 25%, средний уровень - 55%, высокий уровень - 20%.
Диагностика социального компонента психологической готовности к школьному обучению при помощи методики Н.И. Гуткиной «Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе» показала следующие результаты: низкий уровень - 0%, средний уровень - 25%, высокий уровень - 75%.
Результаты диагностики четырех компонентов показывают, что только уровень социального компонента соответствует необходимым нормам школьного обучения. Из результатов следует вывод, что обучения в дошкольном образовательном учреждении недостаточно, необходимы дополнительные занятия с каждым ребенком как индивидуальные, так и групповые.
Согласно результатам проведенной диагностики мы составили программу на 20 занятий, рассчитанных на 20 академических часов. Занятия направлены на повышение уровня психологической готовности к школьному обучению.
Основная структура каждого занятия состоит из специальных игр и упражнений для повышения уровня психологической готовности дошкольника, путем развития когнитивных и познавательных процессов, мелкой моторики, коммуникативности и т.д.
Таким образом, поставленные цель и задачи в работе выполнены.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Разработка методических материалов для формирования интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Использование современных мультфильмов в работе по формированию культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2019 - Сюжетно-ролевые игры как средство закрепления представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста (Дошкольное образование)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ В ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Использование современных мультфильмов в работе по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2022 - Формирование представлений о социокультурных ценностях детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности (Мордовский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024



