Введение 4
Глава I. Описание концепции обучения математики по системе Людмилы
Георгиевны Петерсон 7
1.1 Развитие способностей учеников по системе обучения Людмилы
Георгиевны Петерсон 7
1.2 Особенности содержания и методики курса математики «Учусь учиться»
для 5 - 6 классов авторов Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон образовательной системы «Школа 2000.» 13
1.3 Методика проведения уроков по системе Людмилы Георгиевны Петерсон.... 19
Глава II. Методическое обеспечение при проведении и подготовке уроков для 5 класса по программе математического развития «Учусь учиться» 43
2.1 Методическое обеспечение курса математики «Учусь учиться» для 5
класса Л.Г. Петерсон 43
2.2 Описание учебного пособия «Блок-тетрадь эталонов для 5 класса»
учебно-методического комплекса «Школа 2000.» 46
2.3 Описание методических пособий для учителя учебно-методического
комплекса «Школа 2000 .» 48
2.4 Сравнительный анализ УМК по математике для 5-6 классов
общеобразовательных школ 53
Глава III. Разработка уроков по учебнику математики для 5 класса авторов
Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон 62
3.1 Тема: «Обобщение и систематизация знаний по признакам делимости»
3.2 Тема: «Десятичные дроби - план изучения» 78
Заключение 101
Список литературы 104
Приложение
В настоящее время отмечается все больший интерес к проблемам математического образования. Высокий уровень развития математики является необходимым условием подъема и эффективности ряда важнейших областей знания. Люди различных профессий должны обладать высокой математической культурой. И это делает математику ведущим предметом в общеобразовательной школе, обязывает учителя этого предмета дать прочные и глубокие знания, всемерно развивать способности обучающихся.
На сегодняшний день существует множество авторских программ по преподаванию математики в основной и старшей школе. Одной из самых известных и распространенных является авторский учебный комплект «Школа 2000» научным руководителем которого является Людмила Георгиевна Петерсон.
В процессе обучения по программе «Школа 2000» Людмилы Георгиевны Петерсон в соответствии с деятельностным подходом реализуется задача формирования функционально грамотной личности. На разном предметном содержании школьник учится получать новые знания, искать ответы на возникающие у него вопросы.
Людмила Георгиевна Петерсон отмечает, что ученика, обучавшегося по этому комплекту, отличают способность принимать решения и отвечать за них; участвовать в творческом поиске, быть толерантным миру. В современном мире информационных технологий данные способности являются основополагающими для гармоничного развития грамотной личности. В соответствии с повышением уровня образования школьников, с логикой развития изучаемого материала, применением у обучающихся знаний и умений уже на новом уровне необходимо избавляться от «пережитков прошлого». [18, 34]
Все выше изложенное и определило актуальность цели выпускной квалификационной работы. Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей содержания и методики курса «Учусь учиться» в 5 классе по авторской программе Людмилы Георгиевны Петерсон образовательной системы «Школа 2000.».
Объектом исследования является процесс обучения математике в 5 классе по системе обучения Л.Г. Петерсон.
Предметом исследования являются уроки математики в 5 классе по авторской программе Л.Г. Петерсон на тему: «Обобщение и систематизация знаний по признакам делимости» и «Десятичные дроби - план изучения».
При выполнении выпускной квалификационной работы были поставлены следующие задачи:
- изучить концепцию методики преподавания математики в 5 классе по системе Л.Г. Петерсон;
- провести анализ методического обеспечения курса математики «Учусь учиться» для 5 класса Л.Г. Петерсон;
- разработать урок по математике в 5 классе основной школы, используя методику преподавания математички по программе Л.Г. Петерсон.
В ходе работы использовались следующие методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической и математической литературы по теме исследования с целью изучения состояния проблемы, различных методик преподавания математики, определения собственных позиций в изучаемой проблеме;
- анализ методического обеспечения курса математики «Учусь учиться» 5 класса Л.Г. Петерсон;
- педагогическое наблюдение за деятельностью учителей и обучающихся, работающих по системе обучения Л.Г. Петерсон.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и библиографического списка.
В первой главе изложено описание концепции обучения математики по системе Людмилы Георгиевны Петерсон, рассмотрено развитие способностей учеников при изучении математики по данной системе, а также представлены особенности содержания и методики курса математики «Учусь учиться» для 5-6 классов авторов Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон образовательной системы «Школа 2000.».
Во второй главе описано методическое обеспечение при проведении и подготовке уроков для 5 класса по программе математического развития «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон.
Третья глава представляет собой разработки уроков по учебнику математики для 5 класса авторов Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон на тему: «Обобщение и систематизация знаний по признакам делимости» и «Десятичные дроби - план изучения».
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, чтобы представить развивающую систему обучения математике по программе Л.Г. Петерсон и перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000.».
Результаты исследования могут быть использованы учителями, завучами и директорами школ, методистами, управленцами, педагогами- экспериментаторами ЦСДП «Школа 2000.» АПК и НПРО, всеми теми, кто осмысливает пути перехода российской системы образования в новое качество.
При изучении школьного курса математики, как и при строительстве любого здания, важен основательный, прочный фундамент, иначе каким бы ни было дальнейшее строительство, здание не будет устойчивым. В тоже время, и на прочном фундаменте можно возвести хлипкое сооружение. Поэтому существующая авторская система обучения математике по программе Л.Г. Петерсон является актуальной для современной системы школьного образования и требует изучения целого комплекса вопросов для обеспечения достаточного и общего математического развития школьников.
В настоящей выпускной квалификационной работе рассмотрены особенности обучения математике по развивающим системам обучения по программе Л.Г. Петерсон на примере 5 класса. Данная система обучения основана на технологии деятельностного подхода, когда наставник - преподаватель предлагает обучающимся не готовый материал, а их самостоятельный поиск, отбор.
Курс авторской программы Людмилы Георгиевны Петерсон ориентирован на личностное развитие обучающегося, по этой причине знания в нем рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления обучающихся, их эмоций и чувств, творческих способностей и мотивов деятельности.
Отличие обучения по системе деятельностного метода «Школа 2000.» от традиционного обучения состоит в том, что в традиционной школе считается, что обучающиеся должны сначала выучить и запомнить то, что предлагают преподаватель и учебник, затем понять, а потом научиться применять полученные знания. Основной смысл учения детей состоит в усвоении этого знания. Однако остается непонятным: зачем учить в течение многих лет то, что потом не пригодится в жизни; насколько ценны и реально необходимы знания, которые преподают в школе.
При деятельностном подходе основным элементом работы обучающихся является решение задач - освоение деятельности. В этом случае фактические знания становятся следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности обучающийся может сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.
Курс математики для 5-9 классов средней школы «Учусь учиться» является частью непрерывного курса математики образовательной системы «Школа 2000...» и обеспечивает непрерывность математической подготовки обучающихся, начиная с дошкольной ступени вплоть до их перехода к предпрофильному и профильному обучению.
Материал учебников организован таким образом, что есть обязательный минимум для усвоения, и есть дополнительные задания с повышенным уровнем сложности.
Программа «Школа 2000.» не перечёркивает накопленный опыт обучения, а базируется на нём, систематизируя и обогащая его.
Сегодня образование России переживает период перехода в новое качество: социально значимыми становятся способности к самостоятельному выбору, построению или освоению новых способов деятельности. Поэтому содержание образования, соответствующее этому уровню, должно быть связано с формированием способностей к выбору, построению или освоению новых способов деятельности на основе применения теоретических знаний по различным дисциплинам. Новый социальный заказ обусловлен быстрым изменением средств, используемых в деятельности человека, необходимостью ориентироваться в динамично изменяющемся информационном потоке, самостоятельно принимать решения и доводить их до исполнения.
Очевидно, что многие из этих способностей в традиционной модели обучения формируются случайным образом, не системно. А значит, традиционная модель обучения не обеспечивает в полной мере выполнение сложившегося социального заказа в части формирования у детей способностей к самоопределению и самореализации, готовности к саморазвитию в современных социально-экономических условиях.
Дидактическая система «Школа 2000.» позволяет учителю на уроках математики системно включать обучающихся в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия и др.
В ходе обучения ученик по авторской программе Людмилы Георгиевны Петерсон становится грамотной, образованной, самостоятельной личностью, готовой к решению трудных задач, что является немаловажным аспектом успеха в жизни.
Сделанные выводы дают основание полагать, что в ходе обучения по авторской программе Людмилы Георгиевны Петерсон обучающийся становится грамотной, образованной, самостоятельной личностью, готовой к решению трудных задач, а это является немаловажным аспектом успеха в жизни; все поставленные задачи исследования решены и цель достигнута.
Будущее образования - это образование с всё большей долей применения технологии деятельностного метода, которая предоставляет возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, анализировать ее на основе системы теоретических знаний; людьми, обладающими навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях; способных принимать решения на основе проведенного анализа.
Дети, обучавшиеся по дидактической системе «Школа 2000...», смогут корректировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями; смогут провести самоанализ выполняемой деятельности и адекватно себя оценить. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях, таков социальный заказ на сегодняшний день.
1) Бородкина Г.В. Здоровая педагогика- здоровые дети // В сб. «Школа 2000.». Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Вып. 4. - М., 2004. -272 с.
2) Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.
Математика 5 класс. М., 2013. -280 с.
3) Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.
Математика 6 класс. М., 2016. -288 с.
4) Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. -544 с.
5) Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс, 1 часть. М., 2011. -176 с.
6) Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс, 2 часть. М., 2011. -240 с.
7) Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 6 класс, 1 часть. М., 2011. -156 с.
8) Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 6 класс, 2 часть. М., 2011. -128 с.
9) Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика 5 класс. М.,2018. -304 с.
10) Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика 6 класс. М.,2018. -336 с.
11) Мордкович А.Г., Зубарева И.И. Математика 5 класс. М.,2016. - 270 с.
12) Мордкович А.Г., Зубарева И.И. Математика 6 класс. М.,2016. - 264 с.
13) Никольский С.М., Потапов М.К. Математика 5 класс. М.,2017. - 256 с.
14) Никольский С.М., Потапов М.К. Математика 6 класс. М.,2017. - 272 с.
15) Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000.»/ Построение непрерывной сферы образования. М.,
2007. -448 с.
16) Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: Образовательная система «Школа 2000...». М., 2007. -298 с.
17) Петерсон Л.Г. Теория и практика построения непрерывного образования. - М., 2001. -245 с.
18) Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. М., 2008. -68 с.
19) Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2006. -92 с.
20) Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. М., 2005. -58 с.
21) Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит «уметь учиться». М., 2006. -80 с.
22) Петерсон Л.Г., Куревина О.А. Концепция образования: современный взгляд. - М., 1996. -21 с.
23) Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики (методика), 5 класс. М., 2008. -128 с.
24) Петерсон Л.Г., Грушевская Л.А., "Построй свою математику". Блок - тетрадь эталонов для 5 кл. М., 2015. -200с.
25) Петерсон Л.Г., Грушевская Л.А., Кубышева М.А., Рогатова М.В. Методические рекомендации к учебнику "Математика 5 кл". М., 2015. -408 с.