Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сочинительство и импровизация как методы музыкального развития личности

Работа №76117

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы20
Год сдачи2020
Стоимость6700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Творческий потенциал сочинительства и импровизации 5
1.1. Сущность и особенности сочинительства 5
1.2. Понятие об импровизации в творчестве музыкантов 6
Глава 2. Форма и методы использования сочинительства и импровизации в процессе музыкального развития личности 10
2.1. Использование сочинительства с целью музыкального развития личности 10
2.2. Использование импровизационных упражнений в процессе целостного музыкального воспитания личности 12
Заключение 17
Список использованных источников 19


С древних времен музыка использовалась для воспитания подрастающего поколения. Её значение определялось общими задачами воспитания, которые каждая эпоха выдвигала по отношению к детям определенных социальных классов, сословий или групп.
В Древней Индии существовали взгляды, согласно которым музыка способствует достижению благочестия, богатства и доставляет удовольствие. В музыкальных трактатах Древнего Востока утверждалось, что музыка призвана приводить добродетели в равновесие, развивать в людях человечность, справедливость, дальновидность и искренность.
Философы и ученые, музыканты и учителя писали о воспитательной роли музыки. Композитор XVIII века Г. Гендель сказал: «Мне было бы очень жаль, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я старался сделать их лучше». Величайший советский психолог Б. М. Теплов рассматривал эстетическое восприятие музыки как активную деятельность, которой следует обучать, как и любой другой.
Б.В. Асафьев, много работавший над вопросами эстетического воспитания, называл музыку вечно живым воплощением всего, что звучит в природе и в душе человека, и призывал не просто развлекать музыкой, не навязывать ее слушателям, а убеждать и радовать ею. В. Н. Шацкая, много лет возглавлявшая Научно-исследовательский институт художественного образования, неоднократно подчеркивала, что необходимо воспитывать и развивать у школьников умение чувствовать и переживать музыку. В.А. Сухомлинский считал музыку важным средством нравственного и умственного воспитания человека. «Музыкальное образование - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека», - сказал он. По его мнению, музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственные отношения и труд.
Принимая во внимание огромное значение музыки в процессе воспитания личности, исследователи отмечали большое значение в выборе методов, которые используются в процессе формирования музыкальной культуры. В данной работе рассмотрим особенности таких методов, как сочинительство и импровизация.
Цель работы: определить особенности сочинительства и импровизации как методов музыкального развития личности.
Объект исследования: сочинительство и импровизации
Предмет исследования: использование сочинительства и импровизации как методов музыкального развития личности.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и особенности сочинительства
2. Рассмотреть понятие импровизации в музыке
3. Охарактеризовать сочинительство как метод музыкального развития личности
4. Провести обзор возможностей импровизации в музыкальном развитии личности.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы, анализ музыкально-педагогического опыта.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Благодаря музыке, человек пробуждает представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыкальное образование - важнейший раздел эстетического воспитания. В нашей стране многое делается для развития художественных вкусов и понимания музыки у детей: создана сеть музыкальных школ, функционируют различные музыкальные кружки в школах, при Дворцах и Домах пионеров.
В данной работе показано, что необходимо дать учащимся общее музыкальное развитие, приобщить их к высокому музыкальному искусству, сформировать эстетические вкусы на лучших образцах народной, классической музыки, а также произведениях современных композиторов, воспитать активных участников художественной самодеятельности-пропагандистов музыкально-эстетических знаний, способствовать нравственному совершенствованию подрастающего поколения – вот основные направления музыкально-эстетического воспитания школьников.
Установлено, что целенаправленные занятия сочинительством и импровизацией способствуют развитию интеллектуальных способностей детей. Процесс сочинения музыки и музыкального импровизирования оказывает влияние на формирование не только музыкального восприятия и мышления, но и восприятия и мышления в целом.
У детей, занимающихся музыкой, все психические процессы – восприятие, внимание, воображение, воля, мышление - развиваются интенсивнее и глубже. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет человеческую душу, – писал В. А. Сухомлинский. При этом важно, какие методы являются актуальными в данном развитии.
Задача учителя, использующего сочинительство и импровизацию, - направить свою творческую мысль на поиск и применение таких методов и приемов педагогического воздействия, которые основывались бы на наиболее сильных сторонах формирующейся личности современных детей, на широком спектре их знаний и интересов, на их неуемной энергии, жизнерадостности, повышенной самостоятельности и творческой активности. Только при этих условиях учитель сможет достичь желаемого результата и управлять сложным и противоречивым процессом становления личности молодого человека.
В данном исследовании показаны возможные приёмы, которые можно использовать при музыкальном развитии личности средствами сочинительства и импровизации. Так, для детей, которые только начинают своё музыкальное образование, педагог часто использует различные игровые формы. При этом для учащихся среднего и старшего возраста. А также для студентов, как правило, используются музыкальные конкурсы разного уровня.



1. Арчажников Л.Г. Профессия – учитель музыки. Книга для учителей. М.: Просвещение, 1984.
2. Асафьев Б.В. О музыкально – творческих навыках у детей //Асафьев Б.В. Избранные статьи о муз.просвещении и образовании Л.: Советский композитор, 1973.
3. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Исследование/Издание 2-е, дополненное. – Л.: Советский композитор,1979.
4. Белик М. Дети и лёгкая музыка. Музыка – детям. Вопросы музыкально - эстетического воспитания. Выпуск 3. Л.: Музыка, 1976.
5. Импровизация на фортепиано /ч.1/. Обучение навыкам импровизации в 1-4 кл. Учебно-методическое пособие/ Автор-составитель Гельфгат Г.Л. – Киев, 1988.
6. Козырев Ю. Импровизация – путь к музыке для всех // Музыкальное воспитание в СССР. Вып.2 - М.: Советский композитор, 1985.
7. Козырев Ю. Введение в импровизацию. – М.: Советский композитор,1994.
8. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмета обучения. – М.: Музыка, 1956.
9. Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. – М.: Музыка, 1982.
10. Люблинская А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. – М.: Просвещение,1977.
11. Мальцев С. Раннее обучение гармонии – путь к детскому творчеству // Музыкальное воспитание в СССР. Вып. 2. – М.: Советский композитор, 1985.
12. Музыка – детям. Вопросы муз. – эстетического образования и воспитания. Выпуск 1./сост. Михеева Л. – Л.: Музыка, 1970.
13. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15. Сборник статей /сост. Апраксина О. – М.: Музыка, 1982.
14. Музыкально – творческие задания для начинающих. Методические рекомендации для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств.- М., 1989.
15. Ригина Г. Вокальная импровизация в первом классе/ Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. –М.: Музыка, 1978.
16. Учебно-воспитательная работа в фортепианных классах детских музыкальных школ (о развитии творческих навыков). Учебно-методическое пособие – М., 1976.
17. Формирование творческого воображения у учащихся/ Методические рекомендации – Курск, 1979.
18. Энциклопедический словарь юного музыканта / сост. Медушевский В.В., Очаковская О.О. – М.: Педагогика. 1985.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ