Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЖЕНСКИЕ АВИАЦИОННЫЕ ПОЛКИ В ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: СОЗДАНИЕ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА

Работа №31933

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы118
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
536
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЖЕНСКИХ АВИАПОЛКОВ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 10
1.1. Правовая основа функционирования женских полков 10
1.2. Формирование, обучение и комплектование женских авиационных полков 14
ГЛАВА 2. УЧАСТИЕ ЖЕНЩИН В СОСТАВЕ АВИАЦИОННЫХ ПОЛКОВ В ВОЕННЫХ КАМПАНИЯХ 20
2.1. Жизнь на фронте и передовой 20
2.2. Военные подвиги летчиц по воспоминаниям современников 27
2.3. Стратегия ведения воздушного боя 44
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЖЕНЩИН-ЛЕТЧИЦ НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 47
3.2. Влияние войны на последующую профессиональную и личную судьбу летчиц 47
3.3. Образ летчиц в художественной литературе и в кино 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ

За более чем тысячелетнюю историю Россия пережила немало войн и вызванных ими лишений. Но Великая отечественная война 1941-1945 гг. заняла в их длинном списке особое место. Это была самая судьбоносная, самая жестокая, самая беспощадная из всех войн, которые когда-либо ранее пережила Россия или знало мировое сообщество цивилизаций.
В ней не только решалась судьба СССР как суверенного государства, в ней, прежде всего, решалась судьба всех народов Советского Союза, приговорённых Гитлером и фашизмом к уничтожению. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. была не только войной Советской страны против гитлеровской оккупации, это была также война за спасение всего мирового сообщества катастрофы, на которую их обрекал Гитлер и его режим.
Именно советский народ вынес на своих плечах всю тяжесть гитлеровской оккупации и был главным автором победы над гитлеровской Германией и её союзниками, одержанной в союзе со всеми антифашистскими государствами. Каждое мгновение истории Великой отечественной войны 1941-1945 гг. является не только неиссякаемым источником богатого опыта всенародной борьбы против гитлеровской оккупации, за свободу своего Отечества, но и уроком для всего мирового сообщества. Исторический опыт и уроки войны дают ясные ответы на выбор способов и определение сил и средств, необходимых для победы над силами, стремящимися к имперскому господству в мире.
В данной диссертационной работе исследуется лишь одна грань этого опыта — участие в Великой Отечественной войне трёх женских авиационных полков в составе РККА.
После появления первых летательных аппаратов, а в последствии дирижаблей и первых самолетов, небо навеки покорило все человечество. В начале 20 века братья Райт построили один из первых управляемых самолетов с двигателем - Флаер-1. В последующие годы мужчины и женщины получали официальную лицензию на пилотирование самолетов. Самой первой женщиной в Британии, получившей такую лицензию, стала Хильда Хьюлетт, она также являлась успешной предпринимательницей: создала компанию по производству самолетов. В годы Первой мировой войны ее компания выпустила более 800 единиц. В России первой авиатриссой стала Доминикия Иларионовна Кузнецова-Новолейник, первой дипломированной женщиной-авиатором стала Лидия Виссарионовна Зверева, первой в мире женщиной-военным летчиком стала Евгения Михайловна Шаховская, а первой женщиной летчиком-испытателем стала Любовь Алексеевна Голанчикова.
В 1930-е годы профессия летчика стала настолько популярной, что сотни девушек и парней стали грезить о небе и самолетах. В 1932 году на Московском авиационном заводе № 22 по инициативе осоавиахимовской и комсомольской организаций была создана первая в стране общественная школа, готовившая лётчиков и других авиационных специалистов без отрыва от производства. В ней имелось шесть секций: планерная, лётная, авиамоторная, глиссерная, парашютная, авиамодельная и группа проектирования и постройки спортивных самолётов. Повсеместно летчики всех стран начали устанавливать мировые рекорды. Особое место в истории установления мировых рекордов принадлежит советским летчицам. Это не удивительно, так как в СССР авиационный спорт никогда не был прерогативой мужчин. Достаточно сказать, что из 46 мировых женских авиационных рекордов, зарегистрированных FAI , 44 принадлежат нашим летчицам. В октябре 1937 года летчицы B. C. Гризодубова и М. М. Раскова на легком самолете АИР-12 установили первый женский мировой рекорд дальности полета по прямой -1444,722 км на маршруте Москва -Актюбинск. За этим рекордом последовали другие мировые рекорды: дальности полета по прямой 2241,5 км и по ломаной линии 2371,99 км летчиц П. Д. Осипенко,В.Ф. Ломако и М. М. Расковой (Севастополь - Архангельск); дальности полета по прямой 5908,6 км и по ломаной линии 6150 км летчиц B. C. Гризодубовой, М. М. Расковой и П. Д. Осипенко на самолете АНТ-37 «Родина» (Москва - Хабаровский край). За этот последний перелет летчицам первым среди женщин было присвоено звание Героя Советского Союза. Молодые летчицы быстро стали кумирами советской молодежи, на них ровнялись и мечтали когда-нибудь повторить их путь. Но Великая отечественная война внесла большие коррективы в планы летчиц: о мировых рекордах пришлось забыть и пересесть на боевые самолеты.
Молодые люди, обучавшиеся и закончившие с отличием авиаклубы первыми пополнили ряды летных дивизий.
С первых же дней Великой отечественной войны многие девушки и женщины пошли в военкоматы, требуя отправить их на фронт. Они хотели наравне с мужчинами, с оружием в руках, защищать свою Родину.
В октябре 1941 года после призыва ЦК ВЛКСМ в Москве началось формирование женской авиачасти. Руководство было возложено на известную всей стране летчицу, Героя Советского Союза М. М. Раскову. Она руководила формированием авиагруппы из трех женских авиаполков: 586-го истребительного (Як-1), 587-го бомбардировочного (Пе-2) и 588-го ночного бомбардировочного (По-2). Последний носил неофициальное название — «Ночные ведьмы» . Позднее М. Раскова была назначена командиром 587-го бомбардировочного авиационного полка, позднее ему присвоили звание «Борисовский». Командиром бомбардировочного полка стала B.C. Гризодубова, совершившая около 200 боевых вылетов. А 588 бомбардировочному авиационному полку было присвоено звание «Гвардейский».
В перерывах между полетами, в тылу и передовой, летчицы уделяли большое количество времени письму. Вели дневники, писали письма, читали. Поэтому историки имеют огромный материал для изучения фронтовой жизни летчиц. В современной исторической науке огромное внимание уделяется источникам личного происхождения. Личные дневники, воспоминания - это лишь малая часть того, что доступно нам для изучения истории Великой Отечественной Войны. Дневники хранят в себе огромный объем информации, касательно жизни девушек на войне. Выбор темы диссертации объясняется возможностью использовать дневники и воспоминания при изучении жизни и досуга девушек-летчиц во время Великой отечественной войны. В данной работе будут рассмотрены и изучены дневники и письма штурмана 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка Евгении Рудневой , а также книги-воспоминания Марины Чечневой, Ирины Ракобольской и др., которые позволяют приоткрыть дверь в ту жизнь, которые вели девушки в сложных военных условиях. Они могут рассказать о том, как жили юные летчицы на передовой и в тылу, о чем думали и мечтали. Долгие годы вклад женщин-летчиц в победу в Великой отечественной войне был недооценён. Поэтому сейчас, когда ветеранов уже почти не осталось, сохранить в памяти потомков их подвиг особенно важно.
Актуальность данной диссертационной работы обусловлена
Объектом исследования данной магистерской диссертации являются женские авиационные полки на фронтах Великой отечественной войны 1941 - 1945 гг.
Предметом исследования стала боевая деятельность и повседневная жизнь трёх женских авиационных полков на различных этапах Великой Отечественной войны.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является изучение особенностей формирования женских авиаполков и их повседневной жизни на основе писем и дневников участниц боевых действий.
Для этого были поставлены следующие задачи:
1. Изучить ход и особенности формирования женских авиаполков в период Великой отечественной войны.
2. Детально проанализировать дневники и письма участниц боевых действий.
3. Рассмотреть участие женщин в военных кампаниях в составе женских авиационных полков.
4. Изучить особенности повседневной жизни женщин-летчиц.
Работа состоит из введения, содержания, трех глав, нескольких подглав, заключения и списка использованных источников, литературы и приложения.
Хронологические рамки исследования охватывают период от принятия Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами СССР решения о формировании женских авиационных частей Красной Армии 8 октября 1941 г. и до момента расформирования каждой из частей
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней были комплексно исследованы ход и особенности формирования всех трех женских авиаполков, их боевые участия в военных кампаниях и повседневная жизнь. Большая часть диссертации основана на воспоминаниях девушек-летчиц.
Степень научной разработанности проблемы. История участия женщин-авиаторов в Великой Отечественной войне, их героические подвиги в определённой мере получили освещение в российской исторической литературе. Наиболее полно эта проблема исследована Мурманцевой B.C. В ее солидных по историческому содержанию трудах обстоятельно раскрыты методологические проблемы и даны общие оценки участия советских женщин в Великой Отечественной войне, показан их трудовой подвиг в тылу, ратные дела на фронте, их участие в партизанском движении и других формах сопротивления немецкому фашизму.
Но, о женщинах-авиаторах Мурманцева B.C. пишет лишь в общих чертах, без углубления в суть и содержание особенностей данной проблемы.
Имеются специальные труды, посвящённые женщинам-авиаторам Великой Отечественной войны. В частности, данная проблема рассматривается л в научном исследовании Героя Советского Союза Чечневой М.П . Ею же написан ряд книг художественно-публицистического характера. Однако в своём научном труде Чечнева М.П. главное внимание сосредоточила на исследовании организаторской и идеологической роли
Коммунистической партии в создании и боевом применении женских авиационных частей в годы Великой Отечественной войны. Диссертант полагает, что по этой причине вне сферы внимания автора оказался человеческий фактор, а история женских авиационных полков дана весьма скупо. Вероятно, из-за весьма ограниченного доступа в те годы к архивным источникам, часть фактического, событийного материала нуждается в уточнении.
После окончания Великой отечественной войны, все записки, мемуары и письма летчиц были опубликованы. В 1948 году начальник штаба 46 авиаполка И. Ракобольская опубликовала свои записки «46-й Гвардейский», а в 1949 г. вышла в печать книга Н. Ульяненко «Незабываемое». В 1962 году М. А Казаринова и А. А. Полянцева издали сборник воспоминаний и очерков «В небе фронтовом».
В 1999 году кандидат исторических наук Л. Д. Лактионова защитила диссертацию на тему «Женские авиационные части в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Историческое исследование». В данной диссертации историк детально рассмотрела лишь одну грань, а именно - боевую деятельность трех женских авиаполков. на основе
Деятельностью трех авиационных полков на сегодняшний день занимаются два профессиональных историка: Светлана Чудинова и Юлия Плетнева. В социальной сети ВКонтакте они создали группу, посвященную трем женским авиационным полкам. Так же историки серьезно занимаются поиском родственников летчиц. В группе публикуются фото и видеоматериалы, отчеты по проделанной работе. В октябре 2017 года Светлана Чудинова в соавторстве с Андреем Симоновым издали книгу "Женщины - Герои Советского Союза и России".
Информационная база диссертации была весьма разнообразной, поэтому соискатель считает возможным объединить все использованные им источники в пять отдельных групп.
К первой группе относятся источники личного происхождения: письма и дневники Евгении Рудневой, штурмана 46 НЛБАП; воспоминания Марины Чечневой, командира эскадрильи 46 НЛБАП; Нины Ульяновой; Хиуаз Доспановой; интервью ветеранов;
Ко второй группе используемой литературы относится зарубежная историография.
К третьей группе относятся государственные и партийные документы; материалы общественных организаций, а также документы политического и военного руководства Красной Армии, руководства ВВС.
Четвертая группа используемой литературы включает в себя опубликованные и не опубликованные диссертации.
Пятая группа источников включает в себя кинофотофонодокументы.
В неё включили посвященные полкам документальные и художенственные фильмы, интервью с ветеранами полка и фотографии военных лет.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Всё дальше вглубь человеческого сознания уходят события Великой отечественной войны 1941-1945 гг., но время не властно над исторической памятью. Человечество всегда будет помнить, что среди миллионов вооружённых борцов с немецким фашизмом в годы Великой отечественной войны было около 1 миллиона женщин. Они сражались наравне с мужчинами во всех родах войск Красной Армии. Тысячи женщин были бойцами за Родину: лётчиками, штурманами, бортстрелками, радистами, механиками, прибористами, мотористами, вооруженцами и т.д.
Беспрецедентным в истории мировой авиации событием стало участие в Великой отечественной войне трёх женских авиаполков.
На основании проведённого исследования автор пришла к нескольким выводам, которые обеспечивают беспрецедентность этого события. Во- первых, его участницами 46 НБАП были исключительно женщины, в 587 и 856 авиаполках женский состав преобладал над мужским. Во-вторых, женские авиаполки были совершенно различны по характеру выполняемых боевых задач, относились к разным родам авиации, а также по типам самолётов, состоящих на вооружении. Это стало убедительным доказательством способности советских летчиц успешно выполнять боевые задания на любых типах самолётов и это обеспечило уникальность и беспрецедентность данного события. В-третьих, поразительной была высокая эффективность боевой работы женских авиаполков. Если бы практиковалось фиксирование мировых рекордов и достижений женских лётных экипажей в боевых действиях в годы войны, то советским военным лётчикам-женщинам по праву принадлежал бы весь перечень таких героических и военноавиационных рекордов.
Формирование женских авиаполков в начальный период Великой отечественной войны было, в определённой мере, вынужденной необходимостью. В первые дни войны гитлеровские войска нанесли сильный урон советским ВВС. В первый же день войны 66 аэродромов ВВС Красной армии подверглись бомбардировке. Только 22 июня 1941 г. Красная армия потеряла 1200 боевых самолётов, а за период с 22 июня по 31 декабря 1941 г. суммарные потери составили 17900 боевых самолётов или 59,9 процентов всего состава боевых самолётов её Военно-Воздушных Сил. Значительными были потери кадрового состава авиаторов Красной Армии. К осени 1941 г. на Юго-Западном, Западном и Северо-Западном фронтах превосходство авиации противника превышало более чем в 4 раза. Гитлеровская армия полностью захватили стратегическую инициативу в воздухе.
К осени 1941 г. над Советским союзом нависла угроза, столица СССР оказалась под угрозой захвата и уничтожения. В конкретных условиях сложившейся ситуации советское политическое и военное руководство вынуждено было признать существование реальной угрозы противника.
К тому же необходимо было использовать все возможное для подъема морально-боевого потенциала Красной армии. Само присутствие женщин на войне, желание мужчин помочь женщинам, защитить их, по убеждению автора, было мобилизующим и вдохновляющим фактором для мужчин, поднимало их морально-боевой дух и побуждало на подвиг.
В этом состояли факторы необходимости мобилизации женщин в ряды вооружённых защитников СССР и создания женских авиационных полков. Инициатором создания женских авиационных полков была герой Советского союза М. М. Раскова.
Реализации этой инициативы способствовало множество благоприятных факторов. Юридическое и фактическое осуществление равноправия женщины с мужчиной в СССР позволило советским девушкам всецело реализовать свои права. Благодаря целенаправленной организаторской и идеологической работе партийного и государственного аппарата Советского союза, накануне Великой отечественной войны миллионы юношей и девушек, преимущественно на добровольной основе, получили все необходимые военные знания и навыки, овладели военными специальностями. Это был важнейший фактор успешного решения задачи мобилизации женщин уже в начальный период Великой отечественной воины. Так же с первых лет развития авиации женщины стремились овладеть этой профессией, а в 30-е годы, вдохновленные подвигами советских лётчиков, десятки тысяч девушек пришли в авиацию, успешно освоили все основные авиационные специальности. Они были мощной основой создания авиационных полков и хорошим резервом их пополнения.
Все эти факторы были приняты во внимание при рассмотрении и одобрении Сталиным предложения М. М. Расковой, по приказу от 8 октября 1941 г. было положено начало формирования женских авиационных полков. Первоначально при Военно-воздушной академии им. профессора Н.Е. Жуковского начала свое формирование женская авиационная группа, на основе которой было принято решение сформировать три женских авиационных полка: два бомбардировочных и один истребительный. Командиром этой авиационной группы была назначена майор Раскова М.М.
Боевые задачи летными экипажами 588 НБАП выполнялись в условиях господства в воздухе авиации противника, его мощной противовоздушной обороны, в сложнейших метеорологических условиях. Тактика
«максимальных ночей» в период боевых действий при освобождении Польши, когда лётные экипажи за одну ночь совершали по 18 боевых вылетов для бомбардировки наземных целей противника, является беспрецедентной в истории военной авиации.
За мужество и героизм в боях с гитлеровскими оккупантами 588 НБАП был удостоен звания «Гвардейский» и был переименован в 46 Гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк, ему было присвоено почётное наименование «Таманский» и он был награжден орденом Красного Знамени и орденом Суворова III степени.
Вклад 46 НБАП велик: по неполным данным, 46 НБАП полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолет, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов. Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности. Также было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окруженным советским войскам. Бомбового груза 2 902960 кг, горючей жидкости 26000 шт.
Такой же оценки заслуживает и боевая история 587(125 Гвардейского) бомбардировочного авиационного полка. Сформированный преимущественно из женщин, 587 бомбардировочный авиационный полк начал свой боевой путь 1 декабря 1942 г., громя гитлеровскую группировку войск, окруженную под Сталинградом. За 890 суток боевой деятельности фронтовые трассы полка пролегли от берегов Волги через Северный Кавказ и Кубань, Оршу, Смоленск и Витебск, по Белоруссии и Прибалтике и завершились 9 мая 1945 г. в Восточной Пруссии.
Самолет Пе-2, состоявший на вооружении 587 БАП, «брал» на борт до 1100 кг бомбового груза, имел мощное оборонительное вооружение, высокую скорость полёта. Он относился к числу пикирующих бомбардировщиков и считался самолётом «не для женщин», требовавшим при его пилотировании не только высокого профессионального мастерства и мужества, но и большой физической силы (особенно в момент пикирования на вражеские цели) и огромной воли, силы духа. Беспрецедентным в истории мировой авиации является тот факт, что целый полк советских женщин, освоив этот грозный самолёт и использовав все его возможности, успешно громил на нём гитлеровских оккупантов и качественно выполнял все возложенные на него боевые задачи.
Активно участвуя во всех операциях Красной Армии на направлениях своей боевой деятельности 587 (125) БАП, в основном, наносил удары по мощным, сильно укрепленным и защищенным от нападения с воздуха объектам противника, а также по скоплениям вражеской боевой техники и живой силы, по гитлеровским аэродромам, железнодорожным узлам и станциям, мостам и переправам через реки и т.д.
За период непосредственного участия в Великой Отечественной войне 587 (125) БАП совершил 1134 боевых авиавылета, сбросил на гитлеровцев 980 тонн бомб. Героические подвиги лётчиков полка получили высокую оценку Верховного Главнокомандующего и Советского правительства. Полку, после гибели его первого командира Героя Советского Союза Расковой М.М., было доверено носить имя этой прославленной героини. 3 сентября 1943 г. полку было присвоено звание «Гвардейский», и он был переименован в 125 Гвардейский бомбардировочный авиационный полк. За освобождение белорусского г. Борисова полк получил собственное наименование «Борисовский», за эффективные боевые действия, мужество и героизм личного состава он был награжден орденами Суворова III ст. и Кутузова III ст. Пять лётчиков и штурманов полка были удостоены звания Героя Советского Союза, а фактически весь личный состав полка был награжден орденами и медалями Советского Союза. Исследовав боевую историю полка, диссертант вынуждена констатировать, что вклад полка в победу над гитлеровскими оккупантами, его боевые подвиги и безвозвратные потери лётчиков, штурманов, стрелков-радистов пока оценены не полной мерой.
Боевая история 586 ИАП достойна увековечения в истории российской и мировой авиации. Первым командиром полка была майор Т. А. Казаринова Боевой путь полка протяжённостью в 1111 суток начался 24 апреля 1942 г. с обороны от воздушного нападения г. Саратова, моста через р. Волгу и транспортных путей, примыкавших к Саратову. Воздушные трассы полка, вооружённого самолётами-истребителями типа «Як», пролегли от Саратова к Воронежу, затем по Курской земле к берегам Днепра и столице Украины г. Киеву, а от Киева через Житомир, города Молдавии в Венгрию и завершился в г. Будапеште. Выполняя эти, весьма разнообразные задачи, полк совершил 2699 боевых авиавылетов, его лётные экипажи провели 125 воздушных боев и сбили 38 вражеских самолётов, а также уничтожили значительное количество живой силы и боевой техники противника на земле.
Однако боевые победы полков оплачивались ценой тяжёлых безвозвратных потерь его личного состава. В боях с гитлеровцами 46 НБАП понес значительные потери - погибли 32 девушки. В 586 ИАП погибло 9 человек. Их блистательные подвиги не могут не быть увековечены в истории российской военной авиации, в истории России.



1. Гельман П. О боях, пожарищах и друзьях-товарищах / П. Г ельман. - М., 1995. 43 с.
2. Доспанова Х. Под командованием Расковой. Воспоминания военного летчика / Х. Доспанова. -Алма-Ата: Казгослитиздат. 1960. 64 с.
3. Доспанова Х. Халкым Уттнн (За отвагу) / Х. Доспанова. -1963. 68 с.
4. Магид А. Гвардейский таманский авиационный полк / А. Магид- ДОСААФ. М., 1953, 2-е изд. 1960. 288 с.
5. Магид А. О маленьком самолете / А. Магид-М.: ДОСАРМ, 1951.-84 с.
6. Ракобольская И. 46-й Гвардейский // Славные дочери советского народа / И. Ракобольская-М., 1948. 79 с.
7. Ракобольская И. «Пока стучит сердце». Дневники и письма Г ероя Советского Союза Евгении Рудневой / И. Ракобольская-М., 1954; 2-е изд. 1958; 3-е изд. 1995. 256 с.
8. Ракобольская И. В., Кравцова Н. Ф. Нас называли ночными ведьмами / И.В. Ракобольская, Н.Ф. Кравцова-М. Изд-во МГУ, 2005—с 71.
9. Ульяненко Н. Незабываемое / Н. Ульяненко-Ижевск. 1949. 62 с.
10. Чечнева М. Самолеты уходят в ночь / М. Чечнева-М., 1961. 156 с.
11. Чечнева М. Небо остается нашим / М. Чечнева. 61 с.
12. Чечнева М. Боевые подруги мои / М. Чечнева.-Москва: ДОСААФ.
1968. - 269 с.
13. Чечнева М. Повесть о Жене Рудневой / М. Чечнева - М., 1978. 65 с.
ИСТОЧНИКИ
ОПУБЛИКОВАННЫЕ
1. Бердникова Д. Советская женщина в Отечественной войне // Пропагандист и агитатор, 1944. № 4. 72 с.
2. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: слов. - справ. / под ред.
М. Кирьяна. М.: Политиздат, 1988; С 269
3. Владимир Шляхтерман. В небе только ведьмы. // Секреты истории. Совершено секретно. №10/221.-10.2007
4. Владимир Шляхтерман. В небе только ведьмы. // Секреты истории. Совершено секретно. №10/221.-10.2007
5. Всесоюзная перепись населения 1939 года: основные итоги / сост. Ю.А. Поляков [и др.]. М.: Наука, 1992; с 251
6. Всесоюзная перепись населения 1939 года: основные итоги. СПб.: Рус.- Балт. информ. центр БЛИЦ, 1999; С. 244
7. Девушки войны. Очерки о девушках - героинях Великой Отечественной войны. М.: Молодая гвардия. 1944; с
8. Кто они, герои войны? // Пока стучит сердце: Дневники и письма Героя Советского Союза Евгении Рудневой. Изд. МГУ. 1995; 256 с.
9. Мурманцева B.C. Женщины в солдатских шинелях. // В. С. Мурманцева. М.: Воен-издат, 1971; 160 с.
10. Мурманцева B.C. Новейшая литература о ратном и трудовом подвиге женщин в годы Великой Отечественной войны // Вопросы истории, 1983. № 9. 153 с.
11. Мурманцева B.C. Они защищали небо Родины // Военно-исторический журнал, 1970. № 3. 170 с.
12. Мурманцева B.C. Ратный и трудовой подвиг советских женщин // Военно-исторический журнал, 1985. № 5. 130 с.
13. Революция и гражданская война в России: 1917—1923 гг. Энциклопедия в 4 томах. — Москва: Терра, 2008. — Т. 4;560 с. — (Большая энциклопедия). — 100 000 экз
14. Русский архив: Великая Отечественная: Приказы народного комиссара обороны СССР 22 июня 1941 г. — 1942 г. ф. 4, оп. И, д. 62, Подлинник. Т. 13 (2-2). — М.: Терра, 1997; 448 с.
15. Советская историческая энциклопедия. - М.: Сов. Энциклопедия, 1967. Т.10.; Греков Б.Д. Киевская Русь. - М., 1953; 534 с.
16. Советская историческая энциклопедия. - М.: Сов. Энциклопедия, 1969. Т. 12. С. 630; Лукашевич К. Славная севастопольская оборона. -М.: типография Т-ва И.Д Сытина, 1911; 976 столб.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексиевич С.А. У войны не женское лицо: последние свидетели. Повести. М.: Советский писатель, 1988; 85 с.
2. Героини войны. Очерки о женщинах - Героях Советского Союза. М.: Госполитиздат, 1963; 719 с.
3. Казаков И.Г. Идейно-политическое воспитание в действующей Красной Армии (июнь 1941 - май 1945): Историографическое исследование: Диссертация кандидата исторических наук. М.: ГАВС, 1992; 26 с.
4. Костаков Г.И. Деятельность Коммунистической партии по патриотическому воспитанию личного состава ВВС в годы Великой Отечественной войны: Диссертация кандидата исторических наук. М.: ВПА, 1972;
5. Литвин Т.Я. Их славит Родина. Документальные очерки о советских женщинах - участницах Великой Отечественной войны. М.: Госполитиздат, 1959. 176 с.
6. Маркова Г.И. Расскажи, берёза. Документальные повести. М.: Воениздат, 1983. 255 с.
7. Маслов М.А. Прославленный ПО-2. «Небесный тихоход», «кофемолка», «чокнутый будильник». // М. А. Маслов. - М.: Яуза.: Эксмо, 2016.-160 с
8. Мишакова О.П. Советская девушка в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1944; 64 с.
9. Мурманцева B.C. Советские женщины в Великой Отечественной войне.
// В. С. Мурманцева. М.: Мысль, 1974;
10. Панов Д. П. Русские на снегу. Судьба человека на фоне исторической метели // Д. П. Панов. Львов, изд-во Сполом, 2003 г. 978 с;
11. Попова Н. Женщины Страны социализма. М.: Профиздат, 1948;
12. Ракобольская И. Кравцова Н. Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46 гвардейский полк ночных бомбардировщиков / И. Ракобольская, Н. Кравцова. Издательство Московского университета. 2005, с. 24
13. Сангаджиева Б.Б. Дочери Родины. Сборник. М.: ДОСААФ, 1978;
14. Силласте Г. Женские Элиты в России. Сущность и особенности // Безопасность, 1993. № 6. С. 45-50;
15. Смирнов В.А. Партийное руководство деятельностью Осоавиахима СССР по укреплению авиации Красной Армии и Флота в годы предвоенных пятилеток (1928-июнь 1941): Диссертация кандидата исторических наук. М.:ВВА им. Ю. А. Гагарина, 1989;
16. Стрехин Ю.Д. «Есть женщины в русских селеньях». М.: Советская Россия, 1970;
17. Физелер Б. Женщины на войне: ненаписанная история // Mascha + Nina +
Katjuscha: Frauen in der Roten Armee 1941 - 1945. Berlin, 2002. S 11-
18.Чечнева М. Боевые подруги мои // М. Чечнева.-Москва: ДОСААФ. 1968. - 269 с.
19.Чечнева М.П. Коммунистическая партия - вдохновитель боевого подвига советских женщин в Великой Отечественной войне (на примере ВВС): Диссертация кандидата исторических наук. М.: МИНХ, 1968.
20. Шумихин B.C., Медведев А.В., Нессен Г.Д. Деятельность
Коммунистической партии по укреплению Военно-Воздушных Сил в годы Великой Отечественной войны. М.: ВВИА, 1970;
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Furst J. Heroes, Lovers, Victims - Partisan Girls during the Great Fatherland War: an analysis of documents from the spetsotdel of the former Komsomol Archive // Minerva: Quarterly Report on Women and the Military. 2000. Vol. XVIII. № 3-4. P. 38-75.Kasimira. Women in air war the eastern front of World war II. Nepean, Canada, 1997.
2. Myles B. Night Witches. The Untold Story of Soviet Women in Combat. Chicago, 1990.
3. Noggle A. A Dance with Death. Soviet Airwomen in World War II. Texas Univ. Press, 1994.
4. Pennington R. Wings, women, war. University press of Kansas, 2001.
5. Rossi M. «Le streghe della notte». Storia e testimonianze dell'aviazone femminile in URSS (1941-1945). Edizioni Unicopy, 2003.
6. The Elmbridge Hundred, 2009, 2010 - Article on Hilda Hewlett by Anne Wright


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ