ПРОБЛЕМА ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ
|
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА 3
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
ОБЪЕКТАМИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ 9
1.1. Общие сведения об объектах культурного наследия 10
1.2. Особенности использования и охраны объектов культурного наследия 16
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ 27
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО
НАСЛЕДИЯ 36
3.1. Анализ использования и охраны объектов культурного наследия 36
3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию использования и
охраны объектов культурного наследия 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
ОБЪЕКТАМИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ 9
1.1. Общие сведения об объектах культурного наследия 10
1.2. Особенности использования и охраны объектов культурного наследия 16
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ 27
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО
НАСЛЕДИЯ 36
3.1. Анализ использования и охраны объектов культурного наследия 36
3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию использования и
охраны объектов культурного наследия 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Неотъемлемой частью мировой культуры являются памятники истории и культуры России, что свидетельствуют об огромном вкладе народов нашей страны в развитие мировой цивилизации. В России памятники служат целям развития науки, народного образования и культуры. Охрана памятников - важная задача государственных органов и общественных организаций. Бережное отношение к памятникам истории и культуры - патриотический долг каждого человека [36].
Проблемам сохранения и использования объектов историко - культурного наследия, до сих пор уделяется недостаточно внимания. И, хотя в последнее время большое внимание было уделено развитию нормативно-правой базы в сфере охраны, регистрации объектов культурного наследия, разработанные положения слабо нашли отражения в практике использования и постановки на учет данных объектов. Особенно остро стоит проблема выделения и закрепления границ объектов культурного наследия на местности и определения их охранных зон, внесение сведений о них в единый государственный реестр недвижимости, выдаче охранных обязательств и паспортов. Прежде всего эти вопросы связаны с недофинансированием данной отрасли, но влекут за собой разрушение таких объектов из -за отсутствия соответствующих обязательств у землепользователей и собственников.
Объектом исследования являются объекты культурного наследия Российской Федерации и Белгородской области в частности.
Предметом исследования является анализ использования и охраны объектов культурного наследия.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей кадастровых и землеустроительных работ в местах нахождения объектов культурного наследия с последующим выявлением проблем сохранения и использования таких объектов для дальнейшего рационального управления объектами недвижимости.
В ходе работы решались следующие задачи:
• Изучение нормативно-правовой документации, связанной с регулированием использования объектов культурного наследия;
• Изучение особенностей использования и охраны объектов культурного наследия;
• Выявление и изучение объектов культурного наследия, расположенных на территории Белгородской области;
• Анализ современных проблем установления границ объектов культурного наследия;
• Разработка мероприятий по совершенствованию использования и охраны объектов культурного наследия в том числе при землеустроительных и кадастровых работах.
При выполнении работы были использованы следующие методы исследования: аналитический, сравнительный, метод статистического анализа, метод геоинформационного анализа.
Материалы исследования. Были использованы данные публичной кадастровой карты, данные единой межведомственной информационно-статистической системы, единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, ФГИС территориального зонирования.
Практическая значимость работы. Устранение выявленных противоречий в нормативно-правовой базе позволит на этапе закрепления прав на недвижимость точно определять правовой статус объектов культурного наследия. Предлагаемые мероприятия по определению охранных зон могут быть использованы в практической деятельности кадастрового инженера.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, двух приложений.
Проблемам сохранения и использования объектов историко - культурного наследия, до сих пор уделяется недостаточно внимания. И, хотя в последнее время большое внимание было уделено развитию нормативно-правой базы в сфере охраны, регистрации объектов культурного наследия, разработанные положения слабо нашли отражения в практике использования и постановки на учет данных объектов. Особенно остро стоит проблема выделения и закрепления границ объектов культурного наследия на местности и определения их охранных зон, внесение сведений о них в единый государственный реестр недвижимости, выдаче охранных обязательств и паспортов. Прежде всего эти вопросы связаны с недофинансированием данной отрасли, но влекут за собой разрушение таких объектов из -за отсутствия соответствующих обязательств у землепользователей и собственников.
Объектом исследования являются объекты культурного наследия Российской Федерации и Белгородской области в частности.
Предметом исследования является анализ использования и охраны объектов культурного наследия.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей кадастровых и землеустроительных работ в местах нахождения объектов культурного наследия с последующим выявлением проблем сохранения и использования таких объектов для дальнейшего рационального управления объектами недвижимости.
В ходе работы решались следующие задачи:
• Изучение нормативно-правовой документации, связанной с регулированием использования объектов культурного наследия;
• Изучение особенностей использования и охраны объектов культурного наследия;
• Выявление и изучение объектов культурного наследия, расположенных на территории Белгородской области;
• Анализ современных проблем установления границ объектов культурного наследия;
• Разработка мероприятий по совершенствованию использования и охраны объектов культурного наследия в том числе при землеустроительных и кадастровых работах.
При выполнении работы были использованы следующие методы исследования: аналитический, сравнительный, метод статистического анализа, метод геоинформационного анализа.
Материалы исследования. Были использованы данные публичной кадастровой карты, данные единой межведомственной информационно-статистической системы, единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, ФГИС территориального зонирования.
Практическая значимость работы. Устранение выявленных противоречий в нормативно-правовой базе позволит на этапе закрепления прав на недвижимость точно определять правовой статус объектов культурного наследия. Предлагаемые мероприятия по определению охранных зон могут быть использованы в практической деятельности кадастрового инженера.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, двух приложений.
Одним из важнейших направлений реализации стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 г. [1111Б 16] является сохранение и приумножение культурного и природного потенциала области. Это может способствовать созданию уникального имиджа и конкурентоспособного туристического продукта. Поэтому необходима научно обоснованная и качественно сформированная система охраны памятников истории и культуры.
На современном этапе основным нормативным документом в области использования, охраны и управления объектами культурного наследия является Федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Исполнение отдельных положений закона регламентируется целым рядом нормативных документов [1111Б 8-14 и др.].
Анализ нормативно-правовой базы позволил выявить следующие противоречия и проблемы:
• в ст. 5 [1111Б 7] указано, что земельные участки в границах
территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения земель особо охраняемых территорий и объектов. Однако ст. 3.1 [1111Б 7] регламентирует, что в территорию объекта
культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части. Кроме того, земельные участки памятников в черте городов, поселков и пр. относятся к землям населенных пунктов. Таким образом, не всегда земельные участки под объектами культурного наследия возможно отнести к землям особо охраняемых территорий и объектов;
• ст. 5 [1111Б 7] предусмотрено, что границы территорий объектов культурного наследия может не совпадать с границами существующих участков, что означает необходимость регистрации обременения и дополнительных затрат на кадастровые работы, связанных с подготовкой межевого плана;
• в границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых государственный кадастровый учет не проведен, тогда и охранные обязательства выдать невозможно в силу отсутствия установленных границ;
• объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно [ст. 49 ННБ 7], что противоречит принципам земельного законодательства;
• размеры охранных зон одинаковы для всех видов памятников в границах населенных пунктов, за его пределами, ансамблей в границах населенных пунктов и за его пределами [ННБ 7]. В пределах этих зон устанавливают режим использования с учетом требований | ННБ 8]. В некоторых случаях размеры избыточны (например, для мемориалов, отдельных захоронений). Отсутствие регламентирования размера охранной зоны для археологических памятников может привести к их разрушению.
На территории Белгородской области зарегистрировано 2153 объекта культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Наибольшую плотность размещения они имеют в Белгородском, Старооскольском и Шебекинском районах. Нреобладают памятники регионального значения.
На территории г. Белгорода расположено 84 объекта культурного наследия.
Для создания условий для комплексного развития культурного потенциала, сохранения культурного наследия и гармонизации культурной жизни Белгородской области действует государственная программа «Развитие культуры и искусства Белгородской области на 2014-2020 годы». Анализ показателей программы позволяет сделать вывод, что при успешном выполнении поставленных задач останутся нерешенными вопросы по выдаче охранных обязательств, внесению сведений в единый государственный реестр недвижимости, проведению реставрационных работ.
Анализ выполнения отдельных требований законодательства на практике показывает, что на территории г. Белгорода:
1. Не в полной мере внесены сведения об объектах культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия и единый государственный реестр недвижимости.
2. Не в полной степени выделены и внесены в единый государственный реестр недвижимости и федеральную государственную информационную систему территориального планирования сведения о границах зон охраны объектов культурного наследия;
3. Выявлены нарушения требований положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации [НПБ 8], среди которых преобладает ограничение строительства, в основном из-за завышенного размера охранной зоны.
4. Отсутствие паспортов и охранных обязательств у собственника.
Решение вышеназванных проблем должно быть комплексным, начиная с вопросов по корректировки законодательной базы и заканчивая учетом, и надзорной деятельностью за соблюдением установленных требований охраны объектов культурного наследия.
Рекомендуется предложить органам градостроительства и архитектуры в рамках корректировки генеральных планов и территориальных планов развития территории определить охранные зоны для объектов культурного наследия, которые ими нанесены на картографический материал.
Необходимо дополнительное финансирование кадастровых работ по установлению границ и охранных зон объектов культурного наследия. Проведение данного вида работ должно проводится параллельно с составлением паспорта объекта культурного наследия и охранного обязательства, а также установлением градостроительного регламента и землеустроительных работ, направленных на рациональную организацию территории.
На современном этапе основным нормативным документом в области использования, охраны и управления объектами культурного наследия является Федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Исполнение отдельных положений закона регламентируется целым рядом нормативных документов [1111Б 8-14 и др.].
Анализ нормативно-правовой базы позволил выявить следующие противоречия и проблемы:
• в ст. 5 [1111Б 7] указано, что земельные участки в границах
территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения земель особо охраняемых территорий и объектов. Однако ст. 3.1 [1111Б 7] регламентирует, что в территорию объекта
культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части. Кроме того, земельные участки памятников в черте городов, поселков и пр. относятся к землям населенных пунктов. Таким образом, не всегда земельные участки под объектами культурного наследия возможно отнести к землям особо охраняемых территорий и объектов;
• ст. 5 [1111Б 7] предусмотрено, что границы территорий объектов культурного наследия может не совпадать с границами существующих участков, что означает необходимость регистрации обременения и дополнительных затрат на кадастровые работы, связанных с подготовкой межевого плана;
• в границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых государственный кадастровый учет не проведен, тогда и охранные обязательства выдать невозможно в силу отсутствия установленных границ;
• объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно [ст. 49 ННБ 7], что противоречит принципам земельного законодательства;
• размеры охранных зон одинаковы для всех видов памятников в границах населенных пунктов, за его пределами, ансамблей в границах населенных пунктов и за его пределами [ННБ 7]. В пределах этих зон устанавливают режим использования с учетом требований | ННБ 8]. В некоторых случаях размеры избыточны (например, для мемориалов, отдельных захоронений). Отсутствие регламентирования размера охранной зоны для археологических памятников может привести к их разрушению.
На территории Белгородской области зарегистрировано 2153 объекта культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Наибольшую плотность размещения они имеют в Белгородском, Старооскольском и Шебекинском районах. Нреобладают памятники регионального значения.
На территории г. Белгорода расположено 84 объекта культурного наследия.
Для создания условий для комплексного развития культурного потенциала, сохранения культурного наследия и гармонизации культурной жизни Белгородской области действует государственная программа «Развитие культуры и искусства Белгородской области на 2014-2020 годы». Анализ показателей программы позволяет сделать вывод, что при успешном выполнении поставленных задач останутся нерешенными вопросы по выдаче охранных обязательств, внесению сведений в единый государственный реестр недвижимости, проведению реставрационных работ.
Анализ выполнения отдельных требований законодательства на практике показывает, что на территории г. Белгорода:
1. Не в полной мере внесены сведения об объектах культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия и единый государственный реестр недвижимости.
2. Не в полной степени выделены и внесены в единый государственный реестр недвижимости и федеральную государственную информационную систему территориального планирования сведения о границах зон охраны объектов культурного наследия;
3. Выявлены нарушения требований положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации [НПБ 8], среди которых преобладает ограничение строительства, в основном из-за завышенного размера охранной зоны.
4. Отсутствие паспортов и охранных обязательств у собственника.
Решение вышеназванных проблем должно быть комплексным, начиная с вопросов по корректировки законодательной базы и заканчивая учетом, и надзорной деятельностью за соблюдением установленных требований охраны объектов культурного наследия.
Рекомендуется предложить органам градостроительства и архитектуры в рамках корректировки генеральных планов и территориальных планов развития территории определить охранные зоны для объектов культурного наследия, которые ими нанесены на картографический материал.
Необходимо дополнительное финансирование кадастровых работ по установлению границ и охранных зон объектов культурного наследия. Проведение данного вида работ должно проводится параллельно с составлением паспорта объекта культурного наследия и охранного обязательства, а также установлением градостроительного регламента и землеустроительных работ, направленных на рациональную организацию территории.
Подобные работы
- Разработка рекомендаций по совершенствованию государственного кадастра недвижимости на территории Санкт-Петербурга
Бакалаврская работа, земельно имущественные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Состояние средневековых городищ Тетюшского района Республики
Татарстан
Дипломные работы, ВКР, археология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2020 - Инновационные методы кадастровой деятельности на землях лесного фонда на территории Сибирского Федерального округа
Бакалаврская работа, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Государственный кадастровый учет земельных участков с особым режимом использования земель на примере национального парка «Нижняя Кама»
Дипломные работы, ВКР, технология строительных процессов. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - Правовое регулирование проведения экспертизы земельных
участков
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2020 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО -
ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕМ НА ПРИМЕРЕ БАШМАКОВСКОГО
РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - Территориальное землеустройство в связи с установлением ограничений, обременений и сервитутов в использовании земель
Магистерская диссертация, картография. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Обеспечение интересов частных собственников при установлении зон с особыми условиями использования территории
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2022 - Территориальное землеустройство в связи с установлением ограничений, обременений и сервитутов в использовании земель
Магистерская диссертация, картография. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019



