Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОЧИМИ КАДРАМИ СТРОИТЕЛЬСТВА УССУРИЙСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ (1891 - 1897 ГГ.)

Работа №75598

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
205
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Подготовительный этап строительства Транссибирской железнодорожной магистрали 10
1.1. Историческая обусловленность строительства Транссибирской
магистрали и её первые проекты 10
1.2. Правительственные решения 1880-х - 1890-х гг. по строительству
Транссибирской магистрали 15
Глава 2. Характеристика основных групп рабочих строительства
Уссурийского участка Транссиба 20
2.1. Вольнонаемные рабочие 21
2.2. Работники по принуждению 26
2.3. Законодательно-правовое регулирование труда рабочих на
строительстве Уссурийского участка Транссиба 30
Глава 3. Положение рабочих на строительстве Уссурийского участка
Транссибирской магистрали 36
3.1. Продолжительность рабочего дня и условия труда 36
3.2. Жилищные условия и организация питания 39
3.3. Заработная плата 43
3.4. Несчастные случаи 46
Заключение
Список источников и литературы 54

Актуальность темы. В мировой истории существует не так много сооружений, которые по своему размеру и величию могут сравниться с Транссибирской магистралью. Для осуществления этого грандиозного проекта потребовалось немало инженеров, техников и рабочих. В суровых климатических условиях они проложили железную дорогу в достаточно сжатые сроки, проявив высокую стойкость и мужество. История решения кадрового вопроса при строительстве Транссибирской магистрали - достаточно обширная тема. Поэтому в нашем исследовании мы решили ограничиться лишь теми, кто непосредственно вынес на себе все тяготы строительства, а именно простыми рабочими. Проблема является актуальной, так как опыт организации работ большого масштаба и привлечения рабочих различных категорий будет полезен и в современное время.
Решение кадрового вопроса напрямую зависело от планов строительства, географических и климатических условий, близости к населенным пунктам, торговым и миграционным путям. Эти факторы определяли контингент трудящихся на строительстве, поэтому так важно рассмотреть проектные предложения, поступавшие царскому правительству.
Степень изученности темы. Вопросу строительства Транссибирской магистрали посвящено достаточно много исследовательских работ. В их числе прослеживаются труды непосредственно по истории строительства магистрали, её отдельных участков и о роли конкретных личностей (инженеров или правительственных кругов) в сооружении Транссиба. Однако истории решения рабочего вопроса при сооружении железной дороги уделяется значительно меньше внимания в исследовательской литературе.
Отечественную историографию проблемы можно разделить по хронологическому принципу на три периода: дореволюционный (1890 - 1917 гг.), советский (1917 - 1991 гг.) и современный. В данном случае уместно будет использовать именно хронологический подход для освещения степени изученности темы, поскольку наше проблемное поле достаточно узко и специальных исследований по решению рабочего вопроса недостаточно, чтобы выделять их в отдельную классификацию.
Труды дореволюционных авторов вызывают определенный интерес, так как они были написаны либо непосредственно во время грандиозного строительства, либо немного позже, отразив общественные настроения непосредственно касающихся вопросов сооружения магистрали. Эти исследования в основном являются своеобразными попытками обобщения текущего материала.
Дореволюционный период историографии представлен историческим очерком С.В. Саблера и И.В. Сосновского, который был издан к 10-летию создания Комитета Сибирской железной дороги. В основу Очерка авторы положили официальные источники, которые дают представления о первых проектах строительных работ, некоторые сведения очевидцев сооружения магистрали. В то же время Саблер и Сосновский акцентируют внимание на трудностях, возникавших во время осуществления проекта. В целом данный труд сложно считать научным исследованием, тем не менее, некоторые его положения представляют для историков несомненный интерес.
В советский период прослеживается научный подход к изучению истории строительства Транссибирской магистрали. Стоит отметить, что историки начинают активно исследовать проблему строительства Транссиба лишь с середины ХХ в. Огромную значимость представляет монография В.Ф. Борзунова «Пролетариат Сибири и Дальнего Востока накануне первой русской революции 1891 - 1904 гг.». Это единственный труд, в котором подробно освещена тема обеспечения рабочей силой Транссибирской магистрали, представлены сведения по быту, условиям труда и зарплате строителей. Автор осуществляет системный анализ привлечения различных категорий рабочих на всех участках магистрали, и на основе такой ячейки общества как строители-железнодорожники попытался показать историю становления борьбы пролетариата за свои права. Борзунов считает, что в условиях жесткой эксплуатации при строительстве магистрали появилась довольно организованная группа «эксплутационников», которые сыграли огромную роль в «боях» русской революции.
Определённый интерес представляют работы Д.В. Залужной и А.М. Соловьевой, в которых освещается история строительства Транссибирской магистрали. Конец советской эпохи также представлен рядом исследовательских работ по данной проблеме. Истории Великого Сибирского пути уделял внимание В.П. Калиничев. Все перечисленные авторы в своих исследованиях делали акцент именно на ходе строительства, не достаточно освещая рабочий вопрос, обращая внимание на жесткую эксплуатацию рабочих и злоупотребления руководителей строительных работ.
Главная заслуга историков советского периода, писавших о строительстве Транссибирской магистрали, состоит в том, что именно они поставили данное исследование на научную основу. С другой стороны, следует не упускать из виду тот факт, что давление известных догм не позволяло ученым на этом этапе воссоздать объективную картину, беспристрастно оценив политику правительства в вопросе сооружения железнодорожных линий в Сибири и решения кадрового вопроса на строительстве участков.
Рассматривая работы постсоветского периода, прежде всего необходимо выделить работу Л.И. Галлямовой «Рабочие Дальнего Востока во второй половине XIX - начале ХХ вв.». Говоря о железнодорожных рабочих, автор обращает внимание на «обслуживающем» персонале уже построенного участка. В целом, данная монография помогает нам представить конкретный образ рабочих Дальнего Востока.
Стоит отметить, что в современной историографии отсутствуют обобщающие труды, как по истории сооружения магистрали, так и по истории рабочему вопросу. Если историки советского периода делали акцент преимущественно на экономическом значении Великого Сибирского пути, то современные авторы указывают на стратегическое значение железной дороги, как на главный фактор. На данном аспекте акцентировали своё внимание исследователи А.А. Тимофеев, Л.Б. Ус. Заметный интерес современные учёные проявляют к определённым категориям рабочих, участвующих в строительстве магистрали, речь идёт преимущественно о каторжниках и солдатах. Их история участия в строительном процессе Уссурийского участка отражена наиболее полно.
Таким образом, проблема обеспечения рабочей силой Уссурийского участка Транссиба и вопросы быта трудящихся на современном этапе являются малоизученными. Комплексное исследование по данной проблеме с точки зрения современных подходов отсутствует.
Целью данной выпускной квалификационной работы является проследить историю решения рабочего вопроса при строительстве Уссурийского участка Транссибирской магистрали.
Данная цель определила постановку конкретных исследовательских задач:
1. Определить историческую обусловленность строительства Транссибирской магистрали;
2. Проанализировать проекты строительства Великого Сибирского пути, представленные правительству;
3. Выявить группы рабочих и их специфические особенности;
4. Изучить условия труда и быта рабочих разных категорий;
Объектом данного исследования является история решения кадрового вопроса в строительстве Уссурийского участка Транссибирской магистрали.
Предметом исследования являются рабочие строительства Уссурийского участка Транссиба, условия их труда и быта. Также в предметное поле исследования включаются проектные разработки по сооружению магистрали.
Территориальные рамки исследования определяются Уссурийским участком Транссибирской магистрали, т.е. от города Владивостока до города Хабаровска.
Хронологические рамки исследования определяются временем строительства Уссурийского участка Транссиба - 1891 - 1897 гг.
Источниковая база исследования представлена достаточно широким спектром опубликованных и неопубликованных источников.
Группу неопубликованных источников составляют материалы фондов РГИА ДВ: Ф.1272 «Смотритель Хабаровской ссыльнокаторжной железнодорожной команды г. Хабаровск» и Ф.1538 «Заведующий каторжными ссыльнопоселенческими командами при постройке Уссурийской железной дороги г. Хабаровск». В представленных фондах также содержатся различные рапорты, приказы, телеграммы, списки, копии протоколов, касающиеся именно строителей-арестантов Северно-Уссурийского участка Транссиба.
Огромную значимость для исследования представляет Сборник документов и материалов на основе фондов РГИА ДВ «Заветная мечта императора. К 120-летию начала строительства Уссурийской железной дороги». Источники в данной подборке можно разделить на несколько категорий. Во-первых, это законодательные акты. Примером документов данной группы является высочайшее положение о привлечении ссыльнокаторжных к постройке дороги . Во-вторых, отметим делопроизводственную документацию, которая представлена в виде отчетов о постройке. Данные источники позволяют судить о численности рабочих в определенные периоды строительства и о выделяемом финансировании. В сборнике также представлены различные телеграммы, из которых мы можем узнать о начале строительного сезона, о возникающих трудностях, несчастных случаях при работе.
Для изучения законодательного регулирования труда рабочих на государственном уровне огромную значимость имеют нормативно-правовые акты, представленные в «Полном собрании законов Российской империи». В выпускной квалификационной работе были проанализированы три документа: Высочайшие утверждения «О занятии арестантов работами и о распределении получаемых от сего доходов», «Об образовании «Жандармского Полицейского Управления Уссурийской железной дороги» и утверждения штата его» и «Положение о найме на сельские работы»
Представленные группы источников позволили решить поставленные исследовательские задачи.
Методологической основой работы являются историко-генетический и сравнительно-исторический методы. С помощью историко-генетического метода удалось выявить характерные черты решения кадрового вопроса при строительстве Уссурийского участка Транссибирской магистрали на протяжении 1891-1897 гг. Используя сравнительно-исторический метод, мы выявили особенности данного процесса, смогли сделать выводы и обобщить сведения, полученные в ходе работы над ВКР.
Использование этих методов позволили рассмотреть проблему в закономерном историческом развития и изменчивости, объективно оценить исторические факты и события, а также сделать соответствующие выводы.
Структура работы: исследование состоит из введения, трёх глав (в первой два параграфа, во второй - три, в третьей - четыре), заключения и списка использованных источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Транссибирская магистраль - это грандиозный проект, оказавший огромное влияние на экономическое и культурное развитие Сибири и Дальнего Востока. Строительство Великого Сибирского пути явилось результатом промышленного переворота, и было обусловлено экономическими и военно-стратегическими факторами.
Первые предложения по сооружению Транссиба были выдвинуты ещё в 1837 г. инженером Богдановым. Идея о проведении железнодорожных линий в Сибири вызвала широкий общественный резонанс. Магнаты сибирских трактов и некоторые крупные промышленники активно высказывали своё несогласие, отмечая, что железные дороги в Сибири не нужны, писали о бесперспективности и бесполезности данного строительства. Однако другая часть общественности, напротив, поддерживала перспективную идею возведения железнодорожных линий в столь отдалённом и слаборазвитом регионе. Представители наиболее инициативной части общества являлись авторами множества проектов строительства Транссибирской магистрали, которые отправляли имперскому правительству, но все они были отклонены.
Уже в 1880-х гг. правительство начинает разрабатывать основные концепции строительства Великого Сибирского пути. Учитывая огромное политическое, экономическое и военно-стратегическое значение железной дороги, главным пунктом выработанного проекта строительства стал отказ от российского и иностранного частного капиталов и признание необходимости сооружать путь на государственные средства.
Кадровый вопрос стал одним из наиболее острых в рамках столь масштабного строительства. Малонаселенность Дальнего Востока и Приамурского края, в частности, не позволяла обеспечить стройку квалифицированными рабочими, а транспортировка этих рабочих в столь отдаленный регион была весьма затратным мероприятием. Поэтому для осуществления проекта приходилось использовать принудительный труд, а также труд жителей соседних государств - Северного Китая (Маньчжурии), Кореи и Японии. Всех рабочих занятых в строительстве Уссурийского участка Транссиба можно разделить на две большие группы: вольные работники и работники по принуждению.
Группа вольнонаёмных рабочих была представлена двумя категориями: русские и иностранцы. При строительстве Уссурийского участка Транссиба вольнонаёмные русские рабочие были задействованы в ограниченном количестве. В свою очередь, так называемые, «инородцы» составили самую многочисленную группу вольнонаёмных рабочих. Группы вольнонаёмных рабочих, как русских, так и иностранных, оказались нестабильным элементом на стройке. Часто они покидали свои рабочие места в поисках большего заработка и более комфортных условий. Таким образом, мы можем сделать вывод, что использование труда вольнонаёмных рабочих в целом было малопродуктивно. Именно это и послужило причиной использования принудительного труда.
Работники по принуждению были представлены войсковыми подразделениями (нижние чины) и арестантами Сахалинской каторги. Воинский контингент оказался самой выгодной категорией трудящихся, солдаты безукоризненно выполняли все поставленные задачи от ломки камня до укладки железного пути. Одним из «поставщиков» рабочих стала Сахалинская каторга. Каторжанам поручали самые сложные задачи, от которых они не могли отказаться в силу своего положения. Ссыльнокаторжные и ссыльнопоселенцы были наиболее не дисциплинированной группой на строительстве: они часто убегали с мест работ и устраивали пьянки, которые нередко заканчивались драками и дебошем. Результатом использования данной категории трудящихся на Уссурийском участке стала разработка «Временных правил для привлечения арестантов и ссыльных из разных категорий на работы по постройке среднего участка Сибирской железной дороги» от 7 мая 1894 г.
При строительстве Транссибирской магистрали отсутствовало специальное трудовое законодательство, регулирующее положение рабочих. Это приводило к фактическому бесправию по отношению к наемным рабочим и произволу подрядчиков в применении их труда. Условия труда и быта рабочих при строительстве Уссурийского участка Транссибирской магистрали были организованы неудовлетворительно: недостаток питания, высокая эксплуатация, низкая заработная плата, несоблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Все это во многом являлось причинами различных заболеваний и физического истощения рабочих. В целом, отмеченные тенденции характерны не только для Уссурийского участка, но и для всей Транссибирской магистрали.
Таким образом, при строительстве Уссурийского участка Транссиба наблюдался достаточно «пёстрый» состав неквалифицированных рабочих элементов. Несмотря на многочисленные проблемы, опыт организации работ на сооружении Уссурийской железной дороги в отдалённом, малонаселённом крае с тяжелейшими природно-климатическими условиями на рубеже XIX - XX вв. нужно признать удачным.



Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ)
1. Ф. 1272. Смотритель Хабаровской ссыльнокаторжной железнодорожной команды г. Хабаровск.
Оп. 1. Д. 8.
2. Ф. 1538. Заведующий каторжными ссыльнопоселенческими командами при постройке Уссурийской железной дороги г. Хабаровск.
Оп. 1. Д. 13, 90, 91, 93, 109.
Опубликованные источники
1. Заветная мечта императора. К 120-летию начала строительства Уссурийской железной дороги. Документы и материалы. - Владивосток: Дальнаука, 2011.
- 156 с.
2. О занятии арестантов работами и о распределении получаемых от сего доходов [Электронный ресурс] // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3. Т. VI. СПб., 1886. - С. 8 - 11. - № 3447. Режим доступа: http://nlr.ru/e-res/law r/search.php(дата обращения: 28.04.2018).
3. Положение о найме на сельские работы [Электронный ресурс] // Полное
собрание законов Российской империи. Собр. 3. Т. VI. СПб., 1886. - С. 292 - 301. - № 3803. Режим доступа:http://nlr.ru/e-res/law r/search.php(дата
обращения: 28.04.2018).
4. Об образовании «Жандармского Полицейского Управления Уссурийской железной дороги» и утверждения штата его [Электронный ресурс] // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3. Т. XIII. СПб., 1893. - С. 133.
- № 9446. Режим доступа:http://nlr.ru/e-
es/law r/search.php?regim=4&page=133&part=1618 (дата обращения:
11. 05.2018).
Монографии
1. Аджиев, М.Э. Транссибы: история и проблемы / М.Э. Аджиев. - М.: Знание, 1988. - 63 + [1] c.: ил.
2. Борзунов, В.Ф. Пролетариат Сибири и Дальнего Востока накануне первой русской революции (по материалам строительства Транссибирской магистрали 1891 - 1904 гг.) / В.Ф. Борзунов. - М.: Наука, 1965. - 199 с.
3. Галлямова, Л.И. Рабочие Дальнего Востока во второй половине XIX - начале ХХ в. / Л.И. Галлямова - Владивосток: Дальнаука, 2000. - 222 с.
4. Буркова, В.Ф. Дальневосточная магистраль России/ В.Ф. Буркова, В.Ф. Зуев - Хабаровск: Частная коллекция, 1977. - 352 с.
5. Залужная, Д.В. Транссибирская магистраль: Ее прошлое и настоящее / Д.В. Залужная. - М.: Мысль, 1980. - 287 с.
6. История железнодорожного транспорта России. В 2 т. Т. 1: 1836 - 1917 гг./ Е.Я. Красковский, М. М. Уздин. - СПб, 1994. - 336 с.
7. История Сибири: с древнейших времён до наших дней: в 5 т. - Л., Наука, 1968. Т.3: Сибирь в эпоху капитализма/ отв. ред. Тома Ф. А. Кудрявцев. - С. 175-180.
8. Калиничев, В. П. Великий Сибирский путь. / В. П. Калиничев. - М.: Транспорт, 1991. - 247 с.
9. Ковальчук, М.А. Государственно-правовое регулирование деятельности железнодорожного транспорта России (1836-1917) / М.А. Ковальчук. - Хабаровск, 2007. - 99 с.: ил.
10. Саблер, С.В. Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем / С.В. Саблер, И.В. Сосновский. - СПб.: Б.и., 1903. - 365 с.
11. Соловьёва, А.М. Железнодорожный транспорт России во второй половине XIX в. / А.М. Соловьёва. - М.: Наука, 1975. - 275 с.
Научные статьи
1. Г аллямова, Л.И. Урбанизация Дальнего Востока России во второй половине XIX - начале ХХ в (основные этапы и особенности) / Л.И. Галлямова // Дальневосточный город в контексте освоения Тихоокеанской России: сб. науч. тр.- Владивосток: ООО «Рея», 2014. - С. 52-59.
2. Зензинов, Н.А. Великий Сибирский железнодорожный путь / Н.А. Зензинов // Ж.-д. трансп. - 2001. - № 7. - С.26-37.
3. Илларионов, А.А. Исторический опыт государственно-частного партнёрства в транспортном освоении Приморья (на примере сооружения Уссурийской железной дороги) / А.А. Илларионов // Ойкумена. - 2014. - № 2. - С.51-60.
4. Канн, С.К. Военно-политические аспекты сооружения Сибирской железной дороги (конец XIX - начало ХХ в.) / С.К. Канн // Сибирь и войны XIX - ХХ веков: сб. мат. всерос. науч. конф. - Новосибирск: Параллель; Институт истории СО РАН, 2014. - С. 5-14.
5. Канн, С.К. С.Ю. Витте и создание Комитета Сибирской железной дороги / С.К. Канн // Вопросы истории Сибири XX века: Межвуз. сб. науч. тр.- Новосибирск: НГУ, 2008. - №8. - С.13-22.
6. Кораблин, К.К. Исторический опыт пенитенциарной колонизации восточных окраин России (вторая половина XIX - начало ХХ в.) / К.К. Кораблин, С.М. Дударёнок // Владивосток - точка возвращения: прошлое и настоящее русской эмиграции: мат-лы Второй междунар. Науч. конф. (Владивосток, 12¬14 октября 2016 г.). - Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2017. - С. 291¬304.
7. Кораблин, К.К. Каторжане на строительстве Транссиба / К.К. Кораблин // Россия и АТР. - 2005. - № 1. - С.48-53
8. Сенин, А.С. "Русскую землю свяжет железный путь" / А.С. Сенин // Инженер. - 2001. - № 9. - С.18-22.
9. Тимофеев, А.А. Роль Транссиба в государственной миграционной политике России (1891 - 1914 гг.) / А.А. Тимофеев // Вест. ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2017. - т. 17, № 3. - С. 57-63.
10. Тимофеев, А.А. Роль Транссиба в мобилизации ресурсов России для ведения мировых войн / А.А. Тимофеев // Вест. ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2016. - т. 16, № 1. - С. 41-47.
11. Ус, Л.Б. Деятельность Комитета Сибирской железной дороги по обеспечению строительства Транссиба трудовыми ресурсами / Л. Б. Ус // Вестник НГУ. Серия: История, филология. - Новосибирск, 2006. - Т. 5 Вып. 1 - С. 51-56.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ