Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Космологическая теория на примере «Хуайнань-цзы»……………..10
1.1. Анализ на основе отрывка из оригинального текста и перевода Л.Е. Померанцевой……………………………………………………………………10
1.2. Исследователи, занимающиеся изучением космологической теории…..24
Глава 2. Анализ второй теории о происхождении мира………………………48
2.1. Рассмотрение отрывка из оригинального текста и фрагмента из перевода Л.Е. Померанцевой………………………………………………………………48
2.2. Анализ схожих по смыслу мест в «Хуайнань-цзы»………………………55
Заключение……………………………………………………………………….67
Список использованной литературы…………………………………………...69
Китайская философия представляет собой это нечто настолько самобытное и невероятное по своей сути, что даже сейчас, я не перестаю удивляться ее многообразию и сложности. Здесь и переплетение совершенно уникальной, непохожей ни на что иное культуры, и совершенно непонятное для европейского человека желание искать подтверждение своим словам в древних текстах, и конфуцианство, только по истории становления и развития которого можно весьма точно и подробно пересказать весь долгий и тернистый путь китайского учения о мудрости. А еще Китай это совершенно иной мир, особенно на взгляд «человека Европы», иногда завораживающий, иногда вызывающий откровенное недоумение, но все равно удивительный и непостижимый.
В китайской философии нет центральной для западной проблемы борьбы идеализма с материализмом – для нее это не являлось актуальным, поскольку: нумерология вместо логики и вопрос, как привести Поднебесную к гармонии и процветанию как основной лейтмотив.
Это отнюдь не означает что все просто – китайская философия содержит в себе множество противоречий и недомолвок. Отчасти это связано с особенностями языка – все-таки латынь и иероглифы, с их образностью и многозначностью совершенно не одно и тоже. Отчасти с типично восточным менталитетом и такой его особенностью, как подразумевание и вариативность трактовок вместо европейской прямоты и однозначности.
При этом сам факт того, что свято почитаемые тексты с каждым прошедшим с момента их написания столетием становились все более расплывчатыми и все менее понятными, с одной стороны создавало сразу много трактовок одних и те же мест в зависимости от индивидуальных предпочтений человека, а с другой позволяло находить весьма туманные отрывки для подведения под них своих собственных идей.
Целесообразно отметить и то, что вень-янь со временем претерпевал весьма сильные изменения. И, конечно, отдельное спасибо любви древних китайцев заменять подзабытые внезапно в процессе написания ими иероглифы одинаковыми по произношению, но совершенно не обязательно по смыслу.
Дихотомий вроде Небо – Земля, правитель – народ, благородный муж – маленький человек, Дао – дэ, Дао безымянный – Дао называемый, покой –движение, мир живых – мир богов и духов в древнекитайской философии хватает с избытком.
Главное отличие восточной философии от западной состоит в отсутствии жестких рамок деления на белое и черное, добро и зло. Главный символ восточной и по большей части китайской философии инь-ян совершенно не случайно получил именно такое изображение. Нет ничего абсолютного в конечной инстанции, все непрерывно изменяется и перетекает в противоположность. Если это пара покой – движение, то по Дун Чжуншу это движение движения и покой движения.
А еще непременно где-нибудь отыщется покой движения и покой покоя. Если это благородный муж –маленький человек, то непременно такие, что благородный муж – тот, кто не только следует пути сам, но и способен наставлять на него маленького человека. А может, без должного соблюдения правил и усердия сам опуститься до его уровня.
Абстрактно и в общих чертах идеи такого мировосприятия были максимально переложены на привычные для европейского человека принципы и получили широкое распространение. К примеру, сложно найти сейчас человека, который не знает, что такое фэн-шуй. Ведь всем точно известно, что фен-шуй это «правила расстановки мебели в доме для привлечения хорошей ауры». И именно такие моменты отчасти определили актуальность и цель данной работы.
Что же касается вопроса изучения космогонии, то одним из наиболее интересных в рамках изучения данной темы является текст «Хуайнань-цзы». Поскольку, во-первых, он представляет собой прекрасное сочетание материала из различных областей, начиная от описания природы Дао и тех принципов, которым должен следовать человек, чтобы этого Дао достичь, и заканчивая действительно ценными фрагментами, содержащими описания, пускай и мифические по большей части, различных этапов исторического развития и мира и человеческого общества с немалым количеством значительных деталей и переплетением всего вышеперечисленного в единую систему.
Однако в отличие от таких произведений, как «И цзин» или «Дао дэ цзин», эта книга не пользуется такой огромной популярностью – чаще всего созданные на его основе исследования занимаются изучением древнекитайской мифологии, и только затрагивают иные сферы, что легко можно заметить по разделу об изученности данной темы. Поэтому данный текста представляет определенный интерес для исследований.
Второй повод для исследования именно данного текста – наличие к нему некоторого количества весьма интересных, однако мало известных не имеющих перевода на русский язык исследовательских работ.
Степень изученности темы исследования. Историография проблемы. Изучения как вопросов космогонии в древнекитайской и китайской философии на протяжении многих лет оставался актуальным как для иностранных ученых, так и для отечественных исследователей. Первая в мире книга о древнекитайской мифологии была выпущена в 1892 г. в России. Это был труд С.М. Георгиевского, носивший название «Мифические воззрения и мифы китайцев».
Рифлин Б.Л. Изучение древнекитайской мифологии. Он изучал мифы и мифические воззрения, первым создал классификацию китайский мифов и весьма подробно рассматривал тему древних представлений народа об организации мира.
Начало XX ознаменовалось интересом к данной теме со стороны европейский и японских китаеведов. К ним же присоединились и некоторые историки, такие как Сиратори Куракити, опубликовавший в 1909 г. «Исследование древних преданий Китая». Из европейских синологов первым темой мифологии заинтересовался француз Анри Масперо. Также, несомненно, стоит отметить Дж. Нидэма, ставшего автором и редактором такого выдающегося проекта, как «Наука и цивилизация в Китае». Также как и Анри Масперо, английский историк и китаевед Герберт Чатли, Альфред Форке и другие, он внес огромный вклад в изучение синологии в целом и вопросов мироустройства в отдельных философских школах.
Помимо этого необходимо выделить книгу профессора университета в Осака Мори Микисабу, который в своей работе не только составляет нечто вроде описаний основных мифологических героев, но и уделяет много внимания вопросу космологических мифов.
Далее рассмотрим очерк крупного историка-китаеведа Д. Бодде, написанный для книги «Мифология древнего мира». В нем он ограничивается рассмотрением только космогонических мифов, однако делает весьма подробный анализ каждого, анализируя общую тенденцию среди китайских космологических мифов и уделяя внимание, в частности, вопросу дихотомии Инь-Ян.
Из российских синологов много внимания данной теме уделили такие ученые, как Э.М. Яншина, много времени посвятившая изучению «Книги гор и морей», ее книга «Формирование и развитие древнекитайской мифологии» по праву считается заслуживающей внимания.
Так же стоит отметить передов и исследовательские работы Л.Е. Померанцевой, посвятившей порядка пяти работ изучению составляющих текст «Хуайнань-цзы» идей. Ей принадлежат такие работы, как «Историческая биография хуайнаньского князя Лю Аня и ее житийный вариант», «Мифотворчество как искусство на материале главы «Небесный узор» из «Хуайнань-цзы»», «О некоторых стилистических особенностях «Хуайнань-щы».
Вклад в изучение данной темы можно так же отметить в работах таких авторов, как Чарльз Грэм и его статье «Инь/Ян и природа коррелятивного мышления», книге Дж. Нидэма «Китайская наука и цивилизация», работе Ф.С.Быкова «Зарождение политической и философской мысли в Китае». А так же Л.С. Васильева, уделившему данной теме внимания в рамках работы «Культы, религии, традиции в Китае», М. В. Исаевой и ее работе «Резонансная теория устройства космоса согласно «Записям» (чжи) из Хоу Хань шу и текстов чэньвэй», А.И. Кобзеву, в частности его статье «О категориях традиционной китайской философии» опубликованной в рамках «Народов Азии и Африки».
Внимания так же заслуживает вклад таких ученых, как Л.Д. Позднеева «К проблеме источниковедческого анализа древнекитайских философских трактатов», Г.А. Ткаченко посвятивший работы раскрытию вопроса космогонии и мироописания в таких древнекитайских текстах, как «Люйши чуньцю», «Хуайнань-цзы» и п.р.
Исследование вопроса противоположностей в древнекитайской философии на русском языке имеются в работах Григорьевой Т.П., Кобзева А.И., Лапиной З.Г., Масперо А., Позднеевой Л.Д., Переломова Л.С., Рубина В.А., Торчинова Е.А., Фэн Ю-лань и другие. Кроме того, существуют работы на других иностранных языках.
Методы исследований. Данная работа подразумевает наличие в равной степени и историко-философских подходов, таких как исторический и системный анализ, и предметно-концептуальных подходов, таких как историческая и концептуальная интерпретация концептов, а так же общенаучных методов, таких как анализ источников, интерпретация, систематизация и обобщение данных с целью логического упорядочивания, сравнение, моделирование, синтез, анализ и прочее.
Цель исследования – рассмотреть представленную в тексте «Хуайнань-цзы» космологическую модель мира на предмет бинарных оппозиций и объединяющих их категорий.
Объект исследования – древнекитайская философия.
Предмет исследования – космологические модели мироздания в тексте «Хуайнань-цзы»
Задачи исследования:
1. Рассмотреть на примере текста «Хуайнань-цзы» космологическую модель, характерную для древнекитайской философии.
2. Провести самостоятельный анализ части.
3. Изучить все имеющиеся труды авторов по этой цитате и сделать вывод на основе имеющихся фактов.
4. Провести анализ вопроса, что такое мироздание для древнего Китая.
5. Изучить, в чем заключается двойственность этого мироздания.
6. Рассмотреть, в чем заключается единство противоположностей.
План дипломной работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.
Первая глава посвящена разбору первой из двух космологических теорий в тексте «Хуайнань-цзы». В первой части проводится собственный анализ на основе отрывка из оригинального текста и перевода Л.Е.Померанцевой, с привлечением иных цитат из исследуемого текста и анализом смысла употребляемых в тексте иероглифов. Высказывается предположение о том, каким именно образом можно работать с данным текстом, а так же делаются некоторые уточняющие пояснения к выполненному Л.Е.Померанцевой переводу.
Во второй части представлены исследователи занимавшиеся изучением данного фрагмента в хронологическом порядке написания ими теорий на основе анализа данного текста. Так же прилагается частичный перевод на русский, частичное изложение основных идей, содержащихся в исследовании Майкла Пьюэтта, внесшего значительный вклад в изучения данного вопроса. Далее делается соответствующий вывод,
В третьей части работы проводится разбор иного отрывка из текста «Хуайнань-цзы» с двумя целями сразу. Во-первых, на основе данного отрывка проводится анализ высказанной в предыдущей части Майклом Пьюэттом теории, во-вторых, проводится поиск доказательств восприятия мира в древнекитайской философии, как состоящего из бинарных оппозиций, а так же поиск объединяющих категорий.
Вторая глава целиком посвящена анализу второй возможной теории о происхождении мира. В первой части проводится разбор непосредственно самого отрывка из оригинального текста и фрагмента из перевода Л.Е.Померанцевой, с привлечением иных цитат из исследуемого текста и анализом смысла употребляемых в тексте иероглифов. Во второй части проводится поиск и анализ иных схожих по смыслу мест в «Хуайнань-цзы», а так же делается соответствующий вывод.
Цивилизация Старого Китая осталась в прошлом. Но ее мудрость, вобравшая в себя опыт духовного поиска и аскетизма сотен поколений, не умерла и не может умереть. Даосизм, как часть и, возможно, самая важная часть этой мудрости, не утратил своей жизненной силы и сегодня. Заветы древних даосов адресованы каждому, кто хочет познать тайну происхождения всего происходящего, кто не довольствуется условностями цивилизаций, морали, идеологий, но ищет истинно великого и вечного, кто имеет мужество отказаться от мелких приобретений ради того, чтобы вместить весь мир.
В настоящее время многое можно почерпнуть из религий Китая. Прежде всего, это верность и сотрудничество внутри семьи, большое чувство ответственности за общественный порядок и благополучие государства. Китайцы твердо верят, что самое главное в жизни человека-это помогать семье и обществу упорным трудом и воспитанием, а также сохранять нравственную чистоту. Общество существует даже после смерти человека, поскольку он вносит свой вклад в укрепление общества и, следовательно, его жизнь не бесполезна.
Еще одной интересной чертой китайского понимания считается религиозный эгалитаризм – вера в то, что у каждого есть возможность просветления и что оно одинаково для всех. Это значит, что каждый может быть мудрым человеком. Конфуцианские философы всегда указывали на то, что все они обладают зародышами доброты и что очень важно поощрять их рост и развитие. Они также говорили, что истинной ценностью людей является высокая нравственность, которая формируется через самоотречение и тяжелый труд.
Философы даосизма считали, что энергия и ритм космоса могут присутствовать во всех людях как основа их жизни, даже если люди забывают об этом. Все, что нужно сделать людям, - это обратиться к Дао (путям) внутри себя, чтобы получить новое мировоззрение и гармонию со всем, что нас окружает. Сосредоточившись на общественной жизни, китайцы верят, что родиться человеком – это большая удача. Люди должны стараться использовать жизнь наилучшим образом, быть достойными своей удачи и жить духовно и нравственно, чтобы снова родиться людьми.
Это основа религий, которые мы рассматривали в Китае: даосизм, конфуцианство и буддизм, легитимизм и Моизм. Несмотря на некоторые различия в них, все они учат мудрости, добру, гармонии и вере в лучшее из людей. В нашем исследовании рассматривалось и изучалось влияние религии на китайскую культуру и традиции. Остается несомненным, что эти религиозные движения сохранят свое влияние на личную сферу и будут продолжать играть полезную роль в жизни Китая.
Проблема функционирования даосской культуры Древнего Китая считается актуальной, но в то же время мало изученной. Несомненно, на состояние научных взглядов на эту проблему большое влияние оказали нерешенные некоторые фундаментальные трудности общего характера, которые связаны с историей философских школ и идей как основной и влиятельной составляющей духовной культуры традиционного Китая.
Остается открытым вопрос, что ждет религиозные и философские школы Китая в будущем. Естественно, никто не может сказать наверняка, но вполне вероятно, что некоторые формы китайской религиозности будут продолжать существовать, а некоторые потеряют свою популярность. Это будет определяться тем, что некоторые из них касаются личной сферы и очень важны для людей.
1. Бернацкий В.О. Философия: конспект лекций: учеб. пособие. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. – 352 с.
2. Боде Д. Мифы древнего Китая. М.: Государственная публичная историческая библиотека, 1977. – 334 с.
3. Гран М.Китайская цивилизация. М.: ИЛ, 2018. – 416 c.
4. Губин В.Д. Философия. М.: ТОН - Остожье, 2016. – 704 с.
5. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. – 432 с.
6. Кравцова М.Е. История культуры Китая. М.: Изд.: Лань, 1999. – 416 с.
7. Лукьянова А. И цзин (Книга перемен). СПб.: Азбука-классика, 2010. – 122 с.
8. Малявина В.В. Чжуан-цзы. Ле-цзы. М.: Мысль, 1995. – 439 с.
9. Померанцева Л.Е. Дао Дэ Цзин. Книга пути и благодати (сборник). М.: Восточная литература, 2015. – 112 с.
10. Померанцева Л.Е. Хуайнаньцзы (Философы из Хуайнани). М.: Восточная литература, 2016. – 527 с.
11. Ткаченко Г.А. Избранные труды. Китайская космология и антропология. М.: Говорящая книга, 2008. – 362 с.
12. Ткаченко Г.А. Статьи по философии и истории Даосизма. М.: Логос, 2011. – 67 с.
13. Ударцев С.Ф. История политических и правовых учений. Древний Восток : академический курс. М.: СПбГУ, 2017. – 661 с.
14. Фролов И.Т. Введение в философию. М.: Республика, 2003. – 623 с.
15. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб.: Евразия, 2015. – 373 с
16. A.C. Graham, Disputers of the Tao: Philosophical Argument in. AncientChina. LaSalle, Illinois: OpenCourt, 1989. – Р. 112.
17. Charles Le Blanc «Reinterpretation of Traditional Chinese Thought in the Huai-Nan-Tzu: A Case of SourceStudy» Asian Thought and Society 3.9 (December 1978): 268. See also the excellent discussion in KanayaOsamu, Rosotekisekai: Enanji no shiso. Kyoto: Heirakujishoden, 1959. – Р. 112.
18. Charles Le Blanc, "From Ontology to Cosmogony: Notes on Chuang Tzu and Huai-nan Tzu," in Chinese Ideas About Nature and Society: Studies in Honour of DerkBodde, edited by Charles Le Blanc and Susan B1ader. Hong Kong: Hong Kong University Press, 1987. – Р. 112.
19. For a fuller discussion of this point, see Puett, The Ambivalence of Creation: Debates Concerning Innovation andArtifice in Early China (Stanford: Stanford University.Press, 2001. – Р. 187.
20. Intellectual Foundations of China, second edition. New York: McGraw-Hill Publishing Company, 1989. – Р. 112.
21. John B. Henderson, Scripture, Canon, and Commentary: A Comparison of Confucian and Western Exegesis. Princeton: Princeton University Press, 1991. – Р. 163.
22. N. J. Girardot, Myth and Meaning in Early Taoism: The Theme of Chaos. Berkeley: University of California Press, 1983. – Р. 112.
23. Needham J. The roles of Yurope and China in the Evolution of Oecumenical Science Science and Society in East and West. London: Allen & Unwin, 1969. – Р. 192.
24. Roger Ames, The Art of Rulers hip: A Study of Ancient Chinese Political Thought. Albany: State University of New York Press, 1994. – Р. 112.
25. See also the excellent discussion in Griet Vankeerberghen, The Huainanziand Liu An's Claim to Moral Authority (Albany: State University of NewYork Press, 2001. – Р. 78.
26. Chinese Text Project [Электронный ресурс] URL: https://ctext.org/huainanzi/yuan-dao-xun (дата обращения: 02.01.21).