Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ключевые темы богословия апостола Павла на примере послания к Галатам (Хабаровская духовная семинария)

Работа №117707

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

религия и мифология

Объем работы39
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
72
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Формирование богословского и Апостольского авторитета святого апостола Павла: экстраординарность обстоятельств апостольского призвания и споры вокруг него 10
2. Богословские идеи апостола Павла о свободе во Христе и об усыновлении человека Богу 23
3. Богословская тема Воскресения Христова у апостола Павла в Послании к Галатам 28
Заключение 38
Список источников и литературы 40

На протяжении столетий лучшие умы исследователей Священного Писания волновали жизнь и богословское наследие святого апостола Павла. Богословы пристально присматривались к богословским темам отдельных писем этого священного автора. В сферу такого изучения современной библейской наукой попадают ключевые богословские взгляды апостола Павла, которые часто именуются исследователями «центром» его богословской мысли, и которые еще однозначно не определены. Таким образом, тема данной работы является актуальной. Исследователи уверены, что выявление «центра» богословия этого священного автора призвано оказать помощь последующим исследователям в деле осмысления Павловых воззрений с целью их систематического изложения.
Данная работа посвящена посланию апостола Павла к Галатам, в котором попытаемся выделить ряд ключевых богословских тем, т. е. богословского «центра». Верное определение этого «центра» позволит нам правильно осмыслить как богословие данного Послания, так и богословие апостола Павла в целом. Неверное же определение ключевых богословских идей способно исказить представление о всем богословии святого апостола Павла. Большинство современных исследователей сходятся в том, что богословский центр в корпусе Паулинум следует искать не в виде одной конкретной идее, а в ряде ключевых богословских тем.
Исследователи Павловых посланий организовали «Семинар по Павлу» в рамках собрания Общества библейской литературы (Society of Biblical Literature) в период с 1986 по 1995 год. Участники Семинара, несмотря на предпринимаемые многочисленные попытки, так и не смогли выделить некий центр богословия у апостола Павла, против которого бы не было возражений. В отечественной библеистике указанный вопрос и вовсе никогда не ставился, и специально не рассматривался. Выявление особого центра в богословии апостола Павла российским исследователям Библии казался чуждым. Однако сейчас наступило время, когда возникла необходимость постановки этого вопроса со стороны библеистов, принадлежащих к православной конфессии. Причем, надо не только ставить вопрос, но и готовить на него православный ответ. Дело в том, что западные ученые, принадлежащие к протестантской конфессии, не всегда корректны в экзегезе посланий апостола Павла. Не вызывает сомнений, что все учение апостола Павла богодухновенно, но со времен Реформации Мартина Лютера протестантами в качестве богословского центра корпуса Паулинум была поставлена богословская идея оправдания верой, которая в современной западной библеистике имеет значительное число сторонников. Идея оправдания верой остается фундаментальным основанием для догматического богословия Лютеранского исповедания.
Несмотря на исследовательские усилия ученых, к единому мнению о составе богословского центра апостола Павла прийти не удалось. Скорее, сейчас приходится говорить о круге подобных ключевых тем. На данном этапе исследований к этому кругу стали относить идеи, связанные с нашим Спасителем, Господом Иисусом Христом. Строго говоря, можно говорить о «содержательном» критерии ключевых тем богословия апостола: по своему содержанию они принадлежат к христологии и сотериологии.
Представляется правильным предположить, что ключевые богословские идеи апостола должны составлять темы, относящиеся к спасению человека, которые апостол непосредственно получил от Самого Иисуса Христа (Гал. 1, 12) через Его откровение. Следовательно, богословский центр апостола Павла не должен быть зависимым от случайных исторических обстоятельств, в которых находились получатели его послания, а также от решающего влияния иудейской традиции, в которой был воспитан сам Павел, поэтому в его определении должен присутствовать такой критерий исследуемого вопроса, как вне контекстуальность. Из расположения текстового материала самого Послания можно выделить те темы, которые казались важнейшими для самого апостола Павла. Подобные идеи ввиду их значения для автора и адресата выделяются из структуры текста Послания применением особых приемов риторического и эпистолографического искусства, которыми виртуозно владел апостол Павел. Архимандрит Ианнуарий (Иевлев) с сожалением отмечает, что «в подавляющем большинстве переводов, к сожалению, все это риторико-поэтическое изящество не только исчезает, но зачастую сопровождается и искажением смысла . Протоиерей Александр Мень также отмечает, что апостол Павел «обладал несомненным художественным даром. Многие его выражения, такие, например, как «жало в плоть», «безумие Креста», «нет ни эллина, ни иудея», «буква убивает, Дух животворит», «что посеет человек, то и пожнет», – стали крылатыми. Иудейские наставники, зная, что их слова не записывают, а запоминают наизусть, любили лапидарную, похожую на стихи, форму проповеди. Мы находим эту форму в евангельских изречениях Христа. Чаще всего ее придерживался и апостол Павел» .
Проведенный риторико-эпистолографический анализ данного произведения святого апостола Павла показывает, что длительная и разнообразная аргументация апостола направлена на осуществления генеральной цели всего Послания Галатам – убеждение галатов в том, что не следует соблюдать иудейский Закон Моисеев. Большинство исследователей согласны с тем, что наибольшая кульминация Павловой аргументации ощущается в пятой и шестой главах произведения этого священного автора.
К ключевым идеям богословия своего Послания к Галатам подводит своих читателей шаг за шагом. Через тему оправдания верой, легитимности и актуальности иудейского Закона для обращенных в христианство язычников апостол Павел подводит адресатов своего послания к важнейшей сотериологической теме – усыновлению Богом верных. Затем эта богословская тема разворачивается в идею свободы во Христе. Далее эта мысль синтезируется в представлении о свободных и усыновленных во Христе, как о «новом творении». Однако через все послание не в столь явном виде, но настоятельно проводится апостолом Богословская тема Воскресения Христова. Таким образом, складывается гипотеза данной работы: ключевыми темами данного послания следует считать не оправдание верой или отношение к иудейскому Закону, а идеи усыновления Богу (Гал. 4), свободы во Христе (Гал. 5), «нового творения» (Гал. 6) и Воскресения Сына Божьего (проходит через все послание).
Генеральная линия аргументации святого апостола Павла, которую он представляет галатам, ради того, чтобы отвадить их от увлечения иудейским законничеством, заключается в следующем:
- уверовавшие во Христа усыновляются Богом, т. е. становятся сынами Божиими;
- их сыновство раскрывается в обретении ими свободы;
- свобода состоит в освобождении от власти греха и имеет следствием хождение в Духе, пользующиеся этой свободой христиане и становятся «новым творением». Епископ Кассиан (Безобразов) подчеркивает, что для апостола Павла «в основании новой твари лежит Крест Христов» .
Протоиерей А. Мень отмечает: «В Послании к Галатам апостол Павел предстает перед нами как великий пророк Церкви, как «первый после Единственного». Недаром это Послание называют «благовестием христианской свободы». Оно вводит нас в святая святых Евангелия, указывает на динамический эпицентр христианства» . Величайший западный исследователь Библии Брюс М. Мецгер отдает должное апостолу Павлу, как богослову христианской свободы. Он пишет: «Послание к Галатам часто называют великим манифестом христианской свободы. Его значимость трудно переоценить. Оно страстно и красноречиво излагает истинную роль Закона Моисеева и его отношение к воле Божьей, открытой в Иисусе Христе» .
П. Покорны и У. Геккель называют Послание к Галатам «наиболее полемическим письмом в корпусе Павла, где на кон поставлена вся проповедь Евангелия апостолом» . Эти слова крупнейших библеистов современной Европы еще раз подтверждают актуальной выбранной для данной работы темы.
Объектом данного исследования являются богословские идеи святого апостола Павла.
Предметом данного исследования является Послание апостола Павла Галатам.
Темой данного исследования является изучение ключевых тем богословия апостола Павла, содержащихся в послании Галатам.
Цель исследования – определение ключевых тем богословия апостола Павла в его послании Галатам.
Для того, чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- на основании новозаветных текстов и с привлечением монографий исследователей Библии изучить обстоятельства жизни апостола Павла и процесс формирования его богословских взглядов;
- проанализировать послание Павла к Галатам;
- определить общую богословскую направленность послания;
- провести обзор литературных источников;
- провести смысловой разбор глав послания Галатам;
- уяснить духовное содержание послания.
Для решения обозначенных задач используются следующие методы исследования.
Теоретические:
- Анализ литературных источников с целью изучения состояния обозначенной проблемы, а также определения понятийного аппарата исследования.
Практические:
- Биографический метод, цель которого состоит в соотнесении различных фактов биографии автора и его творческого наследия;
- Культурно-исторический метод, акцентирующийся на культурных и исторических особенностях литературного творчества автора;
- Структурный метод, изучающий отдельные элементы литературного произведения, соединенные между собой различными связями, и осуществляющие посредством их свои частные функции;
- Герменевтический метод, заключающийся в различных интерпретациях изучаемого литературного произведения. Выделяют три основные интерпретации текста: метафизическую, состоящую в поиске объективного значения текста; дескриптивную, изучающую текст как систему знаков; нормативную, рассматривающую текст с точки зрения этических ориентиров исследователя.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе прослеживается процесс формирования богословского и апостольского авторитета святого апостола Павла, рассматривается неординарный процесс его призвания, споры возникшие вокруг самого апостольства Павла и его позиции по признания ненужности соблюдения бывшими язычниками, принявшими Христа, иудейских ритуалов.
Во второй главе рассказывается, как отражаются в Послании к Галатам богословские идеи святого апостола Павла о свободе во Христе и об усыновлении человека Богу и как появление этих тем аргументирует сам Павел и крупнейшие исследователи богословского наследия апостола Павла.
В третьей главе показывается, как святой апостол Павел через все Послание к Галатам проносит (где-то в открытой, а кое-где в прикровенной форме) самую возвышенную богословскую тему Воскресения Христова.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проделанная работа на основании поставленных во введении задач подтвердила представленную гипотезу: ключевыми темами данного послания следует считать не оправдание верой или отношение к иудейскому Закону, а идеи усыновления Богу (Гал. 4), свободы во Христе (Гал. 5), «нового творения» (Гал. 6) и Воскресения Сына Божьего (проходит через все послание).
Из Святого Евангелия как откровения Божией благодати вытекает аргументация нового понимания любви к Богу и к ближним (Гал. 5, 6). Евангельские призывы к складыванию новой жизни христианина позже назовут «новым законом». Это и есть та черта богословия апостола Павла, которая нередко не удостаивалась внимания исследователей Павлова богословского наследия. Эти призывы апостола Павла не сводились к ветхозаветной заповеди любви к ближнему. В паренезе св. апостола Павла любовь является неотъемлемым аспектом христианской свободы, дарованной в вере (Гал. 5, 17). Христианская любовь – это плод Святого Духа (Гал. 5, 22).
Учение об оправдании верой было для святого апостола Павла побочным продуктом апокалиптического ожидания самого апостола, надеющегося на скорое второе пришествие Спасителя. Здесь трудно не согласиться с Альбертом Швейцером. Тем более, что в одном месте апостол Павел говорит об оправдании, а в другом уже о примирении (2 Кор. 5, 10 – 6, 10). У апостола Павла отсутствует связанное и последовательное изложение учения об оправдании.
Вершиной богословия апостола Павла стало учение об усыновлении Богу, изложенное в 4-й главе Послания к Галатам. Апостол Павел дает совершенно иную интерпретацию образу Моисея и темы Исхода. Суть Книги Исхода заключается в том, что Бог выводит верных на свободу из рабства. Апостол Павел развивает эту мысль и радикально ее реконструирует, выстраивая свою богословскую идею, которая, безусловно, становится ключевой темой его богословия: Бог через Сына Своего сокрушает рабство, а через действие Духа Бог сообщает Своему народу, что они являются Его детьми и наследниками. Упоминание о «своем народе» в этом тезисе Павла уже переосмыслено согласно учению о «новом творении».
Понятие усыновления у апостола Павла связано с понятием «полноты времени» (Гал. 4, 4). В полноте времени все происходит своевременно. Но апостол имеет в виду не только исторические сроки. Наряду с линейно-хронологическим осмыслением этого понятия существует и его осмысление на микроуровне человека: каждый христианин к усыновлению Богу должен пройти свой путь от Закона (Ветхого Завета) к Евангелию. Здесь остается педагогическое значение Закона, как детоводителя ко Христу.
Апостол Павел не желал законничества в жизни христианских общин. Однако законничество и ныне нередко наблюдается в сегодняшней жизни христиан, но только как «его искажение, вызываемое человеческой немощью и малодушием» .



1. Библия. Книги Нового Завета: Послание к Галатам; Деяния святых апостолов.
2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Издание Московской Патриархии, 1983. — 1371 с.
3. Библия. Синодальное каноническое издание. Новый Завет.
4. Новый Завет на греческом языке с подстрочным переводом на русский язык. – СПб., 2003.
Книги с одним автором
5. Вандеркам Джеймс. Введение в ранний иудаизм / Пер. с англ. (Серия «Современная библеистика»). М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2019.
6. Данн Джеймс Д. Единство и многообразие в Новом Завете: исследование природы первоначального христианства / Пер. с англ. (Серия «Современная библеистика»). М.: Издательство ББИ, 2015.
7. Кассиан (Безобразов), епископ. Христос и первое христианское поколение. М.: Издательство ПСПГУ, 2019.
8. Кондратьев Ю. А. Экзегетический анализ аргументативной части послания к Галатам святого апостола Павла // Христианское чтение. №2, 2016. С. 83 – 110.
9. Мень Александр, протоиерей. Исагогика. Курс по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. М.: Фонд имени Александра Меня; 2003.
10. Мень Александр, протоиерей. Первые апостолы. М.: Издательский дом «Жизнь с Богом», 2009.
11. Мецгер Б. М. Новый Завет. Контекст, формирование, содержание / Пер. с англ. (Серия «Современная библеистика»). М.: Издательство ББИ, 2017.
12. Павловы послания: комментированное издание. М.: Институт перевода Библии, 2018.
13. Письма апостола Павла. М.: Общедоступный Православный Университет; Фонд Александра Меня, 2000.
14. Райт Н. Т. Воскресение Сына Божьего / Пер с англ. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2011.
15. Ролофф Юрген. Введение в Новый Завет / Пер. с нем. (Серия «Современная библеистика»). М.: Издательство ББИ, 2016.
16. Сорокин Александр, протоиерей. Христос и Церковь в Новом Завете. Введение в Священное Писание Нового Завета. Курс лекций. М.: Новоспасский мужской монастырь; Общество любителей церковной истории, 2012.
17. Хаакер К. Богословие Послания к Римлянам / Пер. с англ. (Серия «Современная библеистика»). М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006.
Книги с двумя или тремя авторами
18. Покорны Петр и Геккель Ульрих. Введение в Новый Завет. Обзор литературы и богословия Нового Завета / Пер с нем. М.: Издательство ББИ, 2019.
СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ДОКУМЕНТА
Составная часть тома (выпуска) собрания сочинений
19. Ианнуарий (Иевлев), архимандрит. Апостол Павел как художник, поэт и бытописатель своего времени // Христианство и культура. 2007. Вып. 3. С. 252 – 258.
20. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Галатам // Иоанн Златоуст, св. Полное собрание творений. В 12 т., в 13 кн. Т. XI, кН. 2. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2009.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
Ресурсы удаленного доступа
21. Глубоковский Н. Н., профессор. Благовестие христианской свободы в Послании святого апостола Павла к Галатам. URL: https://azbyka.ru/otechnik/NikolajGlubokovskij/blagovestie-hristianskoj-svobody-v-poslanii-sv-apostola-k-galatam/#sel=7:1,7:21 (дата обращения 15.02.2023г.).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ