Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тыл Военно-воздушных сил Ленинградского фронта. 1941-1944 годы

Работа №75568

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы102
Год сдачи2017
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
281
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Основные службы тыла ВВС Ленинградского фронта (13-й воздушной армии) в период 1941-1944 гг. 16
1.1. Организационная структура органов тылового управления 16
1.2. Деятельность инженерно-авиационной службы и количественный состав
обслуживаемой техники 31
Глава 2. Отдельные виды тылового обеспечения и их деятельность в годы обороны Ленинграда 48
2.1. Аэродромное строительство и инженерно-аэродромное обеспечение ...48
2.2. Деятельность вспомогательных служб авиационного тыла 59
2.3. Личный состав тыла Военно-воздушных сил и его боевая работа
Заключение 82
Список использованных источников и литературы 86
Приложения 94


Актуальность рассматриваемого сюжета заключается в том, что с началом Великой Отечественной войны Военно-воздушные силы (далее - ВВС) Ленинградского военного округа в соответствии с существовавшими планами были разделены на фронтовую (подчинившуюся командованию ВВС фронта) и армейскую (подчинявшуюся командованию отдельных армий фронта) авиации. Кроме того для воздушной обороны такого крупного города существовала авиация местной противовоздушной обороны (далее - МПВО), которая имела свое собственное начальство. Совместно с летчиками Северо-Западного направления действовала и морская авиация Краснознаменного Балтийского флота, которая представляла интересы, в первую очередь, морского штаба.
Несмотря на такое значительное дробление ВВС, авиационный тыл представлял собой единую, высоко маневренную структуру. Отказ от устаревшего принципа закрепления тыловых частей за конкретными соединениями стал главной причиной качественной работы в течение всей войны. Имея собственное руководство и штаб, сотрудники тыла получили значительные возможности грамотного распределения ресурсов.
Ситуация, сложившаяся на Ленинградском фронте, где в условиях ограниченного аэродромного маневра и уникального положения города началось постепенное стирание границ между разрозненными авиационными штабами, представляет собой полное исключение из общей тактики применения советских ВВС. Постепенная централизация авиационного управления, предпринятая командованием и штабом ВВС Ленинградского фронта под руководством А. А. Новикова, послужила, впоследствии, основой для реорганизации всей советской авиации. Деятельность тыла в данном отношении отражает основу методики тылового обеспечения будущих воздушных армий.
В этой связи, теоретическая значимость исследования заключается в описании процесса апробации тылового обеспечения Военно-воздушных соединений, заложивших основу будущего создания воздушных армий. Такое обстоятельство, отличавшее авиационный тыл Ленинграда от ситуации на других фронтах, в аналогичных соединениях, позволяет исследователям гораздо глубже рассмотреть процесс реформации всех советских ВВС в ходе Великой Отечественной войны. Таким образом, возрастает практическая значимость исследования. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы при проведении исследований, а также чтении лекций как о действиях ВВС Ленинградского фронта, об обороне Ленинграда в годы войны, так и при рассмотрении действий советской авиации в целом.
Отдельно следует отметить, что название данной работы охватывает не только деятельность конкретного подразделения штаба ВВС Ленинградского фронта, существовавшего с 23 августа 1941 г. по 25 ноября 1942 г., но и всю деятельность авиационного тыла в ходе обороны Ленинграда в целом. Под общим названием «Тыл Военно-воздушных сил Ленинградского фронта» мы понимаем: Тыл ВВС Ленинградского военного округа; Тыл ВВС Северного фронта; Тыл ВВС Ленинградского фронта; Тыл 13 воздушной армии; Тыл авиации МПВО Ленинграда. Следовательно, мы не рассматриваем только тыловое обеспечение морской авиации Краснознаменного Балтийского флота, так как это совершенно отдельное соединение, имеющие собственные ресурсы, снабжение и обслуживание.
Степень изученности проблемы. История боевых действий вокруг блокированного Ленинграда всегда привлекала огромный интерес исследователей. В том числе не были обделены вниманием события, получившие в историографии название «Воздушная битва за город Ленина». Первые работы, освещающие ратные подвиги ленинградских летчиков, стали появляться уже в ходе войны и сразу после ее окончания . Все внимание здесь было уделено фактическому применению ВВС, однако содержатся и фрагментарные сведения о деятельности авиационного тыла. Следует отметить, что такое положение вещей сохраняется до настоящего времени, применительно ко всем работам о действиях авиации, защищавшей Ленинград. Несмотря на общее представление о малой значимости таких произведений следует отметить, что «Ленинградская авиация» военного журналиста А. В. Бурова стала одним из первых в стране обобщающих трудов о действиях рода войск, пускай и в рамках одного фронта.
Содержание этого произведения изобилует характерными штампами эпохи позднего сталинизма, но, несмотря на это, позволяет читателю в общих чертах ознакомится с положением ленинградской авиации в 1941-1944 гг., и, следовательно, предположить уровень развития работы тыла. Однако «одним из последствий «Ленинградского дела» явилась боязнь участников обороны Ленинграда и историков писать о трагических страницах блокады» . Данное обстоятельство напрямую повлияло и на исследования, касающиеся действий авиационного тыла.
К сожалению, тыл ВВС Ленинградского фронта никогда не являлся специальным предметом для изучения. Такое положение дел отражает как работы ученых историков, так и публицистическое творчество. Сведения об обеспечении действий авиации в районе Ленинграда мы имеем возможность подчеркнуть в очень отрывочном, фрагментарном представлении из совершенно различных видов исторических работ. Для общего удобства их следует разделить на три большие категории:
A. Исследования по истории тыла Вооруженных сил СССР в годы войны и деятельности авиационного тыла, как самостоятельного подразделения, в частности.
Б. Исследования по истории действий авиации в годы войны и деятельности авиации Ленинградского фронта в частности.
B. Исследования, посвященные истории обороны и блокады Ленинграда.
А. Изучение деятельности авиационного тыла в годы Великой Отечественной войны долгое время не представляло специального интереса для историков. В то же время, военные специалисты пристально рассматривали данные сюжеты. В рамках Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского многие десятилетия функционирует кафедра истории авиационного тыла. Результатами деятельности ее сотрудников стало значительное количество учебных пособий по истории тыла ВВС. Именно сотрудники академии первыми начали разработку общих сюжетов истории авиационного тыла, а также рассмотрение условий работы отдельных служб. Такая работа производилась в течение всего советского периода. Данные исследования полезны и для сравнения с положением дел на Ленинградском фронте.
Отдельного внимания заслуживает исследование, посвященное инженерно-авиационной службе советских ВВС. Здесь подробнейшим образом освещены вопросы организационной структуры службы и главные реперные точки ее изменений с течением времени. Особенно ценным является значительная документальная подборка по истории службы, публикуемая в этом издании. Пристальное внимание к деятельности тыла ВВС было приковано в рамках IX военно-научной конференции ВВС, когда был взят курс на более всестороннее рассмотрение затрагиваемой проблемы.
История авиационного тыла периода Великой Отечественной войны привлекает значительное внимание исследователей в наши дни. Появляется большое количество работ, не только по общему положению дел, но и по действиям авиационного обеспечения на отдельных участках Советско-
Германского фронта. Отдельного внимания заслуживают общие работы по истории Тыла Вооруженных сил в годы войны. В данном ряду наибольшую ценность представляет многотомное издание, подготовленное Военной академией тыла и транспорта в начале XXI века.
Б. Описание колоссального количества научной литературы, посвященной деятельности советской авиации не имеет большого практического смысла. В первую очередь необходимо выделить наиболее ценные работы, освещающие сюжеты обеспечения тылового снабжения авиации в рамках Ленинградского фронта. В данном ряду стоит целый ряд исследований советского периода, как по общему применению ВВС, так и по военному применению авиации Ленинградского фронта . Наиболее ценной работой здесь является труд И.Г. Иноземцева «Под крылом - Ленинград».
Автор привлекает широкий круг источников, которые раскрывают действия ленинградской авиации накануне и в годы Великой Отечественный войны. В настоящий момент эта монография является, по сути, фундаментальной в изучении ВВС Ленинградского фронта, а, следовательно, и деятельности его тыла. В постсоветский период было расширено поле в изучении деятельности морской авиации Балтийского флота. Однако специального интереса к тыловому обеспечению действий авиации авторы обычно не проявляют.
В. Исследовательский интерес к истории обороны и блокады Ленинграда не утихает до сих пор, несмотря на то, что количество одних только монографий измеряется сотнями. Из общих трудов, освещающих борьбу ленинградцев за выживание в войне, следует отметить блестящие работы петербургских ученых Г.Л. Соболева и В.М. Ковальчука. Безусловно, существует большое количество качественных работ по отдельным сюжетам, которые являются не менее полезными.
Ленинградские исследователи, еще в советское время, обратили пристальное внимание на вопросы связанные с организацией боевой работы МПВО и авиации, входящей в ее состав. Наиболее ценный вклад был внесен А. Н. Беляевым, которому удалось всесторонне рассмотреть документы штаба МПВО и на их основании написать обобщающую работу. Также необходимо отметить отдельные исследования по боевым действиям авиации 7-го Истребительного авиакорпуса МПВО. Этот аспект «воздушной битвы» над Ленинградом является наиболее изученным на данный момент, несмотря на то, что практически не поднимается в современной историографии.
При рассмотрении вопроса о подготовке ленинградской авиации к войне следует обратить внимание на исследование «История ордена Ленина Ленинградского военного округа» под редакцией Н. И. Барышникова, в котором хорошо охарактеризована степень готовности материальной части и летного состава ВВС округа к грядущей войне. Не менее важным моментом в деле обороны города стало воздушное сражение в небе над военно-автомобильной дорогой по льду Ладожского озера. Общая картина проведенных операций прекрасно проанализирована в монографиях В. М. Ковальчука. Отдельной строкой заметим большое количество работ, по священных деятельности ленинградской авиапромышленности, от которой, в большой степени, зависела и работа авиационного тыла.
Зарубежная историография исследуемого вопроса рассматривает, по большей части, основные операции Люфтваффе и советских ВВС на восточном фронте, затрагивает вопросы тактики применения авиации, не рассматривая вопросы авиационного обеспечения. Единственным важным сюжетом является анализ количественного и качественного уровня материальной части. Наиболее значительной в этом ряду является монография «Сталинские соколы - анализ действий советской авиации в 1941-1945 гг.» Вальтера Швабедиссена, где довольно объемная часть книги посвящена сражениям под Ленинградом. Обширной источниковой базой для этой работы послужили документы немецких и российских архивов. Меньший интерес представляют некоторые другие зарубежные исследования о советских ВВС, авиации Германии и стран союзниц. Определенное внимание следует уделить также обобщающим трудам по обороне и блокаде Ленинграда, среди которых выделяется исследование Д. Гланца. Таким образом, на сегодняшний день, в свете открытия доступа к большому количеству рассекреченных документов, у исследователей появилась возможность открыть новую страницу в деле изучения обеспечения применения авиации в ходе Великой Отечественной войны. В этом ряду, исследование работы авиационного тыла является крайне перспективной проблемой для изучения.
Источниковую базу выпускной квалификационной работы составляет комплекс опубликованных и неопубликованных источников. Прежде всего, следует отметить, что основной массив документов по теме исследования хранится в Центральном архиве министерства обороны Российской Федерации. Все материалы, находящиеся в хронологических рамках с июня 1941 г. по ноябрь 1942 г. (создание 13-й воздушной армии), помещены в Фонд № 217 - Фонд Ленинградского фронта. Только основной пласт документов за этот период (опись № 1260) насчитывает более тысячи дел. Документы, относящиеся ко времени после ноября 1942 г., расположены в Фонде № 362 - Фонд 13-й воздушной армии. Здесь, соединениям авиационного обеспечения посвящена отдельная опись (№ 6184) под названием «Управление Тыла 13 воздушной армии».
Особый интерес для исследователя тылового снабжения представляют фонды Российского государственного архива социально-политической истории. Здесь собраны документы раскрывающие вопросы взаимодействия штаба ВВС Ленинградского фронта и Военного Совета Ленинградского фронта в Фонде № 77 (фонд А. А. Жданова), а также контакты последнего по вопросам авиации и обеспечения ее деятельности со Ставкой Верховного Главнокомандования и Государственным Комитетом Обороны в Фонде № 83 (фонд Г. М. Маленкова).
Материалы, характеризующие тыловое обеспечение авиации местной противовоздушной обороны Ленинграда находятся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга - Фонд № 4886 (штаб МПВО).
Определенные вопросы взаимодействия командования ВВС Ленинградского фронта и партийного руководства Ленинграда содержатся в материалах бюро городского комитета ВКП(б), которые хранятся в Центральном государственном архиве историко-политических документов Санкт-Петербурга - Фонд № 25. Наиболее ценными в этом ряду являются решения относительно деятельности ленинградских заводов НКАП, а также ремонтных баз ВВС Ленинградского фронта.
Особую ценность представляют опубликованные документы, касающиеся как вопросов обороны и блокады Ленинграда, так и тыла Вооруженных Сил СССР. Первые сборники документов были выпущены еще во время войны, но в них оказались помещены сведения, лишь косвенно затрагивающие положение авиации . Больший интерес для исследователя представляют документы, опубликованные в сборниках второй половины шестидесятых годов . По-настоящему ценные сборники документов стали появляться уже в новейшее время. Наиболее интересными для исследователя, занимающегося изучением тыла ВВС Ленинградского фронта, представляются издания: «Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов» и «Ленинград в осаде». Однако обширный список опубликованных документов самого разного характера позволяют гораздо шире взглянуть на проблему в целом.
В последнее время исследователи имеют возможность ознакомиться с определенным количеством материалов, выложенных в отсканированном формате в электронном виде на сайте министерства обороны. Это совсем небольшая часть, из того огромного количества документов, которые хранятся в архиве, но исследователь уже сегодня имеет возможность получить удаленный доступ к документам различных фондов, датируемых периодом с 22 июня по 31 декабря 1941 г., в том числе Фонда № 217 (фонд Ленинградского фронта). Значительное число выложенных материалов напрямую касается тыла ВВС Ленинградского фронта.
Неоценимым источником, помогающим раскрыть глубинный смысл происходивших событий, являются воспоминания участников. Так или иначе, тему тыла ВВС Ленинградского фронта в своих мемуарах затрагивают многие военачальники, инженеры, летчики и авиамеханики связанные с обороной города. Ценными в данном отношении для нас являются воспоминания сотрудников штаба. Среди них особое место занимают записки командующего авиацией А. А. Новикова, который раскрыл для читателя многие моменты взаимодействия внутренней штабной работы. Также огромный интерес представляют воспоминания написанные заместителем авиационного инженера фронта Л. В. Шепелевым . В 1986 г. был выпущен сборник воспоминаний участников войны в составе 14-й воздушной армии, среди которых многие входили в состав штаба ВВС Ленинградского фронта.
Не следует недооценивать большую ценность записей интервью, как исторического источника. В данном отношении значительным подспорьем является интернет портал «Воспоминания ветеранов Великой Отечественной Войны», на котором собраны записи бесед со значительным количеством ветеранов, в том числе и с обслуживающим персоналом авиационных частей.
Объектом данного исследования является деятельность тыла ВВС Ленинградского фронта. Предмет - влияние структурных нововведений в рамках авиационного тыла на общее изменение обеспечения действий ВВС Ленинградского фронта. В связи с этим необходимо определить, что целью исследования является анализ качества выполнения тыловой работы в рамках ВВС Ленинградского фронта. Таким образом, основные задачи проводимого исследования:
- Определить уровень готовности авиационного тыла Ленинградского военного округа накануне Великой Отечественной войны;
- Проанализировать количественный состав материальной части ленинградской авиации и сравнить с корреляциями в количестве личного состава тыла ВВС;
- Установить взаимосвязь между планами действий тыла ВВС в ходе войны и достигнутыми результатами по ее окончанию.
В основу методологических принципов исследования положены принципы историзма и объективности. Принцип историзма предполагает рассмотрение объекта, как результата диалектического взаимодействия объективных и субъективных факторов в конкретно-исторических условиях. Для достижения цели и решения поставленных задач использовались разнообразные методы исторического исследования. Прежде всего, сравнительно-исторический метод, следуя которому анализируется преемственность научных идей. Источниковедческий метод позволяет критически изучить и объективно интерпретировать представленные в исследовании документы.
Хронологические рамки исследования обусловлены тем, что с началом 1941 г. в авиации ЛВО началась крупномасштабная перестройка всех сфер, начиная с аэродромного строительства и обновлением материальной части, заканчивая структурными перестановками, что было обусловлено неудачными результатами войны с Финляндией. С течением войны и преобразованием ВВС Ленинградского фронта в 13-ю воздушную армию подвижность и оперативность ленинградской авиации заметно увеличилась, что позволяло проводить операции вне зависимости от нахождения Ленинградского фронта, а в июне 1944 г. к окончанию военных действий с Финляндией фактически прекращается деятельность по тыловому обеспечению ВВС Ленинградского фронта в его первоначальном виде.
Географические рамки исследования обусловлены исключительно районами действия ВВС Ленинградского фронта (территория современной Ленинградской, Псковской, Новгородской областей, республики Карелия и г. Санкт-Петербурга, а также Прибалтийских республик Эстония и Латвия), в том числе во взаимодействии с ВВС Волховского фронта.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Начало Великой Отечественной войны стало для соединений тыла Военно-воздушных сил Ленинградского военного округа наиболее тяжелым периодом. Находясь в стадии реорганизации основного принципа собственной структуры, в рамках формирования новых подразделений, авиационный тыл был готов к обеспечению ведения боевых действий только на 25,2% от необходимого объема. В данных условиях, начальный период войны с Германией приходилось «спускать» на приведение тыловых ресурсов в боевую готовность, вместо проведения качественного обеспечения деятельности ВВС.
В дальнейшем, установление постоянной линии фронта под Ленинградом совпадает с полной стабилизацией в действиях подразделений авиационного тыла. Данное положение дел сохранится вплоть до момента полного освобождения города от вражеской осады. В ходе наступательных операций 1944 г. напряженность в работе тыла 13-й воздушной армии многократно возросла, по причине значительного количества перебазирований на новые аэродромы. Кроме того, на обеспечении районов авиационного базирования появились значительные авиационные силы, как, например, Авиация Дальнего Действия, в ходе подготовки ударов по Прибалтике.
В соответствии с поставленными задачами, в данном исследовании были проанализированы причины провала в подготовке авиационного тыла к началу Великой Отечественной войны. Проанализирован количественный состав материальной части ВВС Ленинградского фронта и произведено сравнение с корреляциями в количестве личного состава тыла. Установлена взаимосвязь между планами действий тыла ВВС в ходе войны и достигнутыми результатами по ее окончанию. Данные обстоятельства позволили выполнить главную цель проведенного исследования - получены выводы о качестве проведенной работы тылом ВВС Ленинградского фронта в годы войны.
В ходе проведения выпускного квалификационного исследования были достигнуты выводы по отношению к организационной структуре органов тылового управления ВВС Ленинградского фронта в годы Великой Отечественной войны. Авиационный тыл оформился как организационно самостоятельная система, имеющая свои органы управления, соединения, части, органы снабжения, ремонта, а также специальные части и подразделения. В период с 1941 г. по 1944 г. работниками тыла ВВС Ленинградского фронта, а затем 13 воздушной армии было обеспечено 297512 самолетовылетов, что в условиях крайне ограниченного состава материальной части является показательным критерием оценки проведенной работы. Внедренная система организационного устройства продемонстрировала целесообразность ее применения по причине успешной реализации принципов оперативности и высокой эффективности в работе.
В отношении деятельности инженерно-авиационной службы ВВС Ленинградского фронта, а затем 13 воздушной армии в период с 1941 г. по 1944 г. был проанализирован целый рад положений деятельности. При детальном рассмотрении уникального положения Ленинградского фронта очевидным является то огромное количество трудностей, которые становились препятствием для работы механиков, техников и инженеров. Ограниченное пространство дислокации, невозможность нормального пополнения запасными частями и налаживания ремонтной работы приводили к искусственному сокращению и без того малого количества самолетного парка. Не следует сбрасывать со счетов и простое снабжение продовольствием. Если летчики не испытывали значительных трудностей в вопросах питания, то авиамеханики жили по нормам приближенным к мирным жителям блокадного города. В то же время, для обслуживания самолетов являлось необходимым наличие здоровой физической силы, которая ввиду очевидных недостатков в питании, отсутствовала. Не смотря на определенные трудности инженерно-авиационная служба, в том числе и благодаря организации своей деятельности, проделала в годы войны весьма значительный объем работ. Достигнутые результаты были оценены командованием с исключительно положительной стороны.
В отношении служб инженерно - аэродромного обеспечения и аэродромного строительства было установлено, что наиболее ресурсоемкими стали периоды отступления 1941 г. и наступательных операций 1944 г. Не смотря на значительные проблемы с вводом в эксплуатацию новых аэродромов и фатальный коллапс лета 1941 г., произошедший по вине УАС НКВД по г. Ленинграду, которое вывело из строя практически все аэродромы ленинградского аэроузла к моменту начала Великой Отечественной войны, наиболее показательной характеристикой общего результата работы служб является отсутствие перебоев в работе ВВС по причине их недоработки. Действительно, после разрешения трудностей первого этапа войны, даже в условиях крайне ограниченного пространства внутри блокадного кольца, количество аэродромов, обеспечивающих деятельность ВВС Ленинградского фронта было более чем достаточно. Кроме того, развернутая сеть ложных аэродромов внесла значительный вклад в отвлечение внимания авиации противника.
В отношении итогов работы отдельных подразделений тыла ВВС Ленинградского фронта, следует отметить, что общее качество произведенной работы было оценено командованием положительно. Основные проблемы в качестве работы большинства служб приходилось наблюдать в периоды отступления 1941 г. и наступления 1944 г. Однако те отделы, которые в годы блокады занимались разработкой подробных планов необходимых действий, в условиях наступления Советской Армии показали себя наиболее подготовленными и дисциплинированными, обеспечив общий успех всей кампании 1944 г. В ходе войны были распространены случаи упразднений ненужных или введений в строй новых подразделений. Проведенные изменения, опробованные на практике, позволили к моменту окончания боевых действий подготовить организационную структуру тыла Военно-воздушных сил, просуществовавшую без значительных изменений многие десятилетия.
Значительным итогом проведенной боевой работы личного состава в годы обороны Ленинграда стало участие во всех ключевых операциях Ленинградского фронта. Военно служащие авиационного тыла, в своем большинстве, проявили личное мужество, не допустив масштабных сбоев в работе ВВС Ленинградского фронта. Особенно напряженными в этом отношении стали периоды лета-осени 1941 г. и зимы-весны 1944 г.
В общей совокупности деятельность тыла ВВС Ленинградского фронта в годы Великой Отечественной войны выявила значительный ряд огрехов. Однако в условиях, когда уникальное положение фронта создало все условия для апробации будущего создания нового авиационного подразделения - воздушной армии, авиационный тыл в данном отношении стал опытным образцом в деле установления возможности качественного взаимодействия мобильного авиационного отряда и подразделений его обеспечения. Таким образом, совместно с выполнением основной задачи по обороне Ленинграда, тыл ВВС Ленинградского фронта сыграл важнейшую роль и в отношении деятельности всех ВВС Красной Армии.



1. Авдеев И.В. О работе тыла военно-воздушных сил Красной Армии в годы Великой Отечественной войны // Гуманитарный вестник. 2015. 2(33). С. 348-355.
2. Барышников Н. И. Финляндия: из истории военного времени, 1939-1944. СПб.: Наука, 2010. 407 с.
3. Беккер К. Военные дневники люфтваффе. Хроника боевых действий германских ВВС во Второй мировой войне. [Пер. с нем.]. М.: Центрполиграф, 2004. 608 с.
4. Беляев А. Н. Местная противовоздушная оборона Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1975. 144 с.
5. Бобров М.А., Козельский В.Н. Тыл военно-воздушных сил Красной Армии, его работа и организация в годы Великой Отечественной войны // Вестник академии военных наук. 2007. № 2. С. 121-125.
6. Бородулин В.И., Щукарев В.П. Опыт организации тылового обеспечения боевых действий авиационных соединений в годы Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. 1986. № 11. С. 41-60.
7. Бродянский Б.А. Борьба за Ленинград. Летчики. Л.-М.: Искусство, 1944. 230 с.
8. Буров А. В. Ленинградская авиация. Л.: Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство, 1947. 304 с.
9. Векшин А.А. Опыт выполнения задач по инженерно-аэродромному обеспечению боевых действий фронтовой авиации в подготовительный период третьего периода Великой Отечественной войны // Вестник академии военных наук. 2011. № 2. С. 200-204.
10. Векшин А .А. Организация и осуществление инженерно-аэродромного обеспечения боевых действий частей и соединений фронтовой авиации в наступательных опер ациях третьего периода В еликой Отечественной войны / Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. М., 2010. 39 с.
11. Габдулин С.С., Попов Ж.И. Тыл военно-воздушных сил Красной Армии в битве под Москвой // Вестник академии военных наук. 2011. № 3. С. 174-179.
12. Герои ленинградского неба / Сост. Н. Ф. Минеев, Г. М. Шарпило, М. И. Ялыгин. Л.: Лениздат, 1984. 336 с.
13. Гланц Д. М. Битва за Ленинград, 1941-1944. [пер. с англ. У. П. Сапциной]. М.: Астрель, 2008. 638 с.
14. Гуржий Ю.А. Обеспечение боевых действий авиации Северо-кавказского фронта весной и летом 1943 г. // КЛИО. 2011. № 5. С. 118-125.
15. Дегтев Д.М., Зубов Д.В. Воздушная битва за город на Неве. Защитники Ленинграда против асов люфтваффе. 1941-1944. М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2014. 285 с.
16. Деревянко О.Г., Губин А.Н., Резова Е.М. Исторические аспекты организации тыла ВВС РККА в первом периоде Великой Отечественной войны // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2016. № 10. С. 51-53.
17. Жизнь и смерть в блокированном Ленинграде: Историко-медицинский аспект / Отв. ред. А.Р Дзенискевич. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. 265 с.
18. Закревский А.Н. Тыл советских Военно-воздушных сил в годы Великой Отечественной войны // Роль Военно-воздушных Сил в Великой Отечественной войне 1941-1945 (По материалам IX военно-научной конференции ВВС). М., 1986. С. 134-140.
19. Зарецкий С.В. Развитие тыла ВВС Красной Армии в межвоенный период: 1921-1941 / Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. Монино, 2006. 31 с.
20. Инженерно-авиационная служба в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 / Под ред. В. З. Скубилина. М.: ВВИА, 1985. 271 с.
21. Инженерно - аэродромное обеспечение авиации в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М.: Воениздат, 1952. 213 с.
22. Иноземцев И. Г. Авиация в обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. 1941 - январь 1943 / Дисс. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. Л., 1968. 387 с.
23. Иноземцев И.Г. Под крылом - Ленинград. Боевой путь ВВС Ленинградского военного округа, Ленинградского фронта и 13-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. М.: Воениздат, 1978. 272 с.
24. История ордена Ленина Ленинградского военного округа / Н. И. Барышников, Л. Г. Винницкий, В. А. Крейнин и др. 3-е изд., испр. и доп. М.: Воениздат, 1988. 446 с.
25. История тыла российских вооруженных сил (XVIII - XX вв.). Книга третья. Тыл Красной армии в годы Великой Отечественный войны 1941-1945 гг. / Под общ. ред. В.И. Исакова. СПб.: Изд-во Военной академии тыла и транспорта, 2000. 598 с.
26. Ковальчук В. М. 900 дней блокады. Ленинград, 1941-1944: посвящается 60-летию Великой Победы / Рос. акад. наук, С.-Петерб. ин-т истории. СПб.: Дмитрий Булавин, 2005. 234 с.
27. Ковальчук В.М. Ленинград и большая земля. История Ладожской коммуникации блокированного Ленинграда в 1941-1943 гг. Л.: Наука, 1975. 328 с.
28. Ковальчук В. М. Магистрали мужества: Коммуникации блокированного Ленинграда, 1941-1943 / Рос. акад. наук, С.-Петерб. ин-т истории. СПб.: Вести, 2001. 517 с.
29. Кожевников М. Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне. 1941-1945 / Отв. ред. Ю.В. Плотников. 2-е изд. М.: Наука, 1985. 288 с.
30. Куровски Ф. Черный крест и красная звезда. Воздушная война над Россией. 1941-1944 / [Пер. с нем. Ю. А. Алакина]. М.: Центрполиграф, 2011. 397 с.
31. Логинов B.C. Тыл ВВС в годы Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. 1973. № 5. С. 114-125.
32. Малахов Д.Н. Организационное строительство ВВС РККА накануне Великой Отечественной войны // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 2. С. 71-75.
33. Малахов Д.Н. Тыловое обеспечение ВВС РККА в локальных войнах и военных конфликтах в 30-х гг. XX века // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 2. С. 203-208.
34. Мякошин В.А. Авиационный тыл в годы Великой Отечественной войны. Учебное пособие. Монино: Издательство ВВА, 1988. 214 с.
35. Наливкин Л. А. Авиация Краснознаменного Балтийского флота в летне-осенней кампании 1941 года / Дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. СПб., 2007. 333 с.
36. Свирский Ю. А. Исторический опыт боевых действий авиации и войск ПВО в период блокады Ленинграда / Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. СПб., 1995. 19 с.
37. Скубилин В.З. Инженерно-авиационное обеспечение боевых действий ВВС в годы Великой Отечественной войны // Роль Военно¬воздушных Сил в Великой Отечественной войне 1941-1945 (По материалам IX военно-научной конференции ВВС). М., 1986. С. 124-133.
38. Буров А. В., Иванов В. Г., Смелянов Н. В. Часовые Ленинградского неба. Л.: Лениздат, 1968. 112 с.
39. Соболев Г. Л. Блокада Ленинграда: постижение правды // Новейшая история России. 2012. № 2 (04). С. 72-83.
40. Соболев Г. Л. Ленинград в борьбе за выживание. Книга первая: июнь 1941 - май 1942. СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 2013. 696 с.
41. Соболев Г. Л. Ленинград в борьбе за выживание. Книга вторая: июнь 1942 - январь 1943. СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 2015. 526 с.
42. Советские военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. / сост. Н.И. Алабин. М.: Воениздат, 1968. 452 с.
43. Советские военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Сборник № 7. Инженерно-авиационная служба ВВС / Отв. ред. Н.Е. Жовинский. М.: Типография ВВИА им. Н.Е. Жуковского, 1965. 368 с.
44. Солсбери Г. 900 дней. Блокада Ленинграда. [Пер. с англ.]. М.: Прогресс, 1993. 608 с.
45. Степанов А.С. Авиапромышленность Ленинграда и ее перестройка накануне Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. 2009. № 6. С. 9-13.
46. Степанов А.С. Развитие советской авиации в предвоенный период (1938- первая половина 1941 гг.). М.: Русский Фонд Содействия образованию и науке, 2009. 544 с.
47. Степанова Е.Е. Тыл Советских Вооруженных Сил (1918-1991 гг.): историография проблемы / Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. М., 2012. 44 с.
48. Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. / Под общ. ред. С.К. Куркоткина. М.: Воениздат, 1977. 559 с.
49. Хазанов Д. Б. Борьба за господство в воздухе. М.:Яуза-Эксмо, 2008. 605 с.
50. Шамрай В.А. Авиация накануне Курской битвы. Подготовка и боевая работа 2-й воздушной армии Воронежского фронта в апреле 1943 г. // Вестник Воронежского Государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2015. № 3. С. 156-160.
51. Швабедиссен В. Сталинские соколы: Анализ действий советской авиации в 1941-1945 гг. [Пер. с англ.]. Минск: Харвест, 2001. 528 с. (Профессионал).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ