Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ДИСПОЗИЦИИ В СВЯЗИ С ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ ЛИЧНОСТИ В РАННЕЙ И СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

Работа №76185

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы135
Год сдачи2016
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
309
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
Глава 1 Теоретические подходы исследования характеристик чтения в связи с ценностно-смысловой сферой личности 10
1.1 Исследование чтения в психологии и смежных науках 10
1.2 Читательская направленность как характеристика читателя 19
1.2 Ценностно-смысловая сфера личности читателя 27
Глава 2 Методы и организация исследования 32
2.1 Описание выборки исследования 33
2.2 Методы исследования 34
2.2.1 Методика «Опросник читателя» 35
2.2.2 Методика «Книжная полка» 36
2.2.3 Методика «Система жизненных смыслов» 39
2.2.4 Методика «ЦО-36» 41
2.3 Процедура исследования 42
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 44
Глава 3 Обсуждение результатов эмпирического исследования характеристик чтения и ценностно-смысловой сферы 46
3.1 Особенности выраженности характеристик чтения в ранней и средней взрослости 46
3.2 Особенности выраженности ценностно-смысловой сферы личности читателя в ранней и средней взрослости 53
3.3 Сравнительный анализ читательских диспозиций у людей в ранней
и средней взрослости 58
3.4 Анализ взаимосвязей читательских и ценностно-смысловых
характеристик 62
3.4.1 Взаимосвязи между жизненными смыслами и характеристиками
чтения 62
3.4.2 Взаимосвязи между ценностными ориентациями и характеристиками
чтения 69
3.4.3 Взаимосвязи между качественными характеристиками чтения и читательскими диспозициями 78
3.5 Качественный анализ характеристик чтения 83
3.5.1 Характеристики чтения по «Опроснику читателя» 83
3.5.2 Предпочитаемые авторы у людей в ранней и средней взрослости 89
Выводы 93
Заключение 94
Список использованных источников 96
Приложения 102
Приложение A 102
Приложение B 105
Приложение C 107
Приложение D 109
Приложение E 111
Приложение F 115
Приложение G

Становление и развитие личности происходит не только в труде, общении и познании, но и в досуговых занятиях, которые по-особенному включают в себя все виды деятельности. С появлением свободного времени досуг все более приобретает значение жизненно важного занятия, одним из которых является чтение художественной литературы. Это особый вид жизненных занятий, являющийся одним из важных инструментов социализации и индивидуализации личности. Чтение влияет на характер и направленность личности, в основе которой лежат жизненные смыслы и ценностные ориентации, и наоборот, последние могут влиять на читательские предпочтения.
Проблемой чтения художественной литературы занимаются социологи, педагоги, психологи, филологи, культурологи и др. Проблема читателя и чтения в современной России по сей день остается актуальной в связи с ее малоизученностью с научной точки зрения, несмотря на признание влияния художественной литературы на личность, ее развитие. Много исследований в данной сфере проводилось во второй половине ХХ века (Асмус В.Ф, Беляева Л.И. и др.), и проводятся сейчас (Бородина В.А., Бородин С.М., Даниленко О.И., Китаева А.И. и др.). Как правило, многие проводимые исследования направлены на изучение особенностей чтения, читательских предпочтений у школьников. Вероятно, это связано с тем, что школьный период играет важнейшую роль в становлении личности, поэтому он требует более существенного обсуждения; также много исследований чтения касается социума в общем (различные крупные социологические исследования).
Наше исследование направлено на изучение чтения художественной литературы, а именно, читательских диспозиций и других характеристик чтения в связи с ценностно-смысловой сферой личности. Исследование опирается на то, что было сделано другими авторами, в том числе на факультете психологии СПбГУ. Мы хотим выяснить, есть ли различия в характеристиках чтения взрослых людей в зависимости от возраста, как данные характеристики связаны с ценностными ориентациями личности. Известно, что в период ранней взрослости продолжается становление личности, и, в связи с этим, существенна потребность в чтении художественной литературы, тогда как в период средней взрослости личность уже достаточно устойчива, особенно в ценностно-смысловой сфере.
Мы предполагаем, что постановка таких вопросов закономерна и обусловлена важностью чтения в жизни человека. В психологии уже найдены доказательства того, что для подрастающего поколения чтение является источником развития личности. Но мало изучено, сохраняется ли жизненное значение чтения у взрослых? Что и почему они читают и как это связано с их общим личностным развитием, в частности, с их ценностными и смысложизненными ориентациями? На эти вопросы мы не нашли ответа в научной литературе и в своей работе поставили цель, достижение которой в определенной мере может способствовать решению поставленных вопросов.
Цель исследования - изучить возрастные различия читательских диспозиций, характеристик чтения в связи с ценностно-смысловой сферой личности в ранней и средней взрослости.
Объект: качественные характеристики чтения, читательские диспозиции, ценностные ориентации и система жизненных смыслов личности.
Предмет исследования: возрастные различия характеристик чтения (включая читательские диспозиции) взрослых людей в связи с ценностно - смысловой сферой личности.
Выборка: в исследовании прияли участие 78 человек - 16 мужчин и 62 женщины в период ранней (18-25 лет) и средней взрослости (26-45 лет), имеющих высшее и среднее специальное образование, а также учащиеся ВУЗов по различным специальностям.
Были выдвинуты гипотезы о том, что а) существуют возрастные различия в характеристиках чтения и ценностно-смысловой сфере личности, б) есть связи между ценностно-смысловыми и читательскими характеристиками людей в ранней и средней взрослости.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотез были выдвинуты следующие задачи:
1. Выявить качественные характеристики чтения и читательские диспозиции в ранней и средней взрослости;
2. Диагностировать ценностные ориентации и систему жизненных смыслов личности в ранней и средней взрослости;
3. Провести оценку различий между характеристиками чтения и ценностно-смысловой сферой личности в ранней и средней взрослости;
4. Изучить связи читательских и ценностно-смысловых характеристик личности в двух возрастных группах;
5. Провести качественный анализ особенностей чтения по «Опроснику читателя» и методике «Книжная полка».
Так как мы изучаем характеристики чтения и ценностно-смысловую сферу личности, то использует две группы методов:
Методики, относящиеся к чтению:
1) Методика «Опросник читателя» Н.А. Логиновой - А.И. Коченовой, направленная на определение качества чтения;
2) Проективная методика «Книжная полка» О.И. Даниленко - А.И.Китаевой о читательских диспозициях.
Методики, относящиеся к ценностно-смысловой сфере личности:
3) Методика о ценностных ориентациях «ЦО-36» В.Н. Куницыной;
4) Методика о системе жизненных смыслов «СЖС» В.Ю. Котлякова.
Методы обработки:
• Качественный - контент-анализ высказываний испытуемых об их чтении;
• Количественные - статистическая обработка данных, в том числе критерий значимости различий U Манна-Уитни и корреляционный анализ по методу Спирмена.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе исследования, относящегося к психологии чтения и личности читателя, поставленная нами цель и задачи были выполнены. Полученные результаты подтверждают, что чтение художественной литературы остается и в наши дни важным жизненным занятием людей, в том числе и взрослых.
Наше предположение о том, что есть возрастные различия в характеристиках чтения и ценностно-смысловой сфере личности подтверждена частично. В читательских диспозициях, ценностных ориентациях и системе жизненных смыслов обнаружены некоторые статистически значимые различия. Вместе с тем, в качественных характеристиках чтения их, по нашим данным, нет. Полученные результаты приводят к мысли о большем сходстве людей в ранней и средней взрослости по интересующим нас характеристикам, чем об их различиях. Это соответствует известным закономерностям развития взрослых, когда личностные особенности становятся более существенными, чем собственно возрастные.
Предположение о наличии связей между читательскими и ценностно-смысловыми характеристиками подтвердилась полностью: мы обнаружили значимые связи между читательскими диспозициями, качественными характеристиками чтения, ценностными ориентациями и жизненными смыслами перечисленных по всей выборке и, в частности, в ранней и средней взрослости. Достоин дальнейшего изучения вопрос о месте читательских характеристик в общей структуре личности.
В дальнейшем хотелось бы проверить и уточнить выявленные тенденции на разных выборках и разными методиками, соотнося их с общими законами индивидуального психического развития взрослых. Перспективным представляется сравнительное изучение всех возрастных групп читателей, включая пожилых и старых людей с разным жизненным и читательским опытом.
Также в процессе исследования укрепилось мнение, высказанное в науке, что существует читательский талант как особое качество глубокого, заинтересованного личностного чтения, которое приближается иногда к таланту автора художественного произведения. Этот вопрос требует специального психологического изучения.



1. Gaiman, N., Neil Gaiman lecture in full: Reading and obligation [Электронный ресурс] // Readingagency.org.uk: The Reading Agency, 2013
URL: https://readingagency.org.uk/news/blog/neil-gaiman-lecture-in-full.html (дата
обращения: 17.08.2015)
2. Gottschall, J., Why fiction is good for you [Электронный ресурс] // Bostonglobe.com: The Boston Globe, 2015
URL: https://www.bostonglobe.com/ideas/2012/04/28/why-fiction-good-for-you-how-
fiction-changes-your-world/nubDy1P3viDj2PuwGwb3KO/story.html (дата обращения: 02.11.2015)
3. Oatley, K., Change Yor Self: Read Fiction [Электронный ресурс] // Psychologytoday.com: Psychology Today, 1991-2015
URL: https://www.psychologytoday.com/blog/the-psychology-fiction/201009/change-
your-self-read-fiction (дата обращения: 03.11.2015)
4. Oatley, K., Empathy anf Fiction [Электронный ресурс] // Psychologytoday.com: Psychology Today, 1991-2015
URL: https://www.psychologytoday.com/blog/the-psychology-fiction/201111/empathy-
and-fiction (дата обращения: 03.11.2015)
5. Oatley, K., Why Read Fiction? [Электронный ресурс] // Psychologytoday.com: Psychology Today, 1991-2015
URL: https://www.psychologytoday.com/blog/the-psychology-fiction/201005/why-read- fiction(дата обращения: 03.11.2015)
6. Анкудович Я. Социальные механизмы формирования читательской культуры // Библиотека и чтение: проблемы и исследования / Сост. В.Д. Стельмах. - СПб., 1995. - С.112-117
7. Аскарова В.Я. О понятии «читательская мода» // Психология чтения и проблемы типологии читателей. Сборник научных трудов. - Ленинград, 1984. - С. 29-38
8. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001. - 416 с
9. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы теории и истории эстетики. - М., 1968. С.55-68
10. Балашова Е.В. Психология чтения: проблемы и аспекты рассмотрения // Вестн. АлтГТУ им. И.И. Ползунова. - 2006. - №1. - С. 69
11. Беляева Л.И. К вопросу о типологии читателей // Проблемы социологии и психологии чтения / Под ред. Э.Г.Храстецкого. М., 1975. С. 143-161
12. Белянин В.П. Библиопсихологический аспект оптимизации функционирования художественного текста // Оптимизация речевого воздействия / Ред. Р.Г. Котов. - М., 1990.- С. 169-180
13. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики: модели мира в литературе. - М., 2000. - 248 с.
14. Боранбаева З.И. Чтение взрослых - актуальная и социально-значимая проблема для общества. О монографии Т. Г. Браже "Чтение взрослых как фактор влияния на развитие личности" [Текст] // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2013. - № 2. - С. 69-77
15. Бородина В. А. Психологические методы в изучении читательского развития // Библиосфера, 2008. №2. С.18-23
16. Бородина В.А. Психология чтения. - СПб., 1997. - 78 с.
17. Бородина В.А., Бородин С.М. К истокам психологического знания о чтении // Психология и педагогика чтения: ред., сост. С.М.Бородин. - СПб.: Intermedika, 2012. - 124 с. С.19-29
18. Бородина В.А., Бородин С.М. Психология чтения в непрерывном образовании // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество», Москва, 2012. Том 1, с. 67-68
19. Болд Л. К вопросу восприятия художественного произведения // Вестник ТГУ. - 2008. - Вып. 12 (68). - С. 177-181
20. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М., 1989. - 304 с.
21. Вайну М. Об индивидуальных особенностях восприятия романа. - Таллинн: Валгус, 1976. - 35 с.
22. Воронова Т.В. Методика выявления личностных функций чтения художественной литературы // Психология чтения и проблемы типологии читателей. Сборник научных трудов. - Ленинград, 1984. - С. 76-84
23. Воюшина М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения // Начальная школа, 2004. - №3. - С. 39-44
24. Горева Г.Н. Методика определения уровней литературно-художественного вкуса и восприятия художественного текста // Психология чтения и проблемы типологии читателей. Сборник научных трудов. - Ленинград, 1984. - С. 85-91
25. Гринева М.И. Чтение современного подростка: отказ или изменение смысла? // На путях к новой школе. - 2013. - №1. - С. 85-87
26. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций // Психология социальных ситуаций / Под ред. Н.В. Гришиной. - Спб., 2001. - С. 8-25
27. Губин В.Б. Читайте хорошие книги. Справочник для читателя. - М., 2003. - 64 с.
28. Гудков Л.Д. Институциональные рамки чтения: консервация культурных разрывов // Читающий мир и мир чтения / Сост. В.Д. Стельмах. - М., 2005. - С. 29-30
29. Гудова М.Ю. Интернет-чтение как новая форма социальной организации чтения // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №1 (38). - С. 237-240
30. Даниленко О.И. Проективная методика изучения художественных предпочтений: теоретические основы, описание и опыт применения // Вестник СПбГУ. - 2010. - Сер.12. - Вып.3. - С. 49-54
31. Даниленко О.И. Проявление системы ценностей личности в читательских предпочтениях // Семья в современном мире. - СПб, 2010. - С. 218-223
32. Даниленко О.И. Художественный нарратив как инструмент саморегуляции // Ананьевские чтения - 2005. СПб., 2005. - С. 551-552
33. Даниленко О.И., Никольская А.А. Изменение эмоционального состояния человека под влиянием художественных текстов // Ананьевские чтения - 2005. - СПб.,
2005. - С. 552-554
34. Даниленко О.И., Янкелевич М.С. Отношение к искусству как проявление
ценностных ориентаций личности // Вестник СПбГУ. - 2011. - Сер.12. - Вып.2. -
С. 202-208
34. Даниленко О.И., Янкелевич М.С. Отношение к искусству как проявление
ценностных ориентаций личности // Вестник СПбГУ. - 2011. - Сер.12. - Вып.2. -
С. 202-208
35. Деккушева Р.А. Творческое чтение - источник познания жизни и самообразования. Учебное пособие. - Карачаевск, изд-во КЧГПУ, 2001. - 212 с.
36. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М., 1978. - 272 с.
37. Дубин Б. В., Зоркая Н. А. Чтение в России-2008. Тенденции и проблемы. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. - 80 с.
38. Емельянова Т.В., Неверович Г.А. Чтение как способ формирования поля психологической устойчивости человека на поздних этапах онтогенеза // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - №4-2. - С. 244-248
39. Зайцева Е.В. Чтение как фактор формирования ценностных ориентаций старшеклассников // На путях к новой школе. - 2013. - №1. - С. 91-83
40. Зайцев В.Н. Чтение - проблема развития общества // Читающий мир и мир чтения / Сост. В.Д. Стельмах. - М., 2005. - С. 16
41. Карандашев В.Н. Методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности. - Спб., 2004. - 70 с.
42. Кашкаров А.П. Чтение наоборот: практические приёмы возбуждения детского интереса к книге // Психология и педагогика чтения: ред., сост. С.М.Бородин. - СПб.: Intermedika, 2012. - С. 63-68
43. Китаева А.И. Связь читательских диспозиций и ценностных ориентаций личности // Вестник СПбГУ. Сер. 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2008. - №2. - С. 239-245
44. Китаева А.И. Система читательских диспозиций личности: проблемы типологии и диагностики // Вестник СПбГУ. Сер. 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2010. - №2. - С. 251-257
45. Китаева А.И., Даниленко О.И. Психология читательских предпочтений в области художественной литературы // Психология XXI века, 2007 год / Под науч. ред. В.Б. Чеснокова. - СПб.: СПбГУ, 2007. - С. 35-37
46. Кольчугина А.Ю. Читательские предпочтения подростков и проблема формирования читательской компетенции // Психодидактика высшего и среднего образования. - 2014. - С. 253-256
47. Корсунский Е.А. О роли художественной литературы в познании психологии человека // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов. - 2013. - Вып. 6. - С. 55-59
48. Котляков В.Н. Методика "Система жизненных смыслов" // Вестник Кем.ГУ, 2013. - Том 1, №2 (54). - С. 148-153
49. Коченова А.И., Логинова Н.А. Читательские диспозиции студентов в связи с характеристиками ценностно-смысловой сферы личности // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. - 2015. - Т. 3. - С. 63-69
50. Куницына В.Н. Методы изучения семейных ценностей и взаимодействия внутри семьи (ЦО-36, ПиН) // Семья в современном мире / Сост. и науч. ред. В.Н. Куницына. СПб., 2010. - С. 42-53
51. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой активности. 2-е изд., испр. М.: Смысл, 2003. - 487 с.
52. Логинова Н.А. Взаимосвязь личностного и литературного развития, 2004, рукопись
53. Локиев А.А. Роль и значение поэзии в языке // Психология и педагогика чтения: ред., сост. С.М.Бородин, - СПб.: Intermedika, 2012. - С.75-80
54. Лукшин И.П. Социальная типология эстетического вкуса // Восприятие музыки / Ред.-сост. В.Н. Максимов. - М., 1980. - С. 38-54
55. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности.
- Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1999. - 256 с.
56. Мжельская Е.Л. К вопросу о читательских предпочтениях детей // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. - 2005. - №1. - С. 193-198
57. Мосунова Л.А. Чтение художественной литературы как процесс понимания смысла // Вопросы психологии. - 2005. - №5. - С. 66-74
58. Мусаева В.И. Читательские и художественные предпочтения младших подростков // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. - 2003. - №3 -1. - С. 56-61
59. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 392 с.
60. Новицкая Л.Ф. Возможности искусства в идентификации личности // Арт- терапия в контексте традиционной культуры. - СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2010. - с. 16-20
61. Отле П. Труды по библиотековедению. - М., 2002. - 227 с.
62. Павлова А.С. Мотивы чтения в типологизации читателей // Психология чтения и проблемы типологии читателей. Ленинград, 1984. - С. 69-75
63. Пашукова Т.И., Чистова А.А. Возможности использования художественных текстов как средства регуляции психического состояния в учебной деятельности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2013. - №16 (676). - С. 161-172
64. Первова Г.М. Задачи обучения чтению на современном этапе развития школы // Начальная школа. - 2014. - №3. - С. 17-19
65. Попова Е.С. Мотивация школьников к самообразованию и чтению // Народное образование. - 2012. - №2. - С. 69-173
66. Пушкина А.В. Влияние художественной литературы на формирование идеалов современной российской молодежи // Социальная психология и общество. - 2014. - Том 5.
- № 2. - С. 152-157
67. Рождественская Р.Л. Роль семейного чтения в формировании творческого читателя // Начальная школа. - 2008. - № 6. - С. 25-28
68. Рубакин Н.А. Психология читателя и книги. - М., 1997. - 263 с.
69. Собкин В.С. Отношение учащихся основной школы к художественной литературе // Социология образования. Труды по социологии образования / Под ред. В.С. Собкина, Москва, 2011. - С. 131-155
70. Степанова М.А. Психологическое лицо литературы // Вопросы психологии,
2006. - №3. - с. 109-122
71. Тихомирова И.И. Чтение как способ развития творческой одаренности детей // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». - Москва, 2012. - Том 1. - С. 98-99
72. Умнов Б.Г. Проблема читательского интереса в социально-психологической теории // Журналист, пресса, читатель / Под ред. С.В. Смирнова. - Л., 1969. - С. 82-96
73. Чернов А.В. Время искать читателя к проблеме читателя и чтения в современной России // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2009. - Том 4. - С. 70-75
74. Чикишева О.В. Проблемы интереса к чтению у младших школьников // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2014. - Том 3, №5. - С. 145-150
75. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М., 1982. - С. 55-60
76. Штурбина Н.Л. Поиск путей повышения эффективности уроков чтения и литературно-творческое развитие учащихся // Начальная школа. -2002. - №11. - С. 67-72
77. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово, 2000. - 203 с.
78. Янкелевич М.С. Проявление психологических типов отношения к искусству в художественных предпочтениях молодежи // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2011. - №2-4. - Т. 13. - С.905-910


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ