ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗА ТАМОЖЕННЫМ ТРАНЗИТОМ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗА ТАМОЖЕННЫМ ТРАНЗИТОМ 8
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗА ТАМОЖЕННЫМ ТРАНЗИТОМ (НА ПРИМЕРЕ
БЕЛГОРОДСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ) 28
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗА ТАМОЖЕННЫМ ТРАНЗИТОМ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 87
Актуальность темы исследования. Защита экономических интересов государств - членов Таможенного союза и экономическая безопасность государств в условиях сложной экономической ситуации, диктует создание такой системы организации контроля за перемещением и доставкой товаров, которая бы обеспечила прозрачность таможенного контроля, определяла права и ответственность лиц, участвующих в этом процессе и гарантировала доставку товаров в место назначения.
Таможенные органы осуществляют контроль соблюдения мер, как экономического, так и административного характера, под которыми понимаются запреты и ограничения на ввоз и вывоз отдельных товаров, установленные международными соглашениями и национальным законодательством.
Развитие перспективных информационных таможенных технологий является одним из основных направлений деятельности ФТС России, которое позволяет создавать более комфортные условия для бизнеса, обеспечивать ускорение и упрощение таможенных процедур.
В связи со вступлением во Всемирную Торговую Организацию органам таможенного контроля и регулирования России и стран СНГ необходимо перейти к новым принципам работы с учетом мировой практики. А именно: реорганизовать таможенный контроль, унифицировать таможенное законодательство, выработать общий таможенный тариф, ввести единообразное внутреннее налогообложение товаров и освободить от пошлин товары, обращающиеся внутри СНГ. Важно также выработать единую политику в отношении третьих стран. Для этого необходимо постепенное формирование общего информационного пространства, расширение межгосударственного информационного обмена, создание и развитие совместных информационно - телекоммуникационных систем.
Создание единого информационного пространства таможенных служб, с одной стороны, позволяет извлечь максимум выгод для государств- участников СНГ, с другой - должно обеспечить защиту национальных интересов. Внедрение информационно-телекоммуникационных систем обеспечит согласованность решений таможенных органов, устойчивую информационную поддержку таможенной деятельности, сокращение затрат времени и труда для получения необходимой информации, повышение достоверности и полноты информации, сокращение «бумажной» переписки и неудобных архивов, смещение доли затрат сил и средств в пользу анализа данных, а не их поиска, и, в конечном итоге, обеспечит постепенную интеграцию таможенных служб стран СНГ в европейскую, а впоследствии и в мировую таможенную систему.
Анализ степени изученности темы исследования. Характеризуя степень научной разработанности, проблематику таможенного транзита, рассматривали: П.Н. Афонин, И.А. Баглаенко, Л.Е. Петренко, Т.А. Семенова, Л.Г. Чернова и другие авторы.
Практическое применение современных информационных технологий при контроле за таможенным транзитом широко обсуждается в научной литературе: Д.Л. Александров, И.А. Баглаенко, Т.И. Белоусова, В.В. Ермакова, А.П. Кед, Н.Г. Липатова, К.А. Мартакова, Р.П. Мешечкина, В.В. Саенко и другие авторы.
Проблема исследования выражается в противоречии между необходимостью совершенствования применения современных информационных технологий при контроле за таможенным транзитом и недостаточной разработанностью направлений совершенствования применения данных информационных технологий при контроле за таможенным транзитом.
Объектом исследования является таможенный контроль за таможенным транзитом.
Предметом исследования являются информационные технологии при контроле за таможенным транзитом.
Целью исследования является разработка основных направлений совершенствования применения современных информационных технологий при контроле за таможенным транзитом.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы применения современных информационных технологий при контроле за таможенным транзитом;
- изучить практику применения современных информационных технологий при контроле за таможенным транзитом на Белгородском таможенном посту Белгородской таможни;
разработать основные направления совершенствования применения современных информационных технологий при контроле за таможенным транзитом.
Теоретико-методологическую основу исследования составили
диалектический, общенаучные и частные методы познания.
Также были использованы общетеоретические положения и выводы, содержащиеся в трудах таких ученых как: В.В. Авдеев, Д.Л. Александров, А.О. Вихляев, В.В. Ермакова, Т.С. Зуева, С.С. Илюхина, С.В. Комогорцев, П.В. Кондрин, В.В. Семенихин, К.О. Староверова и другие авторы.
Эмпирическую основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральные законы, указы Президента Российской Федерации. Постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты Федеральной таможенной службы.
Научно-практическая значимость дипломного исследования заключается в научном обосновании применения современных информационных технологий при контроле за таможенным транзитом, оценке направлений развития современных информационных технологий, а также внедрении и применении перспективных информационных технологий.
Полученные результаты позволили выявить ряд проблем в применении современных информационных технологий при контроле за таможенным транзитом и разработать рекомендации по совершенствованию применения информационных технологий, которые в дальнейшем могут быть использованы в таможенной практике.
Структура исследования состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Использование современных информационных технологий в деятельности таможенных органов помогает совершенствовать и облегчать процесс таможенного оформления и таможенного контроля, повышает пропускную способность пунктов пропуска на таможенной границе. Интерес к повышению качества процесса таможенного оформления и контроля обоюден - в этом заинтересованы и таможенные органы, и участники внешнеэкономической деятельности.
В настоящий момент ФТС России внедряет передовые информационные технологии, последовательно проводит реформы в области таможенного администрирования, оптимизирует таможенные операции. Однако разработанные технологические карты межведомственного взаимодействия (ТКМВ) между таможенными органами и другими органами государственного контроля, имеющими отношение к таможенному контролю, требуют доработки со стороны отдельных федеральных органов исполнительной власти, а также и внутри самого бизнеса.
Белгородский таможенный пост Белгородской таможни является таможенным органом, на котором производится таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых автомобильным, железнодорожным и авиатранспортом. Зоной ответственности Белгородского таможенного поста являются Яковлевский и Прохоровский районы Белгородской области, город Белгород Белгородской области и аэропорт г. Белгорода.
В регионе деятельности таможенного поста осуществляют внешнеэкономическую деятельность такие предприятия, как: ООО « Элмаш- ЛТО», ООО «Голдел Тайл Восток», ООО «Агроснаб», ООО «Индустрия», ООО «ЛНМ», ООО «Грета» и др.
Внешнеторговый оборот Белгородского! таможенного поста н а ноябрь 2016 г. составил 58223,85 млн. руб. За аналогичный период в 2015 г. внешнеторговый оборот составлял 57622,70 млн. руб., таким образом за отчетный период объемы внешнеторговго оборота Белгородского таможенного поста увеличились на 601,15 млн.руб.
В 2016 году Белгородским таможенным постом перечислено таможенных платежей на сумму 11790,70 млн. рублей. Платеж на одно должностное лицо (из числа выпускающих ДТ) составил 302,33 млн. руб. в расчете на списочную численность поста - 49,96 млн. рублей.
По таможенным процедурам, учитываемым таможенной статистикой по состоянию на ноябрь 2016 года, Белгородским таможенным постом оформлено 19174 декларации на товары с применением электронной формы декларирования. Из них: 4571 декларация на товары по экспортным и 14603 декларации по импортным операциям. Кроме того, оформлено 12861 декларация по импортным операциям со странами СНГ. Однако снижение декларационного массива по сравнению с аналогичным периодом 2015 года составило 8,04%, что обусловлено уменьшением количества партий товаров страной происхождения которой является Украина.
Сумма довзысканных таможенных платежей по КТС составила 154,86 млн. рублей, количество корректировок таможенной стоимости составило 1845 шт., что составляет на одно должностное лицо 656,20 тыс. рублей.
Успешно реализуется принцип технологии «одно окно», так по состоянию на 23.11.2016 года оформлено 17594 ДТ с осуществлением документального контроля по данной технологии.
Успешно применяется технологическая схема таможенного оформления и таможенного контроля товаров, помещаемых под режим экспорта с применением временной периодической декларации. На сегодняшний день применяется автоматическая регистрация экспортных деклараций на товары.
Порядок контроля за транзитными перевозками товаров на Белгородском таможенном посту определяется Технологией контроля за транзитными перевозками товаров и информационным взаимодействием таможенных органов с использованием действующих штатных программных средств, включенных в фонд алгоритмов и программ ФТС России.
В информационном взаимодействии в рамках АС КТТ-2 при контроле за перевозками товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита участвуют отдел контроля за таможенным транзитом (ОКТТ) Белгородского таможенного поста, ОКТТ Белгородской таможни, отдел таможенного оформления и таможенного контроля (ОТОиТК) Белгородского таможенного поста, ОКТТ региональных таможенных управлений, ГНИВЦ ФТС России.
Информационное взаимодействие в рамках АС КТТ-2 осуществляется с соблюдением требований к обеспечению информационной безопасности, установленных законодательством Российской Федерации.
Все операции, совершаемые должностными лицами Белгородского таможенного поста Белгородской таможни в АС КТТ-2, являются персонифицированными и протоколируются. Персонификация осуществляется посредством применения электронной подписи и аутентификации.
Белгородским таможенным постом для целей совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля товаров, перемещаемых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, в таможенных органах на уровнях таможенного поста, таможни используется комплекс программных средств «Транзитные операции».
Отдел по контролю за таможенным транзитом (ОКТТ) Белгородского таможенного поста при контроле за транзитными перевозками товаров в рамках АС КТТ-2 находится в информационном взаимодействии с ОКТТ Белгородской таможни и отделом таможенного оформления и таможенного контроля (ОТОиТК) Белгородского ТП.
При контроле за таможенным транзитом Белгородским таможенным постом применяется автоматизированная система контроля таможенного транзита с учетом взаимодействия с системой №CTS (АС КТТ-2). На сегодняшний день 100% массива деклараций на товары оформляется в электронном виде. Успешно реализуется технология «одно окно».
С целью совершенствования системы предварительного информирования таможенных органов ФТС России введен в эксплуатацию портал «Электронное представление сведений». Указанный портал обеспечивает возможность представления участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в электронной форме предварительной информации о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы Российской Федерации на основе WEB-технологий с использованием международной ассоциации сетей «Интернет».
В настоящее время ведется разработка системы «Портал электронного декларирования», на котором можно будет интерактивно заполнить формы таможенных документов или предоставить документы в виде файлов согласованного формата, что позволит предоставлять в таможенный орган любого региона России сведения в электронной форме при минимальных затратах на подключение к информационной системе таможенных органов.
При совершении таможенных операций в отношении товаров, подлежащих нетарифным ограничениям, в целях осуществления государственного контроля действуют разрозненные системы
информационного обмена между таможенными и другими государственными контролирующими органами, что не позволяет обеспечить эффективность его проведения. Не создана единая электронная база разрешительных документов, что объясняется неготовностью отдельных федеральных органов исполнительной власти представлять информацию с требуемой степенью актуальности, уровень их автоматизации недостаточен.
В качестве практических рекомендаций совершенствования таможенного контроля и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, с использованием инновационных информационных технологий нами предложены три основных этапа совершенствования механизма информационного взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД в деятельности Белгородского поста Белгородской таможни: 1) применение принципов «единого окна» и государственно-частного партнерства; 2) развитие системы предварительного уведомления таможенных органов; 3) получение перевозчиком статуса уполномоченного экономического оператора.
С учетом предложенных этапов совершенствования информационного обеспечения таможенного контроля особое внимание следует уделить решению следующих проблем:
• соотношению национальных и наднациональных форм документов и их использование при таможенном контроле в ЕАЭС;
• обеспечению информационной безопасности;
• совершенствованию таможенного законодательства в части развития таможенного контроля;
• оптимизации таможенного транзита;
• организации предварительного информирования.
Указанные меры позволят упростить и ускорить совершение таможенных и иных операций в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, перейти на «безбумажный» документооборот, сократить количество ошибок при проверке документов, в полном объеме использовать данные для системы управления рисками, снизить коррупционную составляющую при принятии решений контролирующими органами.
После создания Единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита государств - членов Евразийского экономического сообщества и введения ее в эксплуатацию в рамках ЕАЭС, необходимо рассмотреть вопрос о присоединении к ней таможенных служб иных государств - участников СНГ.
Предложенные в дипломной работе основы правовой стратегии развития информационного взаимодействия в рамках СНГ, базирующиеся на организации информационного обмена на двухсторонней основе по одному общему процессу государств (вначале по обмену предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенные границы государств - участников СНГ) с постепенным добавлением новых общих процессов и увеличением участников информационного обмена, позволит сдвинуть с места процесс становления информационного взаимодействия и создания единого информационного пространства таможенных служб.
1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 г. (с
учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от
05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к
Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза: принятому
Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) [Текст] (ред. от 08.05.2015) // Собр. законодательства. Рос. Федерации. - 2010. - № 50. - Ст. 6615.
3. Аналитическая записка о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг и анализ эффективности функционирования регулирующих механизмов Таможенного союза. Мониторинг разработки и исполнения законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность стран - участниц Таможенного союза и создание Единого экономического пространства» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации : [сайт]. - Режим доступа: ach.gov.ru.
4. ГОСТ Р 34.10-2001 Информационная технология.
Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи . О Порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и о применении мер обеспечения соблюдения таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита с применением книжки МДП на (через) территорию Российской Федерации: Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01.10.2013 № 13 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии : [сайт]. - Режим доступа:
http://www.eurasiancommission.org.
5. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст] :
федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) //
Российская газета. - 2010. - № 269. - 29 ноября.
6. Об организации информационного взаимодействия
таможенных органов государств - членов Таможенного союза [Электронный ресурс] : Решение Комиссии Таможенного союза от 16.04.2010 № 218 //
Официальный сайт Комиссии Таможенного союза : [сайт]. - Режим доступа: http://www.tsouz.ru.
7. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Текст]: федер. закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 50. - Ст. 4850.
8. Об Основных направлениях развития механизма «единого
окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности [Текст] : основные направления развития механизма «единого окна» в системе
регулирования внешнеэкономической деятельности, одобренные решением Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 г. № 68
[Текст] // Российская газета. - 2009. - № 234. - 30 ноября.
9. Об утверждении Общего положения о таможенном посте
[Электронный ресурс]: Приказ Федеральной таможенной службы
Российской Федерации от 04.09.2014 № 1701 // Справочная правовая
система «КонсультантПлюс».
10. Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты")
"Совершенствование таможенного администрирования" [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р (ред. от 12.12.2015). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document
/cons_doc_LAW_132210/.
11. Приказ Федеральной таможенной службы Российской
Федерации от 20.07.2012 № 1470 . - Режим доступа :
http s: //www. alta.ru/tamdo c/12pr1470/
12. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства РФ
от 28 декабря 2012 г. № 2575-р // Режим доступа:http://docs.
cntd.ru/document/902391333
13. Авдеев, В.В. Перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза [Текст] / В.В. Авдеев // Налоги (газета). - 2014. - № 35. - С. 14-15.
14. Александров, Д.Л. Информационные технологии в таможенных услугах и их проявление в экономической эффективности таможенных операций [Текст] / Д.Л. Александров // Вестник Российской таможенной академии. - 2012. - № 3. - С. 56-57.
15. Александров, Д.Л. Механизмы и инструменты информационно -государственного управления в таможенной системе РФ [Текст] / Д.Л. Александров // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2012. - № 4. - С. 22-25.
16. Афонин, П.Н. Транзит между государствами - членами Таможенного союза через территорию третьего государства [Текст] / П.Н. Афонин // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2014. - № 1. - С. 34-37.
17. Баглаенко, И.А. Технологии развития внутреннего
таможенного транзита [Текст] / И.А. Баглаенко // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1. - С. 27-28.
18. Белоусова, Т.И. Информационные технологии как инструмент реализации задач таможенного администрирования [Текст] / Т.И. Белоусова // Проблемы современной науки и образования - 2014. - №2.
19. Бякин, Г. И. Диспетчерская система таможенного контроля за таможенным транзитом на основе глобального позиционирования [Текст] / Г.И. Бякин // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2014. - № 4 (52). - С. 34-43.
20. Винокуров, Е.Ю. Евразийская континентальная интеграция - Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития [Текст] / Е.Ю. Винокуров. - СПб. - 2012. - 390 с.
21. Вихляев, А.О. Применение информационно-коммуникационных технологий в обеспечении безопасности государств - членов Евразийского экономического союза [Текст] / А.О. Вихляев // Международное публичное и частное право. - 2014. - № 6. - С. 88-89.
22. Возможность предоставления госуслуг в электронном виде
позволит России войти в десятку стран по уровню внедрения электронных технологий [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http ://www. i№talev.ru/agregator/press/docflow.
23. Глазьев, С.Ю. Зачем нужен Таможенный союз? [Текст] / С.Ю. Глазьев // Таможенный кодекс Таможенного союза. - М.: СофтИздат, 2010. -112 с.
24. Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
//http://fcp.economy.gov.ru/cgi-biKo/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2011/369/.
25. Ермакова, В.В. Концептуальные подходы к
совершенствованию правового регулирования создания межгосударственных информационных систем таможенных служб на пространстве СНГ [Текст] / В.В. Ермакова // Информационное право. - 2014. - № 3. - С. 9-12.
26. Ермакова, В.В. Правовая стратегия совершенствования правовых основ создания единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в рамках ЕвраЗС [Текст] / В.В. Ермакова // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. - 2012. - №5. - С. 112-115.
27. Зуева, Т.С. Удаленный выпуск как результат развития технологии интернет-декларирования [Текст] / Т.С. Зуева // Таможенное дело. - 2015. - № 3. - С. 8-13.
28. Илюхина, С.С. Информационное обеспечение системы контроля корректировки таможенной стоимости товаров в аспекте реализации Стратегии развития таможенной службы России до 2020 года [Текст] / С.С. Илюхина // Таможенное дело. - 2015. - № 2. - С. 34-36.
29. Кед, А.П. Информационные технологии в таможенном деле [Текст] / А.П. Кед // Актуальные вопросы экономических наук. - 2001. - №18.- С. 54-56.
30. Комогорцев, С.В. Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли Таможенного союза [Текст] / С.В. Комогорцев
31. Корф, Д.В. Подтверждение страны происхождения товаров: международная практика и таможенное законодательство Таможенного союза ЕврАзЭС [Текст] / Д.В. Корф // Законы России: опыт, анализ, практика.
- 2014. - № 4. - С. 17-19.
32. Костин, А.А. Совершенствование таможенных операций и таможенного контроля, осуществляемых в отношении товаров для личного пользования [Текст] / А.А. Костин, О.В. Костина, В.А. Чуб // Таможенное дело. - 2016. - № 1. - С. 3-7.
33. Костин, А.А. Совершенствование института таможенного
контроля в проекте Таможенного кодекса ЕАЭС [Текст] /
А.А. Костин, О.В. Костина // Таможенные чтения - 2015. Евразийский экономический союз в условиях глобализации: вызовы, риски, тенденции: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Часть I / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт- Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2015. - С. 71-74.
34. Костин, А.А. Контроллинг как инструмент решения управленческих проблем в таможенном деле [Текст] / А.А. Костин // Международный научно-теоретический журнал «Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права». - 2012. - № 1 (41). - С. 265 -269.
35. Кулешов, А.В. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: Учебное пособие [Текст] / А.В. Кулешов, В.А. Черных, О.В. Шишкина. - М.: Российская таможенная академия, 2013. - 420 с.
36. Липатова, Н.Г. Международные требования и рекомендации
информационного обеспечения таможенного контроля [Текст] /
Н.Г. Липатова // Транспортное дело России. - 2014. - №5. - С. 23-25.
37. Макарова, Г.В. Межведомственный информационный обмен
как мера обеспечения экономической безопасности импорта
потребительских товаров [Текст] / Г.В. Макарова // Международный научно-теоретический журнал «Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права». - 2010. - № 2 (30). - С. 14-148.
38. Мартакова, К.А. Информационные технологии в деятельности таможенных служб [Текст] / К.А. Мартакова // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - №3. - С. 3-6.
39. Межведомственное взаимодействие в электронной форме [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://customs.ivs/index.
40. Мешечкина, Р.П. Инновационный подход к решению проблем таможенного декларирования товаров и транспортных средств [Текст] / Р.П. Мешечкина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - №10. - С. 29-30.
41. Москаленко, О. А. Таможенная служба как важнейший регулятор
внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения экономической безопасности государства [Текст] / О.А. Москаленко, Е.Н. Петрушко,
В.В. Шкилёв // Научные ведомости Белгородского государственного университета . Серия: Экономика. Информатика. - 2016. - № 2 (223),
выпуск 37. - С. 51-56.
42. Научно-практический комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС» (постатейный) [Текст] / Под ред. А.Н. Козырина. - Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013.
43. Немирова, Г.И. Развитие приграничного региона: особенности и финансовое обеспечение [Текст] : Автореф. дис. ... д-ра экон. наук / Г.И. Немирова. - Оренбург, 2009.
44. Официальный сайт Комиссии Таможенного союза [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.tsouz.ru .
45. Официальный сайт Федеральной таможенной службы.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru/index.
php?option=com_content&view=article&id=22187:2 015-12-01-06-40-04&catid
=40:2011-01-24-15-02-45.
46. Петренко, Л.Е. Особенности регулирования процедуры таможенного транзита в условиях применения Таможенного кодекса Таможенного союза [Текст] / Л.Е. Петренко // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2011. - №7. - С. 77-79.
47. Петрик, А. С. Правовое регулирование определения таможенной стоимости в Евразийском экономическом союзе [Текст] / А.С. Петрик // Финансовое право. 2015. № 9. С. 44-48.
48. Прокушев, Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник и практикум, 9-е изд., пер. и доп [Текст] / Е.Ф. Прокушев, А.А. Костин. - М.: Издательство Юрист, 2015. -537 c.
49. Саенко, В.В. Основные направления развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации [Текст] / В.В. Саенко // Транспортное дело России. - 2015. - №3.
- С. 122-127.
50. Свинухов, В.Г. Правила определения страны происхождения товаров в Таможенном союзе [Текст] / В.Г. Свинухов // Право и экономика.-2014. - №7. - С. 44-46.
51. Семенихин, В.В. Внешнеэкономическая деятельность [Текст] / В.В. Семенихин. - М.: Проспект, 2015. - 345 c.
52. Семенова, Т.А. Новое о таможенном транзите [Текст] / Т.А. Семенова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2011. - №7. - С. 88-89.
53. Соломеин, А.Ю. История таможенного дела и таможенной политики России. [Текст] / А.Ю. Соломеин. - СПб.: ИЦ Интермедия, 2011. - 252 с.
54. Староверова, К.О. Управление эффективностью таможенной деятельности [Текст] / К.О. Староверова // Таможенное дело. - 2015. - № 3.-С. 33-35.
55. Таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС : учебник. 2-е изд [Текст] / Под общ. ред. В.А. Шамахова, Ю.А. Кожанкова. - СПб.: Изд-во СЗИУ РАНХиГС, 2013. - 456 с.
56. Товадян, А.А. Армения и Таможенный союз: оценка
экономического эффекта интеграции - Центр интеграционных исследований Евразийского Банка Развития [Текст] / А.А. Таводян. - М. : Проспект. 2013. - 48 с.
57. Трошкина, Т.Н. Формы контроля за трансграничным перемещением товаров в Таможенном союзе ЕврАзЭС [Текст] / Т.Н. Трошкина // Финансовое право. - 2013. - № 11. - С. 23-25.
58. Трошкина, Т.Н. Формы таможенного контроля в Таможенном
союзе ЕврАзЭС: взаимодействие наднационального и национального
регулирования [Текст] / Т.Н. Трошкина // Право и экономика. - 2013. - № 9. - С. 25-27.
59. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : //http://fcp.eco№omy. gov.ru/cgi-bi№/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2008/134.
60. Чеботарева, А.А. К вопросу о проблемах обеспечения информационной безопасности в таможенных органах [Текст] / А.А. Чеботарева // Таможенное дело. - 2012. - № 2. - С. 44-46.