Введение
1. Общий анализ деятельности ГУУ 7
1.1 Организационная и функциональная структура ГУУ 7
1.2 Анализ информационного и документационного обеспечения ГУУ 14
1.3 Причины и факторы, препятствующие эффективной работе вуза 21
1.4 Направление совершествования взаимодействия структурных
подразделений на основе информационных технологий 23
2. Проектирование информационно-справочной системы «ГУУ База знаний» ..
2.1. Современное состояние и тенденции развития систем управления знаниями 25
2.2 Требования к информационно-справочной системе «ГУУ База знаний» ..
2.3 Сравнительный анализ платформ для реализации информационно-
справочной системы «ГУУ База знаний» 42
2.4 Предложения по реализации информационно-справочной системы «ГУУ
База знаний» 48
2.5 Предложение по интеграции информационно-справочной системы «ГУУ
База знаний» с общевузовсками информационными системами 68
2.6 Анализ рисков реализаци информационно-справочной системы «ГУУ
База знаний» 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
Обучение в современном обществе перестало носить временный характер и стало беспрерывным процессом. Современность диктует свои условия для формирования процесса образования. В настоящее время недостаточно получить один раз высшее образование, любому специалисту высокого уровня необходимо постоянно пополнять и совершенствовать свои знания в той или иной предметной области, ведь знания с каждым годом становятся все более и более динамичными.
Любая организация должна опираться на тенденции и требования рынка. Если этого не делать, то рано или поздно невидимая рука рынка заменит организацию кем-то другим. Любой вуз не является исключением из этого правила.
Если рассматривать вуз с организационной точки зрения, то с одной стороны, вуз — это организация со сформированной инфраструктурой, включающей сотни помещений, тысячи единиц оборудования, ЛВС, силовые сети и, самое главное, — интеллектуальный капитал в лице профессорско- преподавательского состава, научной школы, принципов и традиций преподавания.
Но какими бы достоинствами ни обладал вуз, если взаимодействие между структурными подразделениями выстроено неэффективно, то и сам процесс обучения и создания новых инновационных проектов будет обречён на провал.
Обращаясь к опыту мировых вузов и крупных организаций, можно сделать вывод, что создание эффективного взаимодействия между структурными подразделениям невозможно без поддержки информационных технологий. В настоящее время главным ресурсом, необходимым для успешного ведения любого вида деятельности, является информация. Её объёмы постоянно растут, её становится всё сложнее обрабатывать, анализировать и хранить. Появляются проблемы при поиске необходимой информации и её актуализации. При работе с разобщёнными данными тратится много времени и материальных средств. Это
Данный дипломный проект посвящён вопросу создания системы способной решить данные задачи и обеспечить тесную связь между отдельными структурными подразделениями с минимальными финансовыми затратами для вуза.
Основой дипломного проекта послужили материалы исследования процессов взаимодействия структурных подразделений ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления» в части организации учебного процесса.
Анализ бизнес-процессов проводился на базе материалов, полученных в ходе:
- изучения нормативно-правовых, организационно-распорядительных и информационно-справочных документов;
- интервьюирования сотрудников структурных подразделений ГУУ;
- анализа информации, представленной в системе «GreenLine 52».
При обследовании деятельности осуществляется:
- описание целей и задач отдельных структурных подразделений для дальнейшего формирования системы показателей эффективности деятельности и долгосрочных планов развития;
- адаптация PCF классификации бизнес-процессов деятельности ГУУ в соответствии со спецификой организации;
- текстовое и схематическое описание бизнес-процессов в виде регламентов (стандартов); перенос регламентов бизнес-процессов в систему «GreenLine 52» для формализации и стандартизации отчётности сотрудников о выполнении поставленных перед ними задач.
Объектом исследования дипломного проекта являются структурные подразделения вуза, на примере Государственного Университета Управления.
Цель дипломного проекта — совершенствование взаимодействия структурных подразделений вуза на базе информационных технологий на примере Государственного университета управления.
Основные задачи дипломного проекта:
- изучение и анализ существующих методов работы с документами в Государственном университете управления;
- выявление проблемных мест в организации документационного обеспечения управленческой деятельности Государственного университета управления;
- исследование способов организации информационного взаимодействия структурных подразделений Государственного университета управления;
- разработка практических задач для реализации совершенствования взаимодействия структурных подразделений вуза на базе информационных технологий в Государственном университете управления.
Структура дипломного проекта включает в себя две главы, введение и заключение. В конце дипломного проекта представлены приложения, дополняющие и поясняющие содержание основного текста.
Методической и информационной базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам ДОУ, информационного взаимодействия и проектированию информационных систем, а также материалы преддипломной практики.
В рамках дипломного проектирования были проанализированы бизнес- процессы и организация информационного взаимодействия структурных подразделений вуза, в результате чего было предложен подход к совершенствованию информационно-справочного обеспечения деятельности вуза.
В рамках данного дипломного проекта мною были проведены анализ и сравнение платформ для создания систем управления знаний на основе методики, предлагаемой Гильдией управляющих документацией, изложенной в книге, адаптированной для систем управления знаниями, - «Системы электронного документооборота: анализ и выбор» за авторством Т.В. Князевой.
В результате проведённого анализа, были определены следующие преимущества выбранной платформы CMS «Wordpress» для реализации информационно-справочной системы «ГУУ База знаний»:
• Минимальные финансовые расходы.
• Обширные возможности для развития.
• Кроссплатформенность.
• Автономность.
• Web-доступ.
Была разработана информационно-справочная система «ГУУ База знаний», целью которой является налаживания эффективного взаимодействия между структурными подразделениями Государственного университета управления, и в которой был реализован следующий функционал:
• Работа с шаблонами документов;
• Информирование о совещания;
• Интерактивная карта бизнес-процессов вуза;
• Электронный справочник по сотрудникам и структурным
подразделениям ГУУ;
• Поддержка технологии «инициатив» системы «GreenLine 52»;
• Социальное взаимодействие между пользователями.
Налажена интеграция системы «ГУУ База знаний» с системами:
• Сайт государственного университета управления;
• 1С: Документооборот;
• Система «GreenLine 52»;
• Электронный справочник ГУУ «Кафедрариум»;
В процессе была разработана должностная инструкция Инженера (техника), работающего с данной системой.
Также была проведена оценка рисков при внедрении системы «ГУУ База знаний», в основу которой был положен экспертный метод.
Достижение поставленных целей стало возможным благодаря использованию различных программных платформ и средств.
Особое внимание стоит обратить на то, что внедрение предложенного решения требует минимальных финансовых затрат со стороны вуза, т.к. система «ГУУ База знаний» спроектирована на платформе с открытым кодом CMS «Wordpress». Решение, реализованное в рамках дипломного проектирования, может быть использовано как в качестве постоянного средства информационного обеспечения взаимодействия структурных подразделений, так и в качестве временного инструмента на пути к реализации внедрений программного комплекса «1С: Предприятие».
В качестве дальнейших направлений развития системы можно предложить:
• Внедрение системы рейтингов комментариев,
• Внедрение технологии самомодерации комментариев,
• Более глубокая интеграция с системой «1С: Документооборот»,
• Внедрение обширных социальных функций в систему,
• Реализация модуля управления проектами,
• Реализация модуля работы с учебными планами и автоматизации подсчёта нагрузки на преподавателей.
1. ГОСТ 19781-90. Обеспечение систем обработки информации программное. Термины и определения.
2. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание: общие требования и правила составления.
3. ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов: общие требования и правила составления.
4. ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.
5. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих - М., "Омега-Л", 2009г.
6. Методические указания по дипломному проектированию/Сост. И.К. Корнеев; ГУУ. - М., 2005.
7. Отчёт о результатах самообследовании Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет управления» от 15.03.2014.
8. Положение о Центре стратегической интеграции Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ» от 20.12.2013.
9. Устав Федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет управления» от 19.04.2011.
10. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» с изм. от 04.05.2013 № 50-ФЗ
Специальная научная литература:
11. 1C: Предприятие 8.2 Руководство разработчика Часть 1 2-е издание - М.: Фирма «1С». 2011.
12. Абдикеев .М., Киселёв А.Д. Управление знаниями корпорации и реинжиниринг бизнеса: Учебник для МВА. - М.: ИНФРА-М, 2011.
13. Абдикеев Н.М., Аверкин А.Н., Дьяконова Л.П. Когнитивная бизнес- аналитика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2011.
14. Годин В.В., Корнеев И.К. Информационное обеспечение управленческой деятельности: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004.
15. Князева Т.В. Системы электронного документооборота: анализ и выбор - М, Гильдия управляющих документацией, 2010
16. Круг С. Не заставляйте меня думать! - М.: Символ-Плюс, 2008.
17. Купер А, Рейманн Роберт М., Кронин Д. Об интерфейсе. Основы проектирования взаимодействия - М.: Символ-Плюс, 2009.
Интернет-источники:
18. Green Line 52 [Электронный ресурс]. М - URL:http:// http://gl52.ru/(Дата обращения: 25.03.2014).
19. Process Classification Framework [Электронный ресурс]. Houston. -
URL:http://www.apqc.org/process-classification-framework (Дата обращения:
25.03.2014).
20. Гильдия управляющих документацией [Электронный ресурс]. М. - URL: http://www.gdm.ru/(Дата обращения: 25.03.2014).
21. ГиперМетод. База знаний: [Электронный ресурс]. М. -
URL:http://www.hypermethod.ru/menu/4/2 (Дата обращения: 25.03.2014).
22. Государственный университет управления: [Электронный ресурс]. М., 2000-2014. URL:http://guu.ru(Дата обращения: 25.03.2014).
23. Гришаев И. Моя интеграция с 1С: [Электронный ресурс]. М - URL:http://habrahabr.ru/post/139272/ (Дата обращения: 25.03.2014).
24. Интернет энциклопедия Википедия: [Электронный ресурс]. М. - URL:http://ru.wikipedia.org/(Дата обращения: 25.03.2014).
25. Кодекс CMS «Wordpress»: [Электронный ресурс]. М -
URL:http://codex.wordpress.orgOara обращения: 25.03.2014).
26. Питер Софт. Регламент бизнес-процесса. - URL:http://www.piter-soft.ru/automation/more/glossary/process/reglament-biznes-protsessa/(Дaтa обращения: 25.03.2014).
27. Рейтинг CMS по версии компании iTrack: [Электронный ресурс]. М. -URL:http://itrack.ru/research/cmsrate/(Дата обращения: 25.03.2014).
28. Сайт компании «Jomportal»: [Электронный ресурс]. М. -
URL:http://www.jomportal.ru/(Дата обращения: 25.03.2014).
29. Сайт компании «Joomla»: [Электронный ресурс]. М -
URL:http://joomla.ru/(Дата обращения: 25.03.2014).
30. Сайт Компании «TeamLab»: [Электронный ресурс]. М. -
URL:http://www.teamlab.com/ru/ (Дата обращения: 25.03.2014).
31. Стандартная общественная лицензия GNU (GPL) [Электронный ресурс]. - URL:http: //www.gnu. org/copyleft/gpl. html (Дата обращения: 25.03.2014).