Влияние международных спортивных событий на образ власти в России
|
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
Глава 1. Формирование образа власти в России как объект исследования 14
1.1. Политика формирования образа власти в России 14
1.2. Политические инструменты формирования образа власти 21
1.3. Большой спорт в современной политике: внутриполитическое значение...27
Глава 2. Особенности образа власти в России в контексте международных спортивных состязаний 37
2.1. Дизайн социологического исследования 37
2.2. Формирование образа власти в России в свете крупных спортивных
состязаний, социологический анализ 45
2.2.1. Интерес россиян к международным спортивным событиям 46
2.2.2. Как интерес к международным соревнованиям отражается на
политическом рейтинге 47
2.2.3. Мнения россиян по поводу проведения международных соревнований на
территории России 50
2.2.4 Поддержка власти при проведении крупных соревнований на территории России 54
2.3. Динамика политических рейтингов власти в структуре спортивных
новостей. Регрессионный анализ 59
Заключение 75
Список источников и литературы 79
Приложение 1 Исходные данные ФОМ для регрессионного анализа 89
Приложение 2 Оценки моделей 92
Приложение 3 Исходные данные ВЦИОМ 102
Приложение 4 Исходные данные Левада-Центр 105
Приложение 5 Исходные данные ФОМ 108
Введение 5
Глава 1. Формирование образа власти в России как объект исследования 14
1.1. Политика формирования образа власти в России 14
1.2. Политические инструменты формирования образа власти 21
1.3. Большой спорт в современной политике: внутриполитическое значение...27
Глава 2. Особенности образа власти в России в контексте международных спортивных состязаний 37
2.1. Дизайн социологического исследования 37
2.2. Формирование образа власти в России в свете крупных спортивных
состязаний, социологический анализ 45
2.2.1. Интерес россиян к международным спортивным событиям 46
2.2.2. Как интерес к международным соревнованиям отражается на
политическом рейтинге 47
2.2.3. Мнения россиян по поводу проведения международных соревнований на
территории России 50
2.2.4 Поддержка власти при проведении крупных соревнований на территории России 54
2.3. Динамика политических рейтингов власти в структуре спортивных
новостей. Регрессионный анализ 59
Заключение 75
Список источников и литературы 79
Приложение 1 Исходные данные ФОМ для регрессионного анализа 89
Приложение 2 Оценки моделей 92
Приложение 3 Исходные данные ВЦИОМ 102
Приложение 4 Исходные данные Левада-Центр 105
Приложение 5 Исходные данные ФОМ 108
Актуальность темы исследования. В современном мире крупные спортивные события оказывают влияние на образ власти и государства. Многие исследователи отмечают высокий представительский статус международных соревнований, в частности Олимпийских игр, аудитория которых насчитывает миллиарды зрителей, потенциального электората . Олимпийские игры сегодня, кроме спортивного состязания, представляют собой площадку для демонстрации престижа государства2. Современный спорт в сочетании с успешной политикой и дипломатией оказывает значительное влияние на формирование государственного имиджа, в том числе и образа власти страны. Россия является одной из ведущих спортивных держав мира. Наша страна - активный участник, а также победитель в различных международных соревнованиях, как летних, так и зимних спортивных дисциплин. Помимо этого, Россия является организатором проведения крупных состязаний (Летняя Универсиада в Казани - 2013 г.; Зимняя Универсиада в Красноярске - 2019 г.), Олимпийских игр (в Москве - 1980г., в Сочи - 2014г.), чемпионатов мира (Чемпионат мира по футболу - 2018 г.). Нашими спортсменами не раз были поставлены мировые рекорды, благодаря чему сложился авторитет вокруг таких видов спорта, как - фигурное катание, хоккей, художественная гимнастика, синхронное плавание. Представители России входят в состав крупных спортивных структур: федерации по различным видам спорта (Международная федерация хоккея на льду , Международный союз биатлонистов и др.), международные олимпийские структуры
(Международный олимпийский комитет, в составе Оценочной комиссия ЗОИ- 20225 и др.), судейские ассоциации (Международная ассоциация легкоатлетических федераций) и т.д.
Спорт является важной составляющей имиджа государства, образа власти России. В связи с этим, он подвергается атакам со стороны западных стран. Например, бойкот американцами Олимпиады 1980 г., скандал с российскими фигуристами на Олимпиаде в 2002 г. в Солт-Лейк-Сити, информационная кампания против Олимпиады в Сочи, отстранение паралимпийской сборной от участия в Паралимпийских играх в Рио-де-Жанейро, допинг-скандал, лишение медалей, отстранение наших спортсменов от участия в олимпийских играх в Пхенчхане в 2018 году. В декабре 2019 года исполком ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство) приняли решение - отстранить Россию на 4 года от всех крупных международных соревнований, таких как Олимпийские игры и чемпионаты мира. В печатных и электронных СМИ появляются провокационные материалы о развале российского спорта. Как и в любой сфере общественной жизни, в российском спорте существуют трудности и проблемы, обусловленные кризисными явлениями, историческим моментом.
Таким образом, одним из важных направлений политики государства является спорт высших достижений или так называемый большой спорт как фактор политического процесса, формирующий общенациональный имидж и образующий образ власти внутри страны. В связи с тем, что международные спортивные события оказывают влияние на формирование государственного имиджа, вследствие чего происходит влияние на образ власти, считается целесообразным изучить этот процесс в рамках выпускной квалификационной работы.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы, связанные с изучением образа власти, имиджа государства, а также имиджей в политике, в том числе инструментов их формирования в современном обществе, являются одними из ключевых в социологических и политологических исследованиях. Изучением данного феномена занимаются как зарубежные авторы, так и отечественные.
Среди зарубежных авторов, можно назвать следующих: С. Анхольт, К. Келлер, А. Сенгупта, А. Скотт и др. Названные исследователи являются представителями зарубежных научных центров в сфере политического имиджа. В числе отечественных авторов стоит упомянуть: Д.Г. Балуева, В.К. Белозерова, М.Н. Грачева, В.Ю. Зорина, И.И. Кузнецова, М.М. Лебедевой, М.М. Мчедловой, С.В. Севастьянова, В.А. Федорова, Е.Б. Шестопал и др.
Особое внимание стоит уделить авторам научных публикаций, посвященных вопросам формирования имиджа России. Среди них: А.В Абрамов , О.С. Волгин , С.А. Воронин , Э.А. Галумов , Ю.Г. Жеглова , А.П. Кочетков24 25 26 , Н.П. Медведев , Н.Н. Медведева , М.О. Улитина , О.Ф. Шабров , Р. А. Явчуновская и др.
Изучению спорта как социального явления посвящено множество исследований как отечественных, так и зарубежных. Авторы исследований пытаются выявить свойства спорта как социополитического явления.
На сегодняшний день существуют научные работы, посвященные определению роли спорта и значения спортивных «мегасобытий». По мнению авторов, спорт оказывает влияние на внутреннюю политику государства, а некоторые авторы определяют спорт - как инструмент «мягкой силы».
В тоже время в число социологических и политологических исследований не входит описание влияния международных спортивных событий на образ власти в России, а именно роли большого спорта в формировании имиджа власти. В связи с этим, нами была выбрана именно эта тема для социологического исследования, в рамках выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования выступает политика формирования образа власти в России, а предметом - спорт высших достижений/большой спорт как способ формирования образа власти.
Цель работы - проанализировать влияние международных спортивных событий на образ власти в России.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать политику формирования образа власти в России;
- выявить основные политические инструменты формирования образа власти;
- определить роль большого спорта в современной политике, раскрыть его внутриполитическое значение;
- на основании вторичного анализа проанализировать формирование образа власти в России в свете крупных спортивных состязаний;
- на основании регрессионного анализа выявить динамику политических рейтингов власти в структуре спортивных новостей.
Гипотезы исследования:
1) Предполагается, что международные спортивные мероприятия влияют на имидж политики в целом.
2) Предполагается, что успешно проведенные крупные спортивные состязания на территории России повышают политические рейтинги власти.
3) Предполагается, что крупные соревнования наибольшее влияние оказывают на образ президента России В.В. Путина.
Теоретико-методологическая база исследования. Объект исследования носит междисциплинарный характер, в связи с этим, в теоретико-методологическую базу исследования входят специальные подходы (формально - юридический, институциональный) использующиеся как в политической социологии, так и в смежных направлениях, а также общенаучные принципы и такие методы как исторический, сравнительный, системный.
Большое значение в рамках нашего исследования играет методология анализа сферы социологии политики (Исаев А.А. «Спортивная политика России») политической коммуникации («Политические коммуникации» А.И. Соловьева; Анохин М.Г., Павлютенкова М.Ю. «Информационно-коммуникативные технологии в политике»), особое значение представляют: политическая психология (Шестопал Е.Б. «Образы государств, наций и лидеров»), реклама и связи с общественностью (Л. Матр «Стратегия доверия. Обзор международных связей с общественностью»), имиджеология (Егорова- Гантман Е.В., Плешаков К.В. «Политическая реклама»), политический менеджмент и др.
Теоретико-методологическую базу исследования нашей работы составили труды зарубежных и отечественных ученных, а также современных авторов, которые изучают вопросы, относящиеся к предмету настоящей выпускной квалификационной работы.
Эмпирическая база работы включает в себя:
- анализ официальных документов и нормативных правовых актов Российской Федерации (Конституция РФ; Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ ст. 2 (ред. от 02.08.2019; 8. Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 1 января 2017 г.). Федеральный закон РФ от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ; Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы»);
- результаты исследований на тему формирования ценностей и установок россиян, тесно затрагивающих политику страны, в ситуации социальных перемен (данные ВЦИОМ в статье Шкилевой Е.М. «Характерологические черты современного российского общества // Историческая и социально - образовательная мысль»);
- анализ материалов Министерства спорта РФ, спортивных организаций и ассоциаций (анализ данных Международной федерации хоккея на льду «INTERNATIONAL ICE HOCKEY FEDERATION», материалов Международного союза биатлонистов «IBU», а также Международного олимпийского комитета «IOC - International Olympic Committee» и Международной ассоциация легкоатлетических федераций «IAAF»);
- анализ материалов публикаций по теме исследования в зарубежных и
российских СМИ: Азина О.А. «Модели формирования имиджа государства», Акамеева А.А «Сочинская Олимпиада-2014 и политический имидж страны», Бродская Н.П. «Олимпийское движение и международный имидж страны», Давыборец Е.Н., Радиков И.В. «Роль объективных факторов в формировании имиджа России», Дубинкина Т.Ю. «Внутренний и внешний имидж России в печатных СМИ», Зуева Т.М., Шкилева Е.М. «Механизмы формирования образа власти», Ермилова В.В., Кротова Е.Е. «Особенности зрелищности в спорте и их трансформация в условиях современного общества», Жеглова Ю.Г. «Внешнеполитический имидж Российской Федерации: проблема целеполагания», Киямова К.Э. «Роль спортивных СМИ в формировании имиджа государства», Лемешков В.С. «Ценность высших спортивных достижений и рекордов в спорте», Лобанова Е.Н., Марков В.И. «Изменение отношения к спорту жителей России за последние 50 лет», Невская Т.А. «Олимпийское движение и имидж России», Понкин И.В., Редькина А.И. «Собственные интересы государства в сфере спорта и публичные интересы в сфере спорта», Сафонов В.А. «Спорт как инструмент формирования политического имиджа», Чернышева Т.Л. «Роль церемоний открытия и закрытия Олимпиады Сочи-2014 в создании имиджа России»; Шкилева Е.М. «Характерологические черты современного российского общества»,
- анализ официальных статистических данных (Федеральная служба государственной статистики 2013 - 2014 гг.).
Кроме того, эмпирическая часть работы состоит из:
- анализа данных социологических исследований и мониторинга
общественного мнения в России - ФОМ (доминанты, еженедельные выпуски), ВЦИОМ (аналитические обзоры), Левада-Центра (пресс - выпуски); тематика данных - международные спортивные события, прошедшие в период с 2014 по 2019 гг. (Олимпиада в Сочи 2014 г., Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро 2016 г., Олимпийские игры в Пхенчхане 2018 г., Чемпионат мира по футболу в России 2018 г.) и политические рейтинги власти в период указанных соревнований (ФОМ - политические индикаторы; ВЦИОМ - рейтинги доверия политикам, одобрения работы государственных институтов, рейтинги партий;. Левада-Центр - рейтинги одобрения и доверия); метод - вторичный анализ, с последующей математической обработкой;
- математической обработки данных, отобранных из опросов, проведённых ФОМ (в структуре недельных новостей выделяются упоминания, которые относятся к таким событиям как - Олимпийский Игры в Сочи 2014 года, Олимпийские Игры в Рио-де-Жанейро 2016 года, Олимпийские игры в Пхёнчхане 2018 года, Чемпионат мира по футболу 2018 года и политические индикаторы на дату каждого упоминания) методом регрессионного анализа, в том числе - метод парной линейной регрессии и метод наименьших квадратов.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в том, что процесс формирования образа власти рассмотрен с новых методологических позиций. Предложены теоретические подходы содержания образов политической власти в России на основе прикладных социологических, политических исследований, изучения общественного мнения, выявлено значение большого спорта для внутренней политики государства.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что проведен социологический анализ большого спорта как политического инструмента формирования образа власти в России. Результаты, полученные в ходе исследования, дополняют специфику формирования имиджа государства в разных сферах жизнедеятельности общества.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования имеют практическую значимость для медиа-структур, деятельности органов власти, а также сферы большого спорта и спортивной сферы в целом - как механизма взаимодействия с государством. Выводы исследования могут быть полезны в образовательном процессе, а инструменты формирования образа власти, предложенные в исследовании, могут быть задействованы в деятельности имиджевых сфер.
Апробация работы. Некоторые результаты исследования были обсуждены на II-ой Межрегиональной научно-практической конференции «Социально-политические проблемы современного общества» (Ярославль, 2020 г.).
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы, состоящего из 94-х наименований, пяти приложений.
(Международный олимпийский комитет, в составе Оценочной комиссия ЗОИ- 20225 и др.), судейские ассоциации (Международная ассоциация легкоатлетических федераций) и т.д.
Спорт является важной составляющей имиджа государства, образа власти России. В связи с этим, он подвергается атакам со стороны западных стран. Например, бойкот американцами Олимпиады 1980 г., скандал с российскими фигуристами на Олимпиаде в 2002 г. в Солт-Лейк-Сити, информационная кампания против Олимпиады в Сочи, отстранение паралимпийской сборной от участия в Паралимпийских играх в Рио-де-Жанейро, допинг-скандал, лишение медалей, отстранение наших спортсменов от участия в олимпийских играх в Пхенчхане в 2018 году. В декабре 2019 года исполком ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство) приняли решение - отстранить Россию на 4 года от всех крупных международных соревнований, таких как Олимпийские игры и чемпионаты мира. В печатных и электронных СМИ появляются провокационные материалы о развале российского спорта. Как и в любой сфере общественной жизни, в российском спорте существуют трудности и проблемы, обусловленные кризисными явлениями, историческим моментом.
Таким образом, одним из важных направлений политики государства является спорт высших достижений или так называемый большой спорт как фактор политического процесса, формирующий общенациональный имидж и образующий образ власти внутри страны. В связи с тем, что международные спортивные события оказывают влияние на формирование государственного имиджа, вследствие чего происходит влияние на образ власти, считается целесообразным изучить этот процесс в рамках выпускной квалификационной работы.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы, связанные с изучением образа власти, имиджа государства, а также имиджей в политике, в том числе инструментов их формирования в современном обществе, являются одними из ключевых в социологических и политологических исследованиях. Изучением данного феномена занимаются как зарубежные авторы, так и отечественные.
Среди зарубежных авторов, можно назвать следующих: С. Анхольт, К. Келлер, А. Сенгупта, А. Скотт и др. Названные исследователи являются представителями зарубежных научных центров в сфере политического имиджа. В числе отечественных авторов стоит упомянуть: Д.Г. Балуева, В.К. Белозерова, М.Н. Грачева, В.Ю. Зорина, И.И. Кузнецова, М.М. Лебедевой, М.М. Мчедловой, С.В. Севастьянова, В.А. Федорова, Е.Б. Шестопал и др.
Особое внимание стоит уделить авторам научных публикаций, посвященных вопросам формирования имиджа России. Среди них: А.В Абрамов , О.С. Волгин , С.А. Воронин , Э.А. Галумов , Ю.Г. Жеглова , А.П. Кочетков24 25 26 , Н.П. Медведев , Н.Н. Медведева , М.О. Улитина , О.Ф. Шабров , Р. А. Явчуновская и др.
Изучению спорта как социального явления посвящено множество исследований как отечественных, так и зарубежных. Авторы исследований пытаются выявить свойства спорта как социополитического явления.
На сегодняшний день существуют научные работы, посвященные определению роли спорта и значения спортивных «мегасобытий». По мнению авторов, спорт оказывает влияние на внутреннюю политику государства, а некоторые авторы определяют спорт - как инструмент «мягкой силы».
В тоже время в число социологических и политологических исследований не входит описание влияния международных спортивных событий на образ власти в России, а именно роли большого спорта в формировании имиджа власти. В связи с этим, нами была выбрана именно эта тема для социологического исследования, в рамках выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования выступает политика формирования образа власти в России, а предметом - спорт высших достижений/большой спорт как способ формирования образа власти.
Цель работы - проанализировать влияние международных спортивных событий на образ власти в России.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать политику формирования образа власти в России;
- выявить основные политические инструменты формирования образа власти;
- определить роль большого спорта в современной политике, раскрыть его внутриполитическое значение;
- на основании вторичного анализа проанализировать формирование образа власти в России в свете крупных спортивных состязаний;
- на основании регрессионного анализа выявить динамику политических рейтингов власти в структуре спортивных новостей.
Гипотезы исследования:
1) Предполагается, что международные спортивные мероприятия влияют на имидж политики в целом.
2) Предполагается, что успешно проведенные крупные спортивные состязания на территории России повышают политические рейтинги власти.
3) Предполагается, что крупные соревнования наибольшее влияние оказывают на образ президента России В.В. Путина.
Теоретико-методологическая база исследования. Объект исследования носит междисциплинарный характер, в связи с этим, в теоретико-методологическую базу исследования входят специальные подходы (формально - юридический, институциональный) использующиеся как в политической социологии, так и в смежных направлениях, а также общенаучные принципы и такие методы как исторический, сравнительный, системный.
Большое значение в рамках нашего исследования играет методология анализа сферы социологии политики (Исаев А.А. «Спортивная политика России») политической коммуникации («Политические коммуникации» А.И. Соловьева; Анохин М.Г., Павлютенкова М.Ю. «Информационно-коммуникативные технологии в политике»), особое значение представляют: политическая психология (Шестопал Е.Б. «Образы государств, наций и лидеров»), реклама и связи с общественностью (Л. Матр «Стратегия доверия. Обзор международных связей с общественностью»), имиджеология (Егорова- Гантман Е.В., Плешаков К.В. «Политическая реклама»), политический менеджмент и др.
Теоретико-методологическую базу исследования нашей работы составили труды зарубежных и отечественных ученных, а также современных авторов, которые изучают вопросы, относящиеся к предмету настоящей выпускной квалификационной работы.
Эмпирическая база работы включает в себя:
- анализ официальных документов и нормативных правовых актов Российской Федерации (Конституция РФ; Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ ст. 2 (ред. от 02.08.2019; 8. Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 1 января 2017 г.). Федеральный закон РФ от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ; Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы»);
- результаты исследований на тему формирования ценностей и установок россиян, тесно затрагивающих политику страны, в ситуации социальных перемен (данные ВЦИОМ в статье Шкилевой Е.М. «Характерологические черты современного российского общества // Историческая и социально - образовательная мысль»);
- анализ материалов Министерства спорта РФ, спортивных организаций и ассоциаций (анализ данных Международной федерации хоккея на льду «INTERNATIONAL ICE HOCKEY FEDERATION», материалов Международного союза биатлонистов «IBU», а также Международного олимпийского комитета «IOC - International Olympic Committee» и Международной ассоциация легкоатлетических федераций «IAAF»);
- анализ материалов публикаций по теме исследования в зарубежных и
российских СМИ: Азина О.А. «Модели формирования имиджа государства», Акамеева А.А «Сочинская Олимпиада-2014 и политический имидж страны», Бродская Н.П. «Олимпийское движение и международный имидж страны», Давыборец Е.Н., Радиков И.В. «Роль объективных факторов в формировании имиджа России», Дубинкина Т.Ю. «Внутренний и внешний имидж России в печатных СМИ», Зуева Т.М., Шкилева Е.М. «Механизмы формирования образа власти», Ермилова В.В., Кротова Е.Е. «Особенности зрелищности в спорте и их трансформация в условиях современного общества», Жеглова Ю.Г. «Внешнеполитический имидж Российской Федерации: проблема целеполагания», Киямова К.Э. «Роль спортивных СМИ в формировании имиджа государства», Лемешков В.С. «Ценность высших спортивных достижений и рекордов в спорте», Лобанова Е.Н., Марков В.И. «Изменение отношения к спорту жителей России за последние 50 лет», Невская Т.А. «Олимпийское движение и имидж России», Понкин И.В., Редькина А.И. «Собственные интересы государства в сфере спорта и публичные интересы в сфере спорта», Сафонов В.А. «Спорт как инструмент формирования политического имиджа», Чернышева Т.Л. «Роль церемоний открытия и закрытия Олимпиады Сочи-2014 в создании имиджа России»; Шкилева Е.М. «Характерологические черты современного российского общества»,
- анализ официальных статистических данных (Федеральная служба государственной статистики 2013 - 2014 гг.).
Кроме того, эмпирическая часть работы состоит из:
- анализа данных социологических исследований и мониторинга
общественного мнения в России - ФОМ (доминанты, еженедельные выпуски), ВЦИОМ (аналитические обзоры), Левада-Центра (пресс - выпуски); тематика данных - международные спортивные события, прошедшие в период с 2014 по 2019 гг. (Олимпиада в Сочи 2014 г., Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро 2016 г., Олимпийские игры в Пхенчхане 2018 г., Чемпионат мира по футболу в России 2018 г.) и политические рейтинги власти в период указанных соревнований (ФОМ - политические индикаторы; ВЦИОМ - рейтинги доверия политикам, одобрения работы государственных институтов, рейтинги партий;. Левада-Центр - рейтинги одобрения и доверия); метод - вторичный анализ, с последующей математической обработкой;
- математической обработки данных, отобранных из опросов, проведённых ФОМ (в структуре недельных новостей выделяются упоминания, которые относятся к таким событиям как - Олимпийский Игры в Сочи 2014 года, Олимпийские Игры в Рио-де-Жанейро 2016 года, Олимпийские игры в Пхёнчхане 2018 года, Чемпионат мира по футболу 2018 года и политические индикаторы на дату каждого упоминания) методом регрессионного анализа, в том числе - метод парной линейной регрессии и метод наименьших квадратов.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в том, что процесс формирования образа власти рассмотрен с новых методологических позиций. Предложены теоретические подходы содержания образов политической власти в России на основе прикладных социологических, политических исследований, изучения общественного мнения, выявлено значение большого спорта для внутренней политики государства.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что проведен социологический анализ большого спорта как политического инструмента формирования образа власти в России. Результаты, полученные в ходе исследования, дополняют специфику формирования имиджа государства в разных сферах жизнедеятельности общества.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования имеют практическую значимость для медиа-структур, деятельности органов власти, а также сферы большого спорта и спортивной сферы в целом - как механизма взаимодействия с государством. Выводы исследования могут быть полезны в образовательном процессе, а инструменты формирования образа власти, предложенные в исследовании, могут быть задействованы в деятельности имиджевых сфер.
Апробация работы. Некоторые результаты исследования были обсуждены на II-ой Межрегиональной научно-практической конференции «Социально-политические проблемы современного общества» (Ярославль, 2020 г.).
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы, состоящего из 94-х наименований, пяти приложений.
Подведем итоги проделанной работы. Целью нашей работы было изучение влияния международных спортивных событий на образ власти России. На основе теоретического анализа была рассмотрена политика формирования образа власти в России, с позиций социологии и других междисциплинарных наук, исходя из которых, мы сделали вывод о том, что:
- основные компоненты имиджа государства - это представления о его географическом положении, климате, о событиях его истории, о характеристиках экономики, военной силы, общественной жизни, а также о роли и на международной арене;
- образ власти как феномен массового повседневного сознания является социальным политико-властный конструктом и выражает реальные политические условия конкретной социально -политической культуры
- формирование образа власти происходит в соответствии со следующими
элементами: национальные архетипы, ценностная динамика массового
политического сознания и модели культурной трансляции.
На основе изученных политических инструментов формирования образа власти, мы выделили следующие: позиционирование, манипулирование, мифологизация, эмоционализация, рационализация, символизация, вербализация, визуализация, аудизация, которые функционируют с помощью СМИ (интернет, телевидение, пресса). Одним из инструментов формирования образа власти также является публичная дипломатия (неправительственные организации, общественные объединения, политические партии), так как она ориентирована на информирование и направлена на широкие общественные группы. Благодаря теоретическим воззрениям политической пропаганды, политической коммуникации и PR (связи с общественностью) основывается общая модель политического формирования образа власти, а также методы и механизмы его создания. Нами были выделены следующие социологические аспекты: 1 - в современных условиях характер применения имиджеобразующих механизмов претерпел изменения, в связи с этим возможности механизмов расширились, 2 - особое значение приобретает использование данных механизмов в политической стратегии создания образа власти и государства.
На основе изученного материала о внутриполитическом значении большого спорта, нам удалось установить, что
• большой спорт представляет собой важный механизм для решения задач, как внутренней политики, так и власти России, а также является неотъемлемым фактором развития экономики и инфраструктуры страны;
• большой спорт является неотъемлемой составляющей формирования образа власти и государства, посредством укрепления национального единства, сохранения здоровья нации, поддержке духовных ценностей и организации привлекательных спортивных зрелищ, при помощи которых распространяются политические идеи.
Проанализировав теоретический материал, можно говорить о том, что политика и спорт решают общие задачи, осуществляют схожие функции, что способствует взаимопроникновению этих двух сфер, которое проявляется в процессе создания образа власти страны, при помощи большого спорта.
Вторичный анализ данных показал, что международные спортивные события притягивают интерес большинства россиян, значительное внимание уделяется тем состязаниям, которые проходят на территории нашей страны. После успешного проведения Олимпиады в Сочи и отличного выступления наших спортсменов - значительно вырос рейтинг президента по таким параметрам как «одобрение деятельности» и «готовность проголосовать за политика на ближайших выборах». При этом большинство россиян назвали Олимпиаду - 2014 престижнейшим событием мирового масштаба. Своевременно принятые В.В. Путиным меры в адрес чиновников, в ходе допингового скандала, также положительно отразились на рейтинге власти.
По результатам вторичного анализа, мы увидели, что, по мнению россиян, крупные соревнования, такие как Олимпиада - 2014, чемпионат мира по футболу 2018, служат толчком в развитии спорта в стране, улучшают имидж государства на мировой арене. Население демонстрирует установку на поддержку власти при проведении подобных спортивных мероприятий на территории страны, не смотря на такие отрицательные стороны, как коррупция и крупные расходы. Данная установка отразилась и на рейтинге представителей власти. За время проведения Чемпионата мира по футболу - 2018 вырос рейтинг партии ЛДПР, КПРФ, а также вырос рейтинг одобрения деятельности Правительства России. Помимо этого, в период чемпионата вырос рейтинг одобрения деятельности В.В. Путина. Исходя из этого, частично подтвердилась наша гипотеза о том, что успешно проведенные крупные спортивные состязания на территории России повышают политические рейтинги власти и полностью подтвердилась гипотеза о том, что крупные соревнования наибольшее влияние оказывают на образ президента России В.В. Путина.
На основании вторичного анализа данных мы сделали следующий вывод - международные спортивные события оказывают влияние на образ власти в России, а именно те соревнования, которые проходят на территории нашей страны. По полученным результатам мы выяснили, что наиболее яркие зависимости с политическими рейтингами прослеживаются в период Олимпиады - 2014 и ЧМ по футболу - 2018. На основании этого, можем сказать, что гипотеза «предполагается, что международные спортивные мероприятия влияют на имидж политики в целом» подтвердилась.
По результатам регрессионного анализа, мы сделали вывод о том, что на рейтинг отдельного политика, партии - влияние спортивных событий носит заметный характер, что подтвердили выявленные коэффициенты значимости. Помимо этого, исследование показало, что новость о спортивном событии является «толчком», оказывающим влияние на политические рейтинги. На основании этого, гипотеза «международные спортивные мероприятия влияют на имидж политики в целом» подтвердилась. Кроме этого, из четырёх исследованных в регрессионном анализе спортивных событий наибольшее влияние оказала Олимпиада в Сочи, а из политиков заметное влияние было оказано на деятельность В.В. Путина. В частности было выявлено, что на рейтинг политических партий оказали влияние спортивные новости об Олимпиаде в Пхёнчхане, а именно данный показатель отразился на рейтинге партии «Единая Россия». Полученные результаты еще раз частично подтвердили нашу гипотезу о том, что успешно проведенные крупные спортивные состязания на территории России повышают политические рейтинги власти, а также подтвердили гипотезу о том, что крупные соревнования наибольшее влияние оказывают на образ президента России В.В. Путина. Таким образом, эмпирическое исследование позволило выявить и описать зависимости политических рейтингов и спортивных новостей о крупных соревнованиях последних 5-ти лет, что поспособствовало изучению влияния большого спорта на образ власти России и позволило выявить ряд особенностей образа власти, в контексте международных соревнований, в связи с этим цель нашей работы была достигнута.
В целом, учитывая последние события в сфере большого спорта, а именно отстранение России на 4 года от всех крупных международных соревнований по решению ВАДА, мы считаем, что России необходимо сосредоточиться на оспаривании этого решения, всячески пытаться защитить отечественный спорт. Также стоит продолжить подготовку спортсменов и строить новые объекты спортивной инфраструктуры, обеспечивать надлежащее информационно-политическое сопровождение всей сферы отечественного спорта, включая большой спорт. От этого зависит успех формирования и продвижения позитивного имиджа России и представителей власти как внутри страны, так и на международной арене.
- основные компоненты имиджа государства - это представления о его географическом положении, климате, о событиях его истории, о характеристиках экономики, военной силы, общественной жизни, а также о роли и на международной арене;
- образ власти как феномен массового повседневного сознания является социальным политико-властный конструктом и выражает реальные политические условия конкретной социально -политической культуры
- формирование образа власти происходит в соответствии со следующими
элементами: национальные архетипы, ценностная динамика массового
политического сознания и модели культурной трансляции.
На основе изученных политических инструментов формирования образа власти, мы выделили следующие: позиционирование, манипулирование, мифологизация, эмоционализация, рационализация, символизация, вербализация, визуализация, аудизация, которые функционируют с помощью СМИ (интернет, телевидение, пресса). Одним из инструментов формирования образа власти также является публичная дипломатия (неправительственные организации, общественные объединения, политические партии), так как она ориентирована на информирование и направлена на широкие общественные группы. Благодаря теоретическим воззрениям политической пропаганды, политической коммуникации и PR (связи с общественностью) основывается общая модель политического формирования образа власти, а также методы и механизмы его создания. Нами были выделены следующие социологические аспекты: 1 - в современных условиях характер применения имиджеобразующих механизмов претерпел изменения, в связи с этим возможности механизмов расширились, 2 - особое значение приобретает использование данных механизмов в политической стратегии создания образа власти и государства.
На основе изученного материала о внутриполитическом значении большого спорта, нам удалось установить, что
• большой спорт представляет собой важный механизм для решения задач, как внутренней политики, так и власти России, а также является неотъемлемым фактором развития экономики и инфраструктуры страны;
• большой спорт является неотъемлемой составляющей формирования образа власти и государства, посредством укрепления национального единства, сохранения здоровья нации, поддержке духовных ценностей и организации привлекательных спортивных зрелищ, при помощи которых распространяются политические идеи.
Проанализировав теоретический материал, можно говорить о том, что политика и спорт решают общие задачи, осуществляют схожие функции, что способствует взаимопроникновению этих двух сфер, которое проявляется в процессе создания образа власти страны, при помощи большого спорта.
Вторичный анализ данных показал, что международные спортивные события притягивают интерес большинства россиян, значительное внимание уделяется тем состязаниям, которые проходят на территории нашей страны. После успешного проведения Олимпиады в Сочи и отличного выступления наших спортсменов - значительно вырос рейтинг президента по таким параметрам как «одобрение деятельности» и «готовность проголосовать за политика на ближайших выборах». При этом большинство россиян назвали Олимпиаду - 2014 престижнейшим событием мирового масштаба. Своевременно принятые В.В. Путиным меры в адрес чиновников, в ходе допингового скандала, также положительно отразились на рейтинге власти.
По результатам вторичного анализа, мы увидели, что, по мнению россиян, крупные соревнования, такие как Олимпиада - 2014, чемпионат мира по футболу 2018, служат толчком в развитии спорта в стране, улучшают имидж государства на мировой арене. Население демонстрирует установку на поддержку власти при проведении подобных спортивных мероприятий на территории страны, не смотря на такие отрицательные стороны, как коррупция и крупные расходы. Данная установка отразилась и на рейтинге представителей власти. За время проведения Чемпионата мира по футболу - 2018 вырос рейтинг партии ЛДПР, КПРФ, а также вырос рейтинг одобрения деятельности Правительства России. Помимо этого, в период чемпионата вырос рейтинг одобрения деятельности В.В. Путина. Исходя из этого, частично подтвердилась наша гипотеза о том, что успешно проведенные крупные спортивные состязания на территории России повышают политические рейтинги власти и полностью подтвердилась гипотеза о том, что крупные соревнования наибольшее влияние оказывают на образ президента России В.В. Путина.
На основании вторичного анализа данных мы сделали следующий вывод - международные спортивные события оказывают влияние на образ власти в России, а именно те соревнования, которые проходят на территории нашей страны. По полученным результатам мы выяснили, что наиболее яркие зависимости с политическими рейтингами прослеживаются в период Олимпиады - 2014 и ЧМ по футболу - 2018. На основании этого, можем сказать, что гипотеза «предполагается, что международные спортивные мероприятия влияют на имидж политики в целом» подтвердилась.
По результатам регрессионного анализа, мы сделали вывод о том, что на рейтинг отдельного политика, партии - влияние спортивных событий носит заметный характер, что подтвердили выявленные коэффициенты значимости. Помимо этого, исследование показало, что новость о спортивном событии является «толчком», оказывающим влияние на политические рейтинги. На основании этого, гипотеза «международные спортивные мероприятия влияют на имидж политики в целом» подтвердилась. Кроме этого, из четырёх исследованных в регрессионном анализе спортивных событий наибольшее влияние оказала Олимпиада в Сочи, а из политиков заметное влияние было оказано на деятельность В.В. Путина. В частности было выявлено, что на рейтинг политических партий оказали влияние спортивные новости об Олимпиаде в Пхёнчхане, а именно данный показатель отразился на рейтинге партии «Единая Россия». Полученные результаты еще раз частично подтвердили нашу гипотезу о том, что успешно проведенные крупные спортивные состязания на территории России повышают политические рейтинги власти, а также подтвердили гипотезу о том, что крупные соревнования наибольшее влияние оказывают на образ президента России В.В. Путина. Таким образом, эмпирическое исследование позволило выявить и описать зависимости политических рейтингов и спортивных новостей о крупных соревнованиях последних 5-ти лет, что поспособствовало изучению влияния большого спорта на образ власти России и позволило выявить ряд особенностей образа власти, в контексте международных соревнований, в связи с этим цель нашей работы была достигнута.
В целом, учитывая последние события в сфере большого спорта, а именно отстранение России на 4 года от всех крупных международных соревнований по решению ВАДА, мы считаем, что России необходимо сосредоточиться на оспаривании этого решения, всячески пытаться защитить отечественный спорт. Также стоит продолжить подготовку спортсменов и строить новые объекты спортивной инфраструктуры, обеспечивать надлежащее информационно-политическое сопровождение всей сферы отечественного спорта, включая большой спорт. От этого зависит успех формирования и продвижения позитивного имиджа России и представителей власти как внутри страны, так и на международной арене.
Подобные работы
- АНАЛИЗ УРОВНЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СПОРТИВНОГО
ТУРИЗМА
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Влияние спортивных мега-событий на экологическую среду города в восприятии россиян и корейцев
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КРУПНЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - Система управления рисками при проведении международных спортивных мероприятий
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - ВЛИЯНИЕ КРУПНОМАСШТАБНЫХ СОБЫТИЙ НА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ГОРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Главы к дипломным работам, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ КРУПНОМАСШТАБНЫХ СОБЫТИЙ НА
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ГОРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Главы к дипломным работам, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ СПОРТИВНЫЕ СВЯЗИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (на примере игровых видов спорта)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ МАСШТАБНЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В РЕГИОНЕ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2022



