Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


БОГОСЛОВСКО-ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВ ХРИСТА «Я ЕСТЬ ПУТЬ, ИСТИНА И ЖИЗНЬ» В ЕВАНГЕЛИИ ОТ ИОАННА

Работа №75993

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

религиоведение

Объем работы73
Год сдачи2021
Стоимость7100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
86
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
ГЛАВА I. ИСАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА 11
1.1. Исторические обстоятельства, цель написания и авторство Евангелия от Иоанна 11
1.2. Источники Евангелия от Иоанна. Проблемы критики 13
1.3. Евангелие от Иоанна и синоптические Евангелия 15
1.4. Литературные особенности. Язык и стиль Евангелия от Иоанна 17
1.5. Источники богословия Евангелия от Иоанна. 22
ГЛАВА II. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕРМИНОВ «ПУТЬ», «ИСТИНА» И «ЖИЗНЬ» В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОМ И ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОМ ЯЗЫКАХ 25
2.1. Понятие ὁδός («путь») в христианстве и иудаизме 25
2.2. Понятие ἀλήθεια («истина») в христианстве, иудаизме и античности. 30
2.3. Понятие ζωή («жизнь») в христианстве, иудаизме и античности 38
ГЛАВА III. ВЫЯСНЕНИЕ КОНТЕКСТА. 47
3.1. Структура Евангелия от Иоанна 47
3.2. «Я есмь Путь, Истина и Жизнь» в контексте Прощальной беседы Спасителя. 48
3.3. Концептуальная метафора на примере слов "Я есть Путь, Истина и Жизнь" в Евангелии от Иоанна 51
ГЛАВА IV. БОГОСЛОВСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВ ХРИСТА «Я ЕСМЬ ПУТЬ, ИСТИНА И ЖИЗНЬ» 54
4.1. Генезис патристического подхода к толкованию имен Божиих в Священном Писании 54
4.2. Понимание Ин 14:6 в традиции патристического толкования. 58
Заключение 65
Список литературы 68


Евангелие от Иоанна – одно из самых любимых многими христианами, именно там мы встречаем возводящее на невероятную высоту учение о Слове, в нем формулируется отношение Бога к человеку (Ин. 3:16), и открывается любовь Сына Божьего к Своей Церкви в Первосвященнической молитве Христа (Ин.17). Образы самарянки, Никодима, семейства Лазаря, близости Христа своим ученикам трогают многие сердца.
При этом Иоанн не только описывает события земной жизни Иисуса Христа и Его поучения, но и богословски осмысляет их и, подобно Христу, иллюстрирует свои тезисы повествованием. В беседе Иисуса с самарянкой (Ин. 4) рождается и осмысляется богословская концепция «воды живой», рассказ об исцелении слепого при Силоамской купели (Ин. 9) подтверждает богословское утверждение Христа о том, что Он является «светом миру».
Будучи самым эллинистическим по языку, Евангелие от Иоанна пронизано глубинами богословия Ветхого Завета. Подобно явлению Аврааму в книге Бытия, в Евангелии от Иоанна Бог раскрывает себя через наименования «Я есмь…». И если образы Хлеба Жизни, Пастыря Доброго, Лозы Истинной подчеркивают особый статус Иисуса, то «Я есмь Путь, Истина и Жизнь» может по праву называться квинтэссенцией экзистенциальных ожиданий человека, обращающегося ко Христу. Вопрос «что есть Истина?» - главный не только для человека Понтия Пилата, но и для всей истории философии и этики. Поиск источника Жизни - единственное, что противостоит главному страху любого человека - смерти и бессмысленности жизни. Само христианство во все века - от книги Деяний апостолов до современного перевода РБО воспринималось как «Путь». «В то время, – как сказано в Деяниях апостолов, – произошел немалый мятеж против пути Господня» (Деян. 19: 23); Феликс, римский правитель Кесарии, говорил о своем «ограниченном знании этого Пути» (Деян. 24: 22).
В 20-м веке на Западе протестантскими и католическими авторами было опубликовано немало ценных исследований Евангелия от Иоанна, среди которых несомненной вехой были работы Р.Бультмана [21,22]. Его спорные мнения о богословии Нового Завета и в частности, о роли и месте Евангелия от Иоанна вызвали бурную полемику, и привели к появлению целого ряда публикаций, среди которых видное место занимают работы Р.Брауна [24] и многих других исследователей. Подробный обзор основополагающих научных исследований Евангелия от Иоанна появившихся с 1970 по 2005 г. в различных направлениях библеистики делает в своем труде What are they saying about John? профессор Католического университета Америки (Вашингтон) Джерард Слоян [38]. Автор не только дает обзор и оценку критических исследований, но и систематизирует материал по наиболее важным и наиболее спорным темам Евангелия от Иоанна.
Среди православных экзегетов важное значение имеют работы представителя «Парижской школы» Еп. Кассиана (Безобразова) [55], еп. «Принципы православного толкования Слова Божия» [56], еп. «Водою и Кровию и Духом. Толкование на Евангелие от Иоанна» [54]. В последние годы появилось несколько ценных исследований, сделанных современными православными Российскими авторами, которые учитывают и критически взаимодействуют с последними достижениями и выводами протестантской и католической экзегетики. Необходимо отметить работы Митр. Илариона (Алфеева) «Евангелие от Иоанна. Исторический и богословский комментарий» [46], свящ. А.Прокопчука «Методология исследования Евангелия от Иоанна еп. Кассиана (Безобразова)» [62], свящ. А. Сорокина «Христос и Церковь в Новом Завете» [66], П. Шитикова «Концептуальная метафора в Евангелии от Иоанна» [69], а также многочисленные публикации Г.Ястребова.
Одним из наиболее актуальных, является труд профессора Свято-Владимирской православной духовной семинарии (Крествуд, США) отца Джона Бэра [23]. Автор не только комментирует ряд основополагающих отрывков, но и приводит святоотеческие толкования II–III вв. и современных богословов. При этом автор скорее задает ряд вопросов, чем излагает цельное православное учение в сравнении с современными инославными толкованиями.
При изучении вышеописанных трудов в глаза бросается разница между классическим святоотеческим подходом к толкованию (Ин. 14:6) и теми выводами и акцентами, которые расставляются в работах современных инославных экзегетов. Эту разницу легко увидеть даже в структурах словарных статей терминов ὁδός, ἀλήθεια, ζωή в Патристическом лексиконе Лампе [72] и в Лексиконе Нового Завета и ранней христианской литературы Бауэра [71].
Целью данного исследования является многостороннее прояснение высказывания Христа «Я есмь Путь, Истина и Жизнь» (Ин.14:6) и возможности его расширительного толкования (Sensus plenior) на основании выявления причин обозначенной разницы в построении словарных статей двух упомянутых выше авторитетных греческих лексиконов, а также выяснение того насколько эта разница последовательна, касается ли она всех интересующих нас терминов (ὁδός, ἀλήθεια, ζωή) и какие имеются богословские основания для той или иной структуры словарных статей лексикона. Важной сопутствующей целью данной работы является выявление практического значения для жизни христианина высказывания Христа «Я есмь Путь, Истина и Жизнь» (Ин. 14:6).
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие основные задачи:
1. Описывается текст Евангелия от Иоанна с точки зрения истории его создания, назначения, содержания, структуры и жанровой принадлежности.
2. Изучается значение терминов ὁδός («Путь»), ἀλήθεια («Истина»), ζωή («Жизнь») в раннем христианстве с использованием авторитетных греческих лексиконов Лампе и BDAG, а также в богословии иудаизма и эллинистической культуре.
3. Определяется контекст высказывания «Я есмь Путь, Истина и Жизнь» (Ин. 14:6) как в тексте Евангелия от Иоанна, так и в развитии его богословской концепции и в богословии Иоанновой традиции. Выявляются и описываются особенности коммуникативной ситуации (Ин.14:6) на внутритекстовом, внешнетекстовом и межтекстовом уровне.
4. Изучается теория о использовании автором концептуальной метафоры как всего высказывания Ин. 14:6, так и отдельных концептов Путь, Истина, Жизнь. А также их сигнификативное и синтагматическое значение и лексико-симантические варианты слов и эмоционально воздействующие структуры текста.
5. Рассматривается история святоотеческого толкования (Ин. 14:6) и делаются богословские выводы, имеющие практическое значение для жизни христианина.
Для решения поставленных задач в работе используются следующие методы исследования:
 Описательный метод с применением приемов наблюдения, интерпретации, сравнения, обобщения.
 Индуктивный или диалектический – подразумевающий восхождение от частных наблюдений к общим выводам.
 Герменевтический метод, необходимый для выявления скрытых смыслов авторского текста.
 Контекстуальный, позволяющий выявить опосредованность тех или иных богословских идей общим богословским и историческим полем;
 Метод концептуального анализа, описания концепта с помощью анализа словарных значений слова-репрезентанта концепта.
 Метод сквозного анализа текста с целью выявления метафорически окрашенных слов и алгоритм анализа концептов H.A. Стернина, позволяющий выявить концептуальную основу метафоры.
 Специфическим является использование богословского метода, который требует определения.
Прот. Олег Давыденков [51, c.12] относит к области богословского три метода: сотериологический (подразумевающий ориентированность целей и задач богословского высказывания на сотериологию), экзегетический («заключающийся в истолковании текстов Священного Писания») и патристический «состоящий в систематизации мнений авторитетных авторов прошлого по тем или иным вопросам религиозно-догматического характера».
П. Б. Михайлов в статье «Начала богословского знания» останавливается на точках зрения нескольких современных авторов, прежде всего М.Д. Шеню, о. Александра Шмемана и о. Константина Польскова, приходя в итоге к выводу, что «в качестве универсального богословского метода богословы недавнего прошлого и настоящего предлагают различные варианты практически одного и того же интегрального метода, пронизывающего собой все строение богословской мысли и сообщающего ему тем самым внутреннее структурное единство. Называться он может по-разному – методом соподчинения, отнесенности, герменевтического соотнесения или, как было предложено выше, методом, устанавливающим соответствие между богословским высказыванием и его предметом, однако по своей сути он осуществляет соединение различных, порой весьма далеко друг от друга отстоящих богословских высказываний, утверждений и концепций; богословских предметов, локусов и дискурсов; богословского знания, опыта и его применения» .
Таким образом, богословский метод определяется 1) специфическим (уникальным) предметом и источником богословского знания; 2) подразумеваемым ими же опытом церковности, как единства веры и жизни.
В широком смысле богословский метод определяется как «соотнесение культурно-исторического явления с нормой религиозного сознания» и позволяет проводить комплексный компаративный анализ на предмет соответствия тезисов Св. Писанию и Св. Преданию, а также проводить выявление христологических, сотериологического и эсхатологического смыслов, что определяет телеологическую ценность богословского метода, в рамках Православной традиции с опорой на вероучительный авторитет Церкви.
В исследовании сделан упор на общенаучные методологические принципы объективности и историчности. С помощью указанных методов возможно решение поставленных задач и достижение цели исследования.
Методологическим основанием работы послужили труды:
Кассиан (Безобразов), еп. Принципы православного толкования Слова Божия // Путь. 1928. Вып. 13. С. 5-15
Десницкий А. С. Введение в библейскую экзегетику. М. Издательство ПСТГУ, 2015 -416с.
Ванхузер Кевин Дж.В17 Искусство понимания текста. Литературоведческая этика итолкование Писания. Пер. с англ. Черкассы: Коллоквиум, 2007. – 736с
Шитиков П.М. Концептуальная метафора в евангелии от Иоанна. СПб.: Алетейя, 2015. – 148 с. (Выше уже указаны работы, нужен ли этот абзац?)
Объектом исследования является Передаваемое в Евангелии от Иоанна высказывание Христа.
Предметом Поле смыслов и значений высказывания.
Материалом исследования послужил тест Евангелия от Иоанна Синодального перевода, а так же оригинальный греческий текст Евангелия от Иоанна в редакции Nestle-Aland (ed. 27).
Кроме того, были выборочно проанализированы переводы на русский язык (перевод под редакцией еп. Кассиана (Безобразова) и современный русский перевод РБО, перевод под редакцией М.П. Кулакова) и некоторые иностранные переводы.
В ходе исследования формулируются и доказываются следующие положения (тезисы):
 Созданное на греческом языке и оперирующее греческими терминами, Евангелие от Иоанна по богословию принадлежит к иудейской традиции.
 Допустимость отождествления «Я есмь» Евангелия от Иоанна с «Я есмь сущий» книг Бытия и Исхода, что в греческой философии может быть истолковано как и «Я есть абсолют всех идей».
 Подход к толкованию (Ин 14:6), когда в качестве контекста берется уже не только 14 глава, но и все Ветхозаветное и Новозаветное Откровение, позволяет нам сделать вывод, что перикопа говорит нам не только об Иисусе, как истинном пути к Отцу, но и как откровение имен Божиих.
 Употребление конструкции «Я есмь» в сочетании с образом создает концептуальную метафору, в которой Иисус не сравнивается с упоминаемым образом, а отождествляетя с ним.
 Концепт «Я есмь Путь, Истина и Жизнь» в контексте прощальной беседы полнее всего передается как «Я есть истинный (единственны) путь к Отцу»
 В концепции богословия «Я есмь» - высказываний в Евангелии от Иоанна возможно понимание (Ин.14: 6) как единой концептуальной метафоры «Я есть путь истинной жизни» или «Я есть истинный путь жизни», "Я есмь Путь, то есть Истина и Жизнь" так и отдельных концептуальныз метафор «Я есть Путь», «Я есмь Истина», «Я есмь жизнь».
 Несмотря на то, что высказывание 14:6 в Евангелии от Иоанна имеет локусом скорее область христологии или сотериологии, оно обладает самостоятельным мотивирующим влиянием на читателя.
Актуальность настоящего исследования обусловлена, таким образом, с одной стороны, уникальностью текста Евангелия, обладающего неоценимой духовно-богословской и историко-философской значимостью, с другой стороны, существующим в современной библеистике интересом к процессам коммуникации, концептуализации и мотивирующего воздействия, явлениям «пронизывающим всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение» [12].



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный экзегетический анализ слов Христа из Евангелия от Иоанна «Я есмь Путь, Истина и Жизнь» (Ин 14:6) позволяет нам сделать следующие общие выводы.
Во-первых, необходимо еще раз подчеркнуть важность исагогики для экзегетического анализа Евангелия от Иоанна, особенно в плане понимания богословских источников данного Евангелия, но также и стиля изложения, его литературных особенностей. Данные исагогики были обобщены в первой главе работы.
Во-вторых, лексический анализ терминов «путь», «истина» и «жизнь» с использованием авторитетных словарей и лексиконов позволил нам обозначить поле основных смыслов данных терминов, а значит, очертить общие контуры понимания и всего высказывания Христа Ин. 14: 6. Проведенный анализ выявил кардинальную разницу между патристическим подходом, то есть как были склонны толковать данные термины святые Отцы и их продолжатели, и тем, как понимают их современные, преимущественно протестантские авторы. Разница их подходов особенно ярко отражена в структуре проанализированных словарных статей Патристического лексикона Лампе и Лексикона Нового Завета и раннехристианских текстов Бауэра (BDAG).
В-третьих, для уточнения понимания анализируемого высказывания, необходимо учитывать контекст данных слов Спасителя, что и было сделано в третьей главе. Значение слов может меняться в зависимости от того насколько широко мы рассматриваем контекст того или иного высказывания.
Наконец, в четвертой главе на основе анализа, проведенного в предыдущих главах, мы попытались богословски осмыслить анализируемый отрывок Евангелия от Иоанна, учитывая опыт святоотеческой экзегезы. Из приведенных в нашей работе многочисленных ссылок на святоотеческие тексты очевидно, что святые Отцы, следуя традиции толкования заложенной Оригеном, воспринимали термины «путь», «истина» и «жизнь» из Ин 14:6 как откровение имен Божиих, наряду со множеством других имен Божиих, которые находятся в священном Писании Ветхого и Нового Завета. Учение об именах Божиих имеет богословское основание в учении о непознаваемой сущности Бога и Его познаваемых энергиях, или действиях, в которых Бог открывается людям. Также, понимание того, что термины «путь», «истина» и «жизнь», как они употребляются в Ин. 14: 6, являются именами Божиими возможно только при принятии «высокой» христологии, когда Иисус Христос признается Сыном Божиим, равным Богу Отцу в своем Божестве.
Святоотеческий опыт богословско-аскетической экзегезы Ин. 14: 6 так преломляется в писаниях преподобного архимандрита Софрония (Сахарова) (+1993), - мистика и аскета, богослова и старца практически уже наших времен:
«Мы, христиане, с благодарностью принимаем дивный дар жизни. По призыву Христа мы устремляемся к возможно полному познанию Перво-Источника всего существующего. По рождении нашем, мы постепенно растем и входим в обладание бытием. Христос для нас и «Путь, и Истина, и Жизнь» (Ин 14:6). С Ним мы пройдем высокую и сложную духовную науку… Нас пожирает жажда полного единства с Ним. Он есть Свет, Красота, Премудрость, Любовь; в Нем высший смысл и блаженство всеобъемлющего ведения» [62].
Завершить же нашу работу хотелось бы словами преподобного Максима Исповедника, которые не только дают прекрасный пример святоотеческой экзегезы, но и являют вершину православного богословия как синтеза догматического исповедания, нравственного идеала и аскетического делания: «Слово Божие есть Путь (Ин. 14: 6) для тех, кто во время [духовного] делания успешно и усердно преодолевает стадий добродетели, не отклоняясь ни вправо через тщеславие, ни влево через тяготение к страстям, но направляет свой путь точно по Богу. Это не смог соблюсти до конца Аса, царь иудейский, о котором говорится, что в старости своей он был болен ногами (3 Цар. 15: 23), [то есть подразумевается] немощь, застигнувшая его па пути жизни по Богу.
Слово Божие называется Дверью (Ин. 10: 9), которая вводит в ведение тех, кто успешно преодолел весь путь добродетелей, безукоризненно шествуя по ристалищу [духовного] делания. А как Свет Оно являет всесветлые сокровища Премудрости. Ибо То же Самое [Слово Божие] есть и Путь, и Дверь, и Ключ, и Царство. Оно - Путь, как Путеводитель; Ключ - как открывающее достойным [тайны] божественных [вещей] и открываемый ими, как Засов; Дверь — как вводящее [достойных в Божественные тайны]; Царство — как наследуемое и рождающееся во всех по причастию.
Господь называется Светом, Жизнью, Воскресением и Истиной (Ин. 8: 12, 11: 25, 14: 6). Свет — как осияние для душ, как гонитель мрака неведения, как просветляющий ум для постижения неизреченных [тайн], как являющий таинства, доступные лицезрению только для чистых [сердцем]. Жизнь — как причина движения в [вещах] божественных, подобающего для душ, любящих Господа. Воскресение — как пробуждающий ум от мертвой склонности к [вещам] материальным, очищающий его от всякой тленности и мертвенности. Истина — как дарующий достойным непреложный навык в благе.
Слово Божие или Бог — Слово Отца таинственно присутствует в каждой из Своих заповедей, а Бог Отец естественным и неделимым образом присутствует во всем Слове. Воспринимающий божественную заповедь и исполняющий ее воспринимает в ней и Слово Божие. А воспринимающий через заповедь это Слово совоспринимает и естественно сущих в Нем Отца и [Святого] Духа, ибо сказано: истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня, принимает Пославшего Меня (Ин. 13: 20). Поэтому воспринявший заповедь и исполняющий ее таинственно воспринимает [всю] Святую Троицу» [8, c. 68-71].



1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское Библейское общество, 2012 – 1376 с.
2. Григорий Богослов, свт. Слово 30. О богословии четвёртое, о Боге Сыне второе. // Слова. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/30 (дата обращения 06.02.2020).
3. Евфимий Зигабен. Толкования Евангелия от Иоанна. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigaben/tolkovanie-evangelija-ot-ioanna/14 (дата обращения 17.01.2020).
4. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy-na-evangelie-ot-ioanna/73 (дата обращения 14.10.2019).
5. Кесарий Нанзианин, прав. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kesarij_Nazianzin/voprosy-svjatogo-silvestra-i-otvety-prepodobnogo-antonija/ (дата обращения 16.11.2019).
6. Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/9 (дата обращения 8.10.2019).
7. Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Спешите идти за Христом. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/speshite-idti-za-hristom/ (дата обращения 17.03.2020).
8. Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семисот глав Греческого Добротолюбия // Добротолюбие, T. III. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_3/15 (дата обращения 17.03.2020).
9. Николай Сербский, свт. 20 сентября: Преподобномученик Иларион. // Охридский пролог. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/ohridskij-prolog/20_2 (дата обращения 22.04.2020).
10. Новая Женевская Учебная Библия. – URL: https://bible-teka.com/genevan-bible/43/14/ (дата обращения 17.01.2020).
11. Толковая Библия. Толкование на Евангелие от Иоанна. / Сост. А. П. Лопухин. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_54/14 (дата обращения 16.10.2019).
12. Феофилакт Болгарский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/14 (дата обращения 27.10.2019).
13. Филарет (Гумилевский), свт. Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Chernigovskij/besedy-o-stradanijah-gospoda-nashego-iisusa-hrista/#0_9 (дата обращения 12.02.2020).
14. Филарет (Дроздов), свт. Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы (1835 г.). – URL: http://www.hram-vsr.ru/index.php/lib-05/family/index.php?option=com_content&view=article&id=1534&catid=73&Itemid=118&lnkid=31 (дата обращения 4.03.2020).

Литература

15. Anderson P.N. The Origin and Development of the Johannine Egō Eimi Sayings in Cognitive-Critical Perspective.// Journal for the Study of the Historical Jesus. 9 (2011) стр.139–206
16. Ashton J. The Gospel of John and Christian origins. -Fortress Press, 2014 -228c.
17. Ashton J. Understanding the Fourth Gospel.- Oxford University Press, 2007 -606c.
18. Ball D.M. “I am” in John`s Gospel: Literary function, background and theological implications.-Sheffield Academic Press, 1996 -317с.
19. Barrett C. K. The Gospel according to St. John: An introduction with commentary and notes on the Greek text. -The Westminster Press, 1978 -662c.
20. Bauckham R., Mosser C. The Gospel of John and Christian theology. -Erdmans. 2008. –
21. Bultmann, R., Theology of the New Testament; London: SCM Press, 1955;
22. Bultmann, Rudolf K. The Gospel of John: A Commentary. Philadelphia, PA: Westminster John Knox Press, 1971.
23. Behr J. John the Theologian and his Paschal Gospel: A Prologue to Theology. -Oxford University Press, 2019. -416c.
24. Brown R.E. The Gospel and Epistles of John Book. Liturgical Press 1988
25. Culpepper, R.A. , Anantomy of the Fourth Gospel. - Fortress Press, 1983 -280с.
26. Dodd C. The interpretation of the Forth Gospel. -Cambridge University Press, 1953. – 478c.
27. Edwards M. John. -Blackwell Publising, 2004 -242c.
28. Hill C.E. The Johannine Corpus in the Early Church. – Oxford University Press, 2004 -546с.
29. Keener C.S. The Gospel of John. A Commentary (2 vols). Baker Academic Press, 2010 -1685c.
30. Klein E. A Comprehensive Etymological Dictionary of the Hebrew Language. Carta Jerusalem, The University of Haifa, 1987. 737 р.
31. Köstenberger, A. J. -Encountering John: the Gospel in historical, literary, and theological perspective. -Baker Academic. 2013
32. Martyn J. History and theology in the Fourth Gospel. 3-е изданание. Westminster John Knox Press. 2005г. -202с.
33. McHugh J. F.John 1-4: A Critical and Exegetical Commentary. - T & T Clark International, 2009 – 365c.
34. Otto E. Gott und Mensch nach den ägyptischen Tempelinschriften der griechisch-römischen Zeit // AHAW, Phil.-Hist. Kl. 1964, 47 s.
35. Painter J., Culpepper R. Word, Theology, and Community in John. -Chalice Press, 2002 -244c.
36. Pollard T. E. Johannine Christology and the Early Church (Society for New Testament Studies Monograph Series)-Cambridge University Press. 1970
37. Potterie, I., de la, La vérité dans Saint Jean (Biblical Institute Press, Rome 1977
38. Rainbow P. A. Johannine theology: the Gospel, the Epistles and the Apocalypse -IVP Academic, 2014. -501c
39. Sloyan G.S. What Are They Saying About John? Paulist Press. 2006 -172c.
40. Vernus P. De l’image au signe d’écriture, du signe d’écriture à l’image, de l’image au signe d’écrit ure: la ronde sémiotique de la civilisation pharaonique // Actes Sémiotiques. – 2016. – №119. – Рp. 1-19.
41. Vernus Р. La naissance de l’écriture dans l’Égypte pharaonique : une problématique revisi tée // Archéo-Nil. – 2016. – №26. – Рp. 105-134.
42. Widengren G. Hochgottglaube im Alten Iran. Uppsala; Leipzig, 1938. S. 5-93/
43. Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushev/rukovodstvo-k-izucheniyu-svjashennogo-pisanija-novogo-zaveta-chetveroevangelie/3_19_5 (дата обращения 17.09.2019).
44. Алексеев А. А. Притчи Иисуса: Иоанн против синоптиков // Вестник ПСТГУ. Серия 3: Филология. 2016. №1 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pritchi-iisusa-ioann-protiv-sinoptikov (дата обращения 10.10.2019)
45. Алфеев И., митр. Введение в исагогику четвероевангелия. Лекции, прочитанные в Свято-Тихоновском богословском институте осенью 1992 года. URL: http://saint-serge-russe.com/wp-content/uploads/2016/10/03.-Mitr.-Illarion-Vvedenie.pdf (дата обращения 13.09.2019)
46. Алфеев И., митр. Евангелие от Иоанна. Исторический и богословский комментарий. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/evangelie-ot-ioanna-istoricheskij-i-bogoslovskij-kommentarij/ (дата обращения 13.09.2019)
47. Браун Р. Введение в Новый Завет. Т.1. URL: https://bookscafe.net/read/braun_reymond-vvedenie_v_novyy_zavet_tom_i-240077.html#p1 (дата обращения 06.11.2019)
48. Георгий Чистяков, свящ. Размышления о Евангелии от Иоанна. – URL: https://www.rulit.me/books/razmyshleniya-o-evangelii-ot-ioanna-read-193072-88.html (дата обращения 26.09.2019).
49. Гладков Б. И. Толкование Евангелия. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/tolkovanie-evangelija/ (дата обращения 7.10.2019).
50. Грилихес Л., Новиков Е. Б. Практический курс древнееврейского языка. М.: Издательство Свято-Владимирского братства, 1996. – 170 с.
51. Давыденков О., прот. Философия и теология.
52. Десницкий А. С. Введение в библейскую экзегетику. М.2015 -416 с.
53. Каравидопулос И. Введение в Новый Завет. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedenie-v-novyj-zavet-karavidopulus/ (дата обращения 13.09.2019)
54. Кассиан (Безобразов), еп. Водою и Кровию и Духом. Толкование на Евангелие от Иоанна. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobrazov/vodoju-i-kroviju-i-dukhom/ (дата обращения 4.08.2019)
55. Кассиан (Безобразов), еп. Лекции по Новому Завету. Евангелие от Иоанна. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobrazov/lektsii-po-novomu-zavetu-evangelie-ot-matfeja/ (дата обращения 15.08.2019)
56. Кассиан (Безобразов), еп. Принципы православного толкования Слова Божия. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobrazov/printsipy-pravoslavnogo-izuchenija-sv-pisanija/ (дата обращения 14.12.2019)
57. Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М.: Русский путь, Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2006. – 253с.
58. Лонерган Бернард. Метод в теологии. М. 2010. -164с.
59. Михаил (Лузин), еп. Толкование на Евангелие от Иоанна. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/14 (дата обращения 12.11.2019).
60. Панищев А.Л. Иудаизм (дидактические материалы по курсу "религиоведение") // Вопросы культурологии. 2013. №2.
61. Польсков К. О. К вопросу о научном богословском методе // Вопросы философии 2010. № 7. С. 94.
62. Прокопчук А.(свящ). Методология исследования Евангелия от Иоанна еп. Кассиана (Безобразова) //Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. 2010. Т.1, №20. С.122-125.
63. Прокопчук А., свящ. Двадцать первая глава Евангелия от Иоанна //Вестник ПСТГУ. I: Богословие. Философия. 2006. Вып. 15. С. 5-12.
64. Сидоров А. И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви. М.: Сибирская Благозвонница, 2011. — 432 с.
65. Сидоров А. И. Основные тенденции развития и характерные черты древнехристианской и ранневизантийской экзегезы (II — начало VIII вв.) // Экзегетика и герменевтика Священного Писания. Вып. 1. Сборник материалов I и II Богословских научных конференций, проходивших в МДА 27.10.2005 и 22–23.11.2006. Сергиев Посад, 2007. С. 20.
66. Сорокин А. Христос и Церковь в Новом Завете. М., Изд-во Крутицкого подворья, 2012. - 646с.
67. Ткаченко А. А. Ин. 21 в современной научной библеистике // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. 2006. №16. С.7-16
68. Трубецкой С.Н. Мессианический идеал евреев в егго отношении к учению о Логосе // Вопросы философии и психологии. Вып. III (43) 1898. стр. 462-494.
69. Шитиков П.М. Концептуальная метафора в Евангелии от Иоанна, Санкт-Петербург: Алетея, 2015 г. – 148с.
70. Шульга Е. Н. Когнитивная герменевтика. М., 2002.
Словари
71. A Greek-English lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature, 3-d edition, BDAG, 2000
72. A Patristic Greek lexicon, edited by G. W. H. Lampe, Oxford: Clarendon Press, 1961
73. Theological Dictionary оf The New Testament edited by Gerhard Kittel, Stutgart, Germany, 2012 г.
74. Theological Dictionary оf The Old Testament edited by G. Botterweck and H. Ringgren, в 17 томах. Eerdmans Publishing Company, 1977-2018 г.
75. Православнная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: ЖИЗНЬ Т. 19, 2013г. - С. 195-246
76. Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: ИСТИНА Т. 27, 2016 г. - С. 646-702
77. Словарь библейского богословия под редакцией Ксавье Леон-Дюфора, издательство «Жизнь с Богом», 2012 г. – С. 174-178




Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ