СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОТРЕБЛЕНИЯ МЕДИАКОНТЕНТА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖЬЮ (НА ПРИМЕРЕ ФГАОУ ВО СПБПУ)
|
Введение
Глава 1. Медиаконтент как форма коммуникации и социальной феномен в современном обществе 11
1.1. Цифровые технологии как фактор трансформации современной
коммуникационной среды 11
1.2. Медиаконтент: понятие, классификация, функции 21
1.3. Влияние ценностно-нормативной системы современной молодёжи
на коммуникацию в условиях цифрового общества 33
Глава 2. Анализ особенностей потребления медиаконтента современной молодёжью на примере студентов СПбПУ 47
2.1. Методология исследования: выборка и обоснование
исследовательских инструментов 47
2.2. Описание проведённого исследования и ответы респондентов 58
2.3. Анализ результатов проведённого исследования 75
Глава 3. Прикладной аспект использования результатов исследования в деятельности современной образовательной организации 81
3.1. Характеристика ФГАОУ ВО СПбПУ и описание актуальной
коммуникационной активности 81
3.2. Ситуационный анализ деятельности ФГАОУ ВО СПбПУ 85
3.3. Разработка рекомендаций по применению медиаконтента
в коммуникационной активности ФГАОУ ВО СПбПУ 92
Заключение 103
Список использованных источников 106
Приложение 1. Анкета для онлайн-опроса 114
Приложение 2. Вопросы для интервью 123
Приложение 3. Конкурентный анализ официального сайта СПбПУ 125
Приложение 4. Анализ представительств вузов в социальной сети «ВКонтакте» 126
Приложение 5. Референсы, отражающие примерное содержание, стиль и настроение сцен предлагаемого к разработке имиджевого видеоролика 134
Глава 1. Медиаконтент как форма коммуникации и социальной феномен в современном обществе 11
1.1. Цифровые технологии как фактор трансформации современной
коммуникационной среды 11
1.2. Медиаконтент: понятие, классификация, функции 21
1.3. Влияние ценностно-нормативной системы современной молодёжи
на коммуникацию в условиях цифрового общества 33
Глава 2. Анализ особенностей потребления медиаконтента современной молодёжью на примере студентов СПбПУ 47
2.1. Методология исследования: выборка и обоснование
исследовательских инструментов 47
2.2. Описание проведённого исследования и ответы респондентов 58
2.3. Анализ результатов проведённого исследования 75
Глава 3. Прикладной аспект использования результатов исследования в деятельности современной образовательной организации 81
3.1. Характеристика ФГАОУ ВО СПбПУ и описание актуальной
коммуникационной активности 81
3.2. Ситуационный анализ деятельности ФГАОУ ВО СПбПУ 85
3.3. Разработка рекомендаций по применению медиаконтента
в коммуникационной активности ФГАОУ ВО СПбПУ 92
Заключение 103
Список использованных источников 106
Приложение 1. Анкета для онлайн-опроса 114
Приложение 2. Вопросы для интервью 123
Приложение 3. Конкурентный анализ официального сайта СПбПУ 125
Приложение 4. Анализ представительств вузов в социальной сети «ВКонтакте» 126
Приложение 5. Референсы, отражающие примерное содержание, стиль и настроение сцен предлагаемого к разработке имиджевого видеоролика 134
Информационные революции, ставшие одними из главных двигателей прогресса человеческого общества, в первую очередь способствовали преображению особенностей коммуникационного процесса, изменяя не только средства и каналы передачи информации, но и способы её восприятия и обработки человеком. Последнее глобальное преображение информационной среды подарило нам возможность общения посредством новых форматов текста, в частности, медиатекста, что полностью преобразило не только наш стиль общения, но и образ жизни.
Современный человек делится собственной жизнью в социальных сетях, открывает своё творчество за считанные секунды посредством сервисов обмена фотографиями и специализированных площадок. Профессиональная деятельность, отдых, общение с близкими преобразились, равно как наши способности к восприятию и обработке новых видов представления данных. Особенно актуальным данное утверждение является для представителей современной молодёжи, наиболее активно пользующихся интернетом, социальными сетями, га-джетами, а следовательно, активно преобразующих коммуникативное и информационное пространство, вместе с тем меняя нормы коммуникационного взаимодействия как друг с другом, так и с различными общественными институтами, включая компании и бренды.
Данные изменения, в частности, связаны с тем, как представители современной цифровой коммуникационной среды потребляют медиаконтент, каким форматам представления данных отдают предпочтение, насколько вовлечены в процесс коммуникации с компаниями и как эмоции и ценности индивида про-являются в том, какой информацией он себя окружает. К сожалению, в современной отечественной науке тематика потребления медиаконтента, в особенности, рекламного раскрыта недостаточно, что наряду с важностью результатов такого исследования в разработке эффективной коммуникационной стратегии компании и определяет актуальность темы настоящей работы.
Таким образом, проблема проводимого исследования заключается в недостатке научной информации об особенностях потребления медиаконтента со-временной молодёжью. Хотя медиаконтент является довольно распространённым и широко используемым инструментом в SMM-маркетинге, рекламе и других сферах, как, например, мультимедийная журналистика и блоггинг, в научном дискурсе медиаконтент, как правило, рассматривается либо с позиции технологий его создания и использования в различных прикладных сферах, либо с позиций лингвистики, где основной акцент делается на кодирование сообщения, передаваемого с помощью мультимедийных средств. Данная работа же предлагает рассмотрение медиаконтента как продукта, особенности потребления которого как формируются под воздействием различных культурных факторов, так и сами выступают в качестве факторов трансформации человеческой культуры.
Объектом данной работы является медиаконтент как форма массовой коммуникации и представления информации в современном обществе.
Предмет работы - особенности потребления медиаконтента в современной студенческой молодёжной среде.
Цель работы - выявить объективные факторы и характеристики, связанные с особенностями выбора, потребления и восприятия медиаконтента представителями современной молодёжи, и разработать на их основе рекомендации по совершенствованию коммуникационной деятельности ФГАОУ ВО СПбПУ.
Исходя из представленной цели мы можем выявить ряд задач, а именно:
1. Выявить ключевые факторы, формирующие современную молодёжную культуру и коммуникацию;
2. Дать характеристику медиаконтента как элемента культуры и инструмента массовой коммуникации, включая рекламную и PR-коммуникацию;
3. Изучить особенности выбора, потребления и восприятия медиаконтента путём проведения социологического исследования студентов СПбПУ;
4. Проанализировать ответы респондентов для выявления ключевых особенностей потребления медиаконтента, характерных для представителей со-временной молодёжи;
5. Разработать рекомендации по развитию коммуникационной активности ФГАОУ ВО СПбПУ на основе результатов проведённого исследования.
Гипотезы исследования
Гипотеза 1. Интернет и социальные сети являются наиболее популярными медиаканалами для современной молодёжи и используются ими на протяжении большей часть времени бодрствования.
Гипотеза 2. Среди молодёжи проявляются тенденции к рационализации медиапотребления.
Гипотеза 3. В сфере медиапотребления проявляются характерные черты общества переживаний, в связи с чем особенности потребления медиаконтента оказываются во многом обусловлены ценностями современной молодёжи.
Теоретическая база исследования представлена исследованиями таких российских и зарубежных авторов, как Н.О.Вербицкая, Е.В.Голева, Л.Манович, A. Боль, М.Кастельс (цифровые технологии и интернет-среда в контексте коммуникации и трансформации культуры), Т.С.Павленко, Я.Н. Засурский, Л.П.Шестеркина, В.Л. и П.В.Музыкант, Е.И.Горошко, Г.Ф.Полушкина (медиа-контент, его функции, классификации и особенности применения в различных сферах), Д.А.Черенков, В.Д.Менделевич, О.В.Коповая (девиантное поведение в цифровую эпоху), Э.Фромм, Ж.Бодрийяр, А.Маслоу, Т.Веблен, Г.Шульце, B. А.Куренной (анализ концепций общества потребления и общества переживаний, потребительская теория), а также ряда других авторов. Методология исследования базируется на опыте, описанном в работах Д.Ю.Кульчицкой, C. А.Вартанова, Т.Г.Исламшиной, С.А.Белановского. Кроме того, в ходе работы автор обращается к материалам ряда профессиональных периодических изданий и блогов.
Методологическая база исследования
В ходе работы автор прибегает к использованию таких общенаучных методов, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, дедукция, конкретизация. К эмпирическим методам относятся наблюдение, сравнение. К частным социологическим методам, использованным в работе, относятся метод анкетного онлайн-опроса и полуформализованного глубинного интервью. Кроме того, в работе проводится SWOT-анализ ФГАОУ ВО СПбПУ и конкурентный анализ информационных ресурсов вуза в социальных сетях.
Эмпирическая и информационная база
В первую очередь, данная работа базируется на результатах проведённого автором собственного социологического анализа мнений студентов СПбПУ, собранных путём проведения анкетного опроса и серии интервью. Эмпирическая база также представлена вторичными данными исследований российских и зарубежных авторов. В качестве информационной базы используются данные официальных отчётов российских и зарубежных исследовательских центров и маркетинговых агентств, среди которых Deloitte, We Are Social, Hootsuite, Рамблер, Левада-Центр и др. Также, используются документы СПбПУ, контент видеохостинга YouTube, анализируются информационные ресурсы (сайты, страницы в социальных сетях) различных вузов Москвы и Санкт-Петербург.
Степень научной разработанности проблемы
Тема медиапотребления, в частности, молодёжной аудиторией освещается в работах таких авторов, как Дж.Бьюр, К.Шрёдер, У.Хэйзбринк, В.П.Коломиец, Е.Л.Вартанова, Л.К.Лободенко, В.Л.Музыкант и других. Преимущественно, работы данных авторов описывают количественные показатели медиапотребления, особенности тех или иных медиаканалов и цифровых устройств, приводят анализ таких явлений, как кроссмедийность, сторителлинг и пр. Научная новизна данной работы состоит в совмещении количественных и качественных показателей потребления медиаконтента, полученных автором в результате оригинального социологического исследования, для выявления актуального для современной молодёжи содержания медиа с учётом переживаний в современной России.
Практическая значимость результатов данного исследования заключается в возможности их применения в сфере рекламы, PR и медиакоммуникаций для актуализации и оптимизации контента современных СМИ с целью улучшения эффективности коммуникационной деятельности организаций в условиях перегруженности информационного пространства. На основе полученных данных автором предлагаются рекомендации по оптимизации и развитию коммуникационной политики СПбПУ, а также разрабатывается проект оригинального информационного продукта.
Апробация результатов исследования
Промежуточные результаты исследования описаны в статье «Особенности работы с ценностной системой человека и общества посредством рекламного медиаконтента», представленной в рамках научно-практической конференция «Технологии PR и рекламы в современном обществе», 2020 г. Также по теме работы были опубликованы научные статьи «Использование медиаконтента как инструмента рекламы и PR» (журнал «Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС») и «Трансформация мотивов потребления медиаконтента» (Неделя науки СПбПУ : материалы научной конференции с международным участием, 18 - 23 ноября 2019 г.).
Структура и объём работы. ВКР магистра включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников из 64 наименований и 5 приложений. Текст работы включает 19 рисунков и 12 таблиц. Объём - 134 страницы.
Современный человек делится собственной жизнью в социальных сетях, открывает своё творчество за считанные секунды посредством сервисов обмена фотографиями и специализированных площадок. Профессиональная деятельность, отдых, общение с близкими преобразились, равно как наши способности к восприятию и обработке новых видов представления данных. Особенно актуальным данное утверждение является для представителей современной молодёжи, наиболее активно пользующихся интернетом, социальными сетями, га-джетами, а следовательно, активно преобразующих коммуникативное и информационное пространство, вместе с тем меняя нормы коммуникационного взаимодействия как друг с другом, так и с различными общественными институтами, включая компании и бренды.
Данные изменения, в частности, связаны с тем, как представители современной цифровой коммуникационной среды потребляют медиаконтент, каким форматам представления данных отдают предпочтение, насколько вовлечены в процесс коммуникации с компаниями и как эмоции и ценности индивида про-являются в том, какой информацией он себя окружает. К сожалению, в современной отечественной науке тематика потребления медиаконтента, в особенности, рекламного раскрыта недостаточно, что наряду с важностью результатов такого исследования в разработке эффективной коммуникационной стратегии компании и определяет актуальность темы настоящей работы.
Таким образом, проблема проводимого исследования заключается в недостатке научной информации об особенностях потребления медиаконтента со-временной молодёжью. Хотя медиаконтент является довольно распространённым и широко используемым инструментом в SMM-маркетинге, рекламе и других сферах, как, например, мультимедийная журналистика и блоггинг, в научном дискурсе медиаконтент, как правило, рассматривается либо с позиции технологий его создания и использования в различных прикладных сферах, либо с позиций лингвистики, где основной акцент делается на кодирование сообщения, передаваемого с помощью мультимедийных средств. Данная работа же предлагает рассмотрение медиаконтента как продукта, особенности потребления которого как формируются под воздействием различных культурных факторов, так и сами выступают в качестве факторов трансформации человеческой культуры.
Объектом данной работы является медиаконтент как форма массовой коммуникации и представления информации в современном обществе.
Предмет работы - особенности потребления медиаконтента в современной студенческой молодёжной среде.
Цель работы - выявить объективные факторы и характеристики, связанные с особенностями выбора, потребления и восприятия медиаконтента представителями современной молодёжи, и разработать на их основе рекомендации по совершенствованию коммуникационной деятельности ФГАОУ ВО СПбПУ.
Исходя из представленной цели мы можем выявить ряд задач, а именно:
1. Выявить ключевые факторы, формирующие современную молодёжную культуру и коммуникацию;
2. Дать характеристику медиаконтента как элемента культуры и инструмента массовой коммуникации, включая рекламную и PR-коммуникацию;
3. Изучить особенности выбора, потребления и восприятия медиаконтента путём проведения социологического исследования студентов СПбПУ;
4. Проанализировать ответы респондентов для выявления ключевых особенностей потребления медиаконтента, характерных для представителей со-временной молодёжи;
5. Разработать рекомендации по развитию коммуникационной активности ФГАОУ ВО СПбПУ на основе результатов проведённого исследования.
Гипотезы исследования
Гипотеза 1. Интернет и социальные сети являются наиболее популярными медиаканалами для современной молодёжи и используются ими на протяжении большей часть времени бодрствования.
Гипотеза 2. Среди молодёжи проявляются тенденции к рационализации медиапотребления.
Гипотеза 3. В сфере медиапотребления проявляются характерные черты общества переживаний, в связи с чем особенности потребления медиаконтента оказываются во многом обусловлены ценностями современной молодёжи.
Теоретическая база исследования представлена исследованиями таких российских и зарубежных авторов, как Н.О.Вербицкая, Е.В.Голева, Л.Манович, A. Боль, М.Кастельс (цифровые технологии и интернет-среда в контексте коммуникации и трансформации культуры), Т.С.Павленко, Я.Н. Засурский, Л.П.Шестеркина, В.Л. и П.В.Музыкант, Е.И.Горошко, Г.Ф.Полушкина (медиа-контент, его функции, классификации и особенности применения в различных сферах), Д.А.Черенков, В.Д.Менделевич, О.В.Коповая (девиантное поведение в цифровую эпоху), Э.Фромм, Ж.Бодрийяр, А.Маслоу, Т.Веблен, Г.Шульце, B. А.Куренной (анализ концепций общества потребления и общества переживаний, потребительская теория), а также ряда других авторов. Методология исследования базируется на опыте, описанном в работах Д.Ю.Кульчицкой, C. А.Вартанова, Т.Г.Исламшиной, С.А.Белановского. Кроме того, в ходе работы автор обращается к материалам ряда профессиональных периодических изданий и блогов.
Методологическая база исследования
В ходе работы автор прибегает к использованию таких общенаучных методов, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, дедукция, конкретизация. К эмпирическим методам относятся наблюдение, сравнение. К частным социологическим методам, использованным в работе, относятся метод анкетного онлайн-опроса и полуформализованного глубинного интервью. Кроме того, в работе проводится SWOT-анализ ФГАОУ ВО СПбПУ и конкурентный анализ информационных ресурсов вуза в социальных сетях.
Эмпирическая и информационная база
В первую очередь, данная работа базируется на результатах проведённого автором собственного социологического анализа мнений студентов СПбПУ, собранных путём проведения анкетного опроса и серии интервью. Эмпирическая база также представлена вторичными данными исследований российских и зарубежных авторов. В качестве информационной базы используются данные официальных отчётов российских и зарубежных исследовательских центров и маркетинговых агентств, среди которых Deloitte, We Are Social, Hootsuite, Рамблер, Левада-Центр и др. Также, используются документы СПбПУ, контент видеохостинга YouTube, анализируются информационные ресурсы (сайты, страницы в социальных сетях) различных вузов Москвы и Санкт-Петербург.
Степень научной разработанности проблемы
Тема медиапотребления, в частности, молодёжной аудиторией освещается в работах таких авторов, как Дж.Бьюр, К.Шрёдер, У.Хэйзбринк, В.П.Коломиец, Е.Л.Вартанова, Л.К.Лободенко, В.Л.Музыкант и других. Преимущественно, работы данных авторов описывают количественные показатели медиапотребления, особенности тех или иных медиаканалов и цифровых устройств, приводят анализ таких явлений, как кроссмедийность, сторителлинг и пр. Научная новизна данной работы состоит в совмещении количественных и качественных показателей потребления медиаконтента, полученных автором в результате оригинального социологического исследования, для выявления актуального для современной молодёжи содержания медиа с учётом переживаний в современной России.
Практическая значимость результатов данного исследования заключается в возможности их применения в сфере рекламы, PR и медиакоммуникаций для актуализации и оптимизации контента современных СМИ с целью улучшения эффективности коммуникационной деятельности организаций в условиях перегруженности информационного пространства. На основе полученных данных автором предлагаются рекомендации по оптимизации и развитию коммуникационной политики СПбПУ, а также разрабатывается проект оригинального информационного продукта.
Апробация результатов исследования
Промежуточные результаты исследования описаны в статье «Особенности работы с ценностной системой человека и общества посредством рекламного медиаконтента», представленной в рамках научно-практической конференция «Технологии PR и рекламы в современном обществе», 2020 г. Также по теме работы были опубликованы научные статьи «Использование медиаконтента как инструмента рекламы и PR» (журнал «Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС») и «Трансформация мотивов потребления медиаконтента» (Неделя науки СПбПУ : материалы научной конференции с международным участием, 18 - 23 ноября 2019 г.).
Структура и объём работы. ВКР магистра включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников из 64 наименований и 5 приложений. Текст работы включает 19 рисунков и 12 таблиц. Объём - 134 страницы.
В основу данной выпускной квалификационной работы легли как изложение и анализ трудов отечественных и зарубежных учёных в области медиа-коммуникаций, влияния цифровых технологий на современное общество, социологии потребления, так и собственные рассуждения и исследования автора, включающие социологический анализ особенностей потребления медиаконтента современной молодёжью, характеристику и ситуационный анализ ФГАОУ ВО СПбПУ, а также ряд практических рекомендаций и предложений.
Подводя итоги работы, обратимся к основным сделанным в ходе исследования выводам. Так, прежде всего, автором был проведён подробный анализ ряда теоретических концепций и научных трудов, позволивший охарактеризовать цифровые технологии и медиаконтент как факторы трансформации современной коммуникационной среды, общественных отношений, ценностно-нормативной системы общества. Интернет-среда, современные технологии об-работки и передачи данных привели к разделению жизни человека на два мира, реальный и виртуальный, которые сегодня занимают практически одинаковое по своей значимости место в нашей повседневности.
Таким образом, цифровые технологии сегодня играют огромную роль в социализации и формировании личности человека, определяют облик современной культуры и медиапространства. Одним из важнейших элементов этой культуры становится медиаконтент, определённый нами как содержательно значимое наполнение цифровых ресурсов, интегрирующее в себе различную по форме представления и кодирования информацию и ориентированное на удовлетворение социальных, информационных и эмоциональных потребностей человека. Мы пришли к выводу, что медиаконтент является одним из основных видов представления информации и коммуникации в современной культуре, затрагивая такие сферы, как бизнес, медиа, образование. Как показывает анализ многочисленных исследований, сегодня именно молодёжь является наиболее активной частью населения в сфере потребления медиаконтента, при этом
104 ценности и мотивы данной аудитории во многом определяют их восприятие и отношение к тем или иным видам медиаконтента и его источникам.
Исследование особенностей потребления медиаконтента представителями современной молодёжи, являющееся основной целью данной работы, позволило нам сделать ряд важных выводов. Так, проведённые онлайн-опрос и интервью, дают возможность утверждать, что медиапотребление занимает значительную часть жизни студентов. Подавляющее большинство респондентов в качестве основного источника информации выбирает интернет, в то время как остальные виды СМИ и медиа каналы понемногу уходят в прошлое и теряют свою актуальность для молодой аудитории. Опрошенные в большинстве своём описывают себя как активных медиапользователей регулярно потребляющих, публикующих и создающих контент. При этом студенты проводят за использованием гаджетов в среднем 5 - 8 часов в день, что составляет почти половину времени бодрствования.
Такая увлечённость интернетом и гаджетами связана с определёнными рисками для здоровья и продуктивности, что студенты в большинстве своём осознают, уделяя внимание данной проблеме, хотя на сегодняшний день самоконтроль в данной сфере даётся студентам тяжело. Таким образом, мы можем говорить о развитии тенденций к рационализации медиапотребления и осознанному контролю за временем, которое представители современной молодёжи проводят за использованием гаджетов и интернета. Как ранее отмечалось в работе, тенденция к рационализации потребления, а также зарождение нового типа рациональности являются характерными чертами общества переживаний.
Характерные черты общества переживаний: стремление к насыщенности жизни новым опытом, эмоциями и впечатлениями, развитие эмоционального капитализма, новых ценностей, решающая роль саморазвития и образования в жизни человека, - всё это оказывает влияние и на сферу медиакоммуникаций. Как было определено в ходе исследования, для современной молодёжи ценности общества переживаний являются факторами, определяющими выбор ими тех или иных видов медиаконтента. Так, в первую очередь стоит отметить
105 стремление большинства респондентов потреблять образовательный и профессиональный контент, способствующий получению новых знаний и саморазвитию, а также контент, способный вызвать эмоции. К числу наиболее актуальных ценностей молодёжи, согласно данным анкетирования, относятся в большинстве случаев развитие и образование, новые эмоции и впечатления, красота, эстетика и искусство.
Основываясь на полученных данных, мы можем говорить о полном и частичном подтверждении выдвинутых гипотез. Однако, помимо этого, результаты исследования позволяют нам сделать ряд заключений, имеющих важное практическое значение в сфере создания и распространения медиаконтента. На основе данных заключений, а также проведённого комплексного анализа ФГАОУ ВО СПбПУ, его коммуникационной активности, сильных и слабых сторон и конкурентоспособности, автором работы были предложены практические рекомендации по развитию коммуникационной политики данного образовательного учреждения. В частности, были предложены способы оптимизации публикационной активности вуза в социальных сетях, актуальные форматы медиаконтента и особенности его представления в информационных ресурсах организации. Автором был разработан проект имиджевого видеоролика, который призван привлечь к вузу внимание внешней аудитории, укрепить корпоративную культуру вуза и послужить источником информации о потенциально интересных активностях для уже обучающихся в СПбПУ студентов.
Таким образом, можно утверждать, что поставленные задачи работы выполнены в полном объёме, а основная цель исследования успешно достигнута.
Подводя итоги работы, обратимся к основным сделанным в ходе исследования выводам. Так, прежде всего, автором был проведён подробный анализ ряда теоретических концепций и научных трудов, позволивший охарактеризовать цифровые технологии и медиаконтент как факторы трансформации современной коммуникационной среды, общественных отношений, ценностно-нормативной системы общества. Интернет-среда, современные технологии об-работки и передачи данных привели к разделению жизни человека на два мира, реальный и виртуальный, которые сегодня занимают практически одинаковое по своей значимости место в нашей повседневности.
Таким образом, цифровые технологии сегодня играют огромную роль в социализации и формировании личности человека, определяют облик современной культуры и медиапространства. Одним из важнейших элементов этой культуры становится медиаконтент, определённый нами как содержательно значимое наполнение цифровых ресурсов, интегрирующее в себе различную по форме представления и кодирования информацию и ориентированное на удовлетворение социальных, информационных и эмоциональных потребностей человека. Мы пришли к выводу, что медиаконтент является одним из основных видов представления информации и коммуникации в современной культуре, затрагивая такие сферы, как бизнес, медиа, образование. Как показывает анализ многочисленных исследований, сегодня именно молодёжь является наиболее активной частью населения в сфере потребления медиаконтента, при этом
104 ценности и мотивы данной аудитории во многом определяют их восприятие и отношение к тем или иным видам медиаконтента и его источникам.
Исследование особенностей потребления медиаконтента представителями современной молодёжи, являющееся основной целью данной работы, позволило нам сделать ряд важных выводов. Так, проведённые онлайн-опрос и интервью, дают возможность утверждать, что медиапотребление занимает значительную часть жизни студентов. Подавляющее большинство респондентов в качестве основного источника информации выбирает интернет, в то время как остальные виды СМИ и медиа каналы понемногу уходят в прошлое и теряют свою актуальность для молодой аудитории. Опрошенные в большинстве своём описывают себя как активных медиапользователей регулярно потребляющих, публикующих и создающих контент. При этом студенты проводят за использованием гаджетов в среднем 5 - 8 часов в день, что составляет почти половину времени бодрствования.
Такая увлечённость интернетом и гаджетами связана с определёнными рисками для здоровья и продуктивности, что студенты в большинстве своём осознают, уделяя внимание данной проблеме, хотя на сегодняшний день самоконтроль в данной сфере даётся студентам тяжело. Таким образом, мы можем говорить о развитии тенденций к рационализации медиапотребления и осознанному контролю за временем, которое представители современной молодёжи проводят за использованием гаджетов и интернета. Как ранее отмечалось в работе, тенденция к рационализации потребления, а также зарождение нового типа рациональности являются характерными чертами общества переживаний.
Характерные черты общества переживаний: стремление к насыщенности жизни новым опытом, эмоциями и впечатлениями, развитие эмоционального капитализма, новых ценностей, решающая роль саморазвития и образования в жизни человека, - всё это оказывает влияние и на сферу медиакоммуникаций. Как было определено в ходе исследования, для современной молодёжи ценности общества переживаний являются факторами, определяющими выбор ими тех или иных видов медиаконтента. Так, в первую очередь стоит отметить
105 стремление большинства респондентов потреблять образовательный и профессиональный контент, способствующий получению новых знаний и саморазвитию, а также контент, способный вызвать эмоции. К числу наиболее актуальных ценностей молодёжи, согласно данным анкетирования, относятся в большинстве случаев развитие и образование, новые эмоции и впечатления, красота, эстетика и искусство.
Основываясь на полученных данных, мы можем говорить о полном и частичном подтверждении выдвинутых гипотез. Однако, помимо этого, результаты исследования позволяют нам сделать ряд заключений, имеющих важное практическое значение в сфере создания и распространения медиаконтента. На основе данных заключений, а также проведённого комплексного анализа ФГАОУ ВО СПбПУ, его коммуникационной активности, сильных и слабых сторон и конкурентоспособности, автором работы были предложены практические рекомендации по развитию коммуникационной политики данного образовательного учреждения. В частности, были предложены способы оптимизации публикационной активности вуза в социальных сетях, актуальные форматы медиаконтента и особенности его представления в информационных ресурсах организации. Автором был разработан проект имиджевого видеоролика, который призван привлечь к вузу внимание внешней аудитории, укрепить корпоративную культуру вуза и послужить источником информации о потенциально интересных активностях для уже обучающихся в СПбПУ студентов.
Таким образом, можно утверждать, что поставленные задачи работы выполнены в полном объёме, а основная цель исследования успешно достигнута.



