Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ К ИНСТИТУТУ РОДИТЕЛЬСТВА

Работа №76083

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
309
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Теоретические основания исследования родительства как социального института 10
1.1 Эволюция родительства как социального института 10
1.2 Зарубежный и российский опыт исследования института родительства 20
2. Эмпирическое исследование на тему отношение студентов к современному институту родительства 34
2.1 Программа исследования отношений студентов к современному институту
родительства 34
2.2 Результаты эмпирического исследования и их интерпретация 39
Заключение 50
Список литературы 53
Приложение А 57
Приложение Б 59
Приложение В

Значительная динамика современного общества, повлекла за собой трансформации института семьи в целом. В частности, по мнению многих исследователей, можно утверждать о кризисе социального института родительства. Современная реальность свидетельствует о кризисе родительства и отсутствии эффективных действий со стороны общественности и правительства по его преодолению. Так, интенсивно проводимая в стране политика по увеличению рождаемости натыкается на препятствия в целенаправленной, грамотно выстроенной как психологической, так и социальной подготовке будущих родителей к ответственному исполнению родительских обязанностей. Многие родители, не желая самостоятельно воспитывать своего ребёнка, перекладывают эту ответственность на других, в частности на образовательные учреждения. В результате халатности и равнодушия по отношению к детям рвутся внутрисемейные узы, утрачивается контроль над детьми, происходит нарушение их социализации.
В подобных условиях значимым становится формирование ценностного отношения к родительству в одном из наиболее благоприятных для этого периодов жизни человека - в период обучения в вузе. Студенты вуза стремятся самоопределиться в разных сферах жизнедеятельности, в том числе, и в семейной сфере. Они находятся на пороге реализации себя в качестве супругов и родителей. Отмеченное свидетельствует об исключительной актуальности социологических исследований отношения современных студентов к институту родительства.
Степень научной разработанности проблемы: Различные учёные, как российские, так и западные обращаясь к вопросам семьи, брака, детства, так или иначе, затрагивали проблемы родительства. Начало изучению семьи как малой социальной группы положили М. Вебер и Т. Парсонс, а также представители символического интеракционизма (Ч. Кули, Дж. Мид), акцентировавшие внимание на взаимодействиях индивидов и характере этих взаимодействий, которые определяют отношения в семье. Семья как социальный конструкт исследуется исходя из теоретических подходов, разрабатываемых в рамках социального конструктивизма (П. Бергер, Т. Лукман).
Рассмотрение семьи как социального конструкта позволяет концентрировать внимание не на её социальных характеристиках, а на представлениях о ней, сложившихся в конкретном обществе, и даёт возможность анализировать наиболее общепринятые модели семьи и родительства.
Специалисты чаще обращались к теме семейной социализации, современному состоянию института семьи, семье как институту, как к супружеству, отношениям супругов. Теоретико-методологический анализ современного состояния, проблем семьи в условиях изменения российского общества представлен в трудах А.И Антонова, И.С Голод, А.Г Харчева и других исследователей.
Возникший в рамках феминистских методологий гендерный подход позволяет исследовать семью и родительство через систему гендерных отношений. Работы отечественных исследователей, использующих гендерный подход (С.Г. Айвазова, Т.А. Гурко, Н.Ю. Егорова, О.М. Здравомыслова, Е.А. Здравомыслова, И.С. Клецина, И.С. Кон, Н.Л. Пушкарева, А. Роткирх, И.Л. Сизова, А.А. Темкина, Ж.В. Чернова и другие), поднимают и освещают значимые для исследуемой проблемы вопросы лидерства в семье, воспитания детей, домашнего труда, материнства и отцовства, взаимоотношений супругов и родителей между собой.
Относительно недавно стал появляться интерес к исследованиям, посвящённым родительским ролям, установкам, анализу родительских моделей поведения. Институт отцовства и материнства, институт родительства в целом. В рамках функционального подхода еще Б.Малиновский разрабатывал проблемы соотношения материнства и отцовства как социокультурных феноменов.
В отечественной науке специалисты наиболее часто обращаются к теме семейной социализации, современном состоянии института семьи. Только несколько исследований посвящено родительским ролям, установкам, анализу родительских моделей поведения. Эти проблемы представлены в работах Гурко
Т.А, Овчарова Р.В и др. Подходк анализу родительства, потребность в детях, ролей и статусов мужчины и женщины в семье изучаются следующими авторами: И.С. Куприянова, М.М. Римашевская, Т.И. Греченкова.
Исследователи обращают внимание на различного рода вариации родительства, которые распространяются в России: раннее родительство, отказ родителей от детей, отцы-одиночки, матери-одиночки и т.д.
Основные подходы к пониманию психологических аспектов родительства изложены в трудах А.С. Выготского. Также, в работах Р.В.Овчаровой, Г.Г. Филипповой, родительство изучается в единстве родительских установок, родительского отношения, родительских чувств. Отношения студентов к институту родительства изучается авторами: О.Г. Прохорова, О.В. Дорохина, А.Н. Сизанов и др.
Важность исследования родительства выражена значимостью его как условия воспроизводства будущих поколений, личной сферы человека.
Объект - институт родительства в современном обществе.
Предмет - отношение студентов к институту родительства в современном обществе.
Цель - целью работы является изучить отношение современных студентов к институту родительства и разработать рекомендации по проведению социальной политики в области родительства.
Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
1. Рассмотреть эволюцию родительства как социального института.
2. Проанализировать зарубежный и российский опыт исследований отношения к институту родительства.
3. Провести эмпирическое исследование отношения студентов к
институту родительства.
4. Сформулировать рекомендации по результатам эмпирического исследования.
Гипотеза - Отношение современных студентов к институту родительства вариативно и представлено множеством различных форм, моделей, образцов поведения, развитие которых обусловлено динамикой современного общества, повлёкшей за собой трансформации института семьи в целом, родительства и отношения к нему в частности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы отечественных и зарубежных авторов, посвящённые родительству, семье, социологической концепции трансформации этих социальных институтов на современном этапе. При разработке темы исследования взяты за основу подходы, в которых отражены базовые принципы становления и развития социальных институтов: Теория социальной системы как структурно-функциональная основа социальных институтов Т.Парсонс; Понимание родительства как социального института Т.А. Гурко, Л.Т. Сологуб, Р.В. Овчарова. Для решения поставленных задач и проверки гипотез в работе использован следующий комплекс методов исследования: анализ литературы, вторичный анализ данных, анкетный опрос.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. Во введении описаны актуальность, степень изученности , цель и задачи работы, определены объект и предмет, гипотеза. В первой главе представлены теоретические основания исследования родительства как социального института, во второй - результаты эмпирического исследования. В заключении приведены выводы по всей работе и представлены рекомендации по проведению социальной политики в области родительства.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Родительство является одним из наиболее значимых ценностей культуры, многогранным социокультурным феноменом. На протяжении всей истории институт родительства испытывает изменения, которые отражают специфику конкретного общества. Эти изменения могут быть вызваны комплексом факторов: уровень экономического развития общества, уровень развития институтов, таких как семья, брак и образование. Основная задача родительства как социального института - обеспечить воспроизводство, взросление, социализацию, а также передачу духовных ценностей. Родительство представляет собой сложное образование, включающее материнство и отцовство.
Анализ литературы показывает, что родительство - представляет собой социально-психологический феномен, включающий в себя эмоционально и оценочно окрашиваемую совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемых во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. А также, были выделены основные этапы родительства, которые характеризуют взаимоотношения родителей и детей в различные периоды. Далее были рассмотрены основные подходы к пониманию родительства в зарубежных и в отечественных исследованиях.
Несомненно, актуальным является изучение мнений современной молодёжи о своей будущей семье. Молодёжь является важной частью общества, которая легко адаптируется к происходящим социальным изменениям. Главной целью работы являлось изучить отношение современных студентов к институту родительства. Согласно полученным результатам, готовым к выполнению роли родителей назвали себя лишь 19 % респондентов и 59 % респондентов считают себя совершенно не готовым к родительству. На наш взгляд, это обусловлено тем, что на этапе обучения в университете студенты не имеют постоянного дохода для содержания детей и достаточного опыта партнерских отношений. Современная студенческая молодёжь в возрастной категории от 18 - 25 лет ставят в приоритет индивидуальное развитие, личностный и карьерный рост в выбранной
профессиональной сфере. Изучая отношение молодежи к созданию семьи, можно сделать вывод, что основная часть студентов видит заключение браков во время учёбы в университет неуместным, и считают, что создаётся студенческая семья лишь в определённых ситуациях. Такими ситуациями могут быть:
• незапланированная беременность,
• любовь и сильное желание обоих партнёров.
Большинство молодых людей и девушек осознают некоторую некомпетентность в вопросах родительства и считают, что подготовка к этому процессу необходима как за пределами высшей школы, так и во время обучения в университете. Наиболее эффективной формой подготовки респонденты выбрали специальные курсы (45 %). Можно отметить, что для многих именно родительская семья оказала наибольшее влияние на представления о родительстве. Подводя итог вышеупомянутому исследованию, можно сказать, что институт родительства для современной студенческой молодёжи играет важную роль, и ценность его не утрачена. Отношение к этому процессу зависит сугубо от индивидуальных особенностей.
По результатам проведённого исследования предлагаются следующие рекомендации по проведению социальной политики в области родительства:
- создание программ по целенаправленному формированию психологической готовности к родительству в воспитательно-образовательном пространстве ВУЗа как залог сформированности готовности к выполнению родительской роли студенческой молодёжью;
- разработка программ по формированию общественного мнения в области родительства, адекватного отношения к вариативным моделям родительского поведения, активной ответственной позиции общества по отношению к проблемам детства;
- дальнейшее развитие льготных программ и системной государственной поддержки в области молодой семьи в части законодательной сферы;
- разработать и внедрить в учебные планы по различным направлениям подготовки бакалавров и магистров ДВФУ курс «Современное родительство» в качестве дисциплины выбора.



1. Антонов, A. И. Проблемы социологического изучения репродуктивного поведения семьи // Вопросы теории и методов социологического исследования. -1974. - С. 95 - 115
2. Антонов, А. И. Кризис семьи и родительства // Проблемы родительства и планирования семьи. -1992.- С.14 - 38
3. Антонов, А. И. Социология семьи: учебное пособие /А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 237 с.
4. Безрукова, О. Н. Ценности родительства: структура, типы, ресурсы // Социологические исследования.- 2016.- № 3.- С.118 - 128
5. Безрукова, О. Н. Модели родительства и родительский потенциал: межпоколенный анализ // Социологические исследования. -2014.- № 9.-С. 85 -97
6. Глезденева, О. В. Модели родительства и факторы их формирования в современной России: социологический анализ: дис. канд. соц. наук:22.00.04/ Глезденева О.В. :Москва,2007.- 242с.
7. Голод, С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод. - СПб.: Питер, 2008. -256 с.
8. Гурко, Т. А. Новые семейные формы: тенденции распространения и понятия // Социологические исследования.-2017. -№ 11.-С.99 - 110
9. Гурко, Т. А. Теоретические подходы к изучению семьи. [Электронный ресурс] / Т.А. Голод.-Режим доступа:ййр://’№№’№.1згаз.ги/1!1ез/Р11е/риЫ/Сигко_Теоreticheskie_podkhody_k_izucheniyu_semyi_2_izd_electron_final_2016.pdf
10. Гурко, Т.А. Брак и родительство в России./ Т.А. Гурко. - М.: Институт социологии РАН, 2008. - 325с.
11. Гурко, Т.А. Отцовство в молодых семьях и после развода // Актуальные проблемы родительства в России.-М.: Институт социологии РАН.-2013.-С.52 - 72
12. Гурко, Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социологические исследования.- 1997.- № 3.- С. 72 - 80
13. Гурко, Т.А. Родительство: социологические аспекты./ Т.А. Гурко.- М.: Институт социологии РАН, 2003. -176 с.
14. Давитян, М. Г. Родительские стратегии современной студенческой молодежи : автореферат дис. канд. соц. наук : 22.00.04 / Давитян М.Г. - Белгород,
2016. -С.5 - 19
15. Девятых, С. Ю. Социокультурная трансформация семьи и родительство // Сборники НИЦ «Социо-сфера». -2013.- № 3.- С. 15 - 37
16. Девятых, С. Ю. Феномен родительства: социально-психологический аспект : монография / С. Ю. Девятых;.-М.:изд-во образования РБ.- 2005. - 104 с.
17. Евдокимова, Е. В. "Формирование ценностного отношения к родительству у студентов вуза": дис. канд. псих. наук: 19.00.07 / Евдокимова Елена Валерьевна. -Пятигорск, 2015.- С. 211
18. Кон, И. С. Социологическая психология/ И.С. Кон.- М.: Московский психолого-социальный институт,1999.- 560 с.
19. Кон, И.С. Отцовство как социокультурный институт // Педагогика. -
2005. -№9.- С. 3-15
20. Кон, И.С. Ребёнок и общество: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.С. Кон.- М.: Изд. Центр «Академия», 2003.-336с.
21. Локтионова, А.В. Анализ содержания и процесса принятия роли матери // Психология эффективного родительства: Материалы международной научно - практической конференции. - Режим доступа:http://www.psy.msu.ru/science/autoref/doc/zakharova/zakharova diss vol 1.pdf
22. Лотова, И. П. Развитие института родительства в России: социол огический анализ[Электронный ресурс]//Евразийскйи союз учённых. -Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary 27507963 26881539.pdf
23. Лущенко, Э.М. Становление института родительства: философский анализ // Позиция. Философские проблемы науки и техники. - 2012. - № 6.- С. 69-74
24. Мальцева, Д. В. Теоретические подходы к изучению отцовства в современной западной социологии//Всероссийский центр изучения общественного мнения.-2010-№5.-С. 272-289
25. Мустаева, Ф. А. Социальные проблемы современной семьи// Соци ологическое исследование .-2009.-№7.- С. 109-113
26. Немировский, В. Г. Структура и динамика смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи: 1988 -2004г. Постнеклассический подход / В.Г. Немировский, Е.В. Соколова. - Красноярск: РИО КрасГУ, 2006.- 161 с.
27. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства: учеб.пособие/ Р.В. Овчарова.- М.:Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.
28. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: Учебное пособие./ Р.В. Овчарова.-М. : Московский психолого-социальный институт,
2006. -53с.
29. Панкратова, H.B. Социальный и биологический аспекты родительства // Социологические исследования. -2006.-№10.-С. 116-123
30. Рамих, В. А. Материнство как социокультурный феномен: дис. докт. фил. наук: 24.00.01/ Рамих В.А - Ростов-на Дону, 1997. - 238 с.
31. Рудзинская, Т.Ф. Современные представления студенческой молодёжи о проблеме родительства // Известия Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития.- 2013.- Т. 2.- Вып. 1.-С.47-51
32. Сеппенен, Ю. В. Молодёжь и родительство в современном мире [Электронный ресурс]//Молодёжный научный потенциал XXI века: ступени познания.- Режим доступа:https://elibrary.ru/download/elibrary 3254109571146829.pdf
33. Сизанов, А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни: учеб. Пособие/ А.Н. Сизанов.- Новополоцк: Издательство «Асвета», 2010.-108 с.
34. Синельников, А.Б. Супружество, отцовство и материнство в Российском обществе [Электронный ресурс]//Электрон. журнал. - Режим доступа:https://elibrary.ru/item.asp?id=25129492
35. Сологуб, Л.Г. Материнство как социальный институт : автореф. дис. канд. соц. наук : 22.00.04 /Сологуб Л.Г-Москва, 2001. - 23 с.
36. Урмина, И.А. Молодая семья - объект молодёжной политики: учеб. пособие / И. А. Урмина. - М.: Изд-во Российского гос. социального ун-та, 2011 - 132 с.
37. Филиппова, Г. Г. Психология материнства: учеб. Пособие/ Г.Г. Филиппова. -М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с.
38. Харчев, А. Г. Социология воспитания/ А.Г. Харчев.- М.: Политиздат, 1990. - 220с.
39. Харчев, А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки/ А.Г. Харчев. - М.: Наука, 2003. - 342 с.
40. Шаброва, Н. В. Этапы родительства: социологический анализ // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2017. - Т. 23.- № 2. - С. 159-168
41. Шадрина, А. С. Дорогие дети: сокращение рождаемости и рост «цены» материнства в XXI веке / Анна Шадрина.- М.: Новое литературное обозрение,2017.- 329 с.
42. Шведчикова, Т.А. Практикум по гендерной психологии [Электронный ресурс]//Электрон. журнал.-Режим доступа:http://pedlib.ru/Books/3/0428/3 0428-76.shtml
43. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программы, методы/ В. А. Ядов. - М.: Наука, 2005. - 331с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ