ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА В КУРСЕ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
|
Оглавление
Введение 4
Глава 1 Теоретические основания формирования познавательного интереса у учащихся начальных классов 7
1.1 Содержание и сущность понятия «познавательный интерес» 7
1.2 Психолого - педагогические особенности проявления познавательных интересов у учащихся младшего школьного возраста 12
1.3 Педагогические условия формирования познавательного интереса средствами предмета «Окружающий мир» 18
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у учащихся 1 класса средствами предмета «Окружающий мир» 31
2.1 Изучение начального уровня сформированного познавательного интереса у учащихся 1 класса 31
2.2 Реализация условий гипотезы по формированию познавательного интереса у учащихся 1 класса 40
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 46
Заключение 54
Список литературы 56
Приложения
Введение 4
Глава 1 Теоретические основания формирования познавательного интереса у учащихся начальных классов 7
1.1 Содержание и сущность понятия «познавательный интерес» 7
1.2 Психолого - педагогические особенности проявления познавательных интересов у учащихся младшего школьного возраста 12
1.3 Педагогические условия формирования познавательного интереса средствами предмета «Окружающий мир» 18
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у учащихся 1 класса средствами предмета «Окружающий мир» 31
2.1 Изучение начального уровня сформированного познавательного интереса у учащихся 1 класса 31
2.2 Реализация условий гипотезы по формированию познавательного интереса у учащихся 1 класса 40
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 46
Заключение 54
Список литературы 56
Приложения
Актуальность исследования. В современном образовательном процессе проблема формирования познавательного интереса к предмету, как средству развития ребенка приобретает все большую значимость, так как современная жизнь требует от ученика ориентации в постоянно изменяющемся окружающем мире. Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми.
Среди предметов начального курса образования выделяется учебный предмет «Окружающий мир», представляющий собой интегративный курс обучения и воспитания младших школьников, основанный на предоставлении детям знаний естественнонаучного, исторического, географического, социокультурного и экологического направления. Современный предмет «Окружающий мир» насыщен интеллектуальными компонентами, активизирующими мыслительную деятельность детей. Он раскрывает перед учениками на уровне общих представлений закономерности природы, систему взаимодействия общества и природы, причинно-следственные связи между элементами живой природы, культурные и исторические особенности, а так же взаимосвязи в обществе и др.
На уроках предмета «Окружающий мир» естественно - научные и социально-культурные знания обретают смысл и практическое применение, что усиливает потенциал развития познавательного интереса младших школьников. В этом способствует подбор методов и средств, применяемых на уроках: разнообразие литературных источников, практические методы (исследование, моделирование, проектирование, экспериментирование) и др.
Познавательный интерес позиционирует себя как «активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности» [34, с. 13]
Проблемой познавательного интереса занимались многие советские педагоги: (Н.И. Гамбург, В.В. Давыдов, В.Н. Максимова, Н.Г. Морозова, А. В. Петровский, Н.А. Рыков, И.Д. Синельникова, А.Т. Тамаев, Л.В. Эльконин, и др.) [23], Л.А. Гордон [10], С.Л. Рубинштейн [29], Г.И. Щукина [44], [45], и другие. Развитие познавательного интереса с позиций современной науки рассматривали: Б.Г. Ананьев [3], В.Б. Бондаревский [5], В.М. Мясищев [24], Ф.К. Савина [30], и другие.
Проблема исследования заключается в отборе наиболее эффективных педагогических условий для развития познавательного интереса, у учащихся начальных классов, в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса у учащихся начальной школы.
Предмет исследования: педагогические условия эффективные для развития познавательного интереса у учащихся 1 класса на уроках «Окружающий мир».
Цель исследования: теоретическое исследование понятия «познавательный интерес» и разработка комплекса уроков по окружающему миру эффективных для развития познавательного интереса у учащихся 1 класса.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятия «познавательный интерес»;
2. Отобрать теоретический и практический материал по теме исследования;
3. Изучить и выбрать критерии, уровни и диагностические методики определения уровня «познавательного интереса» у учеников 1 класса;
4. Разработать и опробовать на практике педагогический эксперимент по проверке гипотетических предположений.
Гипотеза исследования: процесс формирования познавательного интереса, у учащихся 1 класса, будут эффективным, если учитель:
1. Применяет на уроках предметное моделирование (создание модели, исследование модели);
2. Планирует задания творческого характера для домашней работы;
3. Создает и направляет внимание ребят в классе на мини-библиотеку с использованием энциклопедической, художественной и научно-популярной литературы соответствующую возрасту детей.
Методы исследования: теоретические - анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме исследования, изучение и анализ школьной документации; эмпирические - методы диагностики (анкетирование), педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение; методы статистической обработки результатов педагогического эксперимента.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №130 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Уссурийска Уссурийского городского округа 1 «А» и 1 «Б» классы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Среди предметов начального курса образования выделяется учебный предмет «Окружающий мир», представляющий собой интегративный курс обучения и воспитания младших школьников, основанный на предоставлении детям знаний естественнонаучного, исторического, географического, социокультурного и экологического направления. Современный предмет «Окружающий мир» насыщен интеллектуальными компонентами, активизирующими мыслительную деятельность детей. Он раскрывает перед учениками на уровне общих представлений закономерности природы, систему взаимодействия общества и природы, причинно-следственные связи между элементами живой природы, культурные и исторические особенности, а так же взаимосвязи в обществе и др.
На уроках предмета «Окружающий мир» естественно - научные и социально-культурные знания обретают смысл и практическое применение, что усиливает потенциал развития познавательного интереса младших школьников. В этом способствует подбор методов и средств, применяемых на уроках: разнообразие литературных источников, практические методы (исследование, моделирование, проектирование, экспериментирование) и др.
Познавательный интерес позиционирует себя как «активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности» [34, с. 13]
Проблемой познавательного интереса занимались многие советские педагоги: (Н.И. Гамбург, В.В. Давыдов, В.Н. Максимова, Н.Г. Морозова, А. В. Петровский, Н.А. Рыков, И.Д. Синельникова, А.Т. Тамаев, Л.В. Эльконин, и др.) [23], Л.А. Гордон [10], С.Л. Рубинштейн [29], Г.И. Щукина [44], [45], и другие. Развитие познавательного интереса с позиций современной науки рассматривали: Б.Г. Ананьев [3], В.Б. Бондаревский [5], В.М. Мясищев [24], Ф.К. Савина [30], и другие.
Проблема исследования заключается в отборе наиболее эффективных педагогических условий для развития познавательного интереса, у учащихся начальных классов, в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса у учащихся начальной школы.
Предмет исследования: педагогические условия эффективные для развития познавательного интереса у учащихся 1 класса на уроках «Окружающий мир».
Цель исследования: теоретическое исследование понятия «познавательный интерес» и разработка комплекса уроков по окружающему миру эффективных для развития познавательного интереса у учащихся 1 класса.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятия «познавательный интерес»;
2. Отобрать теоретический и практический материал по теме исследования;
3. Изучить и выбрать критерии, уровни и диагностические методики определения уровня «познавательного интереса» у учеников 1 класса;
4. Разработать и опробовать на практике педагогический эксперимент по проверке гипотетических предположений.
Гипотеза исследования: процесс формирования познавательного интереса, у учащихся 1 класса, будут эффективным, если учитель:
1. Применяет на уроках предметное моделирование (создание модели, исследование модели);
2. Планирует задания творческого характера для домашней работы;
3. Создает и направляет внимание ребят в классе на мини-библиотеку с использованием энциклопедической, художественной и научно-популярной литературы соответствующую возрасту детей.
Методы исследования: теоретические - анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме исследования, изучение и анализ школьной документации; эмпирические - методы диагностики (анкетирование), педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение; методы статистической обработки результатов педагогического эксперимента.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №130 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Уссурийска Уссурийского городского округа 1 «А» и 1 «Б» классы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Развитие познавательного интереса младших школьников является актуальной задачей современной начальной школы. Исходя из актуальности этой задачи, был обусловлен выбор темы «Формирование познавательного интереса у учащихся 1 класса в курсе предмета окружающий мир». В процессе проведения педагогического эксперимента было изучено понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе, выявлены особенности формирования познавательного интереса у младших школьников, рассмотрено развитие познавательного интереса учащихся начальной школы в системе общего развития. По мнению ведущих педагогов и психологов, сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию невозможно без формирования у учащихся стойких познавательных интересов.
Познавательный интерес является важным качеством личности, который нужен для: формирования навыков памяти, восприятия, мышления, внимания. Для познавательного интереса в курсе «Окружающий мир» есть ряд педагогических условий, таких как: домашняя работа, моделирование, творческие задания.
Для развития познавательного интереса у детей 1 класса был разработан педагогический эксперимент, который предполагал: проверить эффективность гипотезы, которая включает в себя три педагогических условия:
-Применяет на уроках предметное моделирование (создание модели, исследование модели);
- Планирует задания творческого характера для домашней работы;
- Создает и направляет внимание ребят в классе на мини-библиотеку с использованием энциклопедической, художественной и научно-популярной литературы соответствующую возрасту детей. Для этого была проведена первичная диагностика, которая выявила уровень сформированного
познавательного интереса у детей 1 класса, на низком уровне - 1,8%, на среднем уровне - 5,1%, на высоком уровне2,1%. Затем был проведен
формирующий этап эксперимента состоящий из 12 уроков, эффективность которых была проверена на контрольном этапе. Проведенная диагностика контрольного этапа показала, что уровень детей экспериментального класса изменился и составил: низкий уровень - 1,2%, средний уровень 4,9%, высокий уровень 2,9%. Результаты контрольного этапа подтвердили эффективность развития познавательного интереса младших школьников. Данные контрольного этапа показали, что у многих учащихся уровень познавательного интереса повысился.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждена. Цель работы достигнута. Задачи экспериментального исследования - выполнены. Разработанный комплекс уроков может использоваться учителями и студентами, выходящими на практику.
Познавательный интерес является важным качеством личности, который нужен для: формирования навыков памяти, восприятия, мышления, внимания. Для познавательного интереса в курсе «Окружающий мир» есть ряд педагогических условий, таких как: домашняя работа, моделирование, творческие задания.
Для развития познавательного интереса у детей 1 класса был разработан педагогический эксперимент, который предполагал: проверить эффективность гипотезы, которая включает в себя три педагогических условия:
-Применяет на уроках предметное моделирование (создание модели, исследование модели);
- Планирует задания творческого характера для домашней работы;
- Создает и направляет внимание ребят в классе на мини-библиотеку с использованием энциклопедической, художественной и научно-популярной литературы соответствующую возрасту детей. Для этого была проведена первичная диагностика, которая выявила уровень сформированного
познавательного интереса у детей 1 класса, на низком уровне - 1,8%, на среднем уровне - 5,1%, на высоком уровне2,1%. Затем был проведен
формирующий этап эксперимента состоящий из 12 уроков, эффективность которых была проверена на контрольном этапе. Проведенная диагностика контрольного этапа показала, что уровень детей экспериментального класса изменился и составил: низкий уровень - 1,2%, средний уровень 4,9%, высокий уровень 2,9%. Результаты контрольного этапа подтвердили эффективность развития познавательного интереса младших школьников. Данные контрольного этапа показали, что у многих учащихся уровень познавательного интереса повысился.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждена. Цель работы достигнута. Задачи экспериментального исследования - выполнены. Разработанный комплекс уроков может использоваться учителями и студентами, выходящими на практику.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ НА НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ НА НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКАХ
ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018



