ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА Х.Теоретические основы проблемы психологической культуры курсантов образовательных организаций МВД России 8
1.1. Теоретические основы изучения понятия психологической культуры в научных исследованиях 8
1.2. Структурно-содержательные компоненты психологической
культуры курсантов образовательных организаций МВД России 18
1.3. Психологические особенности студенческого возраста 29
ГЛАВА П.Эмпирическое изучение психологической культуры курсантов образовательных организаций МВД России 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов изучения психологической культуры курсантов образовательных организаций МВД России 43
2.3. Рекомендации для курсантов образовательных организаций по
развитию их психологической культуры 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 91
К высшему образованию предъявляются новые требования, связанные с необходимостью высококвалифицированной подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности в быстро меняющемся мире. В образовательной практике отмечены тенденции, свидетельствующие о важности и необходимости формирования психологической культуры курсантов начиная с первого курса обучения в высшем учебном заведении.
Перед преподавателями стоит важная задача подготовки специалистов, способных строить свою профессиональную деятельность в форме продуктивного сотрудничества, с учетом интересов других людей, так как этому вопросу в настоящее время уделяется недостаточно внимания, даже при наличии в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования дисциплины «Психология и педагогика».
Исследование психологической культуры курсантов является, актуальным направлением в современной психологии, так как психологическая культура занимает ведущую ролью в процессах жизнедеятельности человека, и связана с развитием коммуникативных способностей, социально-психологической адаптации и продуктивного личностного развития. Особенностью исследования является изучение структурно-содержательных компонентов психологической культуры курсантов.
В процессе формирования психологической культуры курсанта осуществляется, становление личности, в то же время высокий уровень развития психологической культуры курсанта является необходимым условием формирования таких показателей как: коммуникативная
компетенция, психическая саморегуляция, социабельность, поведенческая регуляция, социально-психологическая адаптация, законопослушность, адекватная самооценка, адекватное восприятие действительности, социализация. Анализ психологической литературы, посвященный исследованию проблемы психологической культуры, позволяет говорить о том, что подходы к изучению данного феномена близки по своей сути и в большинстве случаев оперируют одними и теми же понятиями. В современной психологической науке существует множество концепций психологической культуры личности [2].
Так, проблема психологической культуры как самостоятельного явления и системного новообразования личности представляющего единство ценностей рассматривается в работах A.A. Бодалева (в рамках проблемы общения), И.А. Зимней (как совокупность компонентов), Е.А.Климова (как часть общей культуры), Л.С.Колмогоровой [21] (как составная часть базовой культуры), О.И. Моткова (как комплекс развитых специальных потребностей, способностей и умений), Н.Н. Обозова (как совокупность компонентов),
A. Б. Орлова (как условие и результат внутренней гармонизации),
B. В. Семикина [38] (как иерархическое системное образование и новообразование психики) и другие авторы подчеркивают важность психологической культуры в процессе жизнедеятельности человека.
Как видим, отсутствие единого основания для классификации взглядов различных авторов, посвященных проблеме психологической культуры, свидетельствует не только об отсутствии четкого понимания сущности данного феномена, но и о сложности рассмотрения структурно-содержательных компонентов данного феномена.
Анализ специальной литературы по исследуемому вопросу показал, что не существует единого понимания и определения структурно-содержательных компонентов психологической культуры курсантов образовательных организаций МВД России, что и составило проблему нашего исследования.
Исходя из выше сказанного, проблема нашего исследования будет заключена в следующем: каковы особенности психологической культуры курсантов образовательных организаций МВД России?
Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования.
Объектом нашего исследования является психологическая культура личности курсантов.
Предметом являются структурно-содержательные компоненты психологической культуры курсантов.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования нами были сформулированы следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа определить содержание понятия «психологическая культура» и ее структурно - содержательных компонентов;
2. Изучить особенности психологической культуры курсантов первого курса и её структурно-содержательные компоненты;
3. Изучить различия в особенностях показателей структурно-содержательных компонентов психологической культуры курсантов с её разными уровнями;
4. Изучить связь уровня психологической культуры курсантов и уровней развития её структурно-содержательных компонентов;
5. Разработать, программу занятий, направленную на развитие культуры «Я» курсантов в процессе обучения в ВУЗе.
Гипотеза нашего исследования состоит в предположении о том, что у курсантов с разным уровнем психологической культуры существуют различия в составе показателей её структурно-содержательных компонентов, а именно у курсантов с высоким уровнем развития психологической культуры будут отсутствовать показатели, препятствующие повышению уровня психологической культуры такие как, тревожность, агрессивность, спонтанность, а у курсантов с более низким уровнем психологической культуры данные показатели присутствуют.
Теоретической основой нашего исследования является концепция Н.И. Исаевой, в которой психологическая культура рассматривается как способ гармонизации внутреннего мира личности, системообразующим конструктом которого является «Я», а также гармонизации внутреннего мира 5
«Я» с внешним миром [16]. В этой модели психологической культуры выделяются следующие структурно-содержательные компоненты: аутопсихологический компонент, предметно-психологический компонент, социально-психологический компонент.
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы.
В исследовании использовались следующие методы: организационные (сравнительный), эмпирическе (тестирование); методы математико-статистического анализа данных и качественного описания, которые включили в себя методы описательной статистики, корреляционный анализ для выявления связи между структурно-содержательными компонентовами психологической культуры, факторный анализ для снижения соразмерности показателей психологической культуры, а также критерий Н-Крускала-Уоллиса для выявления различий по показателям структурно-содержательных компонентов психологической культуры разного уровня. Обработка производилась в статистических пакетах SPSS-17 и табличном процессоре MicrosoftExcel.
В качестве конкретного исследовательского инструмента были использованы следующие методики:
- методика «Изучение культуры самосознания личности» Н.И. Исаевой, направлена на выявление состояния психологической культуры личности;
- методика «Психологическая культура личности» О. И. Моткова, направлена на определение уровня гармоничного функционирования личности, что определяет уровень психологической культуры в целом;
- методика (МЛО) «Адаптивность» A. Г. Маклакова и
С. В. Чермянина, предназначена для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических компонентов, отражающих интегральные особенности психического и социального развития;
- методика (ИТО) «Индивидуально-типологический опросник»
Л.Н. Собчик, направлена на диагностику индивидуально типологических свойств и межличностных отношений.
Исследование проводилось на базе Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. В исследовании приняли участие курсанты 1 курса в количестве 98 человек.
Теоретический анализ литературных источников показал, что не существует единого понимания, определения и общепринятой структуры психологической культуры. В своей работе мы использовали понятие, предложенное идей Н.И. Исаевой, в которой психологическая культура рассматривается как способ гармонизации внутреннего мира личности, системообразующим конструктом которого является «Я», а также гармонизации внутреннего мира «Я» с внешним миром. Психологическая культура генетически связана с профессиональной культурой. Она играет большую роль в реализации профессионально-личностного потенциала любого специалиста, в частности будущего сотрудника органов внутренних дел, как специалиста, для которого наличие развитой психологической культуры является необходимым. Психологическая культура выступает условием развития профессионально-важных качеств курсантов.
Проведённое нами исследование позволило выявить особенности психологической культуры курсантов первого курса и её структурно-содержательные компонентови. Были выделены 3 структурно-содержательных компонентови: аутопсихологическая, предметно¬
психологическая и социально-психологическая. В свою очередь, каждая из компонентов психологической культуры, включает в себя индивидуальные- личностные показатели курсантов первого курса, а именно: аутопсихологический компонент: уровень стремления к самопознанию; уровень стремления к психической саморегуляции; уровень стремления к гармонизирующему саморазвитию; предметно-психологический компонент: уровень стремления к конструктивному общению; уровень стремления к творчеству; уровень стремления к конструктивному ведению дел; социально¬психологический компонент: показатели коммуникативного потенциала; адаптивной способности; моральной нормативности; нервно-психической
устойчивости; экстроверсии; агрессивности; спонтанности; интроверсии; ригидности; лабильности; сензитивности; тревожности.
Большинство курсантов 75,5% имеют высокий уровень психологической культуры, что свидетельствует о преобл адающем хорошем самочувствии, глубоком понимании и принятии себя. Оставшиеся
16,3 % курсантов имеют средний уровень психологической культуры у них менее выражены такие показатели как саморегуляция и стремление к самопознанию.
Показатели социально-психологического компонент а различаются в зависимости от уровня психологической культуры курс антов. У курсантов, имеющих средний и высокий уровень психологической культуры отмечается низкая вероятность нарушений психической деятельности, чем у курсантов с псевдовысоким уровнем психологической культуры. Курсанты с высоким и средним уровнем психологической культуры имеют высокий средний балл по показателям моральная нормальность, нервно¬психическая устойчивость, коммуникативный потенциал, адаптивные способности.
В результате изучения различия в особенностях показателей структурно-содержательных компонентов психологической культуры курсантов первого курса с её разными уровнями обнаружено, что у курсантов с разным уровнем психологической культуры имеются различия в выраженности показателей, входящих в структурно-содержательные компонентови психологической культуры.
Корреляционный анализ, показал значимые связи между показателями структурно-содержательных компонентов психологической культуры. Всего было найдено 19 прямых положительных корреляционных связей. Показатели «адаптивные способности» и «коммуникативный потенциал», которые относятся к социально-психологическим показателям структурно¬содержательных компонентов психологической культуры имеют наибольшее количество корреляционных связей с другими исследуемыми показателями 83
психологической культуры, кроме того показатель адаптивных способностей, который относится к социально-психологическому компоненту
психологической культуры, имеет прямую положительную связь с общим уровнем предметно-психологического компонента психологической культуры.
И с помощью факторного анализа для разных уровней психологической культуры курсантов мы получили отличающиеся по-своему составу показатели структурно-содержательных компонентов психологической культуры. Также было выявлено, что для развития высокого уровня психологической культуры необходимо наличие следующих показателей: моральной нормативности, нервно-психической устойчивости,
коммуникативного потенциала, экстроверсии, стремление к самопознанию, стремление к конструктивному общению, адаптивных способностей стремление к психической саморегуляции, стремление к конструктивному ведению дел, стремление к гармонизирующему саморазвитию, стремление к творчеству. Наиболее значимыми являются показатели адаптивных способностей и коммуникативного потенциала.
Таким образом, наша гипотеза о том, что у курсантов с разным уровнем психологической культуры существуют различия в составе показателей её структурно-содержательных компонентов, а именно у курсантов с высоким уровнем развития психологической культуры будут отсутствовать показатели, препятствующие повышению уровня психологической культуры тaкие i
Данный результат требует дополнительного изучения, с привлечением формирующего эксперимента, который через развитие адаптивных способностей и коммуникативного потенциала позволит повысить уровень психологической культуры курсантов.
Результаты нашей работы свидетельствуют о необходимости развития психологической культуры курсантов при подготовке их к профессиональной деятельности. Разработанные рекомендации для курсантов образовательных организаций МВД России по повышению социальной адаптации в форме тренинга могут использоваться в учебном процессе в качестве программы развития их психологической культуры. На наш взгляд, это будет способствовать личностному развитию и подготовки курсантов к профессиональной деятельности.
1. Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. СПб.: Питер, 2003. 256 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ. 1968. - 372с
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс,
2000. 298 с.
4. Апанасенко О. Н., Малюкова Е. В. Психологическая культура личности, ее формирование в вузе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 154-155.
5. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Сов. энцикл., 1969 - 1978.
6. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп./Гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: «Большая Российская Энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 1999.
7. В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие»: ПСТГУ; Москва; 2013.
8. В. П. Большаков. Культура как форма человечности. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. Великий Новгород: 2000.
9. Введение в этническую психологию: Учеб. пособие /Под ред. Ю.П. Платонова. - СПб., 1995.
10. Газман О.С. Воспитание: цели средства, перспективы/ Новое педагогическое мышление. М. 1989. С. 221-237.
11. Динамическая компонентова культурно-психологических стремлений в старшем школьном возрасте Калашникова Ю. О., 2011, УДК 159.94.
12. Журнал Фундаментальные исследования. - 2013. - № 8 (часть 1) - С. 187-190.
13. Зимняя И. A. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
14. И.Н. Кузнецов Настольная книга практикующего педагога, С.155
15. Иванова С.П. Современное образование и психологическая культура педагога. - Псков, 1999.
16. Исаева Н. И. Теоретические основы исследования
психологической культуры // Психологическая культура личности: материалы Всерос. науч.-практической конф. / под ред. Н.И. Исаевой. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2003 С. 5-13.
17. Исаева, Н.И. Профессиональная культура психолога образования [Текст] / Н.И. Исаева. - М.- Белгород : МПГУ, БелГУ, 2002. - 235 с.
18. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: МГУ, 1988
19. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2006. - 512 с.
20. Колмогорова Л.С. Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры учащихся. Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. - М., 2001.
21. Колмогорова Л.С., Холодкова О.Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников // Вопросы психологии. -
2001. - № 1.
22. Коломинский Я. Л. Человек; психология: Кн. для
старшеклассников. — М., 1986.
23. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М: Высшая школа, 1990. 160 с.
24. Кузнецова Л.А. Система работы по повышению психологической культуры подростков // Тезисы Всероссийской научно-практической конференции «Становление гуманитарной культуры личности в системе развивающего вариативного образования». Барнаул, 2000. С. 168-170.
25. Лешин В.В. Профессиональная направленность и проблема развития личности студентов // Вопросы психологии. - 2006. - №8. - С. 100-111.
26. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
27. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО- АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. с.549-558
28. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО- АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина / Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. Под ред. Г.С.Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова - СПб., 2001. с.127-129, 138-141.
29. Мотков, О.И. Психологическая культура личности [Текст] / О.И. Мотков // Школьный психолог. - 1999. - № 15.
30. Мухаметзянова Ф.Ш. Педагогические условия формирования психологической культуры учителя: автореф. дис. ... канд.пед.наук. Ярославль, 1995. 22 с.
31. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных [Текст]: учебное пособие / А. Д. Наследов. - СПб.: Речь, 2004. - 392 с.
32. Новик И.Б. Вопросы стиля мышления в естествознании. - М.: Политиздат, 1975. - 144 с.
33. Орлова О. В. Исследование стремлений к творчеству: личностный подход // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 124-127.
34. Пашкин С.Б. Научно-практические основы формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности военного инженера в период обучения в ввузе МО РФ (психолого-педагогический аспект) /ВИТУ. - СПб., 2001.
35. Петровская М.В. Основные подходы к анализу психологической культуры преподавателя военного ВУЗА // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 8-1. - С. 187-190;
36. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. Под ред. М.К. Тутушкина, 2006 г., с. 352
37. Селезнева Н.Т. Закономерности и факторы развития психологической культуры руководителей системы образования: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1997. 565 с.
38. Семикин В.В. Социализация старших школьников как фактор
становления элементов психологической культуры в условиях
образовательной среды: [Сред, шк.]/ В.В. Семикин, А.В. Мартынова // Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб., 2001. С. 77-83.
39. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство. - СПб.: Речь, 2002. - 96 с.
40. Спивак В.А. Корпоративная культура. - СПб., 2001.
41. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М., 1999
42. Таланчук Н.М. 100 новых идей в педагогике, связанных с открытием фундаментальных законов систематического синергетизма. Казань, 1993.
43. Тушкина М.К. Практическая психология. СПб.: Дидактика Плюс, 2001
44. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Томск, 1997.
45. Челнакова Т. С. Психологическая культура как условие успешной профессиональной деятельности консультанта сетевой компании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 331-335.
46. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.