Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №76315

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы117
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
329
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1Теоретические аспекты проблемы психологической готовности к школе 6
1.1 Психологическая готовность к школе, как предмет психолого-педагогических исследований 6
1.2 Психологические особенности старшего дошкольного возраста 13
1.3 Средства формирования психологической готовности к школьному обучению 26
2Практические аспекты проблемы психологической готовности к школьному обучению детей в условиях дошкольного образовательного учреждения 36
2.1Исследование психологической готовности детей к школьному
обучению 36
2.2Упражнения по формированию психологической готовности к
школьному обучению 44
Заключение 49
Список литературы: 52
ПриложениЯ 60

Актуальность. Поступление в школу - один из важных этапов в жизни ребенка, влекущий за собой резкую смену режима и условий жизни. Обучение в школе состоит из совокупности различных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных; привнося в жизнь ребенка новые и сложные требования к его личности. Для того, чтобы состоялась успешная учебная деятельность, ребенок должен быть психологически и эмоционально готов к обучению в школе.
Психологическая готовность является важным компонентом школьного обучения, она включает в себя множество факторов необходимых ребенку на данном жизненном этапе. С одной стороны от определения путей формирования, ее показателей готовности и сущности зависит определение целей, задач и содержание воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях, с другой стороны насколько может быть успешным последующее обучение и развитие детей в школе. Психологическая готовность к школе достаточно многогранное понятие, ведь она предполагает развитие всех сторон личности ребенка, а не только отдельные умения, знания и навыки.
Теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С. Выготского. Данной проблемой занимались и другие классики отечественной детской психологии Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, современные специалисты так же продолжают ей заниматься - Н.И. Гуткина, Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, И.В. Дубровина, B.C. Мухина и другие.
Исследованием проблемы психологической готовности к школьному обучению занимались: Л.С. Выготский, М.Ю. Стожарова, А.И. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Л.С. Славина, Н.А. Менчинская, А.Г. Гогоберидзе, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, Л.А. Венгер, Н.В. Нижегородцева, Г.А. Урунтаева, В.Д. Шадриков, Н.И. Гуткина, А.И.
Герцен, В.С. Мухина, И.В. Дубровина, Н.Г. Салмина, Г. Витцлак, Й. Шванцара, М.М. Безруких, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, А.А. Люблинская, Р.В. Овчарова и другие.
Проблема. Все компоненты психологической готовности к школьному обучению играют большую роль в школьной учебной деятельности ребенка. Для успешного обучения необходимо, чтобы все компоненты психологической готовности были сформированы на уровне нормы. Низкий уровень даже одного из компонентов может привести к сложностям как при начальном этапе школьного обучения, так и в дальнейшем. На данный момент для формирования нормы каждого компонента недостаточно только стандартной программы дошкольного образовательного учреждения, необходимо проведение дополнительных упражнений.
Обозначенные актуальность и проблема обосновали выбор темы исследования: «Средства формирования психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: психологическая готовность к школе детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: средства формирования психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: исследование средств формирования
психологической готовности детей к школьному обучению и разработка системы упражнений, для дошкольников по формированию психологической готовности к школьному обучению.
Задачи исследования:
1.Определить психологическую готовность к школе, как предмет психолого-педагогических исследований;
2. Изучить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть средства формирования психологической готовности к школьному обучению;
4. Исследовать психологическую готовность детей к школьному обучению;
5. Составить систему упражнений по формированию психологической готовности детей к школьному обучению.
Методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы - теоретические методы; методы психодиагностики, психолого-педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов - эмпирические методы.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №177 г. Владивосток.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (68), приложений (2).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выпускная квалификационная работа на тему «Средства формирования психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста», выполнена с целью исследования средств формирования психологической готовности детей к школьному обучению и разработки системы упражнений, рекомендаций к занятиям для дошкольников по формированию психологической готовности к школьному обучению.
Развитие психологической готовности к школьному обучению является важным фактором для детей дошкольного возраста. От нее зависит насколько успешным будет дальнейшее обучение и процесс адаптации ребенка в новых условиях.
Из всех возможных компонентов, мы решили остановиться на исследованиях Л.И. Божович, Н.Г. Салминой, Е.Е. Кравцовой, Г.Г. Кравцова и др., взяв за основу исследования четыре компонента психологической готовности к школе: личностный, социально-личностный, эмоционально¬волевой, интеллектуальный.
На данный момент не существует конкретного определения психологической готовности к школе, так же нет и точной классификации ее компонентов. Нельзя сказать, что одна из приведенных выше классификаций является неверной, т.к. они все схожи и некоторые имеет более широкую направленность. Часть аспектов психологической готовности может входить сразу в несколько компонентов, так, например, речь может являться частью личностного компонента, так и иметь прямое отношение к социальному компоненту. Ребенку, имеющему проблемы с речевым развитием, будет сложно обучаться в школе, и на это могут влиять следующие факторы: окружение (как сверстники, так и взрослые), отношение ребенка к самому себе, принятие себя и другие.
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста охватывают несколько сфер: когнитивную, эмоциональную, поведенческую и обеспечивают возможность развития устойчивых познавательных и нравственных интересов.
Подготовка детей к школе должна быть всесторонней. Необходимо сформировать систему определенных качеств, которые составляют психологическую готовность к школе. Выработка таких качеств — одна из важнейших задач воспитателей дошкольных учреждений. Так же не стоит забывать про индивидуальные особенности детей и их способности.
Психологическая готовность к школе должна формироваться не только в стенах дошкольного образовательного учреждения, но и при дополнительных занятиях как с родителями, так и с педагогами, психологами.
Согласно результатам проведенной диагностики, примерно четверть детей не готовы к школьному обучению несмотря на то, что средний возраст испытуемых составляет семь лет и располагает переходу на следующую ступень обучения.
Диагностика интеллектуального компонента психологической готовности к школьному обучению при помощи методики Керна - Йерасека «Ориентационный тест школьной зрелости» показала следующие результаты: низкий уровень - 45%, средний уровень - 40%, высокий уровень - 15%.
Диагностика эмоционально-волевого компонента психологической готовности к школьному обучению при помощи методики Д. Б. Эльконина «Графический диктант» показала следующие результаты: низкий уровень - 40%, средний уровень - 20%, высокий уровень - 40%.
Диагностика мотивационно-личностного компонента психологической готовности к школьному обучению при помощи методики С.А. Банкова «Тестовая беседа» показала следующие результаты: низкий уровень - 25%, средний уровень - 55%, высокий уровень - 20%.
Диагностика социального компонента психологической готовности к школьному обучению при помощи методики Н.И. Гуткиной «Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе» показала следующие результаты: низкий уровень - 0%, средний уровень - 25%, высокий уровень - 75%.
Результаты диагностики четырех компонентов показывают, что только уровень социального компонента соответствует необходимым нормам школьного обучения. Из результатов следует вывод, что обучения в дошкольном образовательном учреждении недостаточно, необходимы дополнительные занятия с каждым ребенком как индивидуальные, так и групповые.
Согласно результатам проведенной диагностики мы составили программу на 20 занятий, рассчитанных на 20 академических часов. Занятия направлены на повышение уровня психологической готовности к школьному обучению.
Основная структура каждого занятия состоит из специальных игр и упражнений для повышения уровня психологической готовности дошкольника, путем развития когнитивных и познавательных процессов, мелкой моторики, коммуникативности и т.д.
Таким образом, поставленные цель и задачи в работе выполнены.



1. Акатова Н.С. Взаимосвязь познавательного развития и новообразований личности детей старшего дошкольного возраста в разных условиях обучения и воспитания: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07/ Акатова Наталья Сергеевна. -М., 2010. —24 с.
2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети. М., 1980.
3. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. - Спб.: ООО «Издательство «Детство Пресс», 2011. - 96 с.
4. Андросова Ю.В. Психологическая готовность к школе и преемственность программ дошкольного и начального образования Начальная школа плюс. До и После. 2012. № 6. С. 75-78.
5. Андросова Ю.В. Психологическая готовность к школе как фактор обеспечения преемственности основных общеобразовательных программ дошкольного и начального образования Сибирский педагогический журнал. 2012. № 3. С. 237-240.
6. Антонюк В.З. Формирование интеллектуальной готовности старшего дошкольника к учебе в школе. - Балтийский гуманитарный журнал. - 2013. - № 3. - С. 5-7.
7. Архипова И.А. Диагностика психического развития ребенка. 250 тестов, заданий и упражнений для адаптации ребенка к школе. - Спб.: Наука и Техника, 2008. - 256 с.
8. Бабкина Е.В. Изучение факторов, оказывающих влияние на психологическую готовность к деятельности в экстремальных ситуациях Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 2. С. 263¬265.
9. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками /М.Р. Битянова. — Изд-во: Феникс, 2011. — 304 с. ISBN: 978-5¬4237-0218-2
10. Бойкина М.В. Об интеллектуальной готовности дошкольников к школьному обучению. - Академический вестник. Вестник Санкт- Петербургской академии пост дипломного педагогического образования. -
2014. - № 2 (25). - С. 40-42.
11. Братусь, Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности / Б. С. Братусь. М.: Знание, 2007. - 64 с
12. Васильева Н.Л. Психологическая готовность к школе глазами педагогов Детский сад: теория и практика. 2014. № 6 (42). С. 14-19.
13. Венгер А.Л. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006
14. Венгер А.Л., Эльконина Д.Б. Особенности психического развития детей 6 - 7 -летнего возраста. - М., 1998.
15. Венгер Е.А. Психодиагностика в детском саду. - М., 2003.
16. Венгер Е.А., Венгер А.Л. Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагополучных вариантов. - М., 1990.
17. Венгер Л.А., Мухина В.С. Дошкольная психология: Учебное пособие для педучилищ. - М.: Просвещение, 1988. - 335 с.
18. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. — М.: Наши книги, 2008. — 112 с.
19. Волков Б.С., Волкова Н.В. Готовим ребенка к школе. 4-е изд., перераб. и доп. - Спб.: Питер, 2009. - 192 с.
20. Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство «ЭКСМО- Пресс», 2002. - 108 с.
21. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект, 2003. - 256с.
22. Герасимов М.В. Возрастная психология: Личность от молодости до старости: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.В. Герасимова, М.В. Гомезо, Г.В. Горелова, Л.В. Орлова. - М.: Педагогика, 2001. - 272 с.
23. Головей Л.А, Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2001. 688 с.
24. Горохова С.А., Макушкина О.М. Психологическая готовность родителей к обучению в школе и психологическая готовность детей Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 591-2. С. 148-150.
25. Грудненко Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-практ. конф. № 3. - Новосибирск: СибАК, 2010.
26. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. — 4-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2004. — 208с.
27. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием Психологическая наука и образование. 2010. № 3. С. 106-115.
28. Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 191-196.
29. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные
психолого-педагогические технологии в дошкольном
образовании/монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 192 с.
30. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 208 с.
31. Екшембеева Г.Н., Кулкаева Р.М. Интеллектуальная готовность дошкольника к школе: сущность и критерии. В сборнике: Актуальные вопросы современной науки Материалы XXV Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли; Научный редактор И.А. Рудакова. - М., 2014. - С. 61-63.
32. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений /. - М.: 2000, 158 с.
33. Ефимова О. Н., Шаповалова И. П. Мотивационная готовность как компонент психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 109-112.
34. Захарова Л.Е. Диагностика речевого развития дошкольников в условиях ДО // Дополнительное образование и воспитание: Науч. жур. — М.: «Витязь-М», 2009. №9. — С. 24—27.
35. Захарова Л.Е. Проблема развития понятийного мышления как показателя психологической готовности к школе / JI.E. Захарова// Вестник Пятигорского гос. лингвистического ун-та: Науч. жур. — Пятигорск, 2010. — №4. — С. 296—299.
36. Захарова Л.Е. Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы старших дошкольников как фактор психологической готовности к школе. Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2012. - № 2. - С. 268-271.
37. Зверева А.С. Влияние мотивов учения на психологическую готовность дошкольников Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2016. № 1 (5). С. 109-111.
38. Ильина М.Н. Подготовка к школе. С.-Пб.: Дельта, 1999. - 224 с.
39. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. - Изд. 7-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 442 с.
40. Калмыкова Е.А., Трудокова О.М. Психологическая готовность детей с нарушениями слуха к переходу на ступень основного общего образования Теоретические и прикладные аспекты современной науки.
2015. № 7-10. С. 61-64.
41. Касвинов С.Г. Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков. - Харьков: Райдер, 2013. - 460 с
42. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. Конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2004. - 64 с. (Психологическая служба).
43. Колесникова Н.А. Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2017.№ 1 (41). С. 79-84.
44. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. — М.: Знание, 1987. — 80 с.
45. Лавлинская О.И.Готовность старшего дошкольника к речевому общению и его психологическое здоровье. Культура физическая и здоровье. 2008. № 5. С. 13-15.
46. Малютина С. В. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 63-65.
47. Меньшикова Е.А. Психологическая готовность к школе - предпосылка развития активной познавательной позиции у младших школьников Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 10. С. 111-114.
48. Н.Г. Кувашова, Е.В. Нестерова Методика подготовки детей к
школе: психологические тесты, основные требования, упражнения /
Волгоград: Учитель, 2002.
49. Некрасова О.А., Чуйкова И.В. Психологическая готовность как результат подготовки будущего педагога дошкольной образовательной организации к профессиональной деятельности European Social Science Journal. 2015. № 4. С. 134-138.
50. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Просвещение, 1995. 512 с.
51. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
52. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: ГНОМ и Д, 2005. - 160 с.
53. Пиаже Ж., Инедельдер Б. Генезис элементарных логических структур Электронный ресурс. / Ж. Пиаже, Б. Инедельдер. — М.: Изд-во Директ- Медиа,2008. — 755 с.
54. Полянская Е.Н. Психологическая готовность к школе в общеобразовательных и логопедических группах Психология обучения. 2014. № 1. С. 35-45.
55. Распопова С.Г. Подготовка детей старшей группы детского сада к обучению в школе. В сборнике: Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога материалы Всероссийской научно-практической конференции преподавателей и студентов. - 2013. - С. 58-59.
56. Римашевская Л. Социально - личностное развитие // Дошкольное воспитание. 2007. - № 6. - С. 18 - 20.
57. Савва Л.И., Трубайчук Л.В., Долгова В.И., Павлова В.И.,
Камскова Ю.Г., Сиваков В.И., Волчегорская Е.Ю., Худякова Н.Л., Коломийченко Л.В., Пономарёва Л.И. Феномен развития детей дошкольного возраста: коллективная монография / Москва, 2013. - 234 с.
58. Семенова Т.С. Психологическая готовность к школе: диагностика и пути коррекции Психология обучения. 2013. № 2. С. 43-49.
59. Сергеева О.А., Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2014. Т. 4. № 11. С. 1292-1294.
60. Сорокоумова Е.А., Журинская В.О. Психологическая готовность к школе детей поколения Z Коллекция гуманитарных исследований. 2017. № 3 (6). С. 69-76.
61. Теппер Е.А., Гришкевич Н.Ю. Возраст ребенка и готовность к началу систематического школьного обучения. Сибирское медицинское обозрение. - 2011.- № 1 (67). -С. 12-16.
62. Угрюмова Ю.С., Ларионова Л.А. Влияние учебной мотивации и ценностей на психологическую готовность к профессиональной деятельности у студентов-психологов Молодежный вестник ИрГТУ. 2014. № 1. С. 23.
63. Усачев, А.Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. М: " Ангстрем", 1993. - 84 с.
64. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн // Педагогика: Науч. жур. — 2010. - №7. — С. 3-11.
65. Хапачева С.М., Дзеверук В.С. Социально-психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 12. С. 91-95.
66. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. — М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016. — 48 с. (Психологическая служба.)
67. Шевелева Д.Е. Влияние особенностей развития впф на психологическую готовность к школе Вестник Университета Российской академии образования. 2008. № 1. С. 127-128.
68. Шкоркина Т.Б. Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению. - Технологическое образование и устойчивое развитие региона. - 2011. - Т. 1. - № 1-1 (5). - С. 93-97.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ