ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКИХ НАРОДНЫХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК……………………6
1.1. Сущность понятия « читательская деятельность» младших школьников..6
1.2 Психологические возможности изучения русских народных волшебных сказок………………………………………………………………………….….11
1.3 Приёмы формирования читательской деятельности младших школьников при изучении русских народных волшебных сказок…………………….17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКИХ НАРОДНЫХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК……………………………………………….…….21
2.1. Диагностика уровня развития читательской деятельности младших школьников………………………………………………………………………21
2.2. Методические приемы развития читательской деятельности младших школьников при изучении русских народных волшебных сказок……………24
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования…….…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….36
ПРИЛОЖЕНИЯ
Литературное чтение является одним из главных предметов для изучения в начальной школе. По словам многих выдающихся отечественных учёных, педагогов, психологов, «чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение вводит «в память ученика литературный язык» (Н.И. Жинкин), развивает у ребенка «дар слова» (К.Д. Ушинский), его «судительные силы» (Ф.И. Буслаев). Чтение, – писал виднейший представитель отечественной методики начального обучения Н.Ф. Бунаков, – главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность».
С нашей точки зрения, уроки чтения должны стать уроками исследования литературных произведений, должны учить видеть литературный текст в оттенках, полутонах, самых необычных красках. Неслучайно во многих начальных образовательных учреждениях название предмета «чтение» правомерно заменено на «литературное чтение». Исходя из этого, расширяются целевые задачи: становится явно недостаточным требование к урокам чтения: формировать только умения осознанного, правильного, выразительного и беглого чтения, но следует знакомить учащихся и с литературоведческими понятиями, формировать у них читательские умения.
В современной методической литературе проблема формирования читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения ещё не нашла должного освещения.
Сказки выбраны в качестве опорного материала для основного исследования потому, что на их содержании проще всего начинать формирование читательских умений. Они просты по сюжету: сюжет сказки последователен, однолинеен, развивается вокруг главного героя; «герои сказки – внутренне статичные образы-типы – полностью зависят от своей сюжетной роли, раскрываются в действии; в них максимально используется время как художественный фактор; они обладают предельно ясной композицией, в которой развит принцип повтора и т.д.» Все это позволяет нам начать формирование основ читательских умений именно с изучения сказок как наиболее близких и понятных для детского восприятия.
«За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни - мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного жизненного опыта, отражают черты его повседневного быта и реальные человеческие отношения. В них дети впервые знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями, которые постоянно решают трудные задачи и побеждают враждебные народу силы».
Следует отметить, что народные сказки занимают незначительное место в современных программах начальной школы, хотя они содержат значительный потенциал для развития литературоведческих умений.
Как показывает практика, работа по изучению сказок в современной начальной школе зачастую проходит однопланово, без учета литературоведческой специфики этого жанра. Результатом подобной работы является то, что младшие школьники усваивают не глубину содержания «сказочного мира», не его метафоричность и не скрытый в ней нравственный и социальный смысл, а лишь фабулу, которую они чаще всего буквально соотносят с реальной действительностью.
Актуальной для современного этапа развития методики начального образования является и проблема формирования читательской деятельности младших школьников, и проблема формирования читательской деятельности младших школьников при изучении народных волшебных сказок.
Объект исследования: процесс обучения литературному чтению в начальной школе.
Предмет исследования – условия формирования читательской деятельности младших школьников при изучении русских народных волшебных сказок.
Цель исследования: выявить условия формирования читательской деятельности младших школьников при изучении русских народных волшебных сказок.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность понятия «читательская деятельность» младших школьников.
2. Выявить психологические возможности изучения русских народных волшебных сказок
3. Проанализировать приёмы формирования читательской деятельности младших школьников при изучении русских народных волшебных сказок
3. Провести опытно-экспериментальное исследование процесса формирования читательской деятельности младших школьников при изучении русских народных волшебных сказок.
Гипотеза: мы предполагаем, что в младшем школьном возрасте изучение русских народных волшебных сказок является эффективным средством формирования читательской деятельности младших школьников.
Практическая база исследования: МОУ СОШ №17. Контингент – учащиеся 3 класса в составе - 21 ученик, разделенный на две группы: экспериментальную и контрольную.
Выполнению поставленных задач способствуют следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся и процессом овладения читательской деятельностью.
Чтение - уникальный инструмент для ознакомления студентов с художественной и научно-популярной литературой. Уроки литературного чтения должны стать уроками изучения литературных произведений, их следует научить видеть литературный текст в оттенках, полутонах и самых необычных цветах.
В современных начальных школах расширяются целевые задачи обучения чтению, учащихся следует вводить в литературные понятия и формировать читательскую деятельность.
Самый простой способ формирования читательской деятельности - начать изучение народных сказок, так как они содержат значительный потенциал для развития этих навыков. В народных сказках младшие школьники впервые знакомятся с множеством увлекательных историй, богатым поэтическим языком и активными персонажами.
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, мы установили, что проблема формирования читательской деятельности при изучении русских народных сказок у младших школьников на уроках чтения еще недостаточно развита.
В наших исследованиях мы подробно описываем методы анализа литературного произведения, такие как анализ композиции, анализ стиля и анализ образа персонажа. Мы пришли к выводу, что мы учим с помощью различных методов к анализу одного текста русской народной сказки в начальной школе младших школьников обращать внимание на текст задания, обращая внимание на все детали, которые играют определенную роль в развитии сюжета, языка текста и его визуального средства и т. д. Все это способствует формированию активности чтения младшего школьника.
Для выявления уровней сформированности читательской деятельности у учащихся третьего класса был проведен констатирующий срез. Констатирующий срез включал в себя следующие приемы и упражнения: словесное рисование, анализ иллюстрации, составление плана текста, подбор синонимов с обоснованием авторского выбора, письменные ответы на вопросы и самостоятельную постановку вопросов к тексту произведения. Результаты показали, что большинство учащихся не способны полноценно воспринимать художественное произведение. С целью повышения уровней сформированности читательской деятельности посредством использования различных методов и приемов, упражнений, был проведен формирующий эксперимент.
Результаты после проведения формирующего эксперимента дали положительные результаты. 70% учащихся экспериментального класса и 54,6% учащихся контрольного класса поднялись до высокого уровня. 45,4% учащихся контрольного класса, находившихся на уровне выше среднего, среднем, низком, не поднялись в своем развитии на более высокий уровень. Таким образом, динамика сформированности читательской деятельности показала, что учащиеся экспериментальной группы достигли желаемого уровня и могут адекватно воспринимают изобразительно – выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, освоили композицию произведения, могут увидеть авторскую позицию и освоить идею произведения. Сравнение результатов первого и второго срезов доказывает, что применение различных приемов и методов на уроках чтения и на внеклассном чтении взятыми за основу в данном исследовании, способствует повышению уровней сформированности читательской деятельности у младших школьников.
Таким образом, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего определенной начитанностью, нравственно – эстетическим, художественным, эмоциональным развитием.
Сравнение результатов первого и третьего этапов эксперимента доказывает, что методика изучения сказки, взятая за основу в данном исследовании, способствует повышению уровня развития читательской деятельности младших школьников при изучении русских народных волшебных сказок. Таким образом, цель работы - выявить условия формирования читательской деятельности младших школьников при изучении русских народных волшебных сказок, достигнута. Гипотеза о том, что в младшем школьном возрасте изучение русских народных волшебных сказок является эффективным средством формирования читательской деятельности младших школьников исследования, доказана.
1. Арефьева, О.М. К проблеме формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста [Текст] / О.М. Арефьева // Нач. образование. – 2010. - № 3. – С. 24 – 29.
2. Богданова, О.Ю. Методика преподавания литературы/ О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; Под ред. О.Ю. Богдановой. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2000. – 400с.
3. Бородина В.А., Бородин С.М. Технологии читательского развития. Летняя школа чтения / Бородина В.А., Бородин С.М. // Школьная библиотека. – 2010. - № 3-4. –17-18 с., 104–112 с.
4. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения. М.П. Воющина //Начальная школа. /– 2009. — №5. — С. 16-20.
5. Галактионова Т. Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования. СПБ, 2008. 432 с.
6. Григорьева, Е. Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению / Е. Ю. Григорьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 7 (30). — Т. 2. — С. 86-90. — URL: https://moluch.ru/archive/30/3487/ (дата обращения: 12.09.2020).
7. Гриценко З.А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений / З.А. Гриценко. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 224 с.
8. Гусакова О.Я. Методика работы с текстом. / О.Я.Гусакова // Начальная школа. — 2003. — №10. — С. 65-69.
9. Долян Е. И. Оценка сформированности коммуникативных универсальных учебных действий // Начальная школа. – 2014 - №12. – с. 15 – 18
10. Запятая, О. Коммуникативные умения как компонент содержания образования [Текст] // Сельская школа. – 2006. - № 6. – С. 70 – 79.
11. Ефросинина А.А. О литературном чтении в начальной школе. /А.А.Ефросинина // Начальная школа. — 2004. — №1. — С. 76-84.
12. Зуева Т. В. Волшебная сказка / Т.В. Зуева — М.: Просвещение, 2002. — 264 с.
13. Зуева, А.Г. Система сказочных сюжетов русских волшебных сказок. К вопросу об изучении сказки в школе // Литература в школе. - М., 2007. - №3.
14. Избранные педагогические сочинения (комплект из 2 книг) / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 2012.
15. Калёнкина, Н. А. Способы обучения чтению / Н. А. Калёнкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 558-560. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38555/ (дата обращения: 10.11.2020).
16. Киракосян, К. Э. Традиционное использование русской народной сказки в воспитании детей / К. Э. Киракосян, Т. М. Савенко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6864/ (дата обращения: 10.11.2020).
17. Кислицина, Е. В. Упражнения по развитию навыка чтения [Текст] / Е. В. Кислицина // Начальная школа. – 2003. - №6. – С. 47 - 52
18. Ковтун, Т. В. Влияние сказок на формирование личности младшего школьника на уроках чтения / Т. В. Ковтун. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 171-174. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6250/ (дата обращения: 10.11.2020).
19. Коконова, Е. А. Внеклассное чтение: выявление уровня «читательской грамотности» младших школьников / Е. А. Коконова, Т. А. Коконова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 476-480. — URL: https://moluch.ru/archive/94/20933/ (дата обращения: 10.11.2020).
20. Колганова Н.Е. Преемственность детского чтения: переход от дошкольного образования к обучению в начальной общеобразовательной школе // Реализация требований ФГТ и ФГОС НОО нового поколения как условие совершенствования системы дошкольного и общего образования: мат-лы Всерос. науч. –практ. конф. Уфа: Изд- во ИРО РБ, -2012. С. 141-144, 153.
21. Корепова К. Е.Русская волшебная сказка / К.Е. Корепова — Москва: изд-во гос. универ., 2012.— 364 с.
22. Кубасова О.В. Литературное чтение. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 3 частях. Часть 2. / О.В. Кубасова. - 10-е изд. перераб. и допол. - Смоленск: Ассоциация XXI века, 2011. - 176 с.: ил.
23. Кубасова О.В. Любимые страницы. Учебник для 3 класса по литературному чтению. В 3 частях. Часть 1. - Смоленск: Ассоциация XXI века, 2003. - 176 с.: ил.
24. Кубасова О. В. Учимся читать: пособие для учителя. Методические рекомендации по литературному чтению к учебнику «Любимые страницы» для начальной школы 2 – 4 классы. – Смоленск Ассоциация 21 век, 2001
25. Лутовинова, Е.Н Психологические аспекты концепта «герой русской волшебной сказки». - Калугово, 2006.
26. Манжосова, В. В. Специфика использования современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе в контексте ФГОС НОО / В. В. Манжосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 248-250. — URL: https://moluch.ru/archive/277/62615/ (дата обращения: 12.09.2020).
27. Матвеева, С. И. Проблемы формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения [Текст] / С. И. Матвеева // Начальная школа. – 2000. - №11. – С. 14 - 18
28. Матвеева Е.И. Литературное чтение: Учебник для 2 класса четырёхлетней школы (Система Д.Б. Эльконина / В.В. Давыдова): В 2-х кн. Книга 1. Каким бывает слово? - М.: Вита-Пресс, 2001. - 144 с.: ил.
29. Матвеева Е.И. Литературное чтение: Учебник для 2 класса четырёхлетней школы (Система Д.Б. Эльконина / В.В. Давыдова): В 2-х кн. Книга 2. Слово в сказке - М.: Вита-Пресс, 2001. - 160 с.: ил.
30. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4е изд., доп. – М. : Российская академия наук ; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М., 2010. – С.7.
31. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Метод. пособ. для учителя. / М.И. Оморокова – 2-е изд., испр. и доп. – М. – 2001. 46 с.
32. Решетникова, С. В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов [Текст] / С. В. Решетникова // Начальная школа. – 2006. - №2. – С. 61 – 65.
33. Сосновская О.В. Теория литературы и практика читательской деятельности: учебник для высш.учеб.заведений / О.В. Сосновская, Academia, 2008. – 112 с.
34. Стрекалова, С. М. Речевое развитие детей в начальной школе посредством волшебных сказок / С. М. Стрекалова, И. Ш. Ибрагимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 561-563. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70954/ (дата обращения: 10.11.2020).
35. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/В.А.Сухомлинский - Мн.: Народная асвета, 1981 - 287с.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011
37. Филина О.В. Современный школьный комментарий к художественным произведениям в аспекте формирования языковой личности / О.В. Филина // Русская литература в формировании современной языковой личности СПб, 2007 С.98-101
38. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа,2005. - 405 с.(5-е издание, М.: издательский центр «Академия»,2009)
39. Чикишева, О.В. Проблема формирования интереса к чтению у младших школьников: теоретический аспект исследования [Текст] / О.В. Чикишева // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2015. – № 1. – С. 116-120.
40. Чуракова Н.А., Карпеева И.В. Литературное чтение. 1-4 классы. Примерная рабочая программа // Академкнига / Учебник, 2016.