ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
|
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Научно-теоретические основы изучения автобиографической памяти в психологии 9
1.1 Определение понятия автобиографической памяти 9
1.2 Структурные и функциональные компоненты автобиографической памяти 14
1.3 Формирование автобиографической памяти 20
2 Научно-теоретические основы исследования феномена социального интеллекта в психологии 25
2.1 Понятийная сущность социального интеллекта 25
2.2 Структура и функции социального интеллекта 32
2.3 Формирование социального интеллекта, его факторы и уровни развития 40
3 Эмпирическое исследование особенностей автобиографической памяти у студентов с различным уровнем социального интеллекта 49
3.1 Организация и проведение исследования 49
3.2 Результаты исследования 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 93
1 Научно-теоретические основы изучения автобиографической памяти в психологии 9
1.1 Определение понятия автобиографической памяти 9
1.2 Структурные и функциональные компоненты автобиографической памяти 14
1.3 Формирование автобиографической памяти 20
2 Научно-теоретические основы исследования феномена социального интеллекта в психологии 25
2.1 Понятийная сущность социального интеллекта 25
2.2 Структура и функции социального интеллекта 32
2.3 Формирование социального интеллекта, его факторы и уровни развития 40
3 Эмпирическое исследование особенностей автобиографической памяти у студентов с различным уровнем социального интеллекта 49
3.1 Организация и проведение исследования 49
3.2 Результаты исследования 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 93
Относительно новым и малоизученным в психологии является особый вид памяти называемой автобиографической памятью. Различные исследователи, как отечественные, так и зарубежные, вносят в это понятие свои корректировки, включают различные структурные элементы, приписывают различные функции. В целом автобиографическую память можно определить как историю собственной жизни. Она является важнейшей мнемической подсистемой, которая способствует успешному формированию и становлению личности.
Формирование автобиографической памяти играет важную роль в развитии, становлении и реализации личности. Автобиографическая память развивается на всех возрастных этапах и оказывает влияние на жизнь человека. Но именно юношеский возраст можно назвать сензитивным для становления и формирования данной мнемической структуры. Именно в данном возрасте происходит завершение физического созревания человека, развивается самопознание, самопонимание, самоопределение, формируется мировоззрение, происходит финальная интеграция личности. Автобиографическая память обеспечивает юношам и девушкам построение Я-концепции. Кроме того, в юношеском возрасте происходит становление такой способности личности как социальный интеллект. В целом социальный интеллект можно определить, как способность правильно понимать поведение людей, необходимая человеку для эффективного межличностного взаимодействия и социальной адаптации. Именно в юношеском возрасте происходит осознание разных уровней близости между людьми и формируется способность учиться способам построения отношений на каждом из уровней близости. Кроме того, в юношеском возрасте особое значение придается вербальному общению, формируется способность находить соответствующий тон общения с различными людьми в определенной жизненной ситуации. Социальный интеллект обеспечивает студенту
эффективное взаимодействие с другими людьми и успешную социальную адаптацию.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что проблемы социального интеллекта и автобиографической памяти являются малоизученными в психологии. Кроме того, именно юношеский возраст является сензитивным для становления и формирования данных феноменов, что обуславливает изучение их особенностей у юношей и девушек.
Объект исследования - автобиографическая память как психологический феномен.
Предмет исследования - особенности функционирования автобиографической памяти у студентов с различным уровнем социального интеллекта.
Цель исследования - изучить особенности функционирования автобиографической памяти у студентов с различным уровнем социального интеллекта.
Объект, предмет и цель исследования обусловили постановку следующих задач:
1) провести научно-теоретический анализ литературы по проблемам автобиографической памяти и социального интеллекта;
2) провести эмпирическое исследование особенностей
автобиографической памяти у студентов с различным уровнем социального интеллекта.
Теоретической и методологической основой исследования послужили: культурно-деятельностный подход к автобиографической памяти
B. В. Нурковой, К. Н. Василевской (Артемовой), а также исследования Дж. Гилфорда, Д. В. Ушакова по проблеме социального интеллекта [15, 24, 39, 63].
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование (методика диагностики социального интеллекта Дж. Гилфорда, методика
C. Н. Никишова «Ретроспективное воспроизведение автобиографических воспоминаний), методы математической статистики (U-критерий Манна- Уитни, корреляционный анализ).
Теоретическая значимость работы. Полученные результаты расширяют научные представления об особенностях функционирования
автобиографической памяти у юношей и девушек с различным уровнем социального интеллекта.
Практическая значимость работы. Полученные данные могут быть использованы в практике работы психолога консультанта при работе с
молодежью, а также в процессе преподавания курсов по общей,
дифференциальной психологии и психологии юношеского возраста.
Апробация работы. Содержание и результаты исследования докладывались на конференции молодых ученых, аспирантов, студентов ФГБОУ ВО «МГУ имени Н.П. Огарева» (Саранск, 2017).
Публикации. По теме исследования опубликовано 2 работы общим объемом 15 страниц.
Формирование автобиографической памяти играет важную роль в развитии, становлении и реализации личности. Автобиографическая память развивается на всех возрастных этапах и оказывает влияние на жизнь человека. Но именно юношеский возраст можно назвать сензитивным для становления и формирования данной мнемической структуры. Именно в данном возрасте происходит завершение физического созревания человека, развивается самопознание, самопонимание, самоопределение, формируется мировоззрение, происходит финальная интеграция личности. Автобиографическая память обеспечивает юношам и девушкам построение Я-концепции. Кроме того, в юношеском возрасте происходит становление такой способности личности как социальный интеллект. В целом социальный интеллект можно определить, как способность правильно понимать поведение людей, необходимая человеку для эффективного межличностного взаимодействия и социальной адаптации. Именно в юношеском возрасте происходит осознание разных уровней близости между людьми и формируется способность учиться способам построения отношений на каждом из уровней близости. Кроме того, в юношеском возрасте особое значение придается вербальному общению, формируется способность находить соответствующий тон общения с различными людьми в определенной жизненной ситуации. Социальный интеллект обеспечивает студенту
эффективное взаимодействие с другими людьми и успешную социальную адаптацию.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что проблемы социального интеллекта и автобиографической памяти являются малоизученными в психологии. Кроме того, именно юношеский возраст является сензитивным для становления и формирования данных феноменов, что обуславливает изучение их особенностей у юношей и девушек.
Объект исследования - автобиографическая память как психологический феномен.
Предмет исследования - особенности функционирования автобиографической памяти у студентов с различным уровнем социального интеллекта.
Цель исследования - изучить особенности функционирования автобиографической памяти у студентов с различным уровнем социального интеллекта.
Объект, предмет и цель исследования обусловили постановку следующих задач:
1) провести научно-теоретический анализ литературы по проблемам автобиографической памяти и социального интеллекта;
2) провести эмпирическое исследование особенностей
автобиографической памяти у студентов с различным уровнем социального интеллекта.
Теоретической и методологической основой исследования послужили: культурно-деятельностный подход к автобиографической памяти
B. В. Нурковой, К. Н. Василевской (Артемовой), а также исследования Дж. Гилфорда, Д. В. Ушакова по проблеме социального интеллекта [15, 24, 39, 63].
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование (методика диагностики социального интеллекта Дж. Гилфорда, методика
C. Н. Никишова «Ретроспективное воспроизведение автобиографических воспоминаний), методы математической статистики (U-критерий Манна- Уитни, корреляционный анализ).
Теоретическая значимость работы. Полученные результаты расширяют научные представления об особенностях функционирования
автобиографической памяти у юношей и девушек с различным уровнем социального интеллекта.
Практическая значимость работы. Полученные данные могут быть использованы в практике работы психолога консультанта при работе с
молодежью, а также в процессе преподавания курсов по общей,
дифференциальной психологии и психологии юношеского возраста.
Апробация работы. Содержание и результаты исследования докладывались на конференции молодых ученых, аспирантов, студентов ФГБОУ ВО «МГУ имени Н.П. Огарева» (Саранск, 2017).
Публикации. По теме исследования опубликовано 2 работы общим объемом 15 страниц.
В бакалаврской работе рассматриваются проблемы социального интеллекта и автобиографической памяти, особенности социального интеллекта и автобиографической памяти в юношеском возрасте, особенности функционирования автобиографической памяти у студентов с различным уровнем социального интеллекта. В первой главе представлен теоретический анализ исследования феномена автобиографической памяти. Во второй главе представлен теоретический анализ исследования социального интеллекта. В третьей главе описано эмпирическое исследование особенностей автобиографической памяти и социального интеллекта у студентов, а также особенности функционирования автобиографической памяти у студентов с различным уровнем социального интеллекта.
Проведенное научно-теоретическое исследование позволяет сделать следующие выводы.
1 Автобиографическая память представляет собой связанную во времени, протяженную история собственной жизни, которая включает в себя рассказ о детстве, о своем происхождении, социальные достижения, личные результаты и т. д. Автобиографическая память выполняет интерсубъективные, интрасубъективные, экзистенциональные функции. Она включает в себя три основных структурных компонента: периоды жизни, общие события, знания, присущие определенному моменту. Формирование данной мнемической подсистемы происходит планомерно, ее становление происходит в старшем подростковом или юношеском возрасте.
2 Существуют многочисленные личностные особенности
функционирования автобиографической памяти, которые слабо изучены в науке, как например, влияние социального интеллекта на особенности проявления и работы автобиографической памяти.
3 Социальный интеллект представляет собой способность понимать других людей. В структуру социального интеллекта входят когнитивный, поведенческий, эмоциональный компоненты. Он выполняет различные функции, в целом он необходим для эффективного межличностного взаимодействия и успешной адаптации в социальной среде. В своем формировании социальный интеллект проходит ряд стадий, становление социального интеллекта личности происходит в юношеском возрасте.
4 Социальный интеллект в юношеском возрасте развит на среднем уровне
(61,3% респондентов). У юношей социальный интеллект развит выше, чем у девушек (U=769,5, p<0,05). У представителей технического направления
уровень развития социального интеллекта выше, чем у гуманитариев (U=733, p<0,01).
5 Функционирование автобиографической памяти в юношеском возрасте обладает следующими особенностями:
5.1 В ретроспективе девушки воспроизводят 58% от предложенного количества событий, а юноши 42%. Больше всего событий называется из актуального для испытуемых возраста - раннего юношеского (28%). События раньше 2-х лет практически не упоминаются испытуемыми; а если и упоминаются, то описываются как «родился», «начал ходить», «увидел первые лица» и т. п.
5.2 Девушки воспроизводят события, которые оценивают как более яркие чаще (76 баллов), чем юноши (70 баллов) (U=142, p<0,05). Наиболее ярко вспоминаются события, начиная с подросткового возраста и заканчивая актуальным возрастом.
5.3 Анализ событий по признаку субъективной значимости показал, что испытуемые актуализировали больше положительных событий (70 %). Доля отрицательных событий составляет приблизительно 16%, а нейтральных 14%. Девушки, в отличие от юношей актуализировали больше положительных событий (U=86, p<0,001; U=107, p<0,01), а юноши - больше нейтральных событий (U=69,5, p<0,001; U=68,5, p<0,01);
5.4 Наиболее значимыми сферами жизни для испытуемых являются сфера досуга, учебная деятельность, сфера межличностных отношений, а также бытовая сфера. Ни одного события не было воспроизведено испытуемыми из сферы, связанной с вредными привычками и религиозной сферы. У юношей этот перечень дополняется также профессиональной сферой, сферой, связанной с правонарушениями и здоровьем другого человека, а у девушек сексуальной сферой и сферой, связанной с природными явлениями.
5.5 Анализ половых особенностей воспроизведения событий из
различных сфер жизни показал, что существуют различия между количеством воспроизведенных событий в сфере межличностных отношений у юношей и девушек, у девушек количество воспроизведенных событий данной сферы значительно больше (U=142,5, p<0,05); относительно других сфер
существенных различий не наблюдается.
5.6 При описании самого яркого автобиографического воспоминания в своих сочинениях испытуемые воспроизводят чаще всего положительные события (80%). 12 % приходится на описание отрицательных событий, а 8% - на долю нейтральных. В среднем размер сочинения составил 10,07 суждений.
5.7 Юноши и девушки в качестве ярких воспоминаний описывают выпускной в школе, победу на соревнованиях, встречу Нового года, начало отношений с девушкой (юношей), поездки, хирургические операции, рождение младшего брата, поездки в детские лагеря, посещения тренажерного зала, правонарушения, поимка преступников, сдачу экзаменов и др. Обращает на себя внимание тот факт, что испытуемые описывают и дают оценку событию в сочинениях с позиций настоящего. Было выявлено, что автобиографические воспоминания обладают реконструктивным характером.
5.8 Анализ структуры субъектности респондентов в сочинении показывает, что ведущими речевыми способами выражения воспоминаний
выступают речевые способы выражения с помощью категорий действий и актов общения - 46,2 %. На втором месте располагаются речевые способы выражения с помощью категорий эмоций и чувств - 18%. На третьем месте располагаются речевые способы выражения воспоминаний с помощью мышления - 15,5%. На четвертом месте располагаются речевые способы
выражения воспоминаний с помощью категории памяти - 8,7%. На пятом месте располагаются речевые способы выражения воспоминаний с помощью категорий ощущения и восприятия - 6,1%. Все остальные категории
представлены незначительно (от 0 до 5%).
6 Не существует связи между уровнем развития социального интеллекта, в том числе и его отдельных способностей, с яркостью и количеством актуализированных автобиографических событий, но существует связь между количеством отрицательных событий с точки зрения настоящего и общим уровнем развития социального интеллекта: чем выше уровень социального интеллекта, тем меньше количество отрицательных событий воспроизводят испытуемые (%2= -0,341, p<0,05).
7 Существует связь между общим уровнем развития социального интеллекта и количеством актуализированных событий из сексуальной сферы: чем ниже уровень развития социального интеллекта, тем большее количество событий из сексуальной сферы (х2=-0,488, p<0,001).
8 Наблюдается взаимосвязь между уровнем развития социального интеллекта и некоторыми способами выражения автобиографических воспоминаний. Было выявлено, что чем выше уровень социального интеллекта, тем большее количество событий выражается с помощью таких категорий как «Ощущение и восприятие» (/2=0,338, p<0,05) и «Память» (/2=0,356, p<0,05).
Проведенное научно-теоретическое исследование позволяет сделать следующие выводы.
1 Автобиографическая память представляет собой связанную во времени, протяженную история собственной жизни, которая включает в себя рассказ о детстве, о своем происхождении, социальные достижения, личные результаты и т. д. Автобиографическая память выполняет интерсубъективные, интрасубъективные, экзистенциональные функции. Она включает в себя три основных структурных компонента: периоды жизни, общие события, знания, присущие определенному моменту. Формирование данной мнемической подсистемы происходит планомерно, ее становление происходит в старшем подростковом или юношеском возрасте.
2 Существуют многочисленные личностные особенности
функционирования автобиографической памяти, которые слабо изучены в науке, как например, влияние социального интеллекта на особенности проявления и работы автобиографической памяти.
3 Социальный интеллект представляет собой способность понимать других людей. В структуру социального интеллекта входят когнитивный, поведенческий, эмоциональный компоненты. Он выполняет различные функции, в целом он необходим для эффективного межличностного взаимодействия и успешной адаптации в социальной среде. В своем формировании социальный интеллект проходит ряд стадий, становление социального интеллекта личности происходит в юношеском возрасте.
4 Социальный интеллект в юношеском возрасте развит на среднем уровне
(61,3% респондентов). У юношей социальный интеллект развит выше, чем у девушек (U=769,5, p<0,05). У представителей технического направления
уровень развития социального интеллекта выше, чем у гуманитариев (U=733, p<0,01).
5 Функционирование автобиографической памяти в юношеском возрасте обладает следующими особенностями:
5.1 В ретроспективе девушки воспроизводят 58% от предложенного количества событий, а юноши 42%. Больше всего событий называется из актуального для испытуемых возраста - раннего юношеского (28%). События раньше 2-х лет практически не упоминаются испытуемыми; а если и упоминаются, то описываются как «родился», «начал ходить», «увидел первые лица» и т. п.
5.2 Девушки воспроизводят события, которые оценивают как более яркие чаще (76 баллов), чем юноши (70 баллов) (U=142, p<0,05). Наиболее ярко вспоминаются события, начиная с подросткового возраста и заканчивая актуальным возрастом.
5.3 Анализ событий по признаку субъективной значимости показал, что испытуемые актуализировали больше положительных событий (70 %). Доля отрицательных событий составляет приблизительно 16%, а нейтральных 14%. Девушки, в отличие от юношей актуализировали больше положительных событий (U=86, p<0,001; U=107, p<0,01), а юноши - больше нейтральных событий (U=69,5, p<0,001; U=68,5, p<0,01);
5.4 Наиболее значимыми сферами жизни для испытуемых являются сфера досуга, учебная деятельность, сфера межличностных отношений, а также бытовая сфера. Ни одного события не было воспроизведено испытуемыми из сферы, связанной с вредными привычками и религиозной сферы. У юношей этот перечень дополняется также профессиональной сферой, сферой, связанной с правонарушениями и здоровьем другого человека, а у девушек сексуальной сферой и сферой, связанной с природными явлениями.
5.5 Анализ половых особенностей воспроизведения событий из
различных сфер жизни показал, что существуют различия между количеством воспроизведенных событий в сфере межличностных отношений у юношей и девушек, у девушек количество воспроизведенных событий данной сферы значительно больше (U=142,5, p<0,05); относительно других сфер
существенных различий не наблюдается.
5.6 При описании самого яркого автобиографического воспоминания в своих сочинениях испытуемые воспроизводят чаще всего положительные события (80%). 12 % приходится на описание отрицательных событий, а 8% - на долю нейтральных. В среднем размер сочинения составил 10,07 суждений.
5.7 Юноши и девушки в качестве ярких воспоминаний описывают выпускной в школе, победу на соревнованиях, встречу Нового года, начало отношений с девушкой (юношей), поездки, хирургические операции, рождение младшего брата, поездки в детские лагеря, посещения тренажерного зала, правонарушения, поимка преступников, сдачу экзаменов и др. Обращает на себя внимание тот факт, что испытуемые описывают и дают оценку событию в сочинениях с позиций настоящего. Было выявлено, что автобиографические воспоминания обладают реконструктивным характером.
5.8 Анализ структуры субъектности респондентов в сочинении показывает, что ведущими речевыми способами выражения воспоминаний
выступают речевые способы выражения с помощью категорий действий и актов общения - 46,2 %. На втором месте располагаются речевые способы выражения с помощью категорий эмоций и чувств - 18%. На третьем месте располагаются речевые способы выражения воспоминаний с помощью мышления - 15,5%. На четвертом месте располагаются речевые способы
выражения воспоминаний с помощью категории памяти - 8,7%. На пятом месте располагаются речевые способы выражения воспоминаний с помощью категорий ощущения и восприятия - 6,1%. Все остальные категории
представлены незначительно (от 0 до 5%).
6 Не существует связи между уровнем развития социального интеллекта, в том числе и его отдельных способностей, с яркостью и количеством актуализированных автобиографических событий, но существует связь между количеством отрицательных событий с точки зрения настоящего и общим уровнем развития социального интеллекта: чем выше уровень социального интеллекта, тем меньше количество отрицательных событий воспроизводят испытуемые (%2= -0,341, p<0,05).
7 Существует связь между общим уровнем развития социального интеллекта и количеством актуализированных событий из сексуальной сферы: чем ниже уровень развития социального интеллекта, тем большее количество событий из сексуальной сферы (х2=-0,488, p<0,001).
8 Наблюдается взаимосвязь между уровнем развития социального интеллекта и некоторыми способами выражения автобиографических воспоминаний. Было выявлено, что чем выше уровень социального интеллекта, тем большее количество событий выражается с помощью таких категорий как «Ощущение и восприятие» (/2=0,338, p<0,05) и «Память» (/2=0,356, p<0,05).



