Введение 3
Глава 1. Теоретические основы рекламы в театральной сфере 5
1.1. Общая характеристика театрального рынка Санкт-Петербурга как
сегмента арт-рынка 5
1.2. Сущность рекламы и её роль в системе маркетинговых коммуникаций .. 16
1.3. Особенности рекламы как элемента маркетинговых коммуникаций в театральной сфере 22
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей применения рекламы в театральной сфере в Санкт-Петербурге 28
2.1. Методы и организация исследования практики применения каналов
распространения рекламы в театрах Санкт-Петербурга 28
2.2. Результаты исследования практики применения каналов распространения
рекламы в театральной сфере в Санкт-Петербурге 33
2.3. Выводы по результатам исследования 45
Заключение 50
Список литературы 52
Приложения
Актуальность темы исследования обусловлена возрастанием экономического значения рекламы в различных сферах деятельности. Быстрое развитие технологий, предоставляющее все более разнообразные способы сообщения между участниками рынка, поспособствовало внушительному расширению рекламной деятельности во многих сферах, в том числе и театральной. В свою очередь, театрам необходимы средства на содержание, подготовку квалифицированных кадров, поддержание разнообразного и востребованного репертуара. Однако театрам не всегда удается повысить самоокупаемость за счет проводимых ими рекламных кампаний. Поэтому изучение театральной сферы на предмет применения рекламы является актуальным.
Цель исследования: выявление особенностей применения рекламы в театральной сфере.
Задачи:
• раскрыть понятие и дать характеристику театральному рынку Санкт- Петербурга;
• обозначить особенности рекламы как элемента маркетинговых коммуникаций в театральной сфере;
• проанализировать практику применения рекламы в театрах Санкт- Петербурга;
• сделать выводы по использованию рекламы в театральной
деятельности Санкт-Петербурга.
Объект исследования: реклама в театральной сфере.
Предмет исследования: практика использования различных способов, приёмов рекламы в театральной сфере (в Санкт-Петербурге).
Теоретическая база исследования представлена работами таких зарубежных и отечественных авторов, как Котлер Ф., Шефф Д., Армстронг Г., Вонг В., Сондерс Д., Аренс У., Рассел Дж. Т., Лейн У. Р., Долганова Е. А., Глазкова С. А., Успенский И.В., Романов А.А., Синяева И. М., Земляк С. В., Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К., Шахурин В.Г.Работа также дополнена научными статьями, публикациями исследований театральной сферы таких авторов, как Пучкова Е.И., Канащук Т. Н., Лысакова А. А.; а также официальными документами. Однако нужно отметить, что именно специфика рекламы в сфере исполнительских искусств не достаточно хорошо разработана в отечественной и зарубежной литературе.
Эмпирическую базу исследования составили следующие количественные и качественные методы: анкетирование, экспертное интервью.
Структуру работы составляет введение, одна теоретическая глава, в которой описываются теоретические основы рекламы в театральной сфере, а также представлена характеристика театрального рынка Санкт-Петербурга, и одна практическая глава, посвященная исследованию практики применения рекламы театрами Санкт-Петербурга, далее следуют заключение, список литературы, приложения.
В данной работе был проанализирован театральный рынок Санкт- Петербурга и выявлены его основные характеристики. Специфическая особенность театрального рынка, как и арт-рынка в целом, состоит в том, что в нем сочетаются материальная составляющая и духовные ценности. Специфика театральной сферы еще и в том, что театр по своей природе считается экономически убыточной организацией, в связи с чем наиболее острой проблемой является финансирование. Поэтому для поддержания самоокупаемости, театрам необходимо искать дополнительные источники финансирования, а также применять различные инструменты маркетинговых коммуникаций, в том числе и рекламу. Однако реклама в театральной сфере также имеет свои особенностей: спектакль представляет собой особую художественную продукцию, поэтому в качестве объекта купли-продажи на театральном рынке выступает не сам спектакль как таковой, а его образ - идеальная художественная целостность. То есть потребитель получает не материальный товар, а моральное и эстетическое удовольствие, удовлетворение в культурном досуге.
Выбранные методы исследования-анкетирование и экспертное интервью - позволили проанализировать практику применения каналов рекламных коммуникаций в театрах Санкт-Петербурга, выделить из них наиболее востребованные и выявить основные особенности применения рекламной коммуникации.
В результате исследования было выявлено, что наиболее значимым источником информации в театральной сфере являются личные коммуникации, то есть люди предпочитают узнавать в спектаклях от кого - то, кому они доверяют. На втором и третьем месте после устных
отзывов Интернет-реклама и наружная реклама соответственно. В то же время итоги экспертных интервью показали, что некоторые театры стали постепенно отказываться от распространения наружной рекламы ввиду нерентабельнсти и начали большее внимание уделять рекламе в Интернете для продвижения театрального продукта, так как считают это средство более доступным. Нужно отметить, что традиционная плакатная форма рекламы театров может быть применимой и в Интернет-среде. В театральной сфере активно применяется реклама в местах продаж. Также в результате исследования удалось выяснить, что эффективным методом привлечения зрителя в театр является использование имени и изображения знаменитых актеров на рекламном плакате. В работе также было отмечено, что в непростых условиях, в которых находятся театры (высокая конкуренции, проблема финансирования и самоокупаемости), только продуманная и тщательно спланированная рекламная кампания приведет к достижению наибольшей эффективности рекламной коммуникации.
Данное исследование позволило выявить особенности практики применения рекламы в театральной сфере в Санкт-Петербурге. Таким образом, можно считать, что поставленная цель достигнута, а задачи выполнены.
1. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 05.12.2016) "О рекламе", гл. 1, ст. 3.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1019-р г.
3. Постановление Правительства РФ от 25 марта 1999 г. N 329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации" с изменениями от 23 декабря 2002 г.
4. Постановление Правительства Москвы от 20 сентября 2011 года N 431- ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Культура Москвы 2012-2016 годов".
5. Аренс У. Современная реклама/ У. Ф. Аренс, М. Ф. Вейголд, К. Аренс; {пер. с англ. В. Кузина}. - М.: Эксмо, 2011. -179 с.
6. Барежев В. А. Связи с общественностью: История, теория, практика. Учебно-методическое пособие для подготовки к государственному экзамену. Часть 1.Барежев В. А. - СПб.: СПбГИЭУ, 2011. - с. 300. [Электронный ресурс]. URL: http://allrefs.net/c3/4db2k/(дата обращения: 10.04.2017).
7. Блюм М. А. Основы использования средств рекламы в коммерческой деятельности / Учебное пособие / М. А. Блюм, Н. В. Молоткова. — Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО "ТГТУ", 2012. — 160 с.
8. Быстрова О.А. Продвижение культурного продукта в системе
маркетинга социально-культурной сферы // Аналитика культурологии. - 2013. - No27. [Электронный ресурс]. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/prodvizhenie-kultumogo-produkta-v-sisteme- marketinga-sotsialno-kulturnoy-sfery(дата обращения: 29.03.2017).
9. Бюджет театра: самоокупаемость // Справочник руководителя
учреждения культуры. - 2016. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.cultmanager.ru/article/6964-qqq- 16-m9-01 -09-2016-byudj et-teatra- samookupaemost?ustp=W(дата обращения: 02.05.2017).
10. Ван М. Художественно-коммуникативные особенности современного плаката: новейшие концепции и тенденции развития в зарубежной практике: Автореф. дис. канд.иск.: 17.00.06 / Мэни Ван. - СПб., 2010. -154 с.
11. Галицкий Е. Б. Методы маркетинговых исследований: учеб пособие / Е.Б. Галицкий. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение»,2004. -398 с.
12. Глазкова С. А. PR-коммуникация в арт-бизнесе : учеб.пос. / С. А. Глазкова. СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2016. —179 с.
13. Долганова Е. А. Арт-рынок в условиях современной России // Вопросы культурологии. - 2011. - №2. - 33-34 с.
14. Дадамян Г. Культурную жизнь страны будут проектировать продюсеры // newslab.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://newslab.ru/article/276486(дата обращения: 07.04.2017).
15. Дом Книги // Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: [http://www.spbdk.ru:81/discounts/actions.html] (дата обращения: 27.04.2017).
16. Иванова Т. В пользу бедных: государственные деньги для негосударственных театров / Татьяна Иванова // Бумага. - 2014. - 24 февр. [Электронный ресурс]. URL: http://paperpaper.ru/nonstate-theatre/(дата обращения: 25.02.2017).
17. Исследования. Развитие интернета в регионах России // Яндекс.
[Электронный ресурс].
URL:https://yandex.ru/company/researches/2015/ya internet regions 2015#vozra stpolzovatelejj interneta(дата обращения: 26.03.2017).
18. Исследование GfK: Тенденции развития Интернет-аудитории в России
release/issledovanie-gfk-tendencii-razvitija-internet-auditorii-v-rossii/ (дата
обращения: 01.05.2017).
19. Канащук Т. Н. Маркетинг в сфере театрального искусства // Омский
научный вестник. - 2013. - №2. [Электронный ресурс]. URL:
http://cyberleninka.rU/article/n/marketing-v-sfere-teatralnogo-iskusstva (дата
обращения: 02.04.2017).
20. Клуб друзей как источник финансирования проектов театра // Портал информационной поддержки руководителей учреждений культуры. - 2011. - 5 окт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cultmanager.ru/e-s/5368(дата обращения: 10.03.2017).Колбер Ф. Маркетинг культуры и искусства / Ф. Колбер (и др.) / Пер. с англ. Л. Мочалова; под ред. к. и. М. Наймарк. - СПб.: Издатель Васин А. И., 2004. - 256 с.
21. Котлер Ф. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств / Ф. Котлер, Дж. Шефф. - М.: Классика-XX I, 2004. - 688 с.
22. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. — 3-е издание. — СПб.: Питер, 2012. - 810 с.
23. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. - 785 с.
24. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, В. Вонг, Д. Сондерс. - 5-е европейское изд.: Пер. с англ. - М.:ООО «И.Д. Вильямс», 2012. -752 с.
25. Краудфандинг или народное финансирование социокультурных проектов // Портал информационной поддержки руководителей учреждений культуры. - 2013. - 1 сент. [Электронный ресурс]. URL: www.cultmanager.ru /e-s/4652 (дата обращения: 17.03.2017).
26. Лапина К. В. Театральная афиша в России: опыт истории от возникновения до 20 -х годов ХХ века: дис. к. и. н. - Москва, 2008 г. - 184 с.
27. Лысакова А. А. Contemporaryart как предмет как предмет потребления в системе арт-рынка новейшего времени // Вопросы культурологии. -2011. -
№5. - C. 230-240. [Электронный ресурс]. URL:
http:ZZecsocman.hse.ru/data/2013/02Z11/1251419942/Lysakova_2011_5.pdf (дата обращения: 19.01.2017).
28. Макарова Е. Медиа не сходят с экранов / Елизавета Макарова //
Коммерсант. - 2016. [Электронный ресурс]. URL:
http:ZZwww.kommersant.ru/docZ3182864(дата обращения: 01.05.2017).
29. Молодежный театр на Фонтанке / Официальный сайт // [Электронный ресурс]. URL: http:ZZwww.mtfontanka.spb.ru/(дата обращения: 27.03.2017).
30. Мониторинг удовлетворенности горожан услугами учреждений
культур // Комитет по культуре Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.spbculture.ru/ru/monitoringudoletv.html(дата обращения:
22.01.2017).
31. Назаренко Д. 10 правил эффективного дизайна в наружной рекламе //
NewsOutdoor. [Электронный ресурс]. URL:
http:ZZwww.russoutdoor.ruZuploadZiblockZ6e5ZDesRul booklet.pdf (дата
обращения: 31.04.2017).
32. Новости Министерства // Министерство культуры Российской
Федерации. [Электронный ресурс]. URL: httpr/mkrf.ru/press-
centerZnewsZministerstvoZministr-kultury-budet-sozdana-sistema-podscheta-ko (дата обращения: 18.02.2017).
33. Панкратов Ф. Г. Рекламная деятельность / Ф. Г. Панкратов, Т. К. Серегина, В. Г. Шахурин. - Учебник. - М., 2008. - 364 с.
34. Пучкова Е. И. Маркетинг в сфере театрального искусства // Маркетинг
с России и за рубежом. [Электронный ресурс]. URL: http:ZZwww.cfin.ruZpressZmarketingZ1998-1/09.shtml (дата обращения: 30.03.2017).
35. Рассел Дж. Т. Рекламные процедуры Клеппнера / Дж. Т. Рассел, У. Р. Лейн. - 15-е изд. - СПб., 2003. - 537 с.
36. Разъяснение о рекламе в сети "Интернет" // Федеральная
http: //fas. gov.ru/documents/documentdetail s. html?id=1169 (дата обращения:
30.04.2017).
37. Рейтинг социальных сетей на 2016 год // SEO-Auditor. [Электронный ресурс]. URL: http://gs.seo-auditor.com.ru/socials/2016/(дата обращения: 01.05.2017).
38. Российская периодическая печать: состояние, тенденции и
перспективы развития. Отраслевой доклад // Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. - 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fapmc.ru/slabovid/activities/reports/2015/pechat.html (дата
обращения: 25.04.2017).
39. Романов А. А. «Реклама. Интернет-реклама»: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 2003. - 168 с.
40. Синяева И. М. Маркетинговые коммуникации: Учебник / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев. - Под ред. проф. Л. П. Дашкова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. -324 с.
41. Статистика культурной жизни // Комитет по культуре Санкт-
Петербурга. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.spbculture.ru/ru/statistics.html(дата обращения: 22.01.2017).
42. Театр Комедии им. Н. П. Акимова / Официальный сайт // [Электронный ресурс]. URL: http://akimovkomedia.ru/(дата обращения: 27.03.2017).
43. Театр им. Комиссаржевской / Официальный сайт // [Электронный ресурс]. URL: http://www.teatrvfk.ru/(дата обращения: 27.03.2017).
44. Театр им. Ленсовета / Официальный сайт // [Электронный ресурс]. URL: http://lensov-theatre.spb.ru/(дата обращения: 27.03.2017).
45. Театр Комедианты / Официальный сайт // [Электронный ресурс]. URL: http://komedianty.com/(дата обращения: 27.03.2017).
46. Театр Мастерская / Официальный сайт // [Электронный ресурс]. URL: https://www.vteatrekozlov.net/(дата обращения: 27.03.2017).
47. Театр на Васильевском / Официальный сайт // [Электронный ресурс]. URL: http://teatrvo.ru/(дата обращения: 27.03.2017).
48. Театр На Литейном / Официальный сайт // [Электронный ресурс]. URL: http://www.naliteinom.ru/(дата обращения: 27.03.2017).
49. Театр Приют комедианта / Официальный сайт // Электронный ресурс].URL: http://www.pkteatr.ru/(дата обращения: 27.03.2017).
50. Требования к размещению рекламных конструкций в Санкт-
Петербурге // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL:
http://gov.spb.ru/law?d&nd=8463920&nh=0&ssect=1 (дата обращения:
01.05.2017).
51. Успенский И. В. Интернет-маркетинг / Учебник.- СПб.: Изд-во
СПГУЭиФ, 2003. [Электронный ресурс]. URL:
http: //www.aup.ru/books/m80/9. htm(дата обращения: 26.03.2017).
52. Ульяновский А. В. Маркетинговые коммуникации: 28 инструментов миллениума / А. В. Ульяновский. - М.: Эксмо, 2008. - 432 с.
53. Федеральная служба государственной статистики // Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/(дата обращения: 22.01.2017).
54. Фокина К. И. Информационное сопровождение спектакля в
современном театральном процессе: Автореф. дис. канд.иск.: 17.00.01 /
Фокина Ксения Игоревна. - М., 2008. [Электронный ресурс]. URL:
http://cheloveknauka.com/informatsionnoe-soprovozhdenie-spektaklya-v- sovremennom-teatralnom-protsesse(дата обращения: 07.04.2017).
55. Шевченко А. С. Театральная афиша как рекламный текст и метод
воздействия // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2014. - №1. [Электронный ресурс]. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/teatralnaya-afisha-kak-reklamnyy-tekst-i-metod- vozdeystviya(дата обращения: 31.04.2017).
56. Bernstein J.S. Arts Marketing Insights: The Dynamics of Building and Retaining Performing Arts Audiences. - San-Francisco: Jossey-Bass, 2007. -111-
113 с. [Электронный ресурс]. URL:
http://abufara.com/abufara.net/images/abook file/Arts%20Marketing%20Insights. pdf(дата обращения: 28.04.2017).