Трудовая мотивация привлекала внимание с момента возникновения
организации и появления необходимости подчинять действия наемных
работников целям и задачам.
Проблемы трудовой мотивации являются весьма актуальными как на
уровне отдельно взятой организации, так и в системного рассмотрении, ведь
от качества трудового потенциала и от того, насколько он реализуется,
зависит конкурентоспособность отдельно взятого субъекта. Значимость
мотивации для того, чтобы персонал организации достигал высоких
результатов, нельзя недооценивать.
Исследование подходов интерпретации трудовой мотивации –
комплексная задача, которую нужно рассматривать с различных
теоретических позиций. В её решении принимает участие целый ряд
социально-гуманитарных наук, каждая из которых отображает аспекты
мотивирования специфическими методами и средствами.
В теории психологии исследованию подлежат психологические
механизмы мобилизации личности, где мотив или система мотивов
выступают как важнейший фактор актуализации и приобретения
определенной направленности поведения индивида в конкретной ситуации
Исследование мотивации трудовой деятельности с философской,
психологической, социологической, экономической или управленческой
точек зрения характеризуется определенными особенностями и требует
конкретизации
Цель работы. Изучение различных подходов к интерпретации трудовой
мотивации, основанных на современных подходах и учитывающих
социокультурную ситуацию в нашей стране и выявление взглядов на
компоненты управления трудовой мотивацией на современном этапе.
Методологической основой написания данной работы послужили
законодательные и нормативные документы, действующие в РФ, а также4
специальная литература по исследуемой проблеме отечественных и
зарубежных авторов.
В результате исследования были рассмотрены теоретические основы
трудовой мотивации и трудового стимулирования труда персонала
организации, проанализированы разносторонние подходы авторов к теории
трудовой мотивации и стимулирования труда.
Таким, образом, мотивация – это процесс побуждения себя и других
людей к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа
поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и
внутренних (мотивов) факторов». В процессе производственной
деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить свои
потребности с помощью выполнения своих трудовых обязанностей.
Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что
надо сделать и как будет осуществлено это действие. Всем известно, что
успех организации зависит от качества работы каждого сотрудника, а
большинство людей трудятся без особого интереса к работе, а только для
того, чтобы получить заработную плату, что говорит о неправильной
мотивации сотрудников.
Однако, только с начала ХХ века, перед учёными и практиками стала
задача поиска эффективных методов стимулирования вне рамок методов
экономического принуждения. Неотъемлемым направлением исследования
трудовой мотивации становится гуманизация трудовых отношений,
согласование целей работников и организации (С. Адамс, Ф. Герцберг, А.
Маслоу, Э. Мейо).
Анализ проблемы трудовой мотивации сквозь призму существующих
подходов к ее интерпретации классиков социологии позволяет рассмотреть
данный феномен с позиции макро- и микроуровней, проследить изменение
приоритетов конкретных форм трудовой мотивации в различные
исторические периоды.
Рассмотренные подходы к мотивации трудящихся сформировали
«новую философию управления», сложившуюся прежде всего из концепции
группового сотрудничества, концепции гуманизации труда и концепции
демократизации управления.22
Анализ подходов к интерпретации трудовой мотивации раскрывает
данный процесс как систему мероприятий, побуждающих человека к
активной деятельности на предприятии. Рефлексия основных понятий,
сопряженных с тематикой трудовой мотивации, с позиции социологических
теорий позволила обозначить основные мероприятия, направленные на
формирование данного явления. Речь идет о системе мотивации,
обеспечивающей повышение оплаты труда работников и рост
производительности труда, а также о различных социальных программах,
предоставляющих работникам и членам их семей дополнительные
социальные гарантии. Кроме того, корпоративная культура обеспечивает
социальную стабильность и благоприятную обстановку в трудовом
коллективе, являясь формой мотивации для работников.
Изученные подходы к интерпретации трудовой мотивации позволяют
рассмотреть феномен трудовой мотивации с позиции макро- и микроуровней,
благодаря чему становятся очевидными объективистское отношение
работодателя к процессу стимулирования своих сотрудников, а также
скрытые субъективные смыслы, которые вкладывают в явления
материального и нематериального поощрения члены трудового коллектива.
Аверин, А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика
в организации [Текст] /А.Н. Аверин. - М.: РАГС, 2013. – 201 с.
2. Базаров, Т.Ю., Еремина Б.А. Управление персоналом [Текст] / Т.Ю.
Базаров, Б.А. Еремина. – М.: Академия, 2013. – 420 с.
3. Богатырева, И.В. Коллективные формы оплаты и стимулирования
труда рабочих/ [Текст] / И.В. Богатырева. - Самара, 2018. – 369 с.
4. Васильева, М. Мотивация персонала в условиях внедрения инноваций
[Текст] // Управление персоналом. – 2016. – № 1. – С. 20-22.
5. Васильева, М. Система управления персоналом в условиях внедрения
инноваций [Текст] // Управление персоналом. – 2016. – № 3. – С. 20
6. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: учебник для ВУЗов
[Текст]. - М.: Норма-инфра-М, 2013. – 518 с.
7. Дафт, Р. Менеджмент [Текст] / Дафт Р. – СПб.: Питер, 2014. – 458 с.
8. Десслер, Гари. Управление персоналом [Текст] / Десслер Гари. - М:
Буква, 2019. – 508 с.
9. Елисеева, А.С. Совершенствование системы управления персоналом
для успешного функционирования предприятия [Текст] // Современное
государство: проблемы социально-экономического развития: материалы V
междунар. науч.-практ. конф. - Саратов, 2020. – С. 42-44
10. Жукова, М.С. Совершенствование системы управления персоналом
предприятия [Текст] // Управление реформированием социальноэкономического развития предприятий, отраслей, регионов: сб. науч. ст. VI
Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и преподавателей. -
2016. – С. 110-113.
11. Кидинов, А.В. Психологическое моделирование внутригрупповых
конфликтных отношений [Текст] // Дискуссия. - 2016. - № 1. - С. 121-124.24
12. Клемина, Т.Р. Гибкие системы вознаграждения персонала за рубежом
[Электронный ресурс]. - режим доступа: http: www.hrm.ru (дата обращения:
24.03.2021)
13. Ламихов Юрий Борисович, Антонова Ольга Геннадьевна
Теоретические подходы к исследованию трудовой мотивации работников //
Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2018. №4 (48).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-issledovaniyutrudovoy-motivatsii-rabotnikov (дата обращения: 25.03.2021).
14. Леонова, О.И., Леонов, А.В. Система управления персоналом в период
реорганизации [Текст] // Современные технологии управления. - 2020. - №01
(37). – С. 74 – 98.
15. Мотивация и оплата труда: Инструменты. Методики. Практика / Елена
Ветлужских. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 133с.
16. Абдулабекова, Э.М. Маркетинговый анализ и эффективное управление.
Маркетинг – контроллинг [Текст]//Актуал.пробл.совр.науки. 2014 – N 5– с
18-20.
17. Аренков, И.А. Маркетинговое исследования товарных рынков [Текст]:
учебное пособие / И.А.Аренков, Я.Ю. Салихова; под. Науч. Ред Г.Л.Багиева;
М-во образования и науки РФ, С-Петерб. Гос.экон. ун-т, Ин-т магистратуры,
кафе. Маркетинга – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭУ, 2013.
18. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М.,
1976.
19. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия,
организация, процесс. – М.: МГУ, 2014.
20. 20. Вудкок М., Френсис Раскрепощенный менеджер. Практика для
руководителя. – М.: Дело, 2015.
21. Управление персоналом в России: история и современность [Текст] /
А.Я. Кибанов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 240 с25
22. Холодов, О. Мотивация труда в системе внутрихозяйственных
экономических отношений [Текст] // Управление персоналом. – 2016. – № 5.
– С. 8-12.
23. Холявчук, П. Современные аспекты рынка кадровых услуг [Текст] //
Маркетинг. – 2016. – №5. – С. 40-47.
24. Шлендер, Э.П., Кокин Ю.П. Мотивация и стимулирование персонала
[Текст] / В.Д. Шапиро. - М.: ГроссМедиа, 2017. - 224 с.