Введение 3
Глава 1
1.1 История мозаичного дела 9
1.1.2 Мозаика в России 20
1.2 История стекольного дела в Италии в веках и техники миллефьери 26
1.3 Рамы и зеркала 31
1.4 Микромозаика: термин, применение и история 35
Глава 2
2.1 Исследования рамы 51
2.2 Мастики 57
2.3 Гипотеза атрибуции и аналоги рамы 65
Глава 3
3.1 Методика реставрации 68
3.1.1 Консервация деревянной основы и деталей из древесины 69
3.1.2 Консервация мозаичного набора 71
3.1.3 Реставрация 74
3.2 Производство работ 77
Заключение 82
Список использованной литературы 83
Перечень приложений 90
Приложение 1-Иллюстрации 91
Приложение 2-картограммы и чертежи 113
Приложение3-паспорт реставрации 115
Приложение4-исследования
Целью исследования является разработка методики реставрации микромозаичных наборов.
Задачи работы. В настоящее время часто встречается искажение и нечеткость существующей терминологии. Одна из задач состоит в изучении эволюции техник, а так же уточнение терминологии. Особое внимание уделяется мозаике из стекла. проводится анализ и выделение в отдельную группу микромозаики. Изучается её история, скупо освещенная в русскоязычных источниках.
Актуальность работы состоит в том, что проблемы хранения и реставрации микромозаик очень важны для Санкт-Петербурга. Коллекция Государственного Эрмитажа обладает большим количеством памятников с микромозаикой. К несчастью многие памятники такого рода находятся в плачевном состоянии, и не существует подробных методик для их сохранения. Не многие мастера решаются на проведение столь трудоемких и малоизученных работ.
Объект исследования - мозаики из стеклянных элементов.
Предметом исследования материалы и технологии изготовления и реставрации рамы зеркала, декорированная микромозаикой.
Изучению мозаичного дела посвящено достаточное количество источников. При их изучении становится очевидным проблема терминологии и недостаточной изученности техник и технологий мозаичного дела. Что касается микромозаики, то есть только отдельные труды, по священные этой технике.
Термин «мозаика» в настоящее время этот термин используется очень широко, часто без учета специфики технологии создания изображения. Это приводит к тому, что многие произведения описаны с большой долей приблизительности. Сам термин никогда детально не рассматривался в специальной литературе. Большое количество информации разрознено и находится в массе источников . Отсутствие четко сформулированной терминологии в литературе породило и продолжает порождать множественные
ошибки в описании отдельных произведений искусства. Таким образом, в наши дни данная проблема актуальна и требует освещения и нахождения решения.
Для изучения формирования терминологии следует в первую очередь рассмотреть наиболее ранние труды. Выявить определения, вкладываемого в термины смысла на различных этапах развития. Необходимо так же проанализировать происхождение слова, используя словари.
Мозаика используется человечеством около 6000 лет, но литературные источники достаточно скупы на описание и раскрытие термина . Одним из наиболее старых письменных источников является манускрипт «Записка о разных искусствах» . Он написан вестфальским монахом Теофилом Пресвитером, известным также под именем монаха Рогира. Исследователи в России и за рубежом имеют разное мнение относительно времени его жизни, и соответственно датируют этот трактат в достаточно широком диапазоне, от Х до XIV века. В нем описывается среди прочего использование в мозаичных работах смальт, цветных стекол и камней, найденных в древних постройках язычников, а так же то, что в Греции схожие стекольные составы производили в то время. Таким образом, можно понять, что множество древних изделий было уничтожено ради создания новых мозаик, без уточнения, что же представляет собой понятие мозаика.
Наиболее ранней отечественной публикацией, обнаруженной в ходе исследования на данную тему можно считать книгу Петрова П.Н. «Краткое обозрение мозаичного дела обзор истории мозаики вообще и особенно в России». Автор не дает определения мозаики, но приводит несколько вариантов происхождения слова, а именно: «Одни, как Чямпини, отыскивая колыбель мозаики на востоке, признавали корень еврейским; другие, как Буленгер объясняли греческое слово глаголом мусейн, т.е. разнообразить, различать, расцвечивать колерами, третьи же, как напр. Скалигер просто переводили греческое слово мусеион или латинское musivus- мозаический- эпитетами искусно, изящно составленный. Было еще мнение о производстве этого слова от muscis-маленьких камешков, или от musis, так как составление мозаики предполагало по самой своей трудности особенных, поэтических способностей. Приводя, вместе с прочим, последнее, наивнейшее из всех производств, ученый Фурьетти поместил его с оговоркой - или от слова музей, означавшего публичное место, где собирались ученейшие мужи и где обыкновенно как заметил Спон, пол украшался мозаикой»3. Таким образом, Петров обходит необходимость указания термина мозаика, ссылаясь на неопределенность происхождения, а значит, невозможность точно описать первоначально вложенный в термин смысл.
Следующей по хронологии публикацией является работа В. Селезнева «Изразцы и мозаика. Монументальная эмалевая живопись. Очерк техники и значения их в декоративном искусстве и зодчестве.» Селезнев определяет мозаику как изображение, сложенное из цветных частей. В дальнейшем автор разделяет мозаику на плитную (из элементов) и приплавление эмали к металлу или глине, уточняя: «мозаика в смысле - изображение из кирпичей, лицевая сторона которых поливалась цветными эмалями». Но в дальнейшем В. Селезнев приводя исторические примеры из древнего Египта относит ювелирные украшения инкрустированные мастикой или эмалированные к мозаике. По мнению автор а, инкрустация, мозаика и эмалирование представляют собой единое явление, называемое эмалевой полихромией. Также автор называет мозаикой произведения из природного камня и керамики.
Монументальным трудом в области искусства является работа П. Гнедича «История искусств». Он не дает расшифровка терминов, рассматривая только историю, но при описании древнего Египта ссылается на украшение предметов декоративно-прикладного искусства мозаикой . В наши дни такие предметы можно отнести скорее к инкрустированным различными материалами, нежели к декорированным мозаикой.
Девятнадцатый век был временем первых попыток систематизации информации. Данные источники можно рассматривать как материал иллюстрирующий состояние и продвижение науки своего времени, ценный только с точки зрения рассмотрения в ключе эволюции терминологии или её истории.
В двадцатом веке, К. Рот в своем труде «Художественные ремесла. Интарсия или мозаика по дереву», как следует из названия, относит интарсию к мозаике, а в свою очередь относит набор из шпона к интарсии. Так же инкрустация включена в понятие мозаика.
В двадцатом веке крупным трудом по обобщению и систематизации информации о мозаике является работа Виннера А.В. «Материалы и техника мозаической живописи», опубликованная в 1953 году. В ней Виннер повествует о разрозненности информации в Советском Союзе, как и на западе. Однако, как и большинство авторов, в ходе труда описывает только историю и технологию, не задаваясь вопросом о терминологии .
Ссылаясь на словарь Ожегова: мозаика - узор из скрепленных друг с другом кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева . А так же согласно «Большой советской энциклопедии»: «Мозаика (от франц. mosaique, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально — посвященное музам) - изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамическая плитка и пр.), один из основных видов монументально - декоративного искусства. Мозаика употребляется также для украшения произведений декоративно-прикладного искусства и реже — для создания станковых картин. Особым видом мозаики является инкрустация. Мозаика набираются из кусочков, которые имеют простую геометрическую или сложную, вырезанную по шаблону форму и закрепляются в слое извести, цемента, мастики или воска.»
В наши дни в России выпускается множество книг о том, как создать мозаику в домашних условиях при использовании подручных материалов. Во многих изданиях такого рода имеются классификации и история мозаичного искусства, но ни одна не дает четкого и отвечающего современному положению дел, определения мозаики.
Во многих англоязычных источниках определение мозаики таково: Мозаика-это искусство создания изображений путем сборки небольших кусочков цветного стекла, камня или других материалов. Это методика декоративно-прикладного искусства или интерьера. В ходе работы не стоит забывать, что наибольшее распространение мозаика получила в Италии, поэтому стоит рассмотреть труды этой страны. В итальянских изданиях, мозаика определяется как живописная композиция, полученная путем использования фрагментов материалов (плиток) различной природы и цвета (камни, стекло, ракушки), которые могут быть украшены золотом и драгоценными камнями . Итальянцы, как и Петров П.Н, труд которого описан ранее, не могут точно описать происхождение термина, ссылаясь на возможные
слова-прообразы, а именно: в латыни термин назывался opus musivum, т.е. «работа муз» или «покрытие, нанесенное на пещерах, посвященных самим музам.", в арабском muzauwaq, что означает украшение и прочие.
В основной массе иностранных источников, мозаика описывается как изображение, собранное из разноцветных кусочков, но в зависимости от страны определения дополнятся. В Греции, мозаику относят зачастую к напольным работам12. В немецком языке мозаика чаще всего описывается как изображение на стене или земле, состоящее из небольших цветных камней.
Однако, не смотря на неопределенность самого термина мозаика, названия элементов, основанные на их форме, используются одинаковые. Тессеры — элементы мозаики прямоугольной формы. Дроты — элементы мозаики круглого сечения из керамики или стекла. Методов набора существует два: прямой и обратный. Прямой метод основан на вдавливании элементов в мастику предварительно нанесённую на поверхность. При обратном методе набор осуществляется на временную мастику, а монтируется набор на постоянную мастику другой стороной. После монтажа временную мастику удаляют.
Таким образом, можно заключить, что не существует общепринятого термина мозаика, однако общность терминологии в технологии присутствует. Искусство создания произведений из различных материалов на каждом этапе эволюции обретало новые черты, как изобразительности, так и техники и технологи исполнения. С течением времени за определенными техниками исполнения мозаичного набора укрепились вполне определенные названия. Обзор эволюции техник и технологий выполнения мозаичных наборов позволит выявить определяющие признаки и дать определение термина.
Результатом работы можно считать уточнение терминологии произведений мозаичного искусства. Исходным принципом классификации явилось их выведение из учета таких параметров как: материал, размер элемента, его конфигурация.
Исследования рамы декорированной в технике микромозаики, позволило произвести её атрибуцию, выявить материалы и технологии изготовления, Что в свою очередь на ряду с изучением методики реставрации произведений такого рода, позволило разработать методику работ и провести её апробацию.
1. Афанасьева Р.Я., Афонская Н.С., Бернштейн М.М. Справочник кожевника. Сырье и материалы— М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1984 г.
2. Бродерсен Г.Г. Золотая рецептура. Практическое пособие. — СПб.: Альфа, 1992 г.
3. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь, — Том 36 — СПб.:1896 г.
4. Виннер А.В. Материалы и техника мозаической живописи—М.: Искусство, 1955 г.
5. Виннер А.В. Материалы и техника мозаичной живописи. - М.: Искусство , 1953 г.
6. Вуколов. С. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона — том XVIIIA—СПб.: 1907 г.
7. Вулли Л. Ур халдеев. — М.: Издательство восточной литературы, 1961 г
8. Гнедич П. История искусств —СПб.: 1885 г.
9. Голдина Р Д. Силуэты растаявших веков— Удмуртия, 1996 г.
10. Дементьева Л. А. И камни говорят: собрание Государственного исторического музея— Гос. исторический музей, 2005 г.
11. Ефимова Е.М. Западно-европейская мозаика XIII-XIX веков в собрании Эрмитажа — Советский художник 1968 г.
12. Карпова Т. Л. Картина и рама. Диалоги — М.: Государственная Третьяковская галерея 2014 г.
13. Качалов Н. Стекло — Изд-во Академии Наук СССР, 1959 г.
14. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды—
СПб.: Азбука-классика, 2005.г.
15. Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на земле. Пер. с англ. А.В.
Милосердовой. —М. : ЗАО Центрполиграф, 2002 г
16. Красильникова Е.Н. Венеция. — М.: Вече, 2003 г.
17. Лазарев В. Н. Мозаики Софии Киевской. — М.: Искусство, 1960.
18. Ломоносов М.Л. Сборник статей и материалов. — Изд. Академии наук СССР 1940 г.
19. Ломоносов М. В., Карпеев Е. П., Микулинский С. Р Избранные произведения в двух томах: Естественные науки и философия Наука, 1986 г
20. Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта—М., 1958 г.
21. Мартенс Л.К. Техническая энциклопедия —Directmedia, 2013 г
22. Мельникова Е.П., Маслов К.И. «Применение синтетических материалов в реставрации монументальной живописи».; М., СПб., 2000 г
23. Морозов А.А. Ломоносов — Молодая гвардия, 1961г.
24. Мовшович А. Е Замазки и клеи — М.-Л. 1927г.
25. Неволина Е. А. , Шапурова Е. А. Необыкновенная история обыкновенных вещей — М.:ОЛМА Медиа Групп, 2004 г.
26. Никитин А. Художественные краски и материалы. Справочник — Инфра-Инженерия, 2016 г
27. Новиков В.П., Павлов В.С. Ручное изготовление ювелирных украшений
— Л.: Политехника, 1991
28. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка — издание 11-е—М.: Русский язык, 1975 г
29. Петракова А.Е. Искусство Древнего Востока—СПб.:СПбКО, 2010 г.
30. Петров П.Н. Краткое обозрение мозаичного дела, особенно в России. — СПб.: 1864 г
31. Ратманский М.Н. Энциклопедия забытых рецептов : практическое руководство по изготовлению разнообразных изделий и продуктов— М. : ННН, 1994
32. Рот К. Художественные ремесла. Интарсия или мозаика по дереву пер. с нем. С. Розеноэр. —СПб.: 1912 г
33. Селезнев В. И. Изразцы и мозаика: (Монумент. эмалевая живопись) : Очерк техники и значения их в декоратив. искусстве и зодчестве // [Соч.] В.
34. Селезнева, зав. фабрикацией эмалей для Мозаич. отд. Имп. Акад. Художеств—Санкт-Петербург, 1896 г.
35. Селищева И. (ред.), Тихомирова И.М., Иванова Е.Ю., Петрунин Е.В., Титов В.П Реставрация станковой масляной живописи. ВХНРЦ, — М., 1976
36. Семенов В. Б. Малахит: Хроника, документы, комментарии—Средне- Уральское книжное изд-во, 1987
37. Сланский Б. Техника живописи. — АХ СССР, М., 1962
38. Соколова Т.М. Очерки по истории художественной мебели XV - XIX веков — Советский художник. Ленинград. 1967
39. Стрелков А. С. Фаюмский портрет: Исследование и описания памятников.
— М/ACADEMIA Гознак 1936 г
40. Титов Л.Г. Справочная книга оптико-механика , —Directmedia, 2013 г.
41. Трофимова Г.И. Породообразующие минералы Учебно-методическое пособие —Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2013.
42. Фармаковский М. В. Консервация и реставрация музейных коллекций
43. Федосеева Т.С. Материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства. — РИО ГосНИИР, М., 1999
44. Ферсман А. Е., Влодавец Н. И. Государственная петергофская гранильная фабрика в ее прошлом, настоящем и будущем. //Комиссии по изучению производительных сил России при Российской академии наук, 1922
45. Филатов В.В. Реставрация настенной масляной живописи. —М., 1995
46. Филатов В. В. Большая советская энциклопедия, БСЭ —3-е издание. — М.: Советская энциклопедия, 1978 г. —Том16
47. Хвостенко Т. В. Энкаустика. Искусство, пережившее тысячелетия —М.: Сов. художник, 1985
48. Металловедение медных сплавов в сб.: Научные труды института Гипроцветметобработка, М., 1975-85.
Литература на иностранных языках
49. Aicha Ben Abed Ben Khader Stories in Stone: Conserving Mosaics of Roman Africa— Getty Publications Imprint: Getty Conservation Institute 2006
50. Burn L. Hellenistic Art: From Alexander the Great to Augustus—Getty Publications, 2004
51. Branchetti M. G. Il mosaico minute in smalti filati: la tecnica el’ambiente artistico-culturale delle origini —2012
52. Crous J., Pizzol D. Mosaico, tecniche, materiali, realizzazioni, —Demetra, 2004
53. Fischer H.-J. Rom. Zweieinhalb Jahrtausende Geschichte, Kunst und Kultur der Ewigen Stadt. —DuMont Buchverlag, Koln 2001
54. Grieco R., Gambino A. Roman mosaic: l'arte del micromosaico tra '700 e '800 e —Agostini-Rizzoli arte & cultura, 2001
55. Grieco R. Roman micromosaic — Gangemi 2010 г.
56. larossi M. P.Colour and Colorimetry. Multidisciplinary Contributions. Vol. XI
- Dip. Design - Politecnico di Milano 2015
57. Ко/эхрас fiavvqc H re/viKp TOUупфгЗштои—ЕкЗооегс; EOVIKOU Opyaviopou
E/vj]viia]c Xeipore/via^ 1970
58. Martin R.S. Un micromosaico inedito de Barberi en el palacio cerralbo—Museo Cerralbo, 2011
59. Maltseva L., Belaya T. Methods of education of fine arts and crafts. —Raleigh, North Carolina, USA: Lulu Press, 2015.
60. Millhouse J., Bracciforti F.Italian and English—1861
61. Mitchell P. A History of European Picture Frames — Merrell Publishers Ltd 1998
62. Sarpellon G. Miniature masterpieces: mosaic glass 1838-1924 — Prestel, . 1994 г.
63. Verita M., James L., Freestone I., Henderson J., Nenna M.-D., Glossary of Mosaic Glass — Terms Centre for Byzantine Cultural History 2009
64. Williams H.Micromosaics Snuff Boxes from a Private Collection — 2010
Русскоязычная периодическая литература
65. Амир Абед Наджм Абед Комплексное исследование конусовидной мозаики храмов города Урук (Варка) в Южной Месопотамии // Вестник Удмуртского университета. История и филология. - Т. 25. - Выпуск 4, 2015 г.
- С.64-72.
66. Антонян А.С. " Свободное восстановление или музейная реконструкция // Вестник Реставрация музейных ценностей №8 2-2002 1-2003-С.12-18
67. Беляевская О.Н., Власенко О.И., Дрезельс С.С. Реставрация мозаичной иконы «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни» Верхних торговых рядов на Красной площади //Художественное наследие № 20 (50) Юбилейный выпуск —госниир—С.60-63.
68. Гамер Я. Сокровища острова Мурано //Анткватория Антиквариат. Коллекции. Раритеты. — №2 (7), март-апрель 2004 г — С.89-92.
69. Епифанова Е. Роман с камнем Флорентийская мозаика //Анткватория Антиквариат. Коллекции. Раритеты. — №3, июль-август 2003 г. —С.38-42.
70. Ефимова Е.М. «Столешницы работы Микельанжело Барбери»/ /Труды Государственного Эрмитажа. Т. VI Западноевропейское искусство. 2. —Л.: Издательство Гос. Эрмитажа. 1961г. — С.369-383.
71. Лебель М.Н Консервация и реставрация античных мозаик Концертного павильона Царского села в 2010 году// РЕЛИКВИЯ №24-2011 С. 8-13.
72. Морозов А. А. Манускрипт Теофила «Записка о разных искусствах». // Сообщения Центральной научно-исследовательской лаборатории
по консервированию и ре ставрации музейных художественных ценностей (ВЦНИЛКР) — Вып. 7. —М., 1963 г. —С.101—117.
73. Осипов Д.В. Фабрика цветного стекла в Усть-Рудице как инновационный проект// Общество. Среда. Развитие №2— М/TeiTa Humana2011— С. 176-182.
74. Овчинникова Е.С. Миниатюрная мозаика из собрания Государственного Исторического музея //Византийский временник . М.: 1968 г. — т28 — С. 207-213.
75. Полубояринова М.Д. Стеклянные браслеты древнего Новгорода.// Новые методы в археологии. Тр. Новг. Археол. Экспедиции. Т3—М.:1963 г С. 164-179.
76. Пятницкий Ю.А Кто изображен на византийской портативной мозаике из собрания Эрмитажа //Византийский временник, — т. 58 М.: 1999 г. — С. 159-164.
77. Тарасова Л. А. Мозаики Е. Я. Веклера в собрании Государственного Эрмитажа //Декоративно-прикладное искусство России и Западной Европы. Сб. науч. тр. — Л., 1986. — С. 58-65.
78. Филатов В. Портативная мозаика «Св. Николай» Киевского музея // Византийский временник, — т55 1968— С. 226—232.
79. Jurii A. Pjatnickij I micromosaici bizantini della collezioni di Alexander Basilewsky nel Museo Statale dell'Ermitage a San Pietroburgo//Palazzo Madama. Studi e notizie. Rivista annuale del Museo Civico d'Arte Antica di Torino (2014-2015). — Vol. 3 Silvana 2016 — C. 48-56
80. Pamphili C.T., A. de’ Navasques A.I. GRAND TOUR //Alta Roma Scpa— Via dello Scalo S. 2016 — С.1
Интернет ресурсы
81. Википедия. [Дата обращения 20.02.2017] https://ru.wikipedia.org/wiki/Мурановское_стекло
82. Гос. Эрмитаж, произведения искусства [Дата обращения 18. 09.2017] http: / /hermitagemuseum .org/
83. Девиков Е. И. Троны Месопотамии. [Дата обращения18.10.2016] http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=136378
84. Дефекты облицовки камнем и их устранение [Дата обращения 06.05.2017] http:// snip8.narod.ru/ article/article_oblizovka_defect.html
85. Замазки и шпаклевки [Дата обращения 06.05.2017] http://www.kge.msu.ru/spravka/zamazki.htm
86. Кембриджский словарь английского [дата обращения:13.10. 2016]
http: / / dictionary.cambridge .org/ru/
87. Мастика - Библиотека "Вехи".[Дата обращения 06.05.2017] http://www.vehi.net/brokgauz/all/064/64925.shtml
88. Форум «Город мастеров» [Дата обращения 06.05.2017]
http: / /wwwjportal .ru/forum/forum25/topic4217/
89. УФ исследование гипса [Дата обращения 04.01.2017] http://www.nightsea.com/
90. Encyclopedia Britannica.[ Дата обращения 20.02.2017] www.britannica.com
91. Millefiori - чудо из муранского стекла. [Дата обращения 21.02.2017] https://www.glassofvenice .com/millefiori .php
92. Torcellini D. Micromosaic High-definition and nanoscale in visual creations of the late XVIII and XIX century- DEKEMPENEER Crafts & Contemporary Art COLLECTION [Дата обращения 15.06.2016]
http://dekempeneercollection.org/wp-content/uploads/2016/05/micromosaic.pdf
93. http://researchpark.spbu.ru/equipment-laser-rus/118-olmiv-senterra-rus
94. http://researchpark.spbu.ru/equipment-laser-rus/110-olmiv-nicolet-8700-rus
95. Derrick M. Fourier Transform Infrared Spectral Analysis of Natural Resins Used in Furniture Finishes // Journal of the American Institute for Conservation, Vol. 28, No. 1 (Spring, 1989), pp. 43-56
96. P. Vandenabeele , B. Wehling, L. Moens, H. Edwards, M. De Reu, G. Van Hooydonk Analysis with micro-Raman spectroscopy of natural organic binding media and varnishes used in art // Analytica Chimica Acta 407 (2000) 261-274