Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФЕНОМЕН ТЕАТРАЛИЗАЦИИ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Работа №76151

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
342
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Феномен театрализации музейного пространства как объект научных исследований 7
1.1 Анализ источниковедческой базы исследования 7
1.2 Теоретические основы и причины возникновения феномена
театрализация 23
Глава II Современные формы театрализации музеев
Санкт-Петербурга 33
2.1 Театрализация в музеях Санкт-Петербурга: обзор и систематизация
современного опыта 33
2.2 Театрализация литературно-мемориальных музеев: анализ Музея
А.Ахматовой в Фонтанном Доме 41
2.3 Музейная театрализация: актуальная культура в пространстве
традиционного музея 52
Заключение 59
Список литературы 64
Список электронных ресурсов 70
Список иллюстраций 71
Иллюстрации

Важное место в музее XXI века занимает проблема театрализации музейного пространства, когда художественно-декоративными, драматургическими, театральными, артистическими средствами актуализируется, переосмысляется и интерпретируется музейная информация, музейный предмет, а экспозиция обретает «новое прочтение».
Феномен театрализации музейного пространства объединяет многие тенденции, развивающиеся в музейном мире наших дней. К ним относится разработка специфического «языка музея», культурное развитие личности, «антропологический» подход в актуализации памяти, усиление роли зрелищных, игровых, мистериально-обрядовых практик, формирование «музея участия» как сложного коммуникативного и интерактивного пространства.
В основе музейной театрализации лежит принцип социогуманитарного познания - особый тип постижения мира через интерпретационное знание- истолкование, знание-переживание, знание-чувствование . Гуманитарная, то есть диалоговая природа музея раскрывает его личностноформирующее назначение как пространства встречи, взаимодействия и сотворчества. Театрализация в музее становится областью междисциплинарного сотрудничества музейных специалистов, художников, дизайнеров, педагогов, социологов, режиссеров, театроведов, актеров.
Самая простая и одновременно самая существенная задача музея - включить человека в пространство культуры, открыть радость познания и творчества. В миниатюрном музее М.Зощенко, в необозримых залах Эрмитажа, в этнографических и научно-технических экспозициях мы находим неизменный и неиссякаемый источник вдохновения - прошлое, которое не молчит, но ведет диалог с современностью.
«Метод» музея мы бы хотели выразить словами нидерландского философа и историка Йохана Хёзинги, для которого встреча с историей, с «исторической сенсацией» была подобна музыкальному переживанию или поэтическому вчувствованию. Прорыв в подлинное историческое событие, непосредственный контакт с прошлым даёт «почти экстатическое постижение того, что сам я более не существую, что переполненный до краев, я перетекаю в мир, находящийся вне меня; это прикосновение к сути вещей, переживание Истины посредством истории» . Цель и стремление историка - сохраняя верность истине и трезвость в оценке событий - воссоздать образ прошлого.
Такая позиция отвечает современному взгляду на музей как на живую, меняющуюся художественную среду, пространство диалога и познания, где прошлое длится и интерпретируется, факты истории обретают значение в актуальной культуре, влияют на человека, формируют его мировоззрение.
Современный музей отличается «антропологической», гуманитарной направленностью. Субъектом музея становится уже не массовая аудитория, но личность - познающая мир и себя, способная к творческому и критическому мышлению. Объектом музея называется не только материальное, но и нематериальное, духовное наследие - социокультурный опыт, духовные ценности, смыслы, идеи. Ключевым положением в рамках нашего исследования становится утверждение Е.А.Розенблюма что музей и музейная экспозиция есть «не иллюстрация к учебнику, а инструмент формирования и совершенствования личности» .
Музейная театрализация является объектом внимания и интереса современных исследователей и специалистов, однако тема взаимодействия музея и театра изучена недостаточно. Характерно, что существует разнообразная музейная практика в области театрализации музея. Она выражается во внутренней драматургии экспозиции, в ее дизайне и внешнем оформлении; в музейной интерактивности и событийности, во взаимодействии и синтезе языков культуры в пространстве музея.
Актуальность темы выпускной работы обусловлена обширным использованием театральных средств и элементов в современной музейной практике, вниманием исследователей и специалистов к данной проблеме, а также социокультурными процессами, влияющими на актуализацию знания, и, как следствие, ведущими к новому пониманию музея как коммуникативного пространства культуры и специфической художественной среды.
Целью исследования является комплексное изучение феномена музейной театрализации на примере музеев Санкт-Петербурга.
Для осуществления поставленной цели автор ставит перед собой следующие задачи:
— систематизировать литературу, отражающую различные подходы к изучению феномена музейной театрализации. Так как данный вопрос относится к междисциплинарной области знания, будет проанализирована музееведческая, культурологическая, театроведческая литература;
— рассмотреть соотношение понятий «театр», «театральность» и «театрализация» в системе культуры, конкретизировать понятие «музейной театрализации»;
— выявить причины повсеместного появления данного феномена в музейной практике;
— исследовать существующие формы музейной театрализации на примере музеев Санкт-Петербурга;
— проанализировать театрализацию в пространстве современного литературно-мемориального музея;
— осмыслить музейную театрализацию во взаимодействии с актуальной культурой и пространством традиционного музея.
Объектом исследования является феномен театрализации музейного пространства Санкт-Петербурга.
Предметом исследования являются современные формы театрализации музейного пространства.
Для решения поставленных задач применяется комплекс методов исследования:
— методы систематизации и теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме;
— методы сбора эмпирической информации (обзор музейных экспозиций и выставок);
— методы сравнительного и искусствоведческого анализа экспозиции;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и иллюстраций

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Феномен театрализации преобразовывает музей, эмоционально¬образно воздействует на способ восприятия мира и действительности.. В этом плане музей и театр, в сущности, едины - они используют приемы остранения, представления, деавтоматизации взгляда, продленного
рассматривания и нового видения вещей. Это пространства особой художественной коммуникации - направленной не только на передачу информационного сообщения, но на сотворчество и самокоммуникацию , которая приводит к перестройке, преобразованию, формированию личности, активизации внутреннего диалога как возможности прислушаться к самому себе в условиях современного «информационного шума».
Изучение и систематизация литературы по данной теме позволила очертить проблемное поле и выявить основные подходы к осмыслению музейной театрализации в аспекте современного социогуманитарного знания.
Взгляд на музей сквозь призму театрализации по-новому раскрывает такие процессы как интерактивность, событийность, расширение коммуникативных форм и методов взаимодействия с социумом; проектирование музейного пространства и технологий его освоения, актуализацию музейного знания, художественное осмысление музейной экспозиции. Выходя за рамки музееведения, мы входим в область культурологических исследований зрелищности, театрального и игрового начал, определяем театрализацию как тенденцию возврата к древним ритуальным и коллективным практикам, к синкретическим формам культуры.
Феномен театрализации неразрывно связан с философским, культурологическим и эстетическим концептом театральности. Прежде всего, театральность связана с античным образом театра («театрон») - «места, где публика смотрит на действие, которое ей показывают из другого пространства» ; театр определен как особая точка зрения на событие, взгляд из «иного» пространства.
Парадокс театральности заключается в противоположности ее значений - это и полная иллюзия, и искусная игра, всецело повторяющая, отражающая реальность . Поэтому для определения музейной театрализации в работе введен условный параметр «шкалы естественности», которая может проявляться как «тотальная» искусственность и конструирование мира как декорации и оболочки, но и как максимальное приближение к реальности и раскрытие ее глубинных, подлинных смыслов.
Кроме того, театральность определяется как особый язык культуры, набор знаков, символов, жестов, тонов и интонаций, который преобразует литературный текст «всей полнотой внешней, пространственной образности» . Это позволяет говорить о существовании целого спектра языков культуры, которые воплощаются и взаимодействуют в пространстве музея.
Таким образом, в контексте музея театрализация как производная от театральности выступает посредником музейной коммуникации, условием встречи и диалога человека - с культурой, с прошлым, с обществом, с самим собой. Этот прием музейной интерпретации связан с «оживлением» исторического прошлого, преобразованием предметной, социальной, духовной реальности.
В работе рассмотрены основные причины экспансии театральных элементов в музейном пространстве, связанные с социальными запросом демократического общества, тенденцией образования через игру и развлечение, трансформации музея в «событийное», интерактивное пространство, актуализация нематериального наследия.
Во второй главе исследования были рассмотрены современные формы театрализации в музеях Санкт-Петербурга. Использование разработанной И.А.Щепетковой типологии музейной театрализации позволило систематизировать опыт петербургских музеев.
Особое внимание мы уделили интерактивным формам театрализации, которые привносят в структуру экспозиции элементы и знаки из других «языков культуры», позволяют зрителю полнее ощутить визуальную составляющую экспозиции, сделать ее «объемной», многомерной, «осязаемой». Такой подход крайне эффективно применяется в научно-технических, промышленных, зоологичских музеях, когда посетитель получает возможность «пережить» полученные знания, применить их на практике. В данном контексте рассмотрены Центральный музей связи им. А.С.Попова, Музей художественного стекла, Музей «Мир воды Санкт- Петербурга», Музей городского электротранспорта и др.
Мы выявили запрос современного посетителя не только на «музей участия», но и на личный музей, камерный и «домашний», где творческая коммуникация и общение есть естественное продолжение культуры быта и повседневности, особого мироощущения. Эту традицию творческих домов и усадеб в Петербурге длят музеи-квартиры, где также концентрировалась культурная жизнь Петербурга XIX - начала XX веков. Это литературно-мемориальные музеи Ф.М.Достоевского, А.Ахматовой, М.М.Зощенко, музеи- квартиры актеров Самойловых, Н.А.Римского-Корсакова, Музей-усадьба Г.Р.Державина, Дом-музей Ф.И.Шаляпина.
Новаторские подходы к дискуссионной форме театрализованной, костюмированной экскурсии сегодня применяет Музей повседневной культуры «Ленинград 1945-1965 гг. Двадцать лет после войны» в программе «Вечер в Ленинграде», а также проект «Музейный квартал». В этих проектах дидактический монолог традиционной экскурсии сменяется на форму театрализованной интеллектуальной беседы.
Объектом более детального и глубокого анализа нашей работы стал Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, где мы выделили три основных формы театрализации пространства. Прежде всего, это сохранение и интерпретация мемориального пространства и предметов, насыщение экспозиции смыслами и символами, метафорами и ритмами, работа с цвето-световыми эффектами, с внутренней драматургией экспозиционного нарратива. Память об А.Ахматовой и ее эпохе - это, прежде всего, литературное творчество, поэтому в музее создана литературная экспозиция - инсталляция как попытка музейными и художественными средствами осмыслить творчество поэта. Данную литературную экспозицию мы сравнили с литературной экспозицией А.А.Блока. Кроме того, при музее А.Ахматовой существует Маленький театр Фонтанного Дома, спектакли которого интерпретируют музейные материалы, истории, предметы. Мы называем жанр документального театра в музее одной из перспективных форм взаимодействия музея и театра.
Наконец, на примере проекта Д.Каварги «По ту сторону низшей нервной деятельности», реализованного в рамках фестиваля «Современное искусство в традиционном музее», мы проанализировали попытку соединить актуальную культуру и традиционную экспозицию. Такой эксперимент не только привлек внимание широкой аудитории, вызвал дискуссию, оживил пространство Музея истории НИИ экспериментальной медицины, но и вскрыл глубокие проблемы, существующие в музее. Художник переосмыслил их через «антропологический» подход к построению экспозиции, работой с образом академика И.П.Павлова, попыткой посмотреть на медицинский эксперимент его глазами; посредством расширения контекста художественными элементами Д.Каварга постарался преодолеть фрагментацию и разрозненность материалов в экспозиции, а также ввел критический, ценностный взгляд на экспериментальную медицину, поставил вопрос о медицинской этике, что дало зрителю возможность по-новому взглянуть на экспозицию.
Данная работа наметила широкий спектр будущих направлений исследования сложного и многогранного феномена театрализации музейного пространства.



1. Авдеев А.Д. Происхождение театра. Л., М., 1959.
2. Андреева И.М. Театральность в культуре / И.М.Андреева. Ростов н/Д.,
2002.
3. Барбой Ю.А. К теории театра. СПб, 2008.
4. Барт Р. Работы о театре. М., 2014.
5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
6. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра Т.1: От истоков до середины XX века: Изд. 2-е, испр. М., 2011.
7. Бишоп К. Радикальная музеология, или Так ли уж «современны» музеи современного искусства? М., 2014.
8. Бурдина С.А. Театрализованная деятельность - средство формирования эмоциональной отзывчивости ребенка // Современное дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы / Сборник научно-методических статей. Йошкар-Ола, 2016. С. 97-101.
9. Ванеева О.В. Комплексное использование интерактивных технологий в рамках музейного пространства // Труды СПБГУКИ. СПб, 2015. Т.212. С.189-196.
10. Гнедовский М.Б. Музейная коммуникация и музейный сценарий / Музей и современность. Сб. научных трудов НИИ культуры. М., 1989.
11. Грибкова Г.И., Гордеева Т.А. К вопросу о театрализации форм музейной деятельности // Международный академический вестник. Уфа, 2015. №3(9). С. 51-55.
12. Давыдова И.С. Театральность как феномен культуры // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А.И.Герцен. СПб, 2007. №40. С.61-66.
13. Дебор Г. Общество спектакля. М., 1999.
14. Денисова И.В., Именнова Л.С. Зрелищные формы в музее как тенденции современности // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского.
2011. №24. С.622-625.
15. Дженкс Ч. Зрелищный музей - между храмом и торговым центром: осмысление противоречий / Пинакотека. 2001. №12. С.5-15.
16. Дукельский В. Пространство публичного одиночества / Музей и личность: сборник статей. М., 2007. С. 6 - 15.
17. Евреинов Н. Театр как таковой / Евреинов Н. Демон театральности. М., 2002.
18. Защепкина В.В. Театр как особый тип коммуникации // Научный журнал КубГАУ. Краснодар, 2012. №84. С. 1-10.
19. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб,
2001.
20. Камерон Д. Музей: храм или форум? / Музейное дело: музей- культура-общество: сб. науч. тр. М., 1992. С.259-275.
21. Карманов А.В. Организация интерактивной музейной среды: от методов к моделям // Вопросы музеологии. СПб, 2012. № 2. С.171-178;
22. Каулен М.Е. Экспозиция и экспозиционер: Конспект лекций. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2001.
23. Конович А.А. Театрализация в празднично-обрядовой культуре / Педагогический аспект // Автореф. дис. ... д. пед. н. Л., 1991.
24. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М., 1990.
25. Краснова Е.Л. Музейная театрализация как одно из направлений современных коммуникативных тенденций: на примере музеев Республики Беларусь // Вопросы музеологии. СПб, 2012. №1. С. 31-34.
26. Кримп Д. На руинах музея. М., 2015.
27. Ляшко А.В. Музей в пространстве визуального опыта современного человека / Музей-зритель. XXI век. Матер.конф. к 80-летию Научно-просветительского отдела ГЭ. СПб, 2006. С.122-129.
28. Майстровская М.Т. Музейная экспозиция. Искусство - Архитектура - Дизайн. Тенденции формирования. М., 2002.
29. Майстровская М.Т. Музейная экспозиция: тенденции развития // На пути к музею XXI века: музейная экспозиция. Сборник научных трудов. М., 1997 С. 7-23.
30. Макаров Д.В., Егунова О.В. Интерактивные технологии в работе современного музея и их влияние на культуру и образование / Власть. М., 2013. №5. С. 56-58.
31. Макаров С.М. Театрализация цирка. М., 2010.
32. Мастеница Е.Н. Интерпретация культурного наследия в музее: гуманитарный дискурс // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. СПб, 2011. №3.
С.6-9.
33. Мастеница Е.Н. Музейный мир в XXI веке: векторы развития / Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. СПб, 2015. Т. 212. С.19-26.
34. Материалы Первого форума литературных музеев. М., 2013.
35. Мейерхольд В. О театре: [Сборник статей] // Мейерхольд В. Статьи, письма, речи, беседы: В 2 ч. М., 1968. Ч. 1. С. 103 - 257.
36. Мизиано В. Пять лекций о кураторстве / Виктор Мизиано. М., 2014;
37. Михайловская А.И .Музейная экспозиция: Организация и техника. М., 1964.
38. Музейная коммуникация: модели, технологии, практики. М., 2010.
39. На пути к музею XXI века. Музейная экспозиция (теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции) / Сборник научных трудов. М., 1997.
40. Никифорова А.А. Музейная театрализация как способ трансляции культурного наследия / XXIII Ершовские чтения: сборник научных статей. Ишим, 2013. С. 88-90.
41. Никишин Н.А. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музейной деятельности // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности / Сборник научных трудов НИИ культуры. М., 1989. С. 7-15.
42. Никишин Н.А. Музейные средства: знаки и символы // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции. М., 1997. С. 23-32.
43. Новосёлов А.М., Чернега А.А. Театрализация в музейной среде и её социальная значимость деятельности / Диалоги и встречи: русский и американский театр XX века (сборник материалов конференций). Вологда, 2012. С. 115-120.
44. О’Нил П. Культура кураторства и кураторство культуры. М., 2015.
45. Обрист Х. Краткая история кураторства. М., 2012.
46. Овсянникова Е.А., Якунина Е.А. Использование интерактивной среды краеведческого музея в образовательном процессе// Science Time. Казань, 2015. №4 (16). С. 574-577.
47. Олимпиева Е.В. Театр как явление культуры Серебряного века/Автореф. дис. ... к. филос.н. Екатеринбург 1999.
48. Павис П. Словарь театра. М., 2003.
49. Поляков Т.П. Как делать музей? (О методах проектирования музейной экспозиции). М., 1997.
50. Попова Н.И., Рубинчик О.Е. Анна Ахматова и Фонтанный Дом. СПб,
2012.
51. Пшеничная С.В. «Музейный язык» и феномен музея // В диапазоне гуманитарного знания / Сборник к 80-летию профессора М.С.Кагана. СПб, 2001. Вып.4.
52. Розенблюм Е.А. Время и пространство в музейной экспозиции или 30 лет спустя / На пути к музею XXI века. М., 1997.
53. Розенблюм Е.А. Искусство экспозиции / Е.А.Розенблюм // Музейное дело в СССР: сб. науч. тр Центрального Музея Революции СССР. М., 1983
54. Сапанжа О.С. Основы музейной коммуникации. СПб, 2007.
55. Свобода Й. Тайна театрального пространства. Лекции по сценографии. М., 2005.
56. Смагина С. Театрализация кинематографа. Пути обновления киноязыка (на материале отечественных фильмов второй половины 1960-х - 1980-х гг.): Монография. М., 2014.
57. Тазетдинова Р.Р. Театральность в контексте научных представлений / Р.Р. Тазетдинова. Казань, 2011.
58. Флоренский П. Иконостас. Избранные труды по искусству. СПб, 1993.
59. Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. М., 2015.
60. Харитонова А.А. Музейное образование детей дошкольного возраста // European social science journal. М., 2012. №4 (20). С. 50-57.
61. Хёзинга Й. Осень Средневековья. СПб, 2011.
62. Хренов Н.А. Зрелища в эпоху восстания масс. М., 2006.
63. Худякова Л.А. Музей в эпоху постмодерна: потери или возможности? // Вопросы музеологии. 2010. №2. С. 13.
64. Цимбал С. Театр. Театральность. Время. Л., 1977.
65. Чуклина Т.И. Метод погружения как актуальный метод построения музейной экспозиции: Автореф. дис. ... к. культурологи. СПб, 2011.
66. Чуклина Т.И. Субмерсия как принцип построения экспозиции / Музейная эпистема: Сборник статей. СПб, 2009. С. 374-375.
67. Шевцов К.П. Основные парадигмы концептуализации памяти в философии: Автореф. дис. ... д. филос. н. СПб, 2016.
68. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела. Теория и практика. М, 2009.
69. Шляхтина Л.М. Современный музей: Идеи и реалии // Вопросы музеологии. СПб, 2011. №2. С. 14-19.
70. Шмит Ф.И. Музейное дело: Вопросы экспозиции / Ф.И.Шмит. Л., 1929.
71. Шола Т. Вечность здесь больше не живет: толковый словарь музейных грехов. Тула, 2013.
72. Шор Ю.М. Гуманитарность как специфический тип знания / Образование в условиях формирования нового типа культуры: III Междунар. Лихачевские науч. чтения. СПб, 2003.
73. Шпет Г. Театр как искусство // Вопросы философии. М., 1987. №11.
74. Щепеткова И.А. Музей: метаморфозы театральности. СПб, 2005.
75. Щепеткова И.А. Театрализация музейного пространства как форма взаимодействия с посетителями / Автореф. дис. ... к. культурологи. СПб, 2006.
76. Щепеткова И.А. Феномен «театрализации музея» / Триумф музея? СПб, 2005. С.244 - 258.
77. Эпштейн М. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX-XX веков. М., 1988.
78. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003.
79. Юхневич М. Театрализация в музейном пространстве: за и против / М. Юхневич // Музей: научно-практический журнал. М., 2011. № 7. С.61-68.
80. Bridal, Tessa. Exploring Museum Theatre. Walnut Creek, CA, 2004
81. Hooper-Greenhill, Eilean. Learning in Art Museums: Strategies of Interpretation / The Educational Role of Museums. London, New York, 1999.
82. Hughes, Catherine. Museum Theatre. Communicating with Visitors Through Drama / Catherine Hughes. Portsmouth, NH, 1998
ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. KAVARGA: По ту сторону низшей нервной деятельности
[Электронный ресурс] / URL:
http: //www.kawarga. ru/2013/ProArte/Pro. htm (дата обращения:
01.05.2017)
2. Болотян И. О драме в современном театре: verbatim [Электронный ресурс] // URL:http://magazines.russ.ru/voplit/2004/5/bolo2.html(дата обращения: 12.05.2017)
3. Интерактивность музейная [Электронный ресурс] // Российская музейная энциклопедия URL:
http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp?65(дата обращения: 10.05.2017)
4. Конвенция об охране нематериального культурного наследия, принятая
17.10.2003 ЮНЕСКО [Электронный ресурс] / URL:
http: //www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/cultural heritage conv.shtml(дата обращения 12.05.2017)
5. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме [Электронный ресурс] // URL:http://www.akhmatova.spb.ru/theatre/(дата обращения: 05.05.17)
6. Оппенгеймер Ф. Целесообразность научного музея [Электронный
ресурс] // ТЗН: библиотека. URL: http://www.t-z-
n.ru/archives/opengeimer.pdf(дата обращения 11.05.2017)
7. Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «ПРО АРТЕ» [Электронный ресурс] // URL:http://www.proarte.ru/(дата обращения: 12.05.2017)
8. ТЕАТР.DOC [Электронный ресурс] // URL
http: //www.teatrdoc. ru/stat.php?page=about(дата обращения: 12.05.2017)
9. Фестиваль «Современное искусство в традиционном музее» [Электронный ресурс] // URL:http://proartefestival.ru/(дата обращения: 12.05.2017)
10.Что такое «VERBATIM» [Электронный ресурс] // URL:
http: //www.teatrdoc.ru/stat.php?page=verbatim (дата обращения:
12.05.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ