Журнал «Журналист» как профессиональное издание функции, проблемно-тематический анализ медиатекстов, формирование ценностных ориентиров региональной аудитории
ВВЕДЕНИЕ
1 Журнал «Журналист»: история создания
1.1 Социально-политические предпосылки возникновения журнала
«Журналист 9
1.2 История создания журнала «Журналист» 14
1.3 Другие профессиональные издания для журналистов 20
2 Журнал «Журналист»: современное развитие издания 24
2.1 Функции периодического издания «Журналист» 24
2.2 Проблемно-тематический анализ медиатекстов журнала 31
2.3 Методы формирования ценностных ориентиров региональной
аудитории издания «Журналист» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное) Первый номер журнала «Журналист» советского периода 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (справочное) Другие профессиональные издания для журналистов 52
ПРИЛОЖЕНИЕ В (справочное) Колумнисты журнала «Журналист» 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Г (справочное) Постоянные рубрики журнала «Журналист» 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Д (справочное) Разбор материала молодого автора 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Е (справочное) Метод визуальной выразительности в журнале «Журналист» 56
Актуальность темы состоит в том, что на сегодняшний день общество перешло в информационный характер развития, а значит, что его жизнь невозможна без обеспечения информационных потребностей. Сегодня российский медиарынок переживает период бурного развития. Во всем многообразии периодических изданий особую актуальность приобретает типологическая дифференциация СМИ.
В современной журналистской практике наиболее распространенной и актуальной является классификация печатных СМИ, предусматривающая деление на универсальные и специализированные. Универсальные издания нацелены на широкую массовую аудиторию, они пишут «для всех обо всем».
В типологической системе современной прессы отдельное место занимают специализированные издания, представленные, в основном, журнальной периодикой. В отличие от газеты, журнал более специализирован, тематически он направлен на узкую аудиторию. Именно журналы акцентировали внимание на четком позиционировании своей работы, обнаруживали все группы своей потенциальной аудитории. Именно фактор аудитории стал для них ведущим, вместе с такими типологическими признаками, как сущность информации, периодичность выпуска, постраничный объем и формат издания. Ежемесячники и еженедельники помогают лучше ориентироваться в социальных процессах, всесторонне удовлетворяя потребность в информации.
все социальные сферы профессиональной жизни, а с другой - нуждается в самостоятельном профессиональном издании.
На сегодняшний день ведущим профессиональным периодическим изданием для журналистов является журнал «Журналист».
Объект исследования - профессиональная журнальная периодика в системе СМИ России.
Предмет исследования - журнал «Журналист» как профессиональное издание.
Научная новизна представленного исследования - журнал «Журналист» впервые всесторонне рассмотрен в системе профессиональной периодики России, выявлено его влияние на ценностные ориентиры региональной аудитории.
Целью данной работы является анализ журнала «Журналист», его функций, проблемно-тематического диапазона медиатекстов, ценностных ориентиров аудитории.
Из цели вытекают задачи исследования:
1. осветить процесс становления и развития журнала «Журналист»;
2. выявить социально-политические предпосылки возникновения журнала;
3. детерминировать проблемы формы и содержания журнала «Журналист»;
4. рассмотреть другие профессиональные издания для журналистов;
5. определить функциональные особенности периодического издания;
6. провести проблемно-тематический анализ медиатекстов журнала;
7. выявить методы формирования ценностных ориентиров региональной аудитории журнала «Журналист».
Теоретическая значимость исследования. В ходе данного исследования была изучена литература по вопросам профессиональной прессы для журналистов, рассмотрены материалы журнала «Журналист».
Практическая значимость исследования заключается в том, что, материалы исследования могут служить основой для проведения курсов по актуальным проблемам современности и СМИ, для подготовки разделов учебных пособий по рассматриваемой в настоящей работе проблеме, написания курсовых и бакалаврских работа также могут быть использованы работниками средств массовой информации в практической деятельности.
В качестве основных методов работы используются: поиск и изучение научно-исследовательской литературы, а также изучение периодической печати по рассматриваемой проблеме, изложение, описание, логические методы: анализ, синтез, аналогия.
Эмпирическая база исследования - журнал «Журналист».
Структура бакалаврской работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по три параграфа, заключения, списка использованных источников, приложений. В первой главе выявляются социально-экономические предпосылки возникновения журнала «Журналист», исследуется история его становления, рассматриваются другие профессиональные издания для журналистов. Во второй главе определяются функции журнала «Журналист», проводится проблемно-тематический анализ медиатекстов издания и детерминируются методы формирования ценностных ориентиров региональной аудитории журнала «Журналист». В заключении даются выводы и обобщения по рассматриваемой теме.
Профессиональная пресса характеризуется наиболее требовательной аудиторией. Ее читателями являются специалисты, которых нужно предоставлять не только актуальную информацию, но и предоставлять практические рекомендации и аналитические материалы относительно профессиональной деятельности. Поэтому профессиональное периодическое издание должно выступать флагманом в данной области, содержащим ценные сведения и готовое ответить на любой вопрос своей аудитории.
В рамках исследования был рассмотрен процесс становления и развития журнала «Журналист»; выявлены социально-политические предпосылки возникновения журнала; детерминированы проблемы формы и содержания журнала «Журналист»; рассмотрены другие профессиональные издания для журналистов; определены функциональные особенности периодического издания; проведен проблемно-тематический анализ медиатекстов журнала; выявлены методы формирования ценностных ориентиров региональной аудитории журнала «Журналист».
Таким образом, исследуя проблему специфики журнала «Журналист»: его функции, проблемно-тематический анализ медиатекстов, ценностные ориентиры региональной аудитории мы пришли к следующим выводам:
Журнал «Журналист» - это профессиональное издание для журналистов и работников средств массовой информации. Возникновение журнала было обусловлено определенными социально-политическими предпосылками.
Большое количество разнообразных периодических изданий, появившихся в России в начале прошлого века, новая политическая организация страны, ускорение темпов роста, изменения в структуре населения изменений и в культурной общества, в том числе и в журналистике.
В этих условиях профессиональное издание «Журналист» стало единственным печатным органом, призванным просвещать и обучать отечественных журналистов, а также пропагандировать идеи капитализма в стране.
За всю свою историю существования журнал «Журналист» определил характер индивидуальной деятельности. Сегодня «Журналист» - это независимый профессиональный журнал для работников СМИ, на страницах которого рассматриваются проблемы современного медиамира.
Сегодня профессиональные издания для журналистов находятся на пике популярности, что объясняется востребованностью самой профессии. Благодаря процессу более узкой специализации медиабизнеса, появляются и новые СМИ, которые рассказывают о каждой отрасли журналистики. Однако даже в условиях повышающееся конкуренции на медиарынке журнал «Журналист» остается наиболее универсальным и авторитетным профессиональным изданием для работников СМИ.
Как узкоспециализированное профессиональное издание «Журналист» имеет свои отличительные характеристики.
Сегодня на страницах журнала успешно реализуются аналитическая, обозренческая, собирательная, консультирующая, идейно-лидирующая функции и функция закрепления авторского приоритета, что подтверждают опубликованные материалы.
Сементико-синтаксический анализ медиатекстов журнала отражает его профессиональную тематическую специфику. На страницах издания представлены практически все жанровые группы, а тематика материалов охватывает все сферы журналистской деятельности.
Журнал «Журналист» активно участвует в процессе формирования ценностных ориентиров региональных изданий. Являясь федеральным журналом, издание использует эффективные заголовки, рекомендательный характер текстов, средства визуальной выразительности, профессиональный авторитет авторов и убедительные аргументы в публикациях.
Благодаря актуальным темам материалов, грамотным текстам и привлекательному дизайну журнал «Журналист» является настольной книгой любого работника средств массовой информации. Исходя из этого, «Журналист» выступает плодородной почвой для профессионального роста молодых журналистов и советником опытных медиаспециалистов. Поэтому региональные издания обязательно должны знакомиться с материалами журнала и следовать его рекомендациям.
1 Андреев Э. М. Средства массовой информации и реформирование России / Э. М. Андреев. // Социально-политический журнал, 2001.- №4.-с. 74¬75.
2 Антонова В. И. Жанры в творчестве журналистов региональных изданий: традиции, опыт, новации : учеб. пособие / В. И. Антонова. - Саранск, 2005.-136 с.
3 Антонова В. И. Типология региональных СМИ / В. И. Антонова. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009.- 88 с.
4 Антонова В. И. Информация в контексте медиакультуры : Учеб. пособие-Саранск: из-во Мордов. ун-та, 2017.- 84 с.
5 Барышников Г. Шрифт в печатном издании [Электронный ресурс] / Г. Барышников. // Библиофонд. - Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=62385/.-Загл. с экрана. Дата обращения: 14.02.2018.
6 Бережной А. Ф. К истории отечественной журналистики (конец XIX- начало XX в.) / А. Ф. Бережной.-СПб. : Академия, 2003. - 435 с.
7 Блюм. А. В. Советская цензура в эпоху тотального террора: 1929-1953 /
А. В. Бережной.-СПб. : Академический проект, 2000.- 212 с.
8 Борлтырева А. Рома Бордунов : «Для любого журналиста личный бренд - это подушка безопасности» [Электронный ресурс] / А. Борлтерева // Журналист-Режим доступа : http://jrnlst.ru/roman-bordunov/.-Загл. с экрана. Дата обращения: 14.02.2018.
9 Бузинова А. А. Визуальный PR-текст в управлении публичными коммуникациями : дис. канд. филол. наук / А. А. Бузинова.-СПб, 2015.-190 с.
10 Вероятное неочевидное [Электронный ресурс] // Журналист-Режим доступа :http://jrnlst.ru/factcheking-resurs /.-Загл. с экрана. Дата обращения : 14.02.2018.
11 Вартанова Е. «Медиасистема» : термин, концепция или реальность? / Е. Вартанова // МедиаАльманах .- 2017-№1-С. 5-8.
12 Ворошилов В. В. Право и этика в журналистике: Курс лекций / В.
В. Ворошилов.-Спб. : Академия, 2004.-315 с.
13 Габбазов А. Р. Трансформация текста в сети интернет. Эффект Стрейзанд / А. Р. Габбазов. // SCI-ARTICLE.-2014-сентябрь-С. 87-89.
14 Гатов В. Медиа, город и горожане. История и современность [Электронный ресурс] / В. Гатов. // Журналист.-Режим доступа: http://jrnlst.ru/media-gorod-i-gorozhane/.-Загл. с экрана. Дата обращения: 14.02.2018.
15 Грабельников А. А. История российской журналистики XX в. /
А. А. Грабельников.-М. : Айрис-пресс, 2005.-565 с.
16 Газета всегда заряжена: «РГ» запускает рекламно-информационную кампанию [Электроный ресурс] // Журналист-Режим доступа:http://jrnlst.ru/rg-paper /.-Загл. с экрана. Дата обращения: 14.02.2018.
17 Дементьева К. В. Региональная пресса как фактор формирования общественного мнения: по материалам русскоязычных и национальных газет Республики Мордовия: дис. канд. филол. наук / К. В. Дементьева.-Казань, 2012.-195 с.
18 Дементьева К. В., Потапов П. Ф. Пресса и общественное мнение: учеб. пособие / К. В. Дементьева, П. Ф. Потапов. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012.-140 с.
19 Демтос Ж. Сделано в Китае [Электронный ресурс] / Ж. Демтос. // Журналист-Режим доступа: http://jrnlst.ru/made-in-chine/.-Загл. с экрана. Дата обращения: 14.02.2018.
20 Дмитровский А. Л. Смысл творчества и критерии мастерства в журналистике (фолософско-антропологический подход) / А. Л. Дмитровский // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия : Гуманитарные науки. 2008.-№ 11 (51). С. 62-68.
21 Дождь и немного смешно [Электронный ресурс] // Журналист.- Режим доступа:http://jrnlst.ru/kpzh-rain / -Загл. с экрана. Дата обращения: 14.02.2018.
22 Есин Б. И. Русская дореволюционная газета / Б. И. Есин.-M. : Лабиринт, 2003.-335 с.
23 Жирков Г. В. История цензуры в России XIX-XX вв / Г. В. Жирков. - М. : 2001.-426 с.
24 Как журналисту общаться с пиарщиками. Опыт экс-обозревателя «Коммерсантъ» и гендиректора PR-агентства Storyloft [Электрон.ресурс] // Журналист-Режим доступа: http://jrnlst.ru/negotiations/.-Загл. с экрана. Дата обращения: 14.02.2018.
25 Как найти работу, если ты журналист [Электронный ресурс] // Журналист-Режим доступа: http://jrnlst.ru/why-dont-you-get-a-job/.-Загл. с экрана. Дата обращения: 14.02.2018.
26 Киричек П. Н. Памятка публицисту-этнолетописцу // Пресса и этническая толерантность: Пособие для журналистов. / П. Н. Киричек.-М., 2000.- с. 259-268.
27 Корконосенко С. Г. Основы журналистики : Учебник для вузов /
С. Г. Корконосенко.-М. : Аспект Пресс, 2010.-287 с.
28 Корпоративная пресса : функции и взаимодействие с читателями. Тенденции в журнальном дизайне [Электронный ресурс] // Diplomba.-Режим доступа: http://diplomba.ru/work/80505/.-Загл. с экрана. Дата обращения: 14.02.2018.
29 Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000) / И.
B. Кузнецов. М. : ЧеРО, 2003.-875 с.
30 Мешавкин С. Серая простыня, черные пальцы [Электронный ресурс] /
C. Мешавкин. // Журналист -Режим доступа:http://jrnlst.ru/terry-text /.-Загл. с экрана. Дата обращения: 14.02.2018.
31 Мешевик С. Инструменты для газетного дизайна от Сергея Мешавика [Электронный ресурс] / С. Мешавик. // Журналист-Режим доступа: ййр://]гп181.ги/пе’№зрарегз-йез1дп/-3агл. с экрана. Дата обращения: 14.02.2018.
32 Мирошниченко А. «Форбс» закрывает раздел мнений [Электронный ресурс] / А. Мирошниченко. // Журналист-Режим доступа: http://jrn1st.ru/forbes- opinions/.-Загл. с экрана. Дата обращения: 14.02.2018.
33 Мирошнеченко А. Мировой чемпионат по журналистике состоится 26 октября [Электронный ресурс] / А. Мирошниченко. // Журналист-Режим доступа:http://jrn1st.ru/kennedy-documents /.-Загл. с экрана. Дата обращения: 14.02.2018.
34 Мирошнеченко А. Восемь правил выживания для региональных изданий [Электронный ресурс] / А. Мирошниченко. // Журналист.-Режим доступа:http://jrn1st.ru/1oca1-newspapers /.-Загл. с экрана. Дата обращения: 14.02.2018.
35 Мирошниченко А. Фейсбук все-таки отключат. Пока на месяц [Электронный ресурс] / А. Мирошниченко. // Журналист.-Режим доступа: http://jrn1st.ru/facebook-shutdown/.-Загл. с экрана. Дата обращения: 14.02.2018.
36 Мирошниченко А. Шесть лет тюрьмы за фекй-ньюз [Электронный ресурс] // Журналист-Режим доступа: http://jrn1st.ru/fake-jai1/.-Загл. с экрана.
37 Мирошниченко А. Мужские издания ищут новую тональность [Электронный ресурс] / А. Мирошниченко. // Журналист.-Режим доступа: http://jrn1st.ru/men-magazines/.-3агл. с экрана. Дата обращения: 14.02.2018.
38 Мишанин Ю. А. Мордовский народ и край в периодической печати Поволжья XIX столетия: Учебно-метод. пособ. / Ю. А. Мишанин.-Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1997.-76 с.
39 Мишанин Ю. А. Этнокультура мордвы в журналистике России XIX- начала XX века / Ю. А. Мишанин; науч. ред. Г.В. Жирков. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001.-168 с.
40 Мишанин Ю. А. Журналистика и этнос: учеб. пособие / Ю. А. Мишанин.-Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2006.-156 с.
41 Моя тема в журналистике [Электронный ресурс] // Студопедия.- Режим доступа: https://studopedia.ru/12_63253_moya-tema-v-zhurnalistike.html/. - Загл. с экрана. Дата обращения: 14.02.2018.
42 Настоящий бизнес в журналистику так и не пришел [Электронный ресурс] // Журналист-Режим доступа:http://jrnlst.ru/content/optimisticheskaya-zhurnalistika /.-Загл. с экрана. Дата обращения: 14.02.2018.
43 Небыков И. А. Блоги как вид социальных интернет-сетей (социальные аспекты) / И. А. Небыков, Е. Г. Ефимов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7 : Философия. Социология и социальные технологии-2012-№ 2-С. 116-123.
44 Новые спортивные СМИ - враги газет [Электронный ресурс] // Журналист-Режим доступа: http://jrnlst.ru/the-athletic/.- Загл. с экрана. Дата обращения: 14.02.2018.
45 Познер В. Журналистов любить не надо [Электронный ресурс] / В. Познер. // Журналист-Режим доступа: http://jrnlst.ru/journalists-no-love/.-Загл. с экрана. Дата обращения: 14.02.2018.
46 Потапов П. Ф. Журналистика и этнокультура народов Поволжья на рубеже ХХ-ХХ1 веков / П. Ф. Потапов. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002.-194 с.
47 Потапов П. Ф. Журналистика и межкультурное взаимодействие в обществе: учебное пособие / П. Ф. Потапов.-Саранск: Изд-во Центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2011.-104 с.
48 Почему мы все еще пользуемся электронной почтой? [Электронный ресурс] // Журналист-Режим доступа: http://jrnlst.ru/on-newsletters/.-Загл. с экрана. Дата обращения: 14.02.2018.
49 Ржанова С. А. Журналистское мастерство / С. А. Ржанова. - Саранск,
2007. -202 с.
50 Реснянская Л. Общероссийские газетные издания / Л. Реснянская. // Вестник МГУ. Сер. Журналистика, 2011.-№ 4.-С. 3-14.
51 Рябина К.А. Русская литература и журналистика начала XX века. 1905-1917 / К. А. Рябина.-М. : Мысль, 2003.-185 с.
52 Саханова А. Ремесло делового журналиста. Бывший редактор петербургских «Ведомостей» Анна Щербакова о деловой журналистике [Электронный ресурс] / А. Саханова. // Журналист-Режим доступа: http://jrnlst.ru/business-jrnslm/.-Загл. с экрана. Дата обращения: 14.02.2018.
53 Семь советов студенту-фрилансеру [Электронный ресурс] // Журналист-Режим доступа: http://jrnlst.ru/7-tips-for-students/.-Загл. с экрана. Дата обращения: 14.02.2018.
54 Смирнов C. B. Легальная печать в годы первой русской революции / С.
В. Смирнов.-СПб. : Наука, 2001.-287 с.
55 Снегирев В. Спасти рядового корреспондента [Электронный ресурс] / В. Снегирев. // Журналист-Режим доступа: http://jrnlst.ru/save-journalists/.- Загл. с экрана. Дата обращения: 14.02.2018.
56 Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии : Учебник для студентов вузов / А. И. Соловьев-М. : Аспект Пресс, 2000.-559 с.
57 Сойти за своего: как писать от лица своей аудитории [Электронный ресурс] // Журналист-Режим доступа: http://jrnlst.ru/target-audience/.-Загл. с экрана. Дата обращения: 14.02.2018.
58 Сохряков Ю. А. Национальная идея в отечественной публицистике XIX - начала ХХ вв. / Ю. А. Сохряков.-М. : Лабиринт, 2000.-236 с.
59 Спиридонова Л. А. Русская сатирическая литература начала ХХ века / Л. А. Спиридонова.-М. : Мысль, 2007.-367 с.
60 Стефанов С. Цвет и цветовоспроизведение в полиграфии [Электронный ресурс] / С. Стефанов. // Библиофонд.-Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=62521/.-Загл. с экрана. Дата обращения: 14.02.2018.
61 Сумбатян Ю. Г. Тоталитаризм - политический феномен ХХ века / Ю. Г. Сумбатян // Социально-гуманитарные знания.-2001.-№1.-С. 45-48.
62 Топ-30 СМИ: интегральный рейтинг цитируемости [Электронный ресурс] // Журналист-Режим доступа: http://jrnlst.ru/br-analytics-rating/.-Загл. с экрана. Дата обращения: 14.02.2018.
63 Топ-21полезных советов лучших американских корреспондентов [Электронный ресурс] // Журналист-Режим доступа: http://jrnlst.ru/21-rules-of- journalists/. -Загл. с экрана. Дата обращения: 14.02.2018.
64 Трубников Ю. Как снять ученого [Электронный ресурс] / Ю. Трубников. // Журналист-Режим доступа: http://jrnlst.ru/science-pictures/.-Загл. с экрана. Дата обращения: 14.02.2018.
65 Это как расписание поездов: если программа не выйдет вовремя, то столкнется с другой в эфире [Электронный ресурс] // Журналист .-Режим доступа: http://jrnlst.ru/radio-russia-spb/.-Загл. с экрана. Дата обращения: 14.02.2018.
66 Электронный сайт журнала «Журналист», [Электронный ресурс] // Журналист-Режим доступа: http://jrnlst.ru/about/.-Загл. с экрана. Дата обращения: 14.02.2018.