ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНЕ 28
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ВО
ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы дипломного исследования. Современное развитие экономики России невозможно представить без развития внешнеторговой деятельности, которая является важнейшим источником формирования бюджета государства. Пополнение доходной части федерального бюджета выступает одной из важнейших задач в деятельности таможенных органов. По сообщению главы Федеральной таможенной службы «в доходную часть федерального бюджета перечислено 3 триллиона 156 миллиардов рублей, это составляет 103 процента к контрольным цифрам, впервые в этой сумме у нас импортная составляющая выглядит несколько предпочтительнее, а именно 52% по отношению к экспортной составляющей» 1.
Успех развития внешнеторговой деятельности во многом зависит от таможенной политики государства и деятельности самих таможенных органов по ее реализации. Исходя из этого, таможенные органы, в своей деятельности, должны исходить из принципа минимизации затрат государства и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при перемещении товаров через таможенную границу. И при этом должно обеспечиваться обязательное выполнение требований таможенного законодательства, в том числе, и в части, организации таможенного контроля во внешнеторговой деятельности.
Значимость организации таможенного контроля при выявлении правонарушений во внешнеторговой деятельности в целом очевидна: он является важнейшим средством выявления нарушений таможенных правил, налоговых правонарушений, преступных деяний экономического характера. Сотрудниками таможенных органов пресекаются попытки проникновения на территорию РФ наркотических средств, оружия и других предметов, запрещенных к свободному перемещению через таможенную границу России.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью совершенствования практики таможенных органов в области организации таможенного контроля при выявлении правонарушений во внешнеторговой деятельности, направленного на повышение объективности и оперативности исследуемого института. В современных условиях процесс таможенного контроля требует унификации в соответствии с международно-правовыми нормами, отраженными в конвенциях, разработанных Всемирной таможенной организацией. Участники внешней торговли в ходе таможенного контроля нередко сталкиваются с трудно разрешимыми проблемами, возникающими из-за необоснованного возведения административных барьеров на торговых путях. В этих условиях крайне важно установить оптимальный баланс применения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности при соблюдении прав и интересов всех ее субъектов.
Степень изученности темы. Теоретические и практические аспекты взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности при таможенном контроле товаров, перемещаемых через таможенную границу, стали объектами исследования ряда ученых.
Ведущая роль в разработке теоретических и практических проблем организации таможенного контроля принадлежит таким исследователям как: Д.Л. Александров, О. Бакаева, В.Е. Бурдин, К.А. Корняков, Н.Г. Липатова, А.Я. Черныш и О.Л. Саламан и др.
Вопросы взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности также исследовались в ряде исследований А.А. Арского, М.В. Бойковой, Т.В. Казаниной, Н.В. Масленниковой, О.А. Москаленко, Е.Н. Петрушко и В.В. Шкилёва, В.Е. Новикова, В.Н. Ревина и М.П. Цветинского, И.Ю. Сергеевой и Н.В. Радукан, Е.К. Шкуренко и др.
Исследование различных проблемных вопросов правонарушений во внешнеторговой деятельности рассматривались в трудах Т.М. Воротынцева, В.Е. Новикова и Е.И. Андреевой, Н.Н. Зарубина, А.Ю. Козловского, П.В. Павлова, В.В. Чернышева и др.
Работы этих ученых внесли существенный вклад в развитие методологических и методических основ экономики таможенного дела. Вместе с тем, в существующих работах, недостаточно исследованы вопросы организации таможенного контроля при выявлении правонарушений во внешнеторговой деятельности.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью повышения эффективности взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении таможенного контроля и недостаточным методическим обоснованием методов таможенного контроля при выявлении правонарушений во внешнеторговой деятельности.
Объект исследования - организация таможенного контроля. Предмет исследования - технологии таможенного контроля при выявлении правонарушений во внешнеторговой деятельности.
Цель дипломного исследования заключается в разработке рекомендаций по повышению эффективности таможенного контроля при выявлении правонарушений во внешнеторговой деятельности.
Исходя из цели дипломного исследования можно выделять ряд задач дипломного исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты таможенного контроля при выявлении правонарушений во внешнеторговой деятельности;
- проанализировать особенности организации таможенного контроля при выявлении правонарушений во внешнеторговой деятельности на Белгородской таможне;
- предложить направления повышения эффективности организации таможенного контроля при выявлении правонарушений во внешнеторговой деятельности.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают научные труды российских и зарубежных экономистов и социологов, специалистов в области теории государственного управления (П.П. Фатеев)1, управления таможенной деятельностью (А.Ф. Андреев, В.В. Макрусев), теории логистики (А.Б. Киладзе).
При проведении исследования были использованы такие методы, как анализ, синтез, сравнение, наблюдение, аналогия, а также методы сравнительного анализа. Исследование опирается на методологический принцип единства теории и практики, а также системный, процессный и другие подходы. В аналитической части работы использованы прикладные экономико-статистические методы, методы сетевого управления и планирования.
Эмпирическую базу дипломного исследования составляют:
- федеральное законодательство ;
- статистические и аналитические материалы Белгородской таможни.
Научно-практическая значимость дипломного исследования определяется актуальностью поднятых проблем и предлагаемых решений. Предложения и выводы могут быть использованы в качестве методических разработок, применяемых при определении форм и способов таможенного контроля при выявлении правонарушений во внешнеторговой деятельности. Содержащиеся в работе выводы и положения могут найти практическое применение в деятельности таможенных органов и субъектов внешнеторговых отношений.
Структура дипломной работы представлена введением, тремя разделами, заключением, списком источников и литературы, приложениями.
Успех развития внешнеторговой деятельности во многом зависит от таможенной политики государства и деятельности самих таможенных органов по ее реализации. Исходя из этого, таможенные органы, в своей деятельности, должны исходить из принципа минимизации затрат государства и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при перемещении товаров через таможенную границу. И при этом должно обеспечиваться обязательное выполнение требований таможенного законодательства, в том числе, и, в части, организации таможенного контроля во внешнеторговой деятельности.
Значимость организации таможенного контроля при выявлении правонарушений во внешнеторговой деятельности в целом очевидна: он является важнейшим средством выявления нарушений таможенных правил, налоговых правонарушений, преступных деяний экономического характера. Сотрудниками таможенных органов пресекаются попытки проникновения на территорию РФ наркотических средств, оружия и других предметов, запрещенных к свободному перемещению через таможенную границу России.
Внешнеэкономическая деятельность рассматривается как внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них). В системе внешнеэкономических отношений выделяются следующие основные направления их государственного регулирования: внешнеторговые; инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию); валютно-финансовые.
Таможенный контроль при выявлении правонарушений во внешнеторговой деятельности как контроль со стороны уполномоченных государством органов (должностных лиц) за законностью и обоснованностью действий в процессе подготовке к перемещению через таможенную границу товаров (самого перемещения через нее товаров) и транспортных средств, транспортных средств, валютных ценностей и других предметов, а также в ходе «постконтроля» в целях осуществления эффективной таможенной политики в обществе для обеспечения законных прав физических и юридических лиц.
В основе проведения таможенного контроля лежит международный принцип таможенного администрирования, который подразумевает минимальное вмешательство таможенных органов в процесс перемещения товаров через таможенную границу. В свою очередь, должностные лица таможенных органов в целях выявления нарушений таможенного законодательства применяют формы и средства таможенного контроля на основе системы управления рисками, используя принцип выборочности и достаточности. Объектом контроля в сфере таможенного дела выступают не только товары и транспортные средства, валютные ценности, но и материальные, природные и иные ресурсы, перемещаемые через таможенную границу.
На фоне ухудшения внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации происходит стремительное снижение как экспортных, так и импортных операций. Хотя лидирующие позиции в торговых отношениях традиционно остаются за Украиной, на долю которой за отчетный период приходится 38,3 % внешнеторгового оборота Белгородской таможни, но этот процент ниже, чем в аналогичном периоде 2015 года. Экспорт, как и в предыдущие годы, имеет сырьевую направленность. За областью сохраняется роль традиционного поставщика железной руды и черных металлов. Экспорт товаров, оформленных на подчиненных таможенных постах, значительно превышает импорт. Подавляющая доля импорта приходится на сравнительно небольшое число стран. Активно развивается
торгово - экономическое сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза.
Среди основных проблем организации таможенного контроля при выявлении правонарушений во внешнеэкономической деятельности можно выделить: отсутствие субъектно-ориентированного подхода к проведению проверочных мероприятий на основе дифференциации участников ВЭД в зависимости от риска несоблюдения ими таможенного законодательства; не возможность полностью автоматизировать процессы таможенного контроля и тем самым минимизировать непосредственные контакты между участниками ВЭД и таможенными органами; отсутствие единые для всех государственных контролирующих органов базы данных и программные средства, позволяющие минимизировать объем информации, запрашиваемой таможенными органами у участников ВЭД, за счет организации межведомственного взаимодействия; действующая технология электронного декларирования предоставляет чрезмерно широкие полномочия таможенным органам, не способствует единообразию применения таможенного законодательства при запросе таможенными органами дополнительных документов в ходе проведения проверочных мероприятий, не приводит к снижению издержек участников ВЭД от использования данной технологии.
Среди направлений повышения эффективности организации таможенного контроля при выявлении правонарушений во внешнеторговой деятельности можно выделить: развитие технологии «единого окна»; развитие системы управления рисками; развитие субъектно-ориентированного подхода при проведении таможенного контроля; внедрение оценки конфликтности взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД; разработки комплекса индикативных показателей эффективности взаимодействия таможни и бизнеса; организация и проведение интерактивного образовательного тренинга в области взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД.
Необходимость унификации процессов таможенного контроля в государствах - членах Таможенного союза, на наш взгляд, требуют реализации кардинально иного, субъектно-ориентированного подхода к проведению таможенного контроля, и предполагает комплексную оценку всех лиц, осуществляющих ВЭД, их категорирование в целях дифференциации применяемых форм таможенного контроля, сокращение перечня документов, представляемых при таможенном декларировании товаров в электронной форме, для добросовестных участников ВЭД при одновременном ужесточении ответственности за предоставление таможенным органам недостоверных сведений. В качестве ключевых критериев категорирования участников ВЭД могут выступать два блока критериев - надежности и финансовой устойчивости.
По результатам проведенного исследования можно сформулировать ряд рекомендаций:
- обеспечить развитие механизма «единого окна»;
- внедрить оценку конфликтности взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД;
- рассмотреть возможность применения комплекса индикативных показателей эффективности взаимодействия таможни и бизнеса, предлагаемого в работе;
- организовать обучение не менее 5 сотрудников постов, направленного на повышение знаний в области взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД.
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015). [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза [Текст] (ред. от 08.05.2015) ( Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 № 17) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 50. - Ст. 6615.
3. О Стратегии развития таможенной службы Российской
Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] : Распоряжение
Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р (ред. от 15.04.2014) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 23.06.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 48. - Ст.6252.
5. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Текст] : федер. закон от 08 декабря 2003 № 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - №50. - Ст. 4850.
6. Об экспортном контроле [Текст] : федер. закон от 18 июля 1999 № 183-ФЗ (ред от 13.07.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999. - №30. - Ст. 3774.
7. Об утверждении перечня типовых структурных подразделений таможенных органов Российской Федерации [Электронный ресурс] : Приказ ФТС России от 26 сентября 2012 г. № 1926 (ред. от 10.06.2015) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
8. Об утверждении перечня региональных таможенных управлений,
таможен, таможенных постов (со статусом юридического лица), учреждений, находящихся в ведении ФТС России, и представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом [Электронный ресурс] : Приказ ФТС РФ от 15 февраля 2011 № 318 // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
9. Положение о Федеральной таможенной службе [Электронный
ресурс] : Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. № 809. - Режим доступа :
http://www.customs.ru/index.php?option=com content&view=article&id=21&Itemid=1821.
10. Александров, Д. Л. Совершенствование управления деятельностью таможенных органов при осуществлении таможенных операций и таможенного контроля [Текст] : автореф. дис. ... канд. эконом. наук : 08.00.05 / Д.Л. Александров. - М., 2013. - 32 с.
11. Андреев, А. Ф. Аналитическое обеспечение принятия управленческих решений в таможенных органах Российской Федерации [Текст] : монография / А.Ф. Андреев, В.В. Макрусев. - М. : Изд-во РТА, 2014. - 170 с.
12. Арский, А. А. Механизм управления взаимодействием таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности с использованием услуг транспортно-логистических компаний [Текст] : монография / А. А. Арский. - М. : Дашков и К°, 2014. - 125 с.
13. Афонин, П. Н. Проблемы управления рисками при таможенном контроле товаров, перемещаемых через границу Таможенного союза [Текст] : сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Таможенные чтения - 2012. Россия в меняющемся мире: вызовы и возможности» // Под общей редакцией А.Н. Мячина [Редколлегия: Аграшенков А.В., Афонин П.Н., Белоусова Е.А., Горляков П.Ю., Качалова В.Г., Колошинская Н.В., Кузминых Ю.В., Кулешов
А.В., Лагун А.В., Максимов Ю.А., Николаева С.Л., Селезнёв А.А., Семёнов А.В., Терентьев Р.В., Удовенко С.П., Шляхов А.А.] / П.Н. Афонин. - М. : РТА, 2012. - С. 119-124.
14. Бакаева, О. Новые подходы к организации таможенного оформления и таможенного контроля: за и против [Текст] / О. Бакаева // Хозяйство и право. - 2010. - №2. - С. 118-120.
15. Бойкова, М. В. Таможенное администрирование в условиях международной интеграции [Текст] : монография / М.В. Бойкова. - М. : Изд- во РТА, 2014. - 164 с.
16. Бормотова, Е. Г. Совершенствование таможенного контроля: международный опыт реализации принципа «единое окно» [Текст] / Е. Г. Бормотова, Н. Г. Липатова // Вестник Российской таможенной академии. - 2014. - № 2. - С. 19-25.
17. Бурдин, В. Е. Моделирование современных технологий таможенного контроля [Текст] : монография / В.Е. Бурдин, Л.Д. Зайцева, Н.Г. Липатова. - М. : Изд-во РТА, 2014. - 148 с.
18. Витюк, В. В. Подходы к основам методики определения таможенной стоимости товаров в период формирования таможенного законодательства Евразийского экономического союза [Текст] / В. В. Витюк. - Новосибирск : ООО «Новополиграфцентр», 2015. - 56 с.
19. Воротынцева, Т. М. Запреты и ограничения во внешней торговле мясными товарами [Текст] : монография / Т.М. Воротынцева, В.Е. Новиков, Е.И. Андреева. - М. : Российская таможенная акад., 2013. - 146 с.
20. Даюб, А. В. Совершенствование системы управления рисками при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации [Текст] / А.В. Даюб, Н.С. Куркина // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. - 2012. - № 2 (78). - С. 124-128.
21. Демичева, Т. М. Современная проблематика взаимодействия
таможни и бизнес-сообщества [Текст] : сб. материалов конференции «Таможенные чтения - 2010. Актуальные проблемы таможенного дела: информационное обеспечение» / Т.М. Демичева. - СПб. : Санкт-
Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2010. - С. 203-210.
22. Зарубин, Н. Н. Административная ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу: нормативный опыт государств - членов Таможенного союза [Текст] / Н.Н. Зарубин // Оперативник (сыщик). - 2012. - № 3. - С. 56-60.
23. Зарубин, Н. Н. Совершенствование административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу [Текст] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14 / Н.Н. Зарубин. - Люберцы, 2013. - 22 с.
24. Зубач, А. В. Институты административного и таможенного права, регулирующие деятельность таможенных органов [Текст] / А. В. Зубач, Н. А. Ронжина, Р. В. Терентьев. - Санкт-Петербург : Троицкий мост, 2012. - 272 с.
25. Казанина, Т В. Направления взаимодействия гражданского и таможенного законодательства в условиях функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства [Текст] : монография / Т.В. Казанина. - М. : Изд-во РТА, 2013. - 96 с.
26. Киладзе, А. Б. Логистика в таможенном деле [Текст] / А. Б. Киладзе. - М. : Проспект, 2016. - 141 с.
27. Коденко, И. А. Оптимизация таможенного контроля товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС [Текст] / И. А. Коденко
В. Г. Разинькова // Молодой ученый. - 2016. - № 10.1. - С. 28-31.
28. Козловский, А. Ю. Оперативно-розыскная деятельность
таможенных органов Российской Федерации: теоретические, правовые и организационные аспекты [Текст] : монография / А.Ю. Козловский. - М. : Изд-во РТА, 2015. - 210 с.
29. Колобова, H. H. Управление таможенными органами на основе процессно-ориентированного подхода [Текст] : монография / И.Н. Колобова,
С.С. Кузнецов. - М. : Изд-во РТА, 2010. - 140 с.
30. Корняков, К. А. Новые технологии как средство модернизации таможенного контроля [Текст] : монография / К.А. Корняков, Ю.Н. Егоров,
A. Н. Яцушко. - М. : Изд-во РТА, 2014. - 166 с.
31. Костин, А. А. Комплексный подход к развитию системы управления таможенными рисками в рамках Евразийского экономического союза [Текст] / А. А. Костин, Л. Ю. Подойма // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2015. - № 2(54). - С. 251¬259.
32. Липатова, Н. Г. Имитационное моделирование процессов таможенного контроля [Текст] : монография / Н. Г. Липатова. - М. : Изд-во Российской таможенной акад., 2015. - 162 с.
33. Липатова, Н. Г. Экономическая сущность таможенного контроля в системе государственного контроля [Текст] / Н.Г. Липатова // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. - 2014. - № 6. - С. 52-55.
34. Макрусев, В. В. Системный анализ в таможенном деле [Текст] /
B. В. Макрусев. - М.; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - с.
35. Малышенко, Ю. В. Таможенное декларирование и
предварительное информирование в электронной форме [Текст] / Ю. В. Малышенко. - Санкт-Петербург : Интермедия, 2013. - 232 с.
36. Масленникова, Н. В. Система управления рисками в таможенных
органах [Текст] : материалы международной научно-практической
конференции, посвященной Дню российского предпринимательства / Н. В. Масленникова. - Ставрополь : Издательство «АГРУС», 2015. - С. 134¬137.
37. Масленникова, Н. В. Совершенствование механизма организации
таможенного контроля в целях оптимизации регулирования внешнеэкономической деятельности [Текст] : монография /
Н.В. Масленникова, Е. Н. Ковтун. - Ставрополь : ТЭСЭРА, 2013. - 163 с.
38. Москаленко, О. А. Управление таможенными органами как важнейшим регулятором внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения экономической безопасности государства [Текст] : монография / О.А. Москаленко, Е.Н. Петрушко, В.В. Шкилёв. - Белгород : Эпицентр, 2016.
- 159 с.
39. Новиков, В. Е. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость [Текст] / В.Е. Новиков, В.Н. Ревин, М.П. Цветинский. - М. : Бином. Лаб. знаний, 2012.
- 328 с.
40. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации [Текст]. - М. : КНОРУС, 2016. - с.
41. Отруцкая, М. В. Совершенствование таможенных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза [Текст] : тезисы докладов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов «Современные подходы к модернизации экономики, образования и кооперации» / М.В. Отруцкая. - М. : РТА, 2012. - С. 245-247.
42. Павлов, П. В. Особые административно-правовые режимы осуществления внешнеторговой деятельности: проблемы и перспективы [Текст] / П. В. Павлов. - М. : Норма, 2012. - 366 с.
43. Пимоненко, М. М. Таможенный контроль и таможенная инфраструктура в условиях международной экономической интеграции [Текст] / М.М. Пимоненко, Е.Ю. Тимофеева // Транспорт Российской Федерации. - 2011. - № 5 (36). - С. 52-54.
44. Рыбалко, О. А. Внешнеторговые операции: организация учета и налогообложение [Текст] : монография / О. А. Рыбалко. - М. : Дашков и К0, 2012. - 170 с.
45. Семенихин, В. В. Внешнеэкономическая деятельность [Текст] / В.В. Семенихин. - М. : ГроссМедиа : Российский бухгалтер, 2015. - 948 с.
46. Сергеева, И. Ю. Международная конкурентоспособность стран в условиях глобализации: проблемы таможенного администрирования [Текст] : монография / И.Ю. Сергеева, Н.В. Радукан. - М. : Изд-во РТА, 2014. - 124 с.
47. Ступников, А. А. Основные принципы перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза: содержание понятия [Текст] / А.А. Ступников // Экономика. Управление. Право. - 2011. - № 10-2. - С. 62¬65.
48. Трунина, Е. В. Таможенный контроль как форма деятельности таможенных органов [Текст] / Е.В. Трунина // Вестник Евразийской академии административных наук. - 2010. - № 4. - С. 162-173.
49. Фатеев, П. П. Институты административного и таможенного права, регулирующие деятельность таможенных органов [Текст] / П.П. Фатеев. - Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2014. - 200 с.
50. Цымбаленко, С. В. Становление и развитие института взаимодействия органов внутренних дел с общественностью в Российской Федерации [Текст] / С. В. Цымбаленко, Д. В. Гуров, В. Н. Красников // Успехи современной науки. - 2016. - Т 3. - №5. - С. 41 - 45.
51. Черныш, А. Я. Совершенствование управления таможенными рисками в процессе таможенного контроля товаров и транспортных средств [Текст] : монография / А. Я. Черныш, О. Л. Саламан. - М. : Изд-во Российской таможенной акад., 2014. - 159 с.
52. Чернышев, В. В. Проблемы уязвимости торгово-экономических отношений России и таможенная политика [Текст] : монография / В.В. Чернышев. - М. : Изд-во РТА, 2013. - 112 с.
53. Шкуренко, Е. К. Совершенствование взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности при проведении таможенного контроля [Текст] : дис. ... канд. эконом. наук :
08.00.05 / Е.К. Шкуренко. - М., 2013. - 161 с.
54. Юрицин, В. М. Адаптированная модель оптимизации отношений таможни и бизнеса на принципах государственно-частного партнерства [Текст] : сб. материалов Международной конференции «Таможенные, экономические и правовые аспекты функционирования таможенного союза» / В.М. Юрицин. - Ростов н/Д : Ростовский филиал РТА, 2011. - С. 239-246.