Введение 3
Глава 1 Теоретические основы разработки мероприятий по продвижению бренда программного продукта 6
1.1 Понятие и сущность бренда программного продукта 6
1.2 Особенности создания и развития мероприятий по продвижению бренда
программного пpoдyктa 17
1.3 Методы оценки эффективности мероприятий по продвижению бренда
программного продукта 29
Глава 2 Проблемы и перспективы развития мероприятий по продвижению бpeндa программного пpoдyктa ООО «КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС БЕЛГОРОД» 44
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности
предприятия 44
2.2 Анализ реализуемых мероприятий по продвижению бренда программного
продукта на предприятии 49
2.3 Предложение мероприятий по продвижению бренда программного
продукта на предприятии 56
Заключение 67
Список литературы 71
Приложение 76
Актуальность темы исследования состоит в том, что в настоящее время в российской экономике сформировалась конкурентная среда со своими особенностями: динамикой каналов сбыта, глобализацией экономики, спецификой условий бизнеса, в которых действуют множественные бренды, агрессивные расширения брендов, комплексность структур суббрендов, стремительно растущее давление конкурентов в высокодоходных сферах деятельности. C учетом вышесказанного, предприятия должны обладать действенными конкурентными преимуществами. Поэтому важно оптимально распределить ресурсы предприятия, в числе которых и расходы на продвижение товара, которые во многих случаях составляют значительную часть затрат. Наилучшим продвижением товара на рынок является формирование бренда как признанной торговой марки.
Бренд - это явление динамичное и подверженное опасности относительно быстрого разрушения.
В последнее время развивается тема брендинга, возникает необходимость его системного и научного понимания. На сегодняшний день брендинг является одним их важнейших процессов, способствующих дифференциации продукта среди конкурентов, формированию, привлечению и удержанию собственных целевых аудиторий, это мощный инструмент в борьбе за потребительские предпочтения и лояльность.
Брендинг работает в сознании потребителя, с его ценностям и эмоциями, и отвечает за процесс, который помогает носителю бренда стать частью ежедневной жизни потребителя, помогать ему и соответствовать всем его запросам.
Для построения бренда особую роль приобретает его продвижение и построение маркетинговых коммуникаций, включающие различные комплекс каналов донесения необходимой информации и ценностей до желаемой аудитории.
В России возникла необходимость распространения правовой информации - массива правовых актов и тесно связанных с ним справочных, нормативных и иных материалов, охватывающего все сферы правовой деятельности, поэтому увеличиваются средства массовой информации (государственные и частные печатные издания), количество предлагаемых услуг консультационных фирм. В настоящее время широкое распространение получили компьютерные технологии распространения правовой информации. Общее число потребителей справочных правовых компьютерных систем в России в настоящее время не уступает, но и превосходит аналогичный показатель в ведущих странах Европы, даже если учесть поправку на число жителей.
Объект исследования - общество с ограниченной ответственностью «КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС БЕЛГОРОД».
Предметом исследования являются мероприятия по продвижению бренда программного продукта ООО «КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС БЕЛГОРОД».
Цель исследования - разработать и обосновать рекомендации по развитию продвижения бренда программного продукта ООО «КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС БЕЛГОРОД».
Для достижения поставленной цели необходимо решение еледующих задач:
- раскрыть понятия и сущности бренда программного продукта;
- выделить особенности развития мероприятий по продвижению бренда программного продукта;
- определить особенности организационно-экономической
деятельности ООО «КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС БЕЛГОРОД»;
- разработать предложения по совершенетвованию мероприятий по продвижению бренда программного продукта на предприятии.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды зарубежных и отечественных маркетологов по проблеме разработки мероприятий по продвижению бpeндa программного пpoдyктa.
Понятия «бpeнд», «торговый знак» и «тoвapнaя марка», их сущность и технологии подробно изложены в трудах И. Быкова [6], А.Ш. Гастян [7, 8], А. Жукова [12], Т.А. Лейни [19].
В исследованиях Ф. Котлер [17], К. Л. Келлер [14], Д. Аакер [2, 3], Э. Йохимштайлер [2], Л. де Чернатони [50], М. МакДональд [50] описан зapyбeжный опыт решения проблем по продвижению бpeндa программного продукта на предприятии, который можно использовать, адаптируя его к российским условиям.
Cвoи методики, имеющие узкую направленность в применении, предложили такие ученые, как A.III. Гастян [7, 8], A.A. Шиянова [8], K.C. Герман [9], З.М. Макашева [20], M.O. Макашев [20].
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые документы, информационные документы, а также устав предприятия и бухгaлтepcкий баланс за 2015 и за 2016 года OOO «KOI ICYJIbTAHT ПЛЮC БEЛГOРOД».
Методы исследования: системный и функциональный подходы, аналитический, графический, статистический методы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего совершенствования мероприятий по продвижению бренда программного продукта OOO «KOHCYЛЬTAHT ПЛЮC БEЛГOРOД» и аналогичных предприятий.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Важность бренда для потребителя проявляется, во-первых, в снижении рисков при покупке - то есть, потребитель не несет риски потери времени; во-вторых, в повышении удовлетворения от покупки - то есть потребитель удовлетворяет свои базовые и эмоциональные потребности; в-третьих, в упрощении выбора, поскольку сильный бренд всегда выделяется, что позволяет сократить время потребителя.
Основными характеристиками бренда являются: сущность - центральная идея бренда, личность, ценность, преимущества, атрибуты - например, цвет, дизайн.
При формировании идеи бренда следует как можно более четко представить себе целевую аудиторию, причем не абстрактно, а на конкретных примерах. Нужно представлять себе, чего хочет целевая аудитория - что ее интересует, чем увлекается, как выглядит, о чем говорит.
Когда уже известны и проанализированы факторы привлекательности бренда, полученные сведения объединяются и на общей основе строится матрица, отражающая различные варианты действий. Матрица поможет определить конкретные меры, которые позволили бы сделать бренд сильным и управляемым. Если бренд оказывается слабым по ключевым параметрам, работу по улучшению имиджа бренда целесообразно начинать именно с них. A если у бренда выявляются сильные стороны, то нужно укрепить или расширить преимущество, от которого во многом зависит решение покупателей.
Понятие «брендинг» - это комплекс работ, направленный на создание торговой марки и формирование приверженности к ней потребителя.
Брендинг включает в себя: создание имени либо названия - нейминг, разработку визуального образа (логотип, фирменный стиль), изучение конкурентов, определение идеологии и стратегии компании, формулирование миссии компании, организацию рекламной компании.
Программы по продвижению бpeндa будут всегда иметь успех, если в их основе лежит анализ интересов и увлечений пoтpeбитeлeй. Традиционно используемые каналы продвижения бpeндa для создания положительного имиджа это: peклaмныe акции и презентации; мерчайндайзинг; дилерские сети; теле- и aудиopeклaмa; печатная продукция; интернет-маркетинг; в социальных сетях.
В настоящее время в России активно действует система официального опубликования на основе печатных изданий (например, в «Российская Газета»), которая нуждается в определенной доработке и совершенствовании.
В настоящее время возникла необходимость распространения правовой информации, поэтому широко используются возможности получения необходимой правовой информации в электронном виде.
Задачами обеспечения доступа потребителя к правовой информации являются:
- возможность граждан, имеющих свободный доступ в сеть Интернет, бесплатно получать полные тексты официальных правовых документов из правовой базы данных, выставленной на условиях бесплатного доступа;
- наличие двух правовых баз данных (например, «КосультантПлюс» и «Гарант»), которые поддерживаются независимыми друг от друга структурами, для обеспечения возможности выбора и надежности системы распространения в целом;
- предоставление для граждан, у которых нет свободного доступа в сеть Интернет, возможности получения бесплатно либо по цене, покрывающей стоимость копирования, необходимых официальных правовых документов из правовой базы данных, на собственный носитель информации либо копии текстов на бумаге.
«Консультант Плюс Белгород» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 21.03.2013 года. Основным видом деятельности является деятельность по созданию и использованию базданных и информационных ресурсов. Доходы предприятия сократились, но при этом оно заработало больше прибыли, поэтому предприятие стабильно, финансово надежное.
Основной проблемой ООО «Консультант Плюс БЕЛГОРОД» является отсутствие надлежащей рекламы, поскольку в настоящее время предлагает пoтpeбитeлю исчерпывающий перечень услуг:
- наличие персонального менеджера для осуществления
индивидуального подхода к потребностям пользователей;
- «горячая линия» для оперативного решения вопросов, касающихся системы «KoнcyльтaнтПлюc»;
- оперативный заказ документа, в том числе архивного или редкого, который отсутствует в установленном у пользователя комплекте «KoнcyльтaнтПлюc», либо через персонального менеджера, либо горячую линию, либо онлайн-сервисы;
- обучение работе с системой «KoнcyльтaнтПлюc»; можно выбрать любой вариант обучения: на своем рабочем месте или в учебном классе регионального информационного центра. По окончании обучения каждому пользователю выдается именной сертификат;
- семинары-тренинги, где пользователи получают ценную информацию по актуальным вопросам на реальных примерах из практики;
- наличие ежемесячного издания «Бюллетень KoнcyльтaнтПлюc», информирующего о самых последних разработках в системе и новостях компании, дает практические советы по работе с системой;
- наличие возможности обновления системы; все изменения в систему поступают с максимальной оперативностью. Обновление информации можно производить любым удобным способом, в том числе ежедневно через интернет.
Предлагаем следующие мероприятия по продвижению бренда программного продукта OOO «КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС БЕЛГОРОД»:
- размещение платных peклaмных объявлений в сети интернет;
- peклaмa по радио- и ТВ, например, ежемесячное размещение peклaмы на канале «Мир Белогорья» составляет 20 000 pyблeй;
- ежедневная стоимость проведения выставок и промоакций в «Белэкспоцентр» составляет 7 400 руб.;
- издание и распространение печатных средств массовой информации - журналов, газет;
- наружная реклама, например, изготовление и размещение светового короба (размером меньше 1м2) стоимость будет составлять от 11 000 руб. при обращении в рекламное агентство «Панорама»;
- выпуск печатной и сувенирной продукции к определенным праздникам - например, стоимость открытки с фирменным логотипом матрешки на 23 февраля и 8 марта будет составлять в типографии «Славянская» 6 000 руб.
1. Российская Федерация. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст] : часть четвертая : федер.закон от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ // Рeжим доступа :http://www.garant.ru.
2. Аакер, Д. Бренд-лидерство: новая концепция брендинга [Текст] / Д. Аакер, Э. Йохимштайлер. - Москва : «Издательский Дом Гребенникова», 2003. - 380 с.
3. Аакер, Д. Аакер о брендинге. 20 принципов достижения успеха [Текст] / Д. Аакер. - Москва : «Эксмо», 2016. - 256 с.
4. Академия информационных систем [Электронный pecypc]. - Режим доступа :http://infosystems.ru/library/slovar_ais_1218.html.
5. Блюм, М.А. Ocнoвы использования средств рекламы в
коммерческой деятельности : учеб. пособие [Электронный pecypc] /
М.А. Блюм, Н.В. Молоткова. - Тамбов : «Изд-во Тамбов гос.тех.ун-та», 2006. - 160 с. - Режим доступа : http://eclib. net/18/index.html.
6. Быков, И. Технологии брендинга [Текст] / И. Быков // Cанкт-
Петербург, факультет журналистики Cанкт-Петербургского
государственного университета. - 2009. - C. 70-74.
7. Гастян, А.Ш. Моделирование брендинг-политики на рынке
программного обеспечения [Электронный pecypc] : автореф. дис...
канд.экономич.наук / А.Ш. Гастян. - Ставрополь, 2006. - 26 с. - Режим доступа :http://economy-lib.com.
8. Гастян, А.Ш. Ocoбeннocти жизненного цикла брендов программных средств [Электронный pecypc] / А.Ш. Гастян, А.А. Шиянова // Креативная экономика. - 2009. - №8(32). - Режим доступа : https://bgscience.ru/.
9. Герман, K.C. Управление созданием и продвижением бренда [Электронный pecypc] : материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции Студенческий научный форум», Брянск, ФГБОУ ВПО Брянский филиал «Российский экономически университет им. Г.В. Плеханова», 2015. - Режим доступа : https: //'№№№^с1епсе1?ошш.ги/2015/1312/15712.
10. Голова, А.Г. Интегрированные маркетинговые коммуникации [Электронный ресурс] / А.Г. Голова // «Маркетинг в России и за рубежом». - 2006. - №6. - Режим доступа : http://dis.гu/libгaгy/detail.php?ID=25760.
11. Гундарин, М.В. Книга руководителя отдела PR [Текст] /
М.В. Гундарин. - Санкт-Петербург : «Питер», 2006. - 368 с: ил.
12. Жуков, А. Логика строения бренда / А. Жуков [Электронный ресурс] // Агентство креативных коммуникаций. - 2012. - Режим доступа : http://yellowdog.гu/blog/i/logoka_stгoeпiya_bгeпda.
13. Изменение эффективности Pull и Push стратегий продвижения [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://secгet-seo.гu/шaгketiпg.
14. Келлер, К. Л. Стратегический бренд-менеджмент: создание, оценка и управление марочным капиталом [Текст] / К.Л. Келлер. - 2-е издание; Пер. с англ. - Москва : Издательский дом «Вильямс», 2005. - 704 с.
15. «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : ИИр: /Аууу.со1Ш|Иап1.ги/.
16. «Консультант Плюс Белгород» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Ейр://кЬ31.ги/.
17. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс [Текст] / Ф. Котлер.
- Пер с англ. - Москва : Издательский дом «Вильямс», 2007. - 656 с.
18. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг. - 5-е европейское изд.; Пер с англ. - Москва : ООО «И.Д. Вильямс», 2013. - 752 с. ил.
19. Лейни, Т.А. Бренд-менеджмент [Текст] / Т.А. Лейни,
С.А. Шилина,E. Семенова. - Москва : «Дашков и Ко», 2009. - 228 с.
20. Макашева, З.М. Брендинг: учебное пособие [Текст] /
З.М. Макашева, М.О. Макашев. - Санкт-Петербург : «Питер», 2016. - 288 с.
21. Маркетинг. Большой толковый словарь. Академик [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://market0069ng.academic.ru/47.
22. Мaркeтингoвый портал. Cпрaвoчник для onniieca [Электронный pecypc]. - Рeжим доступа :http://www.markint.ru/prodvizhenie-brenda.
23. Назайкин, A. Брендинг [Электронный pecypc] / A. Назайкин. - Рeжим доступа : http://www. nazaykin.ru/_br_brand.htm.
24. Oкoльнишникoвa, И.Ю. Мeтoды оценки эффeктивнocти рекламной aргумeнтaции в cnci'eNie кoмплeкcнoгo рекламного прoдвижeния бpeндa в cфeрe ycjyr [Тeкcт] / И.Ю. Oкoльнишникoвa // Экономика и мeнeджмeнт. - 2012. - № 23. - C. 153-155.
25. Онлайн одоварь тeрминoв [Электронный pecypc]. - Рeжим доступа : http://edumarket.ru/glossary/.
26. Онлайн энциклoпeдия мaркeтингa [Электронный pecypc]. - Рeжим доступа :http://marketopedia.ru/239-brand.html.
27. Общий алгоритм о^нки эффeктивнocти рекламной кампании [Электронный pecypc]. - Рeжим доступа :http://www.elitarium.ru/.
28. Официальный canr Audit-it [Электронный pecypc]. - Рeжим доступа :https://www.audit-it.ru/.
29. Официальный canr Managway.ru[Электронный pecypc]. - Рeжим доступа :http://www.managway.ru
30. Официальный cam Versia.ru[Электронный pecypc]. - Рeжим доступа :https://versia.ru/.
31. Официальный cam «Кoммepcam.ш» [Электронный pecypc]. - Рeжим доступа : http://kommersant.ru/doc/3182864.
32. Официальный cam «Портал о тoргoвлe в Рот-ш» [Электронный pecypc]. - Рeжим доступа :http://www.megamagnat.ru/.
33. Официальный cam рекламного агентства «Панорама»
[Электронный pecypc]. - Рeжим доступа :http://p-31.ru/.
34. Официальный cam «СБИС - cere дeлoвых коммуникаций» [Электронный pecypc]. - Рeжим доступа :https://sbis.ru/.
35. Официальный сайт «Телерадиокомпания «Мир Белогорья»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://mirbelogorya.ru.
36. Oфициaльный cam «Справочник по полиграфии, упаковке и бумаге» [Электронный pecypc]. - Режим доступа :http://book.calculate.ru/.
37. Oфициaльный cam типографии «Cлaвянcкaя» [Электронный pecypc]. - Режим доступа :http://print-magazin.ru/.
38. Oфициaльный cam Sum Intellectual Property - Интеллектуальная собственность в России и за рубежом [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://sumip.ru/.
39. Oфициaльный cam PR2B GROUP [Электронный pecypc]. - Режим доступа :HTTP://WWW.PR2B.RU/ .
40. Перция, В.М. Aнaтoмия бренда [Текст] / В.М. Перция,
Л.А. Мамлеева. - Caнкт-Пeтeрбург : «Вершина», 2007. - 222 c.
41. Прохоров, A. Рынок отравочных правовых cocrey в Poccии [Электронный pecypc] // КoмпьютeрПрecc. - 2005. - №7. - Режим доступа : http://compress.ru/article.aspx?id=11424.
42. Райзберг, Б.Л. Современный экoнoмичecкий стоварь [Текст] / Б. Л. Райзберг, Л.Ш. Лозов^ий, Е.Б. Стародубцева. - 6-е изд., перераб. и доп. - Моотва : «ИНФРА-М», 2011. - 520 c.
43. Решетько, Н. И. Методы маркетингового анализа позиции бренда на рынке и оценка эффективности позиционирования [Текст] / Н.И. Решетько, Н. Ю. Вольфшн // Молодой ученый. - 2014. - №6.2. - С. 35.
44. Рейтинг брендов - 2017 [Электронный pecypc]. - Режим доступа : http://www.forbes.ru/rating-photogallery/336883-reyting-brendov-2017.
45. Руcaкoвa, О.Ф. PR-Диcкурc: Тeoрeтикo-мeтoдoлoгичecкий анализ [Текст] / О.Ф. Руcaкoв, В.М. Руcaкoв. - Екатеринбург : «УрО РАН», Институт международных cвязeй, 2008. - 340 c.
46. Садовотий, Л.И. Обзор рынка cпрaвoчнo-прaвoвых cHcrexi Poccии; история возникновения и развития СПС в Poccии и в мире [Электронный pecypc] / Л.И. Садов^ий, А.В. Ветрова // Экономика и предпринимательство. - 2016. - №9. - C. 770-777. - Режим доступа : http://ibm6.bmstu.ru/assets/2016-09-ep-sadovskiy-vetrova.pdf.
47. Caфaргaлиeв, Э.Р. ToBapiaa MapKa, ToproBbih 3HaK. ToproBaa MapKa KaK ocHoea для фopмиpoвaния ToeapHoro 6peHga [TeKCT] / Э.Р. Caфapraлиeв // CoBpeieniibie HCciegoBaiiHa coциaльных пpoблeм. - 2011.
- №3. - TOM 7. - C. 35-36.
48. CnpaeouHUK no iun,eH3upoeaHum : MemogunecKoe noco6ue [TeKCT] [ r)iei
49. I [einp ynpaBieiiHa финaнcaми | r)iei
50. Чepнaтoни, Л. Бpeндинr. KaK coздaть хюптый бpeнд: зapyбeжный yчeбник [TeKCT] / Л.Чepнaтoни, M. MaкДoнaльд. - 1ep. c airi. Epeмин Б. - MocKBa : Издaтeльcтвo «Юнити-Дaнa», 2006. - 560 c.
51. Швeдинa, EB. ToBapiiNH 3HaK и бpeнд: cevaiiTHKa HOHXTHHи ee
знaчeниe в ynpaвлeнии бpeндoм [ r)iei
http://ecsn.ru/files/pdf/201110/201110_118.pdf.
52. ВКК <^ei3KcnoueHTp» Бeлropoдcкoй TH11 | r)iei
- Рeжим дocтyna : http://www.belexpocentr.ru/.
53. Interbrand Ha3Bai caMbie дoporиe бpeнды 2016 roдa | r)iei