Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Система социально-педагогической помощи детям-инвалидам в Ставропольском крае

Работа №7585

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы281стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
914
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Нормативно-правовое и государственное регулирование психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов в Российской
Федерации 16
1.1. Нормативно-правовое обеспечение социальной адаптации детей- инвалидов в России и за рубежом 16
1.2. Педагогическое сопровождение детей-инвалидов как фактор социальной
адаптации 35
1.3. Общие виды отклоняющегося развития детей-инвалидов и их категории 61
ГЛАВА 2. Педагогические условия специально-организованной помощи детям-инвалидам в течение жизни 82
2.1. Система оказания социально-педагогической помощи детям-инвалидам в Ставропольском крае 82
2.2. Учебно-воспитательная работа с детьми-инвалидами в специализированных образовательных учреждениях 107
2.3. Коррекционные классы и реабилитационные центры для детей- инвалидов, их профилактическое назначение 128
ГЛАВА 3. Методы профилактики и коррекция развития детей- инвалидов 144
2

3.1. Типы специальных образовательных учреждений для детей-инвалидов
в городе Ставрополе 144
3.2. Система благотворительной помощи детям-инвалидам в Ставропольском крае 160
3.3. Система комплексной реабилитации детей-инвалидов на региональном уровне. Методические рекомендации для педагогов специальных образовательных учреждений, работающих с детьми- инвалидами 169
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 193 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 197
ПРИЛОЖЕНИЯ
3



В последнее время в нашей стране отмечается значительное увеличение числа детей-инвалидов. В Российской Федерации за последние 20 лет уровень инвалидности с детства увеличился более, чем в 3,6 раза и по прогнозам будет увеличиваться и в дальнейшем. В настоящее время в России проживает 8 млн. инвалидов, из них детей-инвалидов - 1 млн. Основными причинами увеличения числа детей-инвалидов являются: ухудшение условий жизни, которые губительно начинают действовать уже в период развития плода; рост врожденных и наследственных патологий; хронизация многих соматических заболеваний; ухудшение условий труда женщин; высокий уровень заболеваемости родителей; ухудшение экологической обстановки; бытовых условий жизни детей. Не может не вызвать тревоги рост детского травматизма, числа случаев детского алкоголизма, наркомании и токсикомании как следствия социального неблагополучия и скрытой детской безнадзорности.
Дети-инвалиды самый социально незащищенный общественный слой России. В зависимости от болезни или характера отклонения в развитии выделяют различные категории таких детей: слепые и слабовидящие, умственно отсталые, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата. Дети, имеющие столь значительные проблемы физического, психического, интеллектуального развития, становятся субъектами специального законодательства, получают на основе медицинских показаний особый медицинский статус - «инвалид».
4

В сложившихся условиях государство должно выступить гарантом защищенности таких детей, взять на себя обязанность обеспечения им условий для нормальной жизни, учебы, профессиональной подготовки и адаптации к социальной среде.
В трудных современных экономических и социальных условиях для нашей страны невозможно обеспечить ребенку полный спектр его прав и интересов, но, несмотря на это государством все же предпринимаются определенные позитивные шаги с целью исправления сложившейся ситуации, смягчения негативного воздействия реформ на положение детей.
Базисом решения данной проблемы является юридическое закрепление системы мер, направленных на оказание помощи детям, ставшими инвалидами, и обеспечение их прав и прав семьи, в которых они воспитываются.
Вопросы о воспитании и обучении лиц с отклонениями в развитии в
последнее десятилетие являются предметом пристального внимания со
стороны международного сообщества и отражены в ряде документов
Организации Объединенных Наций (ООН): Всеобщая декларация прав
человека, Декларация о правах инвалидов, Декларация о правах умственно
отсталых лиц, Конвенция о правах ребенка, Стандартное правило
обеспечения равных возможностей для инвалидов. Российская Федерация,
исходя из приоритета общепризнанных человеческих ценностей, признавая
равенство права всех людей на образование и равную защиту этого права со
стороны государства, желая создать законодательную базу для
5

удовлетворения специальных потребностей лиц, возможности которых получить образование ограничены их недостатком, состоянием здоровья или конкретными социальными условиями, принимает проект Федерального закона «О специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья». Система специального образования является институтом государства, который возникает и развивается как особая форма реализации его ценностных ориентаций и культурных норм общества. Одной из приоритетных целей специального образования на современном этапе является приспособление лиц с физическими и (или) психическими недостатками к социальной среде, подготовка их к трудовой деятельности, самообслуживанию, самообеспечению и семейной жизни, интеграция их в здоровое общество.
На сегодняшний день в области специального образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных форм организации интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. В настоящее время одним из главных механизмов, обеспечивающих максимальный дифференцированный подход в обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии, становится психолого-педагогическое сопровождение ребенка. Основные приоритеты психолого-педагогического сопровождения определяют повышенное внимание к личностному развитию детей в учебно-воспитательном процессе, их социально-психологической адаптации.
6

Несмотря на большое количество работ, посвященных этой проблеме, она является мало изученной и актуальной на сегодняшний день. В настоящее время огромное значение имеет оперативное оказание комплексной систематической помощи нуждающимся детям, осуществление поддержки и сопровождения детей и их родителей, создание таких средовых условий, которые обеспечили бы успешную адаптацию ребенка с особыми нуждами в социуме.
Анализ научной литературы показывает, что проблема социальной адаптации является междисциплинарной и рассматривается в психологических, философских, педагогических, медицинских, биологических, социальных исследованиях. Медико-психологические аспекты адаптации освещаются в трудах Ю. А. Александровского, Г.А.Балла, С.Ю.Ганжа, И.Н.Заваденко, И.И.Мамайчук, М.Е.Масловой, Б.С.Смирнова и др.
Прикладные аспекты адаптации личности разрабатываются отечественными учеными по ряду направлений. О.П.Баклицкая, Т.Н.Вершинина исследуют адаптацию личности в разных сферах трудовой, производственной деятельности. Ряд работ посвящен изучению адаптации личности в малых группах и в длительной изоляции от привычного социального окружения (А.Алдашева, В.В .Бердышев, Г.Н.Загородников). Социальные и социально¬психологические аспекты адаптации в учебной деятельности исследуются в работах И.Б.Дермановой, О.И.Зотовой, И.К.Кряжевой, Т.В.Середы, С.М.Шингаева и др. Вопросам социально-психологической адаптации личности

школьника, посвящены работы В.В .Бойко, А. Л.Венгера, И.В. Дубровиной, И.Н.Заваденко, В.Е.Каган, М.Е .Масловой и др. Аспекты личностной адаптации детей с нарушениями развития рассматриваются в трудах С.А.Беличевой, С.Ю.Ганжа, Н.Л.Коноваловой, В.Н.Мясищева.
На региональном уровне разработкой данной проблемы занимаются врачи, психологи, педагоги, такие как О.А.Ахвердова, И.В.Боев, О.А.Бутова,
Н.Н.Волоскова, В.Н.Гуров, Н.В.Коваленко, Н.И.Коноприенко, Н.И.Кубликов,
Н.И.Кучерко, В.Н.Муравьева, Т.Б.Сергеева, В.ВЧеркасова, Н.Ф.Шинкаренко.
Анализ литературы и образовательной практики позволили выявить ряд противоречий в системе социально-педагогической помощи детям-инвалидам на региональном уровне:
- между необходимостью создания целостной системы оказания педагогической помощи детям-инвалидам и отсутствием стройного целенаправленного системного исследования данной проблемы;
- между общественной потребностью формирования активной жизненной позиции ребенка-инвалида и социально-экономическими трудностями их адаптации в окружающей среде;
- между сложившейся методической организацией процесса обучения и воспитания детей-инвалидов и реальными педагогическими условиями их реализации;
- между профессиональной системой ценностей и ценностными ориентациями личности педагогов, социальных педагогов, работающих с детьми-инвалидами.

Отмеченные противоречия определяют актуальность диссертационного исследования по проблеме организации социально-педагогической помощи детям-инвалидам в Ставропольском крае.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается, как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, ослабляет его социальную значимость, обособляя его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми.
Следствием ориентации общества и государства на эту модель является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении.
Термин «инвалид» в силу сложившейся традиции несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение к инвалиду, как к социально бесполезной категории. Понятие «ребенок с ограниченными возможностями» в традиционном подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. Однако проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, это также и социальная проблема неравных возможностей.
Такая парадигма в корне меняет подход к триаде «ребенок - общество
- государство». Суть этого изменения состоит в следующем: главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективным фактором, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют
193

существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.
Ребенок, имеющий инвалидность - часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.
Ребенок, имеющий инвалидность может быть также способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.
Ребенок - не пассивный объект социальной помощи, развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.
Государство призвано не просто представлять, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти на встречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социализации и индивидуального развития.
Несмотря на социально-экономический кризис, начиная с 1995 года, в Российской Федерации, ее регионах, в том числе и городе Ставрополе, были приняты ряд законов и других нормативно-правовых актов, направленных на социальную поддержку инвалидов, которые закрепили статус инвалида, гарантировали данной категории их права.
На основании выполнения данных нормативно-правовых актов на региональном и местном уровнях проводится работа по социальной защите инвалидов, в том числе и детей с ограниченными возможностями.
1. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
2. Федеральный закон «О государственной социальной помощи».
3. Постановление правительства Российской Федерации «О порядке признания граждан инвалидами».
194

4. Постановление правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры».
5. «Комплексная программа реабилитации инвалидов в Ставропольском крае» на 2001-2003 годы.
6. Программа «Реабилитация людей с ограниченными возможностями города Ставрополя» на 2003-2005 годы.
Анализируя деятельность государственных учреждений Ставропольского края и оценив положение инвалидов в городе Ставрополе необходимо отметить сохранение некоторых положительных тенденций по ряду показателей: сохранение и увеличение сети учреждений, занимающихся медицинской реабилитацией инвалидов, образовательных учреждений, активизацию работы по организации и проведению отдыха и оздоровления инвалидов и детей-инвалидов, расширение диапазона услуг, направленных на социальную поддержку инвалидов, оказание им материальной помощи.
Отмечая положительную динамику в развитии системы социального обслуживания инвалидов, следует подчеркнуть, что ее нынешние возможности пока не удовлетворяют в полной мере существующие у инвалидов потребности в социальных услугах, что обуславливает необходимость расширения сети учреждений социальной помощи инвалидам и их семьям.
Сохраняются проблемы в таких сферах жизнедеятельности инвалидов, как трудоустройство и профессиональная реабилитация инвалидов, которые вызывают озабоченность, как органов исполнительной власти, так и общественности.
Продолжают оставаться острыми проблемы, вызывающие беспокойство и находящиеся в центре внимания администрации города - рост числа инвалидов и социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. Несмотря на принимаемые меры по социальной поддержке детей с ограниченными возможностями и семей, воспитывающих детей-
195

инвалидов, социальная интеграция таких детей сопряжена с решением комплекса задач, требующих значительных финансовых затрат. Прежде всего, это относится к формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, включая объекты социальной инфраструктуры, средства транспорта, связи и информатики.
На данный момент выработан механизм эффективного взаимодействия органов местного самоуправления, с учреждениями, занимающимися реабилитацией детей-инвалидов, главной целью которого является содействие социальной адаптации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями к жизни в обществе и семье.
196




1. Абрамова Г.С. Практическая психология «Деловая книга». - Екатеринбург, 1998. - 267 С.
2. Адаптационные и компенсаторные механизмы в патологии детского возраста // Сб. науч. трудов. - Москва, 1972. - 211 С.
3. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология,
1997, №1. - С. 3 -10.
4. Асмолов А. Г. Движущие силы и условия развития личности. Хрестоматия психологии личности. Под ред. Райгородского Д.Я. - Самара: Изд-во «Дом « БАХРАХ», 1999. - 98 С.
5. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - Изд-во Московского государственного университета, 1984.- 226 С.
6. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М., 1994.- 286 С.
7. Астапов В.М., Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями // Детский практический психолог, 1995, № 7. - С.25-28.
8. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. - М., 1991.
9. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1991.
10. Бабенкова Р.Д., Ишюлктова М.В., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье.- М., 1985.
11. Бадалян Л.О. и др. Детские церебральные параличи. - Киев, 1988. - 216 С.
12. Багаева Г. Н. Дети с физическими недостатками в домах-интернатах: психологический аспект реабилитации // Методико-социальная экспертиза и реабилитация, № 2, 1998. - С. 33-38.
13. Бакулина Е.М. Работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями // Соц. работа, 2001, № 3. - С. 37- 40.
197

14. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психол. 1989, № 1. - С. 92-100.
15. Барышникова Н. А. Структура модели образовательного процесса для учащихся с трудностями социальной адаптации. Инновации в российском образовании: психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии.- М., 2001. - С. 90- 93.
16. Бланков А.С. Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. - М., 1996. - 128 С.
17. Блинков Ю.А., Ткаченко В.С., Клушина Н.П. Медико-социальная экспертиза лиц с ограниченными возможностями. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2002.- 176 С.
18. Блохина С.И., Козлова В.П., Старшинова А.В. К вопросу об организации детских реабилитационных центров в России // Российский журнал социальной работы, 1996, № 1.- С. 5-7.
19. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Ленинград, 1988.- 169 С.
20. Бойков Д.И. Психологическое сопровождение коррекционно¬образовательного процесса как составляющая подготовки педагога- психолога. Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку // Сборник материалов конференции. - Архангельск, 2000. - С. 56 -59.
21. Бондарь В.И. Реабилитация детей-инвалидов общегосударственная проблема // Вопр. курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры,
1995, № 3. - С. 4-5.
22. Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями // Социально-педагогическая работа, 1998, № 6. - С.59-63.
23. Боровик Э.Б., Бондарь В.И. Концептуальные подходы к вопросам сезонного оздоровления детей и подростков // Вопросы курортологии, 1995, № 6.- С. 24-27.
198

24. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. - М.: Просвещение, 1988. - 176 С.
25. Брутман В.И. Причины социального сиротства // Социальная работа
1994, № 2. - С.7-12.
26. Бубен С. С. Интеграция: проблемы и перспективы. // Дефектология, 1996, №5. - С. 5-9.
27. Бурцева И.В. Значение и специфика толерантности в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе // Развитие региональной экономики в условиях усиления государственности: Материалы 46-й научно-методической конференции «Университетская наука - региону»: В 2 ч. - Ч. 1. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - С. 37-39.
28. Бурцева И.В. Отношение общества к людям с ограниченными возможностями как этико-социальная проблема: Методические рекомендации // Ставрополь: Ставропольская краевая библиотека для слепых, 2002. - 48С.
29. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика.- М., 1996.-160 С.
30. Вернер Д. Реабилитация детей- инвалидов - М.: Изд-во «Филонтроп»,
1995. - 264 С.
31. Власова Т. А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973. - 254 С.
32. Возжаева Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей- инвалидов // СОЦИС.- М.: Наука, 2002- № 6. - С. 116-122.
33. Воспитание слабовидящего ребенка в семье: Пособие для родителей.- М., 1986. - 176 С.
34. Всероссийский семинар. Опыт и проблемы реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в системе социальной защиты населения. - Ростов-на-Дону, 1999. - 59 С.
35. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960. - 169 С.
199

36. ГамаюноваА.Н. Основные направления программ социально¬педагогической поддержки умственно-отсталых детей-сирот интернатных учреждений // Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку. Сборник материалов конференции. - Архангельск, 2000. - С. 34-37.
37. Ганжа С.Ю. Социально-психологическая адаптация школьников с нарушениями нервно-психического и соматического здоровья. - Пятигорск, 2001. - 73 С.
38. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации в 2003». - Москва, 2000.- 179 С.
39. Гонеев А. Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. - Москва, 2001. - 237 С.
40. Грачев Л.К. Программа работы с семьями, имеющими детей- инвалидов. - Москва, 1992. - 46 С.
41. Грачев Л.К., Танюхина Э.И. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. - Москва, 1992.- 136 С.
42. Гурвич Н.И., Иорданская Н.А., Камаев И.А., Позднякова М.А. Медико-социальная характеристика особенностей условий и образа жизни детей- инвалидов // Здравоохранение Российской Федерации, 1978, № 4. - С. 36-41.
43. Гуров В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей. - Ставрополь, Сервис - школа, 1998. - С. 57.
44. Дементьева Н.Ф., Балаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. - Москва, 1996. - 102 С.
45. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социального работника в обслуживании инвалидов и пожилых людей. - М.: Институт социальной работы Тюменской области, 1995. - 108 С.
46. Дементьева Н.Ф., Болтенко В.В., Жук И.А. Организационно¬методические основы медико-социального обслуживания молодых инвалидов в условиях специализированных учреждений социального
200

обеспечения. Методические рекомендации. - М.: ЦИЭТИН, 1982. - С. 37¬
41.
47. Дементьева Н.Ф. Цикото Г.В. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью // Дефектология, 1994, № 6. - С. 63-68.
48. Денега С.Н. Психолого-педагогические особенности семейного воспитания детей с нарушением здоровья // Учебно-метод. пособ. - Ставрополь, 2000. - 47 С.
49. Дети-инвалиды: защита прав и интересов. Сб. норм. док. - М., 2002. - 58 С.
50. Дети-инвалиды: правовая защита семей, воспитывающих детей- инвалидов. Сборник нормативных актов. - М., 1996. - 197 С.
51. Дефектология: словарь-справочник. Под ред. Пузанова Б.П. - М., 1996. - 289 С.
52. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б., Демидов Н.А. Социальные проблемы инвалидности // Социологические исследования, 1988, № 4. - С.23-26.
53. Добровольская Т. А., Шабалина Н.Б. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция // Социсс, 1991, № 5. - С. 3-8.
54. Дошкольной воспитание аномальных детей. Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1995. - 189 С.
55. Дубровина И.В. Психическое развитие воспитанников детского дома.- М., Просвещение, 1990. - 183 С.
56. Ермаков В. П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. - М.: Просвещение, 1990. - 223 С.
57. Если ваш ребенок не такой как другие. книга для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Под ред. О.И. Волжиной. - М.: «НИИ семьи», 1997. - 284 С.
58. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1995. - 194 С.
201

59. Заваденко И.Н., Петрухин А.С., Манелис Н.Г., Успенская Н.Ю., Суворинова Н.Ю. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопр. психол. 1999, № 4. С. 21-28.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ