Введение 5
ГЛАВА 1 Исследование динамики развития системы образования 7
1.1 Краткая история образования 7
1.1.1 Образование в средние века 7
1.1.2 Образование в Русском государстве в XVII в 9
1.1.3 Образование в России в начале XVIII в 9
1.1.4 Образование в России XIX в 10
1.1.5 Образование в России XX в 10
1.2 Анализ нормативно-технической документации в области российского
образования 12
1.3 Сравнение системы немецкого и российского образования 24
1.3.1 Система немецкого образования 24
1.3.2 Система образования в РФ 27
1.3.3 Сравнение системы образования РФ и Германии 28
1.4 Основные структурные департаменты, реализующие политику в области
образования 30
1.5 Опыт внедрения интернет-платформ в мире 31
1.6 Обзор основных площадок интернет-образования 35
1.6.1 EdX 35
1.6.2 Лекториум 36
1.6.3 Coursera 36
1.6.4 Универсариум 37
1.6.5 Khan Academy 38
1.6.6 Udemy 39
1.6.7 FutureLearn 39
1.6.8 The Open University 40
1.6.9 Stepik 41
1.7 Анализ проблемной области 43
Вывод 47
ГЛАВА 2 Анализ основных проблем в области качества образовательных интернет-платформ 48
2.1 Гистограмма 48
2.2 Причинно-следственная диаграмма 48
2.3 Диаграмма Парето и ABC-анализ 50
2.4 Диаграмма разброса 52
2.5 Метод оценки уровня качества образовательных интернет-платформ 53
2.6 Анализ показателей качества образовательных интернет-площадок 55
2.7 Выбор перспективных показателей качества 57
2.8 Оценка показателей качества 57
2.9 Оценка показателей KPI 60
Вывод 61
ГЛАВА 3 Апробация методики оценки качества 62
3.1 Оценка показателей дифференциальным методом 62
3.2 Оценка показателей смешанным методом 65
3.3 Оценка показателей KPI 70
3.4 Составление рекомендаций 73
Вывод 74
Заключение 75
Приложение
Уровень образования населения влияет на экономический рост страны. С развитием новых технологий в производстве, в том числе и Индустрии 4.0, возрастает потребность в умственном труде в производстве и, следовательно, уменьшается потребность в малоквалифицированном персонале. У общества и государства встает вопрос о поиске дополнительных источников для экономического роста страны. Главным резервом является уровень образования населения.
С каждым годом образовательные организации заменяют традиционные взаимодействия на телекоммуникационные средства, позволяя передавать изучаемый материал, а также интерактивно коммуницировать преподавателям и студентам в учебном процессе. Но только необходимо учитывать, что дистанционное обучение, как самостоятельная форма обучения, может существовать только при наличии информационной и телекоммуникативной платформы.
Главной целью электронного образования является предоставление равных возможностей, независимо от региона проживания, получения самым широким кругам населения желаемую специальность. Дистанционное образование позволяет индивидуализировать процесс обучения путем составления индивидуальных планов, методического контроля и корректировки процесса в ходе обучения. Поэтому данный вид обучения способствует реализации потребностей разных слоев населения. Однако для образования необходимы выстроенные курсы, руководство ими, постоянная корректировка учебных программ с учетом инновационного развития систем дистанционного образования. Поэтому все программы в сфере дистанционного обучения делятся на модули и постоянно модернизируются.
На данный момент дистанционное обучение является приоритетным направлением практически во всех развитых странах. В условиях активного роста рынка и увеличения конкурентности дистанционного образования важной проблемой становится повышение конкурентоспособности 5
отечественных платформ массовых открытых онлайн-курсов (далее МООК- платформы) путем своевременной оценки уровня качества.
Актуальность проблемы обусловлена быстрым развитием рынка в сфере дистанционного образования. В современном мире образование является важнейшим фактором формирования нового качества экономики для обеспечения устойчивого социально-экономического развития государства. По данным исследования индекса уровня образования, проведенного Программой развития Организации Объединенных Наций, на данный момент уровень развития образования России отстает от многих западных стран, однако страна имеет значительный научно-технический потенциал, который необходимо продолжать активно развивать, обеспечивая тем самым качественное и доступное образование.
Создание моделей оценки качества поможет проанализировать лидирующие иностранные и перспективные отечественные МООК-площадки, а затем выявить основные проблемы и недостатки развития дистанционного образования в России и организовать меры по улучшению системы электронного обучения и дальнейшего выхода на мировой рынок.
Целью данной работы является создание метода оценки уровня качества образовательных интернет-платформ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1 Исследовать динамику развития рынка системы образования, определить лучшие МООК-площадки.
2 Определить и проанализировать основные проблемы в области качества МООК-площадок.
3 Проверить на практике теоретическую методику оценки качества МООК-платформ.
В ходе выполнения ВКР были решены поставленные задачи. Была исследована динамика развития рынка дистанционного образования. В западных странах данная область развивается с каждым годом, а в нескольких странах даже не уступает традиционным формам обучения. Опираясь на опыт зарубежных организаций, можно сделать вывод, что обучение посредством дистанционных технологий является настолько же эффективным, насколько и традиционное, однако дистанционное обучение помогает преодолеть ряд ограничений, касающихся расположения, материального положения, а также дает возможность получить образование группе людей с ограниченными возможностями. В свой черед развитие данного сегмента расширит количество рабочих мест. Для решения задачи были определены основные популярные онлайн-площадки, на которые и следует ориентироваться отечественным аналогам.
Во второй главе были проанализированы основные проблемы интернет- платформ в области качества. И, как следствие, была выбрана номенклатура показателей качества, посредством которой была проведена сравнительная оценка в главе 3. Несмотря на то, что дистанционное обучение в России недостаточно развито, результаты гистограммы показывают, что регистрация на платформах за последние 2 года происходит стабильно. Однако большинство потребителей предпочитает заниматься на зарубежных площадках, для чего и стоит повышать качество отечественных. Также во 2 главе была разработана методика оценки качества при помощи показателей качества. Оценка осуществляется дифференциальным и смешанным методом, а также при помощи индекса KPI.
В третьей главе методика оценки проверяется на практике. В качестве примера выбраны объекты: российская платформа Stepik и зарубежная платформа Coursera (в качестве базового объекта). В ходе исследования было выяснено, что отечественная платформа не сильно уступает зарубежной, однако есть показатели, которые сильно ниже. В ходе исследования KPI 75
площадки были измерены показатели, и тут же приняты меры по их улучшению. Для повышения уровня качества организации были предложены рекомендации по решению выявленных проблем.
Повышение уровня качества отечественных площадок поможет развиваться рынку дистанционного образования как России, так и во всем мире.
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. ГОСТ Р 52113-2014. Услуги населению. Номенклатура показателей качества услуг [Текст]. - Москва: Стандартинформ 2015. - 14 с.
3. ГОСТ Р 52614.2-2006. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования [Текст]. - Москва: Стандартинформ 2007. - 64 с.
4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 512 с.
5. Леонов, О. А. Управление качеством: учебник / О. А. Леонов, Г. Н. Темасова, Ю. Г. Вергазова. - 4-е изд., стер. - Санкт-Петербург: Лань, 2020. - 180 с. - ISBN 978-5-8114-2921-9. - Текст: электронный // Лань; электронно¬библиотечная система. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/130492 (дата обращения: 19.05.2020).
6. Ангелова О. Ю., Подольская Т. О. Тенденции рынка дистанционного образования в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 2 (февраль). - С. 26-30. - Режим доступа: http://e- koncept.ru/2016/16026. htm.
7. Пацукевич О.В. Из международного опыта: из истории зарубежного опыта дистанционного образования (на примере США и Западной Европы) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii- zarubezhnogo-opyta-distantsionnogo-obrazovaniya-na-primere-ssha-i-zapadnoy- evropy - статья в интернете.
8. Ханжина Т.В. Современные наукоемкие технологии: роль
образования в современном обществе - 2015. - № 12 (часть 5) - С. 947-950 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.top-
technologies.ru/ru/article/view?id=35403
9. Рейтинг стран мира по уровню образования. Гуманитарная энциклопедия: Исследования [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006-2020 (последняя редакция: 26.05.2020). Режим доступа: https: //gtmarket.ru/ratings/education-index
10. Немецкая система образования [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/v-
germanii.html
11. Основные типы школ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.schoolioneri.com/pochemu-chastnaya-shkola/osnovnye-tipy-shkol
12. Среднее профессиональное образование в Германии. Дуальная система профобразования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bookyourstudy.com/ru/sredneye-professionalnoye-obrazovaniye-v- germanii-dualnaya-sistema-profobrazovaniya
13. Особенности школьной системы образования в России
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edunews.ru/education-
abroad/sistema-obrazovaniya/shkolnoe.html
14. Официальный сайт Министерства науки и Высшего образования Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/
15. Официальный сайт образовательной платформы edX [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.edx.org/
16. Официальный сайт образовательной платформы Лекториум [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.lektorium.tv/
17. Официальный сайт образовательной платформы Coursera [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.coursera.org/
18. Официальный сайт образовательной платформы Универсариум [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://universarium.org/
19. Официальный сайт образовательной платформы Khan Academy [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.khanacademy.org/
20. Официальный сайт образовательной платформы Open University [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.openuniversity.edu
21. Официальный сайт образовательной платформы FutureLearn [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.futurelearn.com/
22. Официальный сайт образовательной платформы Udemy [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.udemy.com/
23. Официальный сайт образовательной платформы Stepik [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stepik.org/
24. Открытое образование: открытый университет Великобритании [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://medinaschool.org/world/otkrytyj- universitet-velikobritanii
25. Ежегодный отчет Class Central: МООС в цифрах 2018 год
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.edutainme.ru/post/%D0%9C%D0%9E%D0%9E%D0%A1-2018/