Личные фотографии как способ самопрезентации в онлайн-сетях
|
Введение
Глава 1. Феномен самопрезентации в контексте влияния онлайн
социальных сетей
1.1. Теоретические подходы к исследованию самопрезентации
1.2 Фотография как инструмент самопрезентации
1.3. Особенности самопрезентации в онлайн социальных сетях
Глава 2. Эмпирическое исследование визуальных практик
самопрезентации пользователей онлайн социальной сети
«Вконтакте»
2.1. Дизайн исследования: «Личные фотографии как способ
самопрезентации в онлайн-сетях»
2.2. Контент-анализ фотографий пользователей онлайн
социальной сети «ВКонтакте»
2.3. Анализ интервью
2.4. Стратегии самопрезентации пользователей онлайн-сети
ВКонтакте
Заключение
Список литературы
Приложение
Глава 1. Феномен самопрезентации в контексте влияния онлайн
социальных сетей
1.1. Теоретические подходы к исследованию самопрезентации
1.2 Фотография как инструмент самопрезентации
1.3. Особенности самопрезентации в онлайн социальных сетях
Глава 2. Эмпирическое исследование визуальных практик
самопрезентации пользователей онлайн социальной сети
«Вконтакте»
2.1. Дизайн исследования: «Личные фотографии как способ
самопрезентации в онлайн-сетях»
2.2. Контент-анализ фотографий пользователей онлайн
социальной сети «ВКонтакте»
2.3. Анализ интервью
2.4. Стратегии самопрезентации пользователей онлайн-сети
ВКонтакте
Заключение
Список литературы
Приложение
Ни одно социальное взаимодействие не обходится без презентации себя, своих личностных, профессиональных или иных качеств. Самопрезентация выступает неотъемлемой частью жизни в современном обществе. По мере развития технологического прогресса создается новая форма социальной реальности, в которой важное место занимают онлайн практики взаимодействия. У индивида появляется необходимость представлять себя в этом новом пространстве, в частности, в онлайн социальных сетях. Особенности онлайн-взаимодействия, которые включают в себя широкий спектр возможностей для создания своей идентичности, наделяют индивида широкими возможностями для самопрезентации себя для других участников онлайн-пространства. В частности, одним из наиболее популярных инструментов самопрезентации выступают личные фотографии,
Актуальность выбора такой темы для изучения определяется тем, что в век цифровых технологий взаимодействие между людьми претерпевает существенные изменения. Многие исследователи говорят о виртуализации современного общества, в котором визуальная коммуникация выходит на первый план. Однако, несмотря на распространенность вышеуказанных процессов, фотография редко становится объектом социологического и антропологического изучения. За кадром остаются вопросы о стратегиях подачи себя обществу при помощи фотографии, о том как, трансформировались практики фотографирования с появлением новых медиа, как создаются фото для публичного представления в онлайн-среде, как на них отображаются люди.
Целью исследования в данной работе является выявление форм визуальной самопрезентации пользователей онлайн социальной сети ВКонтакте
Исследовательские задачи, помогающие раскрыть и конкретизировать цель исследования:
1. Изучить теоретические подходы к определению феномена самопрезентации
2. Изучить теоретические подходы к исследованию фотографии, функции фотографии и их трансформацию с появлением онлайн социальных сетей
3. Выявить особенности самопрезентации в онлайн социальных сетях
4. Провести качественный анализ личных фотографий пользователей социальной сети ВКонтакте
5. Выявить тематику фотографий, используемых пользователями онлайн-сети ВКонтакте
6. Провести интервью с пользователями онлайн - сети Вконтакте
7. Выявить мотивы, согласно которым пользователь выбирает те или иные фотографии для размещения в онлайн-сети Вконтакте.
8. Выявить стратегии самопрезентации, используемые пользователями онлайн-сети ВКонтакте
Объектом исследования являются пользователи онлайн социальной сети ВКонтакте. Выбор онлайн социальной сети ВКонтакте в качестве поля для проведения исследования обоснован тем, что на данный момент этот сервис, имея аудиторию в более чем 54,6 млн. активных пользователей , является наиболее популярной онлайн социальной сетью в России.
Предметом является визуальная самопрезентация пользователей онлайн социальной сети ВКонтакте.
Для решения поставленных задач будут использоваться следующие методы исследования: обобщение научной литературы по исследуемой проблеме; изучение научной литературы по теме исследования; методы качественного анализа фотографий пользователей онлайн социальной сети ВКонтакте, полуформализованное интервью с пользователями онлайн социальной сети ВКонтакте.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Каждая глава состоит из нескольких параграфов.
Актуальность выбора такой темы для изучения определяется тем, что в век цифровых технологий взаимодействие между людьми претерпевает существенные изменения. Многие исследователи говорят о виртуализации современного общества, в котором визуальная коммуникация выходит на первый план. Однако, несмотря на распространенность вышеуказанных процессов, фотография редко становится объектом социологического и антропологического изучения. За кадром остаются вопросы о стратегиях подачи себя обществу при помощи фотографии, о том как, трансформировались практики фотографирования с появлением новых медиа, как создаются фото для публичного представления в онлайн-среде, как на них отображаются люди.
Целью исследования в данной работе является выявление форм визуальной самопрезентации пользователей онлайн социальной сети ВКонтакте
Исследовательские задачи, помогающие раскрыть и конкретизировать цель исследования:
1. Изучить теоретические подходы к определению феномена самопрезентации
2. Изучить теоретические подходы к исследованию фотографии, функции фотографии и их трансформацию с появлением онлайн социальных сетей
3. Выявить особенности самопрезентации в онлайн социальных сетях
4. Провести качественный анализ личных фотографий пользователей социальной сети ВКонтакте
5. Выявить тематику фотографий, используемых пользователями онлайн-сети ВКонтакте
6. Провести интервью с пользователями онлайн - сети Вконтакте
7. Выявить мотивы, согласно которым пользователь выбирает те или иные фотографии для размещения в онлайн-сети Вконтакте.
8. Выявить стратегии самопрезентации, используемые пользователями онлайн-сети ВКонтакте
Объектом исследования являются пользователи онлайн социальной сети ВКонтакте. Выбор онлайн социальной сети ВКонтакте в качестве поля для проведения исследования обоснован тем, что на данный момент этот сервис, имея аудиторию в более чем 54,6 млн. активных пользователей , является наиболее популярной онлайн социальной сетью в России.
Предметом является визуальная самопрезентация пользователей онлайн социальной сети ВКонтакте.
Для решения поставленных задач будут использоваться следующие методы исследования: обобщение научной литературы по исследуемой проблеме; изучение научной литературы по теме исследования; методы качественного анализа фотографий пользователей онлайн социальной сети ВКонтакте, полуформализованное интервью с пользователями онлайн социальной сети ВКонтакте.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Каждая глава состоит из нескольких параграфов.
Объектом интереса в данной работе выступила самопрезентация пользователей онлайн-сетей посредством личных фотографий. Тема является актуальной и плодотворной для исследования за счет того, что практики онлайн-взаимодействия, и в частности взаимодействия в пространстве онлайн-сетей, нашли широкое распространение в современном обществе. Исследование визуальных образов в онлайн-пространстве является особенно важным за счет их способности передать исследователю информацию о том, как индивид воспринимает самого себя и как он хочет, чтобы его воспринимали остальные.
В первой главе были описаны теоретические подходы к определению феномена самопрезентации, рассмотрены функции фотографии и их трансформация с появлением новых медиа, также было уделено внимание особенностям самопрезентации в онлайн-пространстве.
Далее, во второй главе были представлены результаты эмпирического исследования визуальных практик самопрезентации в онлайн-сети ВКонтакте: результаты контент-анализа и результаты интервью.
На стадии поискового исследования было выявлено, что пользователи онлайн - сети ВКонтакте предпочитают использовать повседневные фотографии, сделанные в неформальной обстановке, что подтверждает трансформацию фотографических практик, вызванных популяризацией фотографирования: фотография фиксирует по большей части обыденные моменты, нежели праздничные. Несмотря на то, что пользователь в большинстве случаев изображен на фотографии один, были выяснено, что значимая доля фотографий изображает пользователя вместе с еще одним человеком, либо с группой лиц. Таким образом, фотографии в онлайн-сетях выступают не только в качестве своеобразного «фото на паспорт», благодаря которому аудитория может получить представление о внешности владельца аккаунта, но также фиксирует и социальное окружение индивида. То, что групповые и парные фотографии характеризуется использованием, в большинстве случаев, интимной пространственной зоны свидетельствует о значимости данных людей в жизни пользователя. Анализ эмоционального фона фотографий позволил установить, что фотографии пользователей транслируют преимущественно положительные эмоции, выражающиеся в наличии улыбки и одобрительных жестах. Пользователи склонны делится с онлайн-окружением наиболее радостными моментами своей жизни, показывая такие социально одобряемые качества как жизнерадостность, положительный настрой, улыбчивость.
Второй этап исследования представлял собой контент-анализ фотографий пользователей онлайн-сети Вконтакте. Было случайным образом отобрано 452 аккаунта среди пользователей, указавших г. Санкт-Петербург в качестве родного города, и проанализировано 1356 фотографий. Контент анализ фотографий позволил выделить и сгруппировать основные темы фотографий, используемых пользователями онлайн-сети ВКонтакте : повседневные фотографии (19,5 %), туризм и путешествия (13,3%), автопортреты (селфи) (12,8%), фотографии с друзьями/родственниками (12,1%), фотографии с детьми/фотографии детей (12%), романтические отношения (9,6%), досуг (6,3%), личные достижения/предметы престижа (4,3%), увлечения/хобби (2,8%), рабочая/учебная деятельность (2,7%), домашние животные (2,3%), спорт (1,4%), детские фотографии (0,9%).
1) . Пользователи весьма избирательны при публикации фотографии со своим участием в онлайн-сети ВКонтакте. К публикации допускаются только фотографии, которые были оценены как удачные, на которых пользователь «хорошо получился».
2) . Выбор публикуемых фотографий базируется на таких ценностях как физическая привлекательность, общительность, а также желание получить одобрение со стороны аудитории.
3) . Фотографии, публикуемые ВКонтакте, являются не только способом показать другим свою внешность, но также и способом рассказать об окружении пользователя и о местах и мероприятиях, на которых он побывал.
4) . Респонденты стремятся создать социально приемлемый образ. Социальные нормы определяют то, чего не должно появляться на снимке: респонденты не допускают выкладывания фотографий аморального содержания, насилия, фотографии в стиле «ню».
5) . Наличие среди друзей в онлайн-сети лиц, не знакомых пользователю в оффлайн-пространстве иногда вынуждает прибегать к защитным стратегиям самопрезентации, намеренно ограничивая содержание и количество публикуемых фотографий.
Также, на основе собранного материала были выявлены основные стратегии, используемые пользователями онлайн-сети ВКонтакте для конструирования своего образа: стратегия «самоидентификация с группой», стратегия «присвоение пространства», самопрезентация через причастность к профессиональной деятельности, самопрезентация через демонстрацию предметов престижа и личных достижений, самопрезентация через демонстрацию привлекательности, самопрезентация через демонстрацию компетентности.
Таким образом, с распространение и популяризацией интернета наши повседневные практики находят свое отражение в онлайн-пространстве. Индивиду требуется представлять себя в этом пространстве, ведь оно открывает широкие возможности для коммуникации и взаимодействия как с оффлайн-окружением, так и людьми незнакомыми пользователю в оффлайн- пространстве. Пользователю следует грамотно презентовать себя, свой образ, чтобы быть понятым и принятым аудиторией. Проведенное исследование показало, что пользователи выбирают различные стратегии для самопрезентации в онлайн-сетях, с помощью которых создается тот или иной образ. Необходимо отметить, что выделенные стратегии базируются на создании социально приемлемых образов, базирующихся на таких характеристиках как физическая привлекательность, профессиональная успешность, принадлежность к группе, общительность, компетентность. Было выяснено, что чаще всего пользователь представляет себя в онлайн- сетях с наиболее выгодной стороны — с точки зрения успешности, физического здоровья, красоты и различных достоинств. Исходя из этого, пользователи стараются создать наиболее благоприятный образ, продемонстрировав свои лучшие качества и характеристики. Фотография представляет собой визуальный язык сообщения человека о себе окружающим. Визуальные практики самопрезентации являются особым способом реагирования на окружающий мир, стремлением максимально быть вписанным в него, быть понятым и принятым аудиторией.
Результаты данного исследования могут быть полезны работодателям, просматривающим профили потенциальных соискателей в онлайн-сетях: исследования подобного рода могут помочь наиболее верно проинтерпретировать фотографии, используемые участниками онлайн- пространства.
В заключение, хотелось бы сказать несколько слов о перспективах дальнейших исследований, по священных феномену самопрезентации в онлайн-сетях посредством фотографий. Данная работа носит достаточно обширный характер и открывает широкие горизонты для последующих исследований в обозначенной области. Дальнейшие исследования могут быть сфокусированы на сравнении самопрезентации пользователей онлайн-сети ВКонтакте и самопрезентации пользователей других онлайн-сетей, таких как Instagram, LinkedIn, Facebook, Одноклассники. Другим направлением возможных исследованием может стать проведение глубинных интервью с пользователями онлайн-сетей с целью выяснения мотивов индивидов, побуждающих выкладывать в онлайн-пространство фотографии того или иного рода. Также, данную тему можно изучить под углом соотношения личного и публичного в онлайн-сети. Необходимо будет обратить внимание на то, как пользователи конструируются границы личного и публичного в онлайн-сети, какие фотографии маркируются, как неприемлемые для выставления в онлайн-сети, разнится ли тематика подобных фотографий в зависимости от возраста/пола пользователя.
В первой главе были описаны теоретические подходы к определению феномена самопрезентации, рассмотрены функции фотографии и их трансформация с появлением новых медиа, также было уделено внимание особенностям самопрезентации в онлайн-пространстве.
Далее, во второй главе были представлены результаты эмпирического исследования визуальных практик самопрезентации в онлайн-сети ВКонтакте: результаты контент-анализа и результаты интервью.
На стадии поискового исследования было выявлено, что пользователи онлайн - сети ВКонтакте предпочитают использовать повседневные фотографии, сделанные в неформальной обстановке, что подтверждает трансформацию фотографических практик, вызванных популяризацией фотографирования: фотография фиксирует по большей части обыденные моменты, нежели праздничные. Несмотря на то, что пользователь в большинстве случаев изображен на фотографии один, были выяснено, что значимая доля фотографий изображает пользователя вместе с еще одним человеком, либо с группой лиц. Таким образом, фотографии в онлайн-сетях выступают не только в качестве своеобразного «фото на паспорт», благодаря которому аудитория может получить представление о внешности владельца аккаунта, но также фиксирует и социальное окружение индивида. То, что групповые и парные фотографии характеризуется использованием, в большинстве случаев, интимной пространственной зоны свидетельствует о значимости данных людей в жизни пользователя. Анализ эмоционального фона фотографий позволил установить, что фотографии пользователей транслируют преимущественно положительные эмоции, выражающиеся в наличии улыбки и одобрительных жестах. Пользователи склонны делится с онлайн-окружением наиболее радостными моментами своей жизни, показывая такие социально одобряемые качества как жизнерадостность, положительный настрой, улыбчивость.
Второй этап исследования представлял собой контент-анализ фотографий пользователей онлайн-сети Вконтакте. Было случайным образом отобрано 452 аккаунта среди пользователей, указавших г. Санкт-Петербург в качестве родного города, и проанализировано 1356 фотографий. Контент анализ фотографий позволил выделить и сгруппировать основные темы фотографий, используемых пользователями онлайн-сети ВКонтакте : повседневные фотографии (19,5 %), туризм и путешествия (13,3%), автопортреты (селфи) (12,8%), фотографии с друзьями/родственниками (12,1%), фотографии с детьми/фотографии детей (12%), романтические отношения (9,6%), досуг (6,3%), личные достижения/предметы престижа (4,3%), увлечения/хобби (2,8%), рабочая/учебная деятельность (2,7%), домашние животные (2,3%), спорт (1,4%), детские фотографии (0,9%).
1) . Пользователи весьма избирательны при публикации фотографии со своим участием в онлайн-сети ВКонтакте. К публикации допускаются только фотографии, которые были оценены как удачные, на которых пользователь «хорошо получился».
2) . Выбор публикуемых фотографий базируется на таких ценностях как физическая привлекательность, общительность, а также желание получить одобрение со стороны аудитории.
3) . Фотографии, публикуемые ВКонтакте, являются не только способом показать другим свою внешность, но также и способом рассказать об окружении пользователя и о местах и мероприятиях, на которых он побывал.
4) . Респонденты стремятся создать социально приемлемый образ. Социальные нормы определяют то, чего не должно появляться на снимке: респонденты не допускают выкладывания фотографий аморального содержания, насилия, фотографии в стиле «ню».
5) . Наличие среди друзей в онлайн-сети лиц, не знакомых пользователю в оффлайн-пространстве иногда вынуждает прибегать к защитным стратегиям самопрезентации, намеренно ограничивая содержание и количество публикуемых фотографий.
Также, на основе собранного материала были выявлены основные стратегии, используемые пользователями онлайн-сети ВКонтакте для конструирования своего образа: стратегия «самоидентификация с группой», стратегия «присвоение пространства», самопрезентация через причастность к профессиональной деятельности, самопрезентация через демонстрацию предметов престижа и личных достижений, самопрезентация через демонстрацию привлекательности, самопрезентация через демонстрацию компетентности.
Таким образом, с распространение и популяризацией интернета наши повседневные практики находят свое отражение в онлайн-пространстве. Индивиду требуется представлять себя в этом пространстве, ведь оно открывает широкие возможности для коммуникации и взаимодействия как с оффлайн-окружением, так и людьми незнакомыми пользователю в оффлайн- пространстве. Пользователю следует грамотно презентовать себя, свой образ, чтобы быть понятым и принятым аудиторией. Проведенное исследование показало, что пользователи выбирают различные стратегии для самопрезентации в онлайн-сетях, с помощью которых создается тот или иной образ. Необходимо отметить, что выделенные стратегии базируются на создании социально приемлемых образов, базирующихся на таких характеристиках как физическая привлекательность, профессиональная успешность, принадлежность к группе, общительность, компетентность. Было выяснено, что чаще всего пользователь представляет себя в онлайн- сетях с наиболее выгодной стороны — с точки зрения успешности, физического здоровья, красоты и различных достоинств. Исходя из этого, пользователи стараются создать наиболее благоприятный образ, продемонстрировав свои лучшие качества и характеристики. Фотография представляет собой визуальный язык сообщения человека о себе окружающим. Визуальные практики самопрезентации являются особым способом реагирования на окружающий мир, стремлением максимально быть вписанным в него, быть понятым и принятым аудиторией.
Результаты данного исследования могут быть полезны работодателям, просматривающим профили потенциальных соискателей в онлайн-сетях: исследования подобного рода могут помочь наиболее верно проинтерпретировать фотографии, используемые участниками онлайн- пространства.
В заключение, хотелось бы сказать несколько слов о перспективах дальнейших исследований, по священных феномену самопрезентации в онлайн-сетях посредством фотографий. Данная работа носит достаточно обширный характер и открывает широкие горизонты для последующих исследований в обозначенной области. Дальнейшие исследования могут быть сфокусированы на сравнении самопрезентации пользователей онлайн-сети ВКонтакте и самопрезентации пользователей других онлайн-сетей, таких как Instagram, LinkedIn, Facebook, Одноклассники. Другим направлением возможных исследованием может стать проведение глубинных интервью с пользователями онлайн-сетей с целью выяснения мотивов индивидов, побуждающих выкладывать в онлайн-пространство фотографии того или иного рода. Также, данную тему можно изучить под углом соотношения личного и публичного в онлайн-сети. Необходимо будет обратить внимание на то, как пользователи конструируются границы личного и публичного в онлайн-сети, какие фотографии маркируются, как неприемлемые для выставления в онлайн-сети, разнится ли тематика подобных фотографий в зависимости от возраста/пола пользователя.
Подобные работы
- Личные фотографии как способ самопрезентации в онлайн-сетях
Бакалаврская работа, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Мотивы и практики использования молодежью визуальных эстетик для самопрезентации в виртуальном пространстве
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2024 - Стратегии самопрезентации в социальных медиа
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Самопрезентация молодых людей в сети Интернет как отражение потребностей в достижении
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2022 - Самопрезентация молодых людей в сети Интернет как отражение
потребностей в достижении
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Конструирование социальной идентичности молодежи в виртуальном пространстве
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА В НОВЫХ МЕДИА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА
СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ КОММУНИКАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО
АККАУНТА В FACEBOOK)
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5510 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ И ЛОКАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ КОДОВ КАК
СПОСОБ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ В БЛОГОСФЕРЕ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКИХ
ТРЭВЕЛ-БЛОГЕРОВ)
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2024 - Музыкальный перформанс как пространство конструирования идентичности (на материалах альтернативного рока)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2016



