Введение
Глава 1. Медиаконтент как форма коммуникации и социальной феномен в современном обществе 11
1.1. Цифровые технологии как фактор трансформации современной
коммуникационной среды 11
1.2. Медиаконтент: понятие, классификация, функции 21
1.3. Влияние ценностно-нормативной системы современной молодёжи
на коммуникацию в условиях цифрового общества 33
Глава 2. Анализ особенностей потребления медиаконтента современной молодёжью на примере студентов СПбПУ 47
2.1. Методология исследования: выборка и обоснование
исследовательских инструментов 47
2.2. Описание проведённого исследования и ответы респондентов 58
2.3. Анализ результатов проведённого исследования 75
Глава 3. Прикладной аспект использования результатов исследования в деятельности современной образовательной организации 81
3.1. Характеристика ФГАОУ ВО СПбПУ и описание актуальной
коммуникационной активности 81
3.2. Ситуационный анализ деятельности ФГАОУ ВО СПбПУ 85
3.3. Разработка рекомендаций по применению медиаконтента
в коммуникационной активности ФГАОУ ВО СПбПУ 92
Заключение 103
Список использованных источников 106
Приложение 1. Анкета для онлайн-опроса 114
Приложение 2. Вопросы для интервью 123
Приложение 3. Конкурентный анализ официального сайта СПбПУ 125
Приложение 4. Анализ представительств вузов в социальной сети «ВКонтакте» 126
Приложение 5. Референсы, отражающие примерное содержание, стиль и настроение сцен предлагаемого к разработке имиджевого видеоролика 134
Информационные революции, ставшие одними из главных двигателей прогресса человеческого общества, в первую очередь способствовали преображению особенностей коммуникационного процесса, изменяя не только средства и каналы передачи информации, но и способы её восприятия и обработки человеком. Последнее глобальное преображение информационной среды подарило нам возможность общения посредством новых форматов текста, в частности, медиатекста, что полностью преобразило не только наш стиль общения, но и образ жизни.
Современный человек делится собственной жизнью в социальных сетях, открывает своё творчество за считанные секунды посредством сервисов обмена фотографиями и специализированных площадок. Профессиональная деятельность, отдых, общение с близкими преобразились, равно как наши способности к восприятию и обработке новых видов представления данных. Особенно актуальным данное утверждение является для представителей современной молодёжи, наиболее активно пользующихся интернетом, социальными сетями, га-джетами, а следовательно, активно преобразующих коммуникативное и информационное пространство, вместе с тем меняя нормы коммуникационного взаимодействия как друг с другом, так и с различными общественными институтами, включая компании и бренды.
Данные изменения, в частности, связаны с тем, как представители современной цифровой коммуникационной среды потребляют медиаконтент, каким форматам представления данных отдают предпочтение, насколько вовлечены в процесс коммуникации с компаниями и как эмоции и ценности индивида про-являются в том, какой информацией он себя окружает. К сожалению, в современной отечественной науке тематика потребления медиаконтента, в особенности, рекламного раскрыта недостаточно, что наряду с важностью результатов такого исследования в разработке эффективной коммуникационной стратегии компании и определяет актуальность темы настоящей работы.
Таким образом, проблема проводимого исследования заключается в недостатке научной информации об особенностях потребления медиаконтента со-временной молодёжью. Хотя медиаконтент является довольно распространённым и широко используемым инструментом в SMM-маркетинге, рекламе и других сферах, как, например, мультимедийная журналистика и блоггинг, в научном дискурсе медиаконтент, как правило, рассматривается либо с позиции технологий его создания и использования в различных прикладных сферах, либо с позиций лингвистики, где основной акцент делается на кодирование сообщения, передаваемого с помощью мультимедийных средств. Данная работа же предлагает рассмотрение медиаконтента как продукта, особенности потребления которого как формируются под воздействием различных культурных факторов, так и сами выступают в качестве факторов трансформации человеческой культуры.
Объектом данной работы является медиаконтент как форма массовой коммуникации и представления информации в современном обществе.
Предмет работы - особенности потребления медиаконтента в современной студенческой молодёжной среде.
Цель работы - выявить объективные факторы и характеристики, связанные с особенностями выбора, потребления и восприятия медиаконтента представителями современной молодёжи, и разработать на их основе рекомендации по совершенствованию коммуникационной деятельности ФГАОУ ВО СПбПУ.
Исходя из представленной цели мы можем выявить ряд задач, а именно:
1. Выявить ключевые факторы, формирующие современную молодёжную культуру и коммуникацию;
2. Дать характеристику медиаконтента как элемента культуры и инструмента массовой коммуникации, включая рекламную и PR-коммуникацию;
3. Изучить особенности выбора, потребления и восприятия медиаконтента путём проведения социологического исследования студентов СПбПУ;
4. Проанализировать ответы респондентов для выявления ключевых особенностей потребления медиаконтента, характерных для представителей со-временной молодёжи;
5. Разработать рекомендации по развитию коммуникационной активности ФГАОУ ВО СПбПУ на основе результатов проведённого исследования.
Гипотезы исследования
Гипотеза 1. Интернет и социальные сети являются наиболее популярными медиаканалами для современной молодёжи и используются ими на протяжении большей часть времени бодрствования.
Гипотеза 2. Среди молодёжи проявляются тенденции к рационализации медиапотребления.
Гипотеза 3. В сфере медиапотребления проявляются характерные черты общества переживаний, в связи с чем особенности потребления медиаконтента оказываются во многом обусловлены ценностями современной молодёжи.
Теоретическая база исследования представлена исследованиями таких российских и зарубежных авторов, как Н.О.Вербицкая, Е.В.Голева, Л.Манович, A. Боль, М.Кастельс (цифровые технологии и интернет-среда в контексте коммуникации и трансформации культуры), Т.С.Павленко, Я.Н. Засурский, Л.П.Шестеркина, В.Л. и П.В.Музыкант, Е.И.Горошко, Г.Ф.Полушкина (медиа-контент, его функции, классификации и особенности применения в различных сферах), Д.А.Черенков, В.Д.Менделевич, О.В.Коповая (девиантное поведение в цифровую эпоху), Э.Фромм, Ж.Бодрийяр, А.Маслоу, Т.Веблен, Г.Шульце, B. А.Куренной (анализ концепций общества потребления и общества переживаний, потребительская теория), а также ряда других авторов. Методология исследования базируется на опыте, описанном в работах Д.Ю.Кульчицкой, C. А.Вартанова, Т.Г.Исламшиной, С.А.Белановского. Кроме того, в ходе работы автор обращается к материалам ряда профессиональных периодических изданий и блогов.
Методологическая база исследования
В ходе работы автор прибегает к использованию таких общенаучных методов, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, дедукция, конкретизация. К эмпирическим методам относятся наблюдение, сравнение. К частным социологическим методам, использованным в работе, относятся метод анкетного онлайн-опроса и полуформализованного глубинного интервью. Кроме того, в работе проводится SWOT-анализ ФГАОУ ВО СПбПУ и конкурентный анализ информационных ресурсов вуза в социальных сетях.
Эмпирическая и информационная база
В первую очередь, данная работа базируется на результатах проведённого автором собственного социологического анализа мнений студентов СПбПУ, собранных путём проведения анкетного опроса и серии интервью. Эмпирическая база также представлена вторичными данными исследований российских и зарубежных авторов. В качестве информационной базы используются данные официальных отчётов российских и зарубежных исследовательских центров и маркетинговых агентств, среди которых Deloitte, We Are Social, Hootsuite, Рамблер, Левада-Центр и др. Также, используются документы СПбПУ, контент видеохостинга YouTube, анализируются информационные ресурсы (сайты, страницы в социальных сетях) различных вузов Москвы и Санкт-Петербург.
Степень научной разработанности проблемы
Тема медиапотребления, в частности, молодёжной аудиторией освещается в работах таких авторов, как Дж.Бьюр, К.Шрёдер, У.Хэйзбринк, В.П.Коломиец, Е.Л.Вартанова, Л.К.Лободенко, В.Л.Музыкант и других. Преимущественно, работы данных авторов описывают количественные показатели медиапотребления, особенности тех или иных медиаканалов и цифровых устройств, приводят анализ таких явлений, как кроссмедийность, сторителлинг и пр. Научная новизна данной работы состоит в совмещении количественных и качественных показателей потребления медиаконтента, полученных автором в результате оригинального социологического исследования, для выявления актуального для современной молодёжи содержания медиа с учётом переживаний в современной России.
Практическая значимость результатов данного исследования заключается в возможности их применения в сфере рекламы, PR и медиакоммуникаций для актуализации и оптимизации контента современных СМИ с целью улучшения эффективности коммуникационной деятельности организаций в условиях перегруженности информационного пространства. На основе полученных данных автором предлагаются рекомендации по оптимизации и развитию коммуникационной политики СПбПУ, а также разрабатывается проект оригинального информационного продукта.
Апробация результатов исследования
Промежуточные результаты исследования описаны в статье «Особенности работы с ценностной системой человека и общества посредством рекламного медиаконтента», представленной в рамках научно-практической конференция «Технологии PR и рекламы в современном обществе», 2020 г. Также по теме работы были опубликованы научные статьи «Использование медиаконтента как инструмента рекламы и PR» (журнал «Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС») и «Трансформация мотивов потребления медиаконтента» (Неделя науки СПбПУ : материалы научной конференции с международным участием, 18 - 23 ноября 2019 г.).
Структура и объём работы. ВКР магистра включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников из 64 наименований и 5 приложений. Текст работы включает 19 рисунков и 12 таблиц. Объём - 134 страницы.
В основу данной выпускной квалификационной работы легли как изложение и анализ трудов отечественных и зарубежных учёных в области медиа-коммуникаций, влияния цифровых технологий на современное общество, социологии потребления, так и собственные рассуждения и исследования автора, включающие социологический анализ особенностей потребления медиаконтента современной молодёжью, характеристику и ситуационный анализ ФГАОУ ВО СПбПУ, а также ряд практических рекомендаций и предложений.
Подводя итоги работы, обратимся к основным сделанным в ходе исследования выводам. Так, прежде всего, автором был проведён подробный анализ ряда теоретических концепций и научных трудов, позволивший охарактеризовать цифровые технологии и медиаконтент как факторы трансформации современной коммуникационной среды, общественных отношений, ценностно-нормативной системы общества. Интернет-среда, современные технологии об-работки и передачи данных привели к разделению жизни человека на два мира, реальный и виртуальный, которые сегодня занимают практически одинаковое по своей значимости место в нашей повседневности.
Таким образом, цифровые технологии сегодня играют огромную роль в социализации и формировании личности человека, определяют облик современной культуры и медиапространства. Одним из важнейших элементов этой культуры становится медиаконтент, определённый нами как содержательно значимое наполнение цифровых ресурсов, интегрирующее в себе различную по форме представления и кодирования информацию и ориентированное на удовлетворение социальных, информационных и эмоциональных потребностей человека. Мы пришли к выводу, что медиаконтент является одним из основных видов представления информации и коммуникации в современной культуре, затрагивая такие сферы, как бизнес, медиа, образование. Как показывает анализ многочисленных исследований, сегодня именно молодёжь является наиболее активной частью населения в сфере потребления медиаконтента, при этом
104 ценности и мотивы данной аудитории во многом определяют их восприятие и отношение к тем или иным видам медиаконтента и его источникам.
Исследование особенностей потребления медиаконтента представителями современной молодёжи, являющееся основной целью данной работы, позволило нам сделать ряд важных выводов. Так, проведённые онлайн-опрос и интервью, дают возможность утверждать, что медиапотребление занимает значительную часть жизни студентов. Подавляющее большинство респондентов в качестве основного источника информации выбирает интернет, в то время как остальные виды СМИ и медиа каналы понемногу уходят в прошлое и теряют свою актуальность для молодой аудитории. Опрошенные в большинстве своём описывают себя как активных медиапользователей регулярно потребляющих, публикующих и создающих контент. При этом студенты проводят за использованием гаджетов в среднем 5 - 8 часов в день, что составляет почти половину времени бодрствования.
Такая увлечённость интернетом и гаджетами связана с определёнными рисками для здоровья и продуктивности, что студенты в большинстве своём осознают, уделяя внимание данной проблеме, хотя на сегодняшний день самоконтроль в данной сфере даётся студентам тяжело. Таким образом, мы можем говорить о развитии тенденций к рационализации медиапотребления и осознанному контролю за временем, которое представители современной молодёжи проводят за использованием гаджетов и интернета. Как ранее отмечалось в работе, тенденция к рационализации потребления, а также зарождение нового типа рациональности являются характерными чертами общества переживаний.
Характерные черты общества переживаний: стремление к насыщенности жизни новым опытом, эмоциями и впечатлениями, развитие эмоционального капитализма, новых ценностей, решающая роль саморазвития и образования в жизни человека, - всё это оказывает влияние и на сферу медиакоммуникаций. Как было определено в ходе исследования, для современной молодёжи ценности общества переживаний являются факторами, определяющими выбор ими тех или иных видов медиаконтента. Так, в первую очередь стоит отметить
105 стремление большинства респондентов потреблять образовательный и профессиональный контент, способствующий получению новых знаний и саморазвитию, а также контент, способный вызвать эмоции. К числу наиболее актуальных ценностей молодёжи, согласно данным анкетирования, относятся в большинстве случаев развитие и образование, новые эмоции и впечатления, красота, эстетика и искусство.
Основываясь на полученных данных, мы можем говорить о полном и частичном подтверждении выдвинутых гипотез. Однако, помимо этого, результаты исследования позволяют нам сделать ряд заключений, имеющих важное практическое значение в сфере создания и распространения медиаконтента. На основе данных заключений, а также проведённого комплексного анализа ФГАОУ ВО СПбПУ, его коммуникационной активности, сильных и слабых сторон и конкурентоспособности, автором работы были предложены практические рекомендации по развитию коммуникационной политики данного образовательного учреждения. В частности, были предложены способы оптимизации публикационной активности вуза в социальных сетях, актуальные форматы медиаконтента и особенности его представления в информационных ресурсах организации. Автором был разработан проект имиджевого видеоролика, который призван привлечь к вузу внимание внешней аудитории, укрепить корпоративную культуру вуза и послужить источником информации о потенциально интересных активностях для уже обучающихся в СПбПУ студентов.
Таким образом, можно утверждать, что поставленные задачи работы выполнены в полном объёме, а основная цель исследования успешно достигнута.
1. 78 % населения страны: как интернет проникает в Россию [Электронный ресурс] // Газета.ру. - 2019. - URL: https://www.gazeta.ru/tech/2019/09/18/ 12658993/mediascope.shtml. - (дата обращения: 20.02.2020).
2. Аникина М.Е., Галкина М.Ю., Образцова А.Ю. Медиапотребление школьников в российских регионах: опыт эмпирического исследования в г. Владивостоке // Вестник ВУиТ. - 2020. - № 1. - С.90 - 101.
3. Астротурфинг [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Астротурфинг - (дата обращения: 30.05.2020).
4. Афанасьева Е.А. Роль автора в создании медиаконтента: трансформация профессиональных практик // Журналистский ежегодник. - 2015. - № 4. - С.151 - 154.
5. Белановский С.А. Индивидуальное глубокое интервью: учебное пособие. - М.: Никколо-Медиа, 2001. - 320 с.
6. Богданов Д.В. Ценностные установки «общества переживаний» // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2019. - № 4. - С.438 - 442.
7. Бренды и экология: точки соприкосновения [Электронный ресурс] //
vc.ru. - URL: https://vc.ru/marketing/81462-brendy-i-ekologiya-tochki-
soprikosnoveniya. - (дата обращения: 11.02.2020).
8. Вербицкая Н.О., До Б., Мазуркова А.А. Ценностные трансформации в процессах непрерывного образования в условиях цифровой цивилизации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические технологии. - 2018. - Т.10. - № 2. - С.44 - 50.
9. Волков В.В. Перспективные цифровые технологии на предприятиях
строительного кластера [Электронный ресурс] // Воронежский государственный технический университет. - URL: https://cchgeu.ru/upload/events/ctno/
05%20Волков.рбГ - (дата обращения: 02.02.2020).
10. Голева Е.В. Интернет как инновационный феномен современного информационного общества // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 13. - С. 107 - 108.
11. Горошко Е.И. Типологизация контента современных СМИ (попытка рефлексии) / Е.И.Горошко, А.С.Каверина // Развитие русскоязычного медиа-пространства: коммуникационные и этические проблемы: материалы научно-практической конференции (26 - 27 апреля 2013 г.). - 2013. - С. 122 - 130.
12. Гурьянов Е.Н. Использование медиаконтента как инструмента рекламы и PR // Научные труды СЗИУ РАНХиГС. - 2019. - Т.10. - № 4. - С. 159 - 168.
13. Гурьянов Е.Н. Трансформация мотивов потребления медиаконтента // Неделя Науки СПбПУ. Материалы научной конференции с международным участием 2020 г. Санкт-Петербург. - СПб.: Политех-Пресс, 2020. - С.91 - 94.
14. Гурьянов Е.Н., Осипова П.П., Позднякова Р.И., Смирных Н.О. Современный политех в символах и образах (по материалам социологического опроса студентов СПбПУ) // Технологии PR и рекламы в современном обществе. Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции 20 марта 2018 г. Санкт-Петербург / Под ред. И.Р.Тростинской. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. - С.96 - 103.
15. Дергачёв В., Кузнецова Е., Истомина М. Четверть россиян потеряли доверие к телевидению за десять лет [Электронный ресурс] // РБК. - URL: https://www.rbc.ru/politics/01/08/2019/5d41c03a9a79472355ee2cca. - (дата обращения: 20.02.2020).
16. Дневниковое исследование. Модели медиапотребления. Что люди читают, почему, когда и как [Электронный ресурс] // Cossa. - URL: https://www.cossa.ru/upload/medialibrary/Mediator_How_People_Read.pdf. - (дата обращения: 16.02.2020).
17. Засурский Я.Н. Медиатекст в контексте конвергенции // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. - 2005. - № 2. - С.3 - 7.
18. Иванова А.М., Малыгина Е.В. Возможности использования современного медиаконтента TEDTalks в обучении английскому языку как второму иностранному // Вестник ЮУрГГПУ. - 2017. - № 3. - С.49 -57.
19. Ильмухин В.Н. Социологический анализ практик медиапотребления: виды и методы исследований // Вестник РУДН. Серия: Социология. - 2016. - № 2. - С.270 - 284.
20. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся об-щества [Электронный ресурс] // sociology.mephy.ru.-URL:
https://sociology.mephi.ru/docs/polit/html/ingl.htm.- (дата обращения:
13.02.2020).
21. Интернет, в котором мы живём. Новая информационно - коммуникационная среда. Состояние, проблемы, вызовы. Попытка осмысления [Электронный ресурс] // Независимая газета. - URL:http://www.ng.ru/ideas/2011- 06-08/5_internet.html. - (дата обращения: 27.02.2020).
22. Исламшина Т.Г., Хамзина Г.Р. Количественный и качественный методы в научно-квалификационном исследовании // Вестник экономики, права и социологии. - 2012. - № 1. - С.329 - 331.
23. Как меняется медиапотребление и контент. Диджитал-тренды 2019 в цитатах и комментариях [Электронный ресурс] // Рамблер/новости. - URL: https://news.rambler.ru/internet/42000928-kak-menyaetsya-mediapotreblenie-i-konte nt-didzhital-trendy-2019-v-tsitatah-i-kommentariyah/?updated. - (дата обращения: 20.02.2020).
24. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ 28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/. - (дата обращения: 24.05.2020).
25. Коповая О.В. Новые формы девиантного поведения подростков в современном информационном обществе // Пензенский психологический вестник. - 2016. - № 1. - С. 161 - 169.
26. Кузьмин Е. Резонанс: реклама Reebok «Пересядь с иглы мужского
одобрения на мужское лицо» [Электронный ресурс] // TJournal. - URL:
https://tjournal.ru/analysis/87554-rezonans-reklama-reebok-peresyad-s-igly-muzhsk ogo-odobreniya-na-muzhskoe-lico. - (дата обращения: 11.02.2020).
27. Кузьминов Я.И. Новая экономика - экономика переживаний [Элек-тронный ресурс] // Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. - URL: https://www.hse.ru/news/1163603/1129731.html. - (дата обращения: 11.02.2020).
28. Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. - 2018. - № 2. - С. 1 - 9.
29. Кульчицкая Д.Ю., Вартанов С.А., Дунас Д.В., Салихова Е.А. и др. Медиапотребление молодежи: специфика методологии исследования [Элек-тронный ресурс] // Медиаскоп. - URL: http://www.mediascope.ru/2529. - (дата обращения: 15.02.2020).
30. Куренной В.А. Общество переживаний. Как трансформировалось общество потребления? [Электронный ресурс] // Постнаука - URL: https://postnauka.ru/video/2518. - (дата обращения: 13.02.2020).
31. Курочкин А.В., Антонов Г.К. Концепция сетевого общества в системе социального знания // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 12. - С.14 - 17.
32. Лазар М.Г. Цифровизация общества, её последствия и контроль над населением // Проблемы деятельности учёного и научных коллективов. - 2018. - № 4. - С.170 - 181.
33. Лезина Е.В., Лезина Ю.В. Особенности Интернета как коммуникационной среды // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. - 2006. - № 27. - С. 159 - 164.
34. Лободенко Л.К. Медиаконтент интернет-СМИ в информационно-коммуникативной системе региона // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. -
2015. - № 2. - С.33 - 38.
35. Лонский И.И. Информатизация и эволюция общества // Перспективы науки и образования. - 2015. - № 2. - С.29 - 35.
36. Лысак И.В., Максимова А.В. Личность в информационном обществе: проблемы и перспективы исследования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - URL: http://www.science- education.ru/ru/article/view?id=20289. - (дата обращения: 15.04.2020).
37. Манович Л. Язык новых медиа / Пер. Д.Ю.Кульчицкой. - М.: Ад Маргинем, 2018. - 400 с.
38. Менделевич В.Д. Особенности девиантного поведения в интернет- пространстве // Практическая медицина. - 2013. - № 1 - С. 143 - 146.
39. Мирошина Е.Ю. Общество потребления: критика и пути преображения // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2017. - № 2. - С. 105 - 112.
40. Моисеева М.Б. Влияние интернета на социальное воспроизводство общества // Проблемы современной науки и образования. - 2018. - № 2. - С.58 - 61.
41. Музыкант В.Л., Музыкант П.В. Медиаконтент в дискурсе рекламной коммуникации // Вестник МГУКИ. - 2012. - № 5. - С.59 - 64.
42. Мультимедийная журналистика: учебник для вузов / Под общ. ред. А.Г.Качкаевой, С.А.Шомовой - Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».
- М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. - 413 с.
43. Нерюев В. Digital коммуникации: как цифровые технологии изменили жизни в 2019 году [Электронный ресурс] // vc.ru. - URL:
https://vc.ru/future/71143-digital-i-kommunikacii-kak-cifrovye-tehnologii-izmenili-z hizn-v-2019-g. - (дата обращения: 23.05.2020).
44. Новое медиа-потребление: из ТВ в интернет [Электронный ресурс] // Futurevideo.tass.ru. - URL: https://futurevideo.tass.ru/novoe-mediapotreblenie.html.
- (дата обращения: 20.02.2020).
45. Павленко Т.С. Понятие «Контент»: типология, виды и технология получения дидактического контента в образовательном процессе // Известия ВГПУ. - 2017. - № 10 (23). - С.31 - 35.
46. Политех вошел в тройку лучших вузов России в области образования [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФГАОУ ВО СПбПУ. - URL: https://www.spbstu.ru/media/news/achievements/politekh-voshel-v-troyku-luchshikh -vuzov-rossii-v-oblasti-obrazovaniya/. - (дата обращения: 20.05.2020).
47. Политех третий год подряд в «бриллиантовой» лиге российских вузов
глобального рейтинга RUR [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФГАОУ ВО СПбПУ. - URL:
https://www.spbstu.ru/media/news/achievements/polytech-third-year-row-diamond- league-russian-universities-global-ranking/. - (дата обращения: 20.05.2020).
48. Полушкина Г.Ф. Использование медиатехнологий в образовательной деятельности // Вопросы педагогики. - 2018. - № 3. - С.58 - 62.
49. Разумова М. «Потенциал России очень велик»: автор бестселлера
«Экономика впечатлений» о том, как российским компаниям заработать на эмоциях [Электронный ресурс] // Forbes.- URL: https://forbes-
ru.turbopages.org/s/forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/381051-potencial-rossii-ochen-vel ik-avtor-bestsellera-ekonomika-vpechatleniy-o. - (дата обращения: 14.02.2020).
50. Сергеева Ю. Вся статистика интернета на 2020 год - цифры и тренды в мире и в России [Электронный ресурс] // WebCanape. - URL: https://www.web- canape.ru/business/internet-2020-globalnaya-statistika-i-trendy/. - (дата обращения: 20.02.2020).
51. Смирнов С. Хейтеры кто это такие? [Электронный ресурс] // Блог
Сергея Смирнова. - URL: https://sergeysmirnovblog-ru.turbopаges.org/s/
sergeysmirnovblog.ru/socseti/hejtery.html. - (дата обращения: 30.05.2020).
52. СПбПУ стал первым среди российских вузов в рейтинге THE [Электронный ресурс] // РИА Новости. - URL:
https://na.ria.ru/20200422/1570410820.html. - (дата обращения: 20.05.2020).
53. Сувалко А.С. Эмоциональный капитализм: коммерциализация чувств: препринт WP20/2013/05/А.С. Сувалко. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2013. - 48 с.
54. Тенденции монетизации контента в Интернете. Медиапотребление
в России [Электронный ресурс]// Deloitte.- URL:
https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/technology-media-tel ecommunications/russian/mediaconsumption-russia-2019.pdf. - (дата обращения: 20.02.2020).
55. Тулупова Е.И. Использование техники MotionDesignдля создания образовательного цифрового медиаконтента // Творчество молодых: дизайн, реклама, информационные технологии. Сборник научных статей XVIII Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, магистрантов и студентов 23 апреля 2019 г. Омск. - Омск: издательство Омского государственного технического университета, 2019. - С. 98 - 101.
56. Университет в цифрах [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФГАОУ ВО СПбПУ. - URL: https://www.spbstu.ru/university/strategy- development/the-university-in-numbers/. - (дата обращения: 18.02.2020).
57. Университеты для будущей элиты. 100 лучших вузов России по версии Forbes [Электронный ресурс] // Forbes. - URL: https://forbes-
ru.turbopages.org/s/forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/378695-universitety-dlya-budush chey-elity-100-luchshih-vuzov-rossii-po-versii. - (дата обращения: 20.05.2020).
58. Черенков Д.А. Девиантное поведение в социальных сетях: причины, формы, следствие [Электронный ресурс] // Nauka-rastudent.ru. - URL: http://nauka-rastudent.ru/19/2843. - (дата обращения: 03.02.2020).
59. Шестеркина, Л. П. От медиатекста к медиабренду: к вопросу о взаимодействии журналистики, рекламы и PR в конвергентных СМИ // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. - 2014. - № 3. - С.50 - 55.
60. Юшко М.А. Разработка механизма оценки информационного контента сайтов антитеррористической направленности // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2016. - № 1. - С. 16 - 22.
61. Яковлева Е.Л. Электронный кочевник как новая форма идентификации личности // Философия и культура. - 2015. - № 11. - С.1655 - 1664.
62. Яковлева Е.Л., Селиверстова Н.С., Григорьева О.В. Концепция электронного кочевника: риски развития цифровой экономики // Актуальные проблемы экономики и права. - 2017. - Т.11. - № 4. - С.226 - 241.
63. European Parliament Resolution on Media Literacy in a Digital World
[Электронный ресурс] // European Parliament. - URL:
https://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//TEXT+TA+P6-TA- 2008-0598+0+DOC+XML+V0//EN. - (дата обращения: 24.05.2020).
64. Syvertsen T., Enli G. Digital detox: Media resistance and the promise of authenticity [Электронный ресурс] // ResearchGate.com - URL: https://www.researchgate.net/publication/333171827_Digital_detox_Media_resistanc e_and_the_promise_of_authenticity. - (дата обращения: 15.05.2020).