Оглавление
Введение 4
Глава 1 Теоретические основания формирования познавательного интереса у учащихся начальных классов 7
1.1 Содержание и сущность понятия «познавательный интерес» 7
1.2 Психолого - педагогические особенности проявления познавательных интересов у учащихся младшего школьного возраста 12
1.3 Педагогические условия формирования познавательного интереса средствами предмета «Окружающий мир» 18
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у учащихся 1 класса средствами предмета «Окружающий мир» 31
2.1 Изучение начального уровня сформированного познавательного интереса у учащихся 1 класса 31
2.2 Реализация условий гипотезы по формированию познавательного интереса у учащихся 1 класса 40
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 46
Заключение 54
Список литературы 56
Приложения
Актуальность исследования. В современном образовательном процессе проблема формирования познавательного интереса к предмету, как средству развития ребенка приобретает все большую значимость, так как современная жизнь требует от ученика ориентации в постоянно изменяющемся окружающем мире. Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми.
Среди предметов начального курса образования выделяется учебный предмет «Окружающий мир», представляющий собой интегративный курс обучения и воспитания младших школьников, основанный на предоставлении детям знаний естественнонаучного, исторического, географического, социокультурного и экологического направления. Современный предмет «Окружающий мир» насыщен интеллектуальными компонентами, активизирующими мыслительную деятельность детей. Он раскрывает перед учениками на уровне общих представлений закономерности природы, систему взаимодействия общества и природы, причинно-следственные связи между элементами живой природы, культурные и исторические особенности, а так же взаимосвязи в обществе и др.
На уроках предмета «Окружающий мир» естественно - научные и социально-культурные знания обретают смысл и практическое применение, что усиливает потенциал развития познавательного интереса младших школьников. В этом способствует подбор методов и средств, применяемых на уроках: разнообразие литературных источников, практические методы (исследование, моделирование, проектирование, экспериментирование) и др.
Познавательный интерес позиционирует себя как «активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности» [34, с. 13]
Проблемой познавательного интереса занимались многие советские педагоги: (Н.И. Гамбург, В.В. Давыдов, В.Н. Максимова, Н.Г. Морозова, А. В. Петровский, Н.А. Рыков, И.Д. Синельникова, А.Т. Тамаев, Л.В. Эльконин, и др.) [23], Л.А. Гордон [10], С.Л. Рубинштейн [29], Г.И. Щукина [44], [45], и другие. Развитие познавательного интереса с позиций современной науки рассматривали: Б.Г. Ананьев [3], В.Б. Бондаревский [5], В.М. Мясищев [24], Ф.К. Савина [30], и другие.
Проблема исследования заключается в отборе наиболее эффективных педагогических условий для развития познавательного интереса, у учащихся начальных классов, в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса у учащихся начальной школы.
Предмет исследования: педагогические условия эффективные для развития познавательного интереса у учащихся 1 класса на уроках «Окружающий мир».
Цель исследования: теоретическое исследование понятия «познавательный интерес» и разработка комплекса уроков по окружающему миру эффективных для развития познавательного интереса у учащихся 1 класса.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятия «познавательный интерес»;
2. Отобрать теоретический и практический материал по теме исследования;
3. Изучить и выбрать критерии, уровни и диагностические методики определения уровня «познавательного интереса» у учеников 1 класса;
4. Разработать и опробовать на практике педагогический эксперимент по проверке гипотетических предположений.
Гипотеза исследования: процесс формирования познавательного интереса, у учащихся 1 класса, будут эффективным, если учитель:
1. Применяет на уроках предметное моделирование (создание модели, исследование модели);
2. Планирует задания творческого характера для домашней работы;
3. Создает и направляет внимание ребят в классе на мини-библиотеку с использованием энциклопедической, художественной и научно-популярной литературы соответствующую возрасту детей.
Методы исследования: теоретические - анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме исследования, изучение и анализ школьной документации; эмпирические - методы диагностики (анкетирование), педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение; методы статистической обработки результатов педагогического эксперимента.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №130 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Уссурийска Уссурийского городского округа 1 «А» и 1 «Б» классы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Развитие познавательного интереса младших школьников является актуальной задачей современной начальной школы. Исходя из актуальности этой задачи, был обусловлен выбор темы «Формирование познавательного интереса у учащихся 1 класса в курсе предмета окружающий мир». В процессе проведения педагогического эксперимента было изучено понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе, выявлены особенности формирования познавательного интереса у младших школьников, рассмотрено развитие познавательного интереса учащихся начальной школы в системе общего развития. По мнению ведущих педагогов и психологов, сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию невозможно без формирования у учащихся стойких познавательных интересов.
Познавательный интерес является важным качеством личности, который нужен для: формирования навыков памяти, восприятия, мышления, внимания. Для познавательного интереса в курсе «Окружающий мир» есть ряд педагогических условий, таких как: домашняя работа, моделирование, творческие задания.
Для развития познавательного интереса у детей 1 класса был разработан педагогический эксперимент, который предполагал: проверить эффективность гипотезы, которая включает в себя три педагогических условия:
-Применяет на уроках предметное моделирование (создание модели, исследование модели);
- Планирует задания творческого характера для домашней работы;
- Создает и направляет внимание ребят в классе на мини-библиотеку с использованием энциклопедической, художественной и научно-популярной литературы соответствующую возрасту детей. Для этого была проведена первичная диагностика, которая выявила уровень сформированного
познавательного интереса у детей 1 класса, на низком уровне - 1,8%, на среднем уровне - 5,1%, на высоком уровне2,1%. Затем был проведен
формирующий этап эксперимента состоящий из 12 уроков, эффективность которых была проверена на контрольном этапе. Проведенная диагностика контрольного этапа показала, что уровень детей экспериментального класса изменился и составил: низкий уровень - 1,2%, средний уровень 4,9%, высокий уровень 2,9%. Результаты контрольного этапа подтвердили эффективность развития познавательного интереса младших школьников. Данные контрольного этапа показали, что у многих учащихся уровень познавательного интереса повысился.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждена. Цель работы достигнута. Задачи экспериментального исследования - выполнены. Разработанный комплекс уроков может использоваться учителями и студентами, выходящими на практику.
1. Аквилева, Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе : учеб. пособие / Г. Н. Аквилеева, З. А. Клепинина. - М.: Владос, 2008. - 240 с.
2. Актуальные вопросы педагогики и психологии образования: материалы VIII всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов, г. Барнаул, 27-28 апреля 2017 года / под науч. ред. О. Г. Холодковой, Ю. В. Алеевой ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «АлтГПУ»). - Барнаул :АлтГПУ, 2018. - 199 с.
3. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы: ученые записки Ленинградского гос. Ун-та. / Б.Г. Ананьев - Л., 1959.
4. Беляков, В.В. Большой иллюстрированный справочник. Страны и континенты. / В.В. Беляков - М.: Махаон, 2005. - 488 с.
5. Богус, М.Б. Психолого-педагогические основы развития умственных способностей младших школьников / М.Б. Богус. - М.: Директ- Медиа, 2015. - 184 с.
6. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы / Н. Ф. Виноградова - М.: Вентана-Граф, 2005. - 240 с.
7. Воедилова, И.А. Формирование экологической культуры
младших школьников в системе иноязычного образования / И.А. Воедилова // Социально-гуманитарные знания. - 2015. - № 4. - С. 356-361.
8. Голова, А.М. Наука. Энциклопедия. / А. М. Голова - М.: РОСМЭН, 1997.- 128 с.
9. Голова, А.М. Тайны живой природы. Жизнь океана. / А. М. Голова - М.: РОСМЭН, 2007.- 200 с.
10. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса / Л.А. Гордон - Киев, 1940. - 348 с.
11. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания / Е.В. Григорьева. - М. :Гуманит.изд. центр «Владос», 2008. - 253 с.
12. Гринёва, Е.А. Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект / Е.А. Гринёва, Л.Х. Давлетшина. - М.: Прометей, 2015. - 156 с.
13. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения //Современные технологии. - 2009. №4. - С. 125-127
14. Дитрих, А., Юрмин, Г., Кошурникова, Р. Почемучка / А. Дитрих М.: Педагогика-пресс. - 1998. . С. 329 - 384.
15. Козина, Е. Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир»: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Козина. - М.: Академия, 2007. - 312 с.
16. Комарова, В.И. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе / В.И. Комарова. - М.: Издательство «Флинта», 2015. - 250 с.
17. Костаева, Т.В. Устойчивый учебно-познавательный интерес: теоретические аспекты // Проблемы педагогики. - 2016. - №5. - С. 12-16
18. Майорова, И.А., Гапонова, С.А. Возможности создания психологически безопасной системы обучения школьников / И.А. Майорова // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2015. - № 3. -
С.37-42.
19. Махина, Н.С. Формирование исторических представлений младших школьников о родном крае средствами краеведения / Н.С. Махина, Л.А. Обухова. - Воронеж: Воронежский гос. пед. ун-т, 2017. - 167 с.
20. Мишина, К., Зыкова, А. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? / К. Мишина - М.: Эскимо. - 2003. С. 356 - 481.
21. Мищенко, Л.В. Теоретические и методологические проблемы системного исследования пологендерного развития индивидуальности детей младшего школьного возраста / Л.В. Мищенко. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 433 с.
22. Моисеева, Л.В. Экологическая формирования представлений в период экологическом образовании / Л.В. Моисеева, Н.А. Кузнецова, А.А. Кузнецова. - Екатеринбург : Ажур, 2017. - 263 с.
23. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М.: Знание, 2009. - 246 с.
24. Мясищев, В.Н. О связи склонностей и способностей / В.Н. Мясищев - Л., 1962.
25. Наследов, А.Д., Семенов, В.Ю. Модификация шкалы социального интеллекта Tromso для российских школьников / А.Д. Наследов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2015. - № 4. - С.5-21.
26. Научный поиск: первые шаги: материалы 71-го смотра студенческих научно-исследовательских работ отделения педагогического, социального и специального образования /под редакцией: Л.А. Гладун, О.В. Гусевская. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2017. - 139 с.
27. Роль естественно-математических и технологических предметов
в формировании профессиональных знаний: материалы заочной
межрегиональной научно-практической конференции. - Челябинск: ЧИППКРО, 2017. - 299 с.
28. Рожкова, Г.И. Живой мир. Энциклопедия. / Г. И. Рожкова - М.: РОСМЭН, 1998.- 128 с.
29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2009. - 720с.
30. Савина, Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы : Учеб. пособие к спецкурсу Волгогр. гос. пед. ин-т им. А. С. Серафимовича. / Ф. К. Савина - Волгоград : ВГПИ, 1988. - 61 с.
31. Санжаева, Р.Д., Бадмаева, Х.Т. Развитие креативности младших школьников в процессе экологического воспитания / Р.Д. Санжаева // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2014. - № 3. - С.197-200.
32. Смирнова, О.М Контрольно-оценочные задания по предмету «окружающий мир» / Смирнова О.М., Сергеенко С.А. // Начальная школа. - 2010. -№ 2. - С. 44-48.
33. Смирнова, М.С. Проблемное обучение на уроках окружающий мир / Смирнова М.С. // Начальная школа. - 2016. -№ 4. - С. 25-29.
34. Смолеусова, Т.В. Поддержка интереса к знаниям - как сформировать мотивацию учения? / Т.В. Смолеусова // Народное образование. - 2014. - №8. - С.162-167.
35. Сокол, И.Д. Программа развития инициативного мышления детей младшего школьного возраста / И.Д. Сокол // Психология обучения. - 2014. - №9. - С.117-121.
36. Тихомирова, Е.М. развитие познавательного интереса на уроках в начальной школе/ Е.М. Тихомирова. - М.: Экзамен, 2007.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31с. - (Стандарты второго поколения).
38. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2009.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН №363 от 06.10.2009).
40. Федюлина, Е.В. Медиаканикулы: подготовка младших
школьников к работе с визуальной информацией / Е.В. Федюлина // Народное образование. - 2017. - № 9-10. - С.152-155.
41. Хирьянова, И.С. Система оценки достижения планируемых результатов освоения общеобразовательных программ в начальной школе / И.С. Хирьянова // Народное образование. - 2015. - №7. - С.127-134.
42. Шигапова, Н.В. Проектная технология формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения курсу «Окружающий мир» : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Шигапова Наталья Вячеславовна; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т]. - Екатеринбург, 2015. - 24 с.
43. Шульга, В.В. Технология развития учебно-познавательной самостоятельности младших школьников / В.В. Шульга // Общество: социология, психология, педагогика. - 2014. - № 3. - С.36-39
44. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии / Г.И. Щукина - М.: Просвещение, 2006. - 382 с.
45. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
46. Якимова, М.С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности / М.С. Якимова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4. - С. 122-124.
47. Якшибаева, Х.Х. Развитие познавательного интереса младших
школьников через деятельностный подход / Х.Х. Якшибаева // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров = Integratingmethodological (scientificandmethodological) workandsystemofpersonneldevelopment: материалы XVIII Международной
научно-практической конференции, Москва - Челябинск, 20 апреля 2017: [в 2 ч.]. Ч. 1.. - Челябинск: ЧИППКРО, 2017. - C. 225-230.