Методическая продукция библиотек в электронной среде
|
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ, ЖАНРОВО-ВИДОВАЯ И ТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ 9
1.1 Освещение методической деятельности библиотек в профессиональной литературе 9
1.2. Жанрово-видовая структура методических сайтов и методических страниц официальных сайтов библиотек 39
1.3. Тематическая структура методической продукции на
сайтах центральных библиотек субъектов РФ 56
1.4. Анализ структуры методических сайтов и страниц 60
ГЛАВА II. МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА САЙТА ЦГПБ ИМ. В. В. МАЯКОВСКОГО 78
2.1. Результаты предпроектного обследования деятельности Управления научно-организационной работы и сетевого взаимодействия ЦГПБ им. В. В. Маяковского 78
2.2. Результаты анкетирования сотрудников
методических служб общедоступных библиотек Санкт- Петербурга 83
2.3. Методические рекомендации по наполнению раздела
«Коллегам» сайта ЦГПБ им. В. В. Маяковского 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 107
Приложение 1. База исследования: список ресурсов 127
Приложение 2. Классификация методической документации 128
Приложение 3. Жанрово-видовая структура базы исследования 129
Приложение 4. Соответствие жанрово-видовой структуры базы исследования классификации методической продукции А. Н. Ванеева 137
Приложение 5. Тематическая структура методической продукции 157
Приложение 6. Разделы методических страниц и сайтов159
Приложение 7. Анкета для методистов общедоступных библиотек Санкт-Петербурга 163
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ, ЖАНРОВО-ВИДОВАЯ И ТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ 9
1.1 Освещение методической деятельности библиотек в профессиональной литературе 9
1.2. Жанрово-видовая структура методических сайтов и методических страниц официальных сайтов библиотек 39
1.3. Тематическая структура методической продукции на
сайтах центральных библиотек субъектов РФ 56
1.4. Анализ структуры методических сайтов и страниц 60
ГЛАВА II. МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА САЙТА ЦГПБ ИМ. В. В. МАЯКОВСКОГО 78
2.1. Результаты предпроектного обследования деятельности Управления научно-организационной работы и сетевого взаимодействия ЦГПБ им. В. В. Маяковского 78
2.2. Результаты анкетирования сотрудников
методических служб общедоступных библиотек Санкт- Петербурга 83
2.3. Методические рекомендации по наполнению раздела
«Коллегам» сайта ЦГПБ им. В. В. Маяковского 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 107
Приложение 1. База исследования: список ресурсов 127
Приложение 2. Классификация методической документации 128
Приложение 3. Жанрово-видовая структура базы исследования 129
Приложение 4. Соответствие жанрово-видовой структуры базы исследования классификации методической продукции А. Н. Ванеева 137
Приложение 5. Тематическая структура методической продукции 157
Приложение 6. Разделы методических страниц и сайтов159
Приложение 7. Анкета для методистов общедоступных библиотек Санкт-Петербурга 163
Актуальность темы. В последние годы библиотечное дело в России претерпевает существенные изменения: обновляется содержание библиотечных процессов, внедряются новые технологии, появляются новые функции библиотек. Как его неотъемлемая часть методическая деятельность не является исключением. В решении новых задач библиотеки рассчитывают на квалифицированную и своевременную поддержку федеральных и региональных методических служб.
Изменения касаются не только содержания самой методической деятельности, но и ее терминологического поля, теоретической базы. Главной парадигмой изменений является переход от методического руководства к методическому обеспечению библиотечной деятельности. Изменения затрагивают все аспекты методической работы: переход от административной к консультационной функции, трансформации известных жанров методической продукции и появление под влиянием электронной среды ее новых жанров, рождение новых форм профессионального общения средствами электронной коммуникации - все это является объектом изучения и обобщения с целью выявления существующих проблем, которые предстоит решать методистам в ближайшее время.
Важность создания и наполнения методических порталов и разделов сайтов библиотек - методических центров отмечена на уровне нормативно-рекомендательных актов Российской библиотечной ассоциации. Например, в примерном положении “Научно-методическая деятельность центральных библиотек субъектов Российской Федерации” сказано: «Актуальной площадкой для специалистов библиотечной сферы региона выступает корпоративный информационный портал (сайт) библиотек региона или раздел на сайте ЦБ субъекта РФ» [93, с. 119]. Это означает, что на сегодня значительный поток методической продукции и другого имеющего отношение к методической деятельности контента должен бытовать и получать распространение в среде Интернет.
Изученность вопроса. Основная масса публикаций по теме посвящена либо описанию опыта конкретных библиотек- методических центров, либо сравнительному анализу библиотек по другим аспектам (кадровая обеспеченность методической службы, организация и нормирование труда, направления исследований научно-методических подразделений разных библиотек, структура организационно-методического взаимодействия области и др.). Публикаций, посвященных методической продукции в электронной среде, относительно немного. Невелико количество исследователей методической деятельности. Ведущими можно назвать С. А. Басова [23, 24, 25], М. И. Акилину [6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14], Е. Б. Артемьеву [17, 18, 19], Т. В. Дергилеву [51, 52, 53, 54, 55], Л. М. Ракитскую [110, 111, 112], И. П. Тикунову [124, 125, 126, 127, 128, 129], Т. А. Капустину [66, 67]. Тем не менее, косвенно тема поднимается во многих публикациях, т.к. невозможно недооценивать роль сети Интернет в современном развитии всех видов библиотечной деятельности, в том числе, методической.
Ключевыми работами, на которые опираются современные авторы являются учебное пособие А. Н. Ванеева «Методическое обеспечение библиотечной деятельности” (2000) [32] и практическое пособие для специалистов на каждый день А. И. Пашина “Методика сегодня: и наука, и сервис» (2017) [102].
В настоящее время изучением проблем методической деятельности занимаются специалисты таких крупных научно-исследовательских центров, как Центр по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе (ЦИПР), Научно-методического отдела РНБ, Отдела научно-исследовательской и методической работы ГПНТБ СО РАН и других научно-методических подразделений крупных библиотек.
Некоторые авторы затрагивают деятельность методических служб в электронной среде лишь косвенно, но авторитетные эксперты, такие как Ю. В. Авраева, М. И. Акилина, И. П. Тикунова выделяют внедрение средств ИКТ как ключевой фактор изменения методической деятельности на современном этапе. Большое внимание в литературе уделяется кадровой обеспеченности методических служб (Ю. Б. Авраева, Т. А. Капустина, И. П. Тикунова) [2, 7, 81, 121, 122, 124, 125]. Качество методической работы в электронной среде напрямую зависит от кадровой обеспеченности методической службы.
Объектом исследования является современная методическая деятельность общедоступных библиотек Российской Федерации, предметом - их методическая продукция в электронной среде.
Цель исследования - выявление содержательной и жанрово-видовой структуры методической продукции, размещенной на сайтах и форматов ее представления.
Для достижения поставленной цели представилось необходимым решить следующие задачи:
1 Оценить разработанность темы в литературе, полноту и непротиворечивость терминологического поля исследования;
2. Выявить видовую, жанровую и тематическую структуру электронных методических ресурсов библиотек;
3. Установить предпочтительные форматы представления различных жанров методической продукции в электронной среде;
4. Выявив принципиально новые жанры методической продукции в электронной среде, уточнить классификацию методической продукции библиотек;
5. Провести анализ документации, печатной и электронной продукции Управления научно-организационной работы и сетевого взаимодействия ЦГПБ им. В. В. Маяковского;
6. Выявить информационные потребностей целевой аудитории методического раздела «Коллегам» сайта ЦГПБ;
7. Разработать предложения по развитию структуры и методического контента этого раздела.
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы:
- традиционный (неформализованный) анализ официальных и неофициальных документов по теме исследования - для определения ключевых направлений в изучении темы;
- анализ сайтов центральных библиотек Северо-Западного федерального округа - для выявления видов, жанров и тематики методической продукции;
- классификационный анализ - для выявления тематической структуры методических материалов, размещенных на сайтах библиотек;
- методы включенного и невключенного наблюдения за работой Центра методической работы ЦГПБ им. В. В. Маяковского -для оценки текущего состояния научно-методической деятельности в библиотеке- базе исследования;
- метод анкетирования сотрудников Центра методической работы ЦГПБ им. В. В. Маяковского и методистов общедоступных муниципальных библиотек Санкт- Петербурга - для выявления потребностей в методической информации, размещаемой на сайтах библиотек, и учета их мнения при моделировании профессионального раздела сайта ЦГПБ «Коллегам».
База исследования. В качестве базы исследования были выбраны профессиональные разделы 6 сайтов центральных библиотек субъектов РФ субъектов Северо-Западного федерального округа (далее СЗФО) (Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Республика Коми, Новгородская область, Псковская область), методические портал, сайт и блог 3 центральных библиотек субъектов РФ (Республика Карелия, Мурманская область, Псковская область) и раздел «Коллегам» сайта Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского.
Подробный список ресурсов, входящих в базу исследования см. в Приложении 1.
Практическая значимость.
В результате работы выявлено тематическое и жанрово-видовое ядро методической продукции, что позволяет судить о главных тенденциях методической деятельности библиотек отдельных субъектов РФ и соотнести их с пониманием сути этого вида деятельности в работах авторитетных специалистов A. И. Пашина [102], А. Н. Ванеева [32].
Прагматическое значение работы состоит в разработке модели методической страницы «Коллегам» на сайте ЦГПБ им. B. В. Маяковского и методических рекомендаций по наполнению этой страницы, которые можно экстраполировать и на другие библиотеки.
Оригинальность работы и ее новизна обусловлена отсутствием работ обобщающего характера по заявленной теме.
Результаты работы могут иметь значение для осмысления глобальных трансформаций в содержании и направления развития методической деятельности библиотек России, актуализации классификации методической продукции, выявления новых функций методической службы, новых процессов и форм работы.
По итогам работы поставлен вопрос о включении принципиально новых жанров методической продукции в существующие классификации.
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические основания методической деятельности, проанализирована жанрово-видовая и тематическая структура базы исследования.
Во второй главе на основе полученных в результате многоаспектного анализа литературы и сайтов, а также анкетирования сотрудников Центра методической работы ЦГПБ им. В. В. Маяковского и методистов общедоступных библиотек Санкт-Петербурга воссоздана модель методического раздела сайта «Коллегам» ЦГПБ им. В. В. Маяковского, разработаны методические рекомендации по наполнению этого раздела сайта.
Список использованных источников составляет 139 единиц, включающих статьи из профессиональной периодики, научно-практических сборников, монографии, учебные пособия, методические рекомендации, справочную и официальную литературу.
В приложениях размещены: список ресурсов базы исследования, классификация методической документации Л. Л. Диденко, таблицы с данными, полученными в процессе исследования, образец анкеты для опроса сотрудников методических служб общедоступных библиотек Санкт- Петербурга.
Изменения касаются не только содержания самой методической деятельности, но и ее терминологического поля, теоретической базы. Главной парадигмой изменений является переход от методического руководства к методическому обеспечению библиотечной деятельности. Изменения затрагивают все аспекты методической работы: переход от административной к консультационной функции, трансформации известных жанров методической продукции и появление под влиянием электронной среды ее новых жанров, рождение новых форм профессионального общения средствами электронной коммуникации - все это является объектом изучения и обобщения с целью выявления существующих проблем, которые предстоит решать методистам в ближайшее время.
Важность создания и наполнения методических порталов и разделов сайтов библиотек - методических центров отмечена на уровне нормативно-рекомендательных актов Российской библиотечной ассоциации. Например, в примерном положении “Научно-методическая деятельность центральных библиотек субъектов Российской Федерации” сказано: «Актуальной площадкой для специалистов библиотечной сферы региона выступает корпоративный информационный портал (сайт) библиотек региона или раздел на сайте ЦБ субъекта РФ» [93, с. 119]. Это означает, что на сегодня значительный поток методической продукции и другого имеющего отношение к методической деятельности контента должен бытовать и получать распространение в среде Интернет.
Изученность вопроса. Основная масса публикаций по теме посвящена либо описанию опыта конкретных библиотек- методических центров, либо сравнительному анализу библиотек по другим аспектам (кадровая обеспеченность методической службы, организация и нормирование труда, направления исследований научно-методических подразделений разных библиотек, структура организационно-методического взаимодействия области и др.). Публикаций, посвященных методической продукции в электронной среде, относительно немного. Невелико количество исследователей методической деятельности. Ведущими можно назвать С. А. Басова [23, 24, 25], М. И. Акилину [6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14], Е. Б. Артемьеву [17, 18, 19], Т. В. Дергилеву [51, 52, 53, 54, 55], Л. М. Ракитскую [110, 111, 112], И. П. Тикунову [124, 125, 126, 127, 128, 129], Т. А. Капустину [66, 67]. Тем не менее, косвенно тема поднимается во многих публикациях, т.к. невозможно недооценивать роль сети Интернет в современном развитии всех видов библиотечной деятельности, в том числе, методической.
Ключевыми работами, на которые опираются современные авторы являются учебное пособие А. Н. Ванеева «Методическое обеспечение библиотечной деятельности” (2000) [32] и практическое пособие для специалистов на каждый день А. И. Пашина “Методика сегодня: и наука, и сервис» (2017) [102].
В настоящее время изучением проблем методической деятельности занимаются специалисты таких крупных научно-исследовательских центров, как Центр по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе (ЦИПР), Научно-методического отдела РНБ, Отдела научно-исследовательской и методической работы ГПНТБ СО РАН и других научно-методических подразделений крупных библиотек.
Некоторые авторы затрагивают деятельность методических служб в электронной среде лишь косвенно, но авторитетные эксперты, такие как Ю. В. Авраева, М. И. Акилина, И. П. Тикунова выделяют внедрение средств ИКТ как ключевой фактор изменения методической деятельности на современном этапе. Большое внимание в литературе уделяется кадровой обеспеченности методических служб (Ю. Б. Авраева, Т. А. Капустина, И. П. Тикунова) [2, 7, 81, 121, 122, 124, 125]. Качество методической работы в электронной среде напрямую зависит от кадровой обеспеченности методической службы.
Объектом исследования является современная методическая деятельность общедоступных библиотек Российской Федерации, предметом - их методическая продукция в электронной среде.
Цель исследования - выявление содержательной и жанрово-видовой структуры методической продукции, размещенной на сайтах и форматов ее представления.
Для достижения поставленной цели представилось необходимым решить следующие задачи:
1 Оценить разработанность темы в литературе, полноту и непротиворечивость терминологического поля исследования;
2. Выявить видовую, жанровую и тематическую структуру электронных методических ресурсов библиотек;
3. Установить предпочтительные форматы представления различных жанров методической продукции в электронной среде;
4. Выявив принципиально новые жанры методической продукции в электронной среде, уточнить классификацию методической продукции библиотек;
5. Провести анализ документации, печатной и электронной продукции Управления научно-организационной работы и сетевого взаимодействия ЦГПБ им. В. В. Маяковского;
6. Выявить информационные потребностей целевой аудитории методического раздела «Коллегам» сайта ЦГПБ;
7. Разработать предложения по развитию структуры и методического контента этого раздела.
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы:
- традиционный (неформализованный) анализ официальных и неофициальных документов по теме исследования - для определения ключевых направлений в изучении темы;
- анализ сайтов центральных библиотек Северо-Западного федерального округа - для выявления видов, жанров и тематики методической продукции;
- классификационный анализ - для выявления тематической структуры методических материалов, размещенных на сайтах библиотек;
- методы включенного и невключенного наблюдения за работой Центра методической работы ЦГПБ им. В. В. Маяковского -для оценки текущего состояния научно-методической деятельности в библиотеке- базе исследования;
- метод анкетирования сотрудников Центра методической работы ЦГПБ им. В. В. Маяковского и методистов общедоступных муниципальных библиотек Санкт- Петербурга - для выявления потребностей в методической информации, размещаемой на сайтах библиотек, и учета их мнения при моделировании профессионального раздела сайта ЦГПБ «Коллегам».
База исследования. В качестве базы исследования были выбраны профессиональные разделы 6 сайтов центральных библиотек субъектов РФ субъектов Северо-Западного федерального округа (далее СЗФО) (Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Республика Коми, Новгородская область, Псковская область), методические портал, сайт и блог 3 центральных библиотек субъектов РФ (Республика Карелия, Мурманская область, Псковская область) и раздел «Коллегам» сайта Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского.
Подробный список ресурсов, входящих в базу исследования см. в Приложении 1.
Практическая значимость.
В результате работы выявлено тематическое и жанрово-видовое ядро методической продукции, что позволяет судить о главных тенденциях методической деятельности библиотек отдельных субъектов РФ и соотнести их с пониманием сути этого вида деятельности в работах авторитетных специалистов A. И. Пашина [102], А. Н. Ванеева [32].
Прагматическое значение работы состоит в разработке модели методической страницы «Коллегам» на сайте ЦГПБ им. B. В. Маяковского и методических рекомендаций по наполнению этой страницы, которые можно экстраполировать и на другие библиотеки.
Оригинальность работы и ее новизна обусловлена отсутствием работ обобщающего характера по заявленной теме.
Результаты работы могут иметь значение для осмысления глобальных трансформаций в содержании и направления развития методической деятельности библиотек России, актуализации классификации методической продукции, выявления новых функций методической службы, новых процессов и форм работы.
По итогам работы поставлен вопрос о включении принципиально новых жанров методической продукции в существующие классификации.
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические основания методической деятельности, проанализирована жанрово-видовая и тематическая структура базы исследования.
Во второй главе на основе полученных в результате многоаспектного анализа литературы и сайтов, а также анкетирования сотрудников Центра методической работы ЦГПБ им. В. В. Маяковского и методистов общедоступных библиотек Санкт-Петербурга воссоздана модель методического раздела сайта «Коллегам» ЦГПБ им. В. В. Маяковского, разработаны методические рекомендации по наполнению этого раздела сайта.
Список использованных источников составляет 139 единиц, включающих статьи из профессиональной периодики, научно-практических сборников, монографии, учебные пособия, методические рекомендации, справочную и официальную литературу.
В приложениях размещены: список ресурсов базы исследования, классификация методической документации Л. Л. Диденко, таблицы с данными, полученными в процессе исследования, образец анкеты для опроса сотрудников методических служб общедоступных библиотек Санкт- Петербурга.
Для достижения цели исследования были поставлены и последовательно решены следующие задачи: выявлены возможности дополнения классификации методической продукции, структура типичного методического сайта или страницы, основные темы методической продукции в веб-среде. На базе сети общедоступных библиотек были выявлены потребности методистов в наполнении методических онлайн- ресурсов и разработаны рекомендации по наполнению раздела «Коллегам» сайта ЦГПБ им. В. В. Маяковского, выполнен отчет по задачам исследования.
Проведен анализ отобранного массива литературы. Выявлено, что методическая деятельность как объект исследования освещена широко. Выделено 10 актуальных направлений исследований:
- образование и повышение квалификации;
- информационное обеспечение профессиональной деятельности библиотекарей;
- взаимодействие методического центра и библиотек сети;
- кадровая обеспеченность методических служб;
- классификация методической продукции, теоретические подходы к определению методической работы, направления развития, нормативная и правовая база;
- библиотечная аналитика;
- взаимодействие методистов в сети Интернет;
- инновационно-методическая деятельность;
история методических служб.
Каждое направление представлено в аналитическом обзоре литературы. Выявлены различные точки зрения специалистов, что свидетельствует о дискуссионности темы. Самое большое количество публикаций посвящено образованию и повышению квалификации библиотечных сотрудников, что говорит о высокой значимости этого направления исследования. Авторы рассматривают как практические, так и теоретические аспекты методической деятельности библиотек. Незначительное число публикаций посвящено методической деятельности в электронной среде, что свидетельствует об актуальности темы ВКР.
В результате анализа жанрово-видовой структуры методических страниц и сайтов базы исследования было установлено несоответствие обозначений методических материалов классификационным категориям, предложенным в работах А. Н. Ванеева и Л. Л. Диденко. Были выявлены факты появления новых жанров. Новыми являются жанры вебинара, видеоурока, видеоконференции, а также видовая группа концептуальных документов: стратегии, концепции, концептуальные модели и др. При этом вебинары и видеоконференции являются не только жанрами методической продукции, но и формами научно-методической и учебно-методической деятельности. Установлено, что не все классические жанры представлены в методических интернет- ресурсах, что может свидетельствовать о трансформациях в современной библиотечной деятельности. Такими жанрами являются учебные планы, обзоры методических изданий, рецензии на методические издания. Обнаружено сближение группы информационных и рекламных жанров.
Анализ тематической структуры методической продукции позволил выяснить актуальные направления деятельности современных библиотек. Такими являются:
- культурно-досуговая деятельность библиотек;
- научно-исследовательская и научно-методическая деятельность библиотек;
- образовательная деятельность;
- планирование, менеджмент, связи с общественностью, рекламная деятельность;
- комплектование и организация фондов,
- каталогизация;
-обслуживание.
Все эти темы отражают повседневную практику современных библиотек, поэтому по ним создается большое число методических пособий. Именно они отражают потребности библиотечных работников, которые призваны удовлетворять электронные методические ресурсы.
По результатам анализа структуры методических сайтов и методических страниц сайтов библиотек - баз исследования составлена типовая информационная модель методического сайта или страницы сайта. Она включает рубрики/разделы: официальные документы, конкурсы, библиотеки области, повышение квалификации, сводный план мероприятий, аналитические и методические материалы, новости. С учетом этой модели создана модель раздела «Коллегам» на сайте ЦГПБ им. В. В. Маяковского.-
Для разработки рекомендаций проанализирована документация Управления научно-организационной работы и сетевого взаимодействия ЦГПБ им. В. В. Маяковского. Выявлены основные направления методической и организационной работы подразделения. Путем анкетирования выявлены потребности целевой аудитории методического раздела «Коллегам» на сайте ЦГПБ - специалистов методических служб общедоступных библиотек Санкт- Петербурга. Эти потребности в целом соответствуют структуре типового методического сайта/страницы.-
На основе полученных данных разработаны методические рекомендации по структуре, содержательному наполнению и оформлению методического раздела «Коллегам» сайта ЦГПБ. Рекомендации адресованы сотрудникам Управления по научной работе и сетевому взаимодействию и Отделу корпоративных компьютерных технологий ЦГПБ.
Определено понятие методического электронного ресурса, процесса его наполнения. Предъявлены требования к характеру размещаемых материалов.
Полученные в работе результаты позволяют судить о состоянии методической деятельности центральных библиотек Северо-Западного региона. Ее отражение в электронной среде содействует обмену опытом как внутри региона, так и по всей России.
Очевидна необходимость расширять эмпирическую базу исследований, связанных с наполнением и оформлением методических интернет-ресурсов до масштабов всей страны. Необходима объективная оценка состояния этого направления
деятельности для разработки методических рекомендаций всероссийского уровня. Такие исследования логично инициировать федеральным методическим центрам, имеющим возможность влиять на развитие методических интернет- ресурсов регионов. Следует подумать о закреплении в должностных инструкциях обязанностей сотрудников методических служб по ведению таких ресурсов. Широкое распространение электронных форм методической работы позволит увеличить оперативность нововведений, усилить межрегиональное взаимодействие, повысить уровень библиотечной работы, снизить затраты на выездное обучение и проведение оффлайн-мероприятий, издательско-полиграфическую деятельность. Сказанное требует повышения квалификации методистов в области ведения интернет- ресурсов. Его также необходимо проводить централизованно, на всероссийском уровне. Представляется важным выяснить, насколько используются методические интернет-ресурсы их целевой аудиторией. В этом могут помочь технологии веб-аналитики, опросы библиотечных сотрудников. Может стать необходимым обучение библиотечных работников использованию веб-сайтов для поиска профессиональной информации. Целесообразно ориентироваться на их потребности при формировании таких ресурсов.
Изменения, происходящие в современном обществе на фоне социально-экономического и технологического прогресса, не оставляют библиотекам возможности работать так же, как в еще недавнем прошлом. Библиотечным специалистам, а особенно методистам необходимо осознать и принять эти изменения. Только так библиотеки смогут оставаться нужными и важными социальными институтами, не уйти на периферию научно-технического прогресса и общественной жизни. Поэтому важность усилий по объединению единого пространства методического знания библиотек России крайне высока.
Проведен анализ отобранного массива литературы. Выявлено, что методическая деятельность как объект исследования освещена широко. Выделено 10 актуальных направлений исследований:
- образование и повышение квалификации;
- информационное обеспечение профессиональной деятельности библиотекарей;
- взаимодействие методического центра и библиотек сети;
- кадровая обеспеченность методических служб;
- классификация методической продукции, теоретические подходы к определению методической работы, направления развития, нормативная и правовая база;
- библиотечная аналитика;
- взаимодействие методистов в сети Интернет;
- инновационно-методическая деятельность;
история методических служб.
Каждое направление представлено в аналитическом обзоре литературы. Выявлены различные точки зрения специалистов, что свидетельствует о дискуссионности темы. Самое большое количество публикаций посвящено образованию и повышению квалификации библиотечных сотрудников, что говорит о высокой значимости этого направления исследования. Авторы рассматривают как практические, так и теоретические аспекты методической деятельности библиотек. Незначительное число публикаций посвящено методической деятельности в электронной среде, что свидетельствует об актуальности темы ВКР.
В результате анализа жанрово-видовой структуры методических страниц и сайтов базы исследования было установлено несоответствие обозначений методических материалов классификационным категориям, предложенным в работах А. Н. Ванеева и Л. Л. Диденко. Были выявлены факты появления новых жанров. Новыми являются жанры вебинара, видеоурока, видеоконференции, а также видовая группа концептуальных документов: стратегии, концепции, концептуальные модели и др. При этом вебинары и видеоконференции являются не только жанрами методической продукции, но и формами научно-методической и учебно-методической деятельности. Установлено, что не все классические жанры представлены в методических интернет- ресурсах, что может свидетельствовать о трансформациях в современной библиотечной деятельности. Такими жанрами являются учебные планы, обзоры методических изданий, рецензии на методические издания. Обнаружено сближение группы информационных и рекламных жанров.
Анализ тематической структуры методической продукции позволил выяснить актуальные направления деятельности современных библиотек. Такими являются:
- культурно-досуговая деятельность библиотек;
- научно-исследовательская и научно-методическая деятельность библиотек;
- образовательная деятельность;
- планирование, менеджмент, связи с общественностью, рекламная деятельность;
- комплектование и организация фондов,
- каталогизация;
-обслуживание.
Все эти темы отражают повседневную практику современных библиотек, поэтому по ним создается большое число методических пособий. Именно они отражают потребности библиотечных работников, которые призваны удовлетворять электронные методические ресурсы.
По результатам анализа структуры методических сайтов и методических страниц сайтов библиотек - баз исследования составлена типовая информационная модель методического сайта или страницы сайта. Она включает рубрики/разделы: официальные документы, конкурсы, библиотеки области, повышение квалификации, сводный план мероприятий, аналитические и методические материалы, новости. С учетом этой модели создана модель раздела «Коллегам» на сайте ЦГПБ им. В. В. Маяковского.-
Для разработки рекомендаций проанализирована документация Управления научно-организационной работы и сетевого взаимодействия ЦГПБ им. В. В. Маяковского. Выявлены основные направления методической и организационной работы подразделения. Путем анкетирования выявлены потребности целевой аудитории методического раздела «Коллегам» на сайте ЦГПБ - специалистов методических служб общедоступных библиотек Санкт- Петербурга. Эти потребности в целом соответствуют структуре типового методического сайта/страницы.-
На основе полученных данных разработаны методические рекомендации по структуре, содержательному наполнению и оформлению методического раздела «Коллегам» сайта ЦГПБ. Рекомендации адресованы сотрудникам Управления по научной работе и сетевому взаимодействию и Отделу корпоративных компьютерных технологий ЦГПБ.
Определено понятие методического электронного ресурса, процесса его наполнения. Предъявлены требования к характеру размещаемых материалов.
Полученные в работе результаты позволяют судить о состоянии методической деятельности центральных библиотек Северо-Западного региона. Ее отражение в электронной среде содействует обмену опытом как внутри региона, так и по всей России.
Очевидна необходимость расширять эмпирическую базу исследований, связанных с наполнением и оформлением методических интернет-ресурсов до масштабов всей страны. Необходима объективная оценка состояния этого направления
деятельности для разработки методических рекомендаций всероссийского уровня. Такие исследования логично инициировать федеральным методическим центрам, имеющим возможность влиять на развитие методических интернет- ресурсов регионов. Следует подумать о закреплении в должностных инструкциях обязанностей сотрудников методических служб по ведению таких ресурсов. Широкое распространение электронных форм методической работы позволит увеличить оперативность нововведений, усилить межрегиональное взаимодействие, повысить уровень библиотечной работы, снизить затраты на выездное обучение и проведение оффлайн-мероприятий, издательско-полиграфическую деятельность. Сказанное требует повышения квалификации методистов в области ведения интернет- ресурсов. Его также необходимо проводить централизованно, на всероссийском уровне. Представляется важным выяснить, насколько используются методические интернет-ресурсы их целевой аудиторией. В этом могут помочь технологии веб-аналитики, опросы библиотечных сотрудников. Может стать необходимым обучение библиотечных работников использованию веб-сайтов для поиска профессиональной информации. Целесообразно ориентироваться на их потребности при формировании таких ресурсов.
Изменения, происходящие в современном обществе на фоне социально-экономического и технологического прогресса, не оставляют библиотекам возможности работать так же, как в еще недавнем прошлом. Библиотечным специалистам, а особенно методистам необходимо осознать и принять эти изменения. Только так библиотеки смогут оставаться нужными и важными социальными институтами, не уйти на периферию научно-технического прогресса и общественной жизни. Поэтому важность усилий по объединению единого пространства методического знания библиотек России крайне высока.
Подобные работы
- Инновационные формы культурно-досуговой деятельности детской библиотеки (Краснодарский государственный институт культуры)
Дипломные работы, ВКР, библиотечное дело. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - Использование электронной библиографии в муниципальных библиотеках (Кемеровский государственный институт культуры)
Курсовые работы, библиотечное дело. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2021 - Разработка электронного методического пособия к курсу История интерьера
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - АРХИВНЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС ГОСУДАРСТВА
Дипломные работы, ВКР, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - СОВРЕМЕННЫЕ МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ БИБЛИОТЕК (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ)
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - Конструирование методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Практикум по физиологии»
Бакалаврская работа, программирование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Разработка системы показателей оценки уровня лояльности потребителей марочной продукции (на примере АО «Краскон»)
Бакалаврская работа, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - УЧЕТ, КОНТОРОЛЬ И АНАЛИЗ ВЫРУЧКИ ОТ ПРОДАЖ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)
Дипломные работы, ВКР, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - УЧЕТ, КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ ВЫРУЧКИ ОТ ПРОДАЖ ПРОДУКЦИИ(РАБОТ,УСЛУГ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018



