Гештальт-психология – это течение в общей психологии, зародившееся под влиянием феноменологии в 1912 году (Эренфельс, Вертхаймер, Коффка, Келлер). Одним из основных положений гештальт-психологии является следующее: «целое отлично от суммы его частей» и появляется в результате их многочисленных взаимодействий. Гештальт-психология особо подчеркивает значение субъективного восприятия.
«Гештальт – это паттерн, конфигурация, определенная форма организации индивидуальных частей, которая создает целостность. Основная предпосылка гештальт-психологии состоит в том, что человеческая природа организована в виде паттернов или целостностей, и только таким образом может быть воспринята и понята. Основная идея гештальта состоит в том, что это – целое; полное, покоящееся в себе целое»[1].
Гештальтпсихология, одна из крупнейших школ зарубежной психологии 1-й половины XX века выдвинувшая в качестве центрального тезис о необходимости проведения принципа целостности при анализе сложных психических явлений. Возникновение гештальтпсихологии связано с общим кризисом механистического мировоззрения на рубеже XIX-XX в.в. и ассоциативной психологии как специфической формы этого мировоззрения в психологической науке.
Первичными данными психoлогии являются целостные структуры (гештальты), не вывoдимые из образующих их компoнентов. Гештальтам присущи свойства и законы, например «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).
Гештальт-психoлогия подчеркивает исхoдную запрограммирoванность oпределенных внутренних структур и их влияние на перцептивные и когнитивные прoцессы.
Основную идею можно лаконично сфoрмулировать следующим образом - целое не всегда равнo сумме его частей.
Сторoнники гештальт-психологии рассматривали пoдхoд Вундта (так, как oни егo понимали) как психологию «кирпичей и раствора», подразумевая, что элементы сознания (кирпичи) скрепляются между собой раствором процесса ассоциации.
Сама по себе гештальт-психология была заложена в трудах нескольких немецких психологов начала ХХ века. Их исследования показали, что восприятие человека происходит так, что подсознание организует то, что человек видит, в единый образ [6]. Элементы рассмотрения всегда составляются подсознанием в единое целое, из которого выделяется какой-то один элемент, который Перлс называет фигурой, а все остальное представляет собой фон. И выбор этого элемента-фигуры определяется многими факторами, а в первую очередь – интересом или первоначальным намерением человека.
Основоположниками гештальт-психологии были Макс Вертгеймер [7] (1880-1943), Вольфганг Келер[8] (1887-1967) и Курт Коффка[9] (1886-1941).
Гештальт-психология была протестом, вызванным неудовлетворенностью упрощенным подходом к характеристике поведения человека, групп.
Основная предпосылка гештальт-психологии формулируется так: "Человеческая психология организована в виде паттернов, или целостностей, или гештальтов, и только таким образом может быть воспринята и понята".
Гештальт-психология экспериментально показала первичность именно целостного восприятия – то есть, наше сознание не воспринимает предмет по частям, а затем составляет из него цельное восприятие, а напротив, “схватывает” предмет как единое целое, а уж потом это целостное восприятие наполняет смыслом восприятие отдельных деталей.
Они показали, что любое чувственное восприятие зависит от обстоятельств целой ситуации, в которой оно происходит.
В результате гештальт-психология несмотря на свои несомненные достижения оказалась в тени психоанализа и бихевиоризма. Но в наши дни, на фоне общего кризиса структурного стиля мышления, интерес к гештальт-психологии начал вновь возрастать, хотя еще в шестидесятых годах Перлс использовал понятие гештальта в качестве ключевого понятия созданной им гештальт-терапии.
В гештальт-психологии было разработано целый ряд оригинальных техник: суппрессивная, экспрессивная интеграции, переименование симптома, бархатный каток и др.
1. Арнхейм Р.Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.
2. Большой толковый психологический словарь. Т.1 (А-О). – М.: ООО "Издательство АСТ", "Издательство "Вече", 2001. – 592 с
3. Большой толковый психологический словарь. Т.1 (А-О). – М.: ООО "Издательство АСТ", "Издательство "Вече", 2011. – 592 с.
4. Дункер К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления // Психология мышления. М., 2000. С. 285.
5. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. М.,2005. С. 234.
6. Кёлер В., Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. Пер. с англ. – М.: 1930
7. Коффка К. Основы психического развития. Пер. с нем. – М.–Л.: 1934.
8. Перлс Ф. «Гештальт-подход. Свидетель терапии». М. Изд-во Института психотерапии, 2013. С.16.
9. Перлс Ф. «Гештальт-подход. Свидетель терапии». М. Изд-во Института психотерапии, 2013. С.16.
10. Перлс Ф. Эго, голод и агрессия. – М.: Смысл, 2010. – 358 с.
11. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия: контуры теории и практики. – М.: Независимая фирма «Класс», 2007. – 272 с.
12. Робин Ж.-М. Гештальттерапия. – М.: Издательство МГИ, 2008. – 63 с.
13. Ярошевский М. Г. История психологии. – М.: 2006.