Ранний возраст – важнейший этап становления личности. Выдающиеся психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн показали, что психика ребенка развивается в основном путем «социального наследования», «присвоения» общественного опыта. Если у животных решающее значение в развитии имеют две формы опыта: родовой (он заложен в нервной организации и передается по наследству) и индивидуальный (он приобретается входе жизни и приспособления к окружающей среде), то у человека доминирующую роль играет третья форма опыта, полностью отсутствующая в животном царстве: общественно-исторический опыт предшествующих поколений людей, воплощенный в продуктах материальной и духовной культуры. На протяжении детства ребенок усваивает наследство отцов. В процессе такого усвоения и совершается подлинное развитие его психики. Ребенок усваивает не только отдельные знания и умения, у него происходят коренные изменения различных психических процессов. Обучение ведет за собой развитие, писал Л. С. Выготский.
1. Афонькина, Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребёнка раннего возраста. – м, 2015. – 354 с.
2. Березина Н.О. Особенности физического развития современных дошкольников // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017. № 4. С. 34-39.
3. Галасюк, И.Н. Родительская отзывчивость в период кризиса первого года жизни ребёнка // Воспитание и обучение детей младшего возраста. Материалы VIII Международной конференции. 2019. С. 14-15.
4. Галасюк, И.Н. Взаимодействие родителей с ребёнком раннего возраста с риском РАС: родительская отзывчивость // Материалы международного форума. Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Уральский гуманитарный институт. 2020. С. 163-165
5. Григорьева, Г.Г. Концептуальные основы воспитания и развития детей раннего возраста в современных социокультурных условиях // Современное дошкольное образование. 2012. № 2 (28) С. 36-42.
6. Круглова, Н.В. Психологические аспекты раннего обучения и развития детей в возрасте до 6 лет // Психология человека и общества. 2020. № 2 (19). С. 10-14.
7. Макадей, Л.И. основные проблемы раннего детского развития // Психологическая безопасность личности в поликультурной среде жизнедеятельности. сборник научных трудов по материалам V-й ежегодной научно-практической конференции преподавателей, студентов и молодых ученых Северо-Кавказского федерального университета. 2017. С. 85-89.
8. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития / Н.Г. Морозова. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
9. Фёдорова, С.Ю. Физическое развитие и обучение детей третьего года жизни // Дошкольное воспитание. 2019. № 3. С. 59-67.
10. Hadfield, K., Fearghal, O., & Gerow, A. (2017). Is level of prematurity a risk/plasticity factor at three years of age? Infant Behavior and Development, 47, 27–39 https://doi.org/10.1016/j.infbeh.2017.03.003.
11. Juffer, F., Bakermans-Kranenburg, M. J., & van IJzendoorn, M. H. (2017). Pairing attachment theory and social learning theory in video-feedback intervention to promote positive parenting. Current opinion in psychology, 15, 189-194.