Введение…………………………………………………………………….
1. Теоретические основы рекламной деятельности ………………………
1.1 Понятие и сущность рекламной деятельности………………………...
1.2 Виды, средства и формы рекламной деятельности……………………
1.3 Основные методы рекламной деятельности…………………………...
2. Анализ рекламной деятельности ООО «Энбар»………………………..
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………….
2.2. Исследование рекламной деятельности ООО «Энбар»……………..
2.3. Анализ политики продвижения ООО «Энбар»……………………….
3. Основные мероприятия по совершенствованию рекламной деятельности ООО «Энбар»………………………………………………...
3.1. Разработка предложений по эффективному позиционированию компании ООО «Энбар»………………………..…………………………..
3.2. Разработка рекламной компании «PRO нас»…………………………
3.3. Оценка эффективности предложенных мероприятий……………….
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………
Приложения…………………………………………………………………
Актуальность исследования. Современный мир, особенностями которого являются непрерывное техническое совершенствование и экономическая, политическая, культурная интеграция, отличается высоким уровнем конкуренции. На сегодняшний день на рынках присутствует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты. В связи с этим, в условиях перманентного экономического соперничества появилась необходимость в ощутимом продвижении компании на потребительском рынке.
В современных экономических условиях на выбор и предпочтения потребителей большое внимание оказывают многие факторы: общественное мнение, которое зачастую сформировано средствами массовой информации, buzz-promotion и т.д. Иными словами, происходит формирование и развитие горизонтальных связей между предприятием и структурами рыночного общества, при которых наиболее важным является получение общественностью достоверной информации об организации. В связи с повсеместным развитием информационных систем, реклама стала основной составляющей стратегического планирования на предприятии. Однако на текущий момент многие компании сталкиваются с проблемой объективной оценки рыночной ситуации, проработки политики продвижения и исследований потребительского спроса. В результате предприятия не всегда могут создать эффективную рекламу своего продукта и вычленить свою целевую аудиторию.
Анализ проработанной литературы показал, что особенностям рекламной деятельности предприятия посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых, в научных трудах Ф Котлера, Н.В. Ткаченко, А Дейлена, Б. Левенсона, К. Копинса, М. Миронова, Ю. Рубина и др. сформированы и описаны формы и методы рекламной деятельности, стадии ее планирования и разработки, однако данные исследования требуют адаптации к практической деятельности предприятия.
Таким образом, особенности рекламной деятельности рассматривалась на протяжении длительного времени многими авторами, однако вопрос методического освещения данного вопроса в современных исследованиях освещен недостаточно. Кроме того, экспертная комиссия Ассоциации Коммуникативных Агентств России провела исследование, по итогам которого предприятия в 2019 году значительно сократили расходы на рекламный бюджет практически по всем сегментам медиа, суммарный объем рекламных бюджетов компаний уменьшился на 18% по сравнению с предыдущим годом.
Объектом научного исследования выступает ООО «Энбар»
Предметом научного исследования является процесс использования современных видов, форм, средств и методов рекламной деятельности.
Цель исследования – на основании проработки теоретических материалов провести анализ рекламной деятельности ООО «Энбар» и предложить рекомендации по ее совершенствованию.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Изучить и систематизировать теоретические материалы, характеризующие понятие и сущность рекламной деятельности.
2. Рассмотреть виды, средства и формы рекламной деятельности.
3. Выявить основные методы рекламной деятельности.
4. Проанализировать эффективность рекламной деятельности ООО «Энбар».
5. Предложить рекомендации по совершенствованию рекламной деятельности ООО «Энбар».
Основными эмпирическими методами исследования в работе выступили: анализ научной литературы, наблюдение, сравнение.
Теоретической и методологической основой исследования послужили:
– основные теоретические положения о маркетинговой деятельности предприятия (И.Л. Халявина, И.В. Алексеева, Т.Л. Безрукова, В.А. Бондаренко, Е.М. Крипак).
– основные теоретические положения связях о с общественностью (А.Д. Кривоносов, О.Г. Филатова, М.А. Шишкина, Н.А. Мельникова).
– основные теоретические положения о рекламной деятельности предприятия (Г.Н. Калянов, Н.В. Ткаченко, О.Н. Ткаченко, Л.М. Дмитриева).
Научная новизна заключается в том, что изучен и отработан комплекс маркетинговых инструментов, способствующий эффективному продвижению предприятия на рынке и повышению его конкурентоспособности.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанных рекомендаций в маркетинговой политике компаний, осуществляющих свою деятельность на рассматриваемом сегменте рынка.
В выпускной квалификационной работе изучены научные материалы, характеризующие понятие и сущность рекламной деятельности, рассмотрены виды, средства и формы рекламной деятельности, определены основные методы рекламной деятельности, проанализирована эффективность средств, форм и методов рекламной деятельности ООО «Энбар».
По полученным в ходе анализа результатам можно сделать следующие выводы:
1. Рекламная деятельность – это особый вид деятельности, процесс взаимодействия участников, основной задачей которого является производство и продвижение рекламного продукта с целью завоевания интереса потенциальных потребителей.
2. К рекламной деятельности хозяйствующей единицы можно отнести перечень действий, которые необходимо осуществить в процессе рекламирования определенных товаров или услуг: выработка (четкое определение) целей и задач рекламы, средства распространения рекламы, выбор целевой аудитории, подготовка информации с соответствующим ее оформлением и ряд других мероприятий.
3. В зависимости от конечных целей предприятия и его рекламной стратегии, содержательная сторона рекламных посланий потребителю формируется с учетом видов рекламной деятельности и выбора формы донесения информации до потребителя через определенные каналы коммуникации.
4. Основные методы рекламной деятельности направлены не только на повышение осведомленности потребителей о компании и ее продукции, но и на стимулирование сбыта посредством которого у потребителя возникает желание сделать выбор в пользу рекламируемого товара, под воздействием эмоций и воображения. Использование в политике продвижения актуальных приемов рекламной деятельности позволяет обратить внимание целевой аудитории на компанию, а также сделать его продукцию востребованной и популярной. Основной задачей рекламной деятельности является поиск альтернативных и эффективных маркетинговых методов.
На основании теоретической проработки материала, была проведена оценка эффективности рекламной деятельности ООО «Энбар». Согласно проведенному анализу, были получены следующие выводы:
1. ООО «Энбар» относится к предприятиям общественного питания среднего класса (гастробар), предназначенным для организации досуга населения, с полным производственным циклом, осуществляющим переработку сырья, выпуск готовой продукции и полуфабрикатов для самостоятельной реализации согласно ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания» [2].
Финансовое положение предприятия за отчетный период претерпело незначительные изменения. Все показатели, рассчитанные в 2019 году, имеют положительную динамику. Прибыль от продаж в 2019 году выросла на 4443 рублей или на 1,4 % по сравнению с 2018 годом. Среднегодовая выработка на одного работника в 2019 году увеличилась на 246 рублей по сравнению с 2018 годом, чистая прибыль в 2019 году увеличилась по сравнению с 2018 годом на 1,7 % и составила 212 764 рубля. Таким образом, в данный момент предприятие имеет высокую производительность труда, наблюдается увеличение денежных средств, увеличение показателей рентабельности, что свидетельствует о финансовом благополучии организации, однако показатели увеличились незначительно, что свидетельствует о низкой конкурентоспособности предприятия.
При анализе рекламной деятельности предприятия было отмечено, что основной упор ООО «Энбар» делает на интернет-рекламу, используя интернет-каталоги, социальные сети и собственный сайт. В настоящее время в рекламной деятельности, с целью продвижения предприятия на рынке, ООО «Энбар» использует Интернет-рекламу, средства привлечения потенциальной аудитории посредством акций и бонусов. В компании отказались печатной рекламы, рекламы на радио, информационной рассылки и средств PR. Если отказ от печатной рекламы и рекламы на радио основан на слабой эффективности, то отказ от использования связей с общественностью произошел из-за отсутствия всестороннего анализа работы по продвижению с использованием данного метода.
По результатам проведенного анализа, в качестве совершенствования рекламной деятельности ООО «Энбар», мы разработали предложения по эффективному позиционированию компании на рынке общественного питания г. Рязани и дали рекомендации по внедрению рекламной компании «PRO нас» в маркетинговую деятельность ООО «Энбар». Внедрение данных рекомендаций предполагает увеличение процента целевой аудитории, повышение лояльности существующих клиентов, повышение узнаваемости гастробара «Маяк», улучшение качества обслуживания клиентов, усиление собственных позиций на рынке, увеличение онлайн-заказов и корпоративных заказов.
Все мероприятия имеют единую стратегию и направлены на достижение общей цели, которая заключается в повышении экономической эффективности предприятия, а также укреплении коммункационных каналов с потребителем.
При определении рентабельности предложенных мероприятий по совершенствованию рекламной деятельности ООО «Энбар» планируется получение прибыли уже в первый год в размере 771 743 рублей.
ФЗ № 531 от 27.03.2019 г. «О рекламе». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. ФЗ № 149 от 27.12.2018 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. ГОСТ 2382-36-2011. «Информационные технологии. Словарь. Часть 36. Обучение, образование и подготовка». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. Алешина И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров / И. В. Алешина. — Москва : ИКФ ЭКСМОС, 2002. – 214 с.
5. Аникеев С. Н. Методика разработки плана маркетинга / С. Н. Аникеев. – Москва : ЭСКМО, 2014.- 245 с.
6. Анурин В. Маркетинговые исследования потребительского рынка / В. Анурин. – Санкт-Петербург : АЛЬЯНС, 2015.- 267 с.
7. Березин В. С. Теория массовой коммуникации / В. С. Березин – Москва : Гнозис, 2015. – 132 с.
8. Бутринов А. Д. Организация рекламной деятельности предприятия / А. Д. Бутринов. – Москва : Альянс, 2014. – 258 с.
9. Борисов Б. Л. Технология рекламы и PR / Б. Л. Борисов. — Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2016. – 145 с.
10. Бриггс С. Этапы планирования рекламной кампании / пер. со 2-го англ. изд. / С. Бриггс. – Москва : Знания-Пресс, 2015. – 358 с.
11. Варакута С. А. Связи с общественностью / С. А. Варакута. – Москва : ЭСКМО, 2015.- 322 с.
12. Вердиян В. Секреты успешного Интернет-маркетинга / В. Вердиян. – Москва : Книжный мир, 2015. – 160 с.
13. Викентьев И. Л. Приёмы рекламы и public relations: 215 примеров, 130 учебных задач и 18 практических приложений / И. Л. Викентьев. – Санкт-Петербург : "ТРИЗ-ШАНС" и "Бизнес-пресса", 2017. – 406 с.
14. Войт В. К. Перспективы развития рекламного рынка / В. К. Войт. – Москва : ИНФРА-М, 2015. – 215 с.
15. Головлева Е. Л. Массовые коммуникации и медиапланирование / Е. Л. Головлева. – Москва : Академический проект, 2019. – 352 с.
16. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. – Москва : КНОРУС, 2016. – 683 с.
17. Девлетов О. У. История PR-деятельности за последние 150 лет / О. У. Девлетов. – Москва : Директ-Медиа, 2016. – 348 с.
18. Елкина И. Рекламный бизнес / И. Елкина. – Москва : ЭСКМО, 2014.- 322 с.
19. Еремин В. Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации: учебник / В. Н. Еремин. – Москва : КНОРУС, 2016. – 656 с.
20. Завьялов П. С., Демидов, В. Е. Формула успеха: маркетинг [Текст] / П. С. Завьялов, В. Е. Демодов. – Москва : Международные отношения, 2015. - 412с.
21. Зорин И. В. Маркетинг услуг / И. В. Зорин. – Москва : Атриум, 2015. – 327 с.
22. Климин А. И. Медиапланирвоание своими силами. Готовые маркетинговые решения / А. И. Климин. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 192 с.
23. Колесников А. В. Корпоративная культура современных организаций / А. В. Колесников. – Москва : Альфа-Пресс, 2019. – 444 с.
24. Кондакова Ю. В. Основы PR / Ю. В. Кондакова. – Москва : ЭСКМО, 2014. – 326 с.
25. Королько В. Г. Основы PR / В. Г. Королько. – Москва : Общественность, 2013. – 245 с.
26. Крайнов Г. Н. Технология подготовки и реализации рекламы и PR-деятельности / Г. Н. Крайнов. – Москва : Лань, 2015. – 278 с.
27. Кривоносов А. Д. Основы теории связей с общественностью: учебник для студентов вузов / А. Д. Кривоносов, О. Г. Филатова, М.А. Шишкина. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 375 с.
28. Маслова В. М. Сфера PR в маркетинге: Учебное пособие / В. М. Маслова. – Москва : Юнити-Дана, 2015. – 384 с.
29. Медведева Е. В. Рекламная коммуникация / Е. В. Медведева. – Москва : ИНФРА-М, 2014. – 215 с.
30. Мельникова Н. А. Медиапланирование. Стратегическое и тактическое планирование рекламных кампаний / Н. А. Мельникова. – Москва : «Дашков и К», 2015. – 215 с.
31. Минаева Л. В. Внутрикорпоративные связи с общественностью: теория и практика: учебное пособие / Л. В. Минаева. – Москва : Аспект Пресс, 2017. – 286 с.
32. Миронов М. Г. Управление качеством / М. Г. Миронов. – Москва : ИНФРА-М, 2015.- 288 с.
33. Мокшанцев Р. Психология рекламы / Р. Мокшанцев. – Москва : Инфра-М, 2015. - 300 с.
34. Морган Н., Причард А. Реклама в бизнесе: Учеб. пособие для студентов вузов/ пер. с англ. под ред. Б. Л. Еремина. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 495 с.
35. Музыкант В. Теория и практика современной рекламы / В. Музыкант. – Москва : Евразийский регион, 2019. – 85 с.
36. Музыкант В. Л. Формирование бренда средствами PR и рекламы / В. Л. Музыкант. – Москва : Экономистъ, 2019. – 353 с.
37. Тодошева С. Т. Реклама: принципы и практика / С. Т. Тодоошева. – Москва : КНОРУС, 2017. – 216 с.
38. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – Москва : ИТИ Технологии, 2016. – 944 с.
39. Полукаров В. Л. Основы PR-деятельности и рекламы: Учебник / В. Л. Полукаров. – Москва : Дашков и К, 2016. – 240 с.
40. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов / М. Портер. – Москва : ИНФРА-М, 2017.- 454 с.
41. Рубин Ю. В. Тактические хитрости в конкурентном взаимодействии фирм / Ю. В. Рубин. – Москва : ФЕНИКС, 2016.- 264 с.
42. Рыбаков Ю. П. Основы рекламы / Ю. П. Рыбаков. – Москва: Научное обозрение, 2015. – 145 с.
43. Синяева И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: учебник для студентов вузов / И. М. Синяева. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 414 с.
44. Соловьев Б. А. Маркетинг / Б. А. Соловьев. – Москва : ИНФРА-М, 2015.- 439 с.
45. Тодошева С. Т. Реклама: принципы и практика / С. Т. Тодошева. – Москва : КНОРУС, 2018. – 216 с.
46. Ученова В. В. История рекламы: учебник для студентов высших учебных заведений / В.В. Ученова. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 447 с.
47. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг / Р. А. Фатхутдинов. – Москва : ИНФРА-М, 2015. - 201 с.
48. Федько В. П. Основы маркетинга / В. П. Федько. –Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 480 с.
49. Чернышева Т. Л. Связи с общественностью / Т. Л. Чернышева. – Москва : Литера, 2014. – 140 с.
50. Чумиков А. Н. Актуальные связи с общественностью (Сфера, генезис, технологии, области применения, структуры) / А. Н. Чумиков. – Млсква : Высшее образование, 2017. – 609 с.
51. Шарков Ф. И. Реклама в коммуникационном процессе: учебник / Ф. И. Шарков. – Москва : Дашков и К, 2018. – 246 с.
52. Шарков Ф. И. Правовое регулирование коммуникационной деятельности: в рекламе, связях с общественностью, журналистике: учебное пособие / Ф. И. Шарков. – Москва : Дашков и К, 2018. - 323 с.
53. Шпаковский В. О. Интернет-журналистика и интернет-реклама / В. О. Шпаковский. – Москва : Инфра-Инженерия, 2018. – 142 с.
55. Шарков Ф. И. Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/200064
55. Сайт ООО «Энбар» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://enbar.ru