Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы.... 14
1.1. Состояние разработки проблемы 14
1.2. Общение как психолого-акмеологическая категория: содержание, структура, функции общения 42
Глава 2. Современные технологии оптимизации делового общения 78
2.1. Технологии влияния и взаимовлияния в процессе профессионального взаимодействия 78
2.2. Условия и факторы эффективности влияния учебных курсов и обучающих тренингов на формирование коммуникативной культуры госслужащих 106
Заключение 147
Список использованной литературы 153
Приложение 163
Актуальность проблемы исследования. Кардинальные изменения в социально-политической, экономической жизни российского общества, ломка старых и формирование новых норм, ценностей связаны с наличием противоречий между различными людьми, группами, защищающими разные интересы и ценности. Часто эти противоречия перерастают в конфликты, которые не способствуют продуктивному осуществлению реформ, утверждению новых основ общества, отрицательно влияют на самочувствие людей, стиль их общения.
Необходимость владения знаниями законов и особенностей, техникой и технологией общения диктуется современной социально-психологической ситуацией, характеризующейся напряженностью и требующей повышенной собранности от человека и в служебной обстановке, и в других ситуациях, где он вступает в отношения с другими людьми, выработки правильных приемов общения, позволяющих достичь непосредственного результата и при этом минимизировать отрицательные последствия, которые могут быть связаны с непониманием другого, с неумением четко изложить свою позицию, аргументировать ее, с проявлением некоторой бестактности и т. д.
Среди других сфер деятельности управленческая деятельность, успешная работа руководителя в большой степени зависит от того, насколько он владеет профессиональной культурой общения. Поэтому и в программах профессиональной подготовки управленческих кадров, и в курсах переподготовки и повышения квалификации непременно присутствуют в большем или меньшем объеме занятия по культуре делового общения, этике служебных отношений. Проводимые в рамках этих курсов и спецкурсов практические занятия, тренинги способствуют развитию коммуникативных умений слушателей, развивают их социально - перцептивную компетентность, повышают мотивацию к работе над собой, к выработке индивидуального эффективного стиля общения.
4
В этих условиях возрастает необходимость формирования культуры общения, и особенно - профессионального общения, а значит и теоретической разработки этой стороны профессиональной деятельности и личности.
Все это подтверждает актуальность избранной нами темы диссертационного исследования, посвященной изучению общения как психолого-акмеологического феномена.
Проблема общения, имеющая большую традицию в социально-психологической науке, все более привлекает к себе внимание представителей других наук.
Состояние разработанности проблемы. В настоящее время процессы общения исследуются с позиций различных наук: философии, социологии, общей психологии, социальной психологии, теории управления, лингвистики, акмеологии. Каждая из этих наук выходит на данный феномен главным образом со своих позиций. Глубокий и всесторонний анализ этой проблемы содержится в философских трудах В.Г. Афанасьева, Л.П. Буевой, B.C. Барулина, Д.И. Дубровского, М.С. Кагана, В.М. Соковина, А.К. Уледова и др. Специалисты в области философии рассматривают роль и место общения в общественных отношениях, особенности и генезис духовного общения, его влияния на практическую деятельность людей, выявляют функции общения в организации жизнедеятельности человека, специфику его коммуникативных связей.
Исследование общепсихологических аспектов проблемы общения проводится в трудах А.А. Бодалева, М.И. Бобневой, Л.С. Выготского,
А.А. Деркача, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна, И.Н. Семенова. В социальной психологии общение рассматривается как специфический общественно-психологический феномен, раскрываются его содержание, структура, место и роль общения в психологических процессах взаимоотношений личности с окружающими, механизмы взаимовлияния людей. Эти проблемы рассматриваются в трудах Г.М. Андреевой, К.А. Абульхановой-Славской, М.И. Бобневой, А.А. Бодалева,
5
И.А. Джидарьян, А.И. Донцова, Г.А. Ковалева, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева,
В.Н. Маркина, Л.А. Петровской, А.П. Федоркиной, Ю.А. Шерковина и др.
Значимыми для нашего исследования являются работы И.А. Атватера, Е.С. Жарикова, Ю.М. Жукова, Ю.К. Корнилова, П. Мицича, Н.Н. Обозова,
А.М. Омарова, А.Ю. Панасюка, в которых анализируются психологические аспекты управленческой деятельности руководителя.
Все большее внимание уделяется проблеме общения в акмеологической науке. Психолого-акмеологический анализ закономерностей и механизмов профессионализма общения представлен в работах К.А. Абульхановой,
О.С. Анисимова, А.А. Бодалева, А.С. Гусевой, А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина,
Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, И.Н. Семенова, Е.А. Яблоковой и др., общение в акмеологической науке рассматривается в контексте обеспечения продуктивности профессиональной деятельности и личностного развития субъекта этой деятельности, который вместе с тем выступает как субъект общения. Во множестве определений общения раскрывается его сущность через три наиболее общие категории. Это - «деятельность», «отношение», «отражение».
Для понимания сущности и содержания общения важен его анализ в контексте деятельности. Если деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром вещей, природы, то общение - это процесс взаимодействия людей друг с другом. Онтологической «клеточкой» понятия общения является непосредственное взаимодействие человека с человеком.
Профессиональная управленческая деятельность ввиду специфики ее объекта часто неразрывно связана с общением. В общении принято выделять три компонента: коммуникативный, интерактивный и перцептивный. В этих компонентах проявляется когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный), поведенческий или практический аспекты.
За последнее время вышло большое количество работ, в которых значительное место уделяется рассмотрению технологии общения, применяемых в различных сферах деятельности (это - труды А.С. Гусевой,
6
A. А. Деркача, Н.В. Кузьминой, Л.Г. Лаптева, А.К. Марковой,
B. Г. Михайловского, А.П. Ситникова); общению как эффективному способу развития профессионализма и повышения профессионального мастерства посвящены исследования С.А. Анисимова, В.Г. Зазыкина, О.И. Жданова, Е.А. Климова, Э.А. Манушина, А.Ю. Панасюка, С.И. Съедина; общение рассматривается как важный компонент педагогического процесса в работах
О.С. Анисимова, В.В. Петрусинского, И.Н. Семенова, А.П. Ситникова.
Несмотря на обилие точек зрения на особенности общения, его роль и значение как предмета акмеологического исследования недостаточно разработаны. Нуждаются в дальнейшей разработке технологии общения, направленные на решение специфических управленческих задач. Актуальна разработка методики и дидактики обучения кадров, формирования у них культуры общения.
Подводя итоги исследования, необходимо подчеркнуть, что общение является и специфической сферой индивидуального бытия человека, диалектически связанной с другими сферами его жизнедеятельности. Это процесс межличностного взаимодействия индивидов, условие возникновения и развития психолого-акмеологических явлений.
Общение - одна из базовых категорий социальной психологии. Наряду с материальной и духовной деятельностью, оно выступает стороной (формой) общественно-деятельностного освоения мира личностью. В этом процессе складываются, во-первых, социальная и психологическая структура личности, во-вторых, психологические особенности групп, коллективов и более широких общностей, в третьих, осуществляется согласование индивидуальных и групповых действий; в четвертых - передача социального опыта.
Сфера, способы и динамика общения определяются социальными функциями вступающих в него индивидов, их положением в системе общественных отношений, принадлежностью к той или иной социальной группе или более широкой общности, они регулируются социальными факторами, связанными с производством, обменом и потреблением, с отношением к собственности, а также сложившимися в обществе принципами, нормами и правилами.
Социальный смысл общения в том, что оно обеспечивает организацию людей для совместной деятельности, их взаимосвязи и взаимоотношения и является средством передачи форм культуры и общественного опыта.
В структуре общения можно выделить три взаимосвязанных стороны: интерактивную, перцептивную, коммуникативную.
Интерактивная сторона общения связана с выявлением специфики взаимоотношений между руководителем и подчиненными.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Перцептивная сторона общения включает в себя формирование образа другого
148
человека, что достигается «прочтением» его психологических свойств и особенностей поведения.
Наконец, коммуникативная сторона связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами.
Госслужащий в профессиональном общении должен сочетать все элементы структуры общения - выступать как источник информации, как человек, познающий другого человека или группу людей, как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений.
Таким образом, деловое общение госслужащего направлено, во-первых, на обеспечение эффективности развития в профессиональной деятельности; во-вторых, на создание возможностей для реализации материальных и моральных потребностей; в-третьих, на достижение организованности, сработанности, совместности, целостности, сплоченности, взаимозаменяемос¬ти, взаимовыручки в отношениях; в-четвертых, на функционирование здорового морально-психологического климата, способствующего духовному и профессиональному росту государственного служащего.
В свою очередь, важнейшими показателями эффективности делового общения государственного служащего является необходимость знания и учета социально-психологических характеристик коллектива, обеспечивающих ему стабильное функционирование и развитие, здоровый морально¬психологический климат. Такими жизненно важными факторами делового общения государственного служащего в профессиональной деятельности являются формирование и развитие межличностных отношений, навыков и умений для совместного принятия решений по повышению качества и эффективности работы, создание благоприятных условия для творческого развития личности и профессионального мастерства, сплоченности коллектива, создающихся на основе единства или близости представлений по существенно важным вопросам деятельности коллектива.
Реализация этих условий возможна при оптимальном выборе стиля руководства, создания постоянно действующей, высокопродуктивной
149
коммуникационной системы, обеспечивающей прямую и обратную связь по схемам «руководитель - коллектив - руководитель», «коллектив - руководитель - коллектив», способствует продвижению в решении проблем коллектива с использованием оптимальных средств, разумных затрат физических и духовных сил.
Логика исследования привела к выводу о том, что, как правило, дестабилизация в профессиональной деятельности связана в первую очередь с социально-психологическими факторами, поведением людей, хотя мы не сбрасываем со счетов и экономические причины в современной России. Такими дестабилизирующими социально-психологическими факторами являются:
- дисбаланс в действиях между руководителем и коллективом, между отдельно сложившимися группами, поведение которых определяет лидер;
- отсутствие навыков у руководителя по определению собственного стиля работы;
- неумение руководителя понять психологию как коллектива, так и конкретной личности и ее мотивов поведения, труда;
- ошибки руководителя по распределению результатов труда, сочетанию моральных и материальных стимулов;
- разночтение норм поведения руководителем членов коллектива и коллективом руководителя, стимулирующее появление чувства «несбывшихся надежд»;
- пренебрежительное отношение к обычаям, сложившимся в коллективе, национальным, религиозным традициям, нормам морали, и нарушение в этой связи межличностных отношений;
- отсутствие у членов трудового коллектива перспектив роста, достижения целей (материальной, профессиональной);
- слабое развитие коммуникационного общения, отсутствие информации о различных сторонах жизнедеятельности коллектива.
Причины нестабильности коллектива во многом зависят от профессиональных и социально-психологических знаний руководителя,
150
качества и эффективности его системы взаимоотношений, делового общения.
В этой связи в исследовании рассмотрены психолого-акмеологические особенности делового общения руководителя, предпринят анализ его видов, типов, констатируется, что общение является основой, на которой строится объединение говорящих, составляет содержание любых актов взаимосвязей. Его эффективность может быть достигнута, если есть сопоставимость и не всегда тождественность позиций, высокий профессионализм, коммуникабельность, способность внушать, заражать партнеров, вызывая чувство подражания. Для решения этих задач руководителю важно определить стратегию и тактику, цель, разработать систему вступления в контакт со слушателями и снятия психологических барьеров» использовать различные аналитические способы изучения членов коллектива (материальное положение, моральное самочувствие), повышать свой уровень знаний общей и социальной психологии в различных формах учебы.
Условием и необходимостью делового общения руководителя является соблюдение им правил коммуникативного этикета как определенного порядка обращения и представления, способа именования, выбора обращения.
В исследовании делается вывод о том, что потенциальные возможности человека в сотрудничестве зависят от умения руководителя организовать коллектив на решение конкретных задач как личным примером, так и посредством коммуникативных связей, степени овладения технологией делового общения.
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 334 с.
2. Абульханова К.А., Бодалев А.А., Деркач А.А., Кузьмина Н.В., Лаптев Л.Г. Акмеология вчера, сегодня, завтра //Практическая психология и психоанализ. -
1997. -№ 1.-С. 12-27.
3. Агеев B.C. Межтрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: МГУ, 1990. - 240 с.
4. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. - М., 1983. - 217 с.
5. Акмеология в системе деятельности государственных служащих. /Под общ. ред. Деркача А.А./ - РАГС, 1998. - 225 с.
6. Акмеология: Методология, методы и технологии./Под науч. ред.
А.А.Деркача/ - М.: РАГС, 1998. - 232 с.
7. Амонашвили Ш.А. Личность - гуманная основа педагогического мастерства.
- Минск: Высшая школа, 1990. - С.7-12.
8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. - 380 с.
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Изд-во ЛГУ, 1968. - 339 с.
10. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивные характеристика индивидуального развития человека // Вопросы психологии. - 1968. - № 2. - С.3-11.
11. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 1988. - 432 с.
12. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии (учебное пособие) - М.-Новгород., 1995. - 272 с.
13. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Мысль, 1986.- 158 с.
14. Атватер И. Я Вас слушаю... Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. - М.: Экономика, 1984. - 111с.
15. Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М.: Политиздат, 1980. - 368 с.
16. Барулин B.C. Диалектика сфер общественной жизни. - М.: МГУ, 1982. - 230 с.
17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986. - 193 с.
18. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1979. - 329 с.
19. Байер И.В., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления // Отв. ред. А.А.Деркач, Э.А.Манушин. - М.: РАГС, 1996.
154
20. Бернс Р. Развитие «Я» - концепция и воспитание: Пер. с англ. - М.: Прогрес,
1986. -С. 148-179.
21. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. - Л.: ЛГУ, 1970.-С. 40.
22. Бодалев А.А. Воспитание и понимание человека человеком. - М.: МГУ,
1982. -200 с.
23. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1995. - 272 с.
24. Бодалев А.А. Психология о личности. - М.: МГУ, 1988. - 178 с.
25. Бодалев А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. - М., 1993. - 31 с.
26. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск:
Наука, 1984. - 190 с.
27. Брудный А.А. Понимание и общение. - М.: Знание, 1989. - 64 с.
28. Брушлинский А.В., Поликарпова В.А. Мышление и общение. - Минск: Университетское, 1990. -212 с.
29. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль, 1978. - 216 с.
30. Буева Л.П. Общение. // Философский энциклопедический словарь/ Ред..: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-оглы, Л.Ф. Ильичев и др. М.: Сов. Энциклопедия,
1983. -С.433-454.
31. Буг Г.Я. Диалогика и творчество. - Рига: Авотс, 1985. - 318 с.
32. Власов Л.В., Сементовская В.Л. Деловое общение. - Л.: Лениздат, 1980. - 80 с.
33. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим. Очерки о человеческом общении.
- М.: Знание, 1990. - 238 с.
34. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя - практика: Пер. с англ. - М.: «Дело ЛТД», 1994. - 320 с.
35. Выготский С.Л. Проблемы развития психики / Под ред. А.М.Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 367 с.
36. Гальперин П.Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». - М.: Наука, 1965. - 290 с.
37. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: МГУ, 1987. - 174 с.
38. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. - М.: Просвещение, 1990.
- 190 с.
39. Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовой коллективе. - Л.: Лениздат,
155
1990. - 174 с.
40. Гуров Ю., Водолазская JL, Тягнов JL Трудовой коллектив: социологическое исследование. - Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1991. - 173 с.
41. Гусева А.С. Теоретико-методологические основы гуманитарно¬технологического развития госслужащих. Автореф.. дисс. докт. психол. наук. - М.: РАГС, 1997.-54 с.
42. Гусева А.С., Козлов В.В. Конфликт: структурный анализ. Консультативная помощь. Тренинг. - М.: РАГС, 1996. - 94с.
43. Гусева А.С., Деркач А.А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития госслужащих: теория, методология, практика (монография). - М.: Агенство «Квант», 1997. - 299 с.
44. Гусева А.С., Жданов О.Н., Козлов В.В., Яблокова Е.А. Психологические аспекты профессиональной адаптации в условиях рыночных отношений. //Банковское дело. - № 9, 1996.
45. Гусева А.С., Яблокова Е.А., Чоксум С.Р. Культура делового общения как условие профессиональной успешности управленческих кадров. - Якутск: Кудук, 2000.-48 с.
46. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. -
237 с.
47. Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика. - М.: Педагогика,
1991. -224 с.
48. Деркач А.А., Маркова А.К. Профессиограмма государственного служащего. Уч. пос. М.: РАГС, 1999.-93 с.
49. Деркач А.А. Социально-психологические исследования состояния готовности воспитателя к деятельности. // Актуальные проблемы социальной психологии. Кострома, 1986, ч. 3. - С.99-140.
50. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М.: РОУ, 1993. - 23 с.
51. Деркач А.А., Орбан JI.C. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М.: РАГС, 1995 -
206 с.
52. Дидактика средней школы /Под ред. М.И.Скаткина. - М.: Педагогика, 1983.
- 319 с.
53. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение, 1987. -207 с.
54. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: МГУ, 1984. - 207 с.
156
55. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология /Под ред. А.А.Леон-тьева. - М.: Высшая школа, 1980. - 224 с.
56. Дубровский Д.И. Проблема идеального. - М.: Мысль, 1983. - 228 с.
57. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.: ЛГУ» 1985.- 167 с.
58. Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. - Л.: ЛГУ, 1985. - 187 с.
59. Ерастов Н.П Психология общения, - Ярославль: ЯГУ, 1974. - С.69.
60. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд- воМГУ, 1980. - 112 с.
61. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. - М.: Знание, 1988. - 64 с.
62. Жуков Ю«М., Пилипейченко Ю.Г. Школа делового общения для менеджеров. - М.: Знание, РСФСР, 1989. - 29 с.
63. Зазыкин В.Г. Психология проницательности. Московский областной учебный центр «Нахабино», М., 1997. - 89 с.