ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Смех и мифология советской эпохи
1.1. Праздник утопии. «Сельская хроника» и «городской цикл» А. Твардовского 1930-х годов
1.2. Между двумя мифами: вектора комического в «Стране Муравии»
ГЛАВА 2. Дилогия о Тёркине: психология и социология смеха
2.1. «Кромешный мир» войны и смеховая культура «Василия Теркина»
2.2. «Кромешный мир» режима и смеховая культура «Теркина на том свете»
ГЛАВА 3. Смех и «самостояние человека»
3.1. «За далью - даль» и «По праву памяти»: трансформация комических форм
3.2. Ирония и юмор «поздней лирики» как знак личной свободы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Значимость Твардовского для истории русской литературы ХХ века бесспорна. Однако творчество одного из крупнейших поэтов советской эпохи всегда провоцировало критиков и читателей на самые неоднозначные суждения. Причем полярность оценок роли Твардовского в развитии отечественной поэзии обусловлена полярностью не только эстетического, но и мировоззренческого, идеологического, порой даже политического характера. С одной стороны, «благополучие» поэта официального порядка было неустойчивым и весьма кратковременным (несмотря на внешнюю обласканность властями, по поводу чего неоднократно иронизировал сам поэт). Характерно признание Твардовского о ходе публикаций, а потом и непубликаций его крупных произведений: «Это только издали кажется, что моя литературная судьба складывалась благополучно. А если смотреть по тому, как принимали поначалу каждую из поэм, - да я насквозь запрещенный»1. С другой стороны, оценка А.Т. Твардовского непроизвольно снижается (что вполне в духе ментальности русской интеллигенции) при сопоставлении его творческой судьбы с явно трагическими судьбами других крупных поэтов ХХ века, на чем справедливо заострил внимание С.Л. Страшнов: «Трагедийность произведений А. Твардовского принципиально иная, нежели клюевская и мандельштамовская, ахматовская и цветаевская. Сыновья и дочери «серебряного века» многого лишились (читателя, среды, доли уверенности), но позицию неприятия тоталитаризма они занимали неотступно, оказавшись как бы на оккупированной территории и чувствуя себя последними защитниками культуры, подлинной человечности»2. Исследователь справедливо указывает на то, что «если Цветаева и Пастернак, Есенин и Клюев, Мандельштам и Ахматова отстаивали общечеловеческие ценности изначально, то путь Твардовского - это трудное и самостоятельное убеждение в их безусловности. Причем он не отделял и не противопоставлял преходящее и вечное, а пытался соединить острия. И
1Более подробно см.: Чернова И. «Я счастлив тем, что я оттуда...» // Литература / Прил. к газ. Первое сентября. 1997. № 39.
2 Страшнов С.Л. Александр Твардовский и русская литература ХХ века) // А.Т. Твардовский и русская литература. Воронеж. 2000. С.8.
4
неудивительно, что далеко не всегда они смыкались плотно и безопасно - в центре столкновения не раз оказывался сам поэт»3.
Трудно полностью согласиться, но и сложно полностью игнорировать замечание И. Бехера о том, что истинную правду о сталинизме могут сказать только те, кто был какое-то время обольщен им: «Они потому и не показали всего трагизма, что выступали с позиций его противников, тогда как писать о нем может только тот, кто был его частью и пытался с ним бороться, кто пережил всю
4
трагедию изнутри» .
Современное твардовсковедение осмысляет творческий путь А. Твардовского как путь «прощания с утопией» (В. Акаткин), а поскольку осмысление литературной судьбы поэта невозможно без ее соотнесения с особенностями исторического развития, то необходимо помнить, что в случае с Твардовским «диалог поэта с реалиями его времени усложнен существованием в его душе народных (точнее - крестьянских) норм нравственности, частью своей органично принявших коммунистический идеал, при постепенном отталкивании от конкретных форм, способов его реализации и усилен ответным многоголосием эпохи»5.
Знакомство с опубликованными в последнее время материалами убеждает в том, что верность поэта собственному морально-этическому кодексу уже на начальном этапе обозначился не только в славословиях неофита, но и в моментах познания драматизма эпохи. Неслучайно уже в «Стране Муравии» сквозь карнавальный смех проступает трагизм судьбы раскулаченных в стране победившего пролетариата, а в «Книге про бойца» поэт обращается не только к юмористической стихии фольклора, но активно задействует иной пласт народной смеховой культуры, связанный с грубой телесностью, натурализмом, даже ерничеством, а в сатирическом памфлете «Тёркин ни том свете» автор, наконец, открыто обозначает свою бескомпромиссную позицию. Этико-эстетический кодекс Твардовского позволяет говорить о большом художнике, наследнике традиций классической русской литературы, творчество которого не укладывается в жесткие рамки какого-либо одного идеологически обусловленного течения. Кстати, с
3 Там же. С. 8 - 9.
4 Бехер И. Самоцензура // Лит. газета. 1988. 27 июля.
5 Снигирева Т. А. А.Т.Твардовский. Поэт и его эпоха. Екатеринбург. 1997. С.12.
5
годами к поэту пришла твердая уверенность, что «реализм не нуждается в эпитетах». Правомерность этого тезиса для нашего исследования важна еще и потому, что мы будем говорить о смеховом начале, которое, как известно, исключается из догматики соцреализма.
Едва ли за весь период развития литературы советской эпохи найдется поэт, который бы с такой болью и правдой, «прямо в душу бьющей», мыслил о судьбе своего Отечества и русской литературы. Общепризнанная роль поэта- государственника обусловила ореол серьезности над его именем. Об этом свидетельствует обширный перечень литературы об А.Т.Твардовском. В то же время, характеризуя эпический размах поэта, его государственный масштаб, исследователи отмечали и отмечают существование комического начала в его творчестве. Здесь следует упомянуть работы П.С.Выходцева, В.М.Акаткина, С.Страшнова, Ф.Абрамова, Р.Романовой, Ю.Буртина и др. Характерной чертой твардовсковедения является изучение преимущественно фольклорного влияния и функционирования прежде всего фольклорных форм комического в художественном мире поэта. С этим положением нет смысла полемизировать, но уровень современной историко-литературной и теоретической мысли заставляет его существенно дополнить.
Актуальность предлагаемой работы видится в возможности и необходимости углубления и значительного расширения исследования всего диапазона смеховой культуры поэта ХХ века, при учете новых публикаций из творческого наследия Твардовского («Рабочие тетради», поэма «По праву памяти», ранние опыты поэта и т.д.), современных концепций поэзии советской эпохи, а также дальнейшего развития философии, социологии, политологии смеха и комического как эстетической категории.
Работа может претендовать на научную новизну разработкой не известного доныне в огромной литературе, посвященной творчеству поэта, подхода к смеховому пласту в художественном мире А. Твардовского: исследование трансформации смехового начала и его форм в связи с самобытной мировоззренческой и художественной эволюцией поэта-государственника. Драматическое столкновение поэта, находившегося некоторое время «внутри» официального государственного мифа, доминантой которого могла быть и была
6
установка на абсолютную серьезность, и поэта, изначально природно обладавшего «трезвой насмешливостью» (М. Бахтин), составляющей «ядро народной души» (М. Бахтин)6, стало объектом и магистральным сюжетом предлагаемой диссертационной работы, определило ее аспект - природа смеха. Применительно к творчеству А.Т.Твардовского такой подход предполагает тщательный анализ диалектического единства социологии и психологии стиха в художественном мире поэта.
Избранный аспект исследования обусловил необходимость систематизации, во-первых, гуманитарных концепций смеха и, во-вторых, комического как эстетической категории. Первое важно для уточнения концептуальных рамок диссертационного труда, второе - для частных методик интерпретации творческого наследия Твардовского под избранным углом зрения.
Существует много определений смеха. По мнению Белинского, смех находится «вокруг нас и даже в самих нас». Нелепая действительность лежит в основе комизма произведений русской классической литературы Х1Х века. Отождествляя комическое со смешным, Гоголь писал, что «комизм кроется везде, что, живя посреди него, мы его не видим; но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валиться со смеху и будем
7
дивиться, что прежде его не замечали» .
Материя комического является, пожалуй, самой малоисследованной областью в твардовсковедении. Настоящая работа представляет собой попытку выявления основных, специфических моментов ее развития.
Так, сфера «Сельской хроники» - мажорный, мифологизированный мир колхозной жизни. Созданная идиллия, одним из способов создания которой в том числе является смех, исключает попытку сколько-нибудь трезвого анализа общественно-политической ситуации. Возможно, этим обусловлен выбор возрастных групп героев - молодежь и старшее поколение. Комическая аура возникает в ситуациях бытовой колхозной жизни. Основной прием - юмористическая ирония - позволяет увидеть в авторе молодого неофита коммунистической религии. Причем оттенок доброжелательной иронии возникает не только в описании частных моментов формирующихся социальных отношений. Подчас ирония подключается к осмыслению и другой, более интимной тематики, когда речь идет о зарождении чувств молодых людей. Таких стихотворений немного, и выделить их в отдельный блок пока сложно. Впрочем, и последующее творчество поэта наводит на мысль не столько о любовной тематике как таковой, сколько об особом тематическом пласте, связанном с образом женщины. И на первом этапе творчества Твардовский «прощупывает» свои возможности в этом аспекте, в том числе посредством юмора.
Идиллически-мажорная атмосфера «Сельской хроники» наполняет и цикл «Про Данилу», погружая читателя в сферу добродушного юмора и стариковского лукавства. Основными приемами создания юмористического комизма ранней лирики Твардовского стали ситуативный юмор, шутка, фольклорные тенденции, ироническая аура автора в отношении своих героев.
Второй, сатирический, полюс смеха прослеживается в так называемом «городском цикле». Помимо уже освоенного жанра очеркового стихотворения, автор отрабатывает стихотворный фельетон и эпиграмму. Ведущим приемом создания комического эффекта по-прежнему остается ирония, получающая здесь сатирическую окраску, а также иные приемы (инверсия, регистраторская интонация). Работая в духе литературных установок, поэт остается в рамках
174
«сатиры на врага», что в то же время свидетельствует о реалистических тенденциях в его творчестве.
Попытка прямого разговора о драматических противоречиях политического курса страны и связанные с этим колебания самого поэта предстали в «Стране Муравии». Нарочитая мажорность «Сельской хроники» здесь переходит в перепляс, замалчивание острых углов - в прорывающийся трагический смех. Примечательно, что в черновом варианте поэмы он значительно ярче и жестче. Несмотря на незначительное место трагикомического смеха в поэме, нам кажется, что это первое свидетельство неровности в мировоззрении молодого поэта, не до конца принявшего крутые меры советской политики. Другое прослеживается в финале: Моргунок все-таки не пришел в колхоз. Несмотря на мнение современных поэту критиков, посчитавших это «слабостью» художника, сам Твардовский считал такой финал достоинством поэмы.
Функциональное значение комического поэмы любопытно тем, что оно сопровождает размышления автора о будущем своей страны; порой оно скрывает под маской карнавала «острые углы» (трагический смех в сцене проводов Ильи Бугрова, прощание Моргунка со своей мечтой), или озвучивает фольклорный мотив веры в доброго царя. В целом юмор получает социологическую обусловленность: сложность судьбы русского крестьянина.
В области улучшения и расширения техники комического Твардовский активно использует тему «карнавального низа» (М.М.Бахтин), сниженный юмор, стилистическое пародирование («яко наг и яко благ»), сатирическое сопоставление по значимости, антитезу и, конечно, сатирическую иронию.
В дилогии о Теркине наряду с отработкой излюбленных комических приемов, прослеживается их обогащение. Так, впервые вводится интеллектуальная ирония.
Активизация и усиление комических форм явились следствием «полной свободы» Твардовского. Прежде всего, произошло высвобождение «музы» поэта из-под опеки внешней цензуры. Поэтому поменялось и назначение смеха в поэме. Вместо сглаживания «острых углов» Твардовский от души смеется народным смехом, открывая дорогу и телесному юмору, и фольклорным образам, и солдатским шуткам. Под эгидой этого смеха усиливается и смех сатирический. Оба вида смеха
175
связаны со сферой главного героя. Это из его уст звучат парадоксальные заключения, это ему удается филигранно пользоваться пародией, превращая ее то в забавную сценку, то в гневное оружие сарказма.
Сатирико-саркастический смех впервые вводится в художественный мир поэта в связи с трактовкой темы смерти. Если в довоенном цикле «Про Данилу» она трактовалась в юмористически ироничном ключе, то в теркинских военных мытарствах она становится объектом сарказма героя (гл. «Смерть и воин»).
Третий вид смеха - ирония - в поэме проявляется как проформа комического. Она уже постепенно переходит границы частного приема, но еще не выделяется в самостоятельную форму. Так, в сфере главного героя наблюдается использование иронии как частного приема в виде самоиронии Теркина («был рассеян я частично», «частично окружен», шутки из гл. «Теркин ранен» и др.). В сфере же автора прослеживается преломление интеллектуальной иронии в самостоятельную форму. Эта зыбкая грань определяется глубиной и направленностью смеха: самоирония ориентирована на желание вызвать внешнюю, естественную, улыбку, в то время как интеллектуальная ирония - улыбку внутреннюю, призывающую к размышлению (например, о позиции третьих стран во Второй Мировой войне).
К окончанию работы над поэмой в художественном мире Твардовского смех не просто занимает важное место, он становится эффективным способом говорения правды, «прямо в душу бьющей». Поскольку в довоенном творчестве он играл лишь роль облегченно-развлекательную, то в «Книге» смех сыграл роль «защитительную». Тому послужили и ободряющая шутка, солдатский юмор, подчас сниженный, та же тема «карнавального низа», ирония, пародия, карикатура. Второй момент: успех поэмы определил оптимальный способ борьбы с «кромешным миром» (Д.С.Лихачев) войны - сарказм.
Схватка с иным «кромешным миром» предстает во второй поэме о Тёркине. Поэма-памфлет, политическая инвектива, сатирическая поэма - вот неполный перечень жанровых определений произведения. Поэма явилась апогеем обличительного смеха Твардовского. Уверенный в необходимости социальных преобразований, безошибочно поставивший диагноз социально-политической обстановке в послевоенный период, избрав полюбившегося героя, поэт не
176
сомневался в «проходимости» поэмы. Однако непонимание со стороны соратников по цеху, фактически «аборт загробного Тёркина» (выражение самого поэта) заставило его продолжить свои безрадостные размышления в «Рабочих тетрадях».
Как и в первом «Тёркине», вступительные главы ориентированы на смех легкий, развлекательный. Здесь есть и шутка, и ирония, и самоирония. Однако уже в продолжение произведения поэма обогащается такими приемами, как пародийная подмена, парадокс, карикатура, прямоговорение, сатирическая ирония, политическая инвектива. Вкупе они отразили принципиальность и бескомпромиссность Твардовского в борьбе с социальным злом - казенщиной и формализмом. Процесс создания разоблачительных тенденций поэмы отражен в «Рабочих тетрадях» поэта. Как никакой другой документ или исследование, они раскрывают причины опальности поэмы.
Кроме того, в «Рабочих тетрадях» заметен переход смеха поэта из социально острого, наступательного, в интеллектуальный.
I. Художественные тексты:
1. Твардовский А.Т. Собр. соч.: В 5-ти т. Т.1-5. М. 1966 - 1971.
2. Твардовский А.Т. Собр. соч.: В 6-ти т. Т.1-6. М. 1976 - 1983.
3. Твардовский А.Т. Избранное / Сост. и автор прим. А.В.Кулинич. Киев. 1979.
4. Твардовский А.Т. Избранные сочинения / Вступ. ст. и прим. А.Туркова. М. 1981.
5. Твардовский А.Т. Избранные произведения : В 3-х т./ Сост. и подгот. текста М.И.Твардовской. М.1990.
6. Твардовский А. Из рабочих тетрадей (1953-1960) // Знамя. 1989. № 7. С.124-192.
7. Твардовский А. Из рабочих тетрадей (1953-1960) // Знамя. 1989. № 8. С. 122¬181.
8. Твардовский А. Из рабочих тетрадей (1953-1960) // Знамя. 1989. № 9. С.143-206.
9. Твардовский А. Рабочие тетради 60-х годов // Знамя. 2000. № 6. С.132-188.
10. Твардовский А. Рабочие тетради 60-х годов // Знамя. 2000. № 7. С.102-154.
11. Твардовский А. Рабочие тетради 60-х годов // Знамя. 2000. № 9. С.139-180.
12. Твардовский А. Рабочие тетради 60-х годов // Знамя. 2000. № 11. C.144-175.
13. Твардовский А. Рабочие тетради 60-х годов // Знамя. 2000. № 12. C.124-148.
14. Твардовский А. Рабочие тетради 60-х годов / Публикация В.А. и О.А. Твардовских // Знамя. 2001. № 12. С. 130-164.
15. Твардовский А. Рабочие тетради 60-х годов // Знамя. 2002. № 2. С. 114 - 165.
16. Твардовский А. Рабочие тетради 60-х годов // Знамя. 2002. № 4. С. 136-185.
17. Твардовский А. Рабочие тетради 60-х годов // Знамя. 2002. № 5. С. 138-179.
18. Твардовский А. Рабочие тетради 60-х годов // Знамя. 2002. № 9. С. 171-199.
19. Твардовский А.Т. Александр Твардовский: перед «Страной Муравией» // Лит. газ. 1983. 9 марта.
20. Твардовский А. Выезд // День поэзии. 1977. М.1977.
21. Твардовский А.Т. По праву памяти // Новый мир. 1987. № 3.
22. Твардовский А.Т. На пути к «Стране Муравии». Лит. наследство. М.1983. Т.93.
23. Твардовский А. Из ранних стихотворений (1925-1935). М. 1987.
24. Твардовский А. Из записной потертой книжки: (Записи А. Т. Твардовского 1944-1945гг). Дружба народов. 2000. № 6. С. 175-183.
180
25. Твардовский А.Т. «У меня как бы две биографии.» / Публ. и коммент. Р.Романовой // Лит. газета. 1992. 16 декабря.
II Исследования по теории и истории литературы:
26. Абрамов А. Голос набата. Фронтовая хроника // Лирика и эпос Великой Отечественной войны. М. 1975.
27. Аверинцев С. Бахтин, смех, христианская культура // М.М.Бахтин как философ /Сб. ст. М. 1992. С. 7-20.
28. Акаткин В.М. Александр Твардовский: Стих и проза. Воронеж. 1977.
29. Акаткин В.М. Дом и мир: Художественные искания А. Твардовского в раннем творчестве и «Стране Муравии» // Рус. лит. 1983. № 1. С. 77-93.
30. Акаткин В.М. Ранний Твардовский. Воронеж.1986
31. Акаткин В.М. Дорога и память: О Твардовском. Воронеж. 1989.
32. Алексеев А. Патриотические и героические мотивы творчества А.Твардовского // Муса Джалиль и патриотические традиции в советской литературе. Казань. 1989. С. 85-90.
33. Алигер Л.И. Встречи и разлуки. М. 1989.
34. Арензон М.Я. «Фантастический реализм» Советской Москвы в романе М. А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Коломна. 1995.
35. Афанасьев В. Муза пламенной сатиры // Сатира русских поэтов XIX в. М. 1984.
36. Баевский В. Кулацкий подголосок и «Враг народа»: двойной портрет: Материалы к биографии // Вопросы литературы. 2001. № 5. С. 3-43.
37. Банк Н. Сопричастность времени // Нева. 1972. № 6. С.171-178.
38. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Прим. С. С. Аверинцева и др. М. 1979.
39. Бахтин М.М. Творчество Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М. 1990.
40. Безеров А. «Минное поле» поэта // В мире книг. 1988. № 6. С.59.
41. Бердяева О.С. Лирика Твардовского. Вологда. 1989.
42. Болдина Л.И. Ирония как вид комического. Автореф. ... канд. фил. наук. М. 1984.
43. Борев Ю. Комическое. М. 1970.
181
44. Борисов Ю. Н. Метаморфозы державинского поэтического слова в сатире Салтыкова-Щедрина // Филология. Саратов. 1996.
45. Буртин Ю. «Вам, из другого поколенья.»: К публикации поэмы А. Твардовского «По праву памяти» // Октябрь. 1987. № 8. С.191-202.
46. Буртин Ю. Послесловие к кн.: Твардовский. Из пережитого // Юность. 1988. №
3. С.30-32.
47. Буртин Ю. «Война, пора свободы.» // Октябрь. 1993. № 6. С. 7-20.
48. Буртин Ю. Исповедь шестидесятника: Творчество А.Твардовского // Дружба народов. 2001. № 2. С. 138-161.
49. Бутенко И.А. Над чем смеется черный юмор?// Соц. ИС: Соц. Исслед. М. 1996. № 7. С. 686-692.
50. Бушин В. Уроки одной истории // Слово. М. 1989. № 9. С.12-14.
51. Быков Л.П. Русская поэзия 1900-1930-х годов: проблема творческого поведения: Дисс. в виде научн. докл. на соискание учен. степ. д-ра филол. наук. Екатеринбург. 1995.
52. Ваншенкин К. «Лучший срок из жизни малой» / Образы детства в поэзии А.Т.Твардовского // Лит. учеба. 1979. № 6. С. 98-108.
53. Ваншенкин К. Поиски себя. М.1985.
54. Воспоминания об А.Твардовском / Сост. М.И.Твардовская. М. 1978.
55. Вулис А. Метаморфозы комического. М. 1976.
56. Выходцев П.С. Александр Твардовский. М. 1958.
57. Выходцев П.С. Неизвестная редакция поэмы А.Твардовского «Страна Муравия» // Рус. лит. 1980. № 4. С.34-58.
58. Выходцев П.С. «Василий Тёркин» - народно-героическая эпопея ХХ века // Рус. лит. 1986. № 1. С.81-105.
59. Выходцев П.С. А.Т.Твардовский и народная художественная культура («Василий Теркин») // Творчество А. Твардовского. Исследования и материалы. Л. 1989.
60. Гапоненко А.А. Поэтика сатирического в «Дьяволиаде» М.А.Булгакова // Филолог. этюды. Саратов. 1998. Вып. 1.
61. Гвасалиа Р.И. Исторический феномен комического и ореол его действия. Дисс. на соиск.... канд. фил. наук. Тбилиси. 1989.
182
62. Гинзбург Л. Я. О лирике. Л. 1974.
63. Голуб Д. Лирика А. Твардовского // Лит. Россия. 1968. 22 ноября.
64. Голубков С.Г. Мир сатирического произведения. Самара. 1991.
65. Гордон М. Второе рождение Васи Тёркина // Писатели во фронтовой газете. Нева 1973. № 6. С. 116.
66. Гринберг И.Л. Пути советской поэзии. М. 1968.
67. Гринберг И. Три грани лирики: современная баллада, ода и элегия. М. 1975.
68. Гришунин А.Л. «Василий Тёркин» Александра Твардовского / Отв. Ред. Г.В.Степанов. М. 1987.
69. Громов Е.С. Палитра чувств. М. 1991.
70. Дементьев В. Насущный хлеб поэта - слово // Наш современник. 1972. № 2. С.114-119.
71. Дементьев В. Александр Твардовский / Валерий Дементьев. М. 1976.
72. Дементьев В. Память сердца: над страницами творческого наследия А. Т. Твардовского // Лит. Россия. 1987. 24 апреля.
73. Дементьев Б.В. Личность поэта: По страницам русской советской поэзии. 1917¬1987гг. М. 1989.
74. Десятников В. Горькая правда о жизни А. Твардовского, рассказанная им самим в неизвестных доселе письмах // Россияне: Дружба. 1991. №.4. С. 109-130.
75. Дземидок Б. О комическом. М. 1974.
76. Дмитриев А.В. Социология юмора: Очерки / РАН. Отделение философии, социологии, психологии и права. М. 1996.