ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Рассказывание как одна из форм связной монологической
речи 7
1.2. Становление и развитие связной речи в онтогенезе 11
1.3. Особенности формирования навыков рассказывания у
дошкольников с общим недоразвитием речи 17
1.4. Методические подходы к формированию навыка
творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 22
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 31
2.1. Обследование связной речи дошкольников с общим
недоразвитием речи 31
2.2. Методические рекомендации по формированию навыка
творческого рассказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
В современной логопедии остро встает вопрос о недостатках связного высказывания детей с общим недоразвитием речи. Это обусловлено социальной значимостью и ролью связной речи в формировании личности, так как именно в связной речи реализуется коммуникативная функция языка и речи.
В современной психолого-педагогической литературе определены теоретические подходы к развитию связной речи как универсальной способности, характеризующей целостное развитие ребенка и являющейся важным показателем его готовности к усвоению школьных навыков (Т.В. Ахутина, Л.О Выготский, Н.И. Жинкин, A.A. Леонтьев и др.).
Одним из видов связной монологической речи является творческое рассказывание, под которым традиционно понимают придумывание детьми рассказов с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложный характер связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания.
Вопросы формирования творческого рассказывания детей исследовались
М.М. Алексеевой, Л.М. Ворошниной, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Л.А. Пеньевской, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, Е.А. Флериной, А.Е. Шибицкой и др.
Значительные трудности в овладении навыками связной речи отмечаются у детей с общим недоразвитием речи, которые обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы.
Проблему изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи исследовали В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Н.А.Никашина, Т.А.Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, А.В. Ястребова и др.
Авторы отмечают, что для детей с общим недоразвитием речи характерны трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. В их высказываниях (пересказ, различные виды рассказов) отмечаются нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, большое число аграмматизмов при построении предложений.
Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению связной речи, проблема изучения навыков рассказывания дошкольников с общим недоразвитием речи требует дальнейшего исследования. Особую актуальность приобретает важность процесса овладения творческим рассказыванием в общем психическом развитии ребенка, с одной стороны, и потребность логопедической практики в разработке новых методов и приемов обучения связной речи данной категории детей, с другой.
Вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы «Формирование навыка творческого рассказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи».
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по формированию навыка творческого рассказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - определить методические условия формирования навыка творческого рассказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - особенности навыка творческого рассказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - методические условия формирования навыка творческого рассказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: формирование навыка творческого
рассказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи:
— систематическая и целенаправленная работа по обучению творческому рассказыванию;
— учет речевых и когнитивных особенностей дошкольников с общим недоразвитием.
В ходе работы были поставлены задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования навыка творческого рассказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Отобрать диагностический материал и провести исследовательскую работу по выявлению уровня сформированности навыка творческого рассказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию навыка творческого рассказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
— теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования;
— эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап);
— количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретико-методологической основой являются психолингвистические представления о тексте, восприятии и порождении речевого высказывания (Н.И. Жинкин, А.А. Залевская, И.А. Зимняя, А.А.Леонтьев, А.Р. Лурия и др.); исследования В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.М. Крыловой, В.И. Логиновой, Г.М. Ляминой, Е.И. Радиной, Е.А. Флериной и др. об особенностях формирования связной речи у детей дошкольного возраста; исследования В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, А.В. Ястребовой и др. об особенностях связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Исследования в области творческого рассказывания детей с ОНР Е.В. Аханьковой, В.П. Глухова, Н.В. Жуковой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 66 «Центр развития ребенка «Теремок» г. Белгорода.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Теоретический анализ литературы по проблеме формирования навыка творческого рассказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи позволил сделать следующие выводы.
Мы выяснили, что под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Рассказ - это самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Рассказы бывают в зависимости от источника высказывания - по игрушкам и предметам, по картине, из опыта, творческие рассказы, в зависимости от ведущего психического процесса - по восприятию, по памяти, по воображению. Выделяют приемы рассказывания: совместное, коллективное, образец рассказа.
Одной из ключевых проблем развития дошкольников является освоение ими связной речи. Связность речи означает, что отдельные высказывания характеризуются смысловым единством и понятны другому на основе собственного предметного содержания, без учета конкретной ситуации, в которой они произносятся. Развитие связной речи проходит сложный путь и к моменту поступления в школу связная речь детей развита достаточно хорошо.
У дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются трудности в овладении навыками рассказывания, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. У этих детей отмечены трудности в воспроизведении развернутых высказываний, нарушения грамматического оформления высказываний, связанности, последовательности, смысловые пропуски.
Целью исследования было выявление уровня сформированности навыка творческого рассказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В целях комплексного исследования связной речи детей была использована серия заданий по методике В.П. Глухова.
Проведенное исследование выявило, что у старших дошкольников с ОНР низкий уровень (60%) сформированности связной речи, в том числе навыка творческого рассказывания. Так, исследования показало, что дети данной категории испытывают трудности при выполнении всех заданий, наиболее трудными были следующие: составление рассказа-описания, рассказа на основе личного опыта, придумывание рассказа на заданную тему, окончание рассказа по предложенному зачину. Для связной речи детей с ОНР было характерно нарушение связности и последовательности изложения, смысловые и лексико-грамматические ошибки, неумение самостоятельно составлять рассказ, чаще с помощью наводящих вопросов, описание предмета сводится к перечислению свойств и признаков, затруднения подбора нужных слов, длительные паузы, неумение заметить и исправить свои ошибки и т.п.
В методических рекомендациях описаны направления логопедической работы по формированию навыка творческого рассказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи:
1. Создание когнитивно-речевой базы, обеспечивающей навык творческого рассказывания.
2. Формирование представлений о трехчастной композиционной структуре рассказа.
3. Работа над определением замысла.
4. Обучение навыку планирования.
5. Формирование навыков отбора соответствующих языковых средств при создании сюжета.
6. Работа над развитием эмоционального отношения к героям и событиям.
7. Работа над творческим компонентом рассказа (насыщенность, самостоятельность, использование собственного опыта, новизна).
Также выделены условия организации логопедической работы по формированию навыка творческого рассказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи: постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни, обогащение и активизация словаря, умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания, правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
2. Арсеньева, М.В. Коррекция нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами детской художественной литературы [Текст]: дисс... кан. пед. наук. - Спб., 2014. - 322 с.
3. Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии / Ю.А. Афонькина, Г.А.
Урунтаева [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.twirpx.com/file/506507/
4. Аханькова, Е.В. Использование приемов творческого рассказывания в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук. - М, 2004. - 209 c.
5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.twirpx.com/file/70935/
6. Валуева, Я.В. Развитие связной речи дошкольников с ОНР и использованием методических приемов / Я.В. Валуева [Текст]// Логопед. - 2014. - №1. - С.102-112
7. Власенко, И.Т. Методы обследования речи у детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://botan.cc/prepod/ logopediya/ohfxonbj.html
8. Волкова, Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 680 сд
9. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи [Текст]/Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. - М.: Книголюб, 2008. - 95 с.
10. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]. - М.: В. Секачев, 2007. - 224 с.
11. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]/ В. К. Воробьева. - М.: Владос, 2006. - 184 с.
12. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]. - М., 2015. - 368 с.
13. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]. - М., 2007. - 234 с.
14. Глухов, В.С. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст]/ В.С. Глухов. - М.: Просвещение, 2004. - 384 с.
15. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/291097/
16. Ковшиков, В.А., Элькин, Ю.А. К вопросу о мышлении у детей с экспрессивной «моторной» алалией [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rulibs.Com/ru_zar/science/shahovskaya/0/j189.html
17. Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст]. - М.: Гномид, 2001. - 120 с.
18. Лаврик, М.С. Формирование сложных синтаксических конструкций в речи старших дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.bestreferat.ru/referat-239919.html
19. Ладыженская, Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу //
Характеристика связной речи детей 6-7 лет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/obuchenie-russkoi-svyaznoi-rechi-
detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-polietnicheskikh-gru
20. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст]. - М.: Смысл, 2003. - 287 с.
21. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст]/ А.Р. Лурия. - М: изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 211 с.
22. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/2164173/
23. Люблинская, А.А. Детская психология [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1833164/
24.Основы теории и практики логопедии: учебное пособие [Текст]/ ред. Р. Е. Левина. - М.: АльянС, 2013. - 367 с
25.Орфинская, В.К. Принципы построения дифференциальной методики обучения алаликов на основании лингвистической классификации форм алалии // Развитие речи и мышления аномальных детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://logopedia.by/?p=1124
26. Пеньевская, Л.А. Обучение родному языку // Вопросы обучения в детском саду [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pandia.ru/text/77/451/9136-
9. php
27. Рубинштейн, С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей [Текст]. - СПб.: Питер, 2002. -720 с.
28. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]. - М.: Просвещение, 2009. - 223 с.
29. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст]. - М.: Педагогика, 2000. - 192 с.
30. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать [Текст]/ Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. - Минск: , 2003. - 144 с.
31. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева; под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
32. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: Гном и Д, 2001. - 40 с.
33. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. - 256 с.
34. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного
возраста: учеб-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват.
Учреждений [Текст]. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
35. Федоренко, Л.П., Фомичева, Г.А., Лотарев, В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраст [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.detskiysad.ru/rech/395 .html
36. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст]. - М., 2011. - 225 с.
37. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст]. - М., 1999. - 232 с.
38. Шорохова О.А. Зависимость развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста от особенностей вариативного обучения пересказыванию Текст]: дис. ... канд. психол. наук. - Комсомольск-на-Амуре,
2001. - 194 c.
39.Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б. Эльконин. - Воронеж, 2005. - 198 с.
40.Ядэшко, В.И. Развитие речи детей от трех до пяти лет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecat.lib.mpgu.edu/opac/index.php?url=/notices/index
/IdNotice :86836/Source: default