Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВНОГО АНАЛИЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Работа №70326

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2016
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
242
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования навыка мотивного
анализа у младших школьников в процессе изучения художественных произведений
1.1. Понятие и сущность мотива и мотивного анализа 7
1.2. Методика формирования навыка мотивного анализа
у младших школьников 18
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию навыка мотивного анализа в процессе изучения художественных произведений 27
2.1. Педагогический опыт использования мотивного анализа при изучении художественных произведений в школьной практике 27
2.2. Экспериментальная работа по формированию навыка мотивного анализа у младших школьников в процессе изучения художественных произведений
Заключение 66
Библиографический список 69
Приложения 75

Современная система образования кардинально меняет компоненты, определяющие состояние образовательного пространства, проектирует и внедряет новые педагогические технологии, адекватные задачам развития школьника. В этой связи изменяются требования к работе учителя - от умения транслировать и формировать программный объем знаний к умениям решать творческие задачи, развивать способности к самореализации - возрастает необходимость овладения учителем современными образовательными технологиями. Изменения, происходящие в системе образования, прямым образом связаны с учебными программами по различным учебным дисциплинам.
Специфика введения новых образовательных технологий и стратегий в область литературной подготовки учащихся состоит и в том, что, несмотря на достаточно универсальный характер современных образовательных технологий, новая образовательная ситуация не отрицает традиционной ступени методики образования и требует интегрированного подхода в процессе их реализации.
В связи с этим проблема интеграции аналитических технологий постижения текста, адекватных специфике художественного произведения русской литературы, остается до сегодняшнего дня нерешенной. Школьное начальное образование ставит перед теорией и методикой обучения литературе сложную универсальную задачу: требуемые технологии должны быть направлены на формирование компетентного читателя, способного понимать, воспринимать и интерпретировать текст художественной литературы. Их конечным результатом должно стать развитие, в первую очередь, читательских и текстовых компетенций обучаемого, выработке и актуализации эстетического чувства, художественного вкуса, способности воспринимать произведение литературы во всей его смысловой и художественной полноте, а также развитию личностных качеств обучаемого - воображения, образного мышления, творческих способностей.
Формированию компетентного читателя-школьника, способного пони-мать, воспринимать и интерпретировать текст художественной литературы будут способствовать новые технологии, одним из которых является мотивный анализ. Всем этим обусловливается актуальность нашего исследования.
Исходя из вышесказанного, была выбрана тема исследования: «Формирование навыка мотивного анализа у младших школьников в процессе изучения художественных произведений».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования навыка мотивного анализа у младших школьников в процессе изучения художественных произведений.
Объект исследования: процесс изучения художественных произведений младшими школьниками.
Предмет исследования: педагогические условия формирования навыка мотивного анализа у младших школьников в процессе изучения художественных произведений.
Гипотеза исследования: формирование навыка мотивного анализа у младших школьников в процессе изучения художественных произведений будет эффективным, если:
1) учитываются возрастные особенности восприятия художественных произведений и основные этапы работы с ними установленные в методической литературе;
2) отбираются приемы для работы с текстом в соответствии с жанром изучаемого произведения и программными требованиями.
3) учащиеся формулируют идею произведения и выражают собственное отношение к прочитанному.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования и установить степень ее разработанности.
2. Изучить педагогический опыт по проблеме исследования.
3. Организовать экспериментальную работу по предмету исследования в начальных классах.
Методы исследования. Изучение теории вопроса, изучение педагогического опыта, эксперимент, моделирование учебного процесса, изучение продуктов деятельности учащихся, количественная и качественная обработка результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. В исследовании приняли участие ученики ЧОУ «Православная гимназия во имя святых Мефодия и Кирилла г. Белгорода». Общее число испытуемых составило 21 человек (из них 10 мальчиков и 11 девочек).
Практическая значимость работы состоит в разработке и апробации педагогических условий эффективного формирования навыка мотивного анализа у младших школьников в процессе изучения художественных произведений.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, представлен научный аппарат: разработана проблема, определены цели, задачи, объект и предмет исследования, представлена формулировка гипотезы, в соответствии с которой были намечены основные направления практического исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования навыка мотивного анализа у младших школьников в процессе изучения художественных произведений» раскрывается сущность понятий «мотив» и «мотивный анализ», рассматривается проблема формирования навыка мотивного анализа у младших школьников с точки зрения педагогики, теоретически обоснованы педагогические условия формирования навыка мотивного анализа у младших школьников в процессе изучения художественных произведений.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию навыка мотивного анализа в процессе изучения художественных произведений» представлен анализ передового педагогического опыта по проблеме исследования, разработана методика формирования мотивного анализа у младших школьников в процессе изучения художественных произведений, проведен анализ эффективности предложенной методики.
В заключении содержатся выводы и обобщения по результатам проведения выпускной квалификационной работы.
Библиографический список включает 51 источник.
Работа расположена на 87 страницах.
В приложении представлено описание диагностик формирования навыка мотивного анализа у младших школьников в процессе изучения художественных произведений на констатирующем и на контрольном этапе исследования. Материалы формирующего этапа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день уже на стадии начального образования школьников педагоги прибегают к мотивному анализу художественных текстов. Понимание младшими школьниками мотивов поведения литературных персонажей имеют значительное воспитательное значение, а также позволяют развивать мышление, логику, речь, формирует собственное мнение у детей.
В связи с этим в данной выпускной квалификационной работе особое внимание было уделено изучению теоретических аспектов мотивного анализа в начальной школе, а также экспериментальной работе в рамках данной темы. Раскрыв содержание данных вопросов, были решены основные задачи, постав-ленные в начале работы.
Изучив теоретические основы мотивного анализа в начальной школе, было выявлено:
- в основе мотивного анализа лежит понятие мотив. Мотив как феномен повествования является предметом специальных научных исследований, он рассматривается с различных точек зрения. Однако, любой мотив носит образный характер. В том или ином художественном произведении он приобретает индивидуальный характер.
- суть мотивного анализа состоит в том, что за единицу анализа берутся не традиционные термы - слова, предложения, а мотивы, основным свойством которых является то, что они, будучи кросс-уровневыми единицами, повторяются, варьируясь и переплетаясь с другими мотивами, в тексте.
- процесс мотивного анализа в начальной школе начинается с осмысления поступков героев, изображенных в произведении. Знакомясь с содержанием рассказа, младший школьник сопоставляет, сравнивает различные поступки персонажей и вычленяет те из них, которые позволяют судить о мотивах, абстрагируясь от всего второстепенного и случайного в поведении действующих лиц.
Анализ педагогического опыта показал, что методика формирования навыков мотивного анализа литературного текста является многоэтапным процессом. Это связано с тем, что для подготовки учеников к мотивному анализу текста необходимо: установить контакт с учениками; выявить и проанализировать их личные качества и знания, учитывая их достоинства и недостатки выработать методику по их устранению или минимизации; определить методику по формирования навыков мотивного анализа на уроках литературного чтения.
Проанализировав педагогический опыт, мы пришли к выводу, что наиболее эффективной методикой формирования навыка мотивного анализа для младших школьников является работа с кумулятивными сказками, предложенной Л.Е. Стрельцова и Н.Д. Тамарченко.
В ходе исследования была проведена работа с учащимися 1-го класса по выявлению уровня сформированности навыка мотивного анализа, а также по формирования данного навыка на основе работы с кумулятивными сказками. Для того, чтобы боле точно определить уровень навыков мотивного анализа у учащихся, а также определить наиболее эффективную методику по формированию навыков мотивного анализа учеников младших классов на уроках литературного чтения была проведена серия уроков.
Констатирующий этап исследования показал низкий уровень правильных ответов при работе с кумулятивными сказками по методике Л.Е. Стрельцовой. Поэтому целесообразно было проведение дальнейшей работы по формирования навыка мотивного анализа на основе работы с кумулятивными сказками.
На контрольном этапе были получены следующие данные:
- количество учащихся с высоким уровнем сформированности познавательных универсальных учебных действий увеличилось на 19,05%;
- количество учащихся с низким уровнем сформированности познавательных универсальных учебных действий уменьшилось на 23,81%;
- количество учащихся, имеющих средний уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий, повысилось на 4,76%.
Следовательно, проведение уроков, направленных на работу с кумулятивными сказками оказал положительно влияние на изменение правильного восприятия сюжета и понимания структуры построения сказок.



1. Амроян И.Ф. Современные судьбы произведений детского фольклора, имеющих традиционную цепевидную композицию / И.Ф. Амроян. - Атриум. Серия Филология, 1997. - С.18-24.
2. Арзамасцева И.Н. Детская литература : учебник для студентов вузов, обуч. по спец. «Педагогика и методика начального образования» и направ. подготовки «Педагогика» / И.Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. - 7-е изд., стер.
- М. : Академия, 2011. - 576 с.
3. Борисова В.В. Малая проза Ф.М. Достоевского / В. В. Борисова. - Вестн. Башкир. гос. пед. ун-та: Уфа, 2011. - 144 с.
4. Борисова В.В. Христианская дилогия Ф.М. Достоевского / В.В. Борисова. Вестн. Башкир. гос. пед. ун-та: Уфа, 2012. - 147 с.
5. Веселовский А.Н. Поэзия чувства и «сердечного воображения» / А.Н. Веселовский (1838-1906); Науч. ред., предисл., пер. А.Е. Махова; Худож. Л.Е. Каирский. - М. : INtRADA, 1999. - 448 с.
6. Ведерникова Н.М. Мотив и сюжет волшебной сказки / Н.М. Ведерникова // Филологические науки. - 1970. - № 2. - С. 58-65.
7. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы / Б.М. Гаспаров. - М.: Академия, 1995. - 412 с.
8. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: Учебное пособие для студентов вузов, обуч. по спец.: «Русский язык и литература», «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования», «Педагогика и методика начального образования» / З.А. Гриценко. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2011. - 314 с.
9. Дирксен Дж. Искусство обучать: как сделать любое обучение не-скучным и эффективным / Дирксен Джули ; пер. с англ. О. Долговой. - 2-е изд.
- М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 276 с.
10. Захаров В.Н. Символика христианского календаря в произведениях Достоевского / В.Н. Захаров - Петрозаводск, 2010. - 121 с.
11. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / З.И. Васильева. - 6-е изд., перераб. - М.: Академия, 2011. - 432 с.
12. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. (ОПД.Ф.02 «Педагогика») / Г.М. Коджаспирова. - М.: КноРус, 2010. - 744 с.
13. Корепанова М.В. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология» / Корепанова Марина Васильевна, Гончарова Ольга Витальевна, Лавринец Ирина Александровна; рец.: А.Г. Гогоберидзе и др. - М.: Академия, 2010. - 240 с.
14. Кубасова О. В. Литературное чтение : учебник для 4 класса обще-образовательных организаций : в 4 ч. ч. 1 / О. В. Кубасова. - 11-е изд. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2014. - 192 с.
15. Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе / В.А. Лазарева. - 3-е изд., до- полн. - М.: Институт инновации в образовании им. Л.В. Занкова: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. - 96 с.
16. Левинтон Г.А. К проблеме изучения повествовательного фольклора / Г.А. Левингтон // Типологические исследования по фольклору. - М., 1975. - С. 307-308.
17. Лойтер С.М. О жанровой специфике кумулятивной сказки. // Проблемы изучения русского устного народного творчества: Республиканский сборник. Вып.6. - М.: МОГПИ им. Н.К.Крупской, 1979. - С.18-28.
18. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику: Психо-диагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике / Н.П. Локалова. - М. : Ось-89, 2010. - 234 с.
19. Лотман Ю.М. О русской литературе: История русской прозы. Теория литературы / Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство-СПБ, 1997. - 846 с.
20. Лакоценина Т.П. Современный урок, Альтернативные уроки, часть 4 / Т.П. Лакоценина, Е.Е. Алимова, Л. М. Оганезова. - Ростов н/Д. : Учитель, 2007. - 240 с.
21. Макисмова А.А. Мотивный анализ как способ развития воображения читателя // Взаимодействие вуза и школы в преподавании отечественной литературы: Художественный текст как предмет изучения в школе и вузе Материалы V всероссийской научно-практической конференции. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. - 2013. - С. 103-108.
22. Мелетинский Е.М. Структурно-типологическое изучение сказки. // Пропп В.Я. Морфология сказки. Изд. 2-е. - М., Главная редакция восточной литературы изд-ва "Наука", 1969. - С. 134-166.
23. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Педагогика» / под ред. М.П. Воющиной. - М.: Академия, 2010. - 285 с.
24. Народные русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева. Вступит. статья и словарь малоупотреб. и обл. слов В.П. Аникина. - М.: Худож. лит., 1979. - 348 с.
25. Нестандартные уроки: пособие для учителей, студентов педагогических специальностей и других педагогических работников / авт.-сост.: А.Р. Борисевич, В.Н. Пунчик, В.А. Макаренко. - Минск: Красико-Принт, 2011. - 176 с.
26. Образовательно-инновационные технологии: теория и практика: монография для преподавателей, научных работников, практиков. кн. 16 / под общ. ред. О.И. Кирикова ; И.В. Абрамова и др. - М.: Наука; Воронеж: ВГПУ, 2013. - 162 с.
27. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. - М.: Сфера, 2012. - 238 с.
28. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология» и «Педагогика» / А.П. Панфилова. - М.: Академия, 2013. - 192 с.
29. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / авт.-сост.: М.В. Буланова-Топоркова и др.; под общ. ред. В.С. Кукушкина ; рец.: Т.Д. Молодцова, И.А. Цатурова. - 2-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: МарТ, 2012. - 336 с.
30. Плотникова Е.Б. Воспитывающее обучение: учебное пособие для студентов вузов / Е.Б. Плотникова. - М.: Академия, 2013. - 176 с.
31. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов вузов / Е.В. Полат, М.Ю. Бухаркина. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2012. - 366 с.
32. Попов В.А. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / В.А. Попов; под ред. В.А. Сластенина; ред.: Э.В. Онищенко. М.М. Плоткин. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2012. - 208 с.
33. Примерные программы начального общего образования: в 2 ч. ч. 1. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 317 с.
34. Программы четырехлетней начальной школы / авт.-сост. Р.Г. Чуракова; Проект «Перспективная начальная школа». - 4-е изд., испр. - М.: Академкнига/Учебник, 2013. - 197 с.
35. Пропп В.Я. Морфология сказки / В.Я. Пропп. - Ленинград: ACA-DEMIA, 1928. - 149 с.
36. Пропп В.Я. Кумулятивная сказка / В.Я. Пропп, Фольклор и действительность: Избранные статьи, - М.: Наука, 1976. - С. 241-257.
37. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов, бакалавров / под ред. П.И. Пидкасистого; Б.З. Вульфов и др. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2010. - 715 с.
38. Путилов Б.Н. Веселовский и проблемы фольклорного мотива / Б.Н. Путилов. СПб.: Питер, 1992. - 79 с.
39. Ромм Т.А. История социальной педагогики: учебное пособие для студентов, обучающихся по спец. 31300 «Социальная педагогика» / Т.А. Ромм. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 352 с.
40. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования / Т.В. Рыжкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007, - 416.
41. Самыгин С.И. Педагогика: для студентов вузов / С.И. Самыгин, А.Т. Латышева, А.Сущенко. - 4-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 156 с.
42. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» / ред.: Л.О. Савчук, О.П. Москвина. - 3-е изд., дораб. и доп. - М.: Вента- на-Граф, 2011. - 165 с.
43. Силантьев И.В. Мотивный анализ как область предметно-методологической интеграции школьных дисциплин литературы и русского языка / И.В. Силантьев // Педагогические заметки. - 2011. - №4. - С. 25-57.
44. Силантьев И.В. Поэтика мотива / И.В. Силантьев. - М.: Языки славянской культуры, 2010. - 296 с.
45. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 030900 «Дошкольная педагогика и психология» / Е.О. Смирнова. - 3-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2010. - 299 с.30. Современный педагог: издание адресовано педагогам-предметникам, а также аспирантам, магистрантам и студентам педагогических вузов / авт.-сост.: Е.П. Семёнова, В.Н. Пунчик. - Минск: Красико-Принт, 2009. - 173 с.
46. Современная начальная школа: теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Хасавюрт, 16-17 мая 2012 года / Дагестанский гос. пед. ун-т; под ред.: М.С. Сулейманова и др. - Хасавюрт: Б.И., 2012. - 317 с.
47. Стрельцова Л.Е. Мастерская слова / Л.Е. Стрельцова, Н.Д. Тамарченко. - М.: ЮВЕНТА, 2001. - 143.
48. Сухаревская Е.Ю. Интегрированное обучение в начальной школе: Пособие для учителей / Е.Ю. Сухаревскаяю - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 350 с.
49. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие / Вступ. статья Н.Д. Тамарченко; Комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 334 с.
50. Тюпа В.И. Словарь мотивов как научная проблема / В.И. Тюпа, Е.К. Ромодановская. Новосибирск: Арта, 1996. - 192 с.
51. Шатин Ю.В. Мотив и контекст / Ю.В. Шатин. Новосибирск: Арта, 1995. - 203 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ