Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Двойственность Мироздания, Как Фундаментальный Принцип Его Понимания

Работа №75773

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы70
Год сдачи2021
Стоимость7200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
89
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Космологическая теория на примере «Хуайнань-цзы»……………..10
1.1. Анализ на основе отрывка из оригинального текста и перевода Л.Е. Померанцевой……………………………………………………………………10
1.2. Исследователи, занимающиеся изучением космологической теории…..24
Глава 2. Анализ второй теории о происхождении мира………………………48
2.1. Рассмотрение отрывка из оригинального текста и фрагмента из перевода Л.Е. Померанцевой………………………………………………………………48
2.2. Анализ схожих по смыслу мест в «Хуайнань-цзы»………………………55
Заключение……………………………………………………………………….67
Список использованной литературы…………………………………………...69


Китайская философия представляет собой это нечто настолько самобытное и невероятное по своей сути, что даже сейчас, я не перестаю удивляться ее многообразию и сложности. Здесь и переплетение совершенно уникальной, непохожей ни на что иное культуры, и совершенно непонятное для европейского человека желание искать подтверждение своим словам в древних текстах, и конфуцианство, только по истории становления и развития которого можно весьма точно и подробно пересказать весь долгий и тернистый путь китайского учения о мудрости. А еще Китай это совершенно иной мир, особенно на взгляд «человека Европы», иногда завораживающий, иногда вызывающий откровенное недоумение, но все равно удивительный и непостижимый.
В китайской философии нет центральной для западной проблемы борьбы идеализма с материализмом – для нее это не являлось актуальным, поскольку: нумерология вместо логики и вопрос, как привести Поднебесную к гармонии и процветанию как основной лейтмотив.
Это отнюдь не означает что все просто – китайская философия содержит в себе множество противоречий и недомолвок. Отчасти это связано с особенностями языка – все-таки латынь и иероглифы, с их образностью и многозначностью совершенно не одно и тоже. Отчасти с типично восточным менталитетом и такой его особенностью, как подразумевание и вариативность трактовок вместо европейской прямоты и однозначности.
При этом сам факт того, что свято почитаемые тексты с каждым прошедшим с момента их написания столетием становились все более расплывчатыми и все менее понятными, с одной стороны создавало сразу много трактовок одних и те же мест в зависимости от индивидуальных предпочтений человека, а с другой позволяло находить весьма туманные отрывки для подведения под них своих собственных идей.
Целесообразно отметить и то, что вень-янь со временем претерпевал весьма сильные изменения. И, конечно, отдельное спасибо любви древних китайцев заменять подзабытые внезапно в процессе написания ими иероглифы одинаковыми по произношению, но совершенно не обязательно по смыслу.
Дихотомий вроде Небо – Земля, правитель – народ, благородный муж – маленький человек, Дао – дэ, Дао безымянный – Дао называемый, покой –движение, мир живых – мир богов и духов в древнекитайской философии хватает с избытком.
Главное отличие восточной философии от западной состоит в отсутствии жестких рамок деления на белое и черное, добро и зло. Главный символ восточной и по большей части китайской философии инь-ян совершенно не случайно получил именно такое изображение. Нет ничего абсолютного в конечной инстанции, все непрерывно изменяется и перетекает в противоположность. Если это пара покой – движение, то по Дун Чжуншу это движение движения и покой движения.
А еще непременно где-нибудь отыщется покой движения и покой покоя. Если это благородный муж –маленький человек, то непременно такие, что благородный муж – тот, кто не только следует пути сам, но и способен наставлять на него маленького человека. А может, без должного соблюдения правил и усердия сам опуститься до его уровня.
Абстрактно и в общих чертах идеи такого мировосприятия были максимально переложены на привычные для европейского человека принципы и получили широкое распространение. К примеру, сложно найти сейчас человека, который не знает, что такое фэн-шуй. Ведь всем точно известно, что фен-шуй это «правила расстановки мебели в доме для привлечения хорошей ауры». И именно такие моменты отчасти определили актуальность и цель данной работы.
Что же касается вопроса изучения космогонии, то одним из наиболее интересных в рамках изучения данной темы является текст «Хуайнань-цзы». Поскольку, во-первых, он представляет собой прекрасное сочетание материала из различных областей, начиная от описания природы Дао и тех принципов, которым должен следовать человек, чтобы этого Дао достичь, и заканчивая действительно ценными фрагментами, содержащими описания, пускай и мифические по большей части, различных этапов исторического развития и мира и человеческого общества с немалым количеством значительных деталей и переплетением всего вышеперечисленного в единую систему.
Однако в отличие от таких произведений, как «И цзин» или «Дао дэ цзин», эта книга не пользуется такой огромной популярностью – чаще всего созданные на его основе исследования занимаются изучением древнекитайской мифологии, и только затрагивают иные сферы, что легко можно заметить по разделу об изученности данной темы. Поэтому данный текста представляет определенный интерес для исследований.
Второй повод для исследования именно данного текста – наличие к нему некоторого количества весьма интересных, однако мало известных не имеющих перевода на русский язык исследовательских работ.
Степень изученности темы исследования. Историография проблемы. Изучения как вопросов космогонии в древнекитайской и китайской философии на протяжении многих лет оставался актуальным как для иностранных ученых, так и для отечественных исследователей. Первая в мире книга о древнекитайской мифологии была выпущена в 1892 г. в России. Это был труд С.М. Георгиевского, носивший название «Мифические воззрения и мифы китайцев».
Рифлин Б.Л. Изучение древнекитайской мифологии. Он изучал мифы и мифические воззрения, первым создал классификацию китайский мифов и весьма подробно рассматривал тему древних представлений народа об организации мира.
Начало XX ознаменовалось интересом к данной теме со стороны европейский и японских китаеведов. К ним же присоединились и некоторые историки, такие как Сиратори Куракити, опубликовавший в 1909 г. «Исследование древних преданий Китая». Из европейских синологов первым темой мифологии заинтересовался француз Анри Масперо. Также, несомненно, стоит отметить Дж. Нидэма, ставшего автором и редактором такого выдающегося проекта, как «Наука и цивилизация в Китае». Также как и Анри Масперо, английский историк и китаевед Герберт Чатли, Альфред Форке и другие, он внес огромный вклад в изучение синологии в целом и вопросов мироустройства в отдельных философских школах.
Помимо этого необходимо выделить книгу профессора университета в Осака Мори Микисабу, который в своей работе не только составляет нечто вроде описаний основных мифологических героев, но и уделяет много внимания вопросу космологических мифов.
Далее рассмотрим очерк крупного историка-китаеведа Д. Бодде, написанный для книги «Мифология древнего мира». В нем он ограничивается рассмотрением только космогонических мифов, однако делает весьма подробный анализ каждого, анализируя общую тенденцию среди китайских космологических мифов и уделяя внимание, в частности, вопросу дихотомии Инь-Ян.
Из российских синологов много внимания данной теме уделили такие ученые, как Э.М. Яншина, много времени посвятившая изучению «Книги гор и морей», ее книга «Формирование и развитие древнекитайской мифологии» по праву считается заслуживающей внимания.
Так же стоит отметить передов и исследовательские работы Л.Е. Померанцевой, посвятившей порядка пяти работ изучению составляющих текст «Хуайнань-цзы» идей. Ей принадлежат такие работы, как «Историческая биография хуайнаньского князя Лю Аня и ее житийный вариант», «Мифотворчество как искусство на материале главы «Небесный узор» из «Хуайнань-цзы»», «О некоторых стилистических особенностях «Хуайнань-щы».
Вклад в изучение данной темы можно так же отметить в работах таких авторов, как Чарльз Грэм и его статье «Инь/Ян и природа коррелятивного мышления», книге Дж. Нидэма «Китайская наука и цивилизация», работе Ф.С.Быкова «Зарождение политической и философской мысли в Китае». А так же Л.С. Васильева, уделившему данной теме внимания в рамках работы «Культы, религии, традиции в Китае», М. В. Исаевой и ее работе «Резонансная теория устройства космоса согласно «Записям» (чжи) из Хоу Хань шу и текстов чэньвэй», А.И. Кобзеву, в частности его статье «О категориях традиционной китайской философии» опубликованной в рамках «Народов Азии и Африки».
Внимания так же заслуживает вклад таких ученых, как Л.Д. Позднеева «К проблеме источниковедческого анализа древнекитайских философских трактатов», Г.А. Ткаченко посвятивший работы раскрытию вопроса космогонии и мироописания в таких древнекитайских текстах, как «Люйши чуньцю», «Хуайнань-цзы» и п.р.
Исследование вопроса противоположностей в древнекитайской философии на русском языке имеются в работах Григорьевой Т.П., Кобзева А.И., Лапиной З.Г., Масперо А., Позднеевой Л.Д., Переломова Л.С., Рубина В.А., Торчинова Е.А., Фэн Ю-лань и другие. Кроме того, существуют работы на других иностранных языках.
Методы исследований. Данная работа подразумевает наличие в равной степени и историко-философских подходов, таких как исторический и системный анализ, и предметно-концептуальных подходов, таких как историческая и концептуальная интерпретация концептов, а так же общенаучных методов, таких как анализ источников, интерпретация, систематизация и обобщение данных с целью логического упорядочивания, сравнение, моделирование, синтез, анализ и прочее.
Цель исследования – рассмотреть представленную в тексте «Хуайнань-цзы» космологическую модель мира на предмет бинарных оппозиций и объединяющих их категорий.
Объект исследования – древнекитайская философия.
Предмет исследования – космологические модели мироздания в тексте «Хуайнань-цзы»
Задачи исследования:
1. Рассмотреть на примере текста «Хуайнань-цзы» космологическую модель, характерную для древнекитайской философии.
2. Провести самостоятельный анализ части.
3. Изучить все имеющиеся труды авторов по этой цитате и сделать вывод на основе имеющихся фактов.
4. Провести анализ вопроса, что такое мироздание для древнего Китая.
5. Изучить, в чем заключается двойственность этого мироздания.
6. Рассмотреть, в чем заключается единство противоположностей.
План дипломной работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.
Первая глава посвящена разбору первой из двух космологических теорий в тексте «Хуайнань-цзы». В первой части проводится собственный анализ на основе отрывка из оригинального текста и перевода Л.Е.Померанцевой, с привлечением иных цитат из исследуемого текста и анализом смысла употребляемых в тексте иероглифов. Высказывается предположение о том, каким именно образом можно работать с данным текстом, а так же делаются некоторые уточняющие пояснения к выполненному Л.Е.Померанцевой переводу.
Во второй части представлены исследователи занимавшиеся изучением данного фрагмента в хронологическом порядке написания ими теорий на основе анализа данного текста. Так же прилагается частичный перевод на русский, частичное изложение основных идей, содержащихся в исследовании Майкла Пьюэтта, внесшего значительный вклад в изучения данного вопроса. Далее делается соответствующий вывод,
В третьей части работы проводится разбор иного отрывка из текста «Хуайнань-цзы» с двумя целями сразу. Во-первых, на основе данного отрывка проводится анализ высказанной в предыдущей части Майклом Пьюэттом теории, во-вторых, проводится поиск доказательств восприятия мира в древнекитайской философии, как состоящего из бинарных оппозиций, а так же поиск объединяющих категорий.
Вторая глава целиком посвящена анализу второй возможной теории о происхождении мира. В первой части проводится разбор непосредственно самого отрывка из оригинального текста и фрагмента из перевода Л.Е.Померанцевой, с привлечением иных цитат из исследуемого текста и анализом смысла употребляемых в тексте иероглифов. Во второй части проводится поиск и анализ иных схожих по смыслу мест в «Хуайнань-цзы», а так же делается соответствующий вывод.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цивилизация Старого Китая осталась в прошлом. Но ее мудрость, вобравшая в себя опыт духовного поиска и аскетизма сотен поколений, не умерла и не может умереть. Даосизм, как часть и, возможно, самая важная часть этой мудрости, не утратил своей жизненной силы и сегодня. Заветы древних даосов адресованы каждому, кто хочет познать тайну происхождения всего происходящего, кто не довольствуется условностями цивилизаций, морали, идеологий, но ищет истинно великого и вечного, кто имеет мужество отказаться от мелких приобретений ради того, чтобы вместить весь мир.
В настоящее время многое можно почерпнуть из религий Китая. Прежде всего, это верность и сотрудничество внутри семьи, большое чувство ответственности за общественный порядок и благополучие государства. Китайцы твердо верят, что самое главное в жизни человека-это помогать семье и обществу упорным трудом и воспитанием, а также сохранять нравственную чистоту. Общество существует даже после смерти человека, поскольку он вносит свой вклад в укрепление общества и, следовательно, его жизнь не бесполезна.
Еще одной интересной чертой китайского понимания считается религиозный эгалитаризм – вера в то, что у каждого есть возможность просветления и что оно одинаково для всех. Это значит, что каждый может быть мудрым человеком. Конфуцианские философы всегда указывали на то, что все они обладают зародышами доброты и что очень важно поощрять их рост и развитие. Они также говорили, что истинной ценностью людей является высокая нравственность, которая формируется через самоотречение и тяжелый труд.
Философы даосизма считали, что энергия и ритм космоса могут присутствовать во всех людях как основа их жизни, даже если люди забывают об этом. Все, что нужно сделать людям, - это обратиться к Дао (путям) внутри себя, чтобы получить новое мировоззрение и гармонию со всем, что нас окружает. Сосредоточившись на общественной жизни, китайцы верят, что родиться человеком – это большая удача. Люди должны стараться использовать жизнь наилучшим образом, быть достойными своей удачи и жить духовно и нравственно, чтобы снова родиться людьми.
Это основа религий, которые мы рассматривали в Китае: даосизм, конфуцианство и буддизм, легитимизм и Моизм. Несмотря на некоторые различия в них, все они учат мудрости, добру, гармонии и вере в лучшее из людей. В нашем исследовании рассматривалось и изучалось влияние религии на китайскую культуру и традиции. Остается несомненным, что эти религиозные движения сохранят свое влияние на личную сферу и будут продолжать играть полезную роль в жизни Китая.
Проблема функционирования даосской культуры Древнего Китая считается актуальной, но в то же время мало изученной. Несомненно, на состояние научных взглядов на эту проблему большое влияние оказали нерешенные некоторые фундаментальные трудности общего характера, которые связаны с историей философских школ и идей как основной и влиятельной составляющей духовной культуры традиционного Китая.
Остается открытым вопрос, что ждет религиозные и философские школы Китая в будущем. Естественно, никто не может сказать наверняка, но вполне вероятно, что некоторые формы китайской религиозности будут продолжать существовать, а некоторые потеряют свою популярность. Это будет определяться тем, что некоторые из них касаются личной сферы и очень важны для людей.



1. Бернацкий В.О. Философия: конспект лекций: учеб. пособие. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. – 352 с.
2. Боде Д. Мифы древнего Китая. М.: Государственная публичная историческая библиотека, 1977. – 334 с.
3. Гран М.Китайская цивилизация. М.: ИЛ, 2018. – 416 c.
4. Губин В.Д. Философия. М.: ТОН - Остожье, 2016. – 704 с.
5. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. – 432 с.
6. Кравцова М.Е. История культуры Китая. М.: Изд.: Лань, 1999. – 416 с.
7. Лукьянова А. И цзин (Книга перемен). СПб.: Азбука-классика, 2010. – 122 с.
8. Малявина В.В. Чжуан-цзы. Ле-цзы. М.: Мысль, 1995. – 439 с.
9. Померанцева Л.Е. Дао Дэ Цзин. Книга пути и благодати (сборник). М.: Восточная литература, 2015. – 112 с.
10. Померанцева Л.Е. Хуайнаньцзы (Философы из Хуайнани). М.: Восточная литература, 2016. – 527 с.
11. Ткаченко Г.А. Избранные труды. Китайская космология и антропология. М.: Говорящая книга, 2008. – 362 с.
12. Ткаченко Г.А. Статьи по философии и истории Даосизма. М.: Логос, 2011. – 67 с.
13. Ударцев С.Ф. История политических и правовых учений. Древний Восток : академический курс. М.: СПбГУ, 2017. – 661 с.
14. Фролов И.Т. Введение в философию. М.: Республика, 2003. – 623 с.
15. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб.: Евразия, 2015. – 373 с
16. A.C. Graham, Disputers of the Tao: Philosophical Argument in. AncientChina. LaSalle, Illinois: OpenCourt, 1989. – Р. 112.
17. Charles Le Blanc «Reinterpretation of Traditional Chinese Thought in the Huai-Nan-Tzu: A Case of SourceStudy» Asian Thought and Society 3.9 (December 1978): 268. See also the excellent discussion in KanayaOsamu, Rosotekisekai: Enanji no shiso. Kyoto: Heirakujishoden, 1959. – Р. 112.
18. Charles Le Blanc, "From Ontology to Cosmogony: Notes on Chuang Tzu and Huai-nan Tzu," in Chinese Ideas About Nature and Society: Studies in Honour of DerkBodde, edited by Charles Le Blanc and Susan B1ader. Hong Kong: Hong Kong University Press, 1987. – Р. 112.
19. For a fuller discussion of this point, see Puett, The Ambivalence of Creation: Debates Concerning Innovation andArtifice in Early China (Stanford: Stanford University.Press, 2001. – Р. 187.
20. Intellectual Foundations of China, second edition. New York: McGraw-Hill Publishing Company, 1989. – Р. 112.
21. John B. Henderson, Scripture, Canon, and Commentary: A Comparison of Confucian and Western Exegesis. Princeton: Princeton University Press, 1991. – Р. 163.
22. N. J. Girardot, Myth and Meaning in Early Taoism: The Theme of Chaos. Berkeley: University of California Press, 1983. – Р. 112.
23. Needham J. The roles of Yurope and China in the Evolution of Oecumenical Science Science and Society in East and West. London: Allen & Unwin, 1969. – Р. 192.
24. Roger Ames, The Art of Rulers hip: A Study of Ancient Chinese Political Thought. Albany: State University of New York Press, 1994. – Р. 112.
25. See also the excellent discussion in Griet Vankeerberghen, The Huainanziand Liu An's Claim to Moral Authority (Albany: State University of NewYork Press, 2001. – Р. 78.
26. Chinese Text Project [Электронный ресурс] URL: https://ctext.org/huainanzi/yuan-dao-xun (дата обращения: 02.01.21).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ