ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ЮГА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ В СЕРЕДИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ
|
Введение 3
Глава 1 Исторические предпосылки развития деятельности
Русской Православной Церкви на юге Дальнего Востока
в середине XIX - начале XX вв 11
1.1 Включение территории юга Дальнего Востока в состав России .... 11
1.2 Государственная программа переселения на юг Дальнего
Востока и задачи Православной Церкви 16
Глава 2 Роль православных священнослужителей в процессе освоения Дальнего Востока
2.1 Вклад архиереев и приходского духовенства в обустройство
новой епархии 27
2.2 Миссионерская деятельность среди переселенцев и коренного
населения 38
2.3 Строительство храмов и образование приходов 51
Заключение 58
Список использованных источников и литература 63
Приложение А 71
Приложение Б 72
Глава 1 Исторические предпосылки развития деятельности
Русской Православной Церкви на юге Дальнего Востока
в середине XIX - начале XX вв 11
1.1 Включение территории юга Дальнего Востока в состав России .... 11
1.2 Государственная программа переселения на юг Дальнего
Востока и задачи Православной Церкви 16
Глава 2 Роль православных священнослужителей в процессе освоения Дальнего Востока
2.1 Вклад архиереев и приходского духовенства в обустройство
новой епархии 27
2.2 Миссионерская деятельность среди переселенцев и коренного
населения 38
2.3 Строительство храмов и образование приходов 51
Заключение 58
Список использованных источников и литература 63
Приложение А 71
Приложение Б 72
Актуальность и практическая значимость темы «Деятельность православных священнослужителей в процессе освоения юга Дальнего Востока России в середине XIX - начале XX вв.» определяется следующим.
Одним из главных направлений деятельности Церкви была христианизация народностей новоприсоединенных территорий с целью их прочного закрепления за Россией. Через миссионерство Русская Православная Церковь решала свои непосредственные задачи. Несмотря на трудности служения священнослужителей на вновь организованных приходах в условиях освоения новых земель, Православие распространилось по всей территории юга Дальнего Востока. В связи с этим можно утверждать, что изучение темы имеет как научную, так и общественно - значимую актуальность.
Объектом исследования является церковная жизнь в Южно - Уссурийском крае на рубеже XIX - XX вв.
Предметом исследования являются основные направления деятельности православных священнослужителей на новой территории.
Целью настоящего исследования является: определение и оценка вклада православных священнослужителей в освоение юга Дальнего Востока.
Реализация этой цели связана с решением следующих задач:
• проанализировать политико-правовые акты и процесс
присоединения территории юга Дальнего Востока в состав Российской Империи;
• рассмотреть устроение епархиальной жизни;
• выявить основные направления деятельности священнослужителей;
• проанализировать миссионерскую деятельность пастырей, среди переселенцев и коренного населения.
Территориальные рамки, которыми ограничены пределы рассмотрения исследуемых нами процессов, включают в себя Южно-Уссурийский край, присоединенный к России в 1858 - 1860 гг., граничащий на востоке с Татарским проливом и юге и востоке с Японским морем, на западе с Китаем по реке Уссури, на юго-западе по реке Туманная (Туманган) - с КНДР, на северо-востоке Сунгача и на юге озером Ханка, на севере, с правым берегом р. Амур.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 1850-х по 1917 гг. Они определены, с одной стороны, началом процесса освоения юга Дальнего Востока и деятельности православных священнослужителей, а, с другой стороны, 1917 г. - временем, когда была упразднена синодальная система в России.
Источниковую базу нашего исследования можно условно разделить на группы.
Во-первых, это политико-правовые акты, договоры, дипломатические документы, относящиеся к периоду присоединения юга Дальнего Востока к Российской Империи в середине XIX -начале XX вв.. Данную тему осветили дипломаты: Д. Э. Гримм «Сборник договоров и других документов по истории международных отношений на Дальнем Востоке» [13]; Е. А. Адамов «Сборник договоров России с другими государствами 1856-1917» [14]; они составлены авторами с целью изучения международных отношений на Дальнем Востоке в течение XIX и начала XX веков.
Ко второй группе отнесены работы историографического плана основанные на материалах дневников и мемуаров. Основной фундаментальный труд историка, археолога, географа, исследователя Дальнего Востока Буссе Ф.Ф. «Переселение крестьян морем в Южно-Уссурийский край в 1883-1893 годах» [23], который можно назвать научно - исследовательским отчетом, он собрал богатый материал о жизни и устройству переселенцев. В исследовании А. Г. Разумовского «Владивостокская епархия за первые пять лет ее существования: (1899¬1903 гг.)» показана деятельность епархии, взаимодействие государства и церкви в строительстве храмов. Труд свящ. Григория Ваулина, как бы продолжил тему, где показана деятельность епархии, им написана история становления Свято-Троицкого мужского монастыря «Первая обитель на Дальнем Востоке» [25], внутреннюю жизнь и устройство обители. Свящ. Павел (Ивановский) обратился к изучению миссионерских институтов в Приморье «Краткий очерк развития миссионерского дела среди корейцев Южно-Уссурийского края» [28]. В его работе приведены примеры успешной работы миссионеров среди корейского населения. В работе иеромонаха Нестора (Анисимова) «Православие в Сибири. Вернувшийся домой» [8], охарактеризованы этапы становления православия в Сибири и на Дальнем Востоке, кратко, в общих чертах о вкладе архиереев в обустройство епархий. В работе встречаются лишь краткие сведения о Владивостокской епархии, о приходах, храмах, миссионерской деятельности и личных заслугах епископа Евсевия (Никольского), что не дает объективного представления о личном вкладе священнослужителей в Южно - Уссурийском крае.
Дополняют этот список труды А. А. Риттиха «Переселенческое и крестьянское дело в Южно-Уссурийском крае» [47]; Алябьева А.А. «Далекая Россия: Уссурийский край. С картою и рисунками» [2]; Степановой М. «Южно-Уссурийский край» [52]. Уникальность данных работ состоит в том, что они созданы живыми свидетелями происходивших событий. Но данные исследования ограничены временными и территориальными рамками.
Отдельную группу составляют работы общего плана рассматриваемой нами темы. Большую исследовательскую работу провел В.В. Ерохин (Еп. Иннокентий) [29, 30]. В его монографию «Русская Православная Церковь в Уссурийском крае» включены очерки по истории становления Владивостокской епархии (вторая половина XIX в. - 1917 г); представлено много сведений и фактов, касающихся исторических, государственных и церковно-канонических аспектов распространения православия в Уссурийском крае в XIX века. Показываются этапы последовательного создания в регионе епархиальной структуры и выделение в самостоятельный округ с учетом церковно - государственных отношений. Даётся характеристика церковно - корейцев. Приводимые в монографии документы уникальны с точки зрения отражения исторической эпохи и процесса становления Русской православной церкви в Уссурийском крае. Стоит отметить, пожалуй, это первое издание в таком систематизированном и подробном виде, раскрывающее церковную историю региона, но в работе только незначительно упоминаются о Русско - Китайских переговорах, в результате которых, в состав России были включены территории юга Дальнего Востока.
В работе Н. Г. Мизь, О. Б. Стратиевского «Страницы истории Православия в Южно - Уссурийском крае» [43], представлены сведения о гражданских и воинских храмах, их служителях, а также о церковно - приходских школах края. Издание может оказать хорошую информационную помощь в вопросах становления и развития православия в Южно - Уссурийском (Приморском) крае. Авторами проделана большая исследовательская работа, собрано много исторических данных о возникновении ряда селений края, использованы документальные и опубликованные источники Российского государственного исторического архива Дальнего Востока. Но история исследований северных районов края не вошли в их круг обзора. Дополняет эту тему книга Н.Г. Мизь, А.М. Буякова «Вековой юбилей: к 100-летию епархии» [42], в которой представлен краткий обзор истории строительства ряда храмов, монастырей, миссионерская деятельность духовенства и чем живет епархия сегодня. Здесь же следует упомянуть работу Г. Б Арутюнова. «Православные храмы Владивостокско - Приморской епархии» [22]. В книге дается исторический обзор распространения православия в крае, информация о правящих архиереях. Далее представлена информация о состоянии епархии на 2004 г., что дает некоторое представление о расположении благочиний и приходов в крае.
В книге игумена Максима (Рыжова) «Русский человек» [41] рассказывается о жизни и трудах святителя Иннокентия, митрополита Московского, просветителя коренных народов северо-восточной Евразии, Дальнего Востока и Северной Америки. Работа написана на основе документов, воспоминаний, дневниковых записей и личной переписки святителя. Автор представляет митрополита Иннокентия не только как выдающегося миссионера, наделенного глубокой верой в Бога, но и как просто русского человека, патриота, ревнующего о чести и славе своего Отечества. Знакомство с жизненным подвигом святителя Иннокентия помогает найти ответы на многие вопросы, и дает лишь возможность представить жизнь людей полтора века назад, со своим укладом жизни, традициями, их быт в условиях отсутствия коммуникаций.
Отмечая некоторые работы А. Н. Смагина [49;50;51] по исследованию просветительской деятельности церкви и приходского духовенства, нужно заметить, что влияние православной церкви через миссионерскую деятельность в крае изучена неплохо, но не позволяет воссоздать целостную картину церковного строительства в регионе.
Степень изученности исследуемой нами проблемы можно охарактеризовать следующим образом.
Хотя тему освоения и заселения Дальнего Востока, поднимали многие исследователи, нам не встретилось работ, в которых предпринималась бы попытка обобщить и систематизировать политико - правовые аспекты, процесс переселения и роль Православной Церкви в контексте освоения Южно - Уссурийского края. Если историки рассматривали процесс образования и административное устроение, то в их обзор не входило освещение развития церковных институтов и наоборот.
В целом, подводя итог уровню исследования затронутой проблемы, можно сказать, что, несмотря на имеющиеся исследования, состояние ее изученности нельзя признать полностью и до конца освещенной.
В процессе исследования использованы следующие методы. Историко-хронологический метод использован для последовательного раскрытия процессов и изменений изучаемых явлений в ходе становления церковных институтов в Уссурийском крае. С помощью количественного анализа выявлены численные и качественные характеристики изучаемых явлений: рост числа храмов, открытие благочиний, религиозный состав населения Приморья.
Новизна нашего исследования нам видится в следующем.
В нашей работе
• предпринята попытка обобщить аспекты деятельности
государственной переселенческой политики Российской Империи и формирования института Русской Православной Церкви в историческом процессе присоединения, освоения, заселения и обустройства территории Дальнего Востока в Южно - Уссурийском крае;
• рассмотрены договоры о дружеских отношениях и сближении двух величайших государств Китая и России;
• проанализирована переселенческая политика правительства Российской Империи;
• показана роль отдельных личностей в истории государственно - церковного сотрудничества в крае;
• освещен процесс устроения епархии и миссионерская деятельность среди корейцев и коренного населения.
Цель и задачи работы определили ее структуру.
В первой главе нашей работы «Исторические предпосылки к развитию деятельности Русской Православной Церкви на юге Дальнего Востока в середине XIX - начале XX веков» рассматриваются правовые и законодательные акты, которые утвердили земли юга Дальнего Востока за Российской Империей, и государственная политика по заселению края.
Во второй главе «Роль православных священнослужителей в процессе освоения Дальнего Востока» предпринята попытка проанализировать и оценить труд духовенства при устройстве епархии, трудности в строительстве храмов и образования приходов в Южно-Уссурийском крае, а также освещается проблема миссионерской деятельности пастырей среди переселенцев и коренного населения края.
Положения, выносимые на защиту.
Миграционная политика переселения на обширные территории края, слаборазвитая система коммуникаций позволили выявить проблемы и необходимость оказания переселенцам духовно-нравственной поддержки, через деятельность и роль священнослужителей, нехватка которых остро ощущалась в крае.
В подавляющем большинстве приходские священники были людьми искренней и теплой веры. Среди них мало было красноречивых проповедников и ученых богословов, но это были благоговейные совершители Тайн Божиих, пастыри, преданные Богу, Церкви и Отечеству.
Главной государственной задачей после присоединения Южно-Уссурийского края стало заселение новой территории русскими подданными. Задачей же Православной Церкви было просвещение народов в вере Христовой, по заповеди самого Христа, данной своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, и уча их исполнять все, что Я заповедал вам» (Мф. 28: 19¬20). Здесь задачи государства и Церкви совпадали.
Церковь, веками хранившая духовные и нравственные ценности, которые формировали самосознание народа, самобытную русскую культуру и принципы устроения многонационального государства, предложила обществу и государству использовать свой потенциал в созидании православия на Дальнем Востоке.
Именно в синодальный период закладываются основы всей миссионерской работы. Несмотря на все трудности и проблемы, возникшие перед миссионерами в христианском просвещении некогда пустынного, необжитого края, им удалось совершить подвиг служения, а упорство, рвение, трудолюбие которое двигало первыми священнослужителями, завоевали всеобщее уважение.
К 1917 г. в Приморской области были возведены соборы, храмы, монастыри, домовые церкви, библиотеки, что обеспечивало духовные потребности возрастающего с каждым годом православного населения.
Одним из главных направлений деятельности Церкви была христианизация народностей новоприсоединенных территорий с целью их прочного закрепления за Россией. Через миссионерство Русская Православная Церковь решала свои непосредственные задачи. Несмотря на трудности служения священнослужителей на вновь организованных приходах в условиях освоения новых земель, Православие распространилось по всей территории юга Дальнего Востока. В связи с этим можно утверждать, что изучение темы имеет как научную, так и общественно - значимую актуальность.
Объектом исследования является церковная жизнь в Южно - Уссурийском крае на рубеже XIX - XX вв.
Предметом исследования являются основные направления деятельности православных священнослужителей на новой территории.
Целью настоящего исследования является: определение и оценка вклада православных священнослужителей в освоение юга Дальнего Востока.
Реализация этой цели связана с решением следующих задач:
• проанализировать политико-правовые акты и процесс
присоединения территории юга Дальнего Востока в состав Российской Империи;
• рассмотреть устроение епархиальной жизни;
• выявить основные направления деятельности священнослужителей;
• проанализировать миссионерскую деятельность пастырей, среди переселенцев и коренного населения.
Территориальные рамки, которыми ограничены пределы рассмотрения исследуемых нами процессов, включают в себя Южно-Уссурийский край, присоединенный к России в 1858 - 1860 гг., граничащий на востоке с Татарским проливом и юге и востоке с Японским морем, на западе с Китаем по реке Уссури, на юго-западе по реке Туманная (Туманган) - с КНДР, на северо-востоке Сунгача и на юге озером Ханка, на севере, с правым берегом р. Амур.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 1850-х по 1917 гг. Они определены, с одной стороны, началом процесса освоения юга Дальнего Востока и деятельности православных священнослужителей, а, с другой стороны, 1917 г. - временем, когда была упразднена синодальная система в России.
Источниковую базу нашего исследования можно условно разделить на группы.
Во-первых, это политико-правовые акты, договоры, дипломатические документы, относящиеся к периоду присоединения юга Дальнего Востока к Российской Империи в середине XIX -начале XX вв.. Данную тему осветили дипломаты: Д. Э. Гримм «Сборник договоров и других документов по истории международных отношений на Дальнем Востоке» [13]; Е. А. Адамов «Сборник договоров России с другими государствами 1856-1917» [14]; они составлены авторами с целью изучения международных отношений на Дальнем Востоке в течение XIX и начала XX веков.
Ко второй группе отнесены работы историографического плана основанные на материалах дневников и мемуаров. Основной фундаментальный труд историка, археолога, географа, исследователя Дальнего Востока Буссе Ф.Ф. «Переселение крестьян морем в Южно-Уссурийский край в 1883-1893 годах» [23], который можно назвать научно - исследовательским отчетом, он собрал богатый материал о жизни и устройству переселенцев. В исследовании А. Г. Разумовского «Владивостокская епархия за первые пять лет ее существования: (1899¬1903 гг.)» показана деятельность епархии, взаимодействие государства и церкви в строительстве храмов. Труд свящ. Григория Ваулина, как бы продолжил тему, где показана деятельность епархии, им написана история становления Свято-Троицкого мужского монастыря «Первая обитель на Дальнем Востоке» [25], внутреннюю жизнь и устройство обители. Свящ. Павел (Ивановский) обратился к изучению миссионерских институтов в Приморье «Краткий очерк развития миссионерского дела среди корейцев Южно-Уссурийского края» [28]. В его работе приведены примеры успешной работы миссионеров среди корейского населения. В работе иеромонаха Нестора (Анисимова) «Православие в Сибири. Вернувшийся домой» [8], охарактеризованы этапы становления православия в Сибири и на Дальнем Востоке, кратко, в общих чертах о вкладе архиереев в обустройство епархий. В работе встречаются лишь краткие сведения о Владивостокской епархии, о приходах, храмах, миссионерской деятельности и личных заслугах епископа Евсевия (Никольского), что не дает объективного представления о личном вкладе священнослужителей в Южно - Уссурийском крае.
Дополняют этот список труды А. А. Риттиха «Переселенческое и крестьянское дело в Южно-Уссурийском крае» [47]; Алябьева А.А. «Далекая Россия: Уссурийский край. С картою и рисунками» [2]; Степановой М. «Южно-Уссурийский край» [52]. Уникальность данных работ состоит в том, что они созданы живыми свидетелями происходивших событий. Но данные исследования ограничены временными и территориальными рамками.
Отдельную группу составляют работы общего плана рассматриваемой нами темы. Большую исследовательскую работу провел В.В. Ерохин (Еп. Иннокентий) [29, 30]. В его монографию «Русская Православная Церковь в Уссурийском крае» включены очерки по истории становления Владивостокской епархии (вторая половина XIX в. - 1917 г); представлено много сведений и фактов, касающихся исторических, государственных и церковно-канонических аспектов распространения православия в Уссурийском крае в XIX века. Показываются этапы последовательного создания в регионе епархиальной структуры и выделение в самостоятельный округ с учетом церковно - государственных отношений. Даётся характеристика церковно - корейцев. Приводимые в монографии документы уникальны с точки зрения отражения исторической эпохи и процесса становления Русской православной церкви в Уссурийском крае. Стоит отметить, пожалуй, это первое издание в таком систематизированном и подробном виде, раскрывающее церковную историю региона, но в работе только незначительно упоминаются о Русско - Китайских переговорах, в результате которых, в состав России были включены территории юга Дальнего Востока.
В работе Н. Г. Мизь, О. Б. Стратиевского «Страницы истории Православия в Южно - Уссурийском крае» [43], представлены сведения о гражданских и воинских храмах, их служителях, а также о церковно - приходских школах края. Издание может оказать хорошую информационную помощь в вопросах становления и развития православия в Южно - Уссурийском (Приморском) крае. Авторами проделана большая исследовательская работа, собрано много исторических данных о возникновении ряда селений края, использованы документальные и опубликованные источники Российского государственного исторического архива Дальнего Востока. Но история исследований северных районов края не вошли в их круг обзора. Дополняет эту тему книга Н.Г. Мизь, А.М. Буякова «Вековой юбилей: к 100-летию епархии» [42], в которой представлен краткий обзор истории строительства ряда храмов, монастырей, миссионерская деятельность духовенства и чем живет епархия сегодня. Здесь же следует упомянуть работу Г. Б Арутюнова. «Православные храмы Владивостокско - Приморской епархии» [22]. В книге дается исторический обзор распространения православия в крае, информация о правящих архиереях. Далее представлена информация о состоянии епархии на 2004 г., что дает некоторое представление о расположении благочиний и приходов в крае.
В книге игумена Максима (Рыжова) «Русский человек» [41] рассказывается о жизни и трудах святителя Иннокентия, митрополита Московского, просветителя коренных народов северо-восточной Евразии, Дальнего Востока и Северной Америки. Работа написана на основе документов, воспоминаний, дневниковых записей и личной переписки святителя. Автор представляет митрополита Иннокентия не только как выдающегося миссионера, наделенного глубокой верой в Бога, но и как просто русского человека, патриота, ревнующего о чести и славе своего Отечества. Знакомство с жизненным подвигом святителя Иннокентия помогает найти ответы на многие вопросы, и дает лишь возможность представить жизнь людей полтора века назад, со своим укладом жизни, традициями, их быт в условиях отсутствия коммуникаций.
Отмечая некоторые работы А. Н. Смагина [49;50;51] по исследованию просветительской деятельности церкви и приходского духовенства, нужно заметить, что влияние православной церкви через миссионерскую деятельность в крае изучена неплохо, но не позволяет воссоздать целостную картину церковного строительства в регионе.
Степень изученности исследуемой нами проблемы можно охарактеризовать следующим образом.
Хотя тему освоения и заселения Дальнего Востока, поднимали многие исследователи, нам не встретилось работ, в которых предпринималась бы попытка обобщить и систематизировать политико - правовые аспекты, процесс переселения и роль Православной Церкви в контексте освоения Южно - Уссурийского края. Если историки рассматривали процесс образования и административное устроение, то в их обзор не входило освещение развития церковных институтов и наоборот.
В целом, подводя итог уровню исследования затронутой проблемы, можно сказать, что, несмотря на имеющиеся исследования, состояние ее изученности нельзя признать полностью и до конца освещенной.
В процессе исследования использованы следующие методы. Историко-хронологический метод использован для последовательного раскрытия процессов и изменений изучаемых явлений в ходе становления церковных институтов в Уссурийском крае. С помощью количественного анализа выявлены численные и качественные характеристики изучаемых явлений: рост числа храмов, открытие благочиний, религиозный состав населения Приморья.
Новизна нашего исследования нам видится в следующем.
В нашей работе
• предпринята попытка обобщить аспекты деятельности
государственной переселенческой политики Российской Империи и формирования института Русской Православной Церкви в историческом процессе присоединения, освоения, заселения и обустройства территории Дальнего Востока в Южно - Уссурийском крае;
• рассмотрены договоры о дружеских отношениях и сближении двух величайших государств Китая и России;
• проанализирована переселенческая политика правительства Российской Империи;
• показана роль отдельных личностей в истории государственно - церковного сотрудничества в крае;
• освещен процесс устроения епархии и миссионерская деятельность среди корейцев и коренного населения.
Цель и задачи работы определили ее структуру.
В первой главе нашей работы «Исторические предпосылки к развитию деятельности Русской Православной Церкви на юге Дальнего Востока в середине XIX - начале XX веков» рассматриваются правовые и законодательные акты, которые утвердили земли юга Дальнего Востока за Российской Империей, и государственная политика по заселению края.
Во второй главе «Роль православных священнослужителей в процессе освоения Дальнего Востока» предпринята попытка проанализировать и оценить труд духовенства при устройстве епархии, трудности в строительстве храмов и образования приходов в Южно-Уссурийском крае, а также освещается проблема миссионерской деятельности пастырей среди переселенцев и коренного населения края.
Положения, выносимые на защиту.
Миграционная политика переселения на обширные территории края, слаборазвитая система коммуникаций позволили выявить проблемы и необходимость оказания переселенцам духовно-нравственной поддержки, через деятельность и роль священнослужителей, нехватка которых остро ощущалась в крае.
В подавляющем большинстве приходские священники были людьми искренней и теплой веры. Среди них мало было красноречивых проповедников и ученых богословов, но это были благоговейные совершители Тайн Божиих, пастыри, преданные Богу, Церкви и Отечеству.
Главной государственной задачей после присоединения Южно-Уссурийского края стало заселение новой территории русскими подданными. Задачей же Православной Церкви было просвещение народов в вере Христовой, по заповеди самого Христа, данной своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, и уча их исполнять все, что Я заповедал вам» (Мф. 28: 19¬20). Здесь задачи государства и Церкви совпадали.
Церковь, веками хранившая духовные и нравственные ценности, которые формировали самосознание народа, самобытную русскую культуру и принципы устроения многонационального государства, предложила обществу и государству использовать свой потенциал в созидании православия на Дальнем Востоке.
Именно в синодальный период закладываются основы всей миссионерской работы. Несмотря на все трудности и проблемы, возникшие перед миссионерами в христианском просвещении некогда пустынного, необжитого края, им удалось совершить подвиг служения, а упорство, рвение, трудолюбие которое двигало первыми священнослужителями, завоевали всеобщее уважение.
К 1917 г. в Приморской области были возведены соборы, храмы, монастыри, домовые церкви, библиотеки, что обеспечивало духовные потребности возрастающего с каждым годом православного населения.
Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы и обобщения.
Открытие и присоединение дальневосточных земель к Российскому государству имело большое стратегическое значение, Россия стала крупнейшей тихоокеанской державой, тем самым значительно укрепила безопасность своих рубежей с востока. Вновь открытые территории стали активно вовлекаться в процесс объединения государства. Для формирования государственности на востоке, возникла необходимость разграничения территорий. По Нерченскому договору (соглашению), заключенному между Китаем и Россией в 1689 г., граница не была точно определена. Вновь к вопросу по разграничению территорий между двумя государствами вернулись спустя более полутора веков. По заключении Айгуньского (1858), Тяньцзиньского (1858 - 1859), Пекинского (1860) и Чугучакского (1860 - 1864) договоров России отошли территории современного Приамурья и Приморья, а появление здесь русских людей, по мнению историков, способствовало прекращению междоусобных войн и местных конфликтов.
Самоотверженный труд адмирала Г. И. Невельского, генерал- губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьёва-Амурского, военного генерала графа Н. П. Игнатьева, статского советника Ивана Захарова, архиеп. Иннокентия (Вениаминова), и других видных государственных деятелей позволил завершить длительную борьбу России и Китая за Амур и Уссури, и окончательно закрепил юг Дальнего Востока за Россией.
Для обеспечения безопасности Русских владений острой необходимостью стало решение вопросов об охране границ, заселения обширных территорий, создания территориально-административной власти на местах. Правительство Российской Империи стремилась закрепить за собой Дальний Восток, и для этого был проведен ряд мероприятий. В государственном правительстве формировались основы административной политики в отношении Дальнего Востока. Для этого был разработан комплекс программ: изучения, развития и постепенного включения региона в административное и правовое пространство Российской Империи.
Надо отметить, что во второй половине XIX - начале XX вв. на Дальнем Востоке процесс освоения и заселения края совпал с институализацией православной церкви в Уссурийском крае, происходило становление и преобразование церковного управления. Камчатская епархия, выделенная в1840 г. из состава Иркутской епархии, занимала обширную площадь и включала в себя территории нескольких административных единиц. В епархию входили территории от Амура до Аляски, Алеутские, Командорские и Курильские острова на которых проживали коренные народности. Задачей Православной Церкви было просвещение народов в вере Христовой.
Начало практике тщательного отбора священников для миссионерской деятельности положил первый архиепископ Иннокентий (Вениаминов), который более 40 лет вел проповедническую деятельность среди народов Дальнего Востока и Русской Америки. Он прошёл все ступени церковной иерархии, от диакона до митрополита Московского и Коломенского, и своим личным примером воспитал замечательных миссионеров. Имея огромный опыт в деле христианизации коренного населения, он охотно делился опытом с начинающими миссионерами и оставил после себя немало преданных своему делу людей. Многие епископы, служившие на Дальнем Востоке во второй половине XIX - начале XX вв., были образцом истинного служения миссионерскому делу.
С 1850-х гг. в епархии появляются православные священники и военное духовенство. С появлением православных переселенцев началось строительство первых храмов и образование приходов. Огромное пространство епархии, раскинувшееся на тысячи километров, без средств передвижения и дорог, затрудняло или делало практически невозможным посещение правящим архиереем некоторых отдаленных приходов.
Рост числа переселенцев был продиктован отменой крепостного права в 1861 г. и осуществлением государственной политики путем введения дополнительных законов в общероссийское законодательство, которое гарантировало льготы, пособия и ссуды переселенческим семьям, стимулируя тем самым процесс переселения и обеспечивая жизнедеятельность новоселов в местах водворения. Не последнюю роль в этом сыграло строительство Транссибирской железной дороги, заложенной в 1890-х гг. Императором Александром III.
Началом Владивостокской корейской миссии следует считать - 1865 г.. Число корейских переселенцев значительно возросло после 1869 г. После неурожая, случившегося в провинциях Северной Кореи, голодные корейцы переходили границу и поселялись в специально организованные станы, преимущественно в южных районах края, недалеко от своей границы, где был схожий климат. Русское правительство благосклонно относилось к переселению корейцев на Дальний Восток, вызвано это необходимостью быстрого развития сельскохозяйственного производства для обеспечения военного контингента. К тому же корейское население было оседлым, земледельческим, расселялось по берегам рек, куда миссионерам не составляло большого труда добраться с целью православной проповеди и крещения, а также миссионерская деятельность среди этой категории населения поощрялась со стороны дальневосточной администрации. Корейцы были заинтересованы в крещении, т. к. на основании Сеульской конвенции 25 июня 1884 г., получившие русское подданство наделялись землей на общих основаниях, как и русские переселенцы.
С переселенческой политикой росло количество приходов, решался вопрос разукрупнения епархии. В 1899 г. происходит разделение Камчатской епархии, северная часть входит в Благовещенскую епархию, а южная - во Владивостокскую епархию, первым правящим архиереем стал епископ Евсевий (Никольский). После получения епархией самостоятельного статуса, создаются органы епархиального управления. Но с определением самостоятельности трудностей меньше не стало, начался долгий процесс формирования структуры и функционирования епархии.
Появление даже небольшого храма в селе делало его более привлекательным и вновь прибывшие переселенцы старались селиться вблизи этих сел, отсюда неравномерность заселения. Жизнедеятельность приходской общины во многом зависела от личности и уровня подготовки священника.
Учитывая слабые экономические возможности переселенцев, основной достаток священников преимущественно составляло - жалование, что отрицательно сказывалось в обеспечении приходским духовенством отдаленных приходов, священники неохотно туда отправлялись.
Материальное обеспечение духовенства состояло из:
• жалования от казны — основной достаток;
• натуральных повинностей (ремонт причтовых домов, предоставление средств передвижения) и пособия от прихожан;
• платы за требы (она являлась дополнением к жалованию священника);
• земельного надела.
На протяжении всего рассматриваемого периода в епархии остро стояла проблема низкого уровня подготовки и нехватки священников.
Священнослужителями обеспечивала Благовещенская семинария, а на открытие семинарии во Владивостоке средств не хватало. Приходилось изыскивать резервы на месте. Привлекались молодые люди из местных жителей. Прослужив в качестве псаломщика или учителя церковно-приходской школы 2 - 3 года, молодой человек сдавал экзамен, и после сдачи экзамена, кандидата рукополагали.
Малообразованная часть пастырей ограничивалась лишь проведением церковных служб и выполнением треб. Активная же часть приходского духовенства была немногочисленна, но ее деятельность была более разнообразной. Выражалась она, в первую очередь, в организации строительства храмов, помощи развитию системы народного образования, открытии библиотек и читальных домов, проведения епархиальных съездов, составления проповедей и публицистической деятельности, организации паломничества прихожан в монастырь, учреждения обществ трезвости и др.
В целом можно сказать, что православное духовенство обеспечило закрепление института Русской Православной Церкви на осваиваемой территории, и таким образом, внесло значительный вклад в освоение края. Неотъемлемой частью этого процесса стало строительство храмов и миссионерская деятельность священнослужителей среди переселенцев и коренного населения. При всех трудностях и сложностях, дальневосточное духовенство смогло решать задачи Церкви, став важным участником исторического процесса освоения российского Дальнего Востока во второй половине XIX- начале XX вв.
Открытие и присоединение дальневосточных земель к Российскому государству имело большое стратегическое значение, Россия стала крупнейшей тихоокеанской державой, тем самым значительно укрепила безопасность своих рубежей с востока. Вновь открытые территории стали активно вовлекаться в процесс объединения государства. Для формирования государственности на востоке, возникла необходимость разграничения территорий. По Нерченскому договору (соглашению), заключенному между Китаем и Россией в 1689 г., граница не была точно определена. Вновь к вопросу по разграничению территорий между двумя государствами вернулись спустя более полутора веков. По заключении Айгуньского (1858), Тяньцзиньского (1858 - 1859), Пекинского (1860) и Чугучакского (1860 - 1864) договоров России отошли территории современного Приамурья и Приморья, а появление здесь русских людей, по мнению историков, способствовало прекращению междоусобных войн и местных конфликтов.
Самоотверженный труд адмирала Г. И. Невельского, генерал- губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьёва-Амурского, военного генерала графа Н. П. Игнатьева, статского советника Ивана Захарова, архиеп. Иннокентия (Вениаминова), и других видных государственных деятелей позволил завершить длительную борьбу России и Китая за Амур и Уссури, и окончательно закрепил юг Дальнего Востока за Россией.
Для обеспечения безопасности Русских владений острой необходимостью стало решение вопросов об охране границ, заселения обширных территорий, создания территориально-административной власти на местах. Правительство Российской Империи стремилась закрепить за собой Дальний Восток, и для этого был проведен ряд мероприятий. В государственном правительстве формировались основы административной политики в отношении Дальнего Востока. Для этого был разработан комплекс программ: изучения, развития и постепенного включения региона в административное и правовое пространство Российской Империи.
Надо отметить, что во второй половине XIX - начале XX вв. на Дальнем Востоке процесс освоения и заселения края совпал с институализацией православной церкви в Уссурийском крае, происходило становление и преобразование церковного управления. Камчатская епархия, выделенная в1840 г. из состава Иркутской епархии, занимала обширную площадь и включала в себя территории нескольких административных единиц. В епархию входили территории от Амура до Аляски, Алеутские, Командорские и Курильские острова на которых проживали коренные народности. Задачей Православной Церкви было просвещение народов в вере Христовой.
Начало практике тщательного отбора священников для миссионерской деятельности положил первый архиепископ Иннокентий (Вениаминов), который более 40 лет вел проповедническую деятельность среди народов Дальнего Востока и Русской Америки. Он прошёл все ступени церковной иерархии, от диакона до митрополита Московского и Коломенского, и своим личным примером воспитал замечательных миссионеров. Имея огромный опыт в деле христианизации коренного населения, он охотно делился опытом с начинающими миссионерами и оставил после себя немало преданных своему делу людей. Многие епископы, служившие на Дальнем Востоке во второй половине XIX - начале XX вв., были образцом истинного служения миссионерскому делу.
С 1850-х гг. в епархии появляются православные священники и военное духовенство. С появлением православных переселенцев началось строительство первых храмов и образование приходов. Огромное пространство епархии, раскинувшееся на тысячи километров, без средств передвижения и дорог, затрудняло или делало практически невозможным посещение правящим архиереем некоторых отдаленных приходов.
Рост числа переселенцев был продиктован отменой крепостного права в 1861 г. и осуществлением государственной политики путем введения дополнительных законов в общероссийское законодательство, которое гарантировало льготы, пособия и ссуды переселенческим семьям, стимулируя тем самым процесс переселения и обеспечивая жизнедеятельность новоселов в местах водворения. Не последнюю роль в этом сыграло строительство Транссибирской железной дороги, заложенной в 1890-х гг. Императором Александром III.
Началом Владивостокской корейской миссии следует считать - 1865 г.. Число корейских переселенцев значительно возросло после 1869 г. После неурожая, случившегося в провинциях Северной Кореи, голодные корейцы переходили границу и поселялись в специально организованные станы, преимущественно в южных районах края, недалеко от своей границы, где был схожий климат. Русское правительство благосклонно относилось к переселению корейцев на Дальний Восток, вызвано это необходимостью быстрого развития сельскохозяйственного производства для обеспечения военного контингента. К тому же корейское население было оседлым, земледельческим, расселялось по берегам рек, куда миссионерам не составляло большого труда добраться с целью православной проповеди и крещения, а также миссионерская деятельность среди этой категории населения поощрялась со стороны дальневосточной администрации. Корейцы были заинтересованы в крещении, т. к. на основании Сеульской конвенции 25 июня 1884 г., получившие русское подданство наделялись землей на общих основаниях, как и русские переселенцы.
С переселенческой политикой росло количество приходов, решался вопрос разукрупнения епархии. В 1899 г. происходит разделение Камчатской епархии, северная часть входит в Благовещенскую епархию, а южная - во Владивостокскую епархию, первым правящим архиереем стал епископ Евсевий (Никольский). После получения епархией самостоятельного статуса, создаются органы епархиального управления. Но с определением самостоятельности трудностей меньше не стало, начался долгий процесс формирования структуры и функционирования епархии.
Появление даже небольшого храма в селе делало его более привлекательным и вновь прибывшие переселенцы старались селиться вблизи этих сел, отсюда неравномерность заселения. Жизнедеятельность приходской общины во многом зависела от личности и уровня подготовки священника.
Учитывая слабые экономические возможности переселенцев, основной достаток священников преимущественно составляло - жалование, что отрицательно сказывалось в обеспечении приходским духовенством отдаленных приходов, священники неохотно туда отправлялись.
Материальное обеспечение духовенства состояло из:
• жалования от казны — основной достаток;
• натуральных повинностей (ремонт причтовых домов, предоставление средств передвижения) и пособия от прихожан;
• платы за требы (она являлась дополнением к жалованию священника);
• земельного надела.
На протяжении всего рассматриваемого периода в епархии остро стояла проблема низкого уровня подготовки и нехватки священников.
Священнослужителями обеспечивала Благовещенская семинария, а на открытие семинарии во Владивостоке средств не хватало. Приходилось изыскивать резервы на месте. Привлекались молодые люди из местных жителей. Прослужив в качестве псаломщика или учителя церковно-приходской школы 2 - 3 года, молодой человек сдавал экзамен, и после сдачи экзамена, кандидата рукополагали.
Малообразованная часть пастырей ограничивалась лишь проведением церковных служб и выполнением треб. Активная же часть приходского духовенства была немногочисленна, но ее деятельность была более разнообразной. Выражалась она, в первую очередь, в организации строительства храмов, помощи развитию системы народного образования, открытии библиотек и читальных домов, проведения епархиальных съездов, составления проповедей и публицистической деятельности, организации паломничества прихожан в монастырь, учреждения обществ трезвости и др.
В целом можно сказать, что православное духовенство обеспечило закрепление института Русской Православной Церкви на осваиваемой территории, и таким образом, внесло значительный вклад в освоение края. Неотъемлемой частью этого процесса стало строительство храмов и миссионерская деятельность священнослужителей среди переселенцев и коренного населения. При всех трудностях и сложностях, дальневосточное духовенство смогло решать задачи Церкви, став важным участником исторического процесса освоения российского Дальнего Востока во второй половине XIX- начале XX вв.
Подобные работы
- НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В СИБИРИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ НИКОЛЬСК-УССУРИЙСКА В НАЧАЛЕ XX В
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОСЛАВИЕ В ЖИЗНИ РУССКИХ КРЕСТЬЯН СРЕДНЕГО УРАЛА (XIX - НАЧАЛО ХХ В.)
Авторефераты (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2006



