Лонгрид как форма представления информации в интернет-журналистике
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Лонгрид как новый тип журналистского медиатекста 8
1.1. Лонгрид - формат или жанр: поиски релевантного определения 8
1.2. Лонгрид как мультимедийный формат 21
1.3. Жанровое разнообразие мультимедийных лонгридов 33
1.4. Средства языка мультимедиа в мультимедийных лонгридах 42
ГЛАВА 2. Особенности лонгридов из российских и зарубежных СМИ 49
2.1. Лонгриды, опубликованные в 2013 году 49
2.2. Лонгриды, опубликованные в 2014 году 67
2.3. Лонгриды, опубликованные в 2015 году 82
2.4. Лонгриды, опубликованные 2016 году 95
2.5. Лонгриды, опубликованные в 2017 году 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 119
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 123
ПРИЛОЖЕНИЯ 131
Приложение 1 131
Приложение 2 132
Среднее количество мультимедийных средств в лонгридах разных жанров Функции мультимедийных средств в лонгридах эмоциональных и рациональных жанров 136
Приложение 4 138
Мультимедийные элементы и их функции 138
Приложение 5 143
Функции и мультимедийные жанры, которые могут их выполнять 143
ГЛАВА 1. Лонгрид как новый тип журналистского медиатекста 8
1.1. Лонгрид - формат или жанр: поиски релевантного определения 8
1.2. Лонгрид как мультимедийный формат 21
1.3. Жанровое разнообразие мультимедийных лонгридов 33
1.4. Средства языка мультимедиа в мультимедийных лонгридах 42
ГЛАВА 2. Особенности лонгридов из российских и зарубежных СМИ 49
2.1. Лонгриды, опубликованные в 2013 году 49
2.2. Лонгриды, опубликованные в 2014 году 67
2.3. Лонгриды, опубликованные в 2015 году 82
2.4. Лонгриды, опубликованные 2016 году 95
2.5. Лонгриды, опубликованные в 2017 году 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 119
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 123
ПРИЛОЖЕНИЯ 131
Приложение 1 131
Приложение 2 132
Среднее количество мультимедийных средств в лонгридах разных жанров Функции мультимедийных средств в лонгридах эмоциональных и рациональных жанров 136
Приложение 4 138
Мультимедийные элементы и их функции 138
Приложение 5 143
Функции и мультимедийные жанры, которые могут их выполнять 143
Развитие информационных технологий XXI в. оказало двойственное влияние на журналистику и информационную сферу в целом. С одной стороны, появились новые возможности для развития, включая новые журналистские форматы и жанры, снизились затраты на печать информационных продуктов в связи с возникновением интернет-платформы для публикаций СМИ. С другой стороны, технический прогресс привел к появлению непрерывного информационного потока, с которым аудитория не может справиться, ввиду чего становится более избирательной при выборе источников информации - привлечь ее внимание с каждым днем все сложнее. В целях выживания сегодня медиапредприятия борются за аудиторию не только друг с другом, но и с представителями гражданской журналистики - блогерами и другими пользователями Интернета.
В условиях острой конкуренции профессиональные журналисты вынуждены искать новые методы привлечения аудитории. В этом плане можно наблюдать две противоположные тенденции. Некоторые специалисты полагаются на формат коротких сообщений, утверждая, что аудитория больше не читает длинные тексты и получает информацию из заголовков и иллюстративного материала. Другие, напротив, считают выигрышным формат длинных текстов, снабженных средствами мультимедийного языка - лонгрид. Первая публикация такого формата под названием «Snow Fall», созданная редакцией The New York Times в 2012 г., произвела настоящую революцию в мире мультимедийной журналистики . В противовес мнению
приверженцев коротких сообщений, «Snow Fall» с его объемным текстом имел огромную популярность среди рядовых читателей и профессиональных журналистов. В результате другие СМИ начали создавать подобные проекты, теперь публикации этого типа порой так и называют по имени пионера формата - «Snow Fall», а в редакции The New York Times, по заявлению редактора, это слово вошло в оборот в качестве глагола: «People are now saying: “can we Snow Fall?”». Лонгрид имеет и другие названия:
трансмедийный сторителлинг, мультимедийная история и другие. Актуальность данного исследования связана с тем, что формирующаяся на наших глазах мультимедийная журналистика нуждается в изучении и теоретическом осмыслении. Несмотря на то, что последние пять лет лонгрид сохраняет за собой статус востребованной формы представления и оптимизации информации, до сих пор не изучено, за счет каких средств новый формат привлекает аудиторию, оказывая на нее эмоциональное воздействие, какие его составляющие отвечают за информирование, иллюстрирование, «погружение» в материал.
Лонгрид - явление относительно новое, и на данный момент все еще нет ни устоявшегося термина для данного феномена, ни единогласного мнения о том, что это: формат или жанр. Например, А. В. Колесниченко относит лонгрид к жанрам и отмечает, что его главной жанровой характеристикой является тщательная проработка темы и текста, использование большого количества источников информации и большой объем текста. В отличие от жанра, суть которого определяется содержательными характеристиками материала, формат характеризует, прежде всего, структурные особенности медиапродукта , которые, по мнению М. Н. Булаевой, образуются посредством сочетания текстовой составляющей лонгрида с мультимедийными платформами и дают возможность характеризовать лонгрид как формат универсальной журналистики. Кроме того, путаницу в этом вопросе порождает отсутствие четкой границы между понятиями «жанр» и «формат» и наличие нескольких трактовок термина «формат» . Из шести определений для исследования лонгрида наиболее подходящим является то, которое трактует формат как совокупность «внешних характеристик предмета коммуникации, передающих его размер и особенности формы». Лонгриды действительно отличаются от других медиатекстов (медиатекст - «конкретный результат медиапроизводства, медиапродукт - сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре медиа, адресованное массовой аудитории» ) размером, формой и внешними характеристиками, что еще больше склоняет нас рассматривать данный феномен как формат.
На данный момент нет также устоявшегося термина для обозначения феномена - во всем мире используются десятки названий: interactive guide, interactive documentary, multimedia project, multimedia longread, digital package и так далее. Таким образом, мы приходим к выводу, что на данный момент рассматриваемый в исследовании новый мультимедийный формат не имеет четкой терминологии и утвержденных формообразующих характеристик. В рамках нашего исследования мы будем использовать термины мультимедийный лонгрид, так как в российской практике данное наименование является наиболее распространенным, и лонгрид, ввиду того, что мы рассматриваем данное явление в качестве формата, а не жанра.
Новизна предпринимаемого исследования состоит в том, что на данном этапе феномен лонгрида мало изучен с научной точки зрения, нет ни определения термина, ни исследований на тему того, является он форматом или жанром.
Объектом исследования является формат «лонгрид».
Предмет исследования - специфика формата «лонгрид».
Цель предпринимаемого исследования: выявить взаимозависимость мультимедийных средств и текстового жанра в формате «лонгрид».
Для достижения поставленной цели нам необходимо выполнить следующие задачи:
1. дать определение феномену «лонгрид»;
2. разграничить понятия «мультимедийная история» и «лонгрид»;
3. изучить жанровое многообразие лонгридов;
4. рассмотреть мультимедийные составляющие лонгрида;
5. выделить критерии для анализа эмпирического материала;
6. провести анализ лонгридов по выдвинутым критериям.
Эмпирической базой для данного исследования являются 20 публикаций в формате «лонгрид» в период с 2013 по 2017 г. При определении эмпирической базы был использован метод случайной выборки, поэтому анализируемые материалы относятся к разным зарубежным и российским СМИ, в которых данный формат представления информации используется на постоянной основе: The New York Times, Pitchfork, The Guardian, Complex, BBC, The Wired, «Коммерсантъ», Forbes.
В исследовании был использован комплексный подход, сочетающий в себе теоретические (описательный метод, метод анализа) и эмпирические методы (сравнение и сопоставление).
В основу научно-теоретической базы данного исследования легли работы отечественных и зарубежных исследователей в области мультимедиа Р. Пэкера, К. Джордана, А. В. Крапивенко, В. Э. Шевченко, Т. Е. Шехтер, О. В. Соболевой; были использованы труды по мультимедийной журналистике Дж. Стивенса, А. Галустяна, А. А. Градюшко, М. Н. Булаевой,
A. А. Золотухина, А. А. Калмыкова, Д. Ю. Кульчицкой, М. М. Лукиной, Н. Г. Лосевой, М. А. Пильгун; теории конвергенции СМИ таких исследователей, как Е. А. Баранова, Ю. М. Ершов, А. Г. Качкаева, B. С. Хелемендик; основы жанровой теории журналистики из работ А. В. Колесниченко, Г. В. Лазутиной, С. С. Распоповой, А. А. Тертычного. В работе также были использованы выдержки из интервью с медиаэкспертами и практиками СМИ.
Апробация отдельных положений работы была проведена на ежегодной молодежной научной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» 2017 года, а также опубликованы в научном сборнике «Медиа в современном мире. Молодые исследователи». В рамках данной конференции автором работы были представлены тезисы на тему «Лонгрид - формат или жанр: поиски релевантного определения», на основе которых состоялось выступление, отмеченное как лучшее и занявшее первое место. В связи с этим в августе 2017 г. в печатном сборнике «Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей» выйдет научная статья по теме диссертации.
Структура данной работы включает содержание, введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
В условиях острой конкуренции профессиональные журналисты вынуждены искать новые методы привлечения аудитории. В этом плане можно наблюдать две противоположные тенденции. Некоторые специалисты полагаются на формат коротких сообщений, утверждая, что аудитория больше не читает длинные тексты и получает информацию из заголовков и иллюстративного материала. Другие, напротив, считают выигрышным формат длинных текстов, снабженных средствами мультимедийного языка - лонгрид. Первая публикация такого формата под названием «Snow Fall», созданная редакцией The New York Times в 2012 г., произвела настоящую революцию в мире мультимедийной журналистики . В противовес мнению
приверженцев коротких сообщений, «Snow Fall» с его объемным текстом имел огромную популярность среди рядовых читателей и профессиональных журналистов. В результате другие СМИ начали создавать подобные проекты, теперь публикации этого типа порой так и называют по имени пионера формата - «Snow Fall», а в редакции The New York Times, по заявлению редактора, это слово вошло в оборот в качестве глагола: «People are now saying: “can we Snow Fall?”». Лонгрид имеет и другие названия:
трансмедийный сторителлинг, мультимедийная история и другие. Актуальность данного исследования связана с тем, что формирующаяся на наших глазах мультимедийная журналистика нуждается в изучении и теоретическом осмыслении. Несмотря на то, что последние пять лет лонгрид сохраняет за собой статус востребованной формы представления и оптимизации информации, до сих пор не изучено, за счет каких средств новый формат привлекает аудиторию, оказывая на нее эмоциональное воздействие, какие его составляющие отвечают за информирование, иллюстрирование, «погружение» в материал.
Лонгрид - явление относительно новое, и на данный момент все еще нет ни устоявшегося термина для данного феномена, ни единогласного мнения о том, что это: формат или жанр. Например, А. В. Колесниченко относит лонгрид к жанрам и отмечает, что его главной жанровой характеристикой является тщательная проработка темы и текста, использование большого количества источников информации и большой объем текста. В отличие от жанра, суть которого определяется содержательными характеристиками материала, формат характеризует, прежде всего, структурные особенности медиапродукта , которые, по мнению М. Н. Булаевой, образуются посредством сочетания текстовой составляющей лонгрида с мультимедийными платформами и дают возможность характеризовать лонгрид как формат универсальной журналистики. Кроме того, путаницу в этом вопросе порождает отсутствие четкой границы между понятиями «жанр» и «формат» и наличие нескольких трактовок термина «формат» . Из шести определений для исследования лонгрида наиболее подходящим является то, которое трактует формат как совокупность «внешних характеристик предмета коммуникации, передающих его размер и особенности формы». Лонгриды действительно отличаются от других медиатекстов (медиатекст - «конкретный результат медиапроизводства, медиапродукт - сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре медиа, адресованное массовой аудитории» ) размером, формой и внешними характеристиками, что еще больше склоняет нас рассматривать данный феномен как формат.
На данный момент нет также устоявшегося термина для обозначения феномена - во всем мире используются десятки названий: interactive guide, interactive documentary, multimedia project, multimedia longread, digital package и так далее. Таким образом, мы приходим к выводу, что на данный момент рассматриваемый в исследовании новый мультимедийный формат не имеет четкой терминологии и утвержденных формообразующих характеристик. В рамках нашего исследования мы будем использовать термины мультимедийный лонгрид, так как в российской практике данное наименование является наиболее распространенным, и лонгрид, ввиду того, что мы рассматриваем данное явление в качестве формата, а не жанра.
Новизна предпринимаемого исследования состоит в том, что на данном этапе феномен лонгрида мало изучен с научной точки зрения, нет ни определения термина, ни исследований на тему того, является он форматом или жанром.
Объектом исследования является формат «лонгрид».
Предмет исследования - специфика формата «лонгрид».
Цель предпринимаемого исследования: выявить взаимозависимость мультимедийных средств и текстового жанра в формате «лонгрид».
Для достижения поставленной цели нам необходимо выполнить следующие задачи:
1. дать определение феномену «лонгрид»;
2. разграничить понятия «мультимедийная история» и «лонгрид»;
3. изучить жанровое многообразие лонгридов;
4. рассмотреть мультимедийные составляющие лонгрида;
5. выделить критерии для анализа эмпирического материала;
6. провести анализ лонгридов по выдвинутым критериям.
Эмпирической базой для данного исследования являются 20 публикаций в формате «лонгрид» в период с 2013 по 2017 г. При определении эмпирической базы был использован метод случайной выборки, поэтому анализируемые материалы относятся к разным зарубежным и российским СМИ, в которых данный формат представления информации используется на постоянной основе: The New York Times, Pitchfork, The Guardian, Complex, BBC, The Wired, «Коммерсантъ», Forbes.
В исследовании был использован комплексный подход, сочетающий в себе теоретические (описательный метод, метод анализа) и эмпирические методы (сравнение и сопоставление).
В основу научно-теоретической базы данного исследования легли работы отечественных и зарубежных исследователей в области мультимедиа Р. Пэкера, К. Джордана, А. В. Крапивенко, В. Э. Шевченко, Т. Е. Шехтер, О. В. Соболевой; были использованы труды по мультимедийной журналистике Дж. Стивенса, А. Галустяна, А. А. Градюшко, М. Н. Булаевой,
A. А. Золотухина, А. А. Калмыкова, Д. Ю. Кульчицкой, М. М. Лукиной, Н. Г. Лосевой, М. А. Пильгун; теории конвергенции СМИ таких исследователей, как Е. А. Баранова, Ю. М. Ершов, А. Г. Качкаева, B. С. Хелемендик; основы жанровой теории журналистики из работ А. В. Колесниченко, Г. В. Лазутиной, С. С. Распоповой, А. А. Тертычного. В работе также были использованы выдержки из интервью с медиаэкспертами и практиками СМИ.
Апробация отдельных положений работы была проведена на ежегодной молодежной научной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» 2017 года, а также опубликованы в научном сборнике «Медиа в современном мире. Молодые исследователи». В рамках данной конференции автором работы были представлены тезисы на тему «Лонгрид - формат или жанр: поиски релевантного определения», на основе которых состоялось выступление, отмеченное как лучшее и занявшее первое место. В связи с этим в августе 2017 г. в печатном сборнике «Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей» выйдет научная статья по теме диссертации.
Структура данной работы включает содержание, введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
В настоящее время формат лонгрида - это наиболее оптимальная форма представления информации, в которой мультимедийные средства способствуют «погружению» читателей в материал и облегчению углубленного чтения длинных и порой сложных для восприятия текстов.
Мы рассмотрели лонгрид как формат мультимедийной журналистики, описали формообразующие признаки и особенности, рассмотрели требования к вербальной - текстовой составляющей формата, вывели критерии для анализа лонгридов из нашей эмпирической базы для выявления типичных для формата структур и выявления взаимозависимости или ее отсутствия между жанром текста лонгрида и использованными в нем мультимедийными средствами.
Важно еще раз отметить, что устоявшихся теорий по теме «мультимедийный лонгрид» на данный момент все еще нет, ввиду чего наблюдаются разночтения по таким вопросам, как: 1) чем является лонгрид: форматом или жанром; 2) какими характеристиками должен обладать материал, чтобы его можно было отнести к данной категории. Мы учли это обстоятельство и пришли к следующим выводам:
Во-первых, термины «мультимедийный лонгрид» и «мультимедийная история» не являются взаимозаменяемыми. При этом мультимедийный лонгрид - это разновидность мультимедийной истории - формат, в котором большой по объему и глубоко проработанный текст является основой медиапроизведения, а аудиовизуальные элементы - вспомогательными средствами, являющимися при этом обязательными для раскрытия темы в данном формате.
После того, как мы вывели свое определение изучаемого феномена, включающее в себя его основные характеристики, стало очевидно, что даже в обиходе составителей рейтингов лонгридов используется неправильная терминология. Например, проект «Neil Leifer» журнала Sport Illustrated, который был включен в список «35 лонгридов с отличным дизайном» по версии платформы Tilda Publishing, несмотря на обилие мультимедийных элементов, нельзя отнести к данному формату в силу отсутствия такого важного постулата лонгрида, как большой объем текста.
В ходе анализ эмпирической базы были выявлены некоторые закономерности. Чаще всего в формате «лонгрид» представляются тексты в жанре очерка, который является пограничным между эмоциональной и рациональной публицистикой. В целом жанры этих двух групп используют формат с одинаковой частотностью. Однако отметим, что, помимо очерка, в эту форму помещают жанры: портрет, комментарий, аналитическую статью, экспертное и личностное интервью.
По средним показателям, жанры рациональной публицистики, что, скорее всего, связано со степенью сложности их содержания, используют больше мультимедийных средств, чем жанры эмоциональной публицистики. Если говорить об отдельных жанрах, то больше всего мультимедийных элементов содержится в комментарии, очерке, портрете и аналитической статье - жанры, относящиеся к разным группам классификации А. В. Колесниченко.
Результаты анализа показали, что существует взаимозависимость между жанров текста в формате «лонгрид» и его мультимедийным наполнением. Рациональные жанры предпочитают информативные мультимедийные и навигационные средства (для облегчения ориентации в материале), при этом активно используя в отдельных публикациях иммерсионные (в целях аргументации и убеждения), интерактивные и иллюстративные элементы. В пограничном жанре очерка превалируют иллюстративные, информативные и иммерсионные мультимедийные элементы - такое сочетание коррелирует с синтезом художественно-публицистических и аналитических черт этого жанра. Тексты эмоциональной публицистики чаще всего совмещены с иллюстративными, интерактивными и иммерсионными средствами (что связано с функцией отображения этих жанров - вызовом эмоциональной реакции читателей) и почти не имеют навигационных элементов.
Проанализировав, какие средства мультимедиа выполняют те или иные функции в мультимедийных лонгридах, мы пришли к следующим выводам:
1) информативными средствами чаще всего становятся видеоэлементы, текстовые мультимедийные средства и инфографика;
2) иммерсионными - видеоэлементы, синтетические средства;
3) иллюстративными - фотоэлементы, текстовые, видеоэлементы и инфографика;
4) навигационными - фотоэлементы на заставке главы материала, видеоэлементы, анимация и панели навигации;
5) интерактивными - текстовые элементы, фотоэлементы, инфографика и анимация.
Формат лонгрида используется для оптимизации углубленного чтения длинных текстов в интернет-журналистике. На наш взгляд, главным образом, в достижении этой цели способствуют иммерсионные и интерактивные мультимедийные средства, поэтому важно отметить, какие элементы могут выполнять их функции. Ориентируясь на нашу эмпирическую базу, роль иммерсионного средства могут выполнять видеоэлементы; инфографика; такие фотоэлементы, как документальная фотография и слайд -шоу; аудио-элементы - подкаст и аудиоиллюстрация; синтетические элементы -
аудиослайд-шоу, фотоколлаж с анимацией, онлайн-счетчик.
Интерактивными могут быть инфографика; такие фотоэлементы, как фотолента, слайд-шоу и фотоколлаж; анимации; подкаст; интерактивные документ и справка; аудиослайд-шоу, онлайн-счетчик и интерактивная 3D- модель.
Важно также отметить, что использование тех или иных мультимедийных средств во многом зависит не столько от жанра, сколько от интенций авторов проекта, что, впрочем, в идеале должно проявляться и в выборе жанра. Так в лонгриде «NSA files: decoded. What the revelations mean for you», текст которого написан в жанре аналитической статьи, используется обилие иммерсионных элементов, которые вовсе отсутствуют в других публикациях рациональных жанров из нашей выборки.
В завершение работы отметим, что публикации в формате лонгрида с гармоничным соотношением аудиовизуальной и текстовой составляющих действительно является эффективным средством для оптимизации длинных и, в частности, сложных текстов и облегчению их восприятия. Поэтому, на наш взгляд, этот мультимедийный формат имеет перспективы для использования его в области образования и просвещения.
Мы рассмотрели лонгрид как формат мультимедийной журналистики, описали формообразующие признаки и особенности, рассмотрели требования к вербальной - текстовой составляющей формата, вывели критерии для анализа лонгридов из нашей эмпирической базы для выявления типичных для формата структур и выявления взаимозависимости или ее отсутствия между жанром текста лонгрида и использованными в нем мультимедийными средствами.
Важно еще раз отметить, что устоявшихся теорий по теме «мультимедийный лонгрид» на данный момент все еще нет, ввиду чего наблюдаются разночтения по таким вопросам, как: 1) чем является лонгрид: форматом или жанром; 2) какими характеристиками должен обладать материал, чтобы его можно было отнести к данной категории. Мы учли это обстоятельство и пришли к следующим выводам:
Во-первых, термины «мультимедийный лонгрид» и «мультимедийная история» не являются взаимозаменяемыми. При этом мультимедийный лонгрид - это разновидность мультимедийной истории - формат, в котором большой по объему и глубоко проработанный текст является основой медиапроизведения, а аудиовизуальные элементы - вспомогательными средствами, являющимися при этом обязательными для раскрытия темы в данном формате.
После того, как мы вывели свое определение изучаемого феномена, включающее в себя его основные характеристики, стало очевидно, что даже в обиходе составителей рейтингов лонгридов используется неправильная терминология. Например, проект «Neil Leifer» журнала Sport Illustrated, который был включен в список «35 лонгридов с отличным дизайном» по версии платформы Tilda Publishing, несмотря на обилие мультимедийных элементов, нельзя отнести к данному формату в силу отсутствия такого важного постулата лонгрида, как большой объем текста.
В ходе анализ эмпирической базы были выявлены некоторые закономерности. Чаще всего в формате «лонгрид» представляются тексты в жанре очерка, который является пограничным между эмоциональной и рациональной публицистикой. В целом жанры этих двух групп используют формат с одинаковой частотностью. Однако отметим, что, помимо очерка, в эту форму помещают жанры: портрет, комментарий, аналитическую статью, экспертное и личностное интервью.
По средним показателям, жанры рациональной публицистики, что, скорее всего, связано со степенью сложности их содержания, используют больше мультимедийных средств, чем жанры эмоциональной публицистики. Если говорить об отдельных жанрах, то больше всего мультимедийных элементов содержится в комментарии, очерке, портрете и аналитической статье - жанры, относящиеся к разным группам классификации А. В. Колесниченко.
Результаты анализа показали, что существует взаимозависимость между жанров текста в формате «лонгрид» и его мультимедийным наполнением. Рациональные жанры предпочитают информативные мультимедийные и навигационные средства (для облегчения ориентации в материале), при этом активно используя в отдельных публикациях иммерсионные (в целях аргументации и убеждения), интерактивные и иллюстративные элементы. В пограничном жанре очерка превалируют иллюстративные, информативные и иммерсионные мультимедийные элементы - такое сочетание коррелирует с синтезом художественно-публицистических и аналитических черт этого жанра. Тексты эмоциональной публицистики чаще всего совмещены с иллюстративными, интерактивными и иммерсионными средствами (что связано с функцией отображения этих жанров - вызовом эмоциональной реакции читателей) и почти не имеют навигационных элементов.
Проанализировав, какие средства мультимедиа выполняют те или иные функции в мультимедийных лонгридах, мы пришли к следующим выводам:
1) информативными средствами чаще всего становятся видеоэлементы, текстовые мультимедийные средства и инфографика;
2) иммерсионными - видеоэлементы, синтетические средства;
3) иллюстративными - фотоэлементы, текстовые, видеоэлементы и инфографика;
4) навигационными - фотоэлементы на заставке главы материала, видеоэлементы, анимация и панели навигации;
5) интерактивными - текстовые элементы, фотоэлементы, инфографика и анимация.
Формат лонгрида используется для оптимизации углубленного чтения длинных текстов в интернет-журналистике. На наш взгляд, главным образом, в достижении этой цели способствуют иммерсионные и интерактивные мультимедийные средства, поэтому важно отметить, какие элементы могут выполнять их функции. Ориентируясь на нашу эмпирическую базу, роль иммерсионного средства могут выполнять видеоэлементы; инфографика; такие фотоэлементы, как документальная фотография и слайд -шоу; аудио-элементы - подкаст и аудиоиллюстрация; синтетические элементы -
аудиослайд-шоу, фотоколлаж с анимацией, онлайн-счетчик.
Интерактивными могут быть инфографика; такие фотоэлементы, как фотолента, слайд-шоу и фотоколлаж; анимации; подкаст; интерактивные документ и справка; аудиослайд-шоу, онлайн-счетчик и интерактивная 3D- модель.
Важно также отметить, что использование тех или иных мультимедийных средств во многом зависит не столько от жанра, сколько от интенций авторов проекта, что, впрочем, в идеале должно проявляться и в выборе жанра. Так в лонгриде «NSA files: decoded. What the revelations mean for you», текст которого написан в жанре аналитической статьи, используется обилие иммерсионных элементов, которые вовсе отсутствуют в других публикациях рациональных жанров из нашей выборки.
В завершение работы отметим, что публикации в формате лонгрида с гармоничным соотношением аудиовизуальной и текстовой составляющих действительно является эффективным средством для оптимизации длинных и, в частности, сложных текстов и облегчению их восприятия. Поэтому, на наш взгляд, этот мультимедийный формат имеет перспективы для использования его в области образования и просвещения.
Подобные работы
- МОДИФИКАЦИЯ ФОРМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ТЕКСТА В СОВРЕМЕННОЙ
ЦИФРОВОЙ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЕ
Магистерская диссертация, книжное дело. Язык работы: Русский. Цена: 5840 р. Год сдачи: 2019 - КОНВЕРГЕНЦИЯ ЖАНРОВ И ФОРМ КАК ТРЕНД В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКИ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - Лонгрид как мультимедийный жанр журналистики
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Современный лонгрид: тематика, структура, гибридные формы (на материалах портала «Такие дела»)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Визуальная составляющая лонгрида в интернет-изданиях России и США: сравнительный анализ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020 - Лонгрид как мультимедийный жанр журналистики
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ЛОНГРИД КАК НОВЕЙШАЯ ФОРМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНТЕНТА
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИФИКА КОНТЕНТА И ЖАНРОВЫХ ФОРМ В ЦИКЛЕ МАТЕРИАЛОВ «ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДА»
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5990 р. Год сдачи: 2019 - СПЕЦИФИКА КОНТЕНТА И ЖАНРОВЫХ ФОРМ В ЦИКЛЕ МАТЕРИАЛОВ «ТАЙНАЯ
ЖИЗНЬ ГОРОДА»
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2019



