Введение 5
1 Оценка персонала в системе управления персоналом организации 9
1.1 Сущность и цели оценки персонала 9
1.2 Виды и методы оценки персонала организаций 15
1.3 Зарубежная практика применения методов оценки персонала 27
2 Исследование методов оценки персонала и их эффективности в
организациях Приморского края 40
2.1 Оценка персонала в ООО «Стрелателеком» 40
2.2 Оценка персонала в ООО «Холдинговая компания Дазэл» 54
2.3 Сравнительный анализ оценки персонала в организациях Приморского
края 65
3 Рекомендации по совершенствованию метода оценки и эффективности процедуры оценки персонала в организациях Приморского края 83
3.1 Мероприятия по совершенствованию оценки персонала в организациях 83
3.2 Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий 85
Заключение 89
Список используемых источников 94
Приложения
Оценка персонала проводится в организациях для того, чтобы определить, на какой стадии развития находится конкретный сотрудник, какой трудовой потенциал имеет, как количественно и качественно его измерять.
Актуальность данной темы обусловлена тем, структура любой организации - сложнейший механизм, требующий качественной настройки и постоянного контроля со стороны управленцев. Рассматривая компании с точки зрения их ресурсов, в качестве ключевых из них можно выбрать денежные активы, технологические составляющие или разного рода информацию. Однако практика известных менеджеров и течение истории подтверждают, что главный ресурс в любой организации - персонал, к подбору которого важно подходить крайне ответственно.
Нанятые для работы люди во многом определяют вектор развития предприятия и его успехи в рабочей среде. Как бы парадоксально не звучало, но нанять человека на работу и объяснить ему суть таковой недостаточно для стабильного и качественного функционирования организации. Аналогично растениям, люди требуют постоянной «подпитки» в виде новых знаний и умений. Только при их наличии персонал компании будет развиваться, а ее успехи и статус в своей сфере расти. Выбирая методы оценки персонала, важно не упускать из виду ее цели, а именно: оценка эффективности труда работников и соответствия их занимаемым должностям, а также выявление перспективных сотрудников для их подготовки и продвижения.
Успех предприятия во многом зависит от правильного подбора и отбора кадров при приеме на работу, от дальнейшего их продвижения по карьерной лестнице, эффективность которого и должна обеспечивать грамотно выстроенная системы оценки персонала. Оценка персонала позволяет выявить и раскрыть потенциал каждого сотрудника и направить этот потенциал на реализацию стратегических целей компании.
Важность оценки персонала определяется тем, что при корректной оценке кадров компании можно сэкономить большое количество средств, а именно на 5
повторный найм, обучение, адаптацию и так далее. Производительность, как отдельного сотрудника, так и компании в целом может увеличиться в разы. Также важность оценки персонала в том, что продвижение по карьерной лестнице верно отобранных сотрудников осуществляется скорее, их эффективность на занятом рабочем месте повышается, а общий климат в организации остается позитивным.
Гипотеза данной работы в том, что существенное влияние на эффективность оценки персонала оказывает вовлеченность персонала в процедуру оценки, а так же их информированность о самой процедуре оценки, и прозрачной информации о полученных результатах.
Целью исследования является анализ эффективности опыта применения заимствованных методов оценки персонала в отечественных организации, а так же выявление факторов, влияющих на эффективность оценки персонала.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать понятие и цели оценки персонала;
- определить современный опыт оценки персонала;
- рассмотреть методы оценки персонала, применяемые на региональных предприятиях;
- оценить эффективность рассматриваемых методов оценки персонала;
- усовершенствовать и проанализировать эффективность применяемых методов оценки персонала в организациях Приморского края.
Объектом исследования является процедура оценки персонала в организациях, предметом - методы оценки персонала, применяемые на предприятиях Приморского края. Методология исследования представлена анализом документов, а именно исследований, проведенных такими авторами, как В. Летуновский, М. Андерсон, Б.Хангерленд, Д. Купер, а так же сравнительным анализом, опросами, интервью.
Базу исследования составляют законодательные акты Российской Федерации, диссертации, монографии, статьи в периодических изданиях, а также интернет источники, среди которых статьи с исследованиями зарубежных и российских авторов.
В работе была использована литература таких зарубежных авторов как:Р. Drucker, H. Levinson,G.Odiorne,H.Osterle, E. Fleisch, R. Alt, M.Page, M. Buckingham, A.Goodall. Исследования этих авторов раскрывают основные определения по управлению персоналом, а также позволяют проанализировать оценку кадров в западных организациях. В числе российских авторов, внесших вклад в разработку этой проблемы, необходимо выделить таких исследователей, как: А.Я.Кибанов, А.П. Егоршин, Д. Шлянчак, В.В. Митрофанов, О.Н Чапалов. Они рассматривали оценку персонала в разных аспектах, включая ее значимость, принципы, виды, последствия.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности внедрения разработанных алгоритмов эффективной процедуры оценки, влияющей на результаты сотрудников организаций, с учетом особенностей деятельности компании и сотрудников, так как в последней главе рассматривается рекомендации по совершенствованию эффективности внедрения нового метода оценки.
Структура работы представляет собой наличие введения, трех глав (теоретического и практического характера), заключения, списка использованных источников и приложения. В первой главе рассмотрены основные понятия и сущность методов оценки персонала, цель оценки персонала в организации, виды и методы оценки персонала, выявлены наиболее актуальные системы оценки, проанализированы их достоинства и недостатки. Так же рассмотрен современный опыт применения этих методов в зарубежных организациях.
Вторая глава раскрывает тему оценки персонала на примерах внедрения методов оценки в российские компании. Глава посвящена характеристике двух компаний Приморского края с похожей сферой деятельности, а именно сферой услуг.
Третья глава позволяет оценить эффективность и результаты применимых методик оценки, предложены пути совершенствования самой процедуры оценки персонала на основе выявленных недочетов.
Успех предприятия во многом зависит от правильного подбора и отбора кадров при приеме на работу, от дальнейшего их продвижения по карьерной лестнице, эффективность которого и должна обеспечивать грамотно выстроенная системы оценки персонала. Важность оценки персонала определяется тем, что при корректной оценке кадров компании можно сэкономить большое количество средств, а именно на повторный найм, обучение, адаптацию и так далее. Производительность, как отдельного сотрудника, так и компании в целом может увеличиться в разы.
Цель работы, которая состоит в анализе эффективности опыта применения заимствованных методов оценки персонала в отечественных организации, а так же выявление факторов, влияющих на эффективность оценки персонала достигнута, задачи исследования решены. Были проанализированы российские и иностранные источники по теме методы оценки персонала.
1. Анализ теоретических исследований в сфере оценки персонала позволил сделать следующие выводы:
- Оценка персонала - это сложный трудоемкий процесс, который представляет собой оценку нормы, заданной организацией, с реальным кандидатом. Первичный отбор при приеме на работу позволяет отобрать лучших из лучших, и сформировать кадровый резерв для реализации поставленных целей организации. Промежуточная аттестация позволяет выявить трудовой потенциал работника, понять на каком профессиональном уровне он находится, и помочь ему сдвинуться с места в сторону дальнейшего развития, и движения по карьерной лестнице, так же с помощью аттестации организация может отсеять некомпетентных работников, тормозящих рабочий процесс [44].
- Методы оценки персонала подразделяются на количественные, качественные и комбинированные, а виды делятся на традиционные и нетрадиционные. Чаще всего организации используют традиционные методы, т.к. их легко внедрить, и они не вызывают сопротивления у персонала. К ним можно отнести, собеседование, тестирование, сравнительные методы. Нетрадиционные методы более разносторонние, они направлены на оценку психологических аспектов кандидата, его личных качеств, его работы в команде, а так же им присуще разностороннее оценивание.
- Были рассмотрены такие современные методы оценки, как KPI, Management by objectives, система сбалансированных показателей, Talent management и другие. Основная цель внедрения новых методов оценки, обозначить место сотрудника в организации, его роль, показать ему, что он может контролировать свой результат и стремится к большему вместе со своей организацией.
2. Анализ методов оценки персонала и их эффективности в организациях Приморского края выявил следующее:
- Обе рассматриваемые компании, выбрали зарубежный метод оценки «360 градусов». Компания ООО «Стрелателеком» проводила методику с помощью профессионального эксперта, который составлял список вопросов по компетенциям, а так же анализировал полученные результаты, так методика проводилась с помощью он-лайн базы. Эксперт оценивал лишь линейных руководителей. Эффективность, проведенной оценки в ООО «Стрелателеком» составила 87,2%. По результатам проведенного анализа было выявлено, что сотрудники и руководство компании в ходе оценки удовлетворили свои цели и достигли поставленных задач.
- ООО «Холдинговая компания Дазэл» так же использовала метод оценки «360 градусов». Но в данном случае отдел управления персоналом этой компании самостоятельно разрабатывал и организовывал процесс оценки своих сотрудников, в этой компании оцениванию подверглись линейные руководители и несколько специалистов. Эффективность проведенной оценки в ООО «Холдинговая компания Дазэл» составила 64,5%. Средний результат, который показал, что сотрудники компании не удовлетворены результатам оценки, а так же самым процессом, этому способствовали ряд факторов, которые не были учтены при подготовке к мероприятиям по оценки персонала.
3. Автором были разработаны рекомендации по совершенствованию проведения мероприятий оценки персонала.
Основной результат, который ждут от мероприятий по оценке персонала:
- повышение производительности;
- внедрение новых методов и идей, основанных на знании особенностей конкретного производства;
- привлечение новых клиентов и расширение рынков сбыта;
- лояльных сотрудников, не стремящихся сменить работу;
- экономию на поиске, подборе, адаптации и обучении персонала.
Следует отметить, что прежде чем проводить мероприятия по оцениванию персонала необходимо поставить цель оценки, и выбрать способ оценивания. Далее определиться какими средствами будет проводиться данное мероприятие, своими силами или с приглашенными экспертами. Если организация выбрала первый вариант, то необходимо подготовить специалистов по кадрам к предстоящей оценке, проинформировать их о важности вовлеченности персонала в этот процесс, а именно необходимо:
- заранее проинформировать о датах, форме оценки, так как данная процедура стрессовая эта информация чуть снизит тревожность и даст более точные результаты оценки, так же для объективности оценки лучше всего использовать несколько методов;
- сотрудникам необходима обратная связь, результаты оценки можно обезличить в статистике, например, 40% участников попали в кадровый резерв или были переведены на более высокие должности;
- оценка для персонала должна быть прозрачной, чтобы не вызывать сопротивления и агрессии. Из всего вышесказанного следует сделать вывод, организация процедура оценки персонала мероприятия достаточно сложное.
Если организации позволяют средства лучше обратиться к компании, которая профессионально подготовит и проведет оценку персонала, как заказ. Но если таковой возможности нет, то стоит учитывать следующие факторы, для повышения эффективности мероприятия оценки персонала:
- проанализировать ситуацию в компании, нужно ли/не нужна оценка в данный период времени;
- установить цели и задачи оценки;
- проанализировать моральную готовность сотрудников к оценке;
- выбрать метод оценки, в соответствии с целями организации;
- подготовить персонал в процедуре оценки;
- по результатам оценки персонала дать обратную связь сотрудникам.
Оценить экономическую эффективность системы оценки персонала можно, во-первых, с позиций потребностей предприятия, ее финансирующего. В этом случае на первый план выходит оценка результата, соотнесенная с произведенными затратами.
Во-вторых, с позиций службы управления персоналом, когда важны количественные и качественные показатели, характеризующие масштабы проведенной работы, влияние результатов оценки на развитие и функционирование всей системы управления персоналом.
В-третьих, с позиций отдельных работников и руководителей. С точки зрения сотрудника, в основе оценки эффективности будет лежать степень достижения личностно значимых целей, задач и потребностей. Для руководителей важен эффект улучшения результатов труда и методов управления подчиненными.
В-четвертых, с позиции косвенных потребителей услуг (например, региона). В этом случае эффективность оценки определяется с позиции реализации региональных социальных и экономических задач (снижения напряженности на рынке труда, регулирования спроса и предложения на профессии).
На основе анализа степени реализации интересов четырех названных групп определяют эффективность системы оценки, но при этом может возникнуть проблема выбора приоритетности потребностей и оптимального их сочетания.
1. Трудовой кодекс Российской федерации: [по состоянию на 2 января 2016 г.: принят 30 декабря 2001]. - Консультант Плюс. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.
2. О форме анкеты, подлежащей представлению в Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации гражданином Российской Федерации, изъявившим желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации: [Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ № 1310: принят 15 ноября 2007 г.]. - Бюл. нормат. актов федер. органов исполнит. власти, 2003. - № 31.
3. Положение о подборе персонала в ООО «Холдинговая компания Дазэл»: [утверждено приказом директора УО № 127 от 10.08.2010].
4. Положение о подборе персонала в ООО «Стрелателеком»: [утверждено приказом директора № 10 от 01.01.2013].
5. Аширов, Д.А. Управление персоналом: учебник./ Д.А. Аширов. - М., 2012. - 280 с.
6. Аудит и контроллинг персонала организации : учебное пособие / под ред. П.Э. Шлендера. - М. : Вузовский учебник, 2015. - 262 с.
7. Апенко, С.Ю. Эффективность системы оценки персонала [Электронный ресурс] / С.Ю. Апенко// - Компания и персонал. - 2017. Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/effektivnost-sistemy-ocenki-personala
8. Базарова, Т.Ю. Управление персоналом: учебник./Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. - М., 2006. - 300 с.
9. Большой энциклопедический словарь / А.М. Прохоров, А.П. Горкин, В.И. Бородулин, Н.М. Ланда. М. : Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1998. 1456 с.
10. Белов, А. Н. Делопроизводство и документооборот: учебное пособие / А.Н. Белов - М., 2012. - 290 с.
11. Бланк, А.С. Полный обзор: метод оценки персонала «360 градусов» [Электронный ресурс]/ А.С. Бланк // - Оценка персонала. - 2018.- Режим доступа: https://www.kom-dir.ru/article/1888-metod-otsenki-personala-360- gradusov
12. Бершадский, А.М. Методы сравнительного анализа: учебное пособие / А.М.Бершадский. - М.-2014. - 178 с.
13. Бобачин, Д. Оценка персонала по методике KPI в современных проектно-ориентированных компаниях / Д. Бобачин // Российское предпринимательство. - 2015 - №10. - С.56-58
14. Бодди, Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: учебник. / Д.Бодди, Р.Пэйтон. - М. 2013. - 200с.
15. Васенко, О. Оценка персонала по методике KPI в современных проектно-ориентированных компаниях / О.Васенко // Российское предпринимательство. - 2015. - № 10.
16. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала: учебное пособие/ В. Р. Веснин - М., 2014. - 400 с.
17. Грива, Е. В Австралии босса уважают/ Е.В. Грива //Управление персоналом. - 2014. - №14. - С. 48.
18. Горчакова, Т. Е. Японский опыт управления персоналом: что заимствовать и как использовать / Т.Е. Горчакова // Современный кадровый менеджмент. - 2015. - №2. - С. 23-25
19. Голованова, А.А. Инвестиции в человеческий капитал предприятия: учебное пособие / А.А. Голованова, С.А. Лочан, Д.В. Хавин ; под ред. А.М. Асалиева. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 88 с.
20. Дементьева, К. Новая система оценки в Сбербанке [Электронный
ресурс] / К. Дементьева // Банки Сегодня. - 2014. - Режим доступа:
http://www.banki.ru/news/bankpress/?id=2361379
21. Джей, Р. Успешный кандидат или как пройти собеседование и получить хорошую работу / Р.Джей // Олимп-Бизнес. - 2016. - №5. - С.78-90.
22. Егоршин, А.П. Управление персоналом: учебное пособие для вузов 5-е изд. / А.П. Егоршин.- М.: Нимб. 2015. - 300 с.
23. Жариков-Крушелышцкий, К. Диагностика лидерских способностей: учебник. /К. Жариков-Крушелышцкий, Н.П.Фетискин, В. В. Козлов, М. Мануйлов. - М. Лидер, 2015. - 390 с.
24. Исаченко, И.И. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие / И.И. Исаченко, О.И. Елизарова, Е.А. Кондрусь, И.С. Машинская. - М. : МГУП им. Ивана Федорова, 2017. - 206 с. - ISBN 978-5-8122-1236-0.
25. Крымов, А. Искусство чтения резюме / А.Крымов // Кадровое дело.
- 2014. - №5. - С.67
26. Карпов, А. В. Психология менеджмента: учебник./ А.В. Карпов. - М., 2015. - 350 с.
27. Кибанов, А.Я., Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: учебник /А.Я Кибанов, И.Б Дуракова. - М., 2013.
- 3560 с.
28. Клегг, Б. Как провести собеседование/ Б.Клегг // Вопросы менеджмента. - 2014. - № 15. - С.3-5.
29. Купер, Д., Психология в отборе персонала: учебник. / Д.Купер, А. Робертсон. - М.: Психология менеджмента, 2015. - 340 с.
30. Кокорин, А.А. Сравнительный анализ: теория, методология, методика: учебное пособие / А.А. Кокорин. - М. - 2015. - 45 с.
31. Кучина, О.В. Кадровое обеспечение сферы сервиса. / О.В. Кучина. - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. - 160 с.
32. Корицына, А.В. Опрос мнений сотрудников: как добиться успеха
[Электронный ресурс] /А.В. Корицына // - 2017. - Режим доступа:
http://www.hr-portal.ru/article/opros-mneniy-sotrudnikov-kak-dobitsya-uspeha
33. Летуновский, В. Эволюция взглядов на оценку персонала в России
[Электронный ресурс] / В.Летуновский // - 2015. - Режим доступа:
http://hrm.ru/db/hrm/5D21749093883297C3257100003EF9D7/category.html(дата обращения 28.03.2016)
34. Ли, Янь Фэй Сравнительные подходы к оценке персонала на промышленных предприятиях КНР и России / Ли Янь Фэй. - Хабаровск: Изд-во ТГУ, 2016. - 8 с.
35. Ларсон, У. Как проводить собеседование при приеме на работу / У.Ларсон // Олимп-Бизнес. - 2014. - №7. - С.56-58
36. Лихацкий, В. И. Аудит и контроллинг персонала. Учебник / В.И. Лихацкий. - М.: Издательство ГИЭФПТ. - 2017. - 276 с.
37. Митрофанова, В. В. Порядок избрания на должность по конкурсу / В.В.Митрофанова // Справочник кадровика. - 2015. - №1. - С.55
38. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М. : Издательство «Дело», 2007. 494 с.
39. Марьянов, Н.Л. Управление персоналом организаций: учебник. / Н.Л.Марьянов // - М.: Академический проект - 2014. - 230 с.
40. Медведникова, Л.Ф. Оценка персонала в современной организации / Л.Ф.Медведникова //Организация в 21 веке. - 2014. - 130 с.
41. Методический инструментарий по внедрению системы комплексной оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=620420
42. Оценка персонала по методике «360 градусов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/tags/ocenka-personala
43. Панов, А.Н. Интеграция России в Азиатско-Тихоокеанский регион: перспективы 2012-2020 / А.Н.Панов // Внешняя политика России 2000 - 2020. - 2012.- С. 20-24
44. Пискунова, Е.В. Построение компетентностных моделей специалистов: учебник. / Е.В. Пискунов. - М. - 2012. - 120 с.
45. Рогожин, М. Ю. Документационное обеспечение управления / М.Ю. Рогожин// - М.: Проспект. - 2015. - 261 c.
46. Система управления по целям [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.elitarium.ru/sistema_upravlenij a_celi_rezultaty/
47. Система кадров государственных служащих [Электронный ресурс].
Режим доступа: http: //china. kulichki .com/figures/political/009.shtml (дата
обращения 28.03.2018)
48. Тикин, В. С. Традиционное стимулирование соперничества / В. С. Тикин // ЭКО. - 2015. - № 3. - С. 74 - 80
49. Торкунов, А.В. По дороге в будущее: учебник / А.В. Торкунов, А.В. Мальгин, А.Л. Чечевицников. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 250 с.
50. Травкин, Ю. Персональные данные / Ю.Травкин // Амалданик. -
2013. - С. 330
51. Хаббард, Л.Р. Управление: учебник. / Л.Р. Хаббард. - М.: Нью эра,
2014. - 180 с.
52. Хангерленд, Б. Как преподнести себя на рынке труда. / Б.Хангерленд // - 2014. - № 9. - С. 200
53. Чаусова, Т. Оценка персонала: учебник. / Т.Чаусова. - 2014. - 25 с.
54. Шапиро, С.А., Основы управления персоналом в современных организациях: учебник / СА. Шапиро. - М.: Менеджмент. - 2013. - 57 с.
55. Шлянчак, Д. Оценка персонала - инвестиции или затраты? / Д. Шлянчик //Кадровик. - 2013. - №9. - С. 30
56. Arvey R.D. The employment interview: A summary and review of recent research / Arvey R.D. // Personnel Psycology, 2012. - N.35. - 281-322p.
57. Andrson M. Personality and Organizational Culture as Determinants of Influence / M. Andrson, C. Flynn, F. Spataro// Journal of Applied Psychology. -
2015. - №5-P.132
58. Buckingham M. Reinventing Performance Management // Harvard Business Review. - 2015. - 100 p.
59. Common wealth Bank of Australia [Электронный ресурс]. Режим доступа:https ://en. wikipedia. org/wiki/Commonwealth Bank(дата обращения 26.04.2016)
60. Cronback L.J. Psychological tests and personnel decisions. Urbana: University of Illinois, 2015. - 196p.
61. Cikora D.M., Ferris G.R. Strategic human resource practice implementation: The critical role of line management // Human Resource Management Review. - 2014.- Vol. 24, Issue 3, September.- P. 271-281.
62. Dianna Stone L. Challenges and opportunities affecting the future of human resource management [Электронный ресурс] / Dianna L. Stone// Human Resource Management Review. - 2015. - Vol.25 - P.568-984 - Режим доступа: http: //www.scopus .com
63. Global Top 50 business ranking [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://universumglobal.com/blog/2013/09/global-top-50-business-ranking/(дата обращения 15.04.2018)
64. Hamid T. Mohammad Mehdi Jabbari, Organizational culture and leadership [Электронный ресурс] // Journal of World Business, 2015. - Vol. 51, - P.256-987. - Режим доступа:http://www.sciencedirect.com
65. Hidi S., Harackiewicz J.M. Motivating the corporatelly unmotivated: A critical issue for the 21st century // Review of Educational Research, №70(2), 2016, p. 151-179.
66. Lorez F.M. Personnel interviewing: Theory and practice. / Lopez F.M// N.Y. et.al.: Me-graw-Hill. - 2015.
67. Cech M. Human Resource Management in Chinese Manufacturing
Companies [Электронный ресурс]// Perspectives in Science, 2015. - Режим
доступа:http: //www.scopus .com
68. Cabanillas C., Resinas M. Specification and automated design-time analysis of the business process human resource perspective // Information Systems. -2017. - Vol. 52, August-September. - P. 55-82.
69. Manhaten R. Management by objectives [Электронный ресурс] / R. Manhaten //The economist. - 2015. - № 67. - Режим доступа: http: //www.economist.com/node/14299761(дата обращения 28.03.2018)
Pastore F. Wage effects of recruitment methods // IZA Working Paper, 2008. - Режим доступа: www.scopus.com
71. Performance appraisal reactions: measurement, modeling, and method bias / ed. By M Lisa, A. Levy, E Paul// Journal of Applied Psychology. - 2015. - № 86. - P. 149
72. Rahul J. Employee Performance Assessment in Quality Assurance [Электронный ресурс] // Master's Projects, 2014. - №875. - Режим доступа: http: //www.scopus .com
73. Shuming Z. Thirty-two years of development of human resource
management in China: Review and prospects [Электронный ресурс] // Human Resource Management Review, - 2011. - №75 - Режим доступа:
http: //www.scopus .com
74. What is Kaizen [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.graphicproducts.com/tutorials/kaizen/(дата обращения: 20.03.2016).
75. Toyota moving U.S. headquarters to Texas [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.usatoday.com/story/money/cars/2014/04/28/toyota-
move-texas/8358361/(дата обращения 21.03.2018)
76. Joniakova Z. Age Management as Contemporary Challenge to Human Resources Management in Japanese Companies [Электронный журнал] // Procedia Economics and Finance, - 2012. - №89. - Режим доступа: http://www.scopus.com
77. Аттестация персонала [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/biznes/attestaciya-personala.html
78. Глобальный Hr барометр M. Page, Справочные данные для России
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.michaelpage.ru/productsApp_RU/MiniSites/barometer2013/pdf/MP_RU S_HR_BAROMETER_2013_FACTSHEET-RU.pdf
79. BHP Billiton Ltd [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.reuters.com/finance/stocks/companyOfficers?symbol=BHP.AX(дата обращения 15.04.2018)
80. EDI - Electronic dat interchange
Электронный обмен данными [Электронный ресурс] Режим доступа:// http: //www.tadviser.ru/index.php/Статья:EDI_(Electronic_data_interchange_- _Электронный_обмен_данными) (дата обращения 13.04.2018)