Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Модель современного научно-популярного журнала в России и США: сопоставительный анализ

Работа №76306

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы93
Год сдачи2016
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
214
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Историко-типологические характеристики научно-популярной журнальной прессы в России и США 8
1.1. Основные этапы развития научной популяризации в российской
и американской журнальной периодике 9
1.2. Типология научно-популярных журналов в России и США 28
Глава 2. Типологическая модель российского и американского научно¬популярных журналов 45
2.1. Типологические характеристики журнала «Кот Шрёдингера» .. 45
2.2. Типологический анализ журнала «Smithsonian» 50
2.3. Сопоставительный анализ типа российского и американского
журналов 57
Заключение 63
Список литературы 68
Приложения 73
Приложения 73


Актуальность исследования вызвана необходимостью изучения современной научно-популярной журналистики. В 1990-е годы прежняя модель научно-популярного российского журнала была разрушена, а научная популяризация потеряла свой приоритет, исчезли издания, служившие её целям. Позже научно-популярная пресса снова вернулась на российский медиарынок, но это были в основном кальки с иностранных, в частности, американских брэндов. Поэтому, на наш взгляд, представляется существенным исследовать, какую модель журнала выработала современная российская научно-популярная пресса, важно изучить, в какой степени эта модель является оригинальной или же заимствованной. Рассматривать модель научно-популярного российского журнала в сравнении с американским кажется нам актуальным, потому что именно Соединённые Штаты Америки сегодня производят наибольший объём научных знаний в мире, а также считаются наиболее информационно влиятельным государством. Исходя из того, что научно-популярная пресса развита в США достаточно хорошо, важно изучить типологические характеристики американского научно-популярного журнала, чтобы определить, какими способами популяризируется наука в американских СМИ. В нашей стране наука вновь обретает свои приоритетные позиции в государственной политике. Это подтверждается открытиями новых исследовательских центров, организацией госпрограмм в поддержку молодых учёных. Поэтому своевременным представляется изучить, какие способы популяризации использует российская пресса, какие могут быть заимствованы у американской журналистики, а также обозначить меры по развитию научной популяризации в российских журналах.
Степень разработанности темы в целом можно охарактеризовать как недостаточную.
В России современная научно-популярная отечественная журналистика малоизучена. Большинство исследований по научно-популярной журналистике были проведены ещё в советский период: это работы Э. А. Лазаревич, М. И. Хаскиной. Последнее исследование по типологии научно-популярных журналов в 2008 году провела В. А. Парафонова и дала наиболее полную их классификацию. Наконец, немногочисленны российские научные работы, рассматривающие научно-популярные журналы и научно¬популярную журналистику Соединённых Штатов Америки. Это, например, исследования А. Е. Зверевой и С. А. Михайлова.
В США американская научно-популярная журналистика изучена достаточно хорошо. Существуют многочисленные современные исследования, посвящённые развитию научно-популярной журналистики, проблемам взаимодействия науки и общества, науки и журналистики, а также научным коммуникациям. Например, это исследования Г. П. Питерса, С. Т. Перро, П. Брокса, Ш. Данвуди, Р. И. Борчелта, Р. А. Логана и др.
Однако в обеих странах отсутствуют исследования, которые рассматривали бы современную и американскую, и российскую научно-популярную журналистику в сопоставлении.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нём впервые проводится сопоставительный анализ российского и американского научно¬популярных журналов и, как результат, выстраивается классификация научно-популярных журналов, основанная на функционально-целевом признаке.
Цель исследования - выявление типологической модели современного российского и американского научно-популярного журнала.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) изучить исторические этапы развития научно-популярной журналистики в России и в Соединённых Штатах Америки;
2) рассмотреть типологию научно-популярных российских и американских журналов и сопоставить типологические модели;
3) проанализировать конкретные примеры современных научно-популярных журналов в России и США и сравнить их типологические характеристики.
Объект исследования в дипломной работе - научно-популярная журнальная пресса в России и США.
Предмет - типологическая модель научно-популярного российского и американского журналов.
Теоретическую базу работы составляют труды по истории журналистики России (А. В. Западов, В. Г. Березина) и США (Ф. Л. Мотт, С. А. Михайлов), исследования развития научной популяризации в российской прессе (Э. А. Лазаревич) и в американской (Дж. К. Бёрнхам). Также при написании работы использовались исследования по развитию науки в США (Н. Н. Болховитинов, Д. Дж. Стройк) и мемуары об американских издателях-популяризаторах (П. Дж. Фишер, Э. К. Томсон).
В исследовании используются следующие методы: сравнительно-типологический метод, историко-описательный.
Эмпирический материал представлен научно-популярными журналами России и Соединённых Штатов Америки.
Для предметного анализа выбраны номера двух журналов. Это российский журнал «Кот Шрёдингера» и американский журнал «Smithsonian». Выбор продиктован стремлением к сравнению примеров, относящихся к одинаковым или похожим между собой категориям журналов, и обусловлен также следующими причинами. В своём исследовании мы взяли для анализа журналы универсального типа. В Соединённых Штатах Америки таких журналов достаточно мало, более того в американской журналистике не используется само понятие научно-популярный журнал, поэтому при исследовании мы опирались на российское представление об этом типе журналов. Журнал «Smithsonian», на наш взгляд, стоит наиболее близко к российскому понятию универсального научно-популярного журнала, освещая широкий спектр тем. Также этот американский журнал адресован массовой аудитории читателей. Этими же признаками обладает и российский научно-популярный журнал «Кот Шрёдингера»: он также стремится к универсализации тематики и рассчитан на массового читателя- неспециалиста. Поэтому нами была выбрана эта пара журналов для рассмотрения и сравнения их типологических признаков и используемых приёмов научной популяризации, а также частного рассмотрения типологических моделей. Таким образом, были проанализированы 10 номеров журнала «Кот Шрёдингера» и 11 номеров журнала «Smithsonian», вышедшие в 2015 году.
В качестве фонового материала нами были исследованы 113 номеров следующих американских и российских журналов, выходивших в 2014 и в 2015 годах:
1) российские журналы: «Химия и жизнь» (12 номеров), «Наука и жизнь» (12 номеров), «Знание - сила» (12 номеров), «Машины и Механизмы» (11 номеров), «Вокруг света» (12 номеров), «Загадки истории» (12 номеров);
2) американские журналы: «Scientific American» (12 номеров), «Conde Nast Traveler» (11 номеров), «National geographic» (12 номеров), «American History» (5 номеров), «Popular Science» (12 номеров).
Всего для исследования было проанализировано: 71 номер российских научно-популярных журналов и 63 номера американских научно-популярных журналов.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Она обусловлена целью и задачами исследования.
Во введении обоснована актуальность и новизна работы, определена степень разработанности темы, предмет и объект исследования, поставлены цели и задачи, описана теоретико-методологическая и эмпирическая базы.
Первая глава содержит характеристику и сопоставление основных этапов развития научной популяризации в журналах России и США, а также типологию российских и американских научно-популярных журналов.
Вторая глава посвящена современным научно-популярным российским и американским журналам, выявлению их типологических характеристик и сравнению типологических моделей.
В заключении подводятся итоги проведённого исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, мы провели исследование современных научно-популярных журналов в России и в Соединённых Штатах Америки, целью которого являлось выявление типологической модели российского и американского научно-популярных журналов. В итоге, поэтапно выполнив поставленные перед нами задачи, мы пришли к следующим выводам.
1. Во-первых, проследив, как развивалась популяризация науки и научно-популярная журнальная периодика в России и в США и сравнив основные этапы развития, мы установили, что научно-популярная пресса в обеих странах в целом развивалась примерно одинаково. Научная популяризация изначально, примерно в XVIII веке, возникла в прессе в виде отдельных небольших просветительских заметок в изданиях общего типа. Затем просвещение велось со страниц общественно-литературных журналов, при научных обществах и академиях появились специализированные издания, освещавшие науку, далее они приобретали узкую специализацию. В конце концов, когда в обществе и государстве возникла необходимость доносить научную информацию до широкой аудитории, во второй половине XIX века в России и в США, так или иначе, были сформулированы правила, принципы построения текста, с помощью которых научные факты должны были стать понятными неподготовленной аудитории. После этого научно¬популярная журналистика в России и в США развивала каждая свои подходы и приёмы, основанные на собственных традициях журналистики, на особенностях устройства общества и государства.
Так, в начале XX века, в Советской России, издания, в том числе и научно-популярные журналы, стали централизованными и
идеологизированными, то есть создавались по единому образцу. В это же время в США научно-популярные журналы продолжали выходить и в регионах, оставаясь в большинстве своём частнособственническими, а не государственными, как в СССР. И можно предположить, что региональное и частное издательство американских журналов служило тому, что их аудитория более конкретизировалась, поэтому научно-популярные журналы специализировались. Во всяком случае, именно эту тенденцию к узкотематической направленности имеют сегодня американские научно-популярные журналы. А российские журналы, напротив, стремятся к универсализации тематики, как бы сохраняя свой исторический подзаголовок журнала «для всех» и следуя традиции семейного чтения. Также сегодня успешно выходят и имеют национальных характер распространения лишь научно-популярные журналы центрального региона России, в остальных регионах научно-популярных журналов либо не издаётся вообще, либо они настолько малотиражны, что неизвестны широкой аудитории.
2. Во-вторых, рассмотрев типологию российских и американских научно-популярных журналов, мы пришли к заключению, что эти типологии абсолютно разные. Это объясняется разным подходом к типологии журналов в двух странах в целом. В России класс журналов далее сразу делится по тематическому признаку на типы. В Соединённых Штатах же журналы ещё подразделяются на категории потребительских (общего интереса) и специализированных. И это говорит о том, что в Америке используется более структурно-функциональный подход к классификации журналов. В России понятие научно-популярного журнала синкретично, к нему могут быть отнесены, в принципе, все просвещающие издания. В США понятие «научно¬популярный журнал» отсутствует, ему в общем понимании соответствует понятие «научный журнал», однако оно не настолько широко.
Если опираться на российское понимание научно-популярного журнала, то в американской журнальной периодике к научно-популярным изданиям в большей или меньшей степени могут быть отнесены три типа журналов. Первые два ориентированы на самую широкую аудиторию - это исследовательские и трэвел-журналы, которые относятся в США к группе потребительских журналов. Они не отличаются научностью, особенно трэвел-издания, и могут быть названы развлекательно-познавательными. Третий тип адресован более узкой аудитории - это научные журналы, входящие в группу специализированной журнальной периодики. Они освещают вопросы науки более или менее глубоко и серьёзно. Этот тип собственно научных журналов может быть разделён ещё на два подтипа в зависимости от уровня подготовленности и образованности своей аудитории.
В российской классификации научно-популярные журналы могут быть дифференцированы по аудиторному, тематическому и целевому признаку. Также существует мнение, что изначально, в номинации они должны быть разделены в зависимости от функции на научно-популярные и научно¬познавательные журналы. Основываясь на функционально-целевых характеристиках, мы предложили отдельную классификацию, состоящую из трёх типов: собственно научные, познавательные и развлекательно¬просветительские, - и использовали её в своём исследовании.
3. В-третьих, проанализировав российский и американский научно-популярный журнал на примере журналов «Кот Шрёдингера» и «Smithsonian», мы выяснили, что эти издания имеют модели, различные по структуре, типу текстов и экономической основе, а также используют разные приёмы популяризации, так как адресованы разным возрастным аудиториям. В частности, «Кот Шрёдингера» в качестве основных использует игровые приёмы, приёмы оформления, вёрстки, упрощающие чтение и восприятие текста. Структурно все тексты этого журнала разносятся по тематическим рубрикам. Также «Кот Шрёдингера» в большей степени тяготеет к публицистичности, чем его оппонент. Журнал «Smithsonian» главным образом использует приём интимизации чтения с помощью репортажности и персонализированной подачи текста. А также журнал ведёт прямой диалог с читателями, публикуя ответы экспертов на их вопросы и комментарии. В структуре этого журнала выделяются две части: фиче - основные материалы, и рубрики, заполняемые материалами меньшего объёма и отличающимися по типу текстов от фиче.
4. В-четвёртых, проведя предметный анализ журналов «Smithsonian» и «Кот Шрёдингера» и основываясь на результатах фонового анализа, мы заключили, что в целом типологические модели российского и американского журналов различны. По структуре американскому журналу свойственно делить материалы на заглавные (фиче) и на рубрикационные, в российском журнале никакие материалы не выделяются из общей структуры, а большие по объёму материалы, составляющие тему номера, не определены типом/жанром текста. По содержанию российский научно-популярный журнал независимо от типа склонен к литературности и публицистичности: публикует произведения научной фантастики и материалы общественно¬значимой проблематики (или содержащие её элементы) в публицистических жанрах. В американском научно-популярном журнале редко публикуются литературно-художественные произведения, а освещение актуальных общественных проблем и событий происходит не с использованием публицистических жанров, но публицистичность становится элементом научно-популярных статей.
5. И наконец, проведя исследование, мы можем сделать вывод, что российский постсоветский научно-популярный журнал придерживается собственной оригинальной модели, основанной на стремлении к универсализации тематики и читательской аудитории и к литературности и публицистичности. Также он вырабатывает собственные приёмы популяризации и использует такие, которые применяет и американская журналистика. И, на наш взгляд, нет необходимости калькировать структуру американского журнала, так как она не определяет успешность издания. Можно предположить, что в отличие от американских научно-популярных журналов многие российские журналы не столь успешны из-за применения иного подхода к монетизации контента: часто они не размещают рекламу.
Однако это нельзя считать недостатком, но в качестве рекомендации можно предложить российскому научно-популярному журналу использовать как источник дохода большее количество коммерческой рекламы.



1. Вокруг света. - 2015. - №№ 1 - 12.
2. Загадки истории. - 2015. - №№ 1 - 4, 36 - 39, 44 - 47 (январь, сентябрь, ноябрь).
3. Знание-сила. - 2014. - №№ 1 - 12.
4. Кот Шрёдингера. - 2015. - №№ 1 - 12 (январь - декабрь).
5. Машины и Механизмы. - 2015. - №№ 1 - 12 (январь - декабрь).
6. Наука и жизнь. - 2015. - №№ 1 - 12.
7. Химия и жизнь XXI век. - 2015. - №№ 1 - 12.
Американские журналы
8. American History. - 2015. - №№ 1 - 5 (февраль - декабрь)
9. Conde Nast Traveler. - 2015. - №№ 1 - 12 (январь - декабрь).
10. National Geographic. - 2014. - №№ 1 - 12.
11. Popular Science. - 2015. - №№ 1 - 12.
12.Smithsonian. - 2015. - Январь - декабрь.
13.Scientific American. - 2015. - №№ 1 - 12.
Документы
1. National science policies of the U. S. A. Origins, development and present status // Science policy studies and documents. - № 10 - UNESCO, France, 1968.
2. Smithsonian magazine media kit. - USA, 2016.
Книги, монографии, сборники
На русском языке:
3. Березина В. Г. Русская журналистика второй четверти XIX века (1840-е годы). - Л., 1969.
4. История печати. Том II: Антология. Серия «Классика
журналистики» / Сост., предисл. и коммент. Я.Н. Засурского, Е.Л. Вартановой. - М., 2001.
5. История США. В четырёх томах. Том Первый (1607 - 1877) / Отв. ред. Болховитинов Н.Н. / Глав. ред. Севостьянов Г.Н. - М., 1983.
6. Лазаревич Э. А. С веком наравне. Популяризация науки в России. Книга. Газета. Журнал. - М., 1984.
7. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. - Том 3. - М.; Л., 1952.
8. Михайлов С. А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. - СПб., 2004.
9. Парафонова В. А. Типология научно-популярных журналов. - М., 2008.
10. Парафонова В. А. Типологические особенности современных научно-популярных журналов России (1992-2008 гг.). - М., 2008.
11. Стройк Д. Дж. Становление науки в США (со времён
колонизации до гражданской войны). - М., 1966.
На иностранных языках:
12. Broks, Peter. Understanding Popular Science. - New York: Open University Press, 2006.
13. Burnham, John C. How Superstition Won and Science Lost: Popularizing Science and Health in the United States. - New Brunswick, 1987.
14. Fisher, George Park. Life of Bejamin Silliman, M.D. Late Professor of Chemistry, Mineralogy and Geology in Yale. - Applewood Books, Carlisle, Massachusetts, 1866.
15. Handbook of public communication of science and technology / Edited by Massimiano Bucchi and Brian Trench. - New York, 2008.
16. Mott, Frank Luther. A History of American Magazines. - Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, 1957.
17. Perrault, Sarah Tinker Communicating Popular Science: From Deficit to Democracy . - University of California, Davis, 2013.
18. Thompson, Edward K. A Love Affair with Life & Smithsonian. - Columbia, Missouri: University of Missouri Press, 1995.
19. Wolseley, Roland E. Understanding magazines. - The Iowa State University Press. Ames, Iowa, 1965.
20. Wolseley, Roland E., Campbell, L. Exploring journalism with special emphasis on its social and vocational aspects. - Minneapolis, 1949.
21. Wood, James Playsted. Magazines in The United States. Their Social and Economic Influence. - The Ronald Press Company, New York, 1949.
Учебные пособия
22. Акопов А. И. Периодические издания: Учеб.-метод. пособие для студентов-журналистов. - Ростов-на-Дону, 1999.
23. Громова Л. П., Маевская М. И. Научно-популярная журналистика в России XVIII - XIX вв.: вехи становления: Учеб. пособие. - СПб., 2012.
24. Никифоров И. И. Научно-популярная журналистика: Учеб.
пособие. - М., 2008.
25. Ученова В. В. Популяризация науки в периодической печати. Учеб.-метод. пос. - М., 1968.
Авторефераты, диссертации
26. Иваницкий В. Ю. Научно-популярная литература на
современном этапе развития науки: Автореф. дис. ... канд. филол. наук: Книговедение. - М., 1986.
27. Хаскина М. И. Современный научно-популярный журнал. Структура издания. Специфика жанров: Автореф. дис. ... канд. филол. Наук: 10.01.10. - М., 1980.
Научные статьи
На русском языке:
28. Зверева Е. А. Современные американские журналы: типология и тенденции развития // Акценты. Новое в массовой коммуникации. Альманах. - Вып. 5 - 6 (68 - 69). - Воронеж, 2007.
29. Потапова Н. Исторические журналы США: интеллектуальные трансформации последнего десятилетия // Laboratorium. - 2012. - № 1.
30. Штепа В. И. Научная журналистика в России и за рубежом // В защиту науки / Отв. ред. Э.П. Кругляков / Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований РАН. - Бюллетень № 5. - М., 2009.
На иностранных языках:
31. Dunwoody, Sharon. Science journalism // Handbook of public communication of science and technology / Edited by Massimiano Bucchi and Brian Trench. - New York, 2008.
32. Peters, Hans Peter. Gap between science and media revisited: Scientists as public communicators // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. - vol. 110, suppl. 3 (August 20, 2013). - Washington, 2013.
33.Shearer, Augustus Hunt. American Historical Periodicals // The Mississippi Valley Historical Review. - Vol. 4, No. 4. - 1918.
Статьи в периодических изданиях
34.Hammond, Godfrey. The Editor’s Job / Popular Science Monthly. - № 5 -1947.
Словари и энциклопедии
35.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:
80 000 слов и фразеологических выражений / Российская
академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М., 1999.
36. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. - М., 1947 - 1948.
Электронные ресурсы
37. Alliance for Audited Media (AAM). URL: http://auditedmedia.com
38. Magazine Publishers of America. URL: http: //www.magazine. org


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ