Введение
§ 1. История становления психологии высшей школы
§ 2. Современное состояние психологии высшей школы
§ 3. Тенденции развития психологии высшей школы
Заключение
Библиографический список
Психологию по праву можно считать такой гуманитарной наукой, которая распространяется на абсолютное большинство сфер жизнедеятельности человека, в том числе, на сферу образования. Среди научных дисциплин и всей системы подготовки специалистов с высшим образованием важное место принадлежит психологии высшей школы. Научное содержание этой дисциплины на сегодняшний день признаётся не просто желательным, но и необходимым компонентом теоретической и практической подготовки преподавательского и административного состава организаций высшего профессионального образования.
Это обусловлено, прежде всего, целевыми ориентирами современного высшего образования в Росси, среди которых на первом месте – подготовка разносторонне развитых специалистов, способных осуществлять свою деятельность на высоком уровне профессионализма в сочетании с устойчивой активной гражданской позицией.
Соответственно, во главу угла ставится человек с его способностями и дарованиями, как главная производительная сила и ценность общества, способная приносить этому обществу пользу и содействовать его развитию. В свою очередь, человек, наделённый определёнными способностями и внутренними ресурсами, находится в центре области исследований психологии. Это означает, что подключение психологии к решению задач высшего образования, её вклад в научное обоснование воспитания студентов высшей школы, в изучение особенностей деятельности субъектов образовательного процесса в высшей школе может существенно продвинуть вперёд решение проблемы поиска путей и условий повышения эффективности и качества подготовки специалистов.
Анализ литературных источников, посвящённых вопросам теории и практики психологии высшей школы позволяет констатировать наличие противоречия между очевидной и не вызывающей сомнений необходимостью дальнейшего развития этой научной дисциплины и явной недостаточностью сведений об истории становления психологии высшей школы, прогнозах её дальнейшего развития. Такое противоречие обусловливает актуальность темы настоящего исследования и его проблематику, концентрирующуюся вокруг расширения границ существующих представлений по указанным выше вопросам.
Целью настоящего исследования является обобщение и систематизация научных данных об истории становления психологии высшей школы, современном состоянии и тенденциях её развития.
В качестве объекта исследования выступает психология высшей школы как научная дисциплина.
Предметом исследования являются сведения о прошлом, настоящем и прогнозируемом будущем психологии высшей школы.
Достижение поставленной цели предполагает последовательное решение следующих задач:
1) Изучить историю становления психологии высшей школы как научной дисциплины;
2) Охарактеризовать современное состояние психологии высшей школы как научной дисциплины;
3) Описать тенденции развития психологии высшей школы как научной дисциплины.
В процессе выполнения работы применялись общетеоретические методы исследования (анализ, синтез, обобщение, систематизация).
Структура исследования определяется поставленными задачами и состоит из введения, основной части, включающей три параграфа, заключения, библиографического списка.
Целью проведённого теоретического исследования являлось обобщение и систематизация научных данных об истории становления психологии высшей школы, современном состоянии и тенденциях её развития.
Основы психологии высшей школы зародились вместе со становлением педагогики и психологии как самостоятельных наук. Этот этап был посвящен таким вопросам как: связь развития, обучения и воспитания; творческая активность обучаемого, способности ученика и их развитие, роль личности преподавателя, организация обучения и многие другие. К концу XIX века взаимосвязь педагогики и психологии оформилась в педагогическую психологию как отдельную отрасль гуманитарного знания, находящуюся на стыке двух образующих её наук и активно применяющую достижения смежных наук.
С конца XIX до середины ХХ века, когда начала интенсивно развиваться экспериментальная психология, а в педагогике появилось множество различных авторских педагогических концепций, педагогическая психология, а, значит, и психология высшей школы, перешли на новый этап своего развития.
Психология высшей школы, как условно самостоятельная отрасль психологической науки, оформилась сравнительно недавно, и главная её особенность заключается в синтезировании ею достижений педагогической, социальной, возрастной психологии, психологии труда и других областей психологического знания. Применительно к ВУЗу, по своему содержанию психология высшей школы является педагогической психологией.
Основными задачами современной психологии высшей школы являются: участие в разработке обобщённой модели современного специалиста с высшим образованием; аналитическая деятельность в направлении исследования деятельности субъектов образовательного процесса в ВУЗе с целью выявления психологических предпосылок повышения эффективности процессов обучения и воспитания студентов; изучение психологических особенностей современного студенческого коллектива, его влияния на различные виды деятельности студентов; выявление закономерностей формирования личности будущего специалиста с высшим образованием с учётом профиля его профессиональной подготовки и значимых социально-демографических характеристик; решение проблемы психологической готовности студентов к работе по специальности после завершения обучения в ВУЗе; изучение личностных особенностей преподавателя ВУЗа, содержания и специфики его труда в условиях изменения требований к процессуальной и результативной сторонам образования, психологических аспектов профессиональной самореализации и совершенствования педагогического мастерства; исследование проблемы профессиональной ориентации абитуриентов и их отбора в ВУЗы; исследование особенностей адаптации выпускников школы в ВУЗах разного профиля; анализ особенностей адаптации выпускников ВУЗа к условиям реальной трудовой деятельности, поиск эффективных инструментов управления адаптационным процессом, моделирование прогноза протекания адаптационного процесса.
Тенденции развития психологии высшей школы согласуются с тенденциями развития системы образования – переход от знаниевой парадигмы к компетентностной, приоритет активных форм и методов обучения и др. В качестве наиболее ярко проявляющейся тенденции выступает тенденция популяризации психологических знаний, которая происходит не только из тенденций развития системы образования, но и из ведущих тенденций развития современного российского общества – демократизации и гуманизации.
1. Афонин Н.Д. Психология и педагогика высшей школы: учебное пособие / Н.Д. Афонин, В.А. Смирнов. – Королев: МО, МГОТУ, 2017. – 253 с.
2. Леоненко Н.О. История психологии: учебное пособие.– Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2013. – 132 с.
3. Охременко И.В. Психология и педагогика высшей школы. – М.: Юрайт, 2018. – 412 с.
4. Педагогика и психология высшей школы: современное состояние и перспективы развития: Сборник материалов Международной научной конференции (05-06 июня 2014 г., г. Москва) / Сост. О.А. Косинова; под ред. В.А. Ситарова. – М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2014. – 211 с.
5. Педагогика и психология: перспективы развития: Сборник материалов Международной научно-практической конференции (09 августа 2019 г., г. Чебоксары) / Под ред. О.Н. Широкова. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. – 132 с.
6. Психология и педагогика высшей школы: краткий курс лекций для аспирантов, магистров, слушателей системы повышения квалификации и преподавателей / Сост. И.В. Рыжкова, Н.А. Щербакова. – Саратов: ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ», 2013. – 41 с.
7. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 304 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. – М.: ФИРО, 2019. – 27 с.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ.
10. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. – М.: Логос, 2012. – 448 с.