ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА Х.Теоретические основы проблемы психологической культуры курсантов образовательных организаций МВД России 8
1.1. Теоретические основы изучения понятия психологической культуры в научных исследованиях 8
1.2. Структурно-содержательные компоненты психологической
культуры курсантов образовательных организаций МВД России 18
1.3. Психологические особенности студенческого возраста 29
ГЛАВА П.Эмпирическое изучение психологической культуры курсантов образовательных организаций МВД России 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов изучения психологической культуры курсантов образовательных организаций МВД России 43
2.3. Рекомендации для курсантов образовательных организаций по
развитию их психологической культуры 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 91
ГЛАВА Х.Теоретические основы проблемы психологической культуры курсантов образовательных организаций МВД России 8
1.1. Теоретические основы изучения понятия психологической культуры в научных исследованиях 8
1.2. Структурно-содержательные компоненты психологической
культуры курсантов образовательных организаций МВД России 18
1.3. Психологические особенности студенческого возраста 29
ГЛАВА П.Эмпирическое изучение психологической культуры курсантов образовательных организаций МВД России 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов изучения психологической культуры курсантов образовательных организаций МВД России 43
2.3. Рекомендации для курсантов образовательных организаций по
развитию их психологической культуры 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 91
К высшему образованию предъявляются новые требования, связанные с необходимостью высококвалифицированной подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности в быстро меняющемся мире. В образовательной практике отмечены тенденции, свидетельствующие о важности и необходимости формирования психологической культуры курсантов начиная с первого курса обучения в высшем учебном заведении.
Перед преподавателями стоит важная задача подготовки специалистов, способных строить свою профессиональную деятельность в форме продуктивного сотрудничества, с учетом интересов других людей, так как этому вопросу в настоящее время уделяется недостаточно внимания, даже при наличии в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования дисциплины «Психология и педагогика».
Исследование психологической культуры курсантов является, актуальным направлением в современной психологии, так как психологическая культура занимает ведущую ролью в процессах жизнедеятельности человека, и связана с развитием коммуникативных способностей, социально-психологической адаптации и продуктивного личностного развития. Особенностью исследования является изучение структурно-содержательных компонентов психологической культуры курсантов.
В процессе формирования психологической культуры курсанта осуществляется, становление личности, в то же время высокий уровень развития психологической культуры курсанта является необходимым условием формирования таких показателей как: коммуникативная
компетенция, психическая саморегуляция, социабельность, поведенческая регуляция, социально-психологическая адаптация, законопослушность, адекватная самооценка, адекватное восприятие действительности, социализация. Анализ психологической литературы, посвященный исследованию проблемы психологической культуры, позволяет говорить о том, что подходы к изучению данного феномена близки по своей сути и в большинстве случаев оперируют одними и теми же понятиями. В современной психологической науке существует множество концепций психологической культуры личности [2].
Так, проблема психологической культуры как самостоятельного явления и системного новообразования личности представляющего единство ценностей рассматривается в работах A.A. Бодалева (в рамках проблемы общения), И.А. Зимней (как совокупность компонентов), Е.А.Климова (как часть общей культуры), Л.С.Колмогоровой [21] (как составная часть базовой культуры), О.И. Моткова (как комплекс развитых специальных потребностей, способностей и умений), Н.Н. Обозова (как совокупность компонентов),
A. Б. Орлова (как условие и результат внутренней гармонизации),
B. В. Семикина [38] (как иерархическое системное образование и новообразование психики) и другие авторы подчеркивают важность психологической культуры в процессе жизнедеятельности человека.
Как видим, отсутствие единого основания для классификации взглядов различных авторов, посвященных проблеме психологической культуры, свидетельствует не только об отсутствии четкого понимания сущности данного феномена, но и о сложности рассмотрения структурно-содержательных компонентов данного феномена.
Анализ специальной литературы по исследуемому вопросу показал, что не существует единого понимания и определения структурно-содержательных компонентов психологической культуры курсантов образовательных организаций МВД России, что и составило проблему нашего исследования.
Исходя из выше сказанного, проблема нашего исследования будет заключена в следующем: каковы особенности психологической культуры курсантов образовательных организаций МВД России?
Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования.
Объектом нашего исследования является психологическая культура личности курсантов.
Предметом являются структурно-содержательные компоненты психологической культуры курсантов.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования нами были сформулированы следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа определить содержание понятия «психологическая культура» и ее структурно - содержательных компонентов;
2. Изучить особенности психологической культуры курсантов первого курса и её структурно-содержательные компоненты;
3. Изучить различия в особенностях показателей структурно-содержательных компонентов психологической культуры курсантов с её разными уровнями;
4. Изучить связь уровня психологической культуры курсантов и уровней развития её структурно-содержательных компонентов;
5. Разработать, программу занятий, направленную на развитие культуры «Я» курсантов в процессе обучения в ВУЗе.
Гипотеза нашего исследования состоит в предположении о том, что у курсантов с разным уровнем психологической культуры существуют различия в составе показателей её структурно-содержательных компонентов, а именно у курсантов с высоким уровнем развития психологической культуры будут отсутствовать показатели, препятствующие повышению уровня психологической культуры такие как, тревожность, агрессивность, спонтанность, а у курсантов с более низким уровнем психологической культуры данные показатели присутствуют.
Теоретической основой нашего исследования является концепция Н.И. Исаевой, в которой психологическая культура рассматривается как способ гармонизации внутреннего мира личности, системообразующим конструктом которого является «Я», а также гармонизации внутреннего мира 5
«Я» с внешним миром [16]. В этой модели психологической культуры выделяются следующие структурно-содержательные компоненты: аутопсихологический компонент, предметно-психологический компонент, социально-психологический компонент.
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы.
В исследовании использовались следующие методы: организационные (сравнительный), эмпирическе (тестирование); методы математико-статистического анализа данных и качественного описания, которые включили в себя методы описательной статистики, корреляционный анализ для выявления связи между структурно-содержательными компонентовами психологической культуры, факторный анализ для снижения соразмерности показателей психологической культуры, а также критерий Н-Крускала-Уоллиса для выявления различий по показателям структурно-содержательных компонентов психологической культуры разного уровня. Обработка производилась в статистических пакетах SPSS-17 и табличном процессоре MicrosoftExcel.
В качестве конкретного исследовательского инструмента были использованы следующие методики:
- методика «Изучение культуры самосознания личности» Н.И. Исаевой, направлена на выявление состояния психологической культуры личности;
- методика «Психологическая культура личности» О. И. Моткова, направлена на определение уровня гармоничного функционирования личности, что определяет уровень психологической культуры в целом;
- методика (МЛО) «Адаптивность» A. Г. Маклакова и
С. В. Чермянина, предназначена для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических компонентов, отражающих интегральные особенности психического и социального развития;
- методика (ИТО) «Индивидуально-типологический опросник»
Л.Н. Собчик, направлена на диагностику индивидуально типологических свойств и межличностных отношений.
Исследование проводилось на базе Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. В исследовании приняли участие курсанты 1 курса в количестве 98 человек.
Перед преподавателями стоит важная задача подготовки специалистов, способных строить свою профессиональную деятельность в форме продуктивного сотрудничества, с учетом интересов других людей, так как этому вопросу в настоящее время уделяется недостаточно внимания, даже при наличии в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования дисциплины «Психология и педагогика».
Исследование психологической культуры курсантов является, актуальным направлением в современной психологии, так как психологическая культура занимает ведущую ролью в процессах жизнедеятельности человека, и связана с развитием коммуникативных способностей, социально-психологической адаптации и продуктивного личностного развития. Особенностью исследования является изучение структурно-содержательных компонентов психологической культуры курсантов.
В процессе формирования психологической культуры курсанта осуществляется, становление личности, в то же время высокий уровень развития психологической культуры курсанта является необходимым условием формирования таких показателей как: коммуникативная
компетенция, психическая саморегуляция, социабельность, поведенческая регуляция, социально-психологическая адаптация, законопослушность, адекватная самооценка, адекватное восприятие действительности, социализация. Анализ психологической литературы, посвященный исследованию проблемы психологической культуры, позволяет говорить о том, что подходы к изучению данного феномена близки по своей сути и в большинстве случаев оперируют одними и теми же понятиями. В современной психологической науке существует множество концепций психологической культуры личности [2].
Так, проблема психологической культуры как самостоятельного явления и системного новообразования личности представляющего единство ценностей рассматривается в работах A.A. Бодалева (в рамках проблемы общения), И.А. Зимней (как совокупность компонентов), Е.А.Климова (как часть общей культуры), Л.С.Колмогоровой [21] (как составная часть базовой культуры), О.И. Моткова (как комплекс развитых специальных потребностей, способностей и умений), Н.Н. Обозова (как совокупность компонентов),
A. Б. Орлова (как условие и результат внутренней гармонизации),
B. В. Семикина [38] (как иерархическое системное образование и новообразование психики) и другие авторы подчеркивают важность психологической культуры в процессе жизнедеятельности человека.
Как видим, отсутствие единого основания для классификации взглядов различных авторов, посвященных проблеме психологической культуры, свидетельствует не только об отсутствии четкого понимания сущности данного феномена, но и о сложности рассмотрения структурно-содержательных компонентов данного феномена.
Анализ специальной литературы по исследуемому вопросу показал, что не существует единого понимания и определения структурно-содержательных компонентов психологической культуры курсантов образовательных организаций МВД России, что и составило проблему нашего исследования.
Исходя из выше сказанного, проблема нашего исследования будет заключена в следующем: каковы особенности психологической культуры курсантов образовательных организаций МВД России?
Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования.
Объектом нашего исследования является психологическая культура личности курсантов.
Предметом являются структурно-содержательные компоненты психологической культуры курсантов.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования нами были сформулированы следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа определить содержание понятия «психологическая культура» и ее структурно - содержательных компонентов;
2. Изучить особенности психологической культуры курсантов первого курса и её структурно-содержательные компоненты;
3. Изучить различия в особенностях показателей структурно-содержательных компонентов психологической культуры курсантов с её разными уровнями;
4. Изучить связь уровня психологической культуры курсантов и уровней развития её структурно-содержательных компонентов;
5. Разработать, программу занятий, направленную на развитие культуры «Я» курсантов в процессе обучения в ВУЗе.
Гипотеза нашего исследования состоит в предположении о том, что у курсантов с разным уровнем психологической культуры существуют различия в составе показателей её структурно-содержательных компонентов, а именно у курсантов с высоким уровнем развития психологической культуры будут отсутствовать показатели, препятствующие повышению уровня психологической культуры такие как, тревожность, агрессивность, спонтанность, а у курсантов с более низким уровнем психологической культуры данные показатели присутствуют.
Теоретической основой нашего исследования является концепция Н.И. Исаевой, в которой психологическая культура рассматривается как способ гармонизации внутреннего мира личности, системообразующим конструктом которого является «Я», а также гармонизации внутреннего мира 5
«Я» с внешним миром [16]. В этой модели психологической культуры выделяются следующие структурно-содержательные компоненты: аутопсихологический компонент, предметно-психологический компонент, социально-психологический компонент.
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы.
В исследовании использовались следующие методы: организационные (сравнительный), эмпирическе (тестирование); методы математико-статистического анализа данных и качественного описания, которые включили в себя методы описательной статистики, корреляционный анализ для выявления связи между структурно-содержательными компонентовами психологической культуры, факторный анализ для снижения соразмерности показателей психологической культуры, а также критерий Н-Крускала-Уоллиса для выявления различий по показателям структурно-содержательных компонентов психологической культуры разного уровня. Обработка производилась в статистических пакетах SPSS-17 и табличном процессоре MicrosoftExcel.
В качестве конкретного исследовательского инструмента были использованы следующие методики:
- методика «Изучение культуры самосознания личности» Н.И. Исаевой, направлена на выявление состояния психологической культуры личности;
- методика «Психологическая культура личности» О. И. Моткова, направлена на определение уровня гармоничного функционирования личности, что определяет уровень психологической культуры в целом;
- методика (МЛО) «Адаптивность» A. Г. Маклакова и
С. В. Чермянина, предназначена для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических компонентов, отражающих интегральные особенности психического и социального развития;
- методика (ИТО) «Индивидуально-типологический опросник»
Л.Н. Собчик, направлена на диагностику индивидуально типологических свойств и межличностных отношений.
Исследование проводилось на базе Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. В исследовании приняли участие курсанты 1 курса в количестве 98 человек.
Теоретический анализ литературных источников показал, что не существует единого понимания, определения и общепринятой структуры психологической культуры. В своей работе мы использовали понятие, предложенное идей Н.И. Исаевой, в которой психологическая культура рассматривается как способ гармонизации внутреннего мира личности, системообразующим конструктом которого является «Я», а также гармонизации внутреннего мира «Я» с внешним миром. Психологическая культура генетически связана с профессиональной культурой. Она играет большую роль в реализации профессионально-личностного потенциала любого специалиста, в частности будущего сотрудника органов внутренних дел, как специалиста, для которого наличие развитой психологической культуры является необходимым. Психологическая культура выступает условием развития профессионально-важных качеств курсантов.
Проведённое нами исследование позволило выявить особенности психологической культуры курсантов первого курса и её структурно-содержательные компонентови. Были выделены 3 структурно-содержательных компонентови: аутопсихологическая, предметно¬
психологическая и социально-психологическая. В свою очередь, каждая из компонентов психологической культуры, включает в себя индивидуальные- личностные показатели курсантов первого курса, а именно: аутопсихологический компонент: уровень стремления к самопознанию; уровень стремления к психической саморегуляции; уровень стремления к гармонизирующему саморазвитию; предметно-психологический компонент: уровень стремления к конструктивному общению; уровень стремления к творчеству; уровень стремления к конструктивному ведению дел; социально¬психологический компонент: показатели коммуникативного потенциала; адаптивной способности; моральной нормативности; нервно-психической
устойчивости; экстроверсии; агрессивности; спонтанности; интроверсии; ригидности; лабильности; сензитивности; тревожности.
Большинство курсантов 75,5% имеют высокий уровень психологической культуры, что свидетельствует о преобл адающем хорошем самочувствии, глубоком понимании и принятии себя. Оставшиеся
16,3 % курсантов имеют средний уровень психологической культуры у них менее выражены такие показатели как саморегуляция и стремление к самопознанию.
Показатели социально-психологического компонент а различаются в зависимости от уровня психологической культуры курс антов. У курсантов, имеющих средний и высокий уровень психологической культуры отмечается низкая вероятность нарушений психической деятельности, чем у курсантов с псевдовысоким уровнем психологической культуры. Курсанты с высоким и средним уровнем психологической культуры имеют высокий средний балл по показателям моральная нормальность, нервно¬психическая устойчивость, коммуникативный потенциал, адаптивные способности.
В результате изучения различия в особенностях показателей структурно-содержательных компонентов психологической культуры курсантов первого курса с её разными уровнями обнаружено, что у курсантов с разным уровнем психологической культуры имеются различия в выраженности показателей, входящих в структурно-содержательные компонентови психологической культуры.
Корреляционный анализ, показал значимые связи между показателями структурно-содержательных компонентов психологической культуры. Всего было найдено 19 прямых положительных корреляционных связей. Показатели «адаптивные способности» и «коммуникативный потенциал», которые относятся к социально-психологическим показателям структурно¬содержательных компонентов психологической культуры имеют наибольшее количество корреляционных связей с другими исследуемыми показателями 83
психологической культуры, кроме того показатель адаптивных способностей, который относится к социально-психологическому компоненту
психологической культуры, имеет прямую положительную связь с общим уровнем предметно-психологического компонента психологической культуры.
И с помощью факторного анализа для разных уровней психологической культуры курсантов мы получили отличающиеся по-своему составу показатели структурно-содержательных компонентов психологической культуры. Также было выявлено, что для развития высокого уровня психологической культуры необходимо наличие следующих показателей: моральной нормативности, нервно-психической устойчивости,
коммуникативного потенциала, экстроверсии, стремление к самопознанию, стремление к конструктивному общению, адаптивных способностей стремление к психической саморегуляции, стремление к конструктивному ведению дел, стремление к гармонизирующему саморазвитию, стремление к творчеству. Наиболее значимыми являются показатели адаптивных способностей и коммуникативного потенциала.
Таким образом, наша гипотеза о том, что у курсантов с разным уровнем психологической культуры существуют различия в составе показателей её структурно-содержательных компонентов, а именно у курсантов с высоким уровнем развития психологической культуры будут отсутствовать показатели, препятствующие повышению уровня психологической культуры тaкие i
Данный результат требует дополнительного изучения, с привлечением формирующего эксперимента, который через развитие адаптивных способностей и коммуникативного потенциала позволит повысить уровень психологической культуры курсантов.
Результаты нашей работы свидетельствуют о необходимости развития психологической культуры курсантов при подготовке их к профессиональной деятельности. Разработанные рекомендации для курсантов образовательных организаций МВД России по повышению социальной адаптации в форме тренинга могут использоваться в учебном процессе в качестве программы развития их психологической культуры. На наш взгляд, это будет способствовать личностному развитию и подготовки курсантов к профессиональной деятельности.
Проведённое нами исследование позволило выявить особенности психологической культуры курсантов первого курса и её структурно-содержательные компонентови. Были выделены 3 структурно-содержательных компонентови: аутопсихологическая, предметно¬
психологическая и социально-психологическая. В свою очередь, каждая из компонентов психологической культуры, включает в себя индивидуальные- личностные показатели курсантов первого курса, а именно: аутопсихологический компонент: уровень стремления к самопознанию; уровень стремления к психической саморегуляции; уровень стремления к гармонизирующему саморазвитию; предметно-психологический компонент: уровень стремления к конструктивному общению; уровень стремления к творчеству; уровень стремления к конструктивному ведению дел; социально¬психологический компонент: показатели коммуникативного потенциала; адаптивной способности; моральной нормативности; нервно-психической
устойчивости; экстроверсии; агрессивности; спонтанности; интроверсии; ригидности; лабильности; сензитивности; тревожности.
Большинство курсантов 75,5% имеют высокий уровень психологической культуры, что свидетельствует о преобл адающем хорошем самочувствии, глубоком понимании и принятии себя. Оставшиеся
16,3 % курсантов имеют средний уровень психологической культуры у них менее выражены такие показатели как саморегуляция и стремление к самопознанию.
Показатели социально-психологического компонент а различаются в зависимости от уровня психологической культуры курс антов. У курсантов, имеющих средний и высокий уровень психологической культуры отмечается низкая вероятность нарушений психической деятельности, чем у курсантов с псевдовысоким уровнем психологической культуры. Курсанты с высоким и средним уровнем психологической культуры имеют высокий средний балл по показателям моральная нормальность, нервно¬психическая устойчивость, коммуникативный потенциал, адаптивные способности.
В результате изучения различия в особенностях показателей структурно-содержательных компонентов психологической культуры курсантов первого курса с её разными уровнями обнаружено, что у курсантов с разным уровнем психологической культуры имеются различия в выраженности показателей, входящих в структурно-содержательные компонентови психологической культуры.
Корреляционный анализ, показал значимые связи между показателями структурно-содержательных компонентов психологической культуры. Всего было найдено 19 прямых положительных корреляционных связей. Показатели «адаптивные способности» и «коммуникативный потенциал», которые относятся к социально-психологическим показателям структурно¬содержательных компонентов психологической культуры имеют наибольшее количество корреляционных связей с другими исследуемыми показателями 83
психологической культуры, кроме того показатель адаптивных способностей, который относится к социально-психологическому компоненту
психологической культуры, имеет прямую положительную связь с общим уровнем предметно-психологического компонента психологической культуры.
И с помощью факторного анализа для разных уровней психологической культуры курсантов мы получили отличающиеся по-своему составу показатели структурно-содержательных компонентов психологической культуры. Также было выявлено, что для развития высокого уровня психологической культуры необходимо наличие следующих показателей: моральной нормативности, нервно-психической устойчивости,
коммуникативного потенциала, экстроверсии, стремление к самопознанию, стремление к конструктивному общению, адаптивных способностей стремление к психической саморегуляции, стремление к конструктивному ведению дел, стремление к гармонизирующему саморазвитию, стремление к творчеству. Наиболее значимыми являются показатели адаптивных способностей и коммуникативного потенциала.
Таким образом, наша гипотеза о том, что у курсантов с разным уровнем психологической культуры существуют различия в составе показателей её структурно-содержательных компонентов, а именно у курсантов с высоким уровнем развития психологической культуры будут отсутствовать показатели, препятствующие повышению уровня психологической культуры тaкие i
Результаты нашей работы свидетельствуют о необходимости развития психологической культуры курсантов при подготовке их к профессиональной деятельности. Разработанные рекомендации для курсантов образовательных организаций МВД России по повышению социальной адаптации в форме тренинга могут использоваться в учебном процессе в качестве программы развития их психологической культуры. На наш взгляд, это будет способствовать личностному развитию и подготовки курсантов к профессиональной деятельности.
Подобные работы
- Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2006 - Методика физического развития курсантов Института МВД РФ
средствами лыжной подготовки
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия социального становления личности курсанта вуза МВД России
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА КАНДИДАТОВ НА УЧЕБУ И СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Совершенствование служебно - прикладной физической подготовки женщин-сотрудниц на примере МУ МВД России «Красноярское»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Активизация познавательной деятельности студентов образовательной организации при изучении темы «Управление затратами» (на примере Инженерно-экономического колледжа Набережночелнинского
института (филиала) КФУ)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018



