Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЗАГРЯЗНЕНИЕ СЕЛИТЕБНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В РАЙОНЕ МЕЖДУНАРОДНОГО АЭРОПОРТА ГОРОДА БЕЛГОРОДА

Работа №75826

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

география

Объем работы91
Год сдачи2018
Стоимость4975 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
168
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Антропогенное воздействие на окружающую среду территории, прилегающей к аэропортам 7
1.1 Химическое загрязнение атмосферы вблизи территорий,
прилегающих к аэропортам 7
1.2 Акустическое воздействие на территории, прилегающие к
аэропортам 14
2. Характеристика аэропорта города Белгород 23
2.1 Общие сведения об аэропорте Белгород 23
2.2 Территория и население, попадающее в зону химического и
физического загрязнения 30
3. Методы оценки химического и акустического загрязнения
селитебной территории, прилегающей к аэропорту
3.1 Методы оценки химического загрязнения
3.2 Методы оценки акустического 42
загрязнения
4. Химическое и акустическое загрязнение селитебной территории,
прилегающей к международному аэропорту города Белгорода
4.1 Оценка уровня химического загрязнения в районе
аэропорта
4.2 Оценка уровня авиационного шума в районе 61
аэропорта
4.3 Рекомендации по снижению уровня акустического и химического
загрязнения территории, прилегающей к Белгородскому аэропорту
Заключение 72
Список используемой литературы 77
Приложения 82

В результате резкого увеличения интенсивности движения авиационного транспорта, появления новых типов реактивных и турбореактивных самолетов, а также значительной урбанизации территорий, прилегающих к аэропортам, оценка воздействия на окружающую среду авиатранспорта в настоящее время приобретает особую актуальность.
Что касается высоких темпов развития гражданской авиации, то за последние 30 лет пассажира перевозки в России имели как динамику падения с 1985 по 2000 г., так и динамику роста, начиная с 2000 г., когда пассажирооборот вырос на 11,7%. Сегодня пассажирооборот российских авиакомпаний превышает аналогичный показатель 2000 г. в четыре раза. А в 2015 году был превышен исторический максимум пассажирооборота, который к 2017 году вырос ещё в 3 раза.
Международный аэропорт города Белгород - объект нашего исследования, он так же вносит определенный вклад в развитие рынка пассажира перевозок России. Так, за 2013 год его доля составила 3,5%. Численность перевезенных пассажиров в самом аэропорту так же выросла от 73145 в 2006 г. до 696932 в 2016 г. Это связано с реконструкцией аэропорта, позволившей увеличить парк обслуживаемых воздушных судов [5].
Авиационные предприятия являются источниками комплексного физического и химического загрязнения окружающей среды. Существенному воздействию авиационного шума вблизи аэропортов подвержено около 3% населения России. При этом численность населения, подверженного влиянию физических полей с превышением установленных стандартов уровней, вблизи крупных аэропортов Федерального значения, достигает 1,5 млн. человек, а суммарная площадь территорий, охваченных этим воздействием оценивается величиной 5,8 тыс. км2. Аэропорты также являются источниками химического загрязнения атмосферного воздуха. Продукты сгорания авиатоплива оказывают наиболее неблагоприятное техногенное воздействие на экосистему в районе аэродромов. При этом большая часть выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) происходит в двухметровом приземном слое воздуха (ДПСВ) - зоне дыхания людей [24].
Связь процессов урбанизации и экологических проблем в авиации заключается в том, что развитие авиапредприятий повлекло за собой уменьшение расстояния от жилой застройки до источников загрязнения. На примере Белгородского аэропорта, начавшего работу в 1954 году, можно в историческом разрезе проследить увеличение территории жилой застройки. В пределах современных границ аэропорта, его окрестность к тому времени уже была заселенной. Здесь исторически сложился частный сектор, охвативший современную улицу Урожайную, Портовую, а также поселок Октябрьский, заложенный в послевоенный период. После постройки аэропорта его окрестности стали разрастаться, особенно в районе «Оскочное». Массивы пос. Новосадовый (41-й мкр. и др.), приоритетные для включения в черту города, массово застроенные в начале ХХI в., привели к увеличению численности населения в приаэропортовой зоне, где возникает риск негативного воздействия авиапредприятия [46].
Объект исследования - Международный аэропорт города Белгорода и жилые застройки вблизи его территории.
Предмет исследования - шумовое и химическое загрязнение жилой территории вблизи аэропорта города Белгород.
Цель исследования - изучить шумовое и химическое загрязнение селитебных зон вблизи аэропорта города Белгород, разработать рекомендации по улучшению экологической обстановки в пределах исследуемой территории.
Исходя из цели исследования, для выполнения магистерской работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал по проблеме авиационного шума и эмиссионных выбросов воздушными судами на местности.
2. Ознакомиться с методами исследования шумового и химического загрязнения территории, прилегающей к авиапредприятию.
3. Провести измерения авиационного шума, создаваемого воздушными судами при различных режимах эксплуатации двигателей.
4. Сравнить полученные данные с установленными
государственными стандартами предельно - допустимыми нормами авиационного шума.
5. Сравнить полученные данные с данные исследованиями,
проводимыми в 2015 году.
6. Провести расчет концентрации эмиссионных выбросов
загрязняющих веществ на территории, прилегающей к аэропорту.
7. Разработать предложения, направленные на минимизацию шумового и химического воздействия на население, проживающее в непосредственной близости к авиапредприятию.
Методы исследования - наблюдение, эксперимент, анализ, картографирование, математическое моделирование, сравнение.
Структура и объем магистерской работы: работа изложена на 94 страницах; иллюстрирована 39 таблицами и 26 рисунками.
Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав и заключения, содержит список использованной литературы из 47 наименований и приложения.
Первая глава содержит краткий литературный обзор по теме исследования. В ней дается обозначение основной терминологии по теме исследования. Рассматриваются источники негативное воздействия на окружающею среду в зоне аэропорта гражданской авиации. Так же уделено внимание последствиям негативного воздействия на здоровье населения.
Вторая глава посвящена объекту исследования, в ней дана характеристика авиационному предприятию, а также описана территория и население проживающее в районе Международного аэропорта города Белгорода.
В третьей главе описана методическая база исследования авиационного шума и химического загрязнения атмосферного воздуха в районе Международного аэропорта города Белгорода.
В четвертой главе представлены результаты по выявлению уровня шумовой нагрузки и оценка химического загрязнения окружающей среды авиационном транспортом и объектами инфраструктуры ОАО «Белгородавиа», а также рекомендации по улучшению экологической обстановки в районе аэропорта.
Материалы и результаты исследования докладывались и получили положительную оценку на V Международной научной конференции «Проблемы природопользования и экологическая ситуация в Европейской России и сопредельных странах».
По теме магистерской работы опубликована 1 статья в сборнике материалов V Международной ночной конференции «Проблемы природопользования и экологическая ситуация в Европейской России и сопредельных странах» [16].

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Ознакомившись с литературой об экологических проблемах городов, мы пришли к выводу, что во многих крупных городах мира физическое и химическое загрязнение селитебных территории за счет авиатранспорта является доминирующим звеном в загрязнении атмосферного воздуха передвижными источниками. Проблемы авиационного шума и эмиссии авиационных двигатели на территории жилой застройки типичны для города Белгорода. Основанием для проведения экспериментальных исследований так же послужила реконструкция аэропорта, способствовавшая увеличению количества рейсов, а, следовательно, и ухудшению экологической обстановки. Было принято решение об изучении шумового и химического загрязнения селитебных зон вблизи аэропорта города Белгород.
Основными регламентирующими документами настоящей работы явились: СН 2.2.4/2.1.8.562-96, ГОСТ 22283-2014, Федеральный закон №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ГОСТ 17187-2010 Шумомеры. Технические требования, MP 2.1.10.0059-12 «Оценка риска здоровью населения от воздействия транспортного шума», Федеральный закон № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской федерации», Гигиенические нормативы ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в атмосферном воздухе населенных мест».
В вышеизложенных нормативных документах представлена методическая база нашего исследования, которая включала:
-методику оценки авиационного шума на местности;
-методику расчёта показателей авиационного шума относительно предельно-допустимых норм;
-методику расчета выбросов загрязняющих веществ двигателями воздушных судов гражданской авиации;
-сведения об объекте исследования (географические положение, климатические показатели, технические данные об авиапредприятии, годовой план самолетовылетов, суточный план самолетовылетов);
-сведения об источниках шума: вид, тип, класса, группа воздушных судов, эксплуатируемых международным аэропортом Белгорода;
-сведения об источниках выбросов загрязняющих веществ на предприятии;
-сведения о режиме работы предприятия, эксплуатационных особенностях ВПП, местах стоянки и апробирования авиационных двигателей;
-сведения об эмиссии вредных веществ конкретными авиационными двигателями;
-градостроительные, демографические сведения об исследуемой территории;
- сведения о мероприятиях, связанных с минимизацией авиационного шума «Белгородавиа» после реконструкции;
-сведения о мероприятиях, связанных с минимизацией химического загрязнения территории, прилегающей к авиапредприятию.
Расчеты уровня химического загрязнения атмосферного воздуха в пределах исследуемой территории позволили нам сделать следующие выводы:
1. Исследуемая территория входит в пределы санитарно-защитной зоны аэропорта, в её пределах проживает 1100 жителей. Средний возраст населения на исследуемой территории составляет 39 лет.
2. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха
предприятия ОАО «Белгородавиа» является: стоянка автотранспорта; котельная; взлетно-посадочная полоса; стоянка для апробации двигателей;
3. общий вклад в загрязнение атмосферного воздуха воздушными судами составляет 90 %, от общего вклада всех представленных источников;
4. больше всего атмосферный воздух в районе аэропорта загрязнен NO, его вклад составляет 58 %, СО - 35%, CnHm - 23 %;
5. концентрация CnHm и СО достигает наибольших значений в местах апробирования авиационных двигателей, а наибольшая эмиссия NO отмечена при взлете воздушных судов;
6. в пределах исследуемой точки 1 концентрация загрязняющих веществ находится в пределах санитарно-гигиенической нормы, однако близка к максимуму концентрации загрязняющих веществ у воздушного судна ЯК-42 при апробировании двигателя. Среднесуточная концентрация CnHm и NO находится в пределах нормы. Среднесуточная концентрация СО превышает допустимую норму на границе санитарно-защитной зоны;
7. В пределах исследуемой точки 2 среднесуточная концентрация CnHm и СО находится в пределах санитарно-гигиенической нормы. Имеется небольшое превышение концентрации NO на гравнице СЗЗ
8. В пределах исследуемой точки 3 среднесуточная концентрация CnHm и СО находится в пределах санитарно-гигиенической нормы. Имеется превышение концентрации NO на гравнице СЗЗ.
9. Полученные данные послужили основанием для выработки рекомендаций по снижению эмиссионных выбросов, а именно:
-необходимость создания современных «Экологически чистых» двигателей;
-повышение степени заполнения самолетов полезной нагрузкой;
-доставка пассажиров от самолетов в вокзал и на посадку автобусами или движущимися конвейерами с тем, чтобы самолет мог находиться на стоянке, максимально приближенной к взлетно-посадочной полосе;
-замена традиционного топлива - керосина на альтернативные виды топлива, такие как жидкий водород, биотопливо, сжиженный природный газ и другие.
После сбора необходимой информации были проведены измерения авиационного шума в пределах селитебной территории, прилегающей к международному аэропорту города Белгорода. Данные показатели были методически оценены и обобщены. Сформулированы следующие выводы о шумовом загрязнении селитебной территории в окрестностях аэропорта Белгорода:
1. Исходя из измеренного уровня шума, мы пришли выводу, что воздушные суда, имеющие реактивные двигатели (Boing-734, Boing-735, Boing-738, CRJ-200) являются более шумными.
2. В пределах территории исследования достаточно высокий уровень фонового шума, создаваемый на местности, источниками, не зависящими от деятельности аэропорта, имеет градацию от 3 дБА до 32 дБА.
3. В итоге сравнения измерений уровня шума в 2015г. и 2017г. мы пришли к выводу, что уровень максимального авиационного шума в точке 1 по-прежнему остается превышенным в среднем на 5 дБА, что связано с небольшим расстоянием, в 400 метров, от источника шума до исследуемой точки, находящейся в пределах территории жилой застройки, которая в свою очередь расположена внутри СЗЗ по фактору «авиационный шум», и это, несмотря на шумозащитный экран, находящейся между источниками шума и точкой измерения.
К техническим мерам относится установление станций контроля авиационного шума. К экономическим-увеличение сбора за прием «шумных» воздушных судов, к правовым-соблюдение нормативов авиационного шума и организация контроля за их выполнением.
Наибольшую группу составляют организационные методы, которые включают:
-мероприятия, ограничивающие количество рейсов в ночное и вечерние время;
-изменения графика, режима эксплуатационных двигателей на этапе их апробирования;
-ограничение приема тяжелых реактивных самолетов в ночное время;
-исключение возможности использования средств малой авиации для внутриобластных перевозок.
Исследование показало, что экологическое состояние атмосферного воздуха в целом в районе аэропорта удовлетворенное, так как показатели доминирующего источника выбросов в пределах исследуемой территории не превышено или превышено не значительно с учетом времени воздействия на окружающею среду. Несмотря на растущий пассажирооборот, а, следовательно, и увеличивающееся количество рейсов, шумовая нагрузка на территорию не изменилась и потенциальной опасности не несет. Тем не менее, необходимо придерживаться рекомендаций по снижению уровня физической и химической нагрузки на прилегающую к аэропорту территорию жилой застройки, так как к 2030 г. в аэропорту планируется во много раз повысить количество рейсов, что может неблагоприятно сказаться на экологический обстановке, и, следовательно, и на здоровье населения.



1. Андреев В А., Солобозов В. Топливо для летательных аппаратов XXI века // Наука и жизнь. 2001. № 3. С. 23-25.
2. Беспамятнов Г.П., Кротов Ю.А. Предельно допустимые
концентрации химических веществ в окружающей среде. - М.: Наука, 2014. - 55с.
3. Бордунов В.Д. Правовой механизм деятельности международных авиационных организаций. - М.: Наука, 1989. - 41 с.
4. Гигиенический норматив ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» М.: Роспотребнадзор: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2013. - 31с.
5. Горковенко В. Аэропорт «Белгород» - лучший региональный
аэропорт России // Воздушные ворота Белогорья. - 2013. - № 3. С.2-3.
6. Горковенко В. Аэропорт «Белгород» перешел на летнее расписание // Воздушные ворота Белогорья. - 2013. - № 3. С. 3-5.
7. Горковенко В. Новое здание аэропорта «Белгород» официально открыли в годовщину Прохоровкой битвы // Воздушные ворота Белогорья. - 2013. - № 2. С. 1-2.
8. ГОСТ 53187-2008. Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий. Введ. 01.12.2009. - 18 с. - Группа Т34.
9. ГОСТ 17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями. Введ. 01.01.80. - 14 с. - Группа Т58.
10. ГОСТ 10227-86 Топлива для реактивных двигателей. Технические условия. Введ. 01.01.87. - 19 с. - Группа Б 17.
11. ГОСТ 22283-88. Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения. Введ.01.01.90 до 01.01.2000. - 16 с. - Группа Д10.
12. ГОСТ 22283-2014. Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения. - Взамен ГОСТ 22283-88; Введ.01.01.2015. -16 с. - Группа Д11.
13. ГОСТ 17187-2010. Шумомеры. Часть 1. Технические требования. Введ. 01.11.2012. - 36 с. - Группа Т34.
14. Дмитриев В.Г. О приоритетах в гражданской авиации // Полет - 2009. -№10. С. 5-8.
15. Ененкова В.Г. Защита окружающей среды при авиатранспортных процессах. - М.: Транспорт, 1986 - 76 с.
16. Жулина Е.С. Шумовое загрязнение селитебных зон города
Белгорода / Жулина Е.С; Лебедева М.Г; Кухарук С.А. Проблемы природопользования и экологическая ситуация в европейской
России и сопредельных странах//Материалы V Междунар. науч. конф. Белгород: КОНСТАНТА, 2013. С. 258 -261.
17. Измеров Н.Ф., Суворов Г.А. Человек и шум. - М.: ГЕОТАР-МЕД, 2001. - 384 с.
18. Картышев О.А. Изучение наличия связи влияния авиационного шума на заболеваемость населения города Перми //Авиационный экологический вестник. - 2009. - №2. С. 7-9.
19. Картышев О.А. Методика расчета выбросов загрязняющих веществ двигателями воздушных судов гражданской авиации. - М.: ФГУП ГосНИИ ГА, 2013. - 18 с.
20. Картышев О. А. Установление санитарно-защитной зоны аэропорта по неблагоприятному фактору «авиационный шум». - М.: Наука, 2006. - 21 с.
21. Квитка В.Е., Карпин Б.Н. Загрязнение атмосферы при эксплуатации самолетов // Воздушный транспорт. - 2013. - № 2. С. 38-98.
22. Копьев В.Ф. Проблемы экологии в авиации. - М.: ЦАГИ, 2011. - 65 с.
23. Копьев В.Ф., Мунин А.Г. Шум самолетов: можно ли его уменьшить // Полет - 2008 - №7. С. 26-30.
24. Кулагин Ю.Н. Методика контроля и рекомендации по снижению эмиссии двигателей воздушных судов в эксплуатации. Л.: Гидрометеоиздат, 2013. - 33 с.
25. Методические рекомендации: МР 2.1.10.0059-12 Состояние здоровья населения в связи с состоянием окружающей среды и условиями проживания населения. - М.: Роспотребнадзор: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2012. - 47 с.
26. Мунин А. Г. Авиационная акустика. В 2-х ч. / А.Г. Мунин В.Ф. Самохин Р.А. Шипов. - М.: Машиностроение, 1986. - 310 с.
27. Мунин А.Г., Дмитриев В.Г., Экологические проблемы гражданской авиации /Аэрокосмический курьер. - 2003 - №2. С. 57- 60.
28. Мунин А.Г., Кузнецов В.М. Аэродинамические источники шума. - М.: Машиностроение, 1981 - 128 с.
29. Мхитарян А.М. Снижение шума самолетов с реактивными двигателями. - М.: Машиностроение, 1975. - 263 с.
30. Николайкин Н.И., Смирнова Ю.В. Промышленная экология. - М.: МГТУ ГА, 2012. - 68 с.
31. Общесоюзный нормативный документ ОДН - 86 Методика расчета
концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. (утв. Председателем Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды 4 августа 1986 г. № 192).- Л.:
Гидрометеоиздат, 2013. - 25 с.
32.Осипов Г.Л., Прутков Б.Г. Градостроительные меры борьбы с
шумом. М.: Стройиздат, 1975 - 45 с.
33. Охрана окружающей среды: Том I: Шум на местности: Приложение 16 к Конвенции о Международной гражданской авиации ИКАО / Международная организация гражданской авиации. - 4-е изд. -ИКАО, 2005. - 169 с.
34. Охрана окружающей среды: Том II. Эмиссия авиационных
двигателей: Приложение 16 к Конвенции о Международной
гражданской авиации. ИКАО / Международная организация гражданской авиации. - 5-е изд. - ИКАО, 2010. - 201 с.
35. Рекомендации по установлению зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропорта гражданской авиации из условий шума. - М.: Стройиздат, 1987. - 32 с.
36. Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, впомещениях жилых, общественных зданий и на территории жилойзастройки» (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31октября 1996 г. N 36)
37. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200¬03. - М.: Альвис, 2014. - 48 с.
38. Соркина Л.И. Расчеты и измерения характеристик шума,
создаваемого в дальнем звуковом поле реактивными самолетами. - М.: изд. МГУ, 1968 - 57 с.
39. Старик А.М., Фаворский А.Н. Авиация и атмосферные процессы // Актуальные проблемы авиационных и аэрокосмических систем. 2015. Т. 20, № 1 (40). С. 1-20.
40. Строительные нормы и правила СНиП 23-01-99 «Строительная климатология» - М.: ДЕАН, 2003. - 78 с.
41. Строительные нормы и правила СНиП II-12-77 «Защита от шума» (утв. постановлением Госстроя СССР от 14 июня 1977 г. N 72).
42. Техническое руководство по окружающей среде. Том I: Методики
сертификации воздушных судов по шуму: Doc 9501 /
Международная организация гражданской авиации. - 1-е изд. - ИКАО, 2010. - 268 с.
43. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об
44. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - «Российская
газета» от 6 апреля 1999 г. N 64-65, Собрание законодательства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. № 14 - 55-60 с.
45. Фокин М.В., Новиков С.М. Оценка риска для здоровья населения от воздействия авиационного шума // Гигиена и санитария. - 2009. - № 5. С. 32-34.
46. Фондовые материалы «Белгородавиа»
47. Фондовые материалы Белгородского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ