Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЖИВОПИСНОЕ НАЧАЛО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ РОМАНОВ ГЮСТАВА ФЛОБЕРА

Работа №76041

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы158
Год сдачи2018
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
235
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. ПРИЕМ ПОРТРЕТ В ЛИТЕРАТУРЕ И ЖИВОПИСИ 15
1.1. Характеристика описательного приема «портрет» в литературе.. .15
1.2. Характеристика приема «портрет» в живописи 17
1.3. Возможность искусствоведческого соотношения портрета в живописи и в литературе посредством метода герменевтического анализа..20
Глава 2. ПОЭТИКА ПОРТРЕТА В РОМАНЕ Г. ФЛОБЕРА «ГОСПОЖА БОВАРИ» 23
2.1. Эстетические взгляды Флобера 23
2.2. Роль живописного начала в творчестве Г.Флобера 31
2.3. Прием портретной характеристики в романе Флобера «Госпожа
Бовари» на примере мужских образов 35
2.4. Особенности портрета Эммы Бовари 46
Глава 3. ПОЭТИКА ЖИВОПИСНОГО ОБРАЗА СВЯТОГО
АНТОНИЯ В РОМАНЕ Г. ФЛОБЕРА "ИСКУШЕНИЕ СВЯТОГО АНТОНИЯ" 73
3.1. Роль искусства в история создания литературного образа святого
Антония 73
3.2. Живописные особенности образа святого Антония 77
Глава 4. ЖИВОПИСНОЕ НАЧАЛО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ РОМАНА
Г. ФЛОБЕРА "САЛАМБО" 90
4.1. Влияние эстетики Востока на формирование живописной манеры
письма Г.Флобера а романе «Саламбо» 90
4.2. Роль цвета, света и композиции в романе "Саламбо" 94
Заключение 114
Список литературы 123
Приложение 1

Романы Гюстава Флобера являются объектом изучения многих исследователей на протяжении уже почти двух столетий. Творчество великого французского писателя рассматривалось с психологической и сюжетной точек зрения. Однако не так много авторов изучали романы на предмет выявления в них художественных приемов, отсылающих нас к изучению традиций и техник европейского изобразительного искусства.
Ярким примером наличия живописного начала в творчестве Флобера являются три самых значимых романа XIX века, «Госпожа Бовари», «Искушение святого Антония» и «Саламбо». Данные произведения являлись предметом изучения для множества исследователей, существует немало трактовок и сюжетов. Именно герменевтический подход к рассмотрению образов героев романов представляет особый интерес для нашего исследования.
Актуальность темы исследования определена возможностью выявить и представить живописные элементы в описании образов в творчестве Гюстава Флобера, на примере трех романов: «Госпожа Бовари», «Искушение святого Антония», «Саламбо». Специфика данного исследования обусловлена тем, что живописная составляющая литературных произведений является одним из важнейших проблемных полей современного зарубежного литературоведения и искусствоведения. Несмотря на большое количество работ, посвященных исследованию творчества Гюстава Флобера, в данном аспекте в отечественном искусствоведении проблема специально не изучалась. В системе образов Гюстава Флобера проблема разработки темы живописного начала остается недостаточно изученной.
Степень научной разработанности темы исследования. К исследованию творчества Гюстава Флобера обращались многие зарубежные мыслители и ученые. Искусствоведческие идеи живописного начала в романах Г. Флобера были разработаны в трудах Ш. Сент-Бева, А. Моруа, А.Финч, А. Тук, Ж. Сеженжер, М, Ларенц, Л. Пирс и других. Среди отечественных 3
исследователей творчества писателя необходимо отметить Б. Реизова, Г. Модину, А. Унковского, А. Пузикова. Данная научная тема является более разработанной в зарубежном искусствоведении, тогда как в отечественном ей посвящены только несколько отдельных работ вышеперечисленных авторов.
Современник великого французского писателя Шарль Сент-Бев одним из первых выдал критическую оценку творчества Флобера. Началом исследования романов послужила статья французского литературоведа, опубликованная в газете «Монитер» от 4 мая 1857 г. Статья включала в себя детальный анализ сюжета и эстетической составляющей романа «Госпожа Бовари». Исследовательские труды Ш. Сент-Бева внесли существенный вклад в изучение «объективного стиля» произведений Флобера. Являясь авторитетным критиком, Сент-Бев подтолкнул литературоведов и искусствоведов своего времени к изучению произведений писателя.
При активном изучении творческого метода Флобера в конце XIX - начале XX веков, центром внимания исследователей остается биографическое, автобиографическое начала, а также романтическая основа произведений писателя.
Новым этапом в исследовании творчества французского писателя становится середина XX века. Большая часть рукописей Гюстава Флобера становится доступной для исследователей в стенах Национальной библиотеки Франции. Жан Поль Сартр пишет работу «Идиот в семье: Г. Флобер от 1821 до 1857», в которой дает социологическую и психологическую критику духовного становления писателя с детских лет. В своем труде Сартр отмечает живописность литературных образов писателя, однако ключевым элементом работы остается биографическая составляющая. В 70-е годы ХХ века Андре Моруа продолжает идеи Шарля Сент-Бева в своем труде «Литературные портреты». Подход Моруа заключается в исследовании творчества Флобера с помощью всестороннего рассмотрения внутреннего мира писателя. При анализе сюжета произведений Моруа глубоко проникает в психологию их автора, тем самым находя ответы и мотивацию поступкам героев его произведений.
Со временем ученые стали уделять все больше внимания психологическому, социологическому и герменевтическому подходам к изучению литературного творчества Гюстава Флобера. В последние годы проблеме изучения живописного начала литературных произведений уделяли внимание в основном зарубежные ученые. Среди исследователей данного вопроса необходимо выделить современного исследователя Адрианну Тук. В своей работе «Флобер и визуальное искусство: от изображения к тексту» (2000 г.), автор рассматривает актуальный для нас вопрос о живописном начале в системе образов произведений Гюстава Флобера. Основным методом использованным в данной работе является герменевтический подход к восприятию литературного текста. В своем труде Тук исследует романы писателя со стороны восприятия текста как живописного полотна, анализирует подходы к передаче сюжета произведений, проводя аналогии с живописными приемами. Данную тему также поднимает Израель-Пелетье в работе «Флобер и живопись» (2004 г.). Данные исследования оказали определенное влияние на решение проблемы классификации и интерпретации образов и сюжетов в произведениях писателя.
Работа Элиф Ипек Аккайя «Путешествие легенды: тема искушения святого Антония в живописи Сезанна» (2001 г.) относится к историко-сравнительным работам, посвященным творчеству Г. Флобера. Автор исследования акцентирует внимание на сюжете искушений святого Антония в литературе и искусстве. В данной работе автор изучает влияние текста романа Флобера на репрезентацию образа святого Антония в творчестве Сезанна. Один из основных разделов исследования посвящен иконографии святого отшельника.
Среди ведущих работ, посвященных живописному началу в литературном творчестве Гюстава Флобера, необходимо отметить искусствоведческий труд Сабин Нарр «Легенда как живописная форма» (2011). В работе исследовательницы анализируется понятие «легенды» в литературе и живописи, а также применяется метод герменевтического анализа. Данный подход используется с целью продемонстрировать взаимосвязь текстового языка с живописными образами легенд. Работа «Легенда как живописная форма» является ключевой для нашего исследования, а также подкрепляет ряд выдвинутых нами гипотез.
Работа Бенедикта Першерона «Искушение святого Антония: зоология и мифология» (2015г.) вслед за исследовательским трудом Сабин Нарр поднимает вопрос присутствия живописного начала в системе образов религиозной драмы Г. Флобера, посвященной искушениям святого Антония. Бенедик Першерон обстоятельно доказывает наличие влияния искусства и естественных наук (зоология) на литературное произведение писателя.
Актуальный для нашей научной работы вопрос связи изобразительного искусства и литературного текста поднимает французский исследователь Доминик Жюльен в труде «Красный цвет в эстетике романа Саламбо» (2016 г.). В данной работе автор раскрывает тему колорита в тексте романа «Саламбо». Доминик Жюльен утверждает, что литературный язык Флобера в данном историческом романе управляется принципом, аналогичным технике станковой живописи, что приравнивает роман к изобразительному искусству. Исследовательский труд Д. Жюльена является ключевым для раздела нашей работы, посвященного цвету, свету и композиции в романе «Саламбо» Г. Флобера.
Раскрывая степень изученности поставленной нами проблемы, нельзя не упомянуть работу Ради Мохамеда «Изображение живописного пространства в романе «Саламбо» Г. Флобера» (2017 г.). Автор данного исследования стремится изучить различные способы введения живописного элемента в романтический жанр, в частности, чтобы доказать важность живописного начала в романе Гюстава Флобера «Саламбо». Посредством проведенного герменевтического анализа текста романа Ради Мохамед раскрывает функционирование отношений литературного изображения в романе и подчеркивает влияние искусства на создание данного художественного произведения. Исследование Ради Мохамеда оказало активное влияние на раскрытие проблематики нашего исследования и выявления связи между текстовым и визуальным изображением.
Вместе с тем, необходимо отметить, что отечественные критики также уделяли определенное внимание проблеме интерпретации творчества Гюстава Флобера. Советский литературовед, специалист по истории европейской литературы XVIII-XIX веков, Борис Георгиевич Реизов посвятил анализу произведений Флобера ряд работ, среди которых вопросы живописного начала присутствовали в монографии «Творчество Флобера» (1955г.). Также большой вклад в исследование творчества писателя внесла статья о Флобере в исследовательском труде «Французский роман XIX в.». Б.Г. Реизов акцентирует внимание на эстетической направленности произведений Флобера, а также рассматривает влияние творчества писателя на дальнейшее развитие художественной мысли.
Продолжателями психологического и социологического подходов в изучении литературных произведений являются отечественные ученые С. Брахман, С. Зенкин, А. Пузиков. Основным элементом исследования данных авторов являлось выявление психологии персонажей и интерпретация их поступков в романах.
Дальневосточный исследователь-флоберовед Г.И. Модина в своих работах рассматривает мировоззрение писателя, художественный мир его произведений, исследует эволюцию символических выражений внутреннего облика Флобера как художника и творца. Среди ключевых вопросов исследования в работах Г.И. Модиной особое место занимает эстетика романов Гюстава Флобера и использование герменевтического подхода к ее изучению.
Обзор источников по данной проблематике дает основания предполагать, что несмотря на многоаспектные разработки искусствоведов и литературоведов в области изучения творчества Флобера, попытки системного рассмотрения живописного начала текстов произведений писателя в отечественном искусствоведении ранее не предпринимались.
Объектами исследования являются романы Г. Флобера «Госпожа Бовари», «Искушение святого Антония», «Саламбо».
Предметом исследования является роль живописного начала в создании образов персонажей и природы в романах Г. Флобера.
Объект и предмет исследования требуют постановления следующей цели: определить живописное начало в системе образов в романах Г. Флобера «Госпожа Бовари», «Искушение святого Антония», «Саламбо». Для достижения поставленной цели необходимо выделить ряд следующих задач:
1. представить характеристику описательного приема «портрет» в литературе и живописи;
2. охарактеризовать эстетические взгляды Г. Флобера и выявить их влияние на создание живописных образов в романах с помощью визуальных характеристик;
3. определить особенности композиции в романах Г. Флобера «Госпожа Бовари», «Искушение святого Антония», «Саламбо»;
4. сравнить образы персонажей и природы в романе с произведениями западноевропейского искусства.
Теоретические основы и методологические подходы
Для реализации поставленных выше задач в данной работе используется комплексный метод исследования. Он включает такие методы, как:
1. историко - сравнительный метод;
2. описательный метод;
3. метод герменевтического анализа;
4. проблемно - логический метод;
5. системно-типологический метод;
6. иконографический метод;
7. формально-стилистический метод.
В нашей работе также использованы такие общенаучные методы, такие как восхождение от абстрактного к конкретному, анализ исторического и логического содержания текста, метод аналогий. Метод аналогий является ключевым для нашего исследования и полностью соответствует одной из поставленных задач - определить особенности портретной живописи в романах Г. Флобера «Госпожа Бовари», «Искушение святого Антония», «Саламбо». С целью выявления своеобразия портретов в данных романах, и сравнения техники их написания с техникой живописных произведений западноевропейского искусства, мы использовали метод аналогий.
Проблемно - логический метод поставил перед нами ряд задач, каждая из которых рассматривается в логической последовательности. Данный метод позволил выделить основные концептуальные положения художественной картины мира в контексте гуманитарно-искусствоведческого знания произведений Г. Флобера.
Системно-типологический метод, позволил нам воспроизвести образ художественной картины мира, а также показать специфические особенности взаимосвязи и синтеза искусств отдельного периода, на примере литературного творчества Г. Флобера. В нашей работе мы применили данный метод для того, чтобы показать разницу в восприятии живописных образов произведений Флобера, характерных для каждой эпохи в отдельности.
Также существенную роль в нашей научной работе играл иконографический метод Н. П. Кондакова. Иконографический метод состоит в описании и классификации тем, сюжетов, а также мотивов персонажей изобразительного искусства, художественного направления, течения, стиля, школы и способов художественного выражения. Суть данного метода заключается в выявлении внутренней связи созданного произведения с той средой, в которой оно возникало. Данная формулировка объясняет, почему при разработке темы нашего исследования нами был выбран иконографический метод. Образы произведений Гюстава Флобера неразрывно связаны с эпохой написания романа. Персонажи являются порождением среды и общества, в которых творил великий классик французской литературы.
Наряду с иконографическим методом в нашей работе был использован формально-стилистический метод Генриха Вельфлина. Данный метод ориентирован на описание и аналитику художественной формы в двух основных значениях: как внутренняя организация произведения и как его внешний облик. Формально-стилистический метод использован нами для описания западноевропейской живописи, приводимой в исследовании.
Согласно данному методу, нами были выделены следующие аспекты формально-стилистического анализа: «форма», как структурный принцип, а также тип живописного произведения.
Под формой с учетом связи художественной формы с зрительно - визуальным опытом, его организацией и воспроизведения через оформление художественного материала можно понимать и гештальт как целостно - динамическую характеристику произведения, как его визуально-ментальную структуру. Поэтому художественная форма - это и экспрессивные средства, используемые в творческом процессе, для анализа которого традиционно выделяют уровни формальной организации произведения искусства: пространство, время, свет, цвет и композиция. Форма - это и средство воздействия на зрителя. В случае с нашей работой, формой для создания образов произведения являлся текст. Гюстав Флобер был критичен в выборе средств художественной выразительности и всегда тщательно вырабатывал стиль повествования своих произведений. Именно благодаря яркому литературному языку французского классика читатель легко визуализирует не только общую картину, но и важные живописные детали сюжета произведения. При анализе трех романов Флобера нами также были рассмотрены такие составляющие формальной организации произведения как время, композиция, свет и цвет.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении представлений о живописной составляющей литературных произведений. Материалы и результаты нашего исследования могут оказаться небезынтересными как для литературоведов и искусствоведов, так и для специалистов смежных отраслей знаний, занимающихся проблемами трактовки произведений. Ряд положений, сформулированных в магистерской диссертации, может быть использован в качестве концептуальной основы для дальнейшего изучения конкретных искусствоведческих задач.
использованы в качестве вспомогательного ресурса при изучении таких гуманитарных специальностей, как «История культуры», «История западноевропейской живописи», «История литературы XIX века», «Культурология».
Положения, выносимые на защиту:
На формирование характерного стиля писателя повлияла философская концепция Бенедикта Спинозы. Один из принципов данной философской концепции - совершенное познание как соединение с миром, сущность которого человек постигает интуитивным способом. Для Флобера этот способ был выражен в творчестве.
1. В ходе работы нами были обнаружены многочисленные примеры, демонстрирующие влияние искусства на формирование творческого метода Гюстава Флобера.
2. В романе «Госпожа Бовари» портреты мужских персонажей изображены с точки зрения повествователя и с точки зрения героини, что характеризует Эмму и ее представления об идеале.
3. Многие портреты изображены с помощью акцентирования фона и обстановки, в которой находится Эмма; на некоторых вещь, принадлежащая героине. Ряд портретов Эммы Бовари в романе написаны автором в импрессионистической технике, с помощью которой он акцентирует внимание на цвете и свете.
4. Большинство портретов Эммы Бовари написаны в активной, теплой цветовой гамме. Однако теплые, легкие и мягкие оттенки преобладают в визуальном описании внешности главной героини в первых двух частях романа, тогда как ближе к третьей части, в написании портрета Эммы автор все больше использует прохладные тона. Эта перемена связана с развитием сюжета, с тем, как меняется душевное состояние героини и общее настроение сцены.
5. Техника портретных изображений Эммы в романе имеет сходство с техникой живописных произведений современников Флобера и художников других эпох, в частности с техникой Мурильо (барокко), Энгра (неоклассицизм), Делакруа (романтизм).
6. В ходе исследования подтвердилась гипотеза, состоящая в том, что ряд портретов Эммы Бовари написан в технике, схожей с техникой прерафаэлитов. Нами было доказано, что портрет Эммы схож с женским образом, вдохновлявшим последователей данной живописной школы.
7. Образ отшельника в романе «Искушение святого Антония» создавался Флобером под влиянием одноименной работы Питера Брейгеля Младшего, увиденной писателем в 1845 году в Палаццо Бальби.
8. Одним из ключевых визуальных приемов, используемых писателем для изображения искушений, является натюрморт. В описании яств четко прослеживаются изображения христианских символов. Данный художественный прием служит не только для раскрытия греха чревоугодия, но также содержит ярко выраженный эротический характер.
9. В романе «Искушение святого Антония» концепция света у Флобера приобретает этико-мистическую ориентацию.
10. Изображаемый Флобером пейзаж отличается фантасмагоричностью, полностью отражая художественную задачу писателя - воспроизвести искажение сознания святого отшельника, искушаемого Дьяволом.
11. Внешний облик святого Антония в романе Флобера совпадает с иконографией данного святого: старик в монашеском платье, с тростью и колокольчиком.
12. Композиционная сложность повествования в романе Флобера встречается в работе Жака Калло, вдохновлявшей писателя во время создания «Искушения святого Антония». Визуальные методы в офорте Калло совпадают с литературными приемами, используемыми Гюставом Флобером для создания живописного элемента в романе.
13. Визуальное пространство текста романа «Саламбо» Гюстав Флобер создает при помощи синтеза живописных приемов цветом и светом. Главенствующие цвета романа - белый, синий, красный, золотой.
14. Огромная роль цветовых сочетаний характерна для описания внешнего облика Саламбо. Частота использования цветовых характеристик дает нам основание утверждать наличие живописного начала в создании образа героини. Выбранным Флобером цветовым оттенкам свойственна яркость и насыщенность. В контрастности их сочетаний присутствует гармония, присущая культуре Востока. Особенности оттенков подчеркиваются Флобером при помощи сравнительных оборотов речи.
15. Помимо обозначения цвета изображаемых объектов, автор употребляет речевые обороты, сравнивая колористические сочетания с природными явлениями. Данный прием создает усиливающий эффект, с помощью которого Флобер подчеркивает сущность (в частности, божественную) объектов.
16. Изображения персонажей и сцен в «Саламбо» по яркости визуального описания и ярко выраженной динамике схожи с живописными полотнами Рубенса.
17.Особую роль в творческом подходе при создании батальных сцен романа играет воспроизведение световоздушной перспективы в рамках художественного текста, сближая описание пейзажных композиций со станковой пейзажной живописью.
18. Визуальный эффект повествования в романе «Саламбо» выражен не только с помощью живописных речевых оборотов, но также и с помощью грамматических конструкций (использование определенного времени).
19. Особую роль при создании образов персонажей романа играет метод передачи структуры ткани. Это также позволяет нам проводить аналогии с творчеством Питера Пауля Рубенса. Образ у нидерландского живописца также создавался позой, костюмом и окружающей обстановкой.
20. Одной из ключевых особенностей живописного метод Флобера является акцентирование связи персонажей романа с определенными цветовыми и световыми комбинациями.
21. Прием, создающий эффект массовости многофигурных батальных сцен, создается при помощи перечисления ряда лексических единиц. В описании баталий Флобер добивается особой ритмичности и динамичности композиции. Ритм создается частотностью использования глаголов движения (ударять, перемещаться и т.д.).
22. В результате нашего исследования подтвердилась гипотеза, состоящая в том, что главные персонажи являются олицетворением дневного и ночного света. По результатам рассмотрения частоты повторяемости прилагательных, связанных с образами Луны и Солнца, нами был сделан вывод, что два главных персонажа являются материализацией двух светил.
23. С помощью «объективного стиля» Флобер полностью устраняет свое присутствие в романе, заставляя говорить самих персонажей. Таким образом, автор позволяет читателю самому трактовать действия и поступки героев романа, не навязывая ему свое мнение.
Апробация результатов исследования
Результаты исследования и выводы опубликованы в двух научных статьях:
1. Мусихина Д. Н. «Влияние стиля шинуазри на формирование стиля модерн в Западной Европе XIX-XX вв.»// Международная научная конференция «Дальний Восток России и Китай: диалог культур стран- соседей» 20-22 апреля 2017 г. - Владивосток.
2. Мусихина Д. Н. «Эстетика Востока и Запада в творчестве Гюстава Флобера»// Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток- Запад. Вып. 23. Материалы XXIII научной конференции с международным участием 22-23 ноября 2017г./ДВГИИ. - Владивосток: Дальнаука, 2017.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Творчество Гюстава Флобера является объектом исследования многих литературоведов на протяжении уже почти двух столетий. Зачастую исследования касались сюжетных линий в романе, ученые анализировали психологическую составляющую данного произведения. При активном внимании к творческому методу Флобера, центром внимания исследователей остается биографическое, автобиографическое начала, а также романтическая основа произведений писателя. Не так много ученых изучали романы Гюстава Флобера в плане выявления в нем техник и приемов западноевропейского изобразительного искусства.
В ходе нашего исследования мы выявили, что на формирование характерного стиля писателя повлияли концепции таких философов, как Блез Паскаль и Бенедикт Спиноза. Именно философская концепция Паскаля повлияла на создание особенностей характера персонажей в произведениях Гюстава Флобера. Следуя принципам этого философского направления, Флобер рисует своих персонажей, как людей неспособных к абсолютному знанию. С философией Паскаля связано появление в художественном мире писателя страдающих и осознающих свое страдание героев.
Однако, главной философской концепцией для Флобера было учение Спинозы о Природе. Согласно данному учению, все в мире подвластно законам Природы. Таким образом, философия Спинозы подразумевает соединение божественного и человеческого, природного, само бытие последнего доказывает присутствие первого. Один из принципов данной философской концепции - совершенное познание как соединение с миром, сущность которого человек постигает интуитивным способом. Для Флобера этот способ был выражен в творчестве. Именно с пантеизмом Спинозы связан «объективный метод» письма Гюстава Флобера.
внешнего облика персонажа, в первую очередь деталей лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Тогда как прием «портрет» в изобразительном искусстве является самостоятельным жанром, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. Однако, основная цель портрета в словесном и изобразительном искусстве - через внешний облик персонажа показать его внутренний мир.
В ходе работы над темой исследования нами были изучены биографические источники, посвященные жизни и творчеству французского писателя. На данном этапе работы нами были обнаружены многочисленные факты присутствия изобразительного искусства в жизни Флобера и выявлены случаи, демонстрирующие влияние искусства на формирование творческого метода писателя. Используя исторический подход к поставленной проблеме, мы изучили работы современников писателя. Данный метод позволил нам выявить активный интерес писателя к сфере изобразительного искусства.
Основное внимание в работе уделено визуальной композиции повествования романов Гюстава Флобера; изучено своеобразие портретных характеристик мужских персонажей - Шарля Бовари, Леона Депюи и Родольфа Буланже в романе «Госпожа Бовари», святого Антония в драме «Искушение святого Антония», Гамилькара Барки и Мато в исторической драме «Саламбо; также нами были рассмотрены особенности портретных описаний Эммы Бовари и Саламбо.
На основании исследования, можно сделать следующие выводы:
1. В романе «Госпожа Бовари» портреты мужских персонажей отличаются лаконичностью, отсутствием подробных описаний черт лица, вниманием к жестам, манерам и особенно к деталям костюма, принадлежащим героям вещам. Герои изображены с точки зрения повествователя и с точки зрения героини. Первая точка зрения позволяет представить не только визуальный, но психологический портрет персонажа, вторая характеризует героиню романа, ее представления об идеале.
2. Многие портреты изображены с помощью акцентирования фона и обстановки, в которой находится Эмма. Ряд портретов Эммы Бовари в романе написаны автором в импрессионистической технике, с помощью которой он акцентирует внимание на цвете и свете.
3. В отличии от портретов мужских персонажей, Флобер рисует портрет Эммы, уделяя внимание мельчайшим подробностям ее облика. Большинство портретов главной героини мы видим через призму восприятия мужчин, окружавших ее. Подобный прием помогает нам также судить о характере наблюдателя и о его чувствах по отношению к героине. Именно в этом проявляется сходство манеры письма Флобера с техникой импрессионистов, так как характерным для художников этого направления была фиксация своих мимолетных впечатлений. Художники старались запечатлеть реальный мир в его подвижности, сиюминутности, изменчивости.
4. Большинство портретов Эммы Бовари написаны в активной, теплой цветовой гамме. Однако теплые, легкие и мягкие оттенки преобладают в визуальном описании внешности главной героини в первых двух частях романа, тогда как ближе к третьей части, в написании портрета Эммы автор все больше использует прохладные тона. Эта перемена связана с развитием сюжета, с тем, как меняется душевное состояние героини и общее настроение картины.
5. Техника портретных изображений Эммы в романе имеет сходство с техникой живописных произведений современников Флобера и художников других эпох, в частности с техникой Мурильо (барокко), Энгра (неоклассицизм), Делакруа (романтизм).
6. В ходе исследования подтвердилась гипотеза, состоящая в том, что ряд портретов Эммы Бовари написан в технике, схожей с техникой прерафаэлитов. Нами было доказано, что портрет Эммы схож с женским образом, вдохновлявшим последователей данной живописной школы. Флобер использует приемы, характерные для последователей этого направления, такие как: использование в портретах холодной цветовой гаммы, эстетизация смерти, воплощение в портрете главной героини образа соблазнённой женщины, жертвы трагической любви. Все это позволяет нам говорить о том, что приемы изображения портрета Эммы сходны с техниками таких мастеров, как Данте Габриель Россетти, Уильям Хант, Джон Милле.
Прием портретной характеристики играет важную роль в романе Гюстава Флобера «Госпожа Бовари». Своеобразие данного приема в романе связано с «объективным стилем» письма Флобера. Стремясь к достоверности и правдоподобию, автор показывает героев таким образом, каким их может видеть другое действующее лицо в романе. С помощью «объективного стиля» Флобер полностью устраняет свое присутствие в романе, заставляя говорить самих персонажей. Таким образом, автор позволяет читателю самому трактовать действия и поступки героев романа, не навязывая ему свое мнение. Флобер воспроизводит вереницу деталей, из которых складывается объемная картина жизни персонажей.
Подводя итоги работы c романом «Искушение святого Антония» можно сформулировать следующие выводы:
1. Образ отшельника создавался Флобером под влиянием работы «Искушение святого Антония» Питера Брейгеля Младшего, увиденной писателем в 1845 году Гюставом Флобером в Палаццо Бальби.
2. Одним из ключевых визуальных приемов, используемых писателем для изображения искушений святого, является натюрморт. В описании яств четко прослеживаются изображения христианских символов. Данный художественный метод служит не только для раскрытия греха чревоугодия, но также несет в себе ярко выраженный эротизированный характер.
3. В романе «Искушение святого Антония» Флобер уделяет повышенное внимание к способу изображения света и его особенности влиять на раскрытие атмосферы и образов произведения. В данном романе концепция света у Флобера приобретает этико-мистическую ориентацию.
4. Изображаемый Флобером пейзаж отличается фантасмагоричностью, полностью отражая художественную задачу писателя - воспроизвести искажение сознания святого отшельника, искушаемого Дьяволом.
5. Изображение фантастических существ в романе вызвано научным интересом писателя. Знакомство с натуралистом Феликс-Архимедом Пуше, директором Музея естественной истории Руана (1828 - 1872), могло стимулировать интерес писателя к древней и средневековой истории через его курсы зоологии. Это послужило стимулом к созданию фантасмагорических созданий в романе «Искушение святого Антония». В тексте романа и на полотне преобладает иносказательное изображение искушений. Каждое существо является аллегорией того или иного греха.
6. Внешний облик святого Антония в романе Флобера совпадает с иконографией данного святого: старик в монашеском платье, с тростью и колокольчиком. Однако, в драме французского писателя отсутствует один из атрибутов отшельника: свинья.
7. Композиционная сложность повествования в романе Флобера встречается в работе Жака Калло, вдохновлявшей писателя в период создания «Искушения святого Антония». Визуальные методы в офорте Калло совпадают с литературными приемами, используемыми Гюставом Флобером для создания живописного элемента в романе.
Подводя итоги работы c исторической драмой «Саламбо», можно сформулировать следующие выводы:
1. Повествование в романе ведется с двух точек зрения. События представлены через восприятие персонажей и от лица рассказчика, не являющегося прообразом автора романа. Пространство литературного произведения представлено либо во внутреннем фокусе глазами персонажей, либо при помощи отвлеченного повествования от лица всезнающего рассказчика. Данная техника оказывает значительное влияние на живописное начало, представленное в романе «Саламбо»;
2. Визуальное пространство теста Гюстав Флобер создает при помощи синтеза живописных приемов цветом и светом. Главенствующие цвета романа - белый, синий, красный, золотой.
3. Огромную роль цветовых сочетаний отводится описанию внешнего облика Саламбо. Частота использования цветовых характеристик дает нам основание утверждать наличие живописного начала в создании образа Саламбо. Выбранным Флоберам цветовым оттенкам свойственна яркость и насыщенность. В контрастности их сочетаний присутствует гармония, присущая культуре Востока. Особенности оттенков подчеркиваются Флобером при помощи сравнительных оборотов речи.
4. Помимо обозначения цвета изображаемых объектов, автор употребляет речевые обороты, сравнивая колористические сочетания с природными явлениями. Данный прием создает усиливающий эффект, с помощью которого Флобер подчеркивает сущность (в частности, божественную) объектов.
5. Изображения персонажей и сцен «Саламбо» по яркости визуального описания схожи с живописными полотнами Рубенса. Композициям Питера Пауля Рубенса присуща ярко выраженная динамика. Герои Рубенса, как и герои «Саламбо» Флобера, показаны в момент наивысшего напряжения их физических и духовных возможностей.
6. Особую роль в творческом подходе Гюстава Флобера играют изображения пейзажа в исторической драме «Саламбо». Примером этому может послужить воспроизведение световоздушной перспективы в рамках художественного текста. При создании пейзажей в батальных сценах колористические оттенки воспринимаются и передаются Флобером в световой и воздушной среде, сближая его художественное описание пейзажных композиций со станковой пейзажной живописью.
7. В ходе работы над выбранной темой исследования подтвердилась гипотеза, что особенность, создающая визуальный эффект повествования, выражена не только с помощью живописных речевых оборотов, но также и с помощью грамматических конструкций. Данный прием выражен выбором прошедшего длительно времени, наиболее часто используемого в описательных оборотах речи; подбором определенных глаголов и лексических единиц.
8. Приемы живописного изображения событий у Гюстава Флобера сходна с живописными методами Рубенса. В работах двух мастеров чувственная стихия становится носителем и духовных порывов, и поэтических переживаний. Тональная гармония поддерживает ритмическое единство композиции. Визуальная гармония контрастных цветов (белый, черный, синий) придает красочной гамме и общей атмосфере сцен живой ритм. Данные приемы призваны служить созданию созерцательного эффекта, отрываемого перед читателями.
9. Особую роль при создании образов персонажей романа играет метод передачи структуры ткани. Для создания живописности текстур Флобер использует такие прилагательные, как: густой, тонкий и отягощающий. Данные подробности помогают читателю ярко визуализировать образы персонажей. Это также позволяет нам проводить аналогии с творчеством Питера Пауля Рубенса. Образ у нидерландского живописца также создавался позой, костюмом и окружающей обстановкой.
10. Колористические сочетания нарядов Саламбо отсылают читателя к божественным цветам. Золотой цвет олицетворяет царственность и при этом святость; голубой символизирует божественное начало; пурпур и винный - цвета власти и жизни. Флобер - колорист мира художественной литературы, это чувствуется в его портретных описаниях. Лица, фигуры и предметы рождаются из красочной массы, из окружающей героев произведения среды.
11.Одной из ключевых особенностей живописного метод Флобера является акцентирование связи персонажей романа с определенными цветовыми и световыми комбинациями. Данный пример Флобер использует в портретном описании Гамилькара Барка, суффета Карфагена. Писатель создает образ суффета в насыщенных, яростных цветах, используя контрастное освещение.
Яркость используемых цветов (красный и черный, золотой и синий и т.д.) приглушается и смягчается именно при помощи игры светотени. Плавные переходы цветов поддерживают эмоциональный строй композиции и рождает ощущение ее живописного единства. Подобную частоту и точность использования светотени мы можем встретить на полотнах Караваджо.
13. Среди ряда приемов, используемых Гюставом Флобером при написании батальных сцен, главным акцентом, создающим динамику и напряженность батальных композиций в романе «Саламбо», становится красный цвет. Характерную интенсивность он приобретает в сцене поединков на смерть среди варваров. Динамичная и насыщенная композиция боя сменяется деструктивной плавностью, отсутствием ритма, что углубляет трагичность сюжета, усиливая хаотичность событий батальной сцены.
14. Прием, создающий эффект массовости многофигурных батальных сцен, создается при помощи перечисления ряда лексических единиц. В описании баталий Флобер добивается особой ритмичности и динамичности композиции. Ритм создается частотностью использования глаголов движения (ударять, перемещаться и т.д.). Войска карфагенян и наемников находятся в постоянном движении, Подобный прием встречается и в работах Рубенса, посвященных охоте. Как и в эффектном полотне Рубенса «Охота на тигров и львов» 1617¬1618 г.г., ощущение могущества сил природы передается живой игрой светотени и сочностью колористических сочетаний.
15. В «Саламбо» Флобер выражает динамику изображаемой сцены не только при помощи описания физического движения как такового, но и прибегая к визуальным эффектам. Особый ритм композиций французский писатель создает благодаря светлым элементам и цветовой насыщенности описаний. Облики персонажей всегда подчеркиваются светом, направленном на героев с разных сторон. Данный прием позволяет читателю проникнуться ощущением пространства живописной сцены романа.
16. В результате нашего исследования подтвердилась гипотеза, состоящая в том, что внешний облик персонажей романа «Саламбо» не только создается при помощи дневного или вечернего освещения - персонажи являются олицетворением этого света. Нами было доказано, что главная героиня романа «Саламбо», дочь Гамилькара, является олицетворением лунного света, тогда как образ Мато представляет собой образ Солнца. При написании портрета Саламбо Флобер регулярно использует холодные оттенки, подчеркивая их активными контрастами темных и светлых цветовых акцентов. При создании образа Мато писатель использует теплые, мажорные оттенки. По результатам исследования частоты повторяемости прилагательных, связанных с образами Луны и Солнца, нами был сделан вывод, что два главным персонажа являются материализацией двух светил.
Живописное начало в системе художественных образов играет важную роль в романах Гюстава Флобера. Своеобразие данного приема в романе связано с «объективным стилем» письма Флобера. Таким образом, стремясь к достоверности и правдоподобию, автор показывает героев так, как их может видеть другое действующее лицо в романе. С помощью «объективного стиля» Флобер полностью устраняет свое присутствие в произведении, предоставляя читателю возможность визуализировать образы героев, природы, предметов материального мира, тем самым подчеркивая роль живописного начала в литературном тексте.



1. Андронникова, М. И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма / М. И. Андронникова. - М.: Искусство, 1980. - 423 с.
2. Андроникова, М. И. От прототипа к образу. К проблеме портрета в литературе и в кино / М.И. Андроникова. - М. : Наука, 1974. - 200 с.
3. Барнс, Д. Попугай Флобера : пер. с англ./ Д. Барнс. - М.: ООО «Изд-во АСТ» ; ОАО «ЛЮКС», 2004. - 700 с.
4. Белоусов, Р. Дело мадам Бовари / Р. Белоусов. Тайны великой любви. - М.: 2004. - 488с.
5. Белоусов, Р. Дельфина Деламар и Эмма Бовари : [к истории создания романа «Мадам Бовари»] / Р. Белоусов // Лит. учеба. - 1991. - № 6. - С. 229.
6. Богомолова, М. В. Портрет в литературе и портретный жанр в искусстве / М. В. Богомолова // Учебные зап. Петрозаводского гос. ун-та. - 2011.-№5. - С. 112.
7. Богословский, В. Н. История зарубежной литературы XIX века / В. Н. Богословский. - М.: Высшая школа, 1991. - 635 с.
8. Волков, Н. Н. Цвет в живописи / Н. Н. Волков. - М.: Искусство, 1984. - 321 с.
9. Дебор, Г. Психогеография - М.: Гараж, 2017. - 112 с.
10. Флобер, Г. Госпожа Бовари : пер. с фр. / Н. Любимов. - М.: Худ. лит, 1981. - 302 с.
11. Сент-Бев, Ш. Литературные портреты. Критические очерки / Ш. Сент- Бёв. - М.: Худ. лит-ра : 2000. - 607 с.
12. История зарубежной литературы XIX века / М. Е. Елизарова [и др.] - М.: Просвещение, 1992. - 627 с.
13.Зенкин, С.Н. Работы по французской литературе / С.Н. Зенкин. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1999. - 317 с.
14. Иванова, Р.В. Портрет в западноевропейской живописи / Р. В. Иванова.
- М.: Изобразительное искусство, 1988. - 24 с.
15. Пузиков, А. «Госпожа Бовари» и «Три повести» Г. Флобера / А. Пузиков // Флобер, Г. Госпожа Бовари. Новеллы. - М., 1998. - С. 1-14.
16. Иовчук, М. Т. Краткий очерк истории философии / М. Т. Иовчук. - М.: Мысль, 1971. - 438 с.
17. Калитина, Н. Н. Французский портрет XIX века / Н. Н. Калитина. - Л.: Искусство, 1986. - 279 с.
18. Калмыкова, В. В. Портрет в мировой живописи / В. В. Калмыкова. - М.: Белый город, 2011. - 360 с.
19. Костеневич, А. Г. Французское искусство XIX - начала XX века в Эрмитаже : очерк-путеводитель . - Л.: Искусство, 1984. - 317 с.
20. Кузнецов Ю. Западноевропейский натюрморт. Альбом. Оформление художника Барабошина С.И. М. - Л. Изд-во Советский художник. 1966г.-228 с.
21. Краткий словарь терминов изобразительного искусства / общ. ред. Т. Г. Гурьева . - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1965. - 191 с.
22. Лосев, А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство/ А. Ф. Лосев.
- М.: Русский мир, 2014. - 736 с.
23. Мастера искусства об искусстве / общ. ред. А. А. Губера . - М.: Искусство, 1966. - 496 с.
24. Матвеева, Е. А. Образ женщины в живописи прерафаэлитов : сквозь призму культурологии / Е. А. Матвеева // Молодой ученый. - 2015. - №5.-С. 624-627.
25. Модина, Г. И. Мировоззрение Флобера и художественный мир романа «Госпожа Бовари» // Культурно-языковые контакты. - Владивосток, 2000. - С. 229-232 .
26. Модина, Г. И. Традиции философии XVII века в мировоззрении и эстетике Флобера / Г. И. Модина // Мат-лы науч. конф. Вып. 8. - Серия "Symposium". - СПб.: Санкт-Петербургское филос. общество. - 2000. - С. 93-96.
27. Моруа, А. Литературные портреты / А. Моруа. - М.: Искусство. - 1970.-190 с.
28. Мосин, И. Г. Мировое искусство. Импрессионизм: история
продвижения в биографиях художников / И. Г. Мосин. - СПб.: Оникс,
2006. - 174 с.
29. Набоков, В. Две лекции по литературе : пер. с англ. / В. Голышева, Г. Дашевского // Иностр. лит-ра. - 1997. - № 11. - 233с.
30. От романтизма к реализму : сборник статей. - М.: Худ. лит-ра, 1998. - 212 с.
31. Уорд, О. Искусство смотреть. - М.: Гараж, 2017. - 176 с.
32. Проскурнин, Б. М. История зарубежной литературы XIX века :
Западноевропейская реалистическая проза: учеб. пос. / Б.М.
Проскурнин, Р. Ф. Яшенькина. - М.: Флинта : Наука, 1998. - 416 с.
33. Ревалд, Д. История импрессионизма / ред. Н. В. Семенникова ; пер. с англ. П. В. Мелковой . - Л.: Искусство, 1959. - 452 с.
34. Реизов, Б.Г. Творчество Флобера / Б.Г. Реизов. - М.: Гослитиздат, 2005.
- 524 с.
35. Реизов, Б. Г. Французский роман XIX века / Б.Г. Реизов. - М.: Высш. шк., 1997. - 304 с.
36. Рейтерсерд, О. Импрессионисты перед публикой и критикой: пер. со швед. / Ф. Шаргородский. - М.: Искусство, 1974. - 290 с.
37. Решетов, Д. В. Отражение романтических пристрастий Г. Флобера в судьбе Эммы Бовари // Решетов, Д. В. Анализ литературного произведения. - Киров, 2001. - С. 300 -306.
38. Ржевская, Н. Ф. Гюстав Флобер / АН СССР ; Ин-т мировой лит-ры // История всемирной литературы : в 8 т. Т. 7 / АН СССР ; Ин-т мировой лит-ры. - М.: Наука, 1991. - С. 254-264.
39. Смирнов, И. А. «Госпожа Бовари» Флобера : (опыт культурологического комментирования текста) / И. А. Смирнов // Мировая художественная культура в памятниках. - СПб, 1997. - С. 43-58.
40. Стасевич, В. Н. Искусство портрета: пос. для учителей / В. Н. Стасевич.
— М.: Просвещение, 1972. - 80 с.
41. Турнье, М. Подавленная мистика : Мадам Бовари // Турнье, М. Полет вампира. - М., 2006. - С. 159-164.
42. Турышева О. Н. Экфрастическое начало в драме Г. Флобера «Искушение святого Антония» / О. Н. Турышева, М. В. Чичкина // Павермановские чтения. Литература. Музыка. Театр : сборник научных трудов. - М.: Кабинетный ученый, 2017. - С. 49-59.
43. Унковский, А. А. Живопись фигуры. Работа над этюдами головы и фигуры человека. Портрет / А. А. Унковский. - М.: Просвещение, 1968.
- 64 с.
44. Флобер, Г. О литературе, искусстве, писательском труде. Письма. Статьи : пер. с фр. / Г. Флобер, А. Андрес . - М. : Худож. лит., 1984 . - 504 с.
45. Флобер, Г. Искушение святого Антония: пер. с фр. М. Петровского. - М.: 2012. - 222 с.
46. Флобер Г. Саламбо: пер. с фр. Н. Минского. - М.: 2011. - 348 с.
47. Фридлендер, М. Об искусстве и знаточестве/ пер. с нем. М.Ю.Кореневой под ред. А.Г. Наследникова. - 2-е изд., испр. - СПб.: 2012. - 248 с.
48. Хохулина, Л. Н. Об образе автора: (На материале романа «Мадам Бовари» Гюстава Флобера) / Л. Н. Хохулина // Вопросы языка и стиля научно-технической и художественной литературы. - Львов, 1998. - С. 130- 145.
49.Чегодаев, А. Д. Мои художники / А. Д. Чегодаев. - М.: Искусство, 1974.
- 325 с.
50.Черневич, М.Н. История французской литературы / М. Н. Черневич, А. Л. Штейн, М. А. Яхонтова. - М.: Просвещение, 1965. - 638с.
51.Шестаков, В. П. Тайное очарование прерафаэлитов / В. П. Шестаков. - М.: Белый город, 2011. - 240 с.
52.Эйхенгольц, М. Д. Творческая и литературная история «Госпожи Бовари» // Флобер, Г. Собр. Соч.: в 10-ти т. Т. 1. - М., 1993. - С. 427¬252.
53.Israel-Pelletier, Aimee. Flaubert and the visual // The Cambridge Companion to Flaubert. - Cambridge : Cambridge University Press, 2004. - P. 180 - 196.
54. Alison Finch, The stylistic achievements of Flaubert’s fiction, The Cambridge Companion to Flaubert, Edited by Timothy Unwin, Cambridge University Press; 2004. 145 - 165 p.
55. Flaubert, Gustave. Madame Bovary // Classiques Francais. - Paris, 1993. - P. 352- 355.
56. Flaubert, Gustave ffiuvres completes, T. IV, La Tentation de Saint-Antoine (1874), Paris, L. Conard, 1910, p. 200
57. Gothot-Mersch, C. La description des visages dans Madame Bovary // Paris, 1974. - P.17-26.
58. Kathryn, Oliver Mill. Formal Revolution in the Work of Baudelaire and Flaubert. - Delaware : University of Delaware Press, 2012. -P. 185
59. Larence, M. Porter. The art of characterisation in Flaubert’s fiction
60. Cambridge : Cambridge University Press, 2004. -P. 122 - 143.
61. Porter, Laurence. Gustave Flaubert's Madame Bovary: A Reference Guide, Westport, Conn / Laurence Porter, Eugene F. Gray. - New York : Greenwood Press, 2002 . - P. 182-189.
62. Tilby, Michael. Flaubert’s place in literary history / Michael Tilby . - Cambridge : Cambridge University Press, 2004. - P. 14 - 33.
63. Crestey, Muriel Berthou. La Beaute du mot juste chez FlaubertFlaubert, Ethique et esthetique, sous la direction de Anne Herschberg Pierrot, Saint Denis / Muriel Berthou Crestey. - Paris : Presses universitaires de Vincennes,
2012. - 236 p.
64. Pearce, L. Woman. Image. Text : Readings in Pre-Raphaelite Art and Literature / L. Pearce -Toronto : University of Toronto Press, 1991.-161 с.
65. Proust, M. A propos du style de Flaubert, La Nouvelle Revue frangaise La Nouvelle Revue Frangaise, 1er janvier 1920, repris dans Journees de lecture, “Domaine Frangais”, “10/18”, UGE, Paris, 1993. - 215 с.
66. Tooke, Adrianne. Flaubert and the Pictorial Arts : from image to text. - Oxford : Oxford University Press, 2000. - 356 p.
67. E. et J. de Goncourt, Journal. Memoires de la vie litteraire, ed. R. Ricatte, Paris, Robert Laffont, coll. « Bouquins »», 1989, t. I, p. 971, 5 juin 1863.
68. M. Du Camp, Souvenirs litteraires [1892], Paris, Aubier, 1994, p. 448-449.
69. Ch. Blanc, Grammaire des arts du dessin, Paris, Vve Jules Renouard, 1867, p. 533-534.
70. H. Wolfflin, Une revision en guise d’epilogue, 1933, p. 120-268.
71. J.-Cl. Milner, Le Periple structural. Figures et paradigme, Paris, Ed. du Seuil, 2002, p. 196.
72. G. Flaubert, Correspondance, op. cit., t. III, 1991, p. 278 (23-24 decembre 1862).
73. Ch.-A. Sainte-Beuve, « Salammbo »», Nouveaux Lundis, 2e ed. revue, Paris, Michel Levy, 1870, p. 38. La critique de Sainte-Beuve a paru dans Le Constitutionnel des 8, 15 et 22 decembre 1862.
74. Voir B. Vouilloux, « L’“impressionnisme litteraire”: une revision »», Poetique, n° 121, 2000, p. 60-97.
75. Flaubert, Voyage en Orient (Paris, Gallimard, coll. Folio, 2006), p. 386.
76. Voir B. Vouilloux, L’Art des Goncourt. Une esthetique du style, Paris, L’Harmattan, 1997, p. 27-35.
77. La Vie des images, Paris, Hachette, 1927 ; L’Art et la litterature, Paris, Flammarion, 1947.
Электронные ресурсы
78. Клиянина, Е. Р. Символы и образы смерти в европейском искусстве
[Электронный ресурс] // Гуманитарные ведомости ТГПУ: электронный журнал. - 2014, №3 (11). - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/simvoly-i-obrazy-smerti-v-evropeyskom-iskusstve[дата обращения: 18.04.2018].
79. Кривцова, Л.А. Гременевтика изобразительного искусства: от
смыслополагания до понимания [Электронный ресурс] // Вестник Ивановского государственного университета: электронный журнал - 2013, № 2. - Режим доступа:https://elibrary.ru/item.asp?id=19071556[дата обращения: 10.03.2018].
80. Модина Г. И. История издания в России философской драмы Г. Флобера «Искушение святого Антония» - 2009, [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-fra/modina-istoriya-izdaniya-flobera.htm[дата обращения: 10.03.2018].
81. Наумова, О.А. Феноменологический и герменевтический подходы к
проблеме художественного понимания произведения - 2017,
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/8031/1/Fen i germ podxody k p
robleme ponimaniya xud proizvedeniya.pdf [дата обращения:
16.03.2018];
82. Первушин, М. В. Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 16-17 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.litres.ru/sbornik-statey/germenevtika-drevnerusskoy-literatury-sbornik-16-17-19051127/дата обращения: [19.04.18].
83. Шишкина, В. А. Идеи Герменевтики и интерпритации произведений
искусства будущими педагогами-художниками [Электронный ресурс] // Вектор науки ТГУ: электронный журнал. - 2014, № 2 (17). - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/v/idei-germenevtiki-i-interpretatsiya-proizvedeniy-iskusstva-buduschimi-pedagogami-hudozhnikami [дата
обращения: 14.03.2018].
84. Kinouchi, Takashi. Flaubert et Hugo : d’une esthetique a l’autre - 2016, [Электронный ресурс].- Режим доступа:https://flaubert.revues.org/2203[дата обращения: 14.03.2018].
85. Wood, James. How Flaubert Changed Literature Forever - 2014,
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://newrepublic.com/article/120543/james-wood-flaubert-and-chekhovs-influence-style-and-literature[дата обращения: 11.04.2018].
86.Sreena, K. Madame Bovary : A Cinematic Novel - 2015/ [Электронный ресурс] / K. Sreena. - Режим доступа:http: //ij ellh. com/madame-bovary-cinematic-novel/[дата обращения: 12.04.2018].
87. Jacques R. En quel temps vivons-nous ? La Fabrique editions, Paris, 2017, [Электронный ресурс]: - Режим доступа::http://lafabrique.fr/en-quel-temps-vivons-nous/[дата обращения: 18.05.2018].
88. Jullien D. Quelque chose de rouge: l’esthetique des tableaux vivants dans
Salammbo - 2016, [Электронный ресурс]: - Режим доступа::
https: //j ournals.openedition. org/flaubert/2529 [дата обращения:
13.04.2018].
89. Jeanne B. L’rnil de Flaubert dans la ville moderne : retour sur quelques images
captees dans L’Education sentimentale - 2018, [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://journals.openedition.org/flaubert/2851[дата
обращения: 10.05.2018].
90. Jean-Marie Privat, Le dur combat dialogique - 2013, [Электронный ресурс]: - Режим доступа:https://journals.openedition.org/flaubert/2152[дата обращения: 13.03.2018].
91. Judith K. La copie - genese de l’image absolue dans Bouvard et Pecuchet -
2016,Электронный ресурс]:-Режим доступа:
https://j ournals.openedition.org/flaubert/2540 [дата обращения:
10.05.2018].
92. Maryline C. Felix-Archimede Pouchet, professeur de sciences naturelles de
Flaubert - 2015, [Электронный ресурс]: - Режим доступа::
https: //j ournals.openedition.org/flaubert/2422 [дата обращения:
16.03.2018].
93. Radi M. Picturalisation de l’espace dans Salammbo de Gustave Flaubert - 2017, [Электронный ресурс]: - Режим доступа::http://ijll-net.com/vol-5-no-2-december-2017-abstract-4-ijll 7[дата обращения: 10.03.2018].
94. Sabine N. Die Legende als Kunstform. Victor Hugo, Gustave Flaubert, Emile
Zola, La Legende comme forme artistique - 2010, [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //j ournals.openedition.org/flaubert/1304?lang=en
[дата обращения: 09.03.2018].
95. Seginger G. Gustave Flaubert 7: Flaubert et la peinture. Caen, Lettres Modernes Minard - 2013, [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https: //gflaubert.hypotheses. org/numeros-parus/gustave-flaubert-7-flaubert-et-la-peinture[дата обращения: 17.04.2018].
96.Saint-Rene T., Une sotie au dix-neuvieme siecle. La Tentation de saint Antoine, par M. Gustave Flaubert, - 2013, [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://journals.openedition.org/flaubert/2000[дата обращения: 18.04.2018].
97. Philippe H. Imageries, litterature et image au XIXe siecle Paris, Editions Jose
Corti, 2001 [Электронный ресурс] - Режим доступа::
https://journals.openedition.org/rh19/445[дата обращения: 14.04.2018].
98. La litterature comme lutte a mort des consciences Pierre Bergounioux, 2017
[Электронный ресурс] - Режим доступа::
https://journals.openedition.org/flaubert/2811 [дата обращения:
17.03.2018].
99. Florence P. Figuration, enumeration, completion : du descriptive - 2018
[Электронный ресурс] - Режим доступа::
https: //j ournals.openedition.org/flaubert/2878 [дата обращения:
14.04.2018].
100. Florence V. Le vivant, l’informe et le degout : Baudelaire, Flaubert et l’art de la (de)composition - 2015 [Электронный ресурс] - Режим доступа::https://journals.openedition.org/flaubert/2436[дата обращения: 18.04.2018];
101. Frangoise G. C’etait une surprise sentimentale qu’il reservait a sa femme... son portrait en habit noir - 2016 [Электронный ресурс] - Режим доступа::https://journals.openedition.org/flaubert/2521[дата обращения: 14.04.2018];
102. Ferdinand B. Le mouvement litteraire au XIXe siecle - 2013
[Электронный ресурс] - Режим доступа::
https: //j ournals.openedition.org/flaubert/1984 [дата обращения:
15.04.2018];
103. Herschberg Pierrot, Le cavalier en habit noir : genese d’une image -
https://j ournals.openedition.org/flaubert/2543 [дата обращения:
22.04.2018];
104. Pierre, L, L’Education sentimentale / La Vie mode
d’emploi. Variations perecquiennes, 2018 [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://journals.openedition.org/flaubert/2856[дата обращения: 23.04.2018];
105. Philippe, D, Image a suivre - 2017, [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://journals.openedition.org/flaubert/2716[дата обращения: 20.04.2018];
106. Tiphaine, S., On ne se souvient pas de Flaubert [Электронный ресурс]
- Режим доступа:https://journals.openedition.org/flaubert/2824 [дата
обращения: 15.04.2018];
107. Elif ipek Akkaya, Le voyage d’une legende: la tentation de saint
Antoine chez Cezanne 2001 [Электронный ресурс] - Режим доступа: : https://gerflint. fr/Base/T urquie5/ipek akkaya. pdf [дата обращения:
22.04.2018];
108. Benedicte P. La tentation de Saint Antoine de Flaubert zoologie et
mythologie - 2015, [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://biolog.hypotheses.org/category/documents-et-oeuvres/la-tentation-de-saint-antoine-de-flaubert-zoologie-et-mythologie [дата обращения:
18.02.2018];
109. Bernard, V. Flaubert et Taine devant l’image - 2014, [Электронный
ресурс].Режим доступа: https://journals.openedition.org/flaubert/2311
[дата обращения: 19.02.2018];
110. Bruna D. Le regard de l’Italie sur Flaubert - 2015, [Электронный
ресурс].Режим доступа: https: //j ournals. openedition. org/flaubert/2441
[дата обращения: 19.02.2018];
111. Справочная информация [Электронный ресурс]. Режим доступа:
112. http://www.hermitagemuseum.org/html Ru/03/hm3 3 4 2b.html/[дата обращения: 07.04.2018];
113. Справочная информация [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://history-illustrated.ru/article 7842.html[дата обращения: 13.04.2018].
114. Справочный ресурс по теме «Герменевтика как искусство толкования» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://bukvi.ru/obshestvo/filosofia/germenevtika-kak-iskusstvo-tolkovaniya.htmlдата обращения: [18.04.18];
115. Справочный ресурс по теме «Эстетическое направление в
языкознании начала XX в. Школа эстетического идеализма Карла Фосслера» [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://studopedia.ru/10 214888 esteticheskoe-napravlenie-v-yazikoznanii-nachala-XX-v-shkola-esteticheskogo-idealizma-karla-fosslera.html дата
обращения: [19.04.18].

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ